Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 01.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 5
1.1 Характеристика эмоционально-волевой сферы детей с РАС 5
1.2 Особенности развития поведения у детей с РАС 10
1.3 Техники и технологии коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с РАС 13
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ 18
У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС 18
2.1 Описание методик диагностики 18
2.2 Теоретический анализ методов коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения детей с РАС 20
Выводы по главе 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Использование на практике рецептивной коррекции предполагает восприятие музыки, и она может применяться на предварительном этапе для установления и стабилизации эмоционально–доверительного контакта с ребенком, формирования благоприятной обстановки. На следующих этапах работы могут быть использованы технологии активной музыкальной коррекции. При этом дети с ранним детским аутизмом могут играть на разных музыкальных инструментах, двигаться под музыку, исполнять ритмико-мелодические упражнения.Деятельность по развитию коммуникативной активности должна осуществляться в первую очередь на индивидуальных занятиях, потом, после некоторых стабильных достижений, детей с РАС уже возможно объединять в группы.Основной целью подготовительного этапа коррекционной работы эмоционально-волевой сферы и поведения детей представляется установление стабильного эмоционально-доверительного контакта с ребенком.При установлении подобного контакта необходимо следить за тем, чтобы полностью исключалось какое–либо давление или нажим, не было обращения напрямую к ребенку для избежание негативных для него ситуаций.На этом этапе в процессе индивидуальных занятий ребенку с ранним детским аутизмом может включаться музыка. При этом лучше использовать тихую и мелодичную музыку, которая на эмоциональном уровне восприятия весьма способствует понижению тревожности, страха на первом этапе коммуникаций с таким ребенком.Всем без исключения детям в процессе коррекционной работы можно давать свободу в их собственных действиях. Это, прежде всего, выражается в том, что они могут трогать различные музыкальные инструменты и предметы, которые находятся в комнате для музыкальных занятий. Рассмотрим далее содержание основного этапа коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом. Целью этого этапа исследования должно быть развитие понимания обращенной к ребенку речи, а также возможная активизация его экспрессивной речи.Для достижения этой цели могут быть сформулированы следующие задачи[4, с .61]:1. Развитие невербальных отношений при помощи применения музыкальной деятельности;2. Стимулирование у ребенка вербальной реакции (т.е. вокализации в процессе занятий);3. Формирование осмысленного отношения к музыкальным инструментам и применение голоса;4. Развитие музыкально-ритмических навыков;5. Развитие навыков движений под музыку.Приведем общую структуру занятия:На начальном этапе все занятия, как уже говорилось выше, должны осуществляться только в индивидуальной форме с каждым ребенком. Занятиямогут проводить логопед и музыкальный руководитель.Начинать занятие необходимо с обязательного приветствия.Приход ребенка должна при этом сопровождать расслабляющая и негромкая музыка. Воспитатель приветствует ребенка с помощью какого-то музыкального инструмента либо просто распевая фразу, к примеру, «Здравствуй, Ле-на» (при этом сам напев может сопровождаться и хлопками в ладоши).Во время такого приветствия важно попытаться установить визуальный контакт с ребенком. Надосделать так, чтобы ребенок с РАС посмотрел на воспитателя и поздоровался с ним. Если при этом он не мог ответить словами, то ему можно предложить постучать, к примеру, по бубну либо похлопать по ладоням воспитателя.Далее в занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы должно осуществляться прослушивание музыки, что весьма способствует расширению кругозора и словарного запаса, а также развитию музыкального слуха у ребенка с РАС.Ребенку можно предложить прослушать музыкальное произведение либо его отрывок. Существенную роль при этом может сыграть и повторное такое слушание. Частое повторение музыкальных произведений облегчит детям процесс запоминания, а крое этого, даст возможность полюбить музыку.Активность восприятия формируется также методами привлечения внимания к характеру более контрастных музыкальных произведений. Разнообразный тип музыки дети могут при этом демонстрировать движениями своих рук: на веселую, плясовую мелодию - ручки танцуют, на спокойную музыку - руки прячутся ребенком за спину. Таким образом в коррекционной деятельности происходит обучение детей с РАС умению слушать музыку, а также узнавать знакомые мелодии и различать яркий характер музыки.Для занятийнеобходимо подбирать песни с наиболее простыми словами, припевы которых включены в определенные звукоподражания, слоги либо просто гласные звуки. При этом значимо, чтобы такая песня была не только доступной, но и интересной ребенку с РАС. Если было выявлено, что ребенок выражает заинтересованность к некоторой теме, то можно включить в репертуар песню на данную тему;при этом слова припева можно заменить на слоги – подобные звукоподражания.Кроме этого, на занятиях следует применять песни, которые считаются «взрослыми», включая определенные старинные романсы и песни из известных отечественных кинофильмов[4, с. 67].Кроме этого,в коррекционной работе по развитию эмоционально-волевой сферы и поведения детей с РАС можно использовать в работе на музыкальных занятиях и музыкально - ритмические упражнения, которые помогут делать движения в пространстве, управлять собственным телом и регулировать мышечный тонус.Могут применяться на коррекционных занятиях такие двигательные упражнения как ходьба, прыжки, различные упражнения для рук, хлопки, притопы, упражнения с погремушками и игрушками. При этом в процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений воспитатели могут давать детям простые словесные инструкции, к примеру, «иди», «беги», «подай», «покажи». В итоге тем самым развивается также глагольный и предметный словарь у детей с РАС.Выводы по главе 2Проведенный теоретико-методологический анализ позволяет в заключении настоящей главы сформулировать следующие выводы:1. В результате коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы и поведения возможно существенно улучшить состояние эмоционально-волевой сферы у детей с РАС, им будет проще выражать свои собственные эмоции и предпочтения, а также желания и отношение к ситуации в процессе коммуникаций со сверстниками и взрослыми.2. У детей зачастую по завершению коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы и поведения может появиться реакция на обращенную к ним речь. 3. Можно предположить, что после проведенных коррекционных занятий дети с РАС приобретут новые средства поведения. По окончанию коррекционной работы они смогут совмещать отдельные звукоподражания с жестами, применять все виды коммуникации для собственного общения.ЗАКЛЮЧЕНИЕАутизм можно определить, как «экстремальное» состояние одиночества ребенка. При аутизме обнаруживается снижение способности к установлению и поддержанию эмоционального контакта, коммуникациии социальному развитию ребенка в целом.На сегодняшний день, по причине клинического разнообразия проявлений этого нарушения, а также с чисто прикладной позиции в коррекционной деятельности с детьми с различными формами аутистических расстройств встречается немало общего и как своеобразный компромисс между теорией и практикой сформировался термин «расстройства аутистического спектра - РАС», который объединяет все варианты аутистических расстройств личности ребенка.Сейчас обнаруживается выраженная тенденция к росту частоты встречаемости нарушений аутистического спектра у детей. По причине этого вопрос о возможностях социализации и формирования оптимальных поведенческих навыков у детей с расстройствами аутистического спектра весьма значим и актуален.Вопросы развития эмоционально-волевой сферы и поведения традиционно находятся в центре внимания современных отечественных и зарубежных исследователей в связи с его важнейшей значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно если это касается детей с ранним детским аутизмом.Данное нарушение у ребенка негативно отражается в первую очередь на его психическом развитии, развитии эмоционально-волевой сферы и поведенческих характеристиках, тем самым ограничивая способности познания окружающего мира и развитие навыков общения. Развитие и формирование коммуникативных навыков детей с РДА осуществляется в непосредственном процессе общения в коллективе, с семьей и сверстниками. Проведенное исследование показало, что крайне важно создавать соответствующие его индивидуальным особенностям психолого-педагогические условия, которые будут способствовать развитию психических процессов и навыков общения.Поведенческие навыки и особенности эмоционально-волевой сферы развиваются и формируются у детей с ранним детским аутизмом в процессе всей образовательно-коррекционной работы в системном процессе целенаправленного развития всего поведения. Список использованной литературы:Альвин Дж. Музыкальная терапия для детей с ранним аутизмом. М.: Теревинф, 2016. - 208 с.Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2016. №1. с.47-54 Аршатская О.О психологической помощи детям дошкольного возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2016. № 8. с. 63-70. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2017. - 222 с.Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., Теревинф, 2017. - 338 с.Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 2017. - 240 с.Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический проект, 2017. –784 с.Богдашина О.Н. Аутизм: определение и комплексная диагностика. Донецк: Лебедь, 2016. – 166 с.Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Теревинф, 2017. - 280 с.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 2018. - 64 с.Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2019. – 312 с.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство - Пресс, 2017. - 144 с.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2017. - 527 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2018. – 224 с.Зайцева Л.И. Коррекционная программа развития межличностных отношений детей с РАС дошкольного возраста. М., 2018. – 411 с.Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: 2017. - с. 129-131. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2017. -208 с.Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика, 2018. – 76 с.Детская логопсихология: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2018. – 175 с.Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. М.: Академия, 2017. - 143 с.Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2018. - 286 с.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Владос, 2016. - 112 с.Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 150 с.Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоциональной сферы. - М.: Теревинф, 2016. - 28 с.Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: ВГТУ, 2016. – 449 с.Коэн Ш. Как жить с аутизмом? - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2018. – 240 с.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Академия, 2016. – 153 с.Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Академия, 2016. – 117 с.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2018. – 318 с.Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме // Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2017. – 465 с.Мастюкова Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Классикс Стиль, 2017. – 320 с.Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М.: Сигнал, 2017. – 101 с.Морозова С. С. Аутизм: коррекционная деятельность при тяжелых формах. М., Аспект-пресс, 2016. – 412 с.Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Самара: Книга, 2016. – 324 с.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых формах. - М.: Владос, 2017. - 176 с.Никольская О. С. Проблема обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия. СПб.: Дидактика, 2017. – 599 с.Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2016. – 112 с.Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2017. – 237 с.Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2018. – 334 с.Фатерс Л., Ланзинд М. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – М., БелАПДИ, 2018. – 240 с.
1. Альвин Дж. Музыкальная терапия для детей с ранним аутизмом. М.: Теревинф, 2016. - 208 с.
2. Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2016. №1. с.47-54
3. Аршатская О.О психологической помощи детям дошкольного возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2016. № 8. с. 63-70.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2017. - 222 с.
5. Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., Теревинф, 2017. - 338 с.
6. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 2017. - 240 с.
7. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический проект, 2017. –784 с.
8. Богдашина О.Н. Аутизм: определение и комплексная диагностика. Донецк: Лебедь, 2016. – 166 с.
9. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Теревинф, 2017. - 280 с.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 2018. - 64 с.
11. Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2019. – 312 с.
12. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство - Пресс, 2017. - 144 с.
13. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2017. - 527 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2018. – 224 с.
15. Зайцева Л.И. Коррекционная программа развития межличностных отношений детей с РАС дошкольного возраста. М., 2018. – 411 с.
16. Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: 2017. - с. 129-131.
17. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2017. -208 с.
18. Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика, 2018. – 76 с.
19. Детская логопсихология: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2018. – 175 с.
20. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. М.: Академия, 2017. - 143 с.
21. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2018. - 286 с.
22. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Владос, 2016. - 112 с.
23. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 150 с.
24. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоциональной сферы. - М.: Теревинф, 2016. - 28 с.
25. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: ВГТУ, 2016. – 449 с.
26. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2018. – 240 с.
27. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Академия, 2016. – 153 с.
28. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Академия, 2016. – 117 с.
29. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2018. – 318 с.
30. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
31. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.
32. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме // Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2017. – 465 с.
33. Мастюкова Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Классикс Стиль, 2017. – 320 с.
34. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М.: Сигнал, 2017. – 101 с.
35. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная деятельность при тяжелых формах. М., Аспект-пресс, 2016. – 412 с.
36. Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Самара: Книга, 2016. – 324 с.
37. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых формах. - М.: Владос, 2017. - 176 с.
38. Никольская О. С. Проблема обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия. СПб.: Дидактика, 2017. – 599 с.
39. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2016. – 112 с.
40. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2017. – 237 с.
41. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2018. – 334 с.
42. Фатерс Л., Ланзинд М. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – М., БелАПДИ, 2018. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности эмоционально волевой сферы наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра?
У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) наблюдаются такие особенности эмоционально волевой сферы, как ограниченный набор эмоциональных реакций, проблемы в распознавании эмоций у других людей, слабая регуляция эмоций и наличие проблем в формировании волевого поведения.
Какие особенности развития поведения наблюдаются у детей с расстройством аутистического спектра?
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются такие особенности развития поведения, как повторяющиеся стереотипные движения, сниженная социальная активность, проблемы с коммуникацией и взаимодействием с окружающими, а также трудности в игровой активности и самообслуживании.
Какие техники и технологии используются для коррекции эмоционально волевой сферы и поведения у детей с расстройством аутистического спектра?
Для коррекции эмоционально волевой сферы и поведения у детей с расстройством аутистического спектра используются различные техники и технологии, например, психологическая коррекция, игровая терапия, сенсорная интеграция, обучение социальным навыкам, коммуникативные и комплексные программы, а также физическая активность.
Какие основные выводы можно сделать по главе, посвященной исследованию эмоционально волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра?
Основные выводы по данной главе говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеют особенности в эмоционально волевой сфере и в поведении, которые требуют коррекционной работы. Для этой цели могут использоваться различные техники и технологии, направленные на развитие эмоциональных и волевых навыков у детей с РАС.
Какие особенности эмоционально волевой сферы наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра?
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются особенности в эмоционально волевой сфере, такие как ограниченная эмоциональная реактивность, слабая способность к эмпатии и пониманию чужих эмоций, повышенная чувствительность к звукам, запахам и осязанию, а также трудности с самоконтролем и управлением своим поведением.
Как развивается поведение у детей с расстройством аутистического спектра?
Поведение у детей с расстройством аутистического спектра развивается с определенными особенностями. Они могут иметь трудности с установлением контакта с окружающими, проявлять ригидность и упорство в выполнении рутинных действий, демонстрировать повышенный интерес к определенным предметам или темам, а также испытывать трудности с адаптацией к новым ситуациям и правилам.
Какие техники и технологии используются для коррекции эмоционально волевой сферы и поведения у детей с расстройством аутистического спектра?
Для коррекции эмоционально волевой сферы и поведения у детей с расстройством аутистического спектра применяются различные техники и технологии, такие как терапия постановки задач, поведенческая терапия, игровая терапия, коммуникативная терапия, сенсорная интеграция и другие. Они направлены на развитие недостающих навыков и помощь ребенку в адаптации к социальным ситуациям.
Какие особенности развития поведения можно наблюдать у детей с расстройством аутистического спектра?
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются особенности в развитии поведения, такие как ригидность в выполнении рутинных действий, повышенная заинтересованность в определенных предметах или темах, трудности в установлении контакта с окружающими, а также повышенная чувствительность к внешним раздражителям.
Какие особенности имеет эмоционально волевая сфера у детей с расстройством аутистического спектра?
Дети с расстройством аутистического спектра обычно проявляют нарушения в эмоциональной сфере. Они могут испытывать затруднения в распознавании и выражении своих эмоций, иметь ограниченный набор эмоциональных реакций и трудности с эмоциональной регуляцией.