Особенности проявления агрессии у подростков с разным социометрическим статусом

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 52 52 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 17.03.2022
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СТАТУСА В ГРУППЕ 5
1.1. Определение понятия «агрессивное поведение», его сущность 5
1.2. Психологические особенности проявления агрессивного поведения подростков 10
1.3. Условия возникновения агрессивного поведения подростков 23
1.4. Понятие «социометрический статус» и его влияние на подростков с разным уровнем агрессивности 25
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Рекомендации для родителей и педагогов по выстраиванию эффективной коммуникации с агрессивными подростками 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52


Фрагмент для ознакомления

Чем выше уровень обиды и враждебности подростков, тем ниже их социометрический статус в группе.Полученные результаты подтверждают теоретические выводы о том, что популярность агрессивных подростков зависит от агрессивности в социуме, в группе, в классе. Агрессивное поведение повышает популярность подростка среди сверстников, однако высокая обидчивость и враждебность снижают социометрический статус. Наши результаты дают ценную информацию о неуверенности подростков в их социальном положении в группе сверстников, характеристиках, связанных с этой неуверенностью, и использовании ими агрессии для улучшения своего статуса. Тем не менее, мы хотим признать некоторые ограничения настоящего исследования для дальнейшего развития исследований нестабильности социального статуса. Во-первых, направления связей между всеми переменными неизвестны, учитывая перекрестный характер исследования. Последующие исследования следует проводить с лонгитюдным дизайном, чтобы лучше понять временной порядок ассоциаций между неуверенностью в социальном статусе, чертами CU и агрессией, мотивированной популярностью. Во-вторых, мы рассмотрели неуверенность в социальном статусе относительно текущего социального положения подростков,но мы не учитывали вероятность того, что подростки могут быть озабочены разными типами популярности. В будущих исследованиях могут быть рассмотрены конкретные типы неуверенности в социальном статусе, связанные с популярностью (часто связанной с агрессивным поведением) и социальными предпочтениями (часто связанной с просоциальным поведением). В-третьих, мы полагались на одного информанта для переменных в этом исследовании, что могло привести к проблемам с дисперсией общего метода. Последующие исследования должны включать несколько информантов, таких как учителя, родители и сверстники, для оценки переменных, включенных в это исследование. Кроме того, будущие исследования могут также включать альтернативные методы оценки переменных в этом исследовании, в том числе экспериментальные планы и коллегиальное наблюдение.В будущих исследованиях могут быть рассмотрены конкретные типы неуверенности в социальном статусе, связанные с популярностью (часто связанной с агрессивным поведением) и социальными предпочтениями (часто связанной с просоциальным поведением). В-третьих, мы полагались на одного информанта для переменных в этом исследовании, что могло привести к проблемам с дисперсией общего метода. Последующие исследования должны включать несколько информантов, таких как учителя, родители и сверстники, для оценки переменных, включенных в это исследование. Кроме того, будущие исследования могут также включать альтернативные методы оценки переменных в этом исследовании, в том числе экспериментальные планы и коллегиальное наблюдение. В будущих исследованиях могут быть рассмотрены конкретные типы неуверенности в социальном статусе, связанные с популярностью (часто связанной с агрессивным поведением) и социальными предпочтениями (часто связанной с просоциальным поведением). В-третьих, мы полагались на одного информанта для переменных в этом исследовании, что могло привести к проблемам с дисперсией общего метода. Последующие исследования должны включать несколько информантов, таких как учителя, родители и сверстники, для оценки переменных, включенных в это исследование. Кроме того, будущие исследования могут также включать альтернативные методы оценки переменных в этом исследовании, в том числе экспериментальные планы и коллегиальное наблюдение.2.3. Рекомендации для родителей и педагогов по выстраиванию эффективной коммуникации с агрессивными подросткамиПодростковый возраст – непростое время для любого родителя. Подростки могут быть заведомо капризными, безрассудными и непредсказуемыми. Однако для родителей подростков с проблемами гнева неповиновения эти годы могут быть особенно трудными. Многие родители рассерженных подростков беспокоятся о местонахождении своего сына или дочери, или могут опасаться, когда у них будет следующий эпизод или приступ ярости. В то время как многие проблемные подростки с проблемами гнева нуждаются в профессиональном лечении, есть несколько шагов, которые родители могут предпринять, чтобы помочь справиться с гневом своего подростка. При надлежащей поддержке и обращении как дома, так и за его пределами подростки могут научиться новым способам управления своими чувствами и обрести успех и счастье в жизни.Поведение подростков с проблемами гнева и неповиновения выходит далеко за рамки типичного неуважительного поведения, закатывания глаз, захлопывания дверей и споров между подростком и его родителем. Гнев является нормальной частью подросткового возраста и может быть здоровой эмоциональной реакцией на внешние стрессоры.Гнев является вторичной эмоцией для подростков, поскольку он часто маскирует другие основные проблемы, включая печаль, боль, страх и стыд. Когда эти глубинные эмоции становятся слишком сильными, подросток часто реагирует резкой критикой. Поскольку подростковый возраст может быть напряженным, большинство подростков время от времени срываются. Однако для подростков с проблемами гнева эмоциональные вспышки — обычное явление.Существует ряд стратегий, которые можно использовать для борьбы с трудным поведением, возникающим в подростковом возрасте: Положительные отношения. Повышение устойчивости подростков и развитие навыков совладания поможет им преодолеть сложные ситуации. Наличие прочных, позитивных отношений и проведение времени с ребенком является ключом к повышению устойчивости.Вы можете способствовать позитивному поведению вашего подростка, если:поощрять здоровые привычки в питании, физических упражнениях и достаточном снес сочувствием выслушивать проблемы и позволять подростку говорить без перерыварешать проблемы вместе с подростком и спрашивать их, не хотят ли они услышать ваше мнение или совет, прежде чем предлагать их импроявлять интерес к тому, что происходит в их жизни и праздновать достиженияпоощрять разговоры об эмоциях или проблемах и проверка, чтобы убедиться, что нет ничего, о чем они особенно напрягались или беспокоилисьпроводить время со своими подростками один на один и вместе всей семьей.Если вам трудно поддерживать позитивные отношения с подростком или между вами часто возникает напряженность, другой взрослый, которому вы доверяете (например, тетя, друг семьи или спортивный тренер), может предложить свою поддержку и стать положительным образцом для подражания. для вашего ребенка.Постарайтесь разрядить жаркие споры. Спор с вашим подростком редко приводит к положительному результату, а гнев во время обсуждения обычно заканчивается жарким спором и не приводит к желаемым результатам.Избегайте споров — не обращайте внимания на такие мелочи, как пожимание плечами или закатывание глаз, если во всем остальном ваш подросток ведет себя приемлемым образом.Если спор происходит между братьями и сестрами, попросите обоих детей озвучить свои проблемы, посмотрите, из-за чего возник конфликт, и предложите им разрешить спор или пойти на компромисс самостоятельно, прежде чем вмешиваться.Разряжайте жаркие споры, а не провоцируйте или ухудшайте ситуацию (например, выслушайте их мнение, позвольте подростку говорить без перерыва и найти решение проблемы).Старайтесь сохранять спокойствие, даже если ваш ребенок реагирует агрессивно или возражает.Снизьте напряжение в споре, используя юмор, чтобы изменить тон аргумента, но избегайте насмешливых или саркастических выражений.Если спор становится жарким, отойдите и вернитесь, чтобы продолжить обсуждение, когда вы оба успокоитесь. Подростки более склонны к благоразумию и положительно реагируют на спокойное обсуждение.Если ожесточенные споры случаются регулярно, и вашему подростку трудно контролировать свое разочарование или гнев, ему может быть полезно обратиться за поддержкой к консультанту, который может предложить независимую или непредвзятую точку зрения и порекомендовать новые способы справиться с гневом.Установите границы и последствия. Подростки развивают свою независимость, все больше и больше отделяя себя от своих родителей по мере взросления, и важно дать им свободу и пространство для этого. Однако также очень важно установить границы.Большинство подростков попытаются проверить границы, установленные по мере взросления, чтобы увидеть, как много им сойдет с рук.Установите четкие правила и вовлеките подростка в этот процесс. Установление правил важно, чтобы ваш подросток знал, какое поведение от него ожидается и каковы последствия, если он решит нарушить правила.Наиболее эффективными границами или правилами являются те, которые справедливы и разумны и могут последовательно применяться.Поддержите себя, будучи последовательным в своем подходе к последствиям и применяя их каждый раз, когда правила нарушаются.Не реагируйте, когда ваш подросток дразнит, не слушается, возражает или нарушает правила. Вместо того, чтобы реагировать или усугублять проблему, напомните им, что неуважительное поведение имеет последствия, и реагируйте соответствующим образом.Жестокое поведение и агрессия. Иногда подростки могут бороться с эмоциями разочарования или гнева и становиться жестокими или агрессивными по отношению к окружающим людям.Подростки должны быть осведомлены о том, что насилие и агрессия по отношению к кому бы то ни было неприемлемы. Если ваш подросток агрессивен по отношению к вам, скажите ему, что вы уходите и вернетесь, когда он успокоится.Стратегии борьбы с агрессивным поведением у вашего подростка включают:всегда используйте ненасильственные и уважительные стратегии при взаимодействии с ребенкомдайте подростку личное пространство — уберите себя или другого человека, который усугубляет ситуацию, и дайте ему время успокоиться, прежде чем продолжить обсуждениеУстановите соответствующие ненасильственные последствия и доведите их до конца — это поможет подростку понять, что его агрессивное поведение неприемлемо.поговорите со школой вашего ребенка, чтобы узнать, согласуется ли его поведение с поведением дома — школа также может предложить алименты вашему ребенку.Ключевые моменты, которые следует помнить:Для подростков нормально проявлять вызывающее поведение, когда они проходят период полового созревания и развивают навыки преодоления трудностей. Формирование позитивных отношений с вашим подростком важно для развития его устойчивости и способности решать проблемы по мере того, как он обретает независимость. Спорить с подростками часто бывает непродуктивно — лучше разрядить жаркие споры и говорить с ребенком спокойно и ясно. Очень важно установить границы, соответствующие последствиям. Наказание вашего подростка физической расправой, криком или стыдом может быть вредным.Выводы по главе 2Современное общество требует новых подходов к изучениюпроблем молодёжи, новых путей их разрешения. По сравнениюсо своими предшественниками современные подростки иначе переживают подростковый период, иначе решают возрастные задачи, сталкиваются с иными социальными рисками. Наличие прочных социальных связей важно для физического и эмоционального благополучия человека. На самом деле, исследования показывают, что дети с сильным социометрическим статусом, как правило, имеют более низкий уровень воспитания и лучшие навыки межличностного общения.В целом, социометрический статус вашего подростка является показателем того, как его воспринимают сверстники. Исследователи измеряют социометрический статус, чтобы лучше понять поведение и результаты детей, которые имеют разные типы отношений со сверстниками. Социометрический статус также известен как статус сверстников.Социометрический статус вашего подростка может повлиять на его будущее с точки зрения социального функционирования как в дружбе, так и в отношениях. Социометрический статус также может иметь отношение к тому, как ваш подросток воспринимает себя.Большинство подростков проводят большую часть своего времени в школе . Следовательно, исследователи обнаружили, что взаимодействие, которое они имеют со своими сверстниками, имеет важное значение. Например, исследователи обнаружили, что статус подростка в школе связан со значительными долгосрочными последствиями для здоровья и даже расходами на здравоохранение.Результаты социометрии показали, что в группе подростков есть представители разных статусов. Большинство подростков (по 30%) относятся к категории предпочитаемых или пренебрегаемых (оттесненных). У 16,7% школьников статус отвергаемых. 13,3% имеют статус звезд, 10% оказались изолированными в группе. Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий. Подростки условно были разделены на 2 группы: с высоким социометрическим статусом (звезды и предпочитаемые) - 13 человек; с низким социометрическим статусом (оттесненные, изолированные и отвергаемые) - 17 человек.У подростков обеих групп средний уровень агрессивности и повышенный уровень враждебности. Больше всего у испытуемых двух групп выражена косвеннаяагрессия, то есть та, которая окольнымпутемнаправленнаянадругоелицоилининакогоненаправленная. Также относительно ярко выражена вербальная, физическая агрессия и обида. В группе подростков с высоким статусом большинство имеют средний или высокий уровень агрессивности и враждебности. В группе подростков с низким статусом большинство имеют средний или низкий уровень агрессивности и высокий уровень враждебности.Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи социометрического статуса и уровня агрессии подростков. Чем выше уровень агрессивности подростков, тем выше их социометрический статус в группе.Чем выше уровень обиды и враждебности подростков, тем ниже их социометрический статус в группе.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ литературы показал, что понятие статуса рассматривается в рамках социологии и социальной психологии, анализируя степень принадлежности человека к различным группам и позиции, которые он занимает в каждой из этих групп. Исходя из вышесказанного и произведенных нами эмпирических исследований, можно сделать следующие выводы: 1. Результаты социометрии показали, что в группе подростков есть представители разных статусов. Большинство подростков (по 30%) относятся к категории предпочитаемых или пренебрегаемых (оттесненных). У 16,7% студентов статус отвергаемых. 13,3% имеют статус звезд, 10% оказались изолированными в группе. Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий. Подростки условно были разделены на 2 группы: с высоким социометрическим статусом (звезды и предпочитаемые) - 13 человек; с низким социометрическим статусом (оттесненные, изолированные и отвергаемые) - 17 человек.2. У подростков обеих групп средний уровень агрессивности и повышенный уровень враждебности. Больше всего у испытуемых двух групп выражена косвенная агрессия, то есть та, которая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Также относительно ярко выражена вербальная, физическая агрессия и обида. В группе подростков с высоким статусом большинство имеют средний или высокий уровень агрессивности и враждебности. В группе подростков с низким статусом большинство имеют средний или низкий уровень агрессивности и высокий уровень враждебности.3. Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи социометрического статуса и уровня агрессии подростков. Чем выше уровень агрессивности подростков, тем выше их социометрический статус в группе.Чем выше уровень обиды и враждебности подростков, тем ниже их социометрический статус в группе.4. Гипотеза исследования подтвердилась: уровень и формы агрессии подростковвзаимосвязаны с их социометрическим статусом в группе.Изучение связей между этими оценками сверстников подтвердило аргументы о том, что социальный статус включает в себя нечто большее, чем симпатии сверстников, что различные показатели социального статуса (воспринимаемая власть, популярность, социальные предпочтения) были по-разному связаны с поведенческими и не поведенческими характеристиками.Эти результаты повторяют и расширяют литературу несколькими способами. Во-первых, настоящие результаты подтверждают выводы о том, что воспринимаемая популярность и социальные предпочтения являются различными, но перекрывающимися социальными конструктами. Расширяя это исследование, настоящие результаты также демонстрируют, что воспринимаемая популярность была тесно связана с восприятием власти. Как и ожидалось, восприятие власти было более тесно связано с воспринимаемой популярностью, чем с социальными предпочтениями.Отличительность этих конструктов социального статуса также очевидна в их дифференциальных связях с поведением, особенно агрессией. На основании изученных исследований, физически и эмоционально агрессивные подростки, как правило, не нравились своим сверстникам, но многие из них, тем не менее, воспринимались как популярные и влиятельные. Эта модель отношений сохранялась как для явной/физической, так и для реляционной агрессии, хотя реляционно агрессивных девочек не любили больше, чем реляционно агрессивных мальчиков. Опять же, агрессивных людей могут не любить, но они все равно пользуются преимуществами, связанными с тем, что их считают высоким статусом (воспринимаемая популярность и власть). На самом деле, исследователи предполагают, что средний или повышенный социальный статус может быть ‘предпосылкой’ для применения (косвенной) агрессии.Показатели власти, популярности и социальных предпочтений также были по-разному связаны с наличием характеристик, оцениваемых равными. Люди, которых сверстники оценивали как привлекательных, спортивных, крутых, веселых и стильных, обладали более высоким статусом, в том числе большей воспринимаемой популярностью, властью и социальными предпочтениями. Интересно, что то, что считалось богатым, ассоциировалось только с популярностью и властью, а не с симпатией сверстников. Эта закономерность результатов сохранялась для девочек и мальчиков, хотя масштабы ассоциаций различались, причем в целом у мальчиков наблюдались более сильные взаимосвязи, чем у девочек. Таким образом, представляется, что различные характеристики и компетенции связаны с различными аспектами социального статуса. Когда была рассмотрена совокупность характеристик, оцениваемых сверстниками, результаты показали более тесные связи с воспринимаемой популярностью и властью, чем с социальными предпочтениями, и что мальчики, которые обладали более ценными для сверстников характеристиками, были более популярны, чем их сверстницы.Самое главное, что настоящее исследование дополняет наше понимание теоретических основ социального статуса, исследуя, по крайней мере, одну часть процессов, связанных со связями между агрессией и статусом. Мы попытались ответить на вопрос, почему некоторым агрессивным личностям предоставляется высокий социальный статус (популярность и власть) несмотря на то, что их обычно не любят или отвергают в группе сверстников, в то время как другие - нет. Следуя различию Лафреньера и Чарльсворта [1983] между неявной и явной социальной властью, мы предположили, что воспринимаемая власть и популярность будут связаны как с явной властью (агрессией), так и с неявной властью (обладание характеристиками, ценными для сверстников), но что только неявная власть или обладание характеристиками, ценными для сверстников, будут связаны с симпатией сверстников (социальные предпочтения). Далее мы выдвинули гипотезу о том, что обладание ценными для сверстников характеристиками будет смягчать взаимосвязь между социальным статусом и агрессией. В соответствии с этими гипотезами результаты показали, что наличие переоцененных характеристик действительно существенно взаимодействовало с обеими формами агрессии, определяя степень статуса, которым люди пользовались в группе. Однако этот эффект умеренности варьировался в зависимости от пола, типа агрессии и рассматриваемого индекса социального статуса.Таким образом, обладание характеристиками, ценными для сверстников, важно для объяснения иногда противоречивых ассоциаций, наблюдаемых между агрессией и статусом человека в группе сверстников. Однако смягчающий эффект характеристик, оцениваемых равными, наблюдался не во всех случаях. Это может просто отражать сложность выявления эффектов замедления в неэкспериментальных исследованиях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбер Дж.Л., Браун Дж.Л., Джонс С.М. Траектории развития к насилию в среднем детстве: курс, демографические различия и реакция на школьное вмешательство. Психология развития. 2003 г.; 39 (2): 324–348.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект, 2010. – 623с. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с. Адамс Р., Буковски В.М., Бэгвелл С. Стабильность агрессии в раннем подростковом возрасте, обусловленная взаимным статусом дружбы и агрессией друга. Международный журнал поведенческого развития. 2005 г.; 29 (2): 139–145.Арчер Дж., Койн С.М. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии. Обзор личности и социальной психологии. 2005 г.; 9 (3): 212–230.Бенсон мл. Преступление и жизненный путь. Лос-Анджелес, Калифорния: Roxbury Publishing Co.; 2002.Блюм Р.В., Беринг Т., Шью М.Л., Берингер Л.Х., Ситинг Р.Е., Резник М.Д. Влияние расы/этнической принадлежности, дохода и структуры семьи на рискованное поведение подростков. Американский журнал общественного здравоохранения. 2000 г.; 90 (12): 1879–1884.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. Бонгерс И.Л., Кут Х.М., ван дер Энде Дж., Ферхулст ФК. Нормативное развитие проблемного поведения детей и подростков. Журнал ненормальной психологии. 2003 г.; 112 (2): 179–192.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 330 cВыготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.Горщерук, М.В. Проблема формирования психологической готовности будущих педагогов к работе по профилактике суицидального поведения подростков / М.В. Горщерук, Е.В. Кирпичева // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 344.Гулд Р. Происхождение иерархии статусов: формальная теория и эмпирическая проверка. Американский журнал социологии. 2002 г.; 107 (5): 1143–1178.Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2016. – 224 с.Карелин А.А. Психологические тесты // под ред. Карелина А.А. в 2-х томах - М.: ВЛАДОС, 2000, т.2. - С. 34 - 56Коннор ДФ. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2002.Корепанова, Е.В. Психолого-педагогические факторы здоровьесбережения школьников в процессе обучения / Е.В. Корепанова, Е.М. Филимонова // Наука и Образование. - 2018. - Т. 1. - № 3-4. - С. 21.Крик НР. Участие в гендерных нормативных и ненормативных формах агрессии: связи с социально-психологической адаптацией. Психология развития. 1997 год; 33 (4): 610–617.Кулагина И.Ю., Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Кэмпбелл Р. - М., 1998 - 192 с.Лебедева Ю.В., Матвеева О.А. Социометрический статус младших подростков с разным уровнем агрессивности // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2008". - М., 2008. - С. 179 - 183.Лебер Р., Хэй Д. Ключевые проблемы развития агрессии и насилия с детства до раннего взросления. Ежегодный обзор психологии. 1997 год; 48 :371–410. Манаенкова, М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы / М.П. Манаенкова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. – № 2(48). – С. 154-156.Молнар Б.Е., Браун А., Серда М., Бука С.Л. Жестокое поведение девочек, сообщивших о насильственной виктимизации. Архивы детской и подростковой медицины. 2005 г.; 159 : 731–739.Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с. Муттапа М., Валенте Т., Галлахер П., Рорбах Л.А., Унгер Дж. Предикторы травли и виктимизации в социальных сетях. Подростковый возраст. 2004 г.; 39 :315–335.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / В.С. Мухина – М.: Академия, 2010. – 452 с. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова – М.: Россия, 2011. – 414 с. Подольский, А.И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – М.: Каро, 2019. – 272 c.Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан. М. : Сфера, 2008. 192 с.Психология человека от рождения до смерти. / А.М. Петровский. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2012. – 656 с. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.Регуш Л.А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. СПб. : Речь, 2005. С. 27–28.Родкин П., Бергер К. Кто над кем издевается? Асимметрия социального статуса по полу жертвы. Международный журнал поведенческого развития. 2008 г.; 32 (6): 473–485.Талипова О.А., Гатауллина Р.Ф. Психологическое здоровье учеников средних классов школы как фактор адаптации к процессу обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 466-469.Фаррелл А.Д., Салливан Т.Н. Влияние наблюдения за насилием на кривые роста проблемного поведения среди ранних подростков в городских и сельских условиях. Журнал общественной психологии. 2004 г.; 32 (5): 505–525. Штраус Р., Поллак Х. Социальная маргинализация детей с избыточным весом. Архивы детской и подростковой медицины. 2003 г.; 157 : 746–752.Bushman, B. J., & Huesmann, L. R. (2010). Aggression. In S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Handbook of Social Psychology (5th ed., Vol. 2, pp. 833–863). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.LaGreca, A. (1989). Social anxiety in children: Scale development and validation. Paper presented at the first annual meeting of the Society for Research on Child and Adolescent Psychopathology, Miami.Miller, R. V. (1956). Social status and socioempathic differences among mentally superior, mentally typical, and mentally retarded children. Exceptional Children, 22, 114-119.O’Donnell, J., Hawkins, J.D., & Abbott, R.D. (1995). Predicting serious delinquency and substance use among aggressive boys. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 63, 529-537Ollendick, T. H., Weist, M. D., Borden, M. G., & Greene, R. W. (1992). Sociometric status and academic, behavioral, and psychological adjustment: A five-year longitudinal study. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 60, 80-87.Parker, J. G., Rubin, K. H., Price, J. M., & DeRosier, M. E. (1995). In Cicchetti D., Cohen D. J. (Eds.), Developmental psychopathology: Vol. 2. Risk, disorder, and adaptation (pp. 93-161). New York: Wiley.Peterson, J. S., & Ray, K. E. (2006b). Bullying among the gifted: The subjective experience. Gifted Child Quarterly, 50, 252-262.Reis, S. M. (1987). We can't change what we don't recognize: Understanding the special needs of gifted females. Gifted Child Quarterly, 31, 83-89.Schapiro, M., Schneider, B. H., Shore, B.M., Margison, J.A. & Udvari, S. J. (2009). Competitive goal orientations, quality, and stability of friendships: A test of Sullivan’s theory about the harm caused by rivalry. Gifted Child Quarterly, 5, 71-88.Udvari, S. J., & Rubin, K. H. (1996). Gifted and non-selected children's perceptions of academic achievement, academic effort, and athleticism. Gifted Child Quarterly, 40, 211-219.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абер Дж.Л., Браун Дж.Л., Джонс С.М. Траектории развития к насилию в среднем детстве: курс, демографические различия и реакция на школьное вмешательство. Психология развития. 2003 г.; 39 (2): 324–348.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект, 2010. – 623с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
4. Адамс Р., Буковски В.М., Бэгвелл С. Стабильность агрессии в раннем подростковом возрасте, обусловленная взаимным статусом дружбы и агрессией друга. Международный журнал поведенческого развития. 2005 г.; 29 (2): 139–145.
5. Арчер Дж., Койн С.М. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии. Обзор личности и социальной психологии. 2005 г.; 9 (3): 212–230.
6. Бенсон мл. Преступление и жизненный путь. Лос-Анджелес, Калифорния: Roxbury Publishing Co.; 2002.
7. Блюм Р.В., Беринг Т., Шью М.Л., Берингер Л.Х., Ситинг Р.Е., Резник М.Д. Влияние расы/этнической принадлежности, дохода и структуры семьи на рискованное поведение подростков. Американский журнал общественного здравоохранения. 2000 г.; 90 (12): 1879–1884.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
9. Бонгерс И.Л., Кут Х.М., ван дер Энде Дж., Ферхулст ФК. Нормативное развитие проблемного поведения детей и подростков. Журнал ненормальной психологии. 2003 г.; 112 (2): 179–192.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 330 c
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
12. Горщерук, М.В. Проблема формирования психологической готовности будущих педагогов к работе по профилактике суицидального поведения подростков / М.В. Горщерук, Е.В. Кирпичева // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 344.
13. Гулд Р. Происхождение иерархии статусов: формальная теория и эм-пирическая проверка. Американский журнал социологии. 2002 г.; 107 (5): 1143–1178.
14. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2016. – 224 с.
15. Карелин А.А. Психологические тесты // под ред. Карелина А.А. в 2-х томах - М.: ВЛАДОС, 2000, т.2. - С. 34 - 56
16. Коннор ДФ. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подрост-ков: исследование и лечение. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2002.
17. Корепанова, Е.В. Психолого-педагогические факторы здоровьесбере-жения школьников в процессе обучения / Е.В. Корепанова, Е.М. Филимонова // Наука и Образование. - 2018. - Т. 1. - № 3-4. - С. 21.
18. Крик НР. Участие в гендерных нормативных и ненормативных формах агрессии: связи с социально-психологической адаптацией. Психология развития. 1997 год; 33 (4): 610–617.
19. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: Развитие человека от рожде-ния до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
20. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Кэмпбелл Р. - М., 1998 - 192 с.
21. Лебедева Ю.В., Матвеева О.А. Социометрический статус младших подростков с разным уровнем агрессивности // Современная психоло-гия: от теории к практике: Материалы XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2008". - М., 2008. - С. 179 - 183.
22. Лебер Р., Хэй Д. Ключевые проблемы развития агрессии и насилия с детства до раннего взросления. Ежегодный обзор психологии. 1997 год; 48 :371–410.
23. Манаенкова, М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы / М.П. Манаенкова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. – № 2(48). – С. 154-156.
24. Молнар Б.Е., Браун А., Серда М., Бука С.Л. Жестокое поведение девочек, сообщивших о насильственной виктимизации. Архивы детской и подростковой медицины. 2005 г.; 159 : 731–739.
25. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
26. Муттапа М., Валенте Т., Галлахер П., Рорбах Л.А., Унгер Дж. Предикторы травли и виктимизации в социальных сетях. Подростковый возраст. 2004 г.; 39 :315–335.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество: Учебник. / В.С. Мухина – М.: Академия, 2010. – 452 с.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова – М.: Россия, 2011. – 414 с.
29. Подольский, А.И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – М.: Каро, 2019. – 272 c.
30. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
31. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан. М. : Сфера, 2008. 192 с.
32. Психология человека от рождения до смерти. / А.М. Петровский. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2012. – 656 с.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
34. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. СПб. : Речь, 2005. С. 27–28.
35. Родкин П., Бергер К. Кто над кем издевается? Асимметрия социального статуса по полу жертвы. Международный журнал поведенческого развития. 2008 г.; 32 (6): 473–485.
36. Талипова О.А., Гатауллина Р.Ф. Психологическое здоровье учеников средних классов школы как фактор адаптации к процессу обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 466-469.
37. Фаррелл А.Д., Салливан Т.Н. Влияние наблюдения за насилием на кривые роста проблемного поведения среди ранних подростков в городских и сельских условиях. Журнал общественной психологии. 2004 г.; 32 (5): 505–525.
38. Штраус Р., Поллак Х. Социальная маргинализация детей с избыточным весом. Архивы детской и подростковой медицины. 2003 г.; 157 : 746–752.
39. Bushman, B. J., & Huesmann, L. R. (2010). Aggression. In S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Handbook of Social Psychology (5th ed., Vol. 2, pp. 833–863). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
40. LaGreca, A. (1989). Social anxiety in children: Scale development and validation. Paper presented at the first annual meeting of the Society for Research on Child and Adolescent Psychopathology, Miami.
41. Miller, R. V. (1956). Social status and socioempathic differences among mentally superior, mentally typical, and mentally retarded children. Exceptional Children, 22, 114-119.
42. O’Donnell, J., Hawkins, J.D., & Abbott, R.D. (1995). Predicting serious delinquency and substance use among aggressive boys. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 63, 529-537
43. Ollendick, T. H., Weist, M. D., Borden, M. G., & Greene, R. W. (1992). Sociometric status and academic, behavioral, and psychological adjustment: A five-year longitudinal study. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 60, 80-87.
44. Parker, J. G., Rubin, K. H., Price, J. M., & DeRosier, M. E. (1995). In Cicchetti D., Cohen D. J. (Eds.), Developmental psychopathology: Vol. 2. Risk, disorder, and adaptation (pp. 93-161). New York: Wiley.
45. Peterson, J. S., & Ray, K. E. (2006b). Bullying among the gifted: The subjective experience. Gifted Child Quarterly, 50, 252-262.
46. Reis, S. M. (1987). We can't change what we don't recognize: Understanding the special needs of gifted females. Gifted Child Quarterly, 31, 83-89.
47. Schapiro, M., Schneider, B. H., Shore, B.M., Margison, J.A. & Udvari, S. J. (2009). Competitive goal orientations, quality, and stability of friendships: A test of Sullivan’s theory about the harm caused by rivalry. Gifted Child Quarterly, 5, 71-88.
48. Udvari, S. J., & Rubin, K. H. (1996). Gifted and non-selected children's perceptions of academic achievement, academic effort, and athleticism. Gifted Child Quarterly, 40, 211-219.

Вопрос-ответ:

Как можно определить агрессивное поведение у подростков?

Агрессивное поведение у подростков можно определить по различным признакам, таким как физическая агрессия (нападение на других людей, драки), вербальная агрессия (ругань, оскорбления), агрессивное поведение в отношении животных или разрушительная активность. Также агрессивное поведение может быть выражено в форме пассивной агрессии, такой как игнорирование или отказ выполнить просьбу.

Какие психологические особенности проявляются при агрессивном поведении подростков?

При агрессивном поведении подростков проявляется низкий уровень самоконтроля и саморегуляции, а также отсутствие эмпатии и понимания чувств других людей. Подростки с агрессивным поведением могут быть склонны к негативному мышлению, иметь повышенную чувствительность к критике и преувеличенную реакцию на стрессовые ситуации.

Какие условия могут способствовать возникновению агрессивного поведения у подростков?

Возникновению агрессивного поведения у подростков могут способствовать такие условия, как недостаток эмоциональной поддержки со стороны родителей, семейные конфликты и насилие, негативное влияние сверстников, низкий социально-экономический статус, отсутствие доступа к образованию и благополучным условиям жизни.

Как социометрический статус влияет на подростков с разным уровнем агрессивности?

Социометрический статус, то есть статус, который человек занимает в группе среди своих сверстников, может влиять на подростков с разным уровнем агрессивности. Подростки, проявляющие агрессивное поведение, могут получать негативную оценку и отвержение со стороны своих сверстников, что может повлечь за собой еще большую агрессивность и социальную изоляцию. В то же время, некоторые агрессивные подростки могут занимать доминирующее положение в группе или получать поддержку со стороны других агрессивных сверстников.

Как можно определить понятие агрессивное поведение и как его можно описать?

Агрессивное поведение подростков можно определить как акты насилия, физические или вербальные, направленные против других людей с целью причинить им вред или ущерб. Оно может проявляться в различных формах, таких как драки, угрозы, оскорбления, и может носить как открытый, так и скрытый характер.

Какие психологические особенности могут присутствовать при проявлении агрессивного поведения у подростков?

При проявлении агрессивного поведения у подростков могут присутствовать различные психологические особенности. Некоторые из них включают повышенную раздражительность, низкий уровень самоконтроля, недостаток социальных навыков, проблемы с эмоциональной регуляцией, низкую самооценку и недостаток эмпатии.

Какие условия могут способствовать возникновению агрессивного поведения у подростков?

Возникновение агрессивного поведения у подростков может быть способствовано различными условиями. Некоторые из них включают неблагоприятную семейную среду, низкий уровень социальной поддержки, негативное воздействие окружающей среды, моделирование агрессии другими людьми, отсутствие адекватных образцов поведения и отрицательные оценки со стороны сверстников.

Что такое социометрический статус и как он влияет на подростков с разным уровнем агрессивности?

Социометрический статус - это оценка социальной популярности или престижности подростка в группе сверстников. Он может быть разделен на несколько категорий, таких как «популярный», «непопулярный», «агрессивный» и т.д. Социометрический статус может оказывать влияние на подростков с разным уровнем агрессивности, например, популярные подростки могут иметь больше возможностей для социального влияния и получения поддержки, в то время как агрессивные подростки могут столкнуться с отрицательными реакциями и исключением из группы.

Каковы основные особенности проявления агрессии у подростков с разным социометрическим статусом?

У подростков с высоким социометрическим статусом обычно проявляется прямая агрессия, которая видна в форме физического насилия и открытых конфликтов. У подростков с низким социометрическим статусом агрессия может проявляться в виде косвенных действий, таких как сплетни, исключение из группы и пассивное противодействие.

Какие условия могут способствовать возникновению агрессивного поведения у подростков?

Возникновение агрессивного поведения у подростков может быть связано с такими условиями, как негативное влияние родителей или ровесников, конфликтные ситуации в семье или школе, низкий уровень самооценки, неудовлетворенность своим положением в группе.