Освоение сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет посредством дидактических игр
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 08.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ, ЦВЕТА И ВЕЛИЧИНЫ ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ 4
1.1. Теоретические подходы к сенсорному развитию детей дошкольного возраста 4
1.2. Характеристика процесса освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет 8
ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ, ЦВЕТА И ВЕЛИЧИНЫ ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ 12
2.1. Использование дидактических игр в процессе освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет 12
2.2. Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования по теме «Сенсорное развитие» 17
2.3. Педагогический опыт воспитателя младшей группы МБДОУ Детский сад 121 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Важный момент в процессе образовательной деятельности – взаимодействие с родителями воспитанников. Сенсорное развитие детей является результатом сенсорного воспитания, которое осуществляет воспитатель А.В. Колесникова и родители.
Также было изучено планирование работы по освоению сенсорных эталонов у младших дошкольников в дидактических играх воспитателя А.В. Колесниковой (Приложение 1).
Дидактические игры выбраны воспитателем А.В. Колесниковой в соответствии с задачами развития: освоение сенсорных эталонов у младших дошкольников. Дидактические игры соответствуют возрасту детей: 3-4 года и наиболее полно подходят для развития освоение сенсорных эталонов формы, величины и цвета.
Воспитатель А.В. Колесникова использовала в своей работе следующие методы и приёмы:
- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок…)
- Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…)
- Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей).
- Игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имела правильная организация дидактической игры воспитателем.
Таким образом, под дидактическими играми понимают учебные занятия, организуемые в виде учебных игр или игровых занятий. В дидактической игре дети учатся играя, так как в игре действует два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. К структурным компонентам дидактической игры относятся дидактическая задача, игровая задача, игровые правила, игровые действия, дидактический материал.
Дидактические игры по освоению сенсорных эталонов можно использовать в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми. Для успешной организации дидактических игр по освоению сенсорных эталонов в обучении и воспитании детей необходимо соблюдать ряд условий и знать особенности дидактических игр, а при выборе игр необходимо упираться на некоторые факторы, такие как безопасность, соответствие возрасту, влияние на психику и другие. В режиме дня детского сада проводятся разные дидактические игры, но дидактическая игра по освоению сенсорных эталонов проводится один раз в неделю.
Учитывая вышеупомянутое, можно утверждать, что сегодня есть потребность в структуризации и систематизации большого количества существующего практического материала и разработке методики реализации педагогических условий сенсорного развития детей. Сенсорное развитие – процесс педагогический, а именно планомерное, управляемое педагогом влияние, направленное на развитие сенсорных процессов ребенка (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание обеспечивает необходимые условия полноценного сенсорного развития ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта позволили сделать следующие выводы:
Проанализировав теоретические подходы изучения проблемы освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет, было отмечено, что проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста находиться в центре внимания многих ученых, как психологов, так и педагогов. Сенсорное развитие – целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление. Оно направлено на формирование у ребёнка сенсорных эталонов (цвета, формы, величины).
Сенсорные эталоны – это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов.
Сенсорное развитие, направленное на развитие восприятия, строится на основе знакомства ребенка с сенсорными эталонами и формирования у них способностей применять их для рассматривания объектов и явлений.
Был изучен процесс освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет. Определены три этапа: пред эталонный происходит на 3 году жизни, при использовании одного предмета другой выступает в роли образца; на втором этапе особое значение имеют эталоны величины, потому что они носят условный характер, каждый объект приобретает свои качества только при сравнении с другим; на третьем этапе дошкольники начинают систематизировать сенсорные эталоны, так как уже овладели ими.
Выявлено, что под дидактическими играми понимают учебные занятия, организуемые в виде учебных игр или игровых занятий. В дидактической игре дети учатся играя, так как в игре действует два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. К структурным компонентам дидактической игры относятся дидактическая задача, игровая задача, игровые правила, игровые действия, дидактический материал.
Дидактические игры по освоению сенсорных эталонов можно использовать в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми. Для успешной организации дидактических игр по освоению сенсорных эталонов в обучении и воспитании детей необходимо соблюдать ряд условий и знать особенности дидактических игр, а при выборе игр необходимо учитывать некоторые факторы, такие как безопасность, соответствие возрасту, влияние на психику и другие. В режиме дня детского сада проводятся разные дидактические игры, но дидактическая игра по освоению сенсорных эталонов проводится один раз в неделю.
Сегодня есть потребность в структуризации и систематизации большого количества существующего практического материала и разработке методики реализации педагогических условий сенсорного развития детей. Сенсорное развитие – процесс педагогический, а именно планомерное, управляемое педагогом влияние, направленное на развитие сенсорных процессов ребенка (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание обеспечивает необходимые условия полноценного сенсорного развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдрахманова О.Н. Потенциал дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации / О.Н. Абдрахманова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №3-2(72). – С.46-48.
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Дидактические игры. – 2000. – №7. – С.52- 84.
Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева и др. – Тамбов.: Фонд развития науки и культуры // Перспективы науки. – 2016. – №6. – С. 64 – 67.
Богомолова М.И. Концепция сенсорного воспитания в системе Б. И. Хачапуридзе / М.И. Богомолова // Упр. дошк. образоват. учреждением. – 2013. – № 5. – С. 92-97.
Богомолова М.И. Концептуальные основы сенсорного воспитания в отечественной педагогике исторический аспект: монография / М.И. Богомолова // Минобрнауки России, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский гос. Пед. Ун-т И.Н. Ульянова. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им. И.Н. Ульянова. 2015. – 120 с.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 65 с.
Воспитателю о детской игре / Менджерицкая Д.В., Маркова Т.А. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С.62–68.
Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – №. 3. – С. 18-22.
Голицына Н.С. Рабочий журнал воспитателя детского сада / Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2017. – 172 с.
Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина А.И. – М.: Просвещение, 1982 – 96 с.
Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во Академия, 2014. – 228 с.
Запорожец А.В. Восприятие и деятельность / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1967. – 323 с.
Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С.Б. Горбушина С.Б. – СПб: ООО Издательство «Детство-пресс», 2016. – 64 с.
Киселева М.Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М.Н. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – №3(26). – С.14-17.
Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2014. – 816 с.
Никулина Н.Г. Сенсорное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Н.Г. Никулина // Наука в современном мире: Сборник научных трудов участников XXIX Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 апреля 2017 г. – Москва: Перо, 2017. – С.111-114.
Новоселова С. О новой классификации детских игр / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 84.
Самохвалова Н.В. Сенсорное развитие детей младшего возраста / Н.В. Самохвалова. – Н. Новгород: Актуальные вопросы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. 2016. – C. 81-85.
Севальнева П.А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / П.А. Севальнева, Р.А. Кутбиддинова // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2018. – №2(9). – С.75-77.
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой: [2-е изд.] – М.: Изд-во Просвещение, 1981. – 192 с.
Соколова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников / А.В. Соколова // Научно-педагогическое воззрение. – 2018. – №3(21). – С.16-23.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Изд-во Педагогика, 2009. – Т.3. – 512 с.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
Федуленко М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Федуленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – №2. – С.92-97.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Планирование работы по освоению сенсорных эталонов у младших дошкольников в дидактических играх
Блок Название
игры Цель игры Вид игры №
занятия Освоение сенсорных эталонов цвета 1.Собери
капельки в стакан развитие умения различать цвета и группировать
детали по цвету Настольно- печатная 1 2.Пазл с цветными
кнопками развитие умение сопоставлять цвета Настольно- печатная 3 3.Помоги собачке найти свою будку развитие умения соотносить по признаку цвета разнородные
предметы Настольно- печатная 4 4.Подбери цвет каждому
предмету развитие умения сравнивать предметы по
цвету Настольно- печатная 5 5.Цветная карусель упражнение детей в сравнении предметов по
цвету Настольно- печатная 7 6.Умное облачко упражнение детей в умении сопоставлять
цвета Настольно- печатная 8 Освоение сенсорных эталонов формы 1.Цветные фигуры - вкладыши формирование знаний детей о геометрических фигурах и умений
называть их; обучение зрительно различать
форму геометрической фигуры Игра с
предметами 1 2.Досочки
Сегена. Подбери каждой
фигуре свое место (помоги козляткам спрятаться от серого волка). развитие умения
сопоставлять фигуру с отверстиями и изучать геометрические фигуры Игра с
предметами 2 3.Наряди матрешку формирование умений соотносить предметы по
форме методом наложения Настольно- печатная 4 4.Посади на
свою скамеечку формирование умений
группировать предметы по форме Настольно- печатная 5 5.Подбери по форме закрепление знаний о геометрических фигурах; учить подбирать к
заданному образцу геометрические фигуры предмет окружающего мира похожий на
заданную фигуру Настольно- печатная 6 6. Из каких
фигур состоит предмет? упражнение в умении определять методом зрительного соотнесения из каких геометрических фигур состоит
изображенный на плоскости предмет Настольно- печатная, словесная 8 Освоение сенсорных эталонов величины 1.Грибочки в лесу развитие восприятия величины большой и
маленький Игра с
предметами 2 2.Вкладыши по
возрастанию развитие умения подбирать вкладыш по
размеру Игра с
предметами 3 3.Семья развитие умения
классифицировать предметы по величине Игра с игрушками 6 4. Большой, средний, маленький
«Покорми зайчиков» закрепление
представлений детей о понятии «большой- поменьше-маленький» Настольно- печатная 7 5. Расставьте игрушки по
величине развитие умения ставить игрушки по величине Игра с игрушками 9 6. Стрелочка, крутись! развитие умения зрительно определять
величину фигуры Настольно- печатная 10
23
2. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Дидактические игры. – 2000. – №7. – С.52- 84.
3. Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева и др. – Тамбов.: Фонд развития науки и культуры // Перспективы науки. – 2016. – №6. – С. 64 – 67.
4. Богомолова М.И. Концепция сенсорного воспитания в системе Б. И. Хачапуридзе / М.И. Богомолова // Упр. дошк. образоват. учреждением. – 2013. – № 5. – С. 92-97.
5. Богомолова М.И. Концептуальные основы сенсорного воспитания в отечественной педагогике исторический аспект: монография / М.И. Богомолова // Минобрнауки России, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский гос. Пед. Ун-т И.Н. Ульянова. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им. И.Н. Ульянова. 2015. – 120 с.
6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 65 с.
7. Воспитателю о детской игре / Менджерицкая Д.В., Маркова Т.А. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С.62–68.
9. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – №. 3. – С. 18-22.
10. Голицына Н.С. Рабочий журнал воспитателя детского сада / Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2017. – 172 с.
11. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина А.И. – М.: Просвещение, 1982 – 96 с.
12. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во Академия, 2014. – 228 с.
13. Запорожец А.В. Восприятие и деятельность / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1967. – 323 с.
14. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С.Б. Горбушина С.Б. – СПб: ООО Издательство «Детство-пресс», 2016. – 64 с.
15. Киселева М.Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М.Н. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – №3(26). – С.14-17.
16. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2014. – 816 с.
17. Никулина Н.Г. Сенсорное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Н.Г. Никулина // Наука в современном мире: Сборник научных трудов участников XXIX Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 апреля 2017 г. – Москва: Перо, 2017. – С.111-114.
18. Новоселова С. О новой классификации детских игр / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 84.
19. Самохвалова Н.В. Сенсорное развитие детей младшего возраста / Н.В. Самохвалова. – Н. Новгород: Актуальные вопросы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. 2016. – C. 81-85.
20. Севальнева П.А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / П.А. Севальнева, Р.А. Кутбиддинова // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2018. – №2(9). – С.75-77.
21. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой: [2-е изд.] – М.: Изд-во Просвещение, 1981. – 192 с.
22. Соколова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников / А.В. Соколова // Научно-педагогическое воззрение. – 2018. – №3(21). – С.16-23.
23. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Изд-во Педагогика, 2009. – Т.3. – 512 с.
24. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
25. Федуленко М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Федуленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – №2. – С.92-97.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы существуют к сенсорному развитию детей дошкольного возраста?
Существуют различные теоретические подходы к сенсорному развитию детей дошкольного возраста, такие как психофизический подход, когнитивный подход, сенсорно-моторный подход и другие. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и предлагает свои методы и средства развития сенсорных навыков у детей.
Что такое освоение сенсорных эталонов формы цвета и величины у детей 3-4 лет?
Освоение сенсорных эталонов формы, цвета и величины у детей 3-4 лет - это процесс усвоения и развития навыков распознавания, сравнения и классификации объектов по их форме, цвету и размеру. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир с помощью органов чувств, и дидактические игры могут быть эффективным средством для развития этих навыков.
Какие дидактические игры могут использоваться для освоения сенсорных эталонов формы цвета и величины у детей 3-4 лет?
Для освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины у детей 3-4 лет могут использоваться различные дидактические игры. Например, игры с пазлами и конструкторами, игры с картинками и цветными предметами, игры с формочками и мозаикой, игры с измерением и взвешиванием объектов. Важно, чтобы игры были разнообразными, интересными и адаптированы к возрастным особенностям детей.
Какие особенности процесса освоения сенсорных эталонов формы цвета и величины у детей 3-4 лет?
Процесс освоения сенсорных эталонов формы цвета и величины у детей 3-4 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети начинают активно интересоваться формой, цветом и размером объектов, они учатся сравнивать и классифицировать предметы, использовать соответствующие термины и понятия. Важно поддерживать и стимулировать их интерес к сенсорным эталонам с помощью игр и разнообразных заданий.
Какие подходы применяются к сенсорному развитию детей дошкольного возраста?
Существуют различные подходы к сенсорному развитию детей дошкольного возраста, такие как монтессори-подход, подход В.В. Давыдова, видеосенсорные игры и другие.
Как можно охарактеризовать процесс освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет?
Процесс освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет является важным этапом их развития. В этом возрасте дети активно изучают окружающий мир с помощью своих сенсорных ощущений и играют игры, которые позволяют им лучше понять и усвоить эти понятия.
Какие игры можно использовать для освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет?
Существует множество игр, которые можно использовать для освоения сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет. Например, игры с геометрическими фигурами, игры с пазлами, игры с цветными кубиками и многое другое. Главное, чтобы игры были интересными и позволяли детям активно взаимодействовать с материалами.
Какие преимущества видеосенсорных игр?
Видеосенсорные игры имеют ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют детям активно взаимодействовать с материалом и получать наглядные представления о форме, цвете и величине. Во-вторых, они способствуют развитию координации движений и внимания у детей. И, наконец, видеосенсорные игры могут быть использованы как дополнение к традиционным урокам и играм, обогащая обучение и развитие детей.
Какую роль играют дидактические игры в освоении сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет?
Дидактические игры играют важную роль в освоении сенсорных эталонов формы, цвета и величины детьми 3-4 лет. Они позволяют детям активно взаимодействовать с материалом, экспериментировать и изучать новые понятия. Такие игры способствуют развитию познавательных процессов, логического мышления, воображения и моторики у детей.
Какие это игры, используемые для освоения сенсорных эталонов формы цвета и величины детьми 3-4 лет?
В статье представлены несколько дидактических игр, таких как "Собираем пазлы", "Находим пары", "Раскрашиваем по номерам". В этих играх дети могут развивать свою моторику, цветовое восприятие и умение обнаруживать соответствия между объектами по их величине и форме.