Пары «переходный и непереходный глагол» и представленность этих пар в корпусе. Анализ статистических данных на основе корпуса русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 20 20 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 10.03.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Определение переходности глаголов 4
2. Понятие о переходных и непереходных глаголах. 7
3. Категория возратности/невозратности 14
Заключение 18
Литература 19

Фрагмент для ознакомления

Объект - это очень широкое и абстрактное понятие. Оно охватывает две конкретные вещи, которые преобразуются или создаются в результате действия (построить железные штаны, построить дом) и абстрактные понятия (чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость).Категория возратности/невозратностиКатегория возвратности обозначает отношение действия (состояния) к субъекту. Различаются возвратные глаголы и возвратные формы невозвратных глаголов. Возвратные глаголы без постфикса –ся не употребляются (улыбаться, смеяться и под.); возвратные формы могут употребляться и с постфиксом –ся, и без него (одевать – одеваться, катать – кататься и под.). По значению возвратные глаголы и возвратные формы глаголов нередко бывают омонимичными.Возвратные формы глаголов образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов. При этом семантика, значение глагола, от которого образована возвратная форма, существенно меняется.Если возвратная форма образована от непереходного глагола, то значение основного глагола меняется следующим образом:1. Действие, названное в производящей основе глагола, усиливается: стучать - стучаться;2. Действие, названное в производящей основе глагола, наоборот, ослабевает: чернеет – чернеется. Если возвратная форма образована от переходного глагола, то значение основного глагола меняется следующим образом:1. Глагол приобретает собственно-возвратное значение. При этом постфикс –ся = по значению местоимению себя: умывается – умывает себя, причёсывается – причёсывает себя и под.2. Глагол приобретает взаимно – возвратное значение. –ся = друг друга: обниматься – обнимать друг друга, целоваться – целовать друг друга.3. Глагол приобретает общевозвратное значение. Постфикс -ся =сам:обрадоваться, удивиться (общее значение – изменение состояния).4. Глагол приобретает косвенно-возвратное значение. –ся = для себя, в      своих интересах: запасаться на зиму (для себя).5. Глагол приобретает активно-безобъектное значение, при этом речь идёт о характеристике, свойстве какого-то объекта, результат воздействия субъект может испытать на себе (поэтому активно): корова бодается, собака кусается и под.6. Глагол приобретает пассивно-безобъектное значение, при этом речь идёт также о характеристике объекта, но результат воздействия на себе субъект не ощущает (поэтому пассивно): нитки рвутся, стекло бьётся и под.7. Глагол приобретает значение непроизвольного действия: поранился, ударился, ушибся.Исследователи современного русского языка определяют развитие категории переходности у непереходных глаголов как активный грамматический процесс, который может стать причиной изменения содержания самой глагольной категории переходности, а также кардинальной перестройки норм синтаксической сочетаемости в русском языке. Развитие категории переходности у непереходных глаголов в современном русском языке следует рассматривать в связи с теми способами, благодаря которым и происходит перенесение свойств переходных глаголов на непереходные.Данный процесс может происходить без изменения исходной формы глагола, но сопровождаться изменением семантики глагола. Приведем примеры из разговорной речи:Нас всех вступают в общество охраны природы; Снега нету, дождь весь его растаял; Приходилось все время стоять кого-то в очереди; Не надо меня дрожать; Вы обедали? Давайте я вас пообедаю.Непереходные глаголы вступать, растаять, стоять, дрожать, обедать в данных примерах становятся переходными и получают возможность сочетаться с местоимениями в форме винительного падежа без предлога, которые выполняют синтаксическую функцию прямого дополнения. В результате субъект действия становится объектом действия, что подчеркивает каузативность отношений между ними: «мы не сами вступили в общество охраны природы, а нас заставили это сделать»; «снег не просто растаял, а растаял под воздействием дождя»; «оставлять кого-то, чтобы он стоял в очереди»; «я не сам дрожу, кто-то заставляет меня дрожать» или «кто-то кормит меня обедом». В выражении Не провисай живот [2] вновь реализуются каузативные отношения: «не живот не должен провисать, а ты не должен позволять ему провисать».Существуют ситуации, когда сами носители языка, употребляя непереходный глагол на месте переходного, чувствуют «незаконность» такого действия, вследствие чего используют кавычки. Так, например, функционирует в современной речи глагол уйти:«По окончании ГИТИСа я стала работать в театре на Малой Бронной с режиссером Женовачем, но когда его «ушли», ушла и я». (С. Новикова «Красота по-русски»).«Поступил Андрей в МИФИ, естественно, стал отличником, но с третьего курса «его ушли», вроде за игру в карты». (Ш. Тарпищев «Самый долгий матч»).«Да, он сам написал заявление, но сказать, что ушел добровольно, будет не совсем верно. Правильнее сказать, его «ушли». (Т. Шмыга «Счастье мне улыбалось»).Как видно, говорящему необходимо подчеркнуть, что герой не сам ушел, а кто-то заставил его уйти, то есть вновь обыгрываются каузативные отношения. В последнем примере это выражено наиболее ярко вследствие использования противопоставления: «сказать... будет не совсем верно» - «правильнее сказать».Развитие категории переходности отражается и в особенностях употребления глагольных форм в современной речи.Как известно, страдательные причастия образуются от переходных глаголов. В современных текстах встречаются случаи нарушения данного правила - делаются попытки образовать страдательные причастия от непереходных глаголов.Это позволяет непереходным глаголам, развившим переходность, сосуществовать наравне с другими переходными глаголами и образовывать продуктивные ряды форм. Рассмотрим примеры подобного словоупотребления:Ваш звонок будет отвечен первым свободным оператором (текст автоответчика одной из компаний). Глагол отвечать является непереходным, следовательно, от него невозможно образовать форму страдательного причастия прошедшего времени и он не может быть использован в страдательной синтаксической конструкции. Данный пример свидетельствует о том, что такое свойство переходных глаголов, как способность образовывать формы страдательного причастия настоящего и прошедшего времени, переносится на непереходные глаголы.Можно говорить о том, что использование такого способа перенесения свойств переходных глаголов на непереходные, как образование форм страдательных причастий и деепричастий, в большей мере распространен в художественной литературе и публицистике, реже такие примеры можно встретить в разговорной речи.Таким образом, глаголы улыбаться, сбываться, надорваться, прикоснуться и запропаститься, утрачивая постфикс -ся, приобретают зависимое существительное или местоимение в форме винительного падежа без предлога (прямой объект действия) и теряют указание на субъект действия (себя). Это явление связано с необходимостью говорящего верно выразить смысл происходящих действий: «мечты не сбываются сами по себе -их кто-то сбывает», а «улыбаюсь я не без причины - что-то/кто-то заставляет меня улыбаться». Получается, что ситуация есть, а слова (глагола) для ее выражения нет, и язык начинает использовать свои потенциальные возможности, заложенные в его системе.Все недуги вам излечат, Все условья создадут, И работой обеспечат, И семьей обзаведут.Здесь ясно, что иронический характер выражения о том, что они вступят в брак, возникает при использовании устаревшей формы глагола обзаведут: автор должен был подчеркнуть отсутствие независимости от действия "обзавестись семьей".Особое внимание следует уделить таким примерам из разговорной речи:Вопрос/новость, касаемый/касаемая всех нас.Грамматические ошибки, распространенные в современной речи, указывают на механизм действия "обратного словообразования": возвратный глагол касаться теряет постфикс «ся», а затем неидентифицированный глагол «касать» образует форму пассивного участия в настоящем времени, закрепленную в речи совершенно необразованных людей.ЗаключениеАнализ активности найденных глаголов показывает, что непереходные глаголы могут приобретать свойства путем присоединения определенных приставок. Выражение категории Торов глаголами осуществляется с помощью тори-семантического варианта. Так, в разговоре с переходно-непереходным переходным глаголом лексемы, производные от глагола, и оппозиция, обусловленная лексемой, часто совпадают в обоих из них в пределах лексико-семантических типов оппозиции, которая была удалена.Классификация глагольных переходов проявляется на двух уровнях: семантическом и синтаксическом, который является семантическим уровнем, определяющим поведение глагола на синтаксическом уровне. Стоит добавить, что степень классификации глагольных переходов, которая тесно связана с категорией залога, выражается на уровне лексико-семантического варианта слова. И как следствие, классификация, противоречивость и множественность глагольных переходов диктует необходимость более глубокого изучения структуры многозначных глаголов с точки зрения активности грамматико-семантических вариантов.Таким образом, развитие категории изменения в непереходных глаголах произошло по ряду причин. Самое главное - осознать возможности языковой системы по заполнению пробелов в выражении определенных значений.Описываемая грамматическая тенденция часто представлена в тексте как стилистический прием, соответствующий игровому языку автора.Легализация "такого изменения" в лингвистических науках неясна. Однако современный словарь новых слов и изменений в языке может зафиксировать возможности определенных навязчивых функций в своих статьях, поскольку "область использования навязчивых глаголов в последнее время расширилась" и их использование стало упорядоченным.ЛитератураВандриесЖ. Язык. М., 1937. С. 107.Виноградов В.В. Современный русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1938. С. 494.Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974. С. 84.Зенков Г.С. Вопросы теории словообразования. Фрунзе, 1969. С. 22.Козлова Р.П. Глагольное слово в лексической системе современного русского языка. М., 1994.Кузнецова Э.В. Лексико-семантические группы русских глаголов: Учебный словарь-справочник. Свердловск, 1988.Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001. С. 82.Мещанинов И.И. Глагол. Л., 1982. С. 108.Мухин А.М. Лингвистический анализ. Теоретические и методологические проблемы. Л., 1976. С. 196.Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruscorpora.ruНорман, Б. Ю. Игра на гранях языка [Текст] / Б. Ю. Норман. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 344 с.Словарь русского языка [Текст] : в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1981 -1984.Соболева П.А. Дефектность парадигмы и семантическое тождество слова // ВЯ. 1979. № 5. С. 40.Ширшов И.А. Проблемы словообразовательного значения в современной отечественной науке // ВЯ. 1979. № 5. С. 119.Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Изв. АН СССР. Отдел общественных наук. 1931. Т. 1. С. 113.Эпштейн, М. Дар слова. Проективный словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2007/3/ep18. html

1. ВандриесЖ. Язык. М., 1937. С. 107.
2. Виноградов В.В. Современный русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1938. С. 494.
3. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974. С. 84.
4. Зенков Г.С. Вопросы теории словообразования. Фрунзе, 1969. С. 22.
5. Козлова Р.П. Глагольное слово в лексической системе современного русского языка. М., 1994.
6. Кузнецова Э.В. Лексико-семантические группы русских глаголов: Учебный словарь-справочник. Свердловск, 1988.
7. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001. С. 82.
8. Мещанинов И.И. Глагол. Л., 1982. С. 108.
9. Мухин А.М. Лингвистический анализ. Теоретические и методологические проблемы. Л., 1976. С. 196.
10. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruscorpora.ru
11. Норман, Б. Ю. Игра на гранях языка [Текст] / Б. Ю. Норман. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 344 с.
12. Словарь русского языка [Текст] : в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1981 -1984.
13. Соболева П.А. Дефектность парадигмы и семантическое тождество слова // ВЯ. 1979. № 5. С. 40.
14. Ширшов И.А. Проблемы словообразовательного значения в современной отечественной науке // ВЯ. 1979. № 5. С. 119.
15. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Изв. АН СССР. Отдел общественных наук. 1931. Т. 1. С. 113.
16. Эпштейн, М. Дар слова. Проективный словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2007/3/ep18. html

Вопрос-ответ:

Какие глаголы относятся к переходным?

Переходными глаголами являются глаголы, которые требуют наличия объекта, то есть предмета или лица, на которое направлено действие глагола. Например, глаголы "читать", "писать", "смотреть" относятся к переходным, так как они требуют объекта: "читать книгу", "писать письмо", "смотреть фильм". В корпусе русского языка эти глаголы представлены в большом количестве.

Какие глаголы относятся к непереходным?

Непереходными глаголами называют глаголы, которые не требуют наличия объекта и обозначают состояние или процесс без прямого воздействия на предметы или лица. Примерами непереходных глаголов могут быть "бегать", "спать", "разговаривать". В корпусе русского языка также есть много примеров непереходных глаголов.

Как можно определить переходность глагола?

Переходность глагола можно определить на основе наличия или отсутствия объекта в предложении. Если в предложении присутствует объект, то глагол считается переходным. Например, в предложении "Она читает книгу" глагол "читает" является переходным, так как есть объект "книга". Если в предложении объект отсутствует, то глагол считается непереходным. Например, в предложении "Он спит" глагол "спит" является непереходным, так как нет объекта.

Что такое категория возратности?

Категория возратности относится к глаголам и определяет, ориентировано ли действие глагола на самого действующего лица или на других объектов или лиц. Возратные глаголы обозначают действие, направленное на самого субъекта, то есть на себя. Например, глагол "мыться" относится к возратным. Невозратные глаголы, напротив, обозначают действие, направленное на другие объекты или лица. Например, глагол "читать" относится к невозратным.

Какие глаголы относятся к категории возратности?

К категории возратности относятся глаголы, которые обозначают действие, направленное на самого субъекта. Такие глаголы называются возратными. Примерами возратных глаголов могут быть "мыться", "одеваться", "мыслиться". В корпусе русского языка также есть много примеров возратных глаголов.

Какие глаголы относятся к переходным?

Переходными глаголами являются те, которые требуют наличия объекта, то есть они передают действие от субъекта к объекту. Например, глаголы "читать", "писать", "убить" относятся к переходным глаголам.

Какие глаголы относятся к непереходным?

Непереходными глаголами являются те, которые не требуют наличия объекта, то есть они описывают состояние или действие, которое не передается от субъекта к объекту. Например, глаголы "спать", "идти", "смеяться" относятся к непереходным глаголам.

Каким образом представлены пары переходных и непереходных глаголов в корпусе Анализ?

Пары переходных и непереходных глаголов представлены в корпусе Анализ статистических данных по-разному. Они могут встречаться в текстах как отдельные слова или быть частью фразы или предложения. Например, для переходного глагола "читать" может быть предложение "Я читаю книгу", а для непереходного глагола "спать" - "Я сплю".

Как определить переходность и непереходность глагола?

Переходность и непереходность глагола определяются по наличию или отсутствию объекта. Если глагол требует наличия объекта, то он является переходным, если объект не требуется, то глагол является непереходным. Например, "я пишу письмо" - переходный глагол, "я сплю" - непереходный глагол.

Есть ли в корпусе Анализ статистические данные по паре переходного и непереходного глагола?

Да, в корпусе Анализ статистических данных есть информация о паре переходного и непереходного глагола. В корпусе можно найти тексты, в которых используются соответствующие глаголы и изучить их частотность в разных контекстах.

Что такое переходные глаголы?

Переходные глаголы - это глаголы, которые требуют наличия прямого дополнения, то есть действие глагола направлено на какой-то объект. Например, в предложении "Я пишу письмо", глагол "пишу" требует наличия прямого дополнения "письмо".