Коррекция агрессивности в раннем подростковом возрасте
Заказать уникальную дипломную работу- 95 95 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 07.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 6
1.1 Изучение понятий «агрессивность», «агрессивное поведение», «агрессия», ее виды, факторы возникновения 6
1.2 Особенности агрессивного поведения у подростков 13
1.3 Основные методики определения агрессивного поведения 16
1.4 Основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у подростков 27
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения у подростков раннего возраста 44
2.1 Организация констатирующего эксперимента 44
2.2 Анализ полученных результатов 48
2. 3 Разработка формирующего этапа эксперимента 58
Выводы по второй главе 63
Глава 3. Контрольное исследование агрессивного поведения у подростков 65
3.1 Организация контрольного этапа эксперимента 65
3.2 Анализ полученных результатов 71
Выводы по третьей главе 75
Заключение 76
Список использованной литературы по первой главе 78
Приложение А 83
Результаты констатирующего этапа эксперимента 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
Психокоррекционная программа для преодоления девиантного поведения подростков 86
Приложение В. 96
Результаты контрольного этапа эксперимента 96
Данные цели можно реализовать с помощью решения следующих задач.
Воспитание и развитие конкретных жизненных навыков и умений:
- эффективное взаимодействие, общение;
- умение справляться со стрессом;
- умение делать выбор и принимать решение.
Методическим фундаментом психокоррекционной работы являются следующие принципы: когнитивность, деятельностный личностно-ориентированный подход.
Исходя из предложенных принципов, опираясь на опыт психологов и педагогов, таких как М.Г. Кушка, М.Г. Кудренко и др., можно предложить поэтапную программу психокоррекции агрессивности среди подростков:
1. Первый этап предполагает изучение психологических характерных черт подростков, устанавливает характер взаимоотношений с социумом.
2. Второй этап состоит во включении подростков в коррекционную программу, которая строится исходя из личностных особенностей личности.
На этом этапе - формируют у подростков умение выявлять положительные ценности и устанавливать отрицательные раздражающие факторы;
- формируют положительную самооценку, отношение к себе как с независимой личности;
- формируют ценностное и ответственное отношение к себе;
- тренируют умение принимать независимое решение и отстаивать свой выбор;
- синтезируют знания различных ситуаций риска, правил адаптационного поведения в сложных ситуациях; учат приемам ухода от конфликтных ситуаций;
- - закрепляют умения конструктивной коммуникации;
- формируют рациональные представления о чувствах и эмоциях, учат управлять собственными чувствами в стрессовых ситуациях.
Программа рассчитана на 6 занятий для 20 учащихся, каждое продолжительностью 1 ч. (на слайде будет расписана программа)
№
занятия Тема Цель и задачи Упражнения, игры, игровые приёмы Кол-во часов 1 Знакомство Диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Беседа о занятиях
Ритуал приветствия
«Визитка»
«Зови меня…..»
«Уверенный – наглый – робкий»
Ритуал прощания
1 ч. 2 Работа с гневом Обучать подростков способам выражения своего гнева Ритуал приветствия
«Недружеский шарж»
«Мешочек криков»
«Листок гнева»
«Подушка для пинаний»
«Рубка дров»
Ритуал прощания
1ч. 3 Обучение самоконтролю Вырабатывать у ребёнка способности владения собой в ситуациях, которые провоцируют вспышки гнева либо тревожность. Ритуал приветствия
«Обзывалки»
«Сигналы гнева»
«Гнев на сцене»
«Посчитал до десяти я и решил»
«Дыхательные упражнения»
Ритуал прощания
1ч. 4 Работа с чувствами Обучить осознаниюсвоих эмоций и эмоцийиных людей, формировать умение к сочувствию, сопереживанию, доверию окружающим Ритуал приветствия
«Знатоки чувств»
Отгадай, что я почувствовал»
«Страна чувств»
Чувства на сцене»
«Рассказы по фотографиям»
Ритуал прощания
1ч. 5 Тесный контакт Развитие внимания, снятие экспансивного напряжения, объединение коллектива, выплеск отрицательныхчувств, изучение мотивов своего агрессивного поведения, выражение отрицательныхчувствпосредством вербализацииощущений. Ритуал приветствия
«Слон, кенгуру, пальма, обезьяна»
«А я – не тормоз!»
«Негативные образы»
«Общий рисунок»
Ритуал прощания
1 ч. 6 Мои ценности Обучить подростковдейственнымметодам общения, формирование у детей ощущения доверия к окружающим, научить адекватно поведенческиреагировать в проблемной ситуации, методам выхода из конфликта Ритуал приветствия
«Словарик добрых слов»
«Слепой поводырь»
«Пилот и диспетчер»
«Портрет агрессивного человека»
«Пойми без слов»
«Попросись на ночлег»
«Критикуй, не обижая»
Ритуал прощания 1 ч. Для подтверждения эффективности проведенных коррекционных мероприятий приведем сравнительные данные по результатам констатирующего и контрольного экспериментов.
Методика тест опросник Л.Г. Почебут.
После проведения коррекционных мероприятий среди подростков уменьшились показатели среди физической, вербальной, предметной, эмоциональной агрессии и самоагрессии.
Следовательно, мы наблюдаем, что среди учащихся понизился уровень раздражительности, тревожности, гнева и вспыльчивости. Так, часть школьников приобрела необходимые навыки контроля своему гневу. Нашла правильные способы регулирования своих агрессивных реакций.
Свои эмоциональные порывы учащиеся могут направить в более спокойное русло, находят способы релаксации при излишнем напряжении, становится меньше мыслей о суициде, не так остро испытывают чувство одиночества, так как научились навыкам коммуникации.
Также дети после проведенных мероприятий стали больше верить в свои силы, понизился уровень напряженности и возбуждения. Учащиеся стали лучше контролировать высказывания, избегать оскорблений и угроз.
2. Методика личностная агрессивность и конфликтность (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Сравнительный анализ показал уменьшение высокого уровня несдержанности и конфликтности после проведения коррекционных мероприятий, что подтверждает эффективность данных программ.
Сравнительный анализ показал уменьшение уровня конфликности учащихся, что говорит о приобретении навыков справляться со своей агрессивностью, повысили степень коммуникации и улучшили общее эмоциональное состояние. Учащиеся стали более уверены в себе, стали лучше контролировать перепады настроения, научились лучше справляться с высоким уровнем возбудимости, стали следовать наставлениям специалистов
3. Опросник «Изучение агрессивности» А. Басса — Дарки
Сравнительный анализ показал, что уровень агрессивности значительно понизился, также как ИВ и УАМ, следовательно, коррекционные мероприятия были эффективны.
Следовательно, можно говорить, что учащиеся научились контролировать свои эмоции и рационально действовать в конфликтных ситуациях, уметь находить выход в сложных жизненных обстоятельствах посредством принятия конструктивных решений. Дети стали менее вспыльчивы, ищут компромисс в спорных моментах, снизился уровень их тревожности.
Проведенная работа показала эффективность работы, так как снизился показатель агрессивности в сторону уменьшения физической, косвенной, вербальной, эмоциональной, предметной агрессивности, это можно объяснить эффективностью и последовательностью проведенных мероприятий.
Вследствие проделанной работы у детей снизился уровень тревожности, раздражительности, они научились лучше коммуницировать друг с другом и искать рациональные пути разрешения спорных ситуаций.
Благодарю за внимание
1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей. –М.: Издательский центр «Академия» 2018. - 128 с. – (Психолог родителям).
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-121.
3. Басс А., Дарки А. Концепция агрессии и враждебности. Екатеринбург, 2016. - 128 с.
4. Беляева, Ю.В. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты // Наука и современность. 2014. №32-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 01.01.2022).
5. Бриль М.С. Социальные представления об агрессии в поликультурной среде: Автореф. кандидата психологических наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. - 24 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Знак, 2017. - 672 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия: учеб.пособие / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.В. Василькова- М.: Академия, 2018.- 160с.
9. Васильев, Д.А. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке / Д.А. Васильев, Г.А. Арастович// Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021732 (дата обращения: 03.01.2022 ).
10. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24475
11. Вашукова, Е.Ю. К вопросу о соотношении понятий «Аутоагрессия» и «Аутодеструкция». Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход?: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием./ Е.В. Ефимова, Л.ВИвашиненко. - Тула, 2015. - С. 29–33.
12. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина., А. М. При хожан., В. В. Зацепин. – 5- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 368 с.
13. Караванов А.А., Юстинов И.Ю. Смысловое значение концепта агрессия // Территория науки. 2015. №2. С. 81–88.
14. Крахмалева, Е.С. Коррекция агрессивного поведения младших школьников./Е.С. Крахмалева - Волгоград, 2013. – 60 с.
15. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб.пособие для студ. сред. спец. учеб. завед. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с. - (Коррекционная педагогика)
16. Кушка М.Г. Подростковая агрессивность: диагностика, коррекция, психолого-педагогическое сопровождение. // Педагогические науки. – 2017. - №4.- С.69-72
17. Маняпова, Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков. / Е. В. Маняпова // Педагогическая практика. – 2013. – С.160-167
18. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. / Л.М. Митина.– М: МПСИ, 2003. – 400 с.
19. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: Дисс... канд. психол. наук. Ставрополь, 2014. - 158 с.
20. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков / В. И. Мурадова //Молодой ученый. – 2016. - №15 (119). – С.413-415
21. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. Высш. Пед. учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами психологической статистики. – 640 с.
22. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1994. - №3. – С.23-27
23. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. вузов. / [под. ред. Л.Д. Столяренко]- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 541 с.
24. Пилецкий, С.Г. Философский анализ предпосылок агрессивности человека в свете современнойнауки: Автореф. дис. доктора философских наук. / С.Г. Пилецкий. - Ярославль: Институт философии Российской академиинаук, 2014. - 51 с.
25. Прохорова, Е.Н. Психолого-педагогическое воздействие интерактивной техники "Форум-театр" на формирование адаптивного поведения агрессивных подростков: Автореф. дис. кандидата психологических наук./ Е.Н. Прохорова- Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2010. - 26 с.
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2016. – 624 с.
27. Реан А.А. Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних //Вестник Московского университета МВД России. – 2014. - №12. – С.304-308
28. Реан А.Л. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5.– С. 3–16.156
29. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории: Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. Международная педагогическая академия, 2017. – 256 с.
30. Семенюк,Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. Пособие / Л.М. Семенюк. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2014. – 248 с.
31. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
32. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.
33. Социальная психология агрессии / [под .ред.Б. Крэйхи] – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
34. Тарасенко, А. В. Агрессия и пути ее предупреждения / А. В. Тарасенко. // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41135/ (дата обращения: 03.01.2022).
35. Тарасов, В.И. Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением: автореф. дис….канд. психол. Наук / В.И. Тарасов. – Ставрополь, 2008. - 27 с.
36. Учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.
37. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 2012.- 326 с.
38. Фурманов, В.И. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – М., 2012. – 312с.
39. Хрестоматия «Кризисные состояния личности» http://www.studmed.ru/hrestomatiya-krizisnye-sostoyaniya-lichnosti_9af51e173cf.html
40. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с. – (психологические технологии)
41. Яценко, Т.С. Агрессия: психодинамическая теория и феноменология / Т.С. Яценко [Монография]- К.: ВИЩА ШКОЛА - ХХI, 2010. - C. 65-271.
Вопрос-ответ:
Что такое агрессивность и агрессивное поведение?
Агрессивность относится к стремлению или намерению совершить акт грубого или враждебного поведения. Агрессивное поведение включает в себя все виды активности, которые причиняют физический или эмоциональный вред другим людям.
Какие факторы могут способствовать развитию агрессивного поведения у подростков?
Развитие агрессивного поведения у подростков может быть связано с разными факторами, такими как генетические предрасположенности, семейное воспитание, негативные воздействия со стороны окружающей среды, низкий социально-экономический статус и другие.
Какие методики используются для определения агрессивного поведения у подростков?
Для определения агрессивного поведения у подростков могут использоваться различные методики, такие как анкеты, наблюдение, интервью и психологические тесты. Эти методики позволяют выявить наличие и степень агрессии у подростка.
Какие особенности характерны для агрессивного поведения у подростков?
Агрессивное поведение у подростков может проявляться в форме физической агрессии, вербальной агрессии, агрессии в отношениях и к хранению. Оно часто связано с низкой самооценкой, проблемами адаптации и неправильным воспитанием.
Какие основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у подростков существуют?
Основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у подростков включают в себя психолого-педагогическую поддержку, социально-психологическую адаптацию, тренинги по развитию коммуникативных навыков, тренинги по управлению эмоциями и тренинги по развитию эмпатии и понимания других людей.
Что такое агрессивность и агрессивное поведение?
Агрессивность - это негативная или насильственная реакция, направленная на причинение вреда другому человеку или себе. Агрессивное поведение - это конкретные действия, которые выражают агрессивность.
Какие факторы могут привести к возникновению агрессии у подростков?
Факторы возникновения агрессии у подростков могут быть разнообразными и включать генетические, биологические, социальные, семейные и психологические факторы. Например, факторами могут быть низкий социально-экономический статус, наличие насилия в семье, недостаток эмоциональной поддержки или нарушения связей с родителями.
Какие особенности агрессивного поведения у подростков отличаются от других возрастных групп?
В раннем подростковом возрасте агрессивное поведение может проявляться в более прямой, физической форме. Подростки также склонны к экспериментированию и риску, что может приводить к агрессивным или опасным действиям. Они также могут проявлять более высокую уровень эгоцентризма и трудности в контроле своих эмоций.
Как можно определить агрессивное поведение у подростков?
Определение агрессивного поведения у подростков может включать использование различных методик, таких как наблюдение, анкетирование и психологические тесты. Можно обратить внимание на частоту и интенсивность конкретных агрессивных актов, реакцию окружающих, а также самооценку подростка.
Какие методики используются для коррекции агрессивного поведения у подростков?
Основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у подростков включают психолого-педагогическую поддержку, тренинги по управлению агрессией, развитие эмоциональной компетентности, работу с семьей и родителями, а также использование арт-терапии или других нетрадиционных методик.
Какие понятия изучаются в данной статье?
В данной статье изучаются понятия агрессивность, агрессивное поведение, агрессия и ее виды, а также факторы возникновения агрессии.