Тема: «Средства физической культуры в коррекции слуховых дисфункций у детей школьного возраста»
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности развития детей с нарушением слуха 5
1.1 Причины нарушения слуха 5
1.2 Классификация нарушений слуха 9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха 13
Глава 2. Методические особенности физического развития детей с нарушением слуха 17
2.1 Принципы обучения и воспитания детей с нарушением слуха 17
2.2 Роль физической культуры для детей с нарушением слуха 20
2.3Особенности организации урока физической культуры для обучающихся с нарушением слуха 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Формы работы на занятиях очень разнообразны: систематические (основные виды движения и гимнастики не меняются в течение месяца), индивидуальные и игровые формы обучения. При работе с этой группой детей необходимо использовать наглядно-действенные приемы работы для объяснения того или иного упражнения[9].Физическое воспитание детей с нарушением слуха является одной из наиболее эффективных форм их социализации и коррекции отклонений в развитии.Рекомендации по обучению физическому воспитанию детей с нарушением слуха включают методы и технологии физического воспитания, а также общие и частные коррекционные упражнения.Физическая упражнения в любом возрасте положительно влияет на организм детей с нарушением слуха, особенно на растущий организм с отклонениями в развитии[9].Физические упражнения[11]:1) укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, стимуляция роста костей, укрепление суставов и связок, повышение силы, тонуса и эластичности мышц;2) улучшение крово- и лимфообращения, обмена веществ;3) улучшение аналитико-синтетической деятельности ЦНС и взаимодействия двух сигнальных систем;4) улучшение функций сенсорных систем.Физические упражнения развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются одним из средств духовного развития ребенка, то есть воздействуют на организм и личность одновременно[5].Необходимо целенаправленно подбирать физические упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, условиями проведения занятий и видом двигательной активности. Эти упражнения могут быть[7]:1) по целевой направленности: общеразвивающие, спортивные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные занятия;2) по преимущественному влиянию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.;3) по преимущественному воздействию на определенные группы мышц: упражнения на мышцы спины, живота, плеч, предплечий, голеней, бедер, лица и др.;4) координационные: упражнения на пространственную ориентацию, равновесие, точность, дифференцирование усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;5) по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля и др.), ациклические (метание спортивного снаряда, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);6) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические, танцевальные упражнения, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями (сказко-, драмо- игротерапии), тематические игровые композиции и др., активизирующие мышление, речь, внимание, память .При организации обучения должно преобладать коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью в решении основных педагогических задач и особенностями контингента обучающихся[10].Необходимо использовать наиболее оптимальные методы в обучении учащихся с нарушением слуха.Необходимо использовать такие методы, как[4]:1) методы формирования знаний;2) методы обучения двигательным действиям;3) методы развития физических качеств и способностей;4) методы формирования личности;5) методы взаимодействия учителей и учеников.Особое внимание следует уделять индивидуальному подходу к организации учебной деятельности с учениками, у которых есть нарушение слуха, выбору методических приемов в зависимости от структуры и выраженности основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или повреждения органов чувств, опорно-двигательных органов, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и др[3].Рекомендуется разумное использование ряда методов и методических приемов.При обучении учащихся двигательным действиям необходимо использовать вербальные и наглядные методы, поскольку они тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информативную сторону обучения. Процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным и разнообразным, мобилизующим адаптационные резервы организма и личностные качества обучающихся[2].При развитии физических качеств и двигательных способностей рекомендуется[9]:1) сочетание различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных упражнений, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих и др.;2) вариативность техники выполнения физических упражнений: исходное положение, темп, ритм, усилие, направление, амплитуда и т. д.;3) разнообразные вербальные и невербальные способы и методические приемы, вербальные, изобразительные способы воздействия, внушение и т. д.Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сфер учеников с нарушением слуха является игровой метод.Для лучшей адаптации учащихся с нарушением слуха на занятиях по физической культуре целесообразно использовать различные подвижные игры с разной преобладающей направленностью, степенью интенсивности, игры на развитие познавательных способностей и психических функций[17]:1) подвижные игры с ходьбой и бегом;2) подвижные игры с прыжками;3) подвижные игры с лазаньем, ползаньем;4) подвижные игры с ловлей, передачей, катанием мяча;5) подвижные игры с разными предметами;6) развитие скоростных навыков;7) развитие скоростно-силовых навыков;8) развитие силовых навыков;9) развитие координационных навыков;10) подвижные игры, в том числе на развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия;11) подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-образные формы, сопоставление предметов по разным признакам;12) для развития памяти и внимания: запоминания правил игры, последовательности действий, названий инвентаря, частей тела и т. д.;13) расширение представлений об окружающем мире: знакомство с дикими и домашними животными, птицами, растениями, подражание их движениям и звукам;14) закрепление социально-бытовых навыков (правила дорожного движения, обозначение школьных материалов и др.);15) формирование общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, выполнение совместных действий и др.).Разнообразные методы и средства, используемые на занятиях по физической культуре при их рациональном использовании могут выступать стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей обучающихся[6].Каждое занятие должно содержать элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики.У обучающихся с нарушением слуха для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом необходимо в полной мере использовать многообразие физкультурных и спортивных форм в рамках физкультурно-спортивной деятельности, но с учетом избирательности форм мероприятий и наличия медицинской справки о допуске к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.В целях расширения двигательного диапазона и повышения оздоровительного потенциала обучающихся в рамках учебной деятельности педагогам, тренерам-преподавателям следует использовать такие средства, как оздоровительное плавание, художественную гимнастику, упражнения на тренажерах и использование различных предметов на занятиях[11].Необходим системный подход к организации форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, что будет способствовать вовлечению обучающихся с нарушением слуха в регулярные занятия физической культурой и спортом, повышению их двигательной активности и развитию соревновательной деятельности в различных видах спорта, а также социализации и адаптации[15].Вышеуказанные средства, методы и формы работы, рационально используемые педагогом физической культуры, могут служить стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, средством удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, средством развития познавательных способностей, а следовательно будут являться фактором гармоничного развития личности, что создаст реальные предпосылки социализации обучающихся с нарушением слуха.ЗаключениеРазвитие и совершенствование физических способностей детей является одним из основных направлений физического воспитания. Анализ научно-методической литературы показал, что основная проблема подготовки слабослышащих школьников к занятиям физической культурой связана с недостаточно точной ориентацией в пространстве, относительно медленным овладением двигательными навыками и низким уровнем восприятия информации, что приводит к ограниченности общения и снижает эффективность выполнения упражнений и игровой деятельности.Организм слабослышащих детей хуже адаптируется к умеренным физическим нагрузкам, чем у здоровых школьников того же возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительной фазой восстановления.В качестве оптимального режима для слабослышащих детей школьного возраста можно рекомендовать двигательный режим, позволяющий постепенно достигать и поддерживать физическое состояние выше среднего. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфофункционального статуса, физической подготовленности и трудоспособности, а также низкой заболеваемостью.Существуют различные методы адаптивной физической культуры для коррекции и развития имеющихся особенностей двигательной сферы детей с нарушениями слуха. Но использование всех их должно подчиняться общим принципам системности и целесообразности. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. И только при соблюдении этих правил можно добиться положительных результатов.При подаче информации необходимо использовать все виды речи – устную, письменную, дактильную, жестикуляционную.При проведении занятий с глухими детьми школьного возраста педагог должен активно использовать поощрение и похвалу. Одним из методических требований при проведении занятий с глухими детьми является наличие в спортивном зале зеркал, позволяющих им наглядно оценивать свои действия в сравнении с другими учащимися.Таким образом, обучение глухих детей физической культуре с использованием различных методов и видов упражнений является одним из основных факторов их успешного развития. Необходимо понимать, что целенаправленное использование этих методов может привести к тому, что глухие дети в будущем станут спортсменами.Список использованных источниковАртамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2017. - 400 c.Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2017. - 248 c.Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015. - 47 c.Головчиц, Л. А. Сурдопедагогика воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 331 c.Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: Просвещение, 2018. - 93 c.Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура в практике работы / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2017. - 990 c.Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2019. - 308 c.Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. - 210 c.Климова, Т.Н. Готовность к интеграции в социум с нарушенным слухом / Т.Н. Климова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 256 c.Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения младших школьников с нарушениями слуха / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2019. - 160 c.Королева, И.С. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И.С. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 980 c.Носкова, Л.П. Методика развития речи детей с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. - М.: Владос, 2019. - 297 c.Пенин, Г.П. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.Рассел, Джесси. Нарушение слуха / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2017. - 776 c.Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.Сунцова, А. С. Если у ребенка нарушен слух... / А.С. Сунцова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 64 c.
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2017. - 400 c.
2. Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2017. - 248 c.
3. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.
4. Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015. - 47 c.
5. Головчиц, Л. А. Сурдопедагогика воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 331 c.
6. Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: Просвещение, 2018. - 93 c.
7. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура в практике работы / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2017. - 990 c.
8. Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2019. - 308 c.
9. Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. - 210 c.
10. Климова, Т.Н. Готовность к интеграции в социум с нарушенным слухом / Т.Н. Климова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 256 c.
11. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения младших школьников с нарушениями слуха / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2019. - 160 c.
12. Королева, И.С. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И.С. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
13. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.
14. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.
15. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 980 c.
16. Носкова, Л.П. Методика развития речи детей с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. - М.: Владос, 2019. - 297 c.
17. Пенин, Г.П. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.
18. Рассел, Джесси. Нарушение слуха / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2017. - 776 c.
19. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.
20. Сунцова, А. С. Если у ребенка нарушен слух... / А.С. Сунцова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 64 c.
Вопрос-ответ:
Какие причины могут вызвать нарушение слуха у детей школьного возраста?
Нарушение слуха у детей школьного возраста может быть вызвано различными причинами, включая врожденные дефекты, инфекционные заболевания, травмы, генетические факторы и другие.
Какие классификации нарушений слуха существуют?
Существует несколько классификаций нарушений слуха, включая сенсоневральные, проводящие и смешанные нарушения, а также аудиторную нейропатию. Классификация основывается на месте и характере повреждения слуховой системы.
Какие особенности развития наблюдаются у детей с нарушением слуха?
Дети с нарушением слуха имеют определенные особенности развития, такие как задержка речевого и языкового развития, ограниченная возможность восприятия звуковой информации и социальной коммуникации, а также возможные проблемы с общей координацией движений и физическим развитием.
Какие принципы обучения и воспитания детей с нарушением слуха используются?
При обучении и воспитании детей с нарушением слуха применяются принципы индивидуальности, доступности информации, многоканальности обучения, визуальной поддержки, активного участия и социальной адаптации. Они позволяют учить ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и создавая комфортные условия для обучения.
Какую роль играет физическая культура для детей с нарушением слуха?
Физическая культура имеет важное значение для детей с нарушением слуха. Она способствует физическому развитию, улучшению координации движений, развитию моторики и укреплению здоровья. Кроме того, занятия физической культурой способствуют социализации, развитию коммуникативных навыков и повышению самооценки у детей с нарушением слуха.
Какие особенности развития имеют дети с нарушением слуха?
Дети с нарушением слуха могут иметь задержки в речевом, когнитивном и социально-эмоциональном развитии. Они могут испытывать трудности в общении, освоении школьной программы и социальной адаптации.
Какие причины могут вызывать нарушение слуха у детей?
Причины нарушения слуха у детей могут быть различными, включая генетические факторы, инфекционные заболевания, травмы родов и нарушения развития уха. Некоторые дети могут также приобрести нарушение слуха в результате длительного применения определенных лекарств или воздействия шума.
Какие методические особенности существуют в физическом развитии детей с нарушением слуха?
В обучении и воспитании детей с нарушением слуха важно учитывать их специфические потребности. Это может включать использование визуальных инструкций и демонстраций, адаптацию упражнений и игр под их возможности, а также обеспечение безопасности и комфорта во время занятий физической культурой.