предварительная: Диагностика профессионального стресса у топ-менеджеров, на примере фирмы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 91 91 страница
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 18.05.2011
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Проблема профессионального стресса в организационной психологии
1.1. Понятие «стресс»
1.2. Профессиональные стрессы
1.3. Факторы, влияющие на развитие профессионального стресса
1.4. Антистрессовый тренинг – как метод стресс-менеджмента
1.5. Психологический анализ профессиональной деятельности
топ-менеджеров
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению профессионального стресса топ-менеджеров
2.1. Организация и база исследования
2.2. Содержание исследования профессионального стресса
у топ-менеджеров
2.3. Результаты исследования
2.4. Программа антистрессового тренинга для менеджеров
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Требования к помещению проведения тренинга: примерная площадь на одного участника тренинга должна быть около 3 м2, должна быть комфортная температура, влажность, освещенность, вентиляция, чистота, отсутствие сильной вибрации, посторонних запахов, отвлекающих шумов, удобные стулья, мягкие кресла, возможность посетить в перерыве санузел и т.д. После проведения тренинга предполагается анкетирование по разработанной нами анкете (представлена в приложении 5).
Содержание занятий
Занятие 1. Цель - установление контакта, знакомство, формирование базовых представлений о стрессе, создание положительной атмосферы в группе, оптимизация психического состояния.
На занятии проводится водная беседа «Введение в проблему стресса в управленческой деятельности», где раскрываются следующие вопросы: понятие «стресс», стрессоры в управленческой деятельности, стресс — здоровье — старение, физиологические и поведенческие симптомы стресса. стрессоустойчивость.
Упражнение "Взаимные презентации".
Инструкция ведущего:
— Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы: чего я жду от работы в тренинге; что я ценю в самом себе; предмет моей гордости; что я умею делать лучше всего.
Ваша задача -построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – и я в том числе имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников.
Упражнение "Зато..."
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
1) Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...»; после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Рефлексия.
Занятие 2. Цель – актуализация, осознание проблемы стресса, мобилизация внутренних резервов для формирования стрессоустойчивости.
Разминка.
Дискуссия. Участникам задаются вопросы. Желающие –высказываются.
Каковы причины стресса? Всегда ли мы четко можем сказать, почему мы испытываем те или иные эмоции? Для чего нужно знать причины возникновения того или иного состояния? Когда негативные эмоции проявляются наиболее сильно и в каких формах могут выражаться? Что делает организм наиболее уязвимым для стресса? (никотин, алкоголь, низкая физическая активность) Каковы факторы, способствующих противостоянию стрессу? (физическая активность, правильное питание, навыки  саморегуляции).
Упражнение «Скульптура из шариков».
Цель: снятие напряжения, изменение отношения к проблеме стресса.
Группа, в зависимости от принципа формирования, создает из шариков скульптуру своей «проблемы», волнующей, напряженной ситуации и т.п. Затем эту скульптуру необходимо «лопнуть», но без помощи рук. Игра проходит оживленно и весело. В нее можно внести соревновательный момент: разделить группу на подгруппы, каждая будет создавать свою скульптуру, а затем соревноваться в том, кто быстрее лопнет шарики.
Сеанс нервно-мышечной релаксации.
Рефлексия.
Занятие 3. Цель – актуализация, осознание проблемы стресса, овладение способами саморегуляции, мобилизация внутренних резервов, оптимизация психического состояния.
Разминка.
Процедура "Скульптура стресса"
Цель упражнения: дать участникам глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в стрессовом состоянии. Участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить "скульптуру стресса" так, как они ее себе представляют. Ведущий объясняет, что "материалом" для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.
Аутогенная тренировка (для обучения используется классическая классическая методика Шульца).
Рефлексия.
Занятие 4. Цель - осознание индивидуальных особенностей поведения, мышления, чувствования в стрессовых ситуациях, определение сильных сторон и резервов развития, оптимизация психических состояний.
Разминка. Упражнение “Нарисуй привет”
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Инструкция: “Сегодня мы вам предлагаем поздороваться необычным способом. На листе бумаги каждый из вас должен нарисовать свой привет группе. Он может быть символическим в виде какого-то образа, предмета. Выбирайте любой цвет, который вам нравится”.
Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда рисовали свой “привет”? Какое у вас сейчас настроение? Готовы ли вы продолжить работу?
Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения в стрессовой ситуации"
Цель упражнения: - формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения в стрессе.
Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты в процессе управленческой деятельности. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения. Участник сам выбирает нежелательное личное поведение в стрессе, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.
Сеанс нервно-мышечной релаксации.
Рефлексия.
Занятие 5. Цель – овладение способами саморегуляции, оптимизация психических состояний.
Разминка.
Упражнение “Волшебный ключ”
Инструкция: “Сейчас вам предлагается пропустить эту веревку с ключом под одеждой таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Теперь выполните несколько физических упражнений: встаньте, наклонитесь вперед, присядьте, встаньте, сядьте. С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что мы одна команда”.
Сеанс ДМД.
Для проведения процессов ДМД используется звуковое сопровождение, воспроизведенное проигрывателем компакт-дисков (непрерывное (без пауз) звучание 1 час 15 минут). Этого, как правило, достаточно для проведения процесса, но ведущий должен иметь дополнительную музыку, пригодную для завершения сессии (4-я стадия) на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени. Легкая, медленная, «затягивающая», убыстряющаяся к концу композиция. Сильная, ритмичная, стимулирующая дыхание. Музыкальные сюжеты, включающие барабан, этническую, духовную ритмичную музыку или их современные обработки, быструю трансовую, электронную или психоделическую музыку.
Инструкция: устройтесь максимально удобно. Наденьте повязку на глаза. Затем ложитесь так, будто вы собираетесь спать. Можете поворочаться, как в постели перед сном, когда вы пытаетесь обнаружить наиболее приятную для вашего тела позу. После процесса релаксации начните дышать очень мягко, медленно, осторожно, чтобы не «выскочить» из состояния глубокого расслабления. Затем дышите глубже и быстрее. Как паровоз набирает скорость. Дышите более глубоко и часто первые 15 минут и затем отпустите дыхание. Пусть оно просто происходит. До полного завершения процесса не снимайте повязки и не открывайте глаза. Сохраняйте молчание во время процесса дыхания, если даже очень захочется поделиться впечатлениями.
Дыхательный процесс:
закон цикличности — между вдохом и выдохом, между выдохом и вдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Выдох постепенно перетекает во вдох;
закон естественности — выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется. Вы не делаете выдох, не добавляете в выдох никакого волевого усилия. Вы вдыхаете и расслабляетесь, отпускаете, и он происходит сам собой;
закон пранаямы — если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот).
Рефлексия.
Занятие 6. Цель – овладение способами саморегуляции, эффективного поведения и саморегуляции в стрессовых ситуациях; осознание индивидуальных особенностей поведения, мышления, чувствования в стрессовых ситуациях, определение сильных сторон и резервов развития, оптимизация психических состояний.
Разминка.
«Ходьба с зажимами»
Участники идут друг за другом по кругу.
Продолжая идти, напрягите до предела правую руку... левую руку... Всю верхнюю половину тела... левую ногу... правую ногу... обе ноги... Всю нижнюю половину тела... поясницу... Представьте себе, что вы маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать это очень не хочется... Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете...Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.
Сеанс ДМД.
Упражнение "Пессимист, Оптимист, Шут"
Цель: создание целостного отношения человека к стрессовой ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
1) Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.
2. Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
3. Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
4. Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.
5. Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
6. После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Рефлексия.
Занятие 7. Цель - овладение способами саморегуляции в стрессовых ситуациях, осознание индивидуальных особенностей поведения, мышления, чувствования в стрессовых ситуациях, определение сильных сторон и резервов развития.
Разминка.
«Движение с присоединением»
Упражнение проводится в парах под музыку. Пусть кто-то из вас (или оба вместе) начнет делать любые движения, прислушиваясь к музыке и к себе. Второй пусть попытается делать движения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с музыкой, с собой, друг с другом.
«Звери, птицы, рыбы» Участники идут друг за другом по кругу. Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличьи этого зверя? А теперь вы снова люди. Темп движения — спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено.
Упражнение «Мой ромб»
Участникам дается инструкция: вспомните и запишите 7—10 психологически напряженно для вас событий, ситуаций (на работе), происшедших за последнее время. Как Вы реагировали на них? Отнесите эти реакции к той или иной сфере реагирования сопоставьте каждой сфере долю затраченной на нее энергии процентах). Сумма процентов по каждому из событий доля быть равной 100 %. Заполнив таблицу, подсчитайте усредненное распределена энергии по четырем сферам и нарисуйте свой ромб.
Для этого надо сложить проценты по четырем столбцам, полученные четыре суммы разделить на число вошедших в таблицу событий. Полученные числа отложить от пересечения вертикального и горизонтального диаметров ромба и coeдинить четыре получившиеся точки.
Расскажите о позитивных и негативных сторонах Вашего реагирования. В чем оно помогает и в чем затрудняет Вам жизнь? Как к этому относятся коллеги по работе, члены вашей семьи?
Упражнение проводится в парах или в тройках. Каждый по очереди рассказывает о своих событиях и реакциях на них, остальные задают вопросы, проясняющие сферу каждой реакции.
Сеанс ДМД.
Обучение приемам массажа и самомассажа в целях снятия стрессового состояния.
Рефлексия.
Занятие 8. Цель – подведение итогов тренинга, оптимизация психических состояний, работа над самореализацией, осознанием жизненных ценностей и самоопределением.
Разминка. «Стул хвастовства».
Инструкция: “Это не простой стул. Это стул хвастовства. Кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любыми достижениями на своем жизненном пути. Свое сообщение ты должен начинать со слов: “Я хочу похвастаться тем, что…”.
Процедура "Прошлое, Настоящее, Будущее"
Цель: исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
«Первый этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вас окружает?… Кто вы?… К чему стремитесь?… Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте свои ощущения. Побудьте в них до тех пор пока вы почувствуете, что готовы вернуться, когда это произойдет можете открыть глаза. Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали. На выполнение этого задания отводится 7-10 минут.
«Второй этап. Давайте сядем и расслабимся, почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы, удобно ли вашим мышцам. Каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто теперь вас окружает? Кто вы? К чему стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось по-прежнему? Зафиксируйте в себе то, что вы почувствовали. Отобразите то, что вы увидели, почувствовали. На выполнение этого задания отводится 7-10 минут.
«Третий этап работы. А сейчас переместимся в будущее: а кто здесь вас окружает, может быть появился кто-то новый, может быть кто-то исчез? Кто вы теперь? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения, и те картинки что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Сейчас вы можете посмотреть на них, если вы почувствуете что готовы вернуться открывайте глаза. Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали будущее». Обсуждение.
«Подведение итогов»
Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.
Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.
Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.
Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе – комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей – какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.
Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д. После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими – нет?
Рефлексия.



















Выводы по главе 2
В результате диагностики профессионального стресса выявлено, что высокий уровень стресса среди менеджеров составил 41,7 %, средний – 50 %, низкий – 8,3 %. Более стрессогенными для менеджеров являются ситуации типа «потери» и «вызов», по сравнению с ситуациями «угроза потери». Общий индекс стрессогенности был использован для дифференциации менеджеров на подгруппы с высокой, средней и низкой уязвимостью к стрессовым ситуациям на рабочем месте. Высокий уровень уязвимости к стрессу среди менеджеров составил 41,7 %, средний – 50 %, низкий – 8,3 %.
В целом наиболее характерными стратегиями преодоления стресса в данной группе топ-менеджеров являются ассертивные действия, манипулятивные действия и вступление в социальный контакт. Наименее реализуемой оказалась стратегия - избегания. Среднюю степень выраженности стратегий преодоления стресса среди менеджеров имеют поиск социальной поддержки, осторожные, импульсивные, асоциальные и агрессивные действия.
Выявлены различия по выраженности стресса и конструктивности преодолевающего поведения среди менеджеров офиса и менеджеров цеха. У менеджеров офиса более низкий уровень стресса, чем у менеджеров цеха и более высокий уровень конструктивности преодолевающего поведения. Значимых различий в уровне уязвимости к стрессу не выявлено.
По степени конструктивности стратегии поведения менеджеры цеха имеют более низкие показатели по сравнению с менеджерами офиса. Среди менеджеров цеха более характерными оказались ассертивные, манипулятивные действия, асоциальные действия и агрессивные действия. Для менеджеров офиса более типичными оказались вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные и манипулятивные действия, избегание.
Статистический анализ результатов исследования с помощью критерия Манна-Уитни подтверждает гипотезу исследования о том, что менеджеры разного уровня отличаются по выраженности профессионального стресса, моделям преодоления стресса и конструктивности стратегий преодолевающего поведения.


























Заключение
Дипломная работа была посвящена изучению профессионального стресса у топ-менеджеров. Исследование проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.
В теоретической части исследования изучено понятие стресса, как психофизиологического состояния, возникающего в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие, связанной с крайним напряжением, мобилизующим силы для преодоления стрессовой ситуации. Охарактеризованы этапы в развитии стресса (мобилизация, сопротивление, истощение).
Изучено понятие «профессиональный стресс» – это интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности. Сделан вывод о том, что специфика проявления профессионального стресса человека обусловливается особенностями мотивации и намерений; функциональных и оперативных ресурсов; личностных черт и когнитивных возможностей; эмоционально-волевой реактивности; профессиональной подготовленности и работоспособности; психической надежности индивида. Охарактеризованы три основных подхода к анализу профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный.
Изучены факторы профессионального стресса менеджера, который обусловлен фактором информационной нагрузки, ее избыточностью и неопределенностью, фактором ответственности, фактором дефицита времени, фактором межличностных и внутриличностных (ролевых) конфликтов, фактором полифункциональности, фактором конкуренции, связанным с "борьбой за существование" в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды, фактором влияния криминальной среды на деятельность организаций, фактором нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики.
Дана характеристика антистрессовому тренингу как методу стресс-менеджмента, который предполагает формирование когнитивной основы и тренировку определенных навыков управления стрессом с помощью ряда методологических приемов: групповой дискуссии, различных видов игр, психогимнастики, медитативных техник, аутогенной тренировки, нервно-мышечной релаксации и др.
Во второй главе описана эмпирическая часть исследования. В исследовании приняли участие менеджеры ООО «ПЭМ» в количестве 28 человек. Для диагностики профессионального стресса были выбраны следующие методики: шкала психологического стресса RSM–25; методика оценки стрессогенности трудных ситуаций на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; методика диагностики стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолла (адаптация Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой).
В результате диагностики профессионального стресса выявлено, что высокий уровень стресса в группе топ-менеджеров составил 41,7 %, средний – 50 %, низкий – 8,3 %. Сравнительный анализ ситуаций («вызов», «угроза», «потеря») по общему индексу стрессогенности показал, что ситуации типа «потери» и «вызов» воспринимаются менеджерами более стрессогенными по сравнению с ситуациями «угроза потери». Наиболее предпочитаемыми стратегиями преодоления стресса в данной группе топ-менеджеров являются ассертивные действия, манипулятивные действия и вступление в социальный контакт. Наименее популярной оказалась стратегия - избегания. Среднюю степень выраженности имеют поиск социальной поддержки, осторожные, импульсивные, асоциальные и агрессивные действия.
Выявлены различия по выраженности стресса и конструктивности преодолевающего поведения среди менеджеров офиса и менеджеров цеха. У менеджеров офиса более низкий уровень стресса, чем у менеджеров цеха и более высокий уровень конструктивности преодолевающего поведения. Значимых различий в уровне уязвимости к стрессу не выявлено.
По степени конструктивности стратегии поведения менеджеры цеха имеют более низкие показатели по сравнению с менеджерами офиса. Среди менеджеров цеха более характерными оказались ассертивные, манипулятивные действия, асоциальные действия и агрессивные действия. Для менеджеров офиса более типичными оказались вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные и манипулятивные действия, избегание.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Гипотеза исследования о том, что топ-менеджеры с разным уровнем профессионального стресса отличаются по моделям преодоления стресса и конструктивности стратегий преодолевающего поведения, подтверждена.













Список литературы
Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 1999. - 86 с.
Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.
Белан А. С. Эмоциональный стресс у летного состава // Итоги науки и техники. / Под ред. Н. М. Рудного. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1987. Т. 16. С. 11-23.
Бернар К. Лекции по экспериментальной патологии. М. – Л., 1964.
Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.- 136 с.
Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 1(3). С. 44-51.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000.
Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. - 2000. - № 2. - С.76-78.
Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоровье, 1983. - 136 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса.- СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
Гиссен Л. Д. Время стрессов. М. : Физкультура и спорт, 1990. - 191 с.
Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1976, 224 с.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001.
Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психол. журн. 1983. Т. 4. №6. С. 92-105.
Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С. 144-156.
Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 224 с.
Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. М.: ИНФРА-М, 1999.
Кеннон У. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: «Прибой», 1927. - 176 с.
Кирьянов Е.Д. Профессиональный стресс //Консультант директора. - 2004. - №24, декабрь. - С.7-14.
Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности //Психология в бизнесе. - 2002. - июль-декабрь. - С.32-45.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.- 368 с.
Кокс Т. Стресс / Пер. с англ.. - М., 1981.
Косякова О.О. Развитие эмоциональной устойчивости педагогов: Учеб. пособие. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2007. – 167 с.
Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса "белых воротничков" // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. - М.: Радекс, 1995.
Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989. С. 121-126.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
Леви Л. Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.- 328 с.
Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995.- 445 с.
Леонова А. Б.Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.
Леонова А. В., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, 112 с.
Леонова А.Б.Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции: Психология профессиональной деятельности //Психологический журнал. - 2004.- 2. март-апрель. - С.75.
Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.
Марищук В. Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: СЕНТЯБРЬ, 2001. – 260 с.
Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. - 2002. - №3. - С.20-23.
Никифоров Г. С. Психология менеджмента. СПб.: Питер, 2004.
Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, 1983.- 234 с.
Психоэмоциональный стресс / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 1992.
Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2008. – 464.
Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М.: Экмос, 2000.- 288с.
Селъе Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. - 122 с.
Селъе Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. - 254 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия. - 2004. - №5.- С.28-38.
Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 2. С. 356-392.
Сороков Д. Борьба со стрессом //Первое сентября. - 2004. - №30. - С.3-10
Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.
Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, 208 с.
Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1982, 232 с.
Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988. - 176 с.
Филько А. Живые и нервные: О влияние стресса на работу и перегруз на здоровье // Коммерсант Власть. - 2001. - №28, май. - С.54-57.
Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. М.: Наука. 1982.- 217 с.
Чепурин М.Ж. Стресс на рабочем месте. // Управление персоналом. - 2003. - 9. - С.74-75.
Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. Москва: Физкультура и спорт, 1988 .-175 c.
Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция. - Л.: Наука, 1990. - 238 с.









Приложения
Приложение 1
Опросник PSM
Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8–балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1 – «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 – «редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 – «постоянно (ежедневно)».

Приложение 2
Методика оценки стрессогенности трудных ситуаций на рабочем месте
Н. Водопьяновой, Е. Старченковой
Анкета «Типичные ПТС»
Инструкция: опишите, пожалуйста, не менее трех трудных ситуаций, наиболее часто встречающихся на вашем рабочем месте в вашей организации, которые вызывают у вас наибольшее напряжение и негативные переживания (стресс, раздражение, беспокойство, тревогу, утомление, апатию, агрессию и др.).
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Шкала оценки стрессогенности ПТС на рабочем месте

Инструкция: вам предлагается несколько профессионально–трудных ситуаций и шкалы для оценки ваших переживаний, которые описаны с помощью двух крайних полюсов. Среди них нет плохих или хороших ответов, они отражают индивидуальные особенности реагирования. В целях научного исследования, пожалуйста, определите степень выраженности ваших личных переживаний или отношения к перечисленным ниже ситуациям. Для этого в центральном столбце поставьте знак «+» в той позиции, которая ближе всего отражает ваши реакции в подобных ситуациях. Благодарим вас за участие в исследовании.
Вариант шкалы стрессогенности ПТС (для специалистов торгово–производственной организации)
1. Ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения



2. Опоздания на работу, отсутствие на рабочем месте, частые отгулы, нетрезвое состояние сотрудников, с которыми вы совместно работаете





3. Нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя



4. Необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения






5. Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия



6. Грубость и несдержанность коллег (заказчиков, клиентов, бизнес–партнеров)




Приложение 3

Шкала SACS

Инструкция: вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях. Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям. Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ «да, совершенно верно»). Если утверждение совсем не подходит вам, тогда поставьте 1 (ответ «нет, это совсем не так»).
1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.
2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.
4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).
5. Вы полагаетесь на свою интуицию.
6. Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
7. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.
8. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.
9. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете наломать немало дров.
10. Когда кто–либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.
11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
13. Без необходимости не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы.
14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.
16. Для достижения своих целей вам часто приходиться подыгрывать другим или подстраиваться под других людей (несколько кривить душой).
17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
18. Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.
19. Вы считаете, что в сложных ситуациях лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как бы поступили в этом случае другие люди.
21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
22. Считаете, что во всех случаях лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
23. Вы часто проигрываете из–за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.
25. Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы – крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.
26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи–либо требования или просьбы.
29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.
31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».
32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.
33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема не стоит и выеденного яйца.
34. Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).
35. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
36. Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем тянуть кота за хвост.
37. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.
39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.
40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
41. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
42. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
43. Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить.
44. Ищите слабости других людей и используете их со своей выгодой.
45. Грубость и глупости других людей часто приводят вас в ярость (выводят вас из себя).
46. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.
47. Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
48. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».
50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие–либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.
52. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.
53. Цель оправдывает средства.
54. В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете агрессивны.



Лист для ответов к шкале SACS

Фамилия, имя, отчество……………………………………………………………………………
Профессия………………………………………Должность………………………………………
Возраст ……………………………………………
Стаж …………………………………………………….
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте баллы, которые соответствуют вашей оценке: «нет, это совсем не так» – 1 балл; «скорее нет, чем да» – 2 балла; «затрудняюсь ответить – 3 балла; «скорее да, чем нет» – 4 балла; «да, совершенно верно – 5 баллов.



Приложение 4
Анкета до антистрессового тренинга
Фамилия, имя ________________________ ________________________
Должность ___________________________ ________________________
Уважаемые коллеги!
Это  анкета  поможет нам подготовить и провести  тренинг, который лучше всего подойдет именно вашей группе. Просьба отвечать на вопросы не формально, а по существу: именно это поможет нам сделать  тренинг  оптимальным.
1. Участвовали ли Вы когда-нибудь в тренингах? Если да, то каких?
2.Выделите три приоритетных задачи, которые Вы ставите перед  тренингом:____________________________________________________
3.Перечислите способы преодоления стресса, которыми Вы обладаете на высоком уровне:________________________________________________
4.Какую информацию и какие навыки по проблеме стресса Вы хотели бы приобрести?________________________________________________
5. Проранжируйте, пожалуйста, по 5-балльной системе значимость для Вас следующих тем:
стрессовые ситуации на работе;
раздражительность и агрессия на рабочем месте;
личная программа защиты от стресса;
образ жизни как фактор профилактики стресса;
психотехника и коррекция стрессовых состояний.
6.Пожелания в свободной форме, если есть: ______________________

Спасибо!

Приложение 5

Анкета после окончания антистрессового тренинга
Фамилия, имя ________________________ ________________________
Должность ___________________________ ________________________
Уважаемые коллеги!
Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Ответьте пожалуйста на вопросы.
Что из информации, полученной на тренинге, Вы считаете полезной и уже применимой в Вашей работе?
Как изменилось Ваше понимание своих возможностей по управлению стрессом после тренинга?
Какими методами регуляции своих эмоциональных состояний Вы овладели?
Как изменилось Ваше восприятие проблемы стресса после тренинга?
Как Вы оцениваете насыщенность программы новой информацией?
Насколько комфортно Вы себя чувствовали во время проведения тренинга?
Что Вам особенно понравилось в тренинге?
Что Вам не понравилось в тренинге?
Насколько Вы удовлетворены работой тренера?
Что бы вы посоветовали изменить в тренинге?

Спасибо за участие!













2

Список литературы
1.Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 1999. - 86 с.
2.Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.
3.Белан А. С. Эмоциональный стресс у летного состава // Итоги науки и техники. / Под ред. Н. М. Рудного. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1987. Т. 16. С. 11-23.
4.Бернар К. Лекции по экспериментальной патологии. М. – Л., 1964.
5.Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
6.Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.- 136 с.
7.Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 1(3). С. 44-51.
8.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000.
9.Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. - 2000. - № 2. - С.76-78.
10.Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоровье, 1983. - 136 с.
11.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса.- СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
12.Гиссен Л. Д. Время стрессов. М. : Физкультура и спорт, 1990. - 191 с.
13.Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1976, 224 с.
14.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001.
15.Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психол. журн. 1983. Т. 4. №6. С. 92-105.
16.Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С. 144-156.
17.Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 224 с.
18.Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. М.: ИНФРА-М, 1999.
19.Кеннон У. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: «Прибой», 1927. - 176 с.
20.Кирьянов Е.Д. Профессиональный стресс //Консультант директора. - 2004. - №24, декабрь. - С.7-14.
21.Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности //Психология в бизнесе. - 2002. - июль-декабрь. - С.32-45.
22.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.- 368 с.
23.Кокс Т. Стресс / Пер. с англ.. - М., 1981.
24.Косякова О.О. Развитие эмоциональной устойчивости педагогов: Учеб. пособие. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2007. – 167 с.
25.Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса "белых воротничков" // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. - М.: Радекс, 1995.
26.Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989. С. 121-126.
27.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
28.Леви Л. Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.- 328 с.
29.Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995.- 445 с.
30.Леонова А. Б.Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.
31.Леонова А. В., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, 112 с.
32.Леонова А.Б.Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции: Психология профессиональной деятельности //Психологический журнал. - 2004.- 2. март-апрель. - С.75.
33.Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.
34.Марищук В. Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: СЕНТЯБРЬ, 2001. – 260 с.
35.Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. - 2002. - №3. - С.20-23.
36.Никифоров Г. С. Психология менеджмента. СПб.: Питер, 2004.
37.Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, 1983.- 234 с.
38.Психоэмоциональный стресс / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 1992.
39.Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2008. – 464.
40.Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М.: Экмос, 2000.- 288с.
41.Селъе Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. - 122 с.
42.Селъе Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. - 254 с.
43.Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
44.Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия. - 2004. - №5.- С.28-38.
45.Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 2. С. 356-392.
46.Сороков Д. Борьба со стрессом //Первое сентября. - 2004. - №30. - С.3-10
47.Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.
48.Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, 208 с.
49.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1982, 232 с.
50.Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988. - 176 с.
51.Филько А. Живые и нервные: О влияние стресса на работу и перегруз на здоровье // Коммерсант Власть. - 2001. - №28, май. - С.54-57.
52.Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. М.: Наука. 1982.- 217 с.
53.Чепурин М.Ж. Стресс на рабочем месте. // Управление персоналом. - 2003. - 9. - С.74-75.
54.Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. Москва: Физкультура и спорт, 1988 .-175 c.
55.Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция. - Л.: Наука, 1990. - 238 с.

Исследование влияния аутопсихологической компетентности на уровень профессионального стресса у преподавателей высшей школы

Содержание

Введение

Подготовка к учебно-тренировочному походу

Отчет туристско-спортивного похода с элементами 1 категории сложности в пещеру «Guerrilla»

Вывод

Список литературы

Приложения

Введение

Производственной практики была достигнута 22.11.2013, 24.11.2013, В соответствии с ОПОП по специальности 100401 Туризм, годовым календарным учебным графиком, учебным планом специальности, рабочей программе ПМ 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов, чтобы получить навыки, чтобы сопровождать туристов в природной среде и включает следующие этапы:

.Подготовка к практике:

а) оформление маршрутной документации;

b) выдача книжки маршрут в Маршрутно-квалификационной комиссии Красноярской региональной федерации спортивного туризма;

в) сбор, специального и личного снаряжения;

г) составление меню похода и приобретение продуктов питания.

2. Выезд в туристско-спортивный поход с элементами 1 категории сложности Восточных Саян, верхне-Базаихский, Карстово-спелеологический участок (Красноярский край, Березовский район) на спелеобазу Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева «Таежное подземелье» с посещением пещеры Партизанская.

3.Составление отчетов:

а) отчет похода для Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК);

b) отчет по практике.

Наши цели практики, чтобы учиться и работать качества, включают в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии.