Культура постмодернизма в контексте христианского мировоззрения: категории, символы, смыслы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 12 12 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 16.02.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Культура постмодерна в осмыслении православных теологов 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Интенциональное действие, духовная активность сознания, именуется «ноэзу». Оба эти элемента и образуют интенциональное переживание. Для гиле характерна пассивность, для ноэзы – активность. Дух всегда выступает в качестве смыслообразующего принципа. Сущностью гиле является потенциальность, а сущностью ноэзы– актуальность.Посредником между интенциональными актами сознания и реальным предметом является ноэма, своего рода эквивалент объекта в сознании.Теологический проект Ж.-Л. Мариона предваряется принятием им таких важнейших идей постмодерна как «смерть Бога» и «конец метафизики». Богословие, для того чтобы быть истинным (каким оно было, например, в Ареопагитском корпусе и у Бонавентуры), должно освободиться от зависимости от метафизики, т.е. перестать быть модерным и онтотеологическим.Формирование постнеклассической рациональности вызвало значительные трансформации в понимании субъекта и объекта познания в рамках философского знания, ключевым тезисом которого становится утверждение «смерти субъекта». Философия постмодерна совершила отход от классических принципов философского знания, а интеграционные и глобализационные процессы зафиксировали принципиально новую научную парадигму, ориентированную на хаос и случайность. Целостный субъект в таких условиях невозможен, поэтому он может быть представлен только в процессуальном ракурсе. По мнению французского философа Ж. Делеза, эпоха субъекта, начало которой было положено в Новое время, приходит к своему завершению в ХХ столетии, заканчиваясь уничтожением и смертью субъекта. «Я» более не рассматривается как детерминанта сознания, и философ стремится раскрыть данную проблематику, анализируя до-индивидуальную реальность. Ж. Делёз стремится обосновать проблему генезиса субъективности. Следуя эмпирической логике, субъект создает сам себя, становясь все более сложным. Для философа субъект является результатом цепочки актов самоусложнения, результатов которого становится картезианское «Я мыслю». Формально у Делёза субъект в принципе отсутствует, поскольку раскрывается как надличностный, анонимный процесс, только в результате переходящий в форму сознания «Я», или в субъекта, что кардинально расходится с классическими представлениями. Указанные признаки свидетельствуют о расширенной интерпретации субъективности Ж. Делёзом. Таким образом, в философии Делёза происходит фактический разрыв с классическим пониманием субъективности, как, в первую очередь, принадлежности к субъекту и его сознанию. В трактовке Делёза субъективность парадоксальным образом обретает субъективность, отделяясь от единичного индивида и обретая надличностную силу. Такая интерпретация субъективности становится прямым следствием социальных процессов, противоположных по своей природе – дифференциации и интеграции. Дифференциация, обусловленная объективным ростом свободы человека, вступает в противоречие с глобальными интеграционными процессами, ведущими к формированию глобального общества, что и приводит к распаду целостности субъекта.В метафизической, т.е. рациональной теологии истина учреждается рациональным субъектом, создаются понятийные и словесные идолы. Взамен рациональной теологии Ж.-Л. Марион предлагает хвалебный дискурс и славословие. Хвалебный дискурс предполагает сдвиг от позиции познающего к позиции познаваемого. Для того, чтобы занять позицию познаваемого необходимо отказаться от своего господствующего положения, от собственной автономии, для чего нужны вера и любовь.ЗаключениеВ данной работе было рассмотрено соотношение идей православия и постмодерна в современном философском дискурсеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Конец ХХ – начало ХХI вв. стал новым, качественно другим этапом развития общества.Культурная глобализация, воплотившаяся в виде тотального внедрения массовой культуры, апеллирует к понятиям постмодернистской философии через этику прагматизма, отличительными чертами которой являются: инструментальностьинтеллекта, целесообразная деятельность в качестве основной стратегии, отказ от открытия первооснов бытия в пользу отработки технологий решения проблемных ситуаций, рациональная этика, ориентированная не на совершенствование личности, а на её практические потребности, признание субъективного характера истины. Закономерным следствием стала попытка оценить постмодернистский проект с позиции христианского взгляда.Очевидно, что тенденции к унификации культуры будут только усиливаться, и важной задачей становится сохранение баланса между поддержанием культурной идентичности и вовлечением ее в развитие общемировой культуры в форме равноправного межкультурного диалога и плодотворного, взаимно обогащающего партнерства.Православная теология эпохи постмодерна представляет собой синтез богословских идей и постмодернистских концепций.В контексте постмодернистской теологии можно выделить следующие ключевые направления: теологию деконструктивистскую, постлиберальную, реконструктивистскую, постметафизическую, «теологию освобождения» и радикальную ортодоксию.Д. Б. Харт формулирует учение о Боге в дискуссии с идеей «смерти Бога». Он создает учение о Боге и бытии как христианскую альтернативу постмодернистской онтологии.Персоналистское учение о человеке митр. Иоанна (Зизиуласа) конструируется с учетом таких специфических черт философии постмодерна как идея «смерти субъекта» и учение о Другом. Для него личность всегда есть дар, и поэтом не может существовать вне отношений. Это в свою очередь предполагает наличие Другого, без которого бытие личности невозможно.Мануссакис выстраивает свое учение о богопознании с учетом постмодернистских идей о «конце метафизики» и «смерти субъекта».Список использованной литературыАндерсон П. Истоки постмодерна / П. Андерсен. – Москва : Территория будущего, 2011. – 208 с.Комаров С. В. Топология субъективности / С.В. Комаров [Электронный ресурс] // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. – Москва, 2007. – С. 431-434. – URL: http ://s-komarov.com/wp-content/Staty/Philos/Tipo-logiya%20sub%60ektivnosti%20Deleza.pdf (дата обращения: 07.01.2022).ПанаринА. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин – Москва : Изд-во Эксмо, 2003. – 543 с.Солонченко А. А. Православная мысль в условиях постмодерна и богословско-философский контекст ее формирования / А.А. Солонченко – Сергиев Посад, 2021. – 38 с.

Список использованной литературы
1. Андерсон П. Истоки постмодерна / П. Андерсен. – Москва : Территория будущего, 2011. – 208 с.
2. Комаров С. В. Топология субъективности / С.В. Комаров [Электронный ресурс] // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. – Москва, 2007. – С. 431-434. – URL: http ://s-komarov.com/wp-content/Staty/Philos/Tipo-logiya%20sub%60ektivnosti%20Deleza.pdf (дата обращения: 07.01.2022).
3. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин – Москва : Изд-во Эксмо, 2003. – 543 с.
4. Солонченко А. А. Православная мысль в условиях постмодерна и богословско-философский контекст ее формирования / А.А. Солонченко – Сергиев Посад, 2021. – 38 с.


Вопрос-ответ:

Что такое культура постмодернизма?

Культура постмодернизма - это культурное направление, которое возникло во второй половине ХХ века и характеризуется отказом от единого истинного значения, разрушением границ и иерархий, использованием различных стилей и жанров, а также игрой с символами и смыслами.

Как постмодернизм влияет на христианское мировоззрение?

Постмодернизм вызывает сомнения в истинности христианских убеждений, отказ от претензий на объективность и единство истины. Он предлагает различные интерпретации Библии и христианской традиции, а также открывает возможность для множества субъективных толкований и верований.

Что означает категория символов в постмодернизме?

В постмодернизме символы играют важную роль, они становятся знаками, которые несут разнообразные значения и могут быть толкованы по-разному. Символы в постмодернизме используются для создания парадоксов, иронии и игры с смыслами, а также для выражения социальных и политических идей.

Как православные теологи осмысляют культуру постмодернизма?

Православные теологи видят в постмодернизме опасность потери истины и ухода от Бога. Они критически относятся к разрушению традиций и ценностей, а также к игре с символами и смыслами. Однако некоторые теологи признают, что постмодернизм может быть полезен в том смысле, что он вызывает задуматься о смысле веры и наставляет на поиск истины внутри себя.

Что такое интенциональное действие и духовная активность в контексте постмодернизма?

Интенциональное действие - это активность сознания, направленная на осмысление и толкование символов и смыслов. Духовная активность - это выражение ноэзы, активного и субъективного начала человека. В постмодернизме, интенциональное действие и духовная активность играют важную роль в создании и интерпретации символов и смыслов.

Какую роль играет символика в постмодернистской культуре?

Символика занимает важное место в постмодернистской культуре. Она используется для передачи и переделки значений и смыслов, превращаясь в множество интерпретаций. В постмодернистской культуре символы становятся неоднозначными и многозначными, обретают новые значения и смыслы.

Как православные теологи осмысляют культуру постмодернизма?

Православные теологи рассматривают культуру постмодернизма как феномен, отражающий глубокие изменения в сознании и ценностях современного общества. Они анализируют постмодернистские символы и смыслы с позиции христианского мировоззрения, ищут в них элементы истинного и духовного, а также выявляют противоречия и опасности, связанные с постмодернизмом.

Что такое интенциональное действие и духовная активность сознания?

Интенциональное действие - это способность сознания обращаться к предметам и явлениям мира, воспринимать их и осознавать их смыслы и значения. Духовная активность сознания - это способность сознания осознавать и искать духовные источники смысла, устанавливать связь между внутренней духовной реальностью и внешним миром.

Чем отличается гиле от ноэзы в сознании?

Гиле характеризуется пассивностью, она представляет потенциальность, потенцию, возможность переживать и осознавать. Ноэза, напротив, характеризуется активностью, она представляет актуальность, акт, способность переживать и осознавать. Гиле и ноэза образуют интенциональное переживание, которое является основой духовной активности сознания.