Особенности связи эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 17.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей связи эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста 8
1.1 Теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологии 8
1.2 Проблема изучения самоэффективности в психологии 10
1.3 Психологические особенности эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста 19
Выводы по главе 1: 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей связи эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Именно поэтому на разных возрастных этапах развитие эмоционального интеллекта позволяет людям справляться с возникающими задачами.
Согласно научным исследованиям, уровень эмоционального интеллекта выше у людей зрелого возраста, чем у молодых людей, что обусловлено развитием эмоционального интеллекта, способствующего лучшему пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими.
Исследование по методике тест ЭмИн Д. Люсин свидетельствует о том, что в группе молодых людей высокими показателями эмоционального интеллекта обладают 16 респондентов (45,5 %). Такие люди имеют высокий уровень способности понимать и управлять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, а также способности осуществлять контроль внешних проявлений собственных эмоций. У 8 респондентов (23,5 %) средний уровень эмоционального интеллекта. Остальные 11 респондентов (31 %) имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Такие люди не могут в полной мере понимать и управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей.
В группе зрелых людей высокими показателями эмоционального интеллекта обладают 26 респондентов (74 %). Такие люди имеют высокий уровень способности понимать и управлять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, а также способности осуществлять контроль внешних проявлений собственных эмоций. У 5 респондентов (17 %) средний уровень эмоционального интеллекта. Остальные 4 респондентов (11 %) имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Такие люди не могут в полной мере понимать и управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей.
Результаты исследования по методике Словарь эмоций «Ассоциативный вербальный тест» Е.С. Ивановой свидетельствуют о том, что по уровню объема активного словаря эмоций более высокие показатели в группе 2, т.е. в группе зрелых респондентов. Следовательно, в процессе зрелости происходит повышение способов вербализации эмоций, что подтверждается повышением объема активного словаря эмоций.
Оценка уровня удовлетворенности по общему индексу качества жизни респондентов группы 1 и группы 2 соответствует низкому уровню, однако она далека от очень низкой, что свидетельствует об их готовности к преодолению жизненных стрессов и отсутствию у них депрессивных переживаний.
Оценка общего уровня самоэффективности показала, что в группе зрелых респондентов (группа 2) уровень общей самоэффективности выше, чем в группе молодых респондентов (группа 1).
После проведения количественного анализа уровня эмоционального интеллекта и уровня самоэффективности в двух группах испытуемых, был проведен качественный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоэффективности. Для этого мы использовали t-критерий Стьюдента.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие закономерности. Между уровнем эмоционального интеллекта и шкалой общей самоэффективности в группе 1 наблюдается взаимосвязь. Значение t-критерия по данной совокупности показателей составляет 9,7, что говорит о том, что наблюдается значительная связь между уровнем эмоционального интеллекта и шкалой общей самоэффективности, т.е. чем выше уровень эмоционального интеллекта у респондентов, тем выше уровень общей самоэффективности субъекта.
Значение t-критерия между уровнем эмоционального интеллекта и индексом качества жизни составляет 8,4, что свидетельствует о наличии взаимосвязи. Таким образом, чем выше уровень эмоционального интеллекта у субъекта, тем выше уровень индекса качества жизни.
Так же была обнаружена взаимосвязь между объемом словаря эмоций и шкалой общей самоэффективности (t-критерий – 7,2), что говорит о том, что повышение способов вербализации эмоций способствует повышению уровня общей самоэффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomensovremennoy-psihologii.html
Аникина, А.П., Барабанова, М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старзших дошкольников // Наука и школа. 2020. №3. С. 197-204.
Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
Битюцких, Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144.
Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217–219.
Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.
Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. №3 (24). С. 38-44.
Верхотурова, Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. С. 112-120.
Гарипова, Ю.М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). С. 38-50.
Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.
Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения – СПб.: – 1999. – С. 237-241.
Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15).
Ерыгина, А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // ЭВ. 2021. №2 (25). С. 77-82.
Забара, Л.И., Кремешкова, С.Н., Лебедева, Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 131-141.
Запорожцева, Г.Е., Шолтоян, Ю.О., Васильченко, А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №6 (86). С. 67-76.
Зорина, Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С. 300-304.
Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.
Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4. (216). 108-114.
Кириллова, Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 70-79.
Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
Платонова, Н.С., Тулупьева, Т.В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. №10 (142). С. 109-123.
Плотникова, О.В., Харькова, О.А. Структурные компоненты эмоционального интеллекта: обзор литературы // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 83-84.
Романова, Е.И. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). С. 150-152.
Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
Ситаров, В.А., Пашкова, О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 315-318.
Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
Фадеева М.В., Фадеев В.И. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 472-475.
Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71–76.
Шендель, Т.В., Балабошкина, О.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. №26. С. 81-86.
Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 166 с.
Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 1–45.
Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.
Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development / C. S. Dweck. – Philadelphia : Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.
Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem R. Schwarzer // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. – 1992. – P. 195–213.
Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. – №31. – 2010. – Р. 244-254.
Mischel, W. A cognitive-affective system theory of personality / W. Mischel, Y. Shoda // Psychological Reports. – 1995. – Vol. 102. – P. 246–258.
Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate / W. Mischel // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34. – P. 740–754.
Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades / W. Mischel // Handbook of personality: Theory ahd research / L. A. Pervin (ed.). – New York : Guilford Press, 1990. – P. 111–134.
Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. В. Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol. 80, № 1. – P. 1–28.
Sсhunk, D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation / D. H. Sсhunk // Educational Psychologist. – 1991. – Vol. 26, № 3/4. – P. 207–231.
Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death / M. E. Seligman. – San Francisco : Freeman, 1975. – 250 p.
Weiner, B. An attributional theory of motivation and emotion / B. Weiner. – New York : SpringerVerlag, 1986. – 304 p.
Weiner, B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion / B. Weiner // Psychological Review. – 1985. – Vol. 92, № 4. – P. 548–573.
Zimmerman, B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies / B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202–231.
Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217–219.
Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 166 с.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.; Гордеева, Т. О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с
Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.
Zimmerman, B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies / B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202–231.
Sсhunk, D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation / D. H. Sсhunk // Educational Psychologist. – 1991. – Vol. 26, № 3/4. – P. 207–231.
Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71–76.
Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem R. Schwarzer // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. – 1992. – P. 195–213.
Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.; Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Фадеева М.В., Фадеев В.И. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 472-475.; Ситаров В.А., Пашкова О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 315.
Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomensovremennoy-psihologii.html
Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.; Верхотурова Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. С. 112.; Кириллова Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 70.
Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения – СПб.: – 1999. – С. 237-241.; Гарипова Ю.М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). С. 38.; Шендель Т.В., Балабошкина О.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. №26. С. 81.
Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. – №31. – 2010. – Р. 244-254.
Там же
Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.
Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Там же.
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – с. 439.
Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. №3 (24). С. 38-44
Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. В. Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol. 80, № 1. – P. 1–28.
Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 1–45.
Weiner, B. An attributional theory of motivation and emotion / B. Weiner. – New York : SpringerVerlag, 1986. – 304 p.
Weiner, B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion / B. Weiner // Psychological Review. – 1985. – Vol. 92, № 4. – P. 548–573.
. Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death / M. E. Seligman. – San Francisco : Freeman, 1975. – 250 p.
Там же.
Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development / C. S. Dweck. – Philadelphia : Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.
Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
Mischel, W. A cognitive-affective system theory of personality / W. Mischel, Y. Shoda // Psychological Reports. – 1995. – Vol. 102. – P. 246–258.
Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate / W. Mischel // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34. – P. 740–754.
Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades / W. Mischel // Handbook of personality: Theory ahd research / L. A. Pervin (ed.). – New York : Guilford Press, 1990. – P. 111–134..
Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
Там же.
Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
Там же.
Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15).
Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4. (216). 108-114.; Забара Л.И., Кремешкова С.Н., Лебедева Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 131.
Битюцких Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142.; Романова Е.И. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). С. 150.
Ерыгина А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // ЭВ. 2021. №2 (25). С. 78.; Плотникова О.В., Харькова О.А. Структурные компоненты эмоционального интеллекта: обзор литературы // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 83.; Запорожцева Г.Е., Шолтоян Ю.О., Васильченко А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №6 (86). С. 67.
Аникина А.П., Барабанова М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старзших дошкольников // Наука и школа. 2020. №3. С. 197.; Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С. 301.; Платонова Н. С., Тулупьева Т. В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. №10 (142). С. 109.
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
2
Составляющие эмоционального интеллекта
Восприятие, оценка и распознавание эмоций
Повышение эффективности мышления и деятельности при использовании эмоций
Понимание и анализ эмоций
Осознанное управление эмоциями для личностного роста и улучшения взаимоотношений с окружающими
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА АТРИБУЦИИ
Событие
Аффект, зависящий от результата
Каузальные атрибуции
Суждение об ответственности
Психологические последствия (эмоции, будущие ожидания)
Поведение человека
1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomensovremennoy-psihologii.html
2. Аникина, А.П., Барабанова, М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старзших дошкольников // Наука и школа. 2020. №3. С. 197-204.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
4. Битюцких, Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144.
5. Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217–219.
6. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.
7. Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. №3 (24). С. 38-44.
8. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. С. 112-120.
9. Гарипова, Ю.М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). С. 38-50.
10. Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
11. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.
12. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения – СПб.: – 1999. – С. 237-241.
13. Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1(15).
14. Ерыгина, А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // ЭВ. 2021. №2 (25). С. 77-82.
15. Забара, Л.И., Кремешкова, С.Н., Лебедева, Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 131-141.
16. Запорожцева, Г.Е., Шолтоян, Ю.О., Васильченко, А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №6 (86). С. 67-76.
17. Зорина, Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С. 300-304.
18. Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
19. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
20. Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.
21. Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4. (216). 108-114.
22. Кириллова, Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 70-79.
23. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
24. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
25. Платонова, Н.С., Тулупьева, Т.В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. №10 (142). С. 109-123.
26. Плотникова, О.В., Харькова, О.А. Структурные компоненты эмоционального интеллекта: обзор литературы // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 83-84.
27. Романова, Е.И. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). С. 150-152.
28. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
29. Ситаров, В.А., Пашкова, О.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 315-318.
30. Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119–121.
31. Фадеева М.В., Фадеев В.И. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 472-475.
32. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71–76.
33. Шендель, Т.В., Балабошкина, О.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития HR-специалиста // Эпоха науки. 2021. №26. С. 81-86.
34. Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. – 166 с.
35. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 1–45.
36. Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – Р. 122–147.
37. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychological Review. – 1977. – Vol. 84. – P. 191–215.
38. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363-388.
39. Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development / C. S. Dweck. – Philadelphia : Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. – 195 p.
40. Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem R. Schwarzer // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. – 1992. – P. 195–213.
41. Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. – №31. – 2010. – Р. 244-254.
42. Mischel, W. A cognitive-affective system theory of personality / W. Mischel, Y. Shoda // Psychological Reports. – 1995. – Vol. 102. – P. 246–258.
43. Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate / W. Mischel // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34. – P. 740–754.
44. Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades / W. Mischel // Handbook of personality: Theory ahd research / L. A. Pervin (ed.). – New York : Guilford Press, 1990. – P. 111–134.
45. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. В. Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol. 80, № 1. – P. 1–28.
46. Sсhunk, D. H. Self-Efficacy and Academic Motivation / D. H. Sсhunk // Educational Psychologist. – 1991. – Vol. 26, № 3/4. – P. 207–231.
47. Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death / M. E. Seligman. – San Francisco : Freeman, 1975. – 250 p.
48. Weiner, B. An attributional theory of motivation and emotion / B. Weiner. – New York : SpringerVerlag, 1986. – 304 p.
49. Weiner, B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion / B. Weiner // Psychological Review. – 1985. – Vol. 92, № 4. – P. 548–573.
50. Zimmerman, B. J. Self-efficacy and educational development. In: Self-efficacy in changing societies / B. J. Zimmerman, A. Bandura. – Cambridge University Press, 1995. – P. 202–231.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?
В психологии существует несколько теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта. Один из них основан на концепции четырех основных компонентов эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, использование эмоций, понимание эмоций и управление эмоциями. Другой подход базируется на исследованиях эмоционального интеллекта в контексте межличностных отношений и коммуникации. Также существуют теории, основанные на понятиях эмоциональной компетентности и эмоциональной грамотности.
Какую проблему изучения решает самоэффективность в психологии?
Самоэффективность – это способность человека верить в свои собственные возможности и уверенность в том, что он способен успешно справиться с различными задачами и ситуациями. Изучение самоэффективности позволяет понять, какие факторы влияют на чувство уверенности и компетентности у людей, а также какая связь между самоэффективностью и достижением целей, повышением качества жизни и уровня удовлетворенности.
Какие психологические особенности эмоционального интеллекта и самоэффективности можно выделить у людей молодого и зрелого возраста?
У людей молодого возраста часто наблюдается более высокий уровень эмоционального интеллекта, так как они активно осваивают навыки взаимодействия с окружающим миром. Они более открыты к новым эмоциональным опытам и готовы к обучению. У людей зрелого возраста часто высокий уровень самоэффективности, так как они уже накопили определенный жизненный опыт и увереннее в своих способностях. Однако, у каждого человека индивидуальные особенности эмоционального интеллекта и самоэффективности, которые зависят от многих факторов, таких как личностные черты, окружение, воспитание и др.
Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?
Одним из наиболее распространенных теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта является модель Майера и Саловея. Также существуют и другие теоретические модели, такие как модель Джона Мэверлика и Питера Сэлов. Все эти подходы направлены на изучение способности человека распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей.
В чем заключается проблема изучения самоэффективности в психологии?
Проблема изучения самоэффективности в психологии заключается в том, что существует множество различных определений и подходов к данному понятию. Некоторые исследователи связывают самоэффективность с уверенностью в своих силах, другие считают ее способностью достигать поставленных целей. Также проблемой является отсутствие единой методики оценки самоэффективности, что затрудняет проведение обобщающих исследований.
Какие есть психологические особенности эмоционального интеллекта у людей молодого и зрелого возраста?
У людей молодого возраста эмоциональный интеллект может быть менее развит, так как они только начинают формировать свою эмоциональную сферу и осваивать способы управления эмоциями. В зрелом возрасте эмоциональный интеллект может быть более высоким благодаря накопленному опыту и развитым навыкам. Однако каждый человек индивидуален, поэтому психологические особенности могут различаться в зависимости от личных характеристик и жизненного опыта.
Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?
Одним из самых известных теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта является модель, предложенная Даниэлем Гоуменом. В рамках этой модели выделяются пять основных компонентов эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, использование эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями и сознательное обсуждение эмоций. Кроме того, существуют и другие теоретические подходы, такие как модель Питера Сэловея или теория Джона Мейера и Питера Кулберта.
Что такое самоэффективность и как она изучается в психологии?
Самоэффективность - это уверенность в собственных способностях в достижении поставленных целей. Изучение самоэффективности в психологии осуществляется с помощью различных методов и тестов, таких как Шкала общей самоэффективности, Шкала уверенности в своей самоэффективности, Анкета самоэффективности и др. С помощью этих инструментов можно определить уровень самоэффективности у конкретного человека и выявить его сильные и слабые стороны.
Какие психологические особенности связаны с эмоциональным интеллектом и самоэффективностью у людей молодого и зрелого возраста?
Связь эмоционального интеллекта и самоэффективности у людей молодого и зрелого возраста проявляется в ряде психологических особенностей. Например, у людей, обладающих высоким уровнем эмоционального интеллекта, часто высока их самоэффективность в различных сферах жизни. Также исследования показывают, что эмоционально интеллектуальные люди чаще имеют хорошие отношения с окружающими, лучше умеют управлять своими эмоциями и строить взаимодействие с другими людьми.
Что такое эмоциональный интеллект и самоэффективность?
Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Самоэффективность - это уверенность и умение человека достигать поставленных целей и справляться с жизненными трудностями.
Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального интеллекта в психологии?
Существуют несколько теоретических подходов к изучению эмоционального интеллекта. Один из них основывается на концепции пяти факторов личности, где эмоциональный интеллект связывается с факторами открытости новым впечатлениям и экстраверсии. Другой подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов: восприятия, понимания, регуляции и использования эмоций.
Какие психологические особенности связаны с эмоциональным интеллектом и самоэффективностью у людей молодого и зрелого возраста?
У людей молодого и зрелого возраста высокий эмоциональный интеллект связан с умением понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Также высокий уровень самоэффективности у этих людей связан с высокой уверенностью в себе, способностью достигать поставленных целей и эффективно справляться с решением проблем.