Научные открытия и изобретения XX–XXI вв., их влияние на культуру (на конкретных примерах – вооружение, открытия в химии, в медицине, освоение космоса, компьютер и интернет, сотовая связь и т.п.). Проблема ответственности ученого. Экологическая культура.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 22 22 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 24.02.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Научные открытия ХХ-ХХI вв. и их влияние на жизнь общества 4
Глава 2. Этические ориентиры науки 12
Глава 3. Экологическая этика 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, по мнению Дэвиса, искусственный интеллект не применим в областях, где требуется делать моральный выбор, апеллируя к соображениям философской нравственности, а не целесообразности. Другими словами, понятная для каждого человека ситуация, когда «правильно – не значит «хорошо», необъяснима для искусственной системы.В настоящее время оформилось несколько подходов к правовому регулированию этики искусственного интеллекта.Лидером в части разработки основ правового регулирования в сфере этики искусственного интеллекта остается Европейский союз. Центральным актом в этой области является Общий / Генеральный регламент по защите данных, принятый в 2018 г. Наибольший интерес в данном документе представляет ст. 21, предусматривающая право на возражение, и ст. 22 об автоматизированном индивидуальном принятии решения. Среди других аналогичных документов можно назвать резолюцию Европейского парламента «Гражданско-правовые нормы о робототехнике» 2017 г., в которой отражены общие этические принципы, которым необходимо следовать в процессе роботизации социально значимых сфер общественной жизни. Так подробно остановится на этико-правовом аспекте регулирования использования искусственного интеллекта целесообразно, поскольку именно правовой статус, в конечном итоге, будет определить положение искусственного интеллекта в прочих сферах жизнедеятельности. На данный момент, искусственный интеллект остается объектом права, а это, соответственно, значит, что говорить о существовании таких явлений, как «эстетика искусственного интеллекта», «философия искусственного интеллекта» и т. д. можно только в академическом контексте. Однако если предположить, что искусственный интеллект станет субъектом права, указанные явления получат новую смысловую нагрузку.Таким образом, под влиянием социальных процессов современности, с одной стороны, происходит тотальная переоценка ценностей современного общества – они вовлекаются в поле культурного и философского осмысления. ХХI в., характеризующийся ускоренным развитием техники, повлекшим за собой кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, закономерным образом вызвал потребность в научном осмыслении данных процессов и его возможных последствий, обусловив активное развитие гуманитарного знания.Глава 3. Экологическая этикаЭкологическая этика – направление философских исследований, направленных на изучение в качестве моральных проблем человека, не только социальное взаимодействие, но и ответственность за благо будущих поколений, живого мира и других форм жизни. Экологическая проблематика в ее философском измерении активно входит в научный дискурс, начиная с 70-х гг. ХХ в. Именно тогда появляются первые попытки обосновать необходимость изменения отношения человека к природе с потребительских позиций на позиции уважения и бережного отношения. Одна из первых попыток обосновать необходимость формирования новой стратегии отношения человека к природе связана с именами А. Печчеи – в Европе, и И. Фролова – в России. А. Печчеи, один из основателей Римского клуба, фактически первого прототипа института гуманитарной экспертизы научных открытий, предложил концепцию нового гуманизма, в рамках которого должны быть новые формы отношений человека и природы. А. Печчеи доказывал, что, несмотря на все достижения науки и техники, человек не утратил глубинной связи с природой, поэтому все попытки отгородиться от нее, укрыться в городах и подчинить природу своей воле, оборачиваются, в конечном итоге, против самого человека. Все те  чувство опустошенности, неврозы и депрессии, прежде выпадавшие на доли единиц, начиная с ХХ в. становятся массовой болезнью. И виной тому попытка человека целиком обосноваться в искусственной среде. Концепция А. Печчеи получила название нового гуманизма, а ее цель – возвращение человека к тем подлинным человеческим качествам, которые некогда позволили ему выделиться из живого мира. Эти качества, по мнению А. Печчеи, должны стать фундаментом построения новой жизни общества, в которой будет найден баланс между природой и человеческой активностью.Отечественный философ И. Фролов высказывал схожие мысли, включая также и наименование новой стратегии существования – новой гуманизм. В его концепции значимо то, что ученый подчеркивал бессмысленность попыток изменить отношение человека к природе путем прямых запретов или отказа от преобразовательной деятельности. По мнению Фролов, очевидно, что бытие человека, с тех пор, как он вышел из живого мира, существенно изменилось, и возвращение к нему означало бы деградацию. Поэтому задача общества заключается в том, чтобы он, используя накопленный опыт научных знаний, заново выстроил отношения с природой. Значимые концепции в области экологической этики принадлежат А. Леопольду и Б. Калликоту. Концепция этики Земли, сформулированная А. Леопольдом, в качестве основного тезиса выдвигает следующее положение: человек является только частью биоэтического единства Земли, поэтому у него нет и не может быть никаких оснований ставить себя в привилегированное положение по отношению к прочему природному миру. А. Леопольд использует образ «природной пирамиды», в которой все уровни бытия неразрывно связаны между собой, а возможности пирамиды к существованию и приспособлению к различным вызовам среды синергийно превосходят возможности каждого отдельного уровня. Б. Калликот, развил идеи А. Лепольда до практически радикальных форм, что стало поводом обвинения его со стороны ряда ученых (например, Э. Нэш) в античеловечности. В частности, Б. Калликот, находясь на позициях этического холизма, утверждал, что ценность Земли, как биологического единства значительно превосходит ценность человека, поскольку Земля существует неизмеримо продолжительно количество времени и ее способности к сохранению жизни очевидно превосходят человеческие возможности. Подчеркивал Б. Калликот и эстетическую ценность природы, отмечая, что абсолютно каждый объект в ней обладает эстетизмом. Таким образом, экологическая этика представляет собой мировоззрение, основанное на философском и аксиологическом измерении взаимоотношений человека и природы.ЗаключениеВ работе были рассмотрены влияние научных открытий на жизнь общества,этические установки науки и проблемы экологической этики.С точки зрения динамики научно-технического прогресса ХХ-ХХIвв. представляют собой знаковый период, когда произошло непосредственное сближение научного знания с жизнью общества.Многочисленные научные открытия послужили основой масштабных преобразований, которые привели к кардинальной смене традиционного образа жизни человека и ее качества. Оценка последствий значительной части таких открытий требовала не одного десятилетия, однако уже современниками стала осознаваться важность этического и гуманитарного измерения научного прогресса, поскольку, так или иначе, конечной целью изменений становится сам человек. Так, в поле науки входит понятие этической и социальной ответственности ученого, возникают первые идеи создания специфического социального института, призванного оценивать, прогнозировать и предупреждать наиболее серьезные риски наук и технологий. В связи с активным освоением природных ресурсов, преобразованием Земли под свои нужды, актуализируется проблема выработки новой экологической этики. Ее появление было связано с тем, что последствия завоевательного отношения человека к природе, предстояло ощутить будущим поколениям, а, следовательно, необходимо было изменить потребительское отношение к природе. Так возникают первые концепции экологической этики, в которой обосновывается необходимость восстановления ослабшей, но не утраченной связи человека с природным миром. В частности, А. Печчеи, объясняет появление массовых психологических деструктивных явлений ХХ в. тем, что человек поместил себя в полностью искусственную среду. Аналогичные мысли высказывал и отечественный ученый И. Фролов, предложивший концепцию нового гуманизма, как принципиально иной этической платформы выстраивания отношений между человеком и природой.Список использованной литературыАмиржан К. Ж. Становление теории информационного общества / К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54.Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения: в 4 т.: т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 53-295.Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.Бентам И. О принципе полезности / И.О. Бентам [Электронный ресурс]. URL: https://openuni.io/course/3/lesson/4/material/335/ (дата обращения: 25.12.2020). Витман М. Ю., Неворотов Б. К. Этика в науке / М.Ю. Витман, Б.К. Неворотов // Символ науки. – 2016. - № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-v-nauke-1 (дата обращения: 23.01.2022).Гребенщикова Е. Г. Гуманитарная экспертиза и дискурс антиципации / Е.Г. Гребенщикова // Идеи и идеалы. – 2018. - № 2 (36). – С. 100-107.Грунвальд А. 15 лет исследованиям по наноэтике: итоги и достижения / А. Грунвальд // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. – 2016. - № 2. – С. 17-31.Джудиче Ф. Д. Большая наука и Большой адронный коллайдер. / Ф.Д. Джудиче [Электронный ресурс]. URL: https://maxpark.com/community/5654/content/2151137 (дата обращения: 23.01.2022).Запесоцкий А. С., Марков А. П. На пороге кардинальной трансформации. Размышления над материалами Лихачевских чтений / А.С. Запесоцкий, А.П. Марков // Человек. – 2018 . - № 5 . – С. 40-53.Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова – Москва : Спутник +, 2014. – 158 с.Калликот Б. Природоохранные ценности и этика / Б. Калликот // Гуманитарный экологический журнал. – 1999. - № 2. – С. 40-67.Лузина И. И. Проблемы биоэтики в современной науке: философский аспект / И.И. Лузина // Известия Саратовского университета. – 2020. - № 3. – С. 274-277.Скурко Е. В. Этика искусственного интеллекта в развитии правовых систем современности / Е.В. Скурко // Социальные и гуманитарные науки. – 2021. - № 1. – С. 79-89.Тищенко П. Д. «Что такое человек?» Ответы Бориса Григорьевича Юдина / П.Д. Тищенко // Человек. – 2018. - № 5. – С. 5-17.

1. Амиржан К. Ж. Становление теории информационного общества / К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54.
2. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения: в 4 т.: т. 4. – Москва : Мысль, 1983. – С. 53-295.
3. Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.
4. Бентам И. О принципе полезности / И.О. Бентам [Электронный ресурс]. URL: https://openuni.io/course/3/lesson/4/material/335/ (дата обращения: 25.12.2020).
5. Витман М. Ю., Неворотов Б. К. Этика в науке / М.Ю. Витман, Б.К. Неворотов // Символ науки. – 2016. - № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-v-nauke-1 (дата обращения: 23.01.2022).
6. Гребенщикова Е. Г. Гуманитарная экспертиза и дискурс антиципации / Е.Г. Гребенщикова // Идеи и идеалы. – 2018. - № 2 (36). – С. 100-107.
7. Грунвальд А. 15 лет исследованиям по наноэтике: итоги и достижения / А. Грунвальд // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. – 2016. - № 2. – С. 17-31.
8. Джудиче Ф. Д. Большая наука и Большой адронный коллайдер. / Ф.Д. Джудиче [Электронный ресурс]. URL: https://maxpark.com/community/5654/content/2151137 (дата обращения: 23.01.2022).
9. Запесоцкий А. С., Марков А. П. На пороге кардинальной трансформации. Размышления над материалами Лихачевских чтений / А.С. Запесоцкий, А.П. Марков // Человек. – 2018 . - № 5 . – С. 40-53.
10. Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова – Москва : Спутник +, 2014. – 158 с.
11. Калликот Б. Природоохранные ценности и этика / Б. Калликот // Гуманитарный экологический журнал. – 1999. - № 2. – С. 40-67.
12. Лузина И. И. Проблемы биоэтики в современной науке: философский аспект / И.И. Лузина // Известия Саратовского университета. – 2020. - № 3. – С. 274-277.
13. Скурко Е. В. Этика искусственного интеллекта в развитии правовых систем современности / Е.В. Скурко // Социальные и гуманитарные науки. – 2021. - № 1. – С. 79-89.
14. Тищенко П. Д. «Что такое человек?» Ответы Бориса Григорьевича Юдина / П.Д. Тищенко // Человек. – 2018. - № 5. – С. 5-17.

Вопрос-ответ:

Какие научные открытия и изобретения XX-XXI вв оказали наибольшее влияние на культуру?

В XX-XXI веках было совершено множество научных открытий и изобретений, которые существенно повлияли на культуру. Например, вооружение стало гораздо более развитым и мощным, что повлияло на силу военных конфликтов и весь мировой порядок. Также, в освоении космоса человечество смогло окунуться в невероятные просторы Вселенной, что не только изменило наше представление о мире, но и вдохновило на создание множества литературы, фильмов и музыки. Компьютер и интернет преобразовали нашу жизнь, сделав мгновенную связь по всему миру возможной и создав уникальную среду для обмена знаниями и культурой. Медицинские открытия дали нам возможность лечить и предотвращать множество заболеваний, продлить среднюю продолжительность жизни и повысить ее качество. Все эти открытия и изобретения оказали огромное влияние на нашу культуру и сформировали новые ценности и представления о мире.

Какие открытия в химии сделали наибольший прорыв в науке и технологии?

В химии было сделано множество открытий, которые имели огромное значение для науки и технологии. Одним из таких открытий было создание полимерных материалов, которые нашли применение в различных отраслях промышленности. Например, полиэтилен и полипропилен используются для производства пластиковых изделий, а полиэфирные и полиамидные волокна стали основой для создания синтетических тканей. Также, открытие новых катализаторов позволило значительно улучшить химические процессы, оптимизировать синтез различных соединений и создать новые материалы, например, катализаторы для промышленного производства пластиков. Открытие трансурановых элементов в химии также имело огромное значение, расширив область изучения ядерных реакций и открыв новые возможности в ядерной энергетике.

Какие научные открытия и изобретения XX-XXI вв. влияли на культуру?

Научные открытия и изобретения XX-XXI вв. оказали значительное влияние на культуру. Например, вооружение, такие изобретения, как ядерное оружие, привели к изменению политической обстановки в мире и вносили свой вклад в ряд культурных событий. Открытия в химии позволили развиться фармацевтической промышленности и современной медицине, что также имеет огромное значение для культуры. Кроме того, освоение космоса открыло новые горизонты для научных исследований и влияло на культурные представления о месте человека во Вселенной. Компьютеры и интернет стали неотъемлемой частью современной культуры, изменяя образ общения, доступ к информации и способы работы. Внедрение сотовой связи дало возможность быть постоянно на связи, что также повлияло на культуру и общество.

Какие научные открытия привели к развитию медицины?

Некоторые научные открытия привели к значительному развитию медицины. Например, открытие антибиотиков, таких как пенициллин, в 20-х годах XX века, позволило бороться с инфекционными заболеваниями и значительно улучшило прогнозы выздоровления. Открытие рентгена позволило впервые видеть внутренние органы человека и диагностировать различные заболевания с помощью рентгеновских снимков. Открытие генетики и развитие ДНК-технологий открыли новые возможности в области диагностики и лечения наследственных заболеваний. Все эти открытия существенно повлияли на развитие медицины и жизнь людей.

Какие открытия и изобретения XX XXI веков оказали наибольшее влияние на культуру?

Научные открытия и изобретения XX и XXI веков оказали огромное влияние на культуру. Например, в области вооружения мы можем отметить разработку ядерного оружия, что привело к изменению мирового баланса сил и повлияло на общественное сознание. В химии было совершено множество открытий, таких как синтез пластика или разработка новых материалов, что стало важным фактором развития промышленности и бытовых технологий. В медицине были достигнуты значительные прорывы, например, разработка вакцин, антибиотиков и других лекарств, что спасло миллионы жизней. А освоение космоса стало одним из самых значимых достижений человечества, открыв новые горизонты для исследования и развития науки и технологий. Компьютер и интернет также стали существенными открытиями, они изменили нашу жизнь, сделав общение и доступ к информации более простым и быстрым. Сотовая связь и прогресс в области мобильных устройств также играют важную роль в нашей культуре, делая нас более связанными и глобальными.

Как научные открытия в химии повлияли на культуру в XX и XXI веках?

Научные открытия в химии в XX и XXI веках сыграли огромную роль в развитии культуры. Они привели к созданию новых материалов, которые нашли широкое применение в различных сферах жизни. Например, разработка пластика существенно повлияла на производство товаров и улучшила качество нашей жизни. В области фармацевтики были созданы множество лекарств, способных лечить различные заболевания и спасти миллионы жизней. Также химические открытия помогли развитию новых технологий и инноваций, что повлияло на промышленность и улучшило уровень нашего бытового комфорта.

Какие научные открытия и изобретения XX-XXI веков оказали влияние на культуру? В чем заключается их влияние?

Научные открытия и изобретения XX-XXI веков оказали огромное влияние на культуру. Например, в области вооружения было разработано ядерное оружие, что привело к изменению стратегических доктрин государств и созданию ядерного сдерживания. В химии были открыты новые материалы и промышленные процессы, которые повлияли на развитие технологий и создание современных пластиков, лекарств и других продуктов. В медицине были сделаны значительные открытия, такие как открытие антибиотиков и вакцин, что позволило снизить смертность от инфекционных заболеваний и улучшить качество здравоохранения в целом. Освоение космоса открыло новые возможности для исследования Вселенной и способствовало развитию технологий, которые нашли применение в коммуникациях и спутниковом телевидении. Компьютер и интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни, изменяя способы коммуникации, доступ к информации и развлечений. Сотовая связь сделала связь более удобной и доступной, что повлияло на нашу повседневную жизнь.

Какие проблемы ответственности стоят перед учеными?

Ученые сталкиваются с различными проблемами ответственности. Одна из таких проблем связана с использованием результатов исследований в качестве оружия или инструмента против людей. Ученым необходимо осознавать потенциальные негативные последствия своих открытий и изобретений и принимать меры для предотвращения их злоупотребления. Также, ученые должны быть ответственными в отношении своих коллег и соблюдать этические нормы научного сообщества, включая открытость, честность и соблюдение конфиденциальности. Другая проблема ответственности заключается в взаимодействии с обществом и государством. Ученым необходимо быть внимательными к потребностям общества, учитывать социально-экономические аспекты своих исследований и принимать активное участие в общественном диалоге о научных вопросах и их влиянии на общество.