ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 10.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1.Современные подходы к изучению аддиктивного поведения личности 7
1.2. Особенности аддиктивного поведения подростков 18
1.3. Причины и факторы аддиктивного поведения подростков 31
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 37
2.1 Методическое обоснование и организация исследования 37
2.2 Результаты исследования, их обсуждение 40
2.3 Социально-педагогические рекомендации по работе со склонными к аддиктивному поведению 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Приложение А 57
Приложение Б 62
Приложение В 67
Приложение Г 69
Таблица 1 – Сравнительный анализ выраженности разных форм отклоняющегося поведения у подростков с разным уровнем склонности к АП.Формы отклоняющегося поведенияВыраженность склонности к аддиктивному поведению,М ± σt-критерий Стьюдентар-уровень значимостиповышеннаяотсутствуетСклонность к аддикции12,5±2,33,3±2,516,30,00Склонность к преодолению норм10,4±2,95,0±4,65,90,00Склонность к саморазрушению11,9±5,76,0±5,94,20,00Склонность к агрессии12,9±3,86,0±6,35,50,00Волевой контроль эмоций7,4±2,63,4±2,86,30,00Склонность к деликвентному поведению7,8±4,43,1±4,04,70,00Аддиктивные подростки значительно больше, чем не аддиктивные склонны к преодолению норм и правил, к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, нонкомформистским установкам, чаще имеют тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Склонные к её подростки значительно больше склонны к саморазрушению, к различным формам аутоагрессивного поведения, что свидетельствует о низкой ценности собственной жизни подростков, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях.Аддиктивные подростки значительно больше, чем не аддиктивные склонны к агрессии, насилию, агрессивной направленности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. У подростков склонных к еёслабее волевой контроль эмоциональной сферы, что выражается в нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, в склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении.Также аддиктивные подростки значительно больше, чем не аддиктивные склонны к реализации противоправного поведения.Изучение индивидуально-психологических характеристик подростков с разной склонностью к АП выявил достоверные различия в показателях «депрессия» и «женственность» достоверно более выраженные у подростков, склонных к ней, «совестливость» у не склонных к АП подростков (таблица 2).Таблица 2 – Индивидуально-психологические особенности подростков в зависимости от выраженности склонности к АПИндивидуально-психологические характеристикиВыраженность склонности к аддиктивному поведению,М ± σt-критерий Стьюдентар-уровень значимостиповышеннаяотсутствуетНевротизм11,2 ± 5,39,8 ± 4,71,470,15Психотизм9,9 ± 5,68,6 ± 4,81,230,22Депрессия13,1 ± 5,18,6 ± 4,74,010,00Совестливость6,9 ± 4,69,0 ± 3,7-2,140,04Расторможенность7,7 ± 3,47,0 ± 3,50,870,39Общая активность8,2 ± 4,28,4 ± 3,2-0,330,74Робость8,1 ± 3,86,8 ± 3,21,640,10Общительность8,6 ± 3,47,7 ± 2,71,110,27Впечатлительность7,7 ± 3,89,0 ± 3,5-1,370,18Женственность5,0 ± 2,93,7 ± 2,02,320,02Психическая неуравновешенность10,8 ± 4,110,0 ± 3,71,120,27Асоциальность8,9 ± 3,08,8 ± 2,4-0,011,00Интроверсия7,8 ± 3,87,1 ± 2,70,660,51Сензитивность5,8 ± 3,36,9 ± 2,7-1,440,15Полученные данные позволяют заключить, что подростки с выраженной склонностью к АП в отличие от своих сверстников в нормативно выраженным поведением в большей степени отличаются депрессивностью, неуверенностью, угрюмостью, они чувствительны, склонны к волнениям, пассивны, зависимы, в отличие от подростков не склонных к АП. Изучение уровня и форм агрессивности подростков с разной склонностью к АП выявил достоверные различия в показателях «обида», «подозрительность» и «враждебность» достоверно более выраженные у подростков, склонных к ней (таблица 3).Таблица 3 – Формы агрессивного поведения у подростков в зависимости от выраженности склонности к АПИндивидуально-психологические характеристикиВыраженность склонности к аддиктивному поведению, М ± σt-критерий Стьюдентар-уровень значимостиповышеннаяотсутствуетФизическая агрессия5,9 ± 1,65,5 ± 1,71,670,10Косвенная агрессия6,3 ± 1,65,8 ± 1,90,820,41Раздражение6,7 ± 1,95,7 ± 2,31,580,12Негативизм3,0 ± 1,02,8 ± 1,21,150,25Обида5,4 ± 1,6 4,4 ± 1,72,740,01Подозрительность5,6 ± 2,04,2 ± 2,03,060,00Вербальная агрессия7,0 ± 2,07,7 ± 2,9-1,390,17Чувство вины4,6 ± 2,03,8 ± 2,01,120,27Индекс враждебности11,0 ± 2,58,6 ± 3,13,740,00Индекс агрессивности19,6 ± 3,719,3 ± 3,90,350,73Полученные данные позволяют заключить, что подростки с выраженной склонностью к АП в отличие от своих сверстников в нормативно выраженным поведением в большей степени склонны к проявлению враждебности, подозрительности, они также более обидчивые и завистливые.Для выявления взаимосвязи между выраженностью склонности к АП и характеристиками, отражающими индивидуально-психологические особенности подростков был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 4. Таблица 4 – Коэффициенты корреляции, отражающие взаимосвязи между характеристиками индивидуально-психологических особенностей и склонностью к АП у подростковХарактеристикиВыраженность склонности к аддиктивному поведениюПовышеннаяОтсутствуетКоэффициент корреляции, rНевротизм0,02-0,26Психотизм-0,04-0,25Депрессия0,50**-0,25Совестливость0,060,09Расторможенность0,45**-0,20Общая активность0,18-0,09Робость-0,04-0,01Общительность-0,010,04Впечатлительность-0,08-0,10Женственность-0,170,12Психическая неуравновешенность-0,260,07Асоциальность-0,170,03Интроверсия0,110,08Сензитивность0,02-0,21Физическая агрессия0,07-0,10Косвенная агрессия0,140,03Раздражение0,16-0,09Негативизм0,130,11Обида0,51**-0,19Подозрительность0,26-0,10Вербальная агрессия-0,020,02Чувство вины0,26-0,15Индекс враждебности0,53**-0,17Индекс агрессивности0,10-0,07Обозначения: r – коэффициент корреляции Пирсона; * – р-уровень значимости ≤ 0,05; ** – р-уровень значимости ≤ 0,01.Результаты корреляционного анализа показали, что у подростков склонных к АП, выраженность этой склонности положительно связана с депрессивностью (р≤0,01) расторможенностью (р≤0,01), обидой (р≤0,01) и враждебностью (р≤0,01). Чем больше у подростков, склонных к ней проявляется депрессивность, угрюмость, импульсивность, несдержанность, склонные к острым эмоциональным переживаниям подростки, чем больше проявляется враждебность, обида, завистливость, тем больше они склонны к АП.У подростков с отсутствием еёиндивидуально-психологические особенности не связаны склонностью к АП, то есть, их индивидуальные характеристики не влияют на выраженность зависимого поведения. 2.3 Социально-педагогические рекомендации по работе со склонными к аддиктивному поведениюСуществуют различные формы работы со склонными к АП.1. Организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение индивида. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, путем создания негативного общественного мнения по отношению к зависимому поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретный человек.Профилактика зависимого поведения у подростков включает в себя, прежде всего, социальную рекламу для формирования отношения к здоровому образу жизни и трезвости. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп, блогеров, или рэп - исполнителей.2. Информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по возрасту, социально-экономическим характеристикам.3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:- Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).- Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).- Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).2. Информирование. Это наиболее знакомое направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специализированной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке повлиять на когнитивные процессы человека с целью повышения его способности принимать конструктивные решения. Перспективному развитию этого подхода может способствовать отказ от преобладания устрашающей информации, а также дифференциация по возрастным, социально-экономическим характеристикам.3. Активное социальное обучение социально значимым навыкам. Эта модель в основном реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:- Тренировка устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность говорить "нет" в случае негативного давления со стороны сверстников).- Аффективно-ценностный тренинг (формируются навыки принятия решений, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).- Тренинг по формированию жизненных навыков (формируются навыки общения, поддержания дружеских связей и конструктивного разрешения конфликтов).В группе тренинга с подростками особенно важную роль уделяют созданию климата доверия, который может позволить реализовать большую в сравнении с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи с подростками.При проведении занятий можно использовать различные методические средства: групповую дискуссию (базовый методический прием), ролевую игру, невербальные упражнения, арт-терапию и прочие.4. Организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что подростки используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, благотворительная). В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.5. Организация здорового образа жизни. Она исходит из идей личной ответственности за здоровье, гармонии с окружающим миром и своим телом. Здоровый образ жизни предполагает здоровое питание, регулярную физическую активность, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.7. Минимизация негативных последствий зависимого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ по проблеме АП подростков показал:1. Она определяется как пагубная склонность к чему-либо, навязчивое стремление к определенному виду деятельности. АП имеет целью уход от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.2. Подростковый период – это самый неустойчивый и изменчивый период, характеризующийся вхождением в культуру общества. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. В связи с этим в организме подростка происходят значительные изменения. Среди разновидностей отклонений в поведении, проявляющихся в подростковом возрасте могут встречаться её серьезные: курение, употребление ПАВ, самоповреждающее поведение, интернет-зависимость. Проявлению зависимого поведения подростков служат: неразвитость эмоциональной сферы, нравственных чувств; бедность внутреннего мира; извращённость культурных и социальных потребностей; высокая степень эмоциональной отчуждённости от других людей.3. АП подростков имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Среди основных причин зависимого поведения, наиболее частая – социальная дезадаптация, которая может быть детерминирована как психо-биологическими, социальными, так и индивидуально – личностными чертами подростка. Социальной дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков в зависимости от выраженности склонности к АП, проведенное на базена базе МБОУ СОШ №16, в котором приняли участие 70 подростков в возрасте 12 – 16 лет, позволило сформулировать следующие выводы:1. Аддиктивные подростки значительно больше, чем не аддиктивные склонны к преодолению норм и правил, к отрицанию образцов поведения, к различным формам аутоагрессивного поведения, агрессии, к реализации противоправного поведения. У подростков склонных к нейслабее волевой контроль эмоциональной сферы, что выражается в нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, в склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении.2. Подростки с выраженной склонностью к АП в отличие от своих сверстников в нормативно выраженным поведением в большей степени отличаются депрессивностью, неуверенностью, угрюмостью, они чувствительны, склонны к волнениям, пассивны, зависимы, в отличие от подростков не склонных к АП, в большей степени склонны к проявлению враждебности, подозрительности, они также более обидчивые и завистливые.3. Чем больше у подростков, склонных к ней проявляется депрессивность, угрюмость, импульсивность, несдержанность, склонные к острым эмоциональным переживаниям подростки, чем больше проявляется враждебность, обида, завистливость, тем больше они склонны к АП. У подростков с отсутствием еёиндивидуально - психологические особенности не связаны склонностью к АПП. Гипотеза исследования о том, что индивидуально - психологические особенности подростков, имеющих склонность к АП, отличаются депрессивностью, неуверенностью, пассивностью, зависимостью от других, высоким уровнем агрессивности и враждебности, по сравнению с подростками не склонными к АП подтвердилась полностью по результатам проведенного исследования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАвдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2012. – 237с.Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н. Алмазов. – М. Дата Сквер,2009. – 248 с.Ахметзянова, А.И. Психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение / А.И. Ахметзянова, И.А. Кедрова, Е.В. Рудакова // Акмеология. – 2016. – № 4. – С. 201-209.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.Войскунский, А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Воскунский // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2015. – №4(33). – С. 33 - 39.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 160 с.Дети в трудной жизненной ситуации: современные аспекты неблагополучия и пути их решения. – М.: Перо, 2019. – 86с.Ениколопов, С.Н. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова // Психологическая наука и образование. – 2013. – №4. – С.97-102.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2019. – 354с. Кедрова, И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема / И.А. Кедрова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20813. (дата обращения 22.10.21). – Загл. С экрана. – Яз рус.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Кедрова – М.: Юрайт, 2017. – 290 с.Короленко, Ц.П. Психодинамическая психотерапия девиантного поведения: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Ю.М. Перевозкина. – Новосибирск: издательство «НГПУ», 2015. – 376с.Котляров, А.В. Другие наркотики, или HomoAddictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 480 с.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 939с.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.Малюшина, Ю.А. Психологическая коррекция криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей / Ю.А. Малюшина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №7. – С 62 – 66.Матасова, И.Л. Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л. Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». – Том 2 / Под ред. В.П. Шорина. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. – 138с.Менделевич,В.Д.Психологиядевиантногоповедения / В.Д. Менделевич. – М.: ИД Горо-дец, 2016. – 386 с.Москаленко, В.А. Созависимость: характеристики и практика преодоления / В.А. Москаленко. – М.: Эксмо, 2012. – 246с.Овчарова, Р.В. Психологическаяфасилитация работы школьного учителя / Р.В. Овчарова. – СПб.: НПФ "Амалтея", 2017. – 464с.Паюшина, М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков / М.Н. Паюшина. – М.: Крипто-логос, 2006. – 146 с. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: АСТ, 2020. – 526 с.Прокофьева, А. А. Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения / А.А. Прокофьева // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С.419-423.Пятунин, В.А. Школьные службы примирения как современная форма профилактики девиантного поведения и разрешения педагогических конфликтов / В.А. Пятунин, О.Г. Петушкова // ScienceTime. – 2015. – С. 635 – 639.Ромицына, Е.Е. Краткий очерк истории теорий развития и учения о подростках // Родители глазами подростка: Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Е.Е. Ромицына, Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая. – СПб: Речь, 2004. – С. 10 – 28.Свинцицкая, Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе / Т.А. Свинцицкая // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый. – 2015. – №11. – С.1224-1226.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО "Речь", 2014. – 365с.Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2013. – 416 с.Смагин, С.Ф. Аддикция, аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин. – СПб.: МИПУ, 2010. – 199с.Сосновский, Д.Р. Свобода лучше несвободы? Книга о зависимостях для зависимых и независимых / Д.Р. Сосновский [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.drsosnov.ru. (дата обращения 20.10.21). – Загл. С экрана. – Яз рус.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2016. – 509с.Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 362с.Хван, А.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 35-58.Эльконин, Б.Д. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Речь, 2012. – 416 с.Ясникова, Е.Е. Никотиновая зависимость (табакокурение). Клиника и лечение / Е.Е. Ясникова: ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава Р.Ф. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 24 с.Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь. — М.: «Проспект», 2011. — С. 11. — 512 с
Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2012. – 237с.
Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н. Алмазов. – М. Дата Сквер,2009. – 248 с.
Ахметзянова, А.И. Психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение / А.И. Ахметзянова, И.А. Кедрова, Е.В. Рудакова // Акмеология. – 2016. – № 4. – С. 201-209.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
Войскунский, А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Воскунский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – №4(33). – С. 33 - 39.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 160 с.
Дети в трудной жизненной ситуации: современные аспекты неблагополучия и пути их решения. – М.: Перо, 2019. – 86с.
Ениколопов, С.Н. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова // Психологическая наука и образование. – 2013. – №4. – С.97-102.
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2019. – 354с.
Кедрова, И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема / И.А. Кедрова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20813. (дата обращения 22.10.21). – Загл. С экрана. – Яз рус.
Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Кедрова – М.: Юрайт, 2017. – 290 с.
Короленко, Ц.П. Психодинамическая психотерапия девиантного поведения: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Ю.М. Перевозкина. – Новосибирск: издательство «НГПУ», 2015. – 376с.
Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 480 с.
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 939с.
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.
Малюшина, Ю.А. Психологическая коррекция криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей / Ю.А. Малюшина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №7. – С 62 – 66.
Матасова, И.Л. Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л. Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». – Том 2 / Под ред. В.П. Шорина. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. – 138с.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: ИД Горо-дец, 2016. – 386 с.
Москаленко, В.А. Созависимость: характеристики и практика преодоления / В.А. Москаленко. – М.: Эксмо, 2012. – 246с.
Овчарова, Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя / Р.В. Овчарова. – СПб.: НПФ "Амалтея", 2017. – 464с.
Паюшина, М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков / М.Н. Паюшина. – М.: Крипто-логос, 2006. – 146 с.
Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: АСТ, 2020. – 526 с.
Прокофьева, А. А. Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения / А.А. Прокофьева // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С.419-423.
Пятунин, В.А. Школьные службы примирения как современная форма профилактики девиантного поведения и разрешения педагогических конфликтов / В.А. Пятунин, О.Г. Петушкова // Science Time. – 2015. – С. 635 – 639.
Ромицына, Е.Е. Краткий очерк истории теорий развития и учения о подростках // Родители глазами подростка: Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Е.Е. Ромицына, Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая. – СПб: Речь, 2004. – С. 10 – 28.
Свинцицкая, Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе / Т.А. Свинцицкая // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый. – 2015. – №11. – С.1224-1226.
Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО "Речь", 2014. – 365с.
Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2013. – 416 с.
Смагин, С.Ф. Аддикция, аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин. – СПб.: МИПУ, 2010. – 199с.
Сосновский, Д.Р. Свобода лучше несвободы? Книга о зависимостях для зависимых и независимых / Д.Р. Сосновский [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.drsosnov.ru. (дата обращения 20.10.21). – Загл. С экрана. – Яз рус.
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2016. – 509с.
Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 362с.
Хван, А.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 35-58.
Эльконин, Б.Д. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Речь, 2012. – 416 с.
Ясникова, Е.Е. Никотиновая зависимость (табакокурение). Клиника и лечение / Е.Е. Ясникова: ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава Р.Ф. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 24 с.
Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь. — М.: «Проспект», 2011. — С. 11. — 512 с
Вопрос-ответ:
Что такое аддиктивное поведение?
Аддиктивное поведение - это поведение, которое становится привычным и зависимым от определенного вида активности или вещества. Оно может проявляться в различных формах, например, в виде алкогольной или наркотической зависимости, компьютерной или игровой зависимости.
Какие особенности имеет аддиктивное поведение у подростков?
У подростков аддиктивное поведение может проявляться более интенсивно и иметь свои особенности. Например, они более подвержены импульсивности и рискованности, а также более восприимчивы к влиянию сверстников. У подростков возможны такие виды аддиктивного поведение, как употребление наркотиков, проблемы с алкоголем, компьютерная или интернет-зависимость, игровая зависимость и другие.
Какие причины могут приводить к аддиктивному поведению у подростков?
Причин аддиктивного поведения у подростков может быть множество. Одной из главных причин является негативный опыт в семье, например, наличие конфликтов или недостаток внимания со стороны родителей. Также среди причин можно выделить влияние сверстников, низкую самооценку, стресс, тревожность, психологические проблемы, а также доступность вредных веществ или аддиктивных форм развлечений.
Какие современные подходы существуют к изучению аддиктивного поведения у подростков?
Современные подходы к изучению аддиктивного поведения у подростков включают использование различных теорий и методов. Например, это может быть подход, основанный на системной теории, который учитывает взаимодействие между семьей, школой и окружением подростка. Также применяются теории личностного развития и психологические методики для изучения индивидуальных особенностей подростков.
Какие аспекты аддиктивного поведения подростков изучаются в данной статье?
В данной статье изучаются современные подходы к изучению аддиктивного поведения личности, особенности аддиктивного поведения подростков, а также причины и факторы этого поведения.
Какие составляющие влияют на аддиктивное поведение подростков?
Аддиктивное поведение подростков зависит от различных факторов, таких как генетическая предрасположенность, окружающая среда, воспитание, социальный статус, психологические особенности и многие другие.
Какие особенности аддиктивного поведения можно выделить у подростков?
Аддиктивное поведение подростков характеризуется молодостью и незрелостью психики, стремлением к новым ощущениям и экспериментам, повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, склонностью к импульсивности и эмоциональной нестабильности, а также подверженностью психологическим зависимостям.
Какие причины аддиктивного поведения подростков исследуются в данной статье?
В данной статье исследуются различные причины аддиктивного поведения подростков, такие как негативные семейные отношения, неполноценное воспитание, плохая школьная успеваемость, низкая самооценка, социальная изоляция, стремление к самоутверждению и многие другие.
Какие подходы используются для изучения аддиктивного поведения личности?
Для изучения аддиктивного поведения личности применяются различные подходы, включая психологические, социологические, биологические и нейрофизиологические подходы.
Какие существуют современные подходы к изучению аддиктивного поведения личности подростков?
В современных исследованиях аддиктивного поведения подростков применяются различные подходы. Например, психологический подход, который позволяет анализировать личностные особенности подростков, исследовать их мотивы и потребности, а также выявлять факторы, которые могут повлиять на возникновение аддиктивного поведения. Также используется социологический подход, который изучает социальное окружение подростков и его влияние на появление аддиктивного поведения. Такие подходы позволяют более глубоко и комплексно понимать проблему аддиктивного поведения подростков и разрабатывать эффективные стратегии профилактики и лечения.
Какие особенности характеризуют аддиктивное поведение подростков?
Аддиктивное поведение подростков характеризуется рядом особенностей. Во-первых, подростки часто испытывают проблемы с саморегуляцией и контролем своих действий, что приводит к чрезмерному употреблению вредных веществ, интернет-зависимости и другим формам аддиктивного поведения. Во-вторых, подростки часто имеют низкую самооценку и страдают от недостатка социальной поддержки, из-за чего они ищут утешение и удовлетворение в аддиктивных привычках. В-третьих, подростки более восприимчивы к влиянию сверстников и подвержены социальным трендам, что может стимулировать развитие аддиктивного поведения.
Какие причины и факторы влияют на возникновение аддиктивного поведения у подростков?
Возникновение аддиктивного поведения у подростков обусловлено множеством причин и факторов. Один из главных факторов - это психологическое состояние подростка, включая низкую самооценку, проблемы с саморегуляцией и стремление к эмоциональному удовлетворению. Также важную роль играют семейная среда и воспитание, образовательная среда, доступность вредных веществ и технологий, а также социум в целом. Все эти факторы могут влиять на формирование аддиктивного поведения подростков и его дальнейшее развитие.