Проблема «деструктивных культов» и «тоталитарных сект» в современном сектоведении

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Религиоведение
  • 10 10 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 12.02.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Приведенный перечень также считается необходимым дополнить элементами, характерными для деструктивных религиозных объединений, которые были выявлены американским психологом Р. Лифтоном [1]:1) требование чистоты - резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Группа, к которой принадлежит адепт, — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохая» и «грязная»;2) провозглашение догмата своей группы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, противоречащая этой абсолютной истине, считается ложной;3) разделение существования - члены группы имеют право на существование, остальные - нет;4) контроль среды (среды) - жесткое структурирование среды, в которой общение подлежит регламентации, а доступ к информации строго контролируется;5) религиозное учение провозглашается выше человека - учение более реально и истинно, чем человек и его индивидуальный опыт.На наш взгляд, эти причины раскрывают внешние проявления идеологических догматов деструктивных религиозных объединений и показывают, что идеология религиозного экстремизма не только влияет на формирование собственных догматических представлений, но и является одним из факторов, способствующих их активной реализации.II.На основе внутренней деструктивности. На этой основе выявляется деструктивное влияние идеологии религиозного экстремизма на психическое, эмоциональное и физическое состояние отдельного последователя деструктивного религиозного объединения. С нашей точки зрения, к ним относятся следующие:1) воздействие на этическую составляющую личности адепта с целью ее подавления и полного подчинения его воли целям деструктивного религиозного объединения;2) преодоление нравственных и духовных барьеров, что способствует устранению самой основы бесконфликтного сосуществования в обществе;3) побуждение к разрыву всех связей с ближайшим социальным окружением (родственники, друзья), что повышает склонность человека к вызову и тем самым лишает основы для самостоятельного и критического мышления;4) Пропаганда аскетического образа жизни с постоянным и продолжительным постом, недосыпанием и долгими молитвами. «Духовное здоровье» адепта ставится выше физического здоровья;5) Оторванность от жизни остального общества, проявляющаяся в отказе от любых форм посторонней помощи, в том числе медицинской. Жизнь и смерть зависят только от «божьей воли» и вмешательство человека здесь недопустимо.Итак, из приведенного перечня причин мы видим, что деструктивные секты и тоталитарные секты в процессе своей деятельности являются одним из источников религиозного экстремизма в современном мире и всей своей сущностью способствуют его возникновению, а их деятельность во многом связано с реализацией радикальной религиозной идеологии через признание истинно ярко выраженной крайней религиозной идеи, с пропагандой категорического неприятия религиозных, социальных, нравственных, политических и иных взглядов, противоречащих декларируемому единым истинным религиозным учением о деструктивности.В связи с этим актуальна позиция Н. Ф. Дика, согласно которой практически все тоталитарные секты и деструктивные культы имеют давнюю историю правонарушений, судебных тяжб, громких скандалов и разоренных состояний [3].Это неудивительно, так как идеология деструктивных сект и тоталитарных сект формируется сначала в духе религиозного экстремизма, ведь только при этих условиях становится возможным оказывать длительное влияние на личность адепта и общество. Причем временной лаг может составлять несколько лет и даже десятилетий, как в случае с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) или Свидетелей Иеговы, которые десятилетиями действуют в нашей стране.В этом контексте считаем, что распространение крайних богословских взглядов в сочетании с религиозной безграмотностью большинства населения является одной из составляющих роста деструктивных религиозных объединений, об опасности которых население зачастую не подозревает.Список использованных источников1. Берестов А. Число зверя. На пороге третьего тысячелетия: Записки современного врача-психиатра об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье / М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Новая книга, 2016. – 212 с. 2. Берестов А., Печерская А. Православные колдуны — кто они? Что необходимо знать о современных магах, экстрасенсах и других служителях оккультизма /А. Берестов, А. Печерская - М.: Сретенский монастырь: Новая книга: Ковчег, 2018. – 216 c. 3. Воробъевский Ю. Путь в апокалипсис: точка омегa / Ю. Воробъевский - М., 2019. – 200 c.4.. Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто нехочет быть завербованным / А. Дворкин - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. – 231 c.

1. Берестов А. Число зверя. На пороге третьего тысячелетия: Записки современного врача-психиатра об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье / М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Новая книга, 2016. – 212 с.
2. Берестов А., Печерская А. Православные колдуны — кто они? Что необходимо знать о современных магах, экстрасенсах и других служителях оккультизма / А. Берестов, А. Печерская - М.: Сретенский монастырь: Новая книга: Ковчег, 2018. – 216 c.
3. Воробъевский Ю. Путь в апокалипсис: точка омегa / Ю. Воробъевский - М., 2019. – 200 c.
4.. Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным / А. Дворкин - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. – 231 c.

Вопрос-ответ:

Какие элементы характеризуют деструктивные религиозные объединения?

Элементы, характерные для деструктивных религиозных объединений, были выявлены американским психологом Р. Лифтоном. Они включают требование чистоты, резкое деление мира на чистый и нечистый, хороший и плохой. Группа, к которой принадлежит адепт, считается хорошей и чистой, в то время как все остальное считается плохим и грязным. Также в таких объединениях провозглашаются догматы собственной группы.

Кто выявил элементы, характерные для деструктивных религиозных объединений?

Элементы, характерные для деструктивных религиозных объединений, были выявлены американским психологом Р. Лифтоном.

Что значит требование чистоты в деструктивных религиозных объединениях?

Требование чистоты в деструктивных религиозных объединениях означает, что группа, к которой принадлежит адепт, считается хорошей и чистой, в то время как все остальное считается плохим и грязным.

Что такое догматы собственной группы в деструктивных религиозных объединениях?

Догматы собственной группы в деструктивных религиозных объединениях - это установленные и провозглашаемые правила и верования, которые отличают данную группу от остальных и являются основой для действий ее членов.

Какие еще элементы свойственны деструктивным религиозным объединениям?

Помимо требования чистоты и провозглашения догматов своей группы, в деструктивных религиозных объединениях также присутствуют резкое деление мира на чистый и нечистый, хороший и плохой. Группа, к которой принадлежит адепт, считается хорошей и чистой, в то время как все остальное считается плохим и грязным.

Какие элементы характерны для деструктивных религиозных объединений?

Деструктивные религиозные объединения обычно характеризуются такими элементами, как требование чистоты (резкое деление мира на чистый и нечистый, хороший и плохой), провозглашение догмата своей группы, использование методов манипуляции и контроля, изоляция от внешнего мира, фанатичное поклонение лидеру и ограничение личных свобод.

Какие требования предъявляют деструктивные культы к своим адептам?

Деструктивные культы обычно требуют полной преданности своим идеям и лидерам. Они могут требовать от адептов соблюдения строгих правил поведения, подчинения и контроля, а также отказа от своих личных целей и установок в пользу целей группы.

Как деструктивные культы используют методы манипуляции?

Деструктивные культы могут использовать различные методы манипуляции, такие как манипуляция информацией, контроль над мыслями и эмоциями адептов, использование методов гипноза и психологического давления, а также создание зависимости от группы и ее лидера.

Каковы последствия вступления в деструктивный культ?

Вступление в деструктивный культ может иметь серьезные последствия для адепта. Он может потерять свободу мысли, контроль над своей жизнью и отношениями с окружающими людьми. Он также может столкнуться с физическим, эмоциональным и психологическим насилием со стороны лидера и членов группы.

Какие меры можно принять для предотвращения вступления в деструктивный культ?

Для предотвращения вступления в деструктивный культ рекомендуется быть осведомленным о таких культах и их методах. Важно развивать критическое мышление и не поддаваться на уговоры или манипуляции. Также полезно обращаться за помощью к специалистам, если у вас возникли подозрения относительно какой-либо группы.

Какие особенности характерны для деструктивных культов и тоталитарных сект?

Одной из особенностей деструктивных культов и тоталитарных сект является требование чистоты и резкое деление мира на чистый и нечистый, хороший и плохой. Адепты таких групп считают свою группу хорошей и чистой, в то время как все остальные считаются плохими и грязными. Также в таких сектах провозглашается догмат своей группы.

Какие элементы характерны для деструктивных религиозных объединений?

Деструктивные религиозные объединения, согласно исследованию американского психолога Р. Лифтона, обладают такими элементами: требование чистоты и деление мира на чистый и нечистый, провозглашение догмата своей группы. Эти элементы помогают поддерживать контроль над адептами и формирование у них особого мировоззрения.