Становление личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 72 + 72 источника
- Добавлена 08.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Сущность и содержание понятия «личностные особенности» 8
1.2 Исследование ценностно-потребностной сферы личности 23
1.3 Проблема профессионального выбора и становления личности профессионала 35
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54
2.1 Организация исследования 54
2.2 Описание выборки исследования 54
2.3 Описание использованных методик исследования 55
2.2 Анализ результатов исследования 56
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Первый принцип делает акцент на обсуждение волнующих тем, которые непонятны людям, они могут касаться окружающих событий, явлений, людей и др. Второй принцип заключается в том, что генерируемые в процессе общения образы являются частью реальности. Анализируя свой опыт, мы нередко опираемся на опыт предшественников, и уже его мы модифицируем под свое мировоззрение. Трансформация и реконструкция общественных образов может повлиять и на изменение наших индивидуальных. Третий принцип включает тот факт, что во время сильных эмоциональных и физических потрясений, люди более направлены на постижение окружающего их мира, они ориентированы на потребность в понимании и обсуждении окружающей обстановки. Люди хотят понять изменившийся мир, в котором уже не имеется возможность жить так, как раньше. Данный фактор может помочь людям осознать новые идеи, привести к новым открытиям и формулированию у них новых теорий. Четвёртый принцип говорит о том, что обсуждения в неофициальной обстановке, способствует формированию социальных представлений, объясняющих роль социального окружения в развитии личности, объясняющих роль социального окружения в развитии личности,. Так как в неформальной обстановке людям проще высказать свое мнение, усвоить точку зрения других и быстрее прийти к общему консенсусу. Подведя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторые ограничения, социальные представления являются надежным инструментом исследования обыденного знания в больших и малых социальных группах. С. Московиси ввел свою теорию для анализа обыденного сознания, существующего в условиях массового общества, влияния и давления СМИ и других социальных воздействий. Для конструирования социального представления были внесены такие процессы, как якорение и объективизация. В результате влияния социального представления на личность, формирует у него собственное социальное представление. Несмотря на огромное разнообразие понятийного аппарата и выбора терминов, определяющих теорию социального представления, общее для них остается то, что все это способ интерпретации фактов и событий социального мира. Основной способ получения данных о содержании, структуре и динамике социальных представлений, объясняющих роль социального окружения в развитии личности, возможен путем анализа устного и письменного дискурса. Семья влияет на развитие личности ребенка. У человека с младенчества устанавливается и развивается привычка существовать внутри семьи. Для формирующегося человека семья становится самой комфортной и устойчивой платформой развития его жизни и формирует у него впечатления здоровой психологической атмосферы, развивает у него привычки культурного существования. На базе семейной жизни образуются главные социальные привычки и моральные устои. Приобретенные несознательно, они остаются с нами на всем жизненном пути. Безусловно, значение комфортной обстановки важно, так как на этапе взросления девушек у них формируются установки и взгляд на жизнь жены, на человека, которого можно выбрать в супруги. То же самое происходит и у юношей. В этот период происходит самопознание, как личности определенного пола, моральных устоев, жизненных привычек, моральных ценностей и взглядов на семейную жизнь [15, c.28].Кроме того, с раннего возраста у личности происходит формирование эмоционального отношения к разного рода вещам, чувственного уровня реакций. Безусловно, это очень важный процесс, направленный на становление индивидуальности личности. Родители становятся первыми учителями, они пример мужского и женского начала, который бессознательно впитывает младшее поколение семьи. По примеру поведения матери, у юношей начинает прорисовываться образ будущей избранницы. У девушки, наоборот, по примеру отцовского поведения и восприятия отца на чувственном уровне, прорисовывается образ мужчины, который ей привычен. Именно поэтому, первостепенное значение имеет то, какие родители, как они себя ведут, что пропагандируют, как друг к другу относятся. Именно эти модели поведения в дальнейшем юноши и девушки будут выбирать и себе.Это явление, как свершившийся факт доказывают в своих работах различные исследователи этой проблематики и говорят о том, что юноши и девушки, выросшие в определенных моделях семьи, будут бессознательно стремиться находить себе подобных спутников, для создания аналогичных семей. Кроме того, в молодых семьях могут появиться явления и вещи, которых не было в родительском доме. Это происходит от нехватки для формирующейся личности каких-то вещей, чувств, эмоций и так далее [17, c.46].Родительские взаимоотношения, их стиль общения друг с другом, как правило, становятся толчком для формирования аналогичных семей у их детей. Ученые установили, что отрицательный пример родительского поведения также перенимается детьми, чаще всего в желании избежать подобных отрицательных явлений в своей молодой семье. Сегодня все чаще исследователи наблюдают изменение процесса социализации девушек и юношей. Это связано с тем, что их родители все чаще сегодня работают над собой, над своими ценностями и внутренним миром, над отношениями, соответственно, когда в них происходят изменения, это отражается и в образовании их детей. При этом, изменяются не только взгляды и моральные устои, но и способы их формирования [10, c.78].Семейные ценности и устои являются определяющим фактором при выборе подростками образа жизни. Юношам и девушкам на этапе взросления необходима родительская поддержка, честные беседы об их становлении и развитии, о физиологическом развитии, первых удачах и падениях. Но, как показывают современные реалии, по большей части у родителей нет времени, желания или навыков общения со своими повзрослевшими детьми. Очень часто юноши и девушки могут задавать «неудобные» вопросы, на которые родители не знают какой дать ответ, или затрагивают вопросы, в решении которых у родителей также были проблемы, и они или неправильно наставляют детей или совсем не знают, что ответить. Поэтому, часто сегодня подростки просто не получают той психологической помощи и поддержки, которую могли бы получать.Кроме вышеперечисленных проблем, существует еще целый ряд глубоких проблемных моментов. К ним можно отнести:злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами;неполный состав семьи; отсутствие информированности родителей по вопросам воспитания детей; напряженные взаимоотношения между родителями;склонность к частым конфликтам, эмоциональным выяснениям отношений; вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей [26, c.67].За последние годы зафиксировано все больше бракоразводных процессов, случившихся по разным причинам. Каким бы ни был хорошим родитель ребенка, если он один, то возможности ребенка познавать многогранность отношений в семье отсутствует. Отсутствие полноты отношений матери и отца на глазах у ребенка, может сказаться в будущем на непонимании человеком, какие решения можно принимать в той или иной семейной ситуации, как себя вести в кризисные моменты, как поддерживать друг друга, что важно для мужа, что важно для жены. Таким образом, часто это приводит к тому, что человеку, выросшему в неполной семье, бывает сложно адаптироваться и правильно вести себя в своей семье. По аналитическим данным, на сегодняшний день, чаще распадаются семьи, в которых ее участники росли в неполных семьях.Повзрослевшие дети из таких семей перенимают негативные черты поведения своих родителей, что вызывает большие трудности в социальной жизни, а семейная жизнь начинается с обучения искусству жить в семье. Почти все родители хотят лучшего для своих детей и стремятся подготовить их ко взрослой жизни, однако, оказывается, что многие дети получают неблагоприятный старт в жизни.Безусловно, когда появляется ребенок в семье, у родственников нет цели воспитать в нем идеального мужа или жену, родители в первую очередь занимаются формированием личности, удовлетворением потребностей ребенка, всесторонним развитием. Семья готовит своего ребенка к выходу во взрослую жизнь, учит удовлетворять базовые потребности, старается дать образование, развитие, но о том, что климат дома оказывает решающее влияние на все процессы формирования ребенка, задумываются не все. Во главе угла в семье, конечно же, забота о родном ребенке, но не редко она ограничивается удовлетворением каких-то базовых бытовых функций [25, c.54].Выводы по первой главестуденчество представляет собой определенную часть молодежи, которая имеет общие со всей молодежью черты, а также специфические черты, обусловленные принадлежностью к данной группе. Студенчество представляет собственно студентов как социально-демографическую группу с рядом специфических признаков и особенностей. Несмотря на интерес к данной социальной группе как социальному явлению, студенчество остается малоизученной группой, требующих фундаментальных исследований. Кроме того, в силу своей мобильности и динамичности, а также подверженности малейшим социальным изменениям, студенчество является достаточно сложным объектом изучения.Направленность личности всегда определяет цели и приоритеты для деятельности, и такая деятельность всегда обусловлена мотивами, причинами. Так, например, интерес относится к активной познавательной направленности на определенный предмет или ситуацию. Стоит отметить, как один из важных мотивов – убеждение личности, потому что именно убеждения могут преобразоваться в мировоззрение человека. Что касается формирования личности под влиянием коллектива, то без общества отсутствуют возможности направленности и волеизъявления личности, не развиваются способности, поэтому человек – это социальная личность. При изучении личности зачастую ее указывают как некий целостный организм. Где процесс развития личности обусловлен развитием сразу всех функций психики, когда колебания могут быть в силу возраста и хода социальных воздействий.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2.1 Организация исследованияЦель исследования состояла в том, чтобы изучить становление личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования. Задачи исследования. 1. Изучить теоретические аспекты проблемы становление личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования. 2. Выбрать параметры и исследовательские приемы для изучения становление личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования. 3. Изучить личностные особенности студентов-психологов в процессе профессионального образования. 4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы. Гипотеза: Существуют психологические особенности личности студентов, формирующиеся в процессе профессионального образования: потребность в достижении цели, потребность в самореализации, потребность в одобрении окружающих.2.2 Описание выборки исследованияОпытно-экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов ВУЗов, обучающиеся по программам ВО. Возраст испытуемых – 21-26 лет. Объём выборки составил 60 человек. Исследование проводилось онлайн с использованием сервиса Google forms, без ограничения по времени доступа. В персональный анонимный доступ были предоставлены ссылки для прохождения тестирования без наименований методик, снабжённые соответствующими необходимыми инструкциями. Выборка исследования была разделена на 2 группы: 1 группа – студенты 1 курса, 2 группа – студенты 4 курса.2.3 Описание использованных методик исследованияВ работе использовался следующий комплексметодов: Методы сбора теоретической информации: анализ, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по проблеме воздействия социального окружения индивида на развитие личности.Методы сбора эмпирической информации:Психодиагностические методикиМетоды анализа и статистической обработки данных: Комплекс программ SPSS Statistics 25.0. Диагностические методики: Тест - опросник Потребность в достижении цели. Орловой Ю.М.«Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой.Тест Лири (методика разработана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 году).Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)Достоверность научных результатов и выводов обеспечена использованием в качестве теоретико-методологических оснований концепций, которые получили научное признание в современной психологии личности и социальной психологии; всесторонним теоретическим анализом отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике; подбором адекватных и валидных методов и методик исследования; корректным применением современных статистических методов анализа полученных данных.Математические методы обработки:первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение);U-критерий Манна-Уитни.Для обработки результатов исследования использовались программы Microsoft Excel и SPSS 23.0.2.2 Анализ результатов исследованияРезультаты исследования по Тесту - опроснику Потребность в достижении цели. Орловой Ю.М. для двух групп испытуемых представлены в таблице 1 и на рисунке 1, 2.Рисунок 1. Показатели исследования испытуемых студентов 1 курсаКак видно на рисунке 1 низкая потребность в достижении цели у испытуемых студентов 1 курса выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в достижении цели – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.Рисунок2. Показатели исследования испытуемых студентов 4 курсаКак видно на рисунке 2 низкая потребность в достижении цели у испытуемых студентов 4 курса не выявлена, пониженная потребность в достижении цели наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 1.Таблица 1.Сравнительный анализ результатов исследования потребности в достижении цели студенты 1 курсастуденты 4 курсаU-Манна-Уитниp-уровень значимостиПотребность в достижении цели27,3336,74169,5000,0001Как видно из таблицы 1 выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в достижении цели у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса, приобретенной в процессе образования, является потребность в достижении цели.Результаты исследования по«Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой для двух групп испытуемых представлены в таблице 2 и на рисунке 3.Рисунок 3. Показатели исследования испытуемых студентов 4 курса и студентов 1 курсаКак видно на рисунке 3 иерархия потребностей у испытуемых студентов 1 курса и испытуемых студентов 4 курса данной выборки складывается и пиков на шкалах потребность в самореализации и потребность в безопасности. Потребность в межличностных связях и уважении со с стороны находятся на среднем уровне. Самые низкие показатели получены по шкале потребность в материальном обеспечении. Сравнительный анализ результатов исследования иерархии потребностей проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 2.Таблица 2.Сравнительный анализ результатов исследования иерархии потребностей студенты 1 курсастуденты 4 курсаU-Манна-Уитниp-уровень значимостиматериальное положение3,944,41355,0000,179потребность в безопасности12,9719,3366,5000,001потребность в межличностных связях11,4511,70433,0000,853потребность в уважении сос стороны8,7012,67240,0000,002потребность в самореализации33,1243,7095,0000,001Как видно из таблицы 2 выявлены статистически достоверные различия в показателях иерархии потребностей у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки по переменным: потребность в безопасности, потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации.. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса является следующая иерархия потребностей: потребность в самореализации, потребность в безопасности и потребность в уважении со стороны других людей..Результаты исследования поТесту Лири (методика разработана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 году) для двух групп испытуемых представлены в таблице 3 и на рисунке 4.Рисунок 4. Показатели исследования испытуемых студентов 4 курса и студентов 1 курсаКак видно на рисунке 4 выявлена следующая структура межличностного взаимодействия у испытуемых студентов 1 курса и испытуемых студентов 4 курса данной выборки: авторитарный, агрессивный и эгоистический тип межличностного взаимодействия, по данным переменным получены самые высокие показатели. Остальные типы межличностного взаимодействия выражены недостаточно.Сравнительный анализ результатов исследования особенностей межличностного взаимодействия проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 3.Таблица 3.Сравнительный анализ результатов исследования межличностного взаимодействия студенты 1 курсастуденты 4 курсаU-Манна-Уитниp-уровень значимостиавторитарный8,3012,30233,5000,002эгоистический7,769,33258,5000,005агрессивный10,1512,07328,0000,081подозрительный6,306,70402,5000,523подчиняемый4,246,81125,5000,0001зависимый5,707,30158,0000,0001дружелюбный4,255,37158,0000,0001альтруистический4,874,34300,5000,031Как видно из таблицы 3 выявлены статистически достоверные различия в показателях исследования межличностного взаимодействия у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки по переменным: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический типы межличностного взаимодействия. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса данной выборки является авторитарный, эгоистический, агрессивный тип межличностного взаимодействия.Результаты исследования Диагностики самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)для двух групп испытуемых представлены в таблице 4 и на рисунке 5, 6.Рисунок 5. Показатели исследования испытуемых студентов 1 курсаКак видно на рисунке 5 низкая потребность в одобрении у испытуемых студентов 1 курса выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в одобрении окружающих – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.Рисунок 6. Показатели исследования испытуемых студентов 4 курсаКак видно на рисунке 6 низкая потребность в одобрении окружающих у испытуемых студентов 4 курса не выявлена, пониженная потребность в одобрении окружающих наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 4.Таблица 4.Сравнительный анализ результатов исследования потребности одобрении окружающих студенты 1 курсастуденты 4 курсаU-Манна-Уитниp-уровень значимостиПотребность в одобрении окружающих4,676,37211,5000,001Как видно из таблицы 4 выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в одобрении окружающих у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса, приобретенной в процессе образования, является потребность в одобрении окружающих.Выводы по второй главеСравнительный анализ результатов исследования выявил следующие особенности испытуемых данной выборки:Низкая потребность в достижении цели у испытуемых студентов 1 курса выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в достижении цели – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.Низкая потребность в достижении цели у испытуемых студентов 4 курса не выявлена, пониженная потребность в достижении цели наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.Выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в достижении цели у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса, приобретенной в процессе образования, является потребность в достижении цели.Иерархия потребностей у испытуемых студентов 1 курса и испытуемых студентов 4 курса данной выборки складывается и пиков на шкалах потребность в самореализации и потребность в безопасности. Потребность в межличностных связях и уважении со с стороны находятся на среднем уровне. Самые низкие показатели получены по шкале потребность в материальном обеспечении. Выявлены статистически достоверные различия в показателях иерархии потребностей у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки по переменным: потребность в безопасности, потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации.. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса является следующая иерархия потребностей: потребность в самореализации, потребность в безопасности и потребность в уважении со стороны других людей..Выявлена следующая структура межличностного взаимодействия у испытуемых студентов 1 курса и испытуемых студентов 4 курса данной выборки: авторитарный, агрессивный и эгоистический тип межличностного взаимодействия, по данным переменным получены самые высокие показатели. Остальные типы межличностного взаимодействия выражены недостаточно.Выявлены статистически достоверные различия в показателях исследования межличностного взаимодействия у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки по переменным: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический типы межличностного взаимодействия. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса данной выборки является авторитарный, эгоистический, агрессивный тип межличностного взаимодействия.Низкая потребность в одобрении у испытуемых студентов 1 курса выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в одобрении окружающих – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.Низкая потребность в одобрении окружающих у испытуемых студентов 4 курса не выявлена, пониженная потребность в одобрении окружающих наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.Выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в одобрении окружающих у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса, приобретенной в процессе образования, является потребность в одобрении окружающих.Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, чтосуществуют психологические особенности личности студентов, формирующиеся в процессе профессионального образования: потребность в достижении цели, потребность в самореализации, потребность в одобрении окружающих, можно считать доказанной.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из цели нашего исследования изучения личностных особенностей студентов в процессе профессионального образования было выявлено, что студенчество представляет собой определенную часть молодежи, которая имеет общие со всей молодежью черты, а также специфические черты, обусловленные принадлежностью к данной группе. Студенчество представляет собственно студентов как социально-демографическую группу с рядом специфических признаков и особенностей. Несмотря на интерес к данной социальной группе как социальному явлению, студенчество остается малоизученной группой, требующих фундаментальных исследований. Кроме того, в силу своей мобильности и динамичности, а также подверженности малейшим социальным изменениям, студенчество является достаточно сложным объектом изучения.Направленность личности всегда определяет цели и приоритеты для деятельности, и такая деятельность всегда обусловлена мотивами, причинами. Так, например, интерес относится к активной познавательной направленности на определенный предмет или ситуацию. Стоит отметить, как один из важных мотивов – убеждение личности, потому что именно убеждения могут преобразоваться в мировоззрение человека. Что касается формирования личности под влиянием коллектива, то без общества отсутствуют возможности направленности и волеизъявления личности, не развиваются способности, поэтому человек – это социальная личность. При изучении личности зачастую ее указывают как некий целостный организм. Где процесс развития личности обусловлен развитием сразу всех функций психики, когда колебания могут быть в силу возраста и хода социальных воздействий.Сравнительный анализ результатов исследования выявил следующие особенности испытуемых данной выборки:Низкая потребность в достижении цели у испытуемых студентов 1 курса выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в достижении цели – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.Низкая потребность в достижении цели у испытуемых студентов 4 курса не выявлена, пониженная потребность в достижении цели наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.Выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в достижении цели у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса, приобретенной в процессе образования, является потребность в достижении цели.Иерархия потребностей у испытуемых студентов 1 курса и испытуемых студентов 4 курса данной выборки складывается и пиков на шкалах потребность в самореализации и потребность в безопасности. Потребность в межличностных связях и уважении со с стороны находятся на среднем уровне. Самые низкие показатели получены по шкале потребность в материальном обеспечении. Выявлены статистически достоверные различия в показателях иерархии потребностей у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки по переменным: потребность в безопасности, потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации.. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса является следующая иерархия потребностей: потребность в самореализации, потребность в безопасности и потребность в уважении со стороны других людей..Выявлена следующая структура межличностного взаимодействия у испытуемых студентов 1 курса и испытуемых студентов 4 курса данной выборки: авторитарный, агрессивный и эгоистический тип межличностного взаимодействия, по данным переменным получены самые высокие показатели. Остальные типы межличностного взаимодействия выражены недостаточно.Выявлены статистически достоверные различия в показателях исследования межличностного взаимодействия у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки по переменным: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический типы межличностного взаимодействия. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса данной выборки является авторитарный, эгоистический, агрессивный тип межличностного взаимодействия.Низкая потребность в одобрении у испытуемых студентов 1 курса выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в одобрении окружающих – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.Низкая потребность в одобрении окружающих у испытуемых студентов 4 курса не выявлена, пониженная потребность в одобрении окружающих наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.Выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в одобрении окружающих у испытуемых студентов 4 курса и испытуемых студентов 1 курса данной выборки. Показатели студентов 4 курса выше показателей испытуемых студентов 1 курса. Можно предположить, что психологической особенностью студентов 4 курса, приобретенной в процессе образования, является потребность в одобрении окружающих.Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что существуют психологические особенности личности студентов, формирующиеся в процессе профессионального образования: потребность в достижении цели, потребность в самореализации, потребность в одобрении окружающих, подтвердилась.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ
2. Ананьев, Б. Г. Очерки психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2007. - 215 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. 5-е изд. М.: изд-во МГУ, 2014. 80 с.
4. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2011. – с. 211.
5. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. М.: МПСИ; Флинта, 2012. – 386 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015. – 324 с.
7. Бубнова С.С. Системообразующие факторы индивидуальности-ценностные ориентации личности/С.С.Бубнова.-Чебоксары: Новое время, 2015.-74 с.
8. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2018. – 256 с.
9. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика–прогресс, 2016. – 536 с.
11. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. – 368 с.
12. Духовно-культурные ценностные ориентации молодежи в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции, 10-11 апреля 2014 года.-Уфа : Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2015.-351 с.
13. Ефимова С.Н. Основы общей психологии / С.Н. Ефимова. М.: Форум, 2007. 288 с.
14. Завалишин А.Ю. Аксиология современной РФ: ценностные ориентации молодёжи дальневосточных городов: [монография]/А.Ю. Завалишин, Н.Ю.Костюрина.- Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015.-259 с.
15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. 2-е изд., перераб, и доп. СПб. Питер, 2014. 701 с.
16. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. – Вып. 5. С.35-43.
17. Каменская Е.Н. Психология личности. Конспект лекций / Е.Н. Каменская. М: Феникс, 2010. 160 с.
18. Каминский А.С. Ценностные ориентация будущих специалистов соцслужб : монография/ А.С.Каминский. - Магнитогорск : МГТУ, 2016.–286 с.
19. Келли Дж. Психология личности: Теория личных конструктов / Дж. Келли. СПб., 2000.
20. Килоева Ф.М. Нравственные ориентации как ценностные ориентации личности / Ф.М.Килоева// Инновационная наука. 2015.- № 12-3.- С.202-203.–Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25051268
21. Кошарная Г.Б. Ценностные ориентации и ценности студенческой молодёжи Поволжья: монография/ Г.Б.Кошарная, Л.Т.Толубаева, Н.В.Корж.- Пенза: Изд-во ПГУ, 2013.-164 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2016. - 358с.
23. Машнова В.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи / В.В.Машнова, Ю.А.Гребенникова // Литературно-педагогические Лихановские чтения, 3-4 декабря 2013 года. -Белгород: Константа, 2014.-С. 141-147.
24. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Академия, 2015. - 291 с.
25. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, № 4. С. 23.
26. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Прометей, 2015. – 41 с.
27. Полякова И.П. Роль ценностей в процессе мотивации: монография / И.П.Полякова. - Липецк: ЛГТУ, 2007.-168 с.
28. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2015. – 496с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 720 с.
30. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2015. - 245 с.
31. Скрипова Н.Е. Ценностные ориентации на рабочие профессии: монография / Н.Е.Скрипова. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 273 с.
32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000.
33. Ценностные ориентации и профилактика экстремизма в молодежной среде: монография / Н.С.Тимченко. - Барнаул : Алтай-Циклон, 2013. - 228 с.
34. Ценностные ориентации молодежи: итоги социологического исследования / Е.П.Савруцкой. - М: Директ-Медиа, 2014. - 306 c.
35. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: монография / О.Л.Бегичева. - М: ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", 2017. - 131 с.
36. Черных Н.А. Ценностные ориентации личности и их формирование в подростковом возрасте : учебное пособие / Н.А.Черных. - Борисоглебск: Кристина и К°, 2016. - 91 с.
37. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 2017. - 142 с.
38. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский; под ред. В.Э. Чудновского // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.: Наука, 2017. – С. 57-72.
39. Ягудина А.Р. Особенности формирования ценностных ориентаций молодежи под влиянием социкультурных факторов: монография / А.Р.Ягудина. - Стерлитамак : Стерлитамакский филиал Башкирского гос. универ, 2015. - 84 с.
40. Яковлева Т.П. Становление ценностно-личностной ориентации будущего учителя математики: монография / Т.П.Яковлева. - Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. - 220 с.
41. Асмолов, А.Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: Социокультурная перспектива // «Федеральный справочник. Образование в России», 2016. - Выпуск 11. - С. 19- 21.
42. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор [Текст]/ Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998. - С. 386.
43. Бонкало Т.И. Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: монография / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова. - М.: РГСУ, 2015. - 215 с.
44. Ворошень, О. Г. Профессиональная идентичность аспирантов эмоционально-оценочный аспект О.Г. Ворошень // Социологический альманах, 2015. - №6. - С.396-404.
45. Галуцкая, М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика, 2015. - № 6.
46. Гинитаулина, Е.И. Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2012. - 27 с.
47. Головей, Л.A. Психология профессионального развития : учебное пособие. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 119 с.
48. Дергачева, О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - С. 103–121.
49. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение, 1998. - №2. - С. 35-40.
50. Зеер, Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография / Э. Ф. Зеер ; [рец.: С. К. Бондырева, С. А. Минюрова] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2015. — 193 с.
51. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
52. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2015. — 329 с.
53. Калинина, C.B. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Дис. . канд. психол. Наук. - СПб., 1998. - 145 с.
54. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е, — М.: МГУ; «Академия», 2004.
55. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
56. Комбу, А.С. Профессиональная идентичность студентов вуза. О.Г. Ворошень // Социологический альманах, 2015. - №6.
57. Кострюкова, Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.- 18 с.
58. Кроник, А. А., Ахмеров, Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: Смысл, 2008. — 294 с.
59. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2016.
60. Минюрова, С.А., Калашников, А.И. Разработка методики диагностики профессиональной приверженности: определение содержания феномена // Инновационные проекты и программы в образовании, 2015. - № 5. - С. 35—41.
61. Михальченко, К. А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 5-11.
62. Петраш, М.Д. Кризисы профессионального развития в контексте развития взрослого: Дисс. . канд. психол. наук. - СПб, 2004. - 235 с.
63. Поваренктов, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Издательство УРАО, 2002. - 160 с.
64. Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. - 298 с.
65. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.
66. Симонова, О А Персональная идентичность в современном обществе. Концепция Э.Эриксона.: Авгореф. дисканд. психол. наук. - М., 2000. - 26 с.
67. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, 2008.
68. Шиянов, E.H., Недбаева, C.B. Развитие личности средствами психологической практики Текст. / E.H. Шиянов, C.B. Недбаева // Педагогика, 2003. - № 4. - С. 16-17.
69. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.
70. Янченко, И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.
71. Holland Y.L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol., 1968.
72. Super D.E. et al. Vocational Devеlopment: A Framework of Research. – New York, 1957.1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2015. - 267с
2. Ананьев, Б. Г. Очерки психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2007. - 215 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. 5-е изд. М.: изд-во МГУ, 2014. 80 с.
4. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2011. – с. 211.
5. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. М.: МПСИ; Флинта, 2012. – 386 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015. – 324 с.
7. Бубнова С.С. Системообразующие факторы индивидуальности-ценностные ориентации личности/С.С.Бубнова.-Чебоксары: Новое время, 2015.-74 с.
8. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2018. – 256 с.
9. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика–прогресс, 2016. – 536 с.
11. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. – 368 с.
12. Духовно-культурные ценностные ориентации молодежи в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции, 10-11 апреля 2014 года.-Уфа : Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2015.-351 с.
13. Ефимова С.Н. Основы общей психологии / С.Н. Ефимова. М.: Форум, 2007. 288 с.
14. Завалишин А.Ю. Аксиология современной РФ: ценностные ориентации молодёжи дальневосточных городов: [монография]/А.Ю. Завалишин, Н.Ю.Костюрина.- Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015.-259 с.
15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. 2-е изд., перераб, и доп. СПб. Питер, 2014. 701 с.
16. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. – Вып. 5. С.35-43.
17. Каменская Е.Н. Психология личности. Конспект лекций / Е.Н. Каменская. М: Феникс, 2010. 160 с.
18. Каминский А.С. Ценностные ориентация будущих специалистов соцслужб : монография/ А.С.Каминский. - Магнитогорск : МГТУ, 2016.–286 с.
19. Келли Дж. Психология личности: Теория личных конструктов / Дж. Келли. СПб., 2000.
20. Килоева Ф.М. Нравственные ориентации как ценностные ориентации личности / Ф.М.Килоева// Инновационная наука. 2015.- № 12-3.- С.202-203.–Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25051268
21. Кошарная Г.Б. Ценностные ориентации и ценности студенческой молодёжи Поволжья: монография/ Г.Б.Кошарная, Л.Т.Толубаева, Н.В.Корж.- Пенза: Изд-во ПГУ, 2013.-164 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2016. - 358с.
23. Машнова В.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи / В.В.Машнова, Ю.А.Гребенникова // Литературно-педагогические Лихановские чтения, 3-4 декабря 2013 года. -Белгород: Константа, 2014.-С. 141-147.
24. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Академия, 2015. - 291 с.
25. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, № 4. С. 23.
26. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Прометей, 2015. – 41 с.
27. Полякова И.П. Роль ценностей в процессе мотивации: монография / И.П.Полякова. - Липецк: ЛГТУ, 2007.-168 с.
28. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2015. – 496с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 720 с.
30. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2015. - 245 с.
31. Скрипова Н.Е. Ценностные ориентации на рабочие профессии: монография / Н.Е.Скрипова. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 273 с.
32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000.
33. Ценностные ориентации и профилактика экстремизма в молодежной среде: монография / Н.С.Тимченко. - Барнаул : Алтай-Циклон, 2013. - 228 с.
34. Ценностные ориентации молодежи: итоги социологического исследования / Е.П.Савруцкой. - М: Директ-Медиа, 2014. - 306 c.
35. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: монография / О.Л.Бегичева. - М: ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", 2017. - 131 с.
36. Черных Н.А. Ценностные ориентации личности и их формирование в подростковом возрасте : учебное пособие / Н.А.Черных. - Борисоглебск: Кристина и К°, 2016. - 91 с.
37. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 2017. - 142 с.
38. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский; под ред. В.Э. Чудновского // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.: Наука, 2017. – С. 57-72.
39. Ягудина А.Р. Особенности формирования ценностных ориентаций молодежи под влиянием социкультурных факторов: монография / А.Р.Ягудина. - Стерлитамак : Стерлитамакский филиал Башкирского гос. универ, 2015. - 84 с.
40. Яковлева Т.П. Становление ценностно-личностной ориентации будущего учителя математики: монография / Т.П.Яковлева. - Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. - 220 с.
41. Асмолов, А.Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: Социокультурная перспектива // «Федеральный справочник. Образование в России», 2016. - Выпуск 11. - С. 19- 21.
42. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор [Текст]/ Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998. - С. 386.
43. Бонкало Т.И. Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: монография / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова. - М.: РГСУ, 2015. - 215 с.
44. Ворошень, О. Г. Профессиональная идентичность аспирантов эмоционально-оценочный аспект О.Г. Ворошень // Социологический альманах, 2015. - №6. - С.396-404.
45. Галуцкая, М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика, 2015. - № 6.
46. Гинитаулина, Е.И. Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2012. - 27 с.
47. Головей, Л.A. Психология профессионального развития : учебное пособие. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 119 с.
48. Дергачева, О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - С. 103–121.
49. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение, 1998. - №2. - С. 35-40.
50. Зеер, Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография / Э. Ф. Зеер ; [рец.: С. К. Бондырева, С. А. Минюрова] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2015. — 193 с.
51. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
52. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2015. — 329 с.
53. Калинина, C.B. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Дис. . канд. психол. Наук. - СПб., 1998. - 145 с.
54. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е, — М.: МГУ; «Академия», 2004.
55. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
56. Комбу, А.С. Профессиональная идентичность студентов вуза. О.Г. Ворошень // Социологический альманах, 2015. - №6.
57. Кострюкова, Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.- 18 с.
58. Кроник, А. А., Ахмеров, Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: Смысл, 2008. — 294 с.
59. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2016.
60. Минюрова, С.А., Калашников, А.И. Разработка методики диагностики профессиональной приверженности: определение содержания феномена // Инновационные проекты и программы в образовании, 2015. - № 5. - С. 35—41.
61. Михальченко, К. А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 5-11.
62. Петраш, М.Д. Кризисы профессионального развития в контексте развития взрослого: Дисс. . канд. психол. наук. - СПб, 2004. - 235 с.
63. Поваренктов, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Издательство УРАО, 2002. - 160 с.
64. Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. - 298 с.
65. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.
66. Симонова, О А Персональная идентичность в современном обществе. Концепция Э.Эриксона.: Авгореф. дисканд. психол. наук. - М., 2000. - 26 с.
67. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, 2008.
68. Шиянов, E.H., Недбаева, C.B. Развитие личности средствами психологической практики Текст. / E.H. Шиянов, C.B. Недбаева // Педагогика, 2003. - № 4. - С. 16-17.
69. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.
70. Янченко, И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.
71. Holland Y.L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol., 1968.
72. Super D.E. et al. Vocational Devеlopment: A Framework of Research. – New York, 1957.
Вопрос-ответ:
Какие особенности формируются у студентов психологии в процессе образования?
В процессе профессионального образования студенты психологии формируют различные личностные особенности, такие как умение анализировать информацию, эмпатия, критическое мышление и понимание психологических процессов.
Какие теоретические основы изучаются для понимания формирования личностных особенностей студентов психологии?
Для понимания формирования личностных особенностей студентов психологии исследуются такие теоретические основы, как понятие личностных особенностей, исследование ценностно-потребностной сферы личности и проблема профессионального выбора и становления личности профессионала.
В чем заключается сущность понятия "личностные особенности"?
Сущность понятия "личностные особенности" заключается в уникальности и индивидуальности каждой личности. Личностные особенности формируют индивидуальные способности, склонности, интересы и качества, которые отличают каждого человека от других.
Как исследуется ценностно-потребностная сфера личности студентов психологии?
Ценностно-потребностная сфера личности студентов психологии исследуется путем анализа и оценки их ценностных установок, потребностей, мотиваций и предпочтений. Это позволяет понять, какие ценности и потребности являются ведущими у студентов психологии и как они связаны с их личностными особенностями.
Какие проблемы связаны со становлением личности профессионального психолога?
Становление личности профессионального психолога связано с проблемами профессионального выбора, самоопределения и самоидентификации. Важно, чтобы студенты психологии осознавали свои профессиональные предпочтения, развивали свои профессиональные качества и осуществляли свое профессиональное самоопределение.
Какие теоретические основы изучаются в третьей главе статьи?
Третья глава статьи "Становление личностных особенностей студентов психологов в процессе профессионального образования" рассматривает теоретические основы изучения становления личностных особенностей студентов психологов в процессе профессионального образования.
Какие понятия описываются в первой главе статьи?
В первой главе статьи "Становление личностных особенностей студентов психологов в процессе профессионального образования" описываются понятия личностные особенности, исследование ценностно-потребностной сферы личности и проблема профессионального выбора и становления личности профессионала.
Что охватывает исследование ценностно-потребностной сферы личности?
Исследование ценностно-потребностной сферы личности охватывает анализ ценностных ориентаций и потребностей студентов психологов в процессе профессионального образования.
Какие проблемы рассматриваются в связи с профессиональным выбором?
В связи с профессиональным выбором рассматриваются проблемы становления личности профессионала, включая понимание профессиональных ценностей, определение своих профессиональных предпочтений и развитие профессионального самоопределения.
Какие выводы делаются по первой главе статьи?
По первой главе статьи "Становление личностных особенностей студентов психологов в процессе профессионального образования" делается вывод о необходимости изучения личностных особенностей студентов психологов в процессе их профессионального образования с целью формирования качественных специалистов.
Какие основные теоретические основы изучения становления личностных особенностей студентов психологов в процессе профессионального образования рассматриваются в главе?
В главе рассматриваются основные теоретические аспекты изучения становления личностных особенностей студентов психологов в процессе профессионального образования. В частности, рассматриваются понятие личностных особенностей, исследование ценностно-потребностной сферы личности, а также проблема профессионального выбора и становления личности профессионала.
Какова сущность и содержание понятия "личностные особенности"?
Понятие "личностные особенности" означает индивидуальные характеристики личности, которые выражаются в уникальных способностях, качествах, предпочтениях и поведенческих реакциях человека. Сущность понятия заключается в том, что личностные особенности формируются под влиянием внутренних и внешних факторов и могут изменяться в процессе развития и образования.