Теория личности Эрика Берна

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 23.02.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Концепция трансактного анализа 4
2. Три составляющие личности 5
3. Понятие и виды трансакций 8
4. Анализ психологических «игр» 10
5. Сущность жизненного сценария 13
Заключение 15
Список использованных источников 16


Фрагмент для ознакомления

Игрыпорождаютсястремлениемпартнеровкдостижениюпреимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудникиразработалиобширнуютипологиюигр.Быливыделеныследующиекатегорииигр:иградлинноювжизнь(сюдаотносятсятакиеигры,как«Алкоголик,«Должник»«Посмотри,чтояиз-затебясделалипр.),супружеские игры («В зале суда», «Загнанная лошадь», «Посмотри, как ястарался» и пр.), игры для вечеринок, сексуальные игры, игры преступногомира, игры для психотерапевтических сессий и конструктивные игры (этоособая категория игр, названных Бёрном «хорошими» играми, которые нетолько приносят выигрыш игроку, но и позволяют другим людям получитьконструктивноеудовольствие).Говоря о генезисе игр, Бёрн делает акцент на том, что по своей природеигрыявляютсяимитационнымиипредлагаетрассматриватьразвитиеребёнка как процесс обучения тому, в какие игры надо играть и как в нихиграть. Т.е. по Бёрну ребёнок обучаетсяиграм на основе ежедневного опытавзаимодействиясдействительностью.Повседневная жизнь предоставляет нам достаточно мало возможностейдлядостиженияипереживанияблизости,крометого,многиеформыблизости из-за своей интенсивности неприемлемы для большинства людей.Поэтомувремя,затрачиваемоенаигры,составляетвесьмазначительнуючасть нашей социальной жизни. Нужно отметить, что состояние близости,свободной от игр, которое является наиболее яркой формой человеческихотношений,-чрезвычайнопрекрасноеисильноепереживание.Ононастолько сильно, что даже при отсутствии внутреннего равновесия, человекможет найти в этом переживании ощущение безопасности, а значит, суметьотказатьсяот игр.5. СущностьжизненногосценарияВосновемногих игрлежатсценарии,программыжизненногопутичеловека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов ивоспитания.Этисценариисодержатсявэго-состоянииРебенка,плохоосознаютсяипотомуделаютчеловеканесвободным,психологическизависимым.Сценарий–этонепрерывноразвертывающийсяжизненныйплан,формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Это психическаясила,котораянесетчеловекапоопределенномупутивегосудьбе,независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляетсяему.Какпроисходитформированиесценария?Бёрнследующимобразомотвечает на этот вопрос. Впервые сценарий является ребёнку в очень раннемвозрастевсвоейнаиболееархаичнойформе–вформемифовисказок.Ребёнок растёт и со временем он, усложняя собственный мир, покидает мирклассическихархетиповивступаетвмирболееромантичныхсуществ.Сказки и истории о животных, рассказанные или прочитанные ему сначалародителями,азатемимсамим,захватываютеговоображение.Втретьейфазе,вюности,человекещеразпересматриваетсвойсценарий,чтобыприспособитьегоктойреальности,какойонаемупредставляется:сверкающей, романтичной и пр. Постепенно, с возрастом, человек движетсявсе ближектой реальности,какой она действительно является.Большинство людей считают, что другие люди или предметы должныопределеннымобразомреагироватьнаихдействия,бытьполноценнымиучастникамипредлагаемогоимсценария.Так,человекнапротяжениидесятилетийготовитсебякзаключительному«представлению».Это–прощальное представление, и задача терапевта – изменить путь к нему. Бёрнобъясняетэтотем,чтореальныйчеловекнедолженжитьпоформуле(сценарию),ондолженуметьдействоватьспонтанноивтожевремярационально в согласии с обстановкой и окружением.Тот,кто живет поформуле,–неявляетсячеловекомвполномсмыслеслова.Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека отвлияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, черезпротивопоставлениеимнепосредственности,спонтанности,близостииискренности в межличностных отношениях, через выработку разумного инезависимого поведения.ЗаключениеЭрикБернбылпсихологом20-огостолетия,которыйразвилипопуляризировалтеориютранзакционногоанализа.СогласнотранзакционнойаналитическойтеорииБерна,людимогутсуществоватьвтрехэго-состоянмях:Взрослый,РодительиРебенок.Человек, функционирующий во взрослой роли - здоровые взаимодействия, накоторые в большой степени не влияют эмоции и багаж от детства. Люди,действующиевролиребенкапринимаютобразцыповедения,подобныеихповедениюдетства,частовпопыткерешитьконфликтыдетства.Например,человекмогбыдутьсянаневниманиесостороны родителей. Люди, которые исполняют родительскую рольподражаютреакциямсвоихродителей.Врамкахтеориитрансактного анализа каждое межабонентское взаимодействие — сделка, вкоторойчеловекможетисполнятьоднуизэтихтрехролей.Конфликтыимеюттенденциювозникать,когдачеловекдействуеткакРебенокилиРодитель,анекак Взрослый.Бернименовалвзаимодействиякакигры.Вопределённый момент во всех играх есть момент переключения. Например,человек, играющий детскую роль, мог бы начать вести себя как родитель. Уигр есть предсказуемый финал. Супружеские пары так же много играют вразные игры очень часто финал игр это конфликт. Психотерапия,разработаннаяЭ.Берномнаосноветрансактногоанализа, призвана освободить человека от игр, программирующих его жизнь,черезихосознание,черезпротивопоставлениеимнепосредственности,спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, черезвыработкуразумного инезависимого поведения.Конечнойцельютрансактногоанализаявляетсядостижениегармонической,сбалансированнойличностичерезгармоническиевзаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этомявляетсядостижениеавтономногсти«Взрослого»,впервуюочередьегодеконтаминации,азатем интеграциисдвумя другимиэго-состояниями.Список использованных источников1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.2. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.4. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академическогобакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480 c.5. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.6. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 182 c.7. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583c.8. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 524 c.9. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академическогобакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 411c.10. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.

Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
2. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
4. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480 c.
5. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
6. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 182 c.
7. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
8. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 524 c.
9. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 411c.
10. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.

Вопрос-ответ:

Что такое теория личности Эрика Берна?

Теория личности Эрика Берна основана на концепции трансактного анализа, который изучает взаимодействие людей в рамках коммуникации. Берн разработал три составляющие личности: Родитель, Взрослый и Ребенок, а также исследовал понятие трансакций и психологических игр.

Что изучает концепция трансактного анализа?

Концепция трансактного анализа изучает взаимодействие людей в процессе коммуникации. Она помогает понять, каким образом мы общаемся и взаимодействуем друг с другом. В рамках трансактного анализа выделяются три составляющие личности: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Чему соответствуют три составляющие личности по теории Берна?

По теории Берна, Родитель соответствует нашим внутренним голосам, которые мы усвоили от наших родителей или других важных авторитетных фигур. Взрослый является рациональной и адекватной частью личности, а Ребенок представляет наши эмоции и интуицию.

Что такое трансакции в контексте теории Берна?

Трансакции - это коммуникативные обмены между людьми. Они могут быть прямыми и косвенными, взрослыми и детскими, родительскими и детскими. Трансакции влияют на качество коммуникации и отношений между людьми.

Что такое психологические игры в теории Берна?

Психологические игры - это повторяющиеся сценарии поведения, которые люди играют в процессе коммуникации. Они порождаются стремлением получить преимущества за счет других участников общения. Берн и его коллеги разработали типологию игр и выделили такие категории, как "Алкоголик", "Должник" и "Посмешище".

Какие основные концепции входят в теорию личности Эрика Берна?

Основными концепциями теории личности Эрика Берна являются концепция трансактного анализа, концепция три-составляющих личности, понятие и виды трансакций, анализ психологических игр и сущность жизненного сценария.

Что такое трансактный анализ в теории личности Эрика Берна?

Трансактный анализ в теории личности Эрика Берна представляет собой метод изучения межличностных коммуникаций и взаимодействий между людьми. Он основан на представлении, что коммуникация между людьми происходит посредством трансакций - обмена словами, выражениями или жестами. Трансактный анализ помогает понять динамику отношений и взаимодействий внутри группы или пары, а также выявить и разрешить конфликты и проблемы в коммуникации.

Какие виды трансакций в теории Эрика Берна?

В теории Эрика Берна выделяется несколько видов трансакций. Односторонние трансакции - это коммуникация, в которой один человек дает сообщение, а другой принимает его без какой-либо реакции или ответа. Взаимные трансакции - это коммуникация, в которой оба партнера выражают сообщения и обмениваются ответами. Перекрестные трансакции - это коммуникация, в которой один партнер отвечает на сообщение другого партнера, но этот ответ адресован третьему лицу.

В чем сущность жизненного сценария в теории Эрика Берна?

Жизненный сценарий в теории Эрика Берна - это предопределенный план, который человек создает в раннем детстве и следует ему в течение всей своей жизни. Он определяет основные установки, цели и поведенческие сценарии, которые человек повторяет во взаимодействии с другими людьми. Жизненный сценарий может быть положительным или отрицательным, и он оказывает существенное влияние на личностное развитие и жизненные достижения человека.