сценический репертуар как содержательная основа обучения хореографов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История балета
  • 68 68 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 11.02.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования сценического репертуара в процессе обучения хореографа 7
1.1 Значение и принципы подбора репертуара в процессе обучения хореографа 7
1.2 Исторические предпосылки развития сценического репертуара 16
Глава 2. Содержательные основы классификации сценического репертуара 34
2.1 Первоначальные формы балета эпохи барокко и классицизма 34
2.2 Расширение репертуарных возможностей балета в период романтизма 40
2.3 Формирование репертуара русской балетной школы 46
2.4 Становление классического репертуара русского балета советского периода 51
2.5 Новаторские балетные формы первой половины ХХ века 57
2.6 Возможности сценического репертуара современного Российского балета 62
Заключение 67
Литература 68

Фрагмент для ознакомления

В параграфе 2.2 рассмотрены возможности расширения репертуарных основ балета в период романтизмаВ конце XVIII века балет, сформированный в Западной Европе, утверждается среди ряда других театральных искусств. Наряду с трагедией и комедией сохраняется популярность и к старинным формам дивертисмента.В этот же временной период происходит реформа преромантизма, которую совершают хореографы. Творческими поисками трансформации балетного искусства занимались ведущие хореографы ЕвропыПараграф 2.3 посвящен вопросам формирования репертуара русской балетной школы Балетмейстерами и хореографами России внесен выдающийся вклад в процесс становления и развития мирового балета, а русскому танцу предоставилась возможность создать положительно-культурное влияние на развивающиеся устои балета Западной Европы.Параграф 2.4 освещает вопросы становления классического репертуара русского балета советского периодаВ период с 1927 по 1957 годы происходит становление и развитие драматического балета, среди ведущих балетмейстеров которого можно отметить имена Р.В.Захарова,Л.М. Лавровского,В.И. Вайнонена.Период с 1930 по 1950 годы Драматический балет становится ведущим направлениям хореографического искусства России. Драматический балет начинает требовать новые выразительные средства, в постановке главным становится выразительный танец, исполняющийся в образе конкретного героя.В середине XX века формируется творческий почерк советского артиста балета, крупнейшего балетмейстера, заслуженного деятеля искусств, Леонида Вениаминовича Якобсона. Л.В. Якобсон был также педагогом, явив миру множество талантливых артистов балета, ставших впоследствии звездами балетной сцены - отГалиныУлановойиМайиПлисецкойдо Аллы Осипенко и Михаила Барышникова [21].Позднее, в 1960-1970-х годах появляется новый жанр хореографического искусства, который представляет собой синтез современной хореографии и выразительных средств телевидения, получая форму разновидности телевизионного спектакля.Достижения второй половины XX века в балетном искусстве связаны с творчеством отечественного хореографа Юрия Николаевича Григоровича, которому принадлежат авторские постановки балетовВ параграфе 2.5анализируются новаторские балетные формы первой половины ХХ векаНачало XX века было ознаменовано стремлением к созданию новаторских методов в искусстве. Реализм в культуре привёл к тому, что в европейском балете произошёл отход к состоянию кризиса и упадка. Балет как самостоятельный жанр в данный временной период теряет содержательность и ценность, оказавшись вытесненным феерией, которая преобладала в искусстве Италии, и мюзиклом, который преобладал в искусстве Англии. Во Франции в данный временной период происходит отход от новаторских приемов в пользу консервации схем балетного искусства.В российском искусстве балет наоборот приобретает новаторские трактовки, сохраняя свою эстетику и академическую полноту, а также монументальность спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозностью ансамблевых и сольных партий.Параграф 2.6 освещает возможности сценического репертуара современного Российского балетаКонец XX века был ознаменован структуризацией проблем, которые выявились в балетном искусстве.Русское балетное наследие в данный временной период подвергается интерпретациям, которые получают новую авторскую трактовку, выявляя возможности пластических и композиционных новаторских методов.Таким образом, определив основные аспекты проблемы формирования сценического репертуара в процессе обучения хореографа, исторический путь развития репертуара балетного искусства, были сформулированы выводы:Значение и принципы подбора репертуара в процессе обучения хореографа имеют первостепенное значение. Процесс воспитания хореографа-балетмейстера весьма сложное и длительное, достаточно специфическое направление в хореографическом искусстве, которое обеспечивается необходимостью изучения исторических предпосылок развития сценического репертуара и процесса становления жанров и видов репертуара.Благодаря изучению современных подходов к освоению репертуара в учебном процессе становится возможным актуализация данного аспекта в современном вузовском образовании и его модернизация.Рассмотренные во второй главе содержательные основы классификации сценического репертуара дали возможность осмыслить процесс возникновения первоначальных форм балета эпохи барокко и классицизма, этапы расширения репертуарных возможностей балета в период романтизма, понять направление развития хореографического репертуара и искусства в целом через изучение новаторских балетных форм первой половины ХХ века.Анализ этапов формирования репертуара русской балетной школы, выявление динамики этого процесса, хронологии развития сценических жанров и направлений на рубеже XIX – ХХ столетий, а также осмысление эволюции становления классического репертуара русского балета советского периода дало возможность лучше понять новаторские тенденции и возможности сценического репертуара современного балета их перспективы в осознании роли репертуара как содержательной основы обучения хореографов.


1. Асафьев Б.В. О балете. - Л.: Музыка. 1974. – 439 с.
2. Балет. Энциклопедия / Под. ред. Ю.Н. Григоровича. - М.: «Советская энциклопедия», 1981. - 623 с.
3. Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Советская Россия, 1965. – 227 с.
4. Бланков Б. Краткая история русского балета. Книга 1 / Б. Бланков. - М.: ДЕАН, 2006. - 240 c.
5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство. 1987. – 55 с.
6. Борисов А.И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа: Дис. .канд.психол.наук. Самара, 2001. - 233 с.
7. Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. Электронный ресурс. https://rusneb.ru/catalog/005289_000028_CA0FEAFB-5272-4989-A655-C50BC54EED60/
8. Бочарникова Э.В., Мартынова О.М. Московское хореографическое училище: краткий исторический очерк. – М.: Искусство, 1954 - 224 с.
9. Борзов В.А. Вопросы утверждения нового жанра сценической хореографии. Сб. Вопросы воспитания балетмейстера в театральном вузе. - М.: 1980. - С. 119
10. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь / Ю.Булучевский, В. Фомин. – Л.: «Музыка», 1989. – 378 с.
11. Бухвостова Л.В. Мастерство хореографа. Орел: ОГИК, 2004.
12. Вальберг И.К. Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. Ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского.- M. - Л., - 1980
13. Ванслов В.В. Статьи о балете. - М.: Музыка, 2015. - 192 c.
14. Валукин Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве, - М.: 1992
15. Варин Э.А., Вагнер П.А. Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6(67). – С. 274–276.
16. Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. – М.: Искусство. 1940
17. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство. 1964. С. 378
18. Горбунова Н.А.. Молявко Г.П. Репертуар в хореографическом коллективе: технология формирования // Мир науки, культуры, образования, № 5 (72), 2018. – С.47-50
19. Демидов А. Юрий Григорович. - М.: Искусство. 1971
20. Добровольская Г.Н. Балетмейстер Л. Якобсон. - Л. 1968. – 44 с.
21. Дулова, Е. Н. Балетный жанр как музыкальный феномен: русская традиция конца XVIII - начала XX века : исследование / Е. Н. Дулова ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Белорус. гос. акад. музыки. — Минск : Четыре четверти, 1999. — 374 с. : нот.
22. Ермакова О.А. Академический балет и «современный танец» как направления в танцевальном пространстве начала XXI века / О.А. Ермакова, Ю.И. Громов // Проблемы совершенствования хореографического образования: материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: СПбГУП, 2003. – С. 38-43
23. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. Программа. - М.: ГИТИС. 1975, 1. - С. 5
24. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М.: Искусство. 1976. – 351 с.
25. Зозулина Н.Н. Зов Терпсихоры. Статьи о балете. - СПб., АРБ, 2019.
26. История хореографического искусства: Учебное пособие / Сост. Т.Н.Тищенко. – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – 141 с.
27. В.М. Исаков, А.В. Фомкин Балетное образование // Высшее образование в России, 2007, № 7 – С. 145-150
28. Карташова H.H. Воспитание танцем: Заметки балетмейстера. - Челябинск. Южно-Уральское издательство. 1976. – 154 с.
29. Карпачева И.Ю. Значение репертуара хореографического объединения в эстетическом воспитании и развитии творческой личности. Электронный ресурс. https://znanio.ru/media/metodicheskie_rekomendatsii_znachenie_repertuara_horeograficheskogo_obedineniya_v_esteticheskom_vospitanii_i_razvitii_tvorcheskoj_lichnosti-129498
30. Королев В.В. Формирование творческой активности у студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки. Автореф. дисс. канд. пед. наук. МГУ-КИ. 2003 – 68 с.
31. Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев. Штиница. 1977. – 215с.
32. Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. 1975. № 5. - С. 147-155
33. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины 18 века. - М.: Искусство. 1979. – 295 с.
34. Красовская В.М Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.- М., 2008
35. Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1,2 Хореографы. - Л., 1970- 1972
36. Красовская, В. М. История русского балета. - М.: Планета музыки, Лань, 2014. - 312 c.
37. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Предромантизм. - Л., 1983
38. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. - Л., 1996
39. Карп П. О балете. М., 1974 – 246 с.
40. Курилко Е.А. О балетном жанре. Сб. Музыка и хореография современного балета. - М.: Музыка. Вып. 4, 1982. – 84 с.
41. Левинсон А.Я., Мастера балета. Очерки по истории и теории танца. Издание 5-ое, дополненное.- СПБ, 2001. Электронный ресурс. https://62info.ru/history/node/4083
42. Левинсон А.Я., Старый и новый балет. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2000 – 560 с.
43. Лифарь С.М. История русского балета / С.М. Лифарь. – Париж, 1945. – 307 с.
44. Лукиан. Сочинения. В 2 томах. Т. 2 / Под ред. А. И. Зайцева. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 30-48, 493-4
45. Никитин В.Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии. Монография. - М.: МГУКИ. 2005
46. Никитин В.Ю. Проблемы обучения студента хореографа // Высшее образование в России № 7, 2007 – С.143-145
47. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие / Громов Е.Н., Громов Ю.И., Гавликовский Н.Л. и др., под ред. В.А.Звездочкина. - СПб.: СПбГУП 2006. – 629 с.
48. Палилей А.В., Бондаренко А.А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога- хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 39. – С. 210–216.
49. Предеина Т.Б. Вопросы периодизации истории отечественного балета XX – XXI веков / Т.Б. Предеина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. – 1 (33). – 388 с. С. 103 – 106.
50. Проблемы танцевальной педагогической деятельности. Сб.науч.ст. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. - 126 с.
51. Слонимский Ю.И., Мастера балета....- М.: Искусство, 1997 – 288 с.
52. Слонимский Ю.И., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра.- M., 1997
53. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. - М.: Просвещение. 1986. – 118с.
54. Смирнова Н.Г., Бочкарева Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. Кемерово: КОИУУ, 1996.
55. Танцы сквозь века. 15 век // [Электронный ресурс]. – 2013. URL: http://mistery-dance.livejournal.com/554.html (дата обращения: 10.04.2018).
56. Тарасова О.Г. Искусство балетмейстера. Программа. ГИТИС. 2001.
57. Тарасов Н.И. Классический танец. - М. 1981.
58. Тейдер В.А. Истоки импрессионизма в балете. Музыка и хореография современного балета. - JI: Музыка. 1987. – 66 с.
59. Тихомиров Д.Д. Артист. Балетмейстер. Педагог. - М.: Искусство. 1971. – 391 с.
60. Уральская В.Н. Выразительные средства современного хореографического искусства. Сб. Вопросы воспитания балетмейстера в театральном вузе. - М. 1980. – 24с.
61. Холфина C.B. Вспоминания мастеров московского балета. - М. 1990
62. Худеков С.Н. Всеобщая история танца/С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2010. – 608 с.
63. Шевченко Е.П. История хореографического искусства: учебно-методическое пособие - Саратов 2016. - 52 с.