защита прав при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 28.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Правовое регулирование возмещения за изымаемый для государства или муниципальных нужд земельный участок 4
2. Проблемы изъятия земельных участков для государственных нужд в России 12
Заключение 19
Список литературы 20
Принятие Федерального закона № 499-ФЗ, устанавливавшего новый порядок изъятия земельных участков для государственных нужд, привело к прекращению юридической силы статьи № 7. Только с августа 2018 года старые нормы закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.Ранее действующая редакция п. 7 ст. 23 ЗК РФ предоставляла правообладателям возможность требовать от уполномоченных органов власти выкупа принадлежащего ему земельного участка по рыночной стоимости и (или) возмещения убытков, если осуществление публичного сервитута на этот земельный участок привело к невозможности или значительных затруднениях его использования. Указанная норма получила иное применение Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ), который допустил возможность использования п. 7 ст. 23 ЗК РФ по аналогии закона.Так, согласно п. 1 ст. 39.48 ЗК РФ правообладатель земельного участка может требовать выкупа своего земельного участка по рыночной стоимости и (или) возмещения убытков, если осуществление публичного сервитута на данном участке привело к невозможности или существенному затруднению его использования.Полагаем, что данное положение, практически аналогичное предыдущему пункту 7 статьи 23 ЗК РФ, может быть использовано в случаях фактического изъятия земель. Однако в данном случае очевидна проблема использования органами власти «предварительного и равноценного возмещения», поскольку процедура обращения взыскания не предполагает возмещения правообладателям всех имущественных убытков. Ранее в действующих редакциях ЗК РФ и ГК РФ использовалось понятие «выкупная цена», содержание которого было неравномерным по отношению к собственникам, с одной стороны, и иных категорий лиц – с другой.Если собственники получали денежную компенсацию в виде рыночной стоимости земли и других убытков в качестве «выкупной цены» за изъятые земли, то лица, владеющие землей на ином праве, могли рассчитывать только на возмещение убытков.Указанные правила фактически дословно воспроизведены в п. 1 ст. 39.48 ЗК РФ, где частные собственники имеют право выкупа земельного участка в размере его рыночной стоимости и убытков, а лица, вступившие во владение земельным участком из государственной собственности, могут требовать только возмещения убытков. Однако на сегодняшний день, в свете изменений в ЗК РФ, вышеуказанные лица, согласно пункту 3 статьи 56.8 ЗК РФ, имеют возможность произвести зачет рыночной стоимости своих прав.на изымаемые земли, что очень важно для соблюдения положений статьи 35 Конституции Российской Федерации.Как реализовать процедуру выкупа земли в современном земельном законодательстве, чтобы она не только обеспечивала защиту землевладельцев, но и органично вписывалась в процедуру изъятия земли? Предлагаем дополнить главу IX ЗК РФ отдельной статьей 62.1 в редакции « Статья 62.1 Принудительное изъятие земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд по заявлению собственника земельного участка».1. Если факт изъятия органом публичной власти земельного участка или его части привел к невозможности или значительным затруднениям в использовании земельного участка (его части) и (или) расположенных на таких земельных участках объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием правообладатель земельного участка и (или) правообладатель, расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительномизъятии земельного участка (его части) в порядке, предусмотренном в Главе VII.1. ЗК РФ.2. Для определения размера компенсации определяется рыночная стоимость земельного участка (его части), право частной собственности на который принадлежит прекращению, либо рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению на основании разрешенного использования земельного участка на день обращения его собственника в суд.Таким образом,фактическим изъятием земель следует понимать действия органов публичной власти (строительство линейных и инфраструктурных объектов и т.п.) в случае несоблюдения ими порядка изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, установленного ЗК РФ, в результате чего собственник лишается возможности извлекать прибыль из принадлежащего ему участка или его части.ЗаключениеТаким образом, рассмотренные нормы института изъятия земель для общественных нужд в целом направлены на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц при изъятии их земель. В то же время указанные положения ЗК РФ и некоторые другие спорные или недостаточно разработанные положения в соответствующей сфере нуждаются в совершенствовании.В частности, представляется, что порядок изъятия должен быть урегулирован таким образом, чтобы свести к минимуму случаи изъятия земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества только по исключительно необходимым потребностям общества и при отсутствии иных вариантов размещения ( а не потому что так дешевле и удобнее), поскольку далеко не всегда материальное возмещение при изъятии может покрыть тот моральный ущерб, который причиняет человеку лишение дорогих ему дома и возделанного своими руками земельного участка.В заключение данного исследования еще раз подчеркнем необходимость разработки более совершенного механизма, учитывающего как «общественные», так и «частные» интересы при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд. В современных социальных, экономических и политических реалиях нашему гражданскому обществу нужна иная, альтернативная, прогрессивная и более гибкая форма «компенсации», отвечающая его «частным» интересам и потребностям.Список литературыНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //Консультант Плюс6. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) //Консультант Плюс7. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) //Консультант Плюс8. Постановление Президиума Курганского областного суда от 10.11.2017 по делу № 44-Г-19 // Официальный сайт Курганского областного суда 9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2018 по делу № А21- 12768/2018 // Консультант Плюс Научная литература10. Бутакова Н.А. Возмещение вреда, вызванного изъятием собственности граждан и юридических лиц для государственных и общественных надобностей // Гражданское право. 2017. № 3. С. 22—27. 11. Зиннатуллин А. З. Правоприменительные аспекты возмещения стоимости земельных участков несобственникам при изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 2. С. 100.12. Каленков, А. Ю. Оценка возмещения убытков вследствие изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – №4 (89). – С. 195-200.13. Оболонкова Е.В. Изъятие земельных участков для государственных нужд: проблема выплаты возмещения частным собственникам // Законодательство и экономика. 2019. № 1. С. 68—73.Электронные ресурсы14. Гринь Е.А. Способы защиты прав при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby (дата обращения 28.01.2022)15. Землякова Г.Л. Некоторые проблемы защиты прав собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye (дата обращения 28.01.2022)16. Меняйло Л.Н. Гарантии обеспечения прав собственника при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/garantii (дата обращения 28.01.2022)
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //Консультант Плюс
6. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) //Консультант Плюс
7. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) //Консультант Плюс
8. Постановление Президиума Курганского областного суда от 10.11.2017 по делу № 44-Г-19 // Официальный сайт Курганского областного суда
9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2018 по делу № А21- 12768/2018 // Консультант Плюс
Научная литература
10. Бутакова Н.А. Возмещение вреда, вызванного изъятием собственности граждан и юридических лиц для государственных и общественных надобностей // Гражданское право. 2017. № 3. С. 22—27.
11. Зиннатуллин А. З. Правоприменительные аспекты возмещения стоимости земельных участков несобственникам при изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 2. С. 100.
12. Каленков, А. Ю. Оценка возмещения убытков вследствие изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – №4 (89). – С. 195-200.
13. Оболонкова Е.В. Изъятие земельных участков для государственных нужд: проблема выплаты возмещения частным собственникам // Законодательство и экономика. 2019. № 1. С. 68—73.
Электронные ресурсы
14. Гринь Е.А. Способы защиты прав при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby (дата обращения 28.01.2022)
15. Землякова Г.Л. Некоторые проблемы защиты прав собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye (дата обращения 28.01.2022)
16. Меняйло Л.Н. Гарантии обеспечения прав собственника при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/garantii (дата обращения 28.01.2022)