Концепция личности как социального качества человека

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 16 16 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.02.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Активное формирование и развитие идентичности принято относить к подростковому периоду развития человека. Однако также следует отметить, что основные представления о своей групповой принадлежности формируются уже в детстве [, с. 55].В некоторых исследованиях в этом контексте выделяют период дошкольного детства.Первоначальными трансляторами идентичности являются родители. Ребенок смотрит на родителей, подражает им и открывает свою принадлежность к конкретным группам, получает свой социальный статус. Далее ребенок идет в школу, где круг его общения и межличностных связей существенно расширяется, и одновременно с этим развиваются его представления о себе и своей групповой принадлежности.В этом возрасте происходит неумышленная дифференциация людей на «своих» и «чужих». Дети тяготеют к группам, которые для них обладают большей референтностью и идентифицируют себя с их участниками. Возникает чувство «Мы». Внешние группы для них становятся менее эмоционально привлекательными и относятся к категории «Они» []. Противопоставление «Мы» – «Они» реализуется преимущественно в соотнесении с возрастом, полом и личностной предпочтительностью Идентификацию со сверстниками можно рассматривать как форму сепарации от семейных установок и ценностей.В группе сверстников подросток получает информацию о ролевых стандартах, моделях, формах социального сравнения, а также получает подкрепление, способствующее дальнейшим конкретным действиям.Период начального школьного обучения также является началом профессиональной идентификации, когда ребенок ощущает связь с представителями разных профессий и профессиональными сообществами.В подростковом возрасте складывается социальная идентичность и большое значение приобретают социальные статусы и роли и статусы []. Подростки исследует все социальные роли, предлагаемые им средой, альтернативы и стремятся найти собственное место в структуре этого общества. При этом подростки актуализируют роли не только из настоящего периода жизни, но также роли из потенциального будущего, в частности, профессиональные.Э. Шпрангер в своей концепции определяет подростковый возраст как период включения в культуру. Психическое развитие представляется ему как процессвовлечения индивидуальной психики в объективное, регламентированный правилами и нормами общество [].Э. Эриксон считал, что в течение детства ребенку важнопройти через ряд идентификаций – сначала через отождествление себя с родителями, потом по половому признаку с мальчиками или девочками, со сверстниками вообще (возрастная идентификация) и своей группой (групповая идентификация) и пр. В данном процессе важную роль играет воспитание, поскольку сначала родители, затем воспитатели, педагоги, социальное окружение транслируют ребенку мировосприятие, приобщают его к соответствующим социальным общностям и группам, их традициям и нормам.В подростковом возрасте испытывается наиболее острый кризис, итогом которого должен стать синтез элементов, выраженный при удачном прохождении кризиса чувством идентичности. При неблагоприятном течении кризиса складывается спутанная идентичность, которую сопровождают сомнения относительно своего места в системе социальных отношений, неявное будущее, непонятные перспективы.Сформированная целостная идентичность, объединившая в себе открытость миру, независимость, компетентность и инициативность дает возможность молодому человеку решить задачу самоопределения и выбора дальнейшего пути.Дж. Мид выделил три этапа социализации. Первый – это этап имитации ребенком образцов поведения взрослых без понимания его социального смысла. Второй – это игровой этап, когда ребенок в игровых практиках воспроизводит поведение взрослых. Третий этап – это этап коллективных игр, когда дети учатся распознавать ожидания других людей и оценивать свое поведения по оценкам других индивидов.Каждый человек рождается в объективной социальной реальности, в рамках которой он встречает значимых других, которые ответственны за его социализацию. Эти значимые другие накладывают на него отпечаток в виде своих ролей и установок, которые ребенок интернализирует, превращая их в свои собственные. По мнению Дж. Г. Мида, в личности сохраняется часть, которая не поддается социализации, – «I», будучи фундаментом ее творческих и индивидуальных проявлений. Таким образом, обусловленность «Я» интернализированным образом Другого не является тотальной. Социальное «Я» выступает в качестве такого образа «Я», с которым человек вынужден считаться, поскольку оно диктуется обществом [, с. 224-227]. Понимание Другого и самопонимание Дж. Г. Мидсвязывает, в первую очередь, с восприятием роли партнера, со взаимной рефлексивностью ожиданий некоторого определенного поведения.Таким образом, Личностью человек может стать только в обществе, поскольку именно общество является тем определяющим фактором, который трансформирует человека из индивида в личность. В социуме человек социализируется. Таким образом, процесс социализации является необходимым условием превращения индивида в личность.Если соотнести этапы социализации с этапами становления индивидуальности и личности, то можно констатировать, что с формированием сознания у человека складывается индивидуальность, которая представляет собой второй этап становления развития личности. Таким образом, стадия индивидуальности – это этап развития личности, отражающий психологические и психические особенности человека, определяющие его отношение к себе, другим людям, окружающему миру, специфику мировоззрения, его «Я» во всем многообразии его проявлений. Развитие и формирование самосознания – это ключевая сфера социализации личности, связанная с пониманием личностью себя как целостного существа, что достигается путем приобретения и расширения социального опыта человека, его общения, взаимодействия с другими людьми. Именно самосознание позволяет выступать человеку как независимому «Я»», осознавать себя субъектом теоретической и практической деятельности. Соответственно, самосознание формируется одновременно с формированием личности человека. Можно утверждать, что личность и самосознание представляют собой два неотделимых друг от друга и взаимозависимых феноменаСписок использованной литературыБелопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых / Н.Л. Белопольская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 10.01.2022).БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с.Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва: Воронеж, 1995. – 352 с.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1984. – 335 с.Мохова Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. - № 1. – С. 157-160.Палачева Т.И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 10.01.2022)Толстых Н.Н. Как возможна внутренняя свобода: три ответа Л.И. Божович / Н.Н. Толстых // Вестник Московского университета. – 2007. - № 1. – С. 143-158.Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с.Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд – Москва : Просвещение, 1990. – 448 с.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – Москва, 1977. – 144 с.Шелехов И.Л., Белозерова Г.В., Мартынова А.И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – Москва: Прогресс, 1996. – 344 с.

1. Белопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых / Н.Л. Белопольская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 10.01.2022).
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва: Воронеж, 1995. – 352 с.
4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1984. – 335 с.
5. Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. - № 1. – С. 157-160.
6. Палачева Т. И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 10.01.2022)
7. Толстых Н. Н. Как возможна внутренняя свобода: три ответа Л.И. Божович / Н.Н. Толстых // Вестник Московского университета. – 2007. - № 1. – С. 143-158.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с.
9. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд – Москва : Просвещение, 1990. – 448 с.
10. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – Москва, 1977. – 144 с.
11. Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – Москва: Прогресс, 1996. – 344 с.

Вопрос-ответ:

Когда начинается формирование идентичности у человека?

Формирование идентичности начинается уже в детстве. Основные представления о своей групповой принадлежности формируются на раннем этапе развития.

Кто является первоначальными трансляторами идентичности?

Первоначальными трансляторами идентичности являются родители. Ребенок смотрит на родителей, подражает им и открывает свою принадлежность.

К какому периоду развития человека относится активное формирование и развитие идентичности?

Активное формирование и развитие идентичности принято относить к подростковому периоду развития человека.

В каких исследованиях выделяют период дошкольного детства в контексте формирования идентичности?

В некоторых исследованиях выделяют период дошкольного детства как важный этап в формировании идентичности.

Какие представления формируются у человека в детстве в отношении его групповой принадлежности?

Основные представления о своей групповой принадлежности формируются уже в детстве.

Какие основные представления о своей групповой принадлежности формируются уже в детстве?

В детстве формируются основные представления о своей групповой принадлежности, например, о том, к какому полу, возрастной группе, национальности или социальному классу человек принадлежит.

Какая роль родителей в формировании идентичности ребенка?

Родители являются первоначальными трансляторами идентичности ребенка. Ребенок смотрит на родителей, подражает им и через них открывает свою принадлежность к определенной группе.

С какого возраста начинают формироваться основные представления о своей групповой принадлежности?

Основные представления о своей групповой принадлежности формируются уже в детстве. В некоторых исследованиях выделяют даже период дошкольного детства, когда начинается формирование осознания принадлежности к различным группам.

Какой период развития человека принято относить к активному формированию и развитию идентичности?

Активное формирование и развитие идентичности принято относить к подростковому периоду развития человека, однако следует отметить, что основные представления о своей групповой принадлежности уже формируются в детстве.

Кто является первоначальными трансляторами идентичности?

Родители являются первоначальными трансляторами идентичности. Это означает, что ребенок смотрит на родителей, подражает им и через них открывает свою принадлежность к определенной группе. Родители играют важную роль в формировании идентичности ребенка.

Когда начинается формирование идентичности и групповой принадлежности у ребенка?

Основные представления о групповой принадлежности начинают формироваться уже в детстве, примерно с 5-ти лет.