Особенности связи эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 53 53 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 17.02.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей связи эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста 8
1.1 Теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологии 8
1.2 Проблема изучения самоэффективности в психологии 10
1.3 Психологические особенности эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста 19
Выводы по главе 1: 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей связи эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Фрагмент для ознакомления

Именно поэтому на разных возрастных этапах развитие эмоционального интеллекта позволяет людям справляться с возникающими задачами.
Согласно научным исследованиям, уровень эмоционального интеллекта выше у людей зрелого возраста, чем у молодых людей, что обусловлено развитием эмоционального интеллекта, способствующего лучшему пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими.
Исследование по методике тест ЭмИн Д. Люсин свидетельствует о том, что в группе молодых людей высокими показателями эмоционального интеллекта обладают 16 респондентов (45,5 %). Такие люди имеют высокий уровень способности понимать и управлять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, а также способности осуществлять контроль внешних проявлений собственных эмоций. У 8 респондентов (23,5 %) средний уровень эмоционального интеллекта. Остальные 11 респондентов (31 %) имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Такие люди не могут в полной мере понимать и управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей.
В группе зрелых людей высокими показателями эмоционального интеллекта обладают 26 респондентов (74 %). Такие люди имеют высокий уровень способности понимать и управлять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, а также способности осуществлять контроль внешних проявлений собственных эмоций. У 5 респондентов (17 %) средний уровень эмоционального интеллекта. Остальные 4 респондентов (11 %) имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Такие люди не могут в полной мере понимать и управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей.
Результаты исследования по методике Словарь эмоций «Ассоциативный вербальный тест» Е.С. Ивановой свидетельствуют о том, что по уровню объема активного словаря эмоций более высокие показатели в группе 2, т.е. в группе зрелых респондентов. Следовательно, в процессе зрелости происходит повышение способов вербализации эмоций, что подтверждается повышением объема активного словаря эмоций.
Оценка уровня удовлетворенности по общему индексу качества жизни респондентов группы 1 и группы 2 соответствует низкому уровню, однако она далека от очень низкой, что свидетельствует об их готовности к преодолению жизненных стрессов и отсутствию у них депрессивных переживаний.
Оценка общего уровня самоэффективности показала, что в группе зрелых респондентов (группа 2) уровень общей самоэффективности выше, чем в группе молодых респондентов (группа 1).
После проведения количественного анализа уровня эмоционального интеллекта и уровня самоэффективности в двух группах испытуемых, был проведен качественный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоэффективности. Для этого мы использовали t-критерий Стьюдента.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие закономерности. Между уровнем эмоционального интеллекта и шкалой общей самоэффективности в группе 1 наблюдается взаимосвязь. Значение t-критерия по данной совокупности показателей составляет 9,7, что говорит о том, что наблюдается значительная связь между уровнем эмоционального интеллекта и шкалой общей самоэффективности, т.е. чем выше уровень эмоционального интеллекта у респондентов, тем выше уровень общей самоэффективности субъекта.
Значение t-критерия между уровнем эмоционального интеллекта и индексом качества жизни составляет 8,4, что свидетельствует о наличии взаимосвязи. Таким образом, чем выше уровень эмоционального интеллекта у субъекта, тем выше уровень индекса качества жизни.
Так же была обнаружена взаимосвязь между объемом словаря эмоций и шкалой общей самоэффективности (t-критерий – 7,2), что говорит о том, что повышение способов вербализации эмоций способствует повышению уровня общей самоэффективности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomensovremennoy-psihologii.html
Аникина, А.П., Барабанова, М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старзших дошкольников // Наука и школа. 2020. №3. С. 197-204.
Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
Битюцких, Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144.
Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217–219.
Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.
Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. №3 (24). С. 38-44.
Верхотурова, Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. С. 112-120.
Гарипова, Ю.М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). С. 38-50.
Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.
Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения – СПб.: – 1999. – С. 237-241.
Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15).
Ерыгина, А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // ЭВ. 2021. №2 (25). С. 77-82.
Забара, Л.И., Кремешкова, С.Н., Лебедева, Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 131-141.
Запорожцева, Г.Е., Шолтоян, Ю.О., Васильченко, А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №6 (86). С. 67-76.
Зорина, Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С. 300-304.
Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.
Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4. (216). 108-114.
Кириллова, Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 70-79.
Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
Платонова, Н.С., Тулупьева, Т.В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. №10 (142). С. 109-123.
Плотникова, О.В., Харькова, О.А. Структурные компоненты эмоционального интеллекта: обзор литературы // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 83-84.
Романова, Е.И. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). С. 150-152.
Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
Ситаров, В.А., Пашкова, О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 315-318.
Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
Фадеева М.В., Фадеев В.И. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 472-475.
Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71–76.
Шендель, Т.В., Балабошкина, О.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. №26. С. 81-86.
Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 166 с.
Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 1–45.
Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.
Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development / C. S. Dweck. – Philadelphia : Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.
Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem R. Schwarzer // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. – 1992. – P. 195–213.
Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. – №31. – 2010. – Р. 244-254.
Mischel, W. A cognitive-affective system theory of personality / W. Mischel, Y. Shoda // Psychological Reports. – 1995. – Vol. 102. – P. 246–258.
Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate / W. Mischel // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34. – P. 740–754.
Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades / W. Mischel // Handbook of personality: Theory ahd research / L. A. Pervin (ed.). – New York : Guilford Press, 1990. – P. 111–134.
Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. В. Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol. 80, № 1. – P. 1–28.
Sсhunk, D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation / D. H. Sсhunk // Educational Psychologist. – 1991. – Vol. 26, № 3/4. – P. 207–231.
Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death / M. E. Seligman. – San Francisco : Freeman, 1975. – 250 p.
Weiner, B. An attributional theory of motivation and emotion / B. Weiner. – New York : SpringerVerlag, 1986. – 304 p.
Weiner, B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion / B. Weiner // Psychological Review. – 1985. – Vol. 92, № 4. – P. 548–573.
Zimmerman, B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies / B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202–231.


Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217–219.
Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 166 с.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.; Гордеева, Т. О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с
Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.
Zimmerman, B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies / B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202–231.
Sсhunk, D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation / D. H. Sсhunk // Educational Psychologist. – 1991. – Vol. 26, № 3/4. – P. 207–231.
Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71–76.
Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem R. Schwarzer // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. – 1992. – P. 195–213.
Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.; Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Фадеева М.В., Фадеев В.И. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 472-475.; Ситаров В.А., Пашкова О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 315.
Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomensovremennoy-psihologii.html
Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.; Верхотурова Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. С. 112.; Кириллова Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 70.
Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения – СПб.: – 1999. – С. 237-241.; Гарипова Ю.М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). С. 38.; Шендель Т.В., Балабошкина О.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. №26. С. 81.
Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. – №31. – 2010. – Р. 244-254.
Там же
Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.
Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Там же.
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – с. 439.
Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. №3 (24). С. 38-44
Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. В. Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol. 80, № 1. – P. 1–28.
Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 1–45.
Weiner, B. An attributional theory of motivation and emotion / B. Weiner. – New York : SpringerVerlag, 1986. – 304 p.
Weiner, B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion / B. Weiner // Psychological Review. – 1985. – Vol. 92, № 4. – P. 548–573.
. Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death / M. E. Seligman. – San Francisco : Freeman, 1975. – 250 p.
Там же.
Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development / C. S. Dweck. – Philadelphia : Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.
Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
Mischel, W. A cognitive-affective system theory of personality / W. Mischel, Y. Shoda // Psychological Reports. – 1995. – Vol. 102. – P. 246–258.
Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate / W. Mischel // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34. – P. 740–754.
Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades / W. Mischel // Handbook of personality: Theory ahd research / L. A. Pervin (ed.). – New York : Guilford Press, 1990. – P. 111–134..
Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
Там же.
Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
Там же.
Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15).
Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4. (216). 108-114.; Забара Л.И., Кремешкова С.Н., Лебедева Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 131.
Битюцких Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142.; Романова Е.И. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). С. 150.
Ерыгина А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // ЭВ. 2021. №2 (25). С. 78.; Плотникова О.В., Харькова О.А. Структурные компоненты эмоционального интеллекта: обзор литературы // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 83.; Запорожцева Г.Е., Шолтоян Ю.О., Васильченко А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №6 (86). С. 67.
Аникина А.П., Барабанова М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старзших дошкольников // Наука и школа. 2020. №3. С. 197.; Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С. 301.; Платонова Н. С., Тулупьева Т. В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. №10 (142). С. 109.
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.












2



Составляющие эмоционального интеллекта

Восприятие, оценка и распознавание эмоций

Повышение эффективности мышления и деятельности при использовании эмоций

Понимание и анализ эмоций

Осознанное управление эмоциями для личностного роста и улучшения взаимоотношений с окружающими

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА АТРИБУЦИИ

Событие

Аффект, зависящий от результата

Каузальные атрибуции

Суждение об ответственности

Психологические последствия (эмоции, будущие ожидания)

Поведение человека

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomensovremennoy-psihologii.html
2. Аникина, А.П., Барабанова, М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старзших дошкольников // Наука и школа. 2020. №3. С. 197-204.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
4. Битюцких, Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144.
5. Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217–219.
6. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.
7. Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. №3 (24). С. 38-44.
8. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. С. 112-120.
9. Гарипова, Ю.М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). С. 38-50.
10. Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
11. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.
12. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения – СПб.: – 1999. – С. 237-241.
13. Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15).
14. Ерыгина, А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // ЭВ. 2021. №2 (25). С. 77-82.
15. Забара, Л.И., Кремешкова, С.Н., Лебедева, Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 131-141.
16. Запорожцева, Г.Е., Шолтоян, Ю.О., Васильченко, А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №6 (86). С. 67-76.
17. Зорина, Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С. 300-304.
18. Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
19. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
20. Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.
21. Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4. (216). 108-114.
22. Кириллова, Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 70-79.
23. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
24. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
25. Платонова, Н.С., Тулупьева, Т.В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. №10 (142). С. 109-123.
26. Плотникова, О.В., Харькова, О.А. Структурные компоненты эмоционального интеллекта: обзор литературы // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 83-84.
27. Романова, Е.И. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). С. 150-152.
28. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
29. Ситаров, В.А., Пашкова, О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 315-318.
30. Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
31. Фадеева М.В., Фадеев В.И. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 472-475.
32. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71–76.
33. Шендель, Т.В., Балабошкина, О.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. №26. С. 81-86.
34. Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 166 с.
35. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 1–45.
36. Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.
37. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
38. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
39. Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development / C. S. Dweck. – Philadelphia : Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.
40. Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem R. Schwarzer // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. – 1992. – P. 195–213.
41. Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. – №31. – 2010. – Р. 244-254.
42. Mischel, W. A cognitive-affective system theory of personality / W. Mischel, Y. Shoda // Psychological Reports. – 1995. – Vol. 102. – P. 246–258.
43. Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate / W. Mischel // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34. – P. 740–754.
44. Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades / W. Mischel // Handbook of personality: Theory ahd research / L. A. Pervin (ed.). – New York : Guilford Press, 1990. – P. 111–134.
45. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. В. Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol. 80, № 1. – P. 1–28.
46. Sсhunk, D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation / D. H. Sсhunk // Educational Psychologist. – 1991. – Vol. 26, № 3/4. – P. 207–231.
47. Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death / M. E. Seligman. – San Francisco : Freeman, 1975. – 250 p.
48. Weiner, B. An attributional theory of motivation and emotion / B. Weiner. – New York : SpringerVerlag, 1986. – 304 p.
49. Weiner, B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion / B. Weiner // Psychological Review. – 1985. – Vol. 92, № 4. – P. 548–573.
50. Zimmerman, B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies / B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202–231.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?

В психологии существует несколько теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта. Один из них основан на концепции четырех основных компонентов эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, использование эмоций, понимание эмоций и управление эмоциями. Другой подход базируется на исследованиях эмоционального интеллекта в контексте межличностных отношений и коммуникации. Также существуют теории, основанные на понятиях эмоциональной компетентности и эмоциональной грамотности.

Какую проблему изучения решает самоэффективность в психологии?

Самоэффективность – это способность человека верить в свои собственные возможности и уверенность в том, что он способен успешно справиться с различными задачами и ситуациями. Изучение самоэффективности позволяет понять, какие факторы влияют на чувство уверенности и компетентности у людей, а также какая связь между самоэффективностью и достижением целей, повышением качества жизни и уровня удовлетворенности.

Какие психологические особенности эмоционального интеллекта и самоэффективности можно выделить у людей молодого и зрелого возраста?

У людей молодого возраста часто наблюдается более высокий уровень эмоционального интеллекта, так как они активно осваивают навыки взаимодействия с окружающим миром. Они более открыты к новым эмоциональным опытам и готовы к обучению. У людей зрелого возраста часто высокий уровень самоэффективности, так как они уже накопили определенный жизненный опыт и увереннее в своих способностях. Однако, у каждого человека индивидуальные особенности эмоционального интеллекта и самоэффективности, которые зависят от многих факторов, таких как личностные черты, окружение, воспитание и др.

Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?

Одним из наиболее распространенных теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта является модель Майера и Саловея. Также существуют и другие теоретические модели, такие как модель Джона Мэверлика и Питера Сэлов. Все эти подходы направлены на изучение способности человека распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей.

В чем заключается проблема изучения самоэффективности в психологии?

Проблема изучения самоэффективности в психологии заключается в том, что существует множество различных определений и подходов к данному понятию. Некоторые исследователи связывают самоэффективность с уверенностью в своих силах, другие считают ее способностью достигать поставленных целей. Также проблемой является отсутствие единой методики оценки самоэффективности, что затрудняет проведение обобщающих исследований.

Какие есть психологические особенности эмоционального интеллекта у людей молодого и зрелого возраста?

У людей молодого возраста эмоциональный интеллект может быть менее развит, так как они только начинают формировать свою эмоциональную сферу и осваивать способы управления эмоциями. В зрелом возрасте эмоциональный интеллект может быть более высоким благодаря накопленному опыту и развитым навыкам. Однако каждый человек индивидуален, поэтому психологические особенности могут различаться в зависимости от личных характеристик и жизненного опыта.

Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?

Одним из самых известных теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта является модель, предложенная Даниэлем Гоуменом. В рамках этой модели выделяются пять основных компонентов эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, использование эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями и сознательное обсуждение эмоций. Кроме того, существуют и другие теоретические подходы, такие как модель Питера Сэловея или теория Джона Мейера и Питера Кулберта.

Что такое самоэффективность и как она изучается в психологии?

Самоэффективность - это уверенность в собственных способностях в достижении поставленных целей. Изучение самоэффективности в психологии осуществляется с помощью различных методов и тестов, таких как Шкала общей самоэффективности, Шкала уверенности в своей самоэффективности, Анкета самоэффективности и др. С помощью этих инструментов можно определить уровень самоэффективности у конкретного человека и выявить его сильные и слабые стороны.

Какие психологические особенности связаны с эмоциональным интеллектом и самоэффективностью у людей молодого и зрелого возраста?

Связь эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста проявляется в ряде психологических особенностей. Например, у людей, обладающих высоким уровнем эмоционального интеллекта, часто высока их самоэффективность в различных сферах жизни. Также исследования показывают, что эмоционально интеллектуальные люди чаще имеют хорошие отношения с окружающими, лучше умеют управлять своими эмоциями и строить взаимодействие с другими людьми.

Что такое эмоциональный интеллект и самоэффективность?

Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Самоэффективность - это уверенность и умение человека достигать поставленных целей и справляться с жизненными трудностями.

Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?

Существуют несколько теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта. Один из них основывается на концепции пяти факторов личности, где эмоциональный интеллект связывается с факторами открытости новым впечатлениям и экстраверсии. Другой подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов: восприятия, понимания, регуляции и использования эмоций.

Какие психологические особенности связаны с эмоциональным интеллектом и самоэффективностью у людей молодого и зрелого возраста?

У людей молодого и зрелого возраста высокий эмоциональный интеллект связан с умением понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Также высокий уровень самоэффективности у этих людей связан с высокой уверенностью в себе, способностью достигать поставленных целей и эффективно справляться с решением проблем.