Крещение Руси: цивилизационный выбор правящего класса Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 22 22 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 02.03.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I.Князь Владимир и языческая реформа 5
II.Причины принятия христианства 17
III.Двоеверие. Значение крещения Руси 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Фрагмент для ознакомления

Подтверждение этому митрополит Макарий видел в описании, по его мнению, вечевого собрания, где и произошло чудо с Евангелием.Выдающийся историк XIX века С.М.Соловьев, конечно же, не мог обойти вопросы о христианизации Руси, которые он изучал в тесной связи с проблемами общерусской истории. Данные о христианах в IX веке ( известия житий св.Стефана Сурожского и св.Георгия Амастридского, относимые им к началу IX века, и сведения о Крещении Аскольда и Дира) рассматриваются автором кратко; он ссылается на труд митрополита Макария, чьей полноте сведений по этому вопросу он доверяет. Опираясь на свидетельство договора Игоря с византийцами о разделении Руси на христиан и язычников, историк предположил, что Ольга была знакома с Православием еще в Киеве, но вряд ли она крестилась тут из-за опасений язычников. Как отметил ученый, о побуждениях княгини ничего не известно, но, вполне возможно, что ее решение принять Православие возникло спонтанно. II.Причины принятия христианстваВ первую очередь остается актуальным вопрос относительно причин принятия христианства на Руси. А.Г. Кузьмин и И. Фроянов полагают, что православие пришло на Руси значительно ранее даты официального крещения Руси. Эта позиция представляется правильной и аргументированной. Эти исследователи также отмечают, что история православия уходит в глубину веков. В первом тысячелетии нашей эры оно утвердилось на территории современных государств Ближнего Востока и Африки, позднее - в Балканских странах, в Западной Европе и на Руси. Причины принятия христианства на Руси носили в основном сугубо политический характер. Киевская Русь ко времени официального принятия христианства находилась в процессе перехода к новой общественной формации – феодализму. Процесс проникновения христианства начался на Руси за полвека до официального крещения русского народа. Первой на Руси приняла обряд крещения княгиня Ольга (945-960 гг.). Постепенно стали появляться приверженцы новой религии, но большинство жителей оставались язычниками и поклонялись тем божествам, которых почитали их предки. Княгиня Ольга первая поняла, что время язычества прошло, соответственно она попыталась распространить христианство на Руси. Дело было также и в том, что в этот период, в X веке происходило постепенное объединение земель вокруг Киева, и нужна была новая вера, которая бы выражала идею единой власти.Итак, о причинах принятия христианства согласно позиции историков. В первую очередь, христианство было принято для интеграции славян, укрепления централизованной власти.Кроме того, нельзя не отметить, что Киевскую Русь окружали те страны, которыми исповедовался монотеизм – вера в одного бога: В Византии существовало христианство, в Хазарии - иудейство, а в Волжской Болгарии был распространен Ислам. Соответственно, чтобы укрепить международный авторитет, следовало отказаться от язычества, выйти на иной уровень развития.Во-вторых, на тот момент сформировались определенные отношения между элитой Киева и Византии, что также не могло не сказаться на принятии религии. Наконец, женитьба князя Владимира на греческой царевне Анне сыграла свою роль в выборе христианства как государственной религии. III.Двоеверие. Значение крещения РусиДругим актуальным и спорным вопросом остается феномен двоеверия. И. Фроянов, а также А. Кузьмин пишут, что новая религия была принята неоднозначно. Дружина князя и купечество приняли христианство спокойно. Другие слои населения упорно не хотели расставаться с язычеством. Есть свидетельства того, что многих приходилось загонять креститься дубиной. Крещение было проведено насильственно по приказу князя.Е. Климов отмечает, что одной из главных причин неприятия христианства у большинства населения стало непонимание христианских догм. Новые храмы выстраивались на месте старых святилищ и капищ, христианские праздники назначались примерно на те же дни, что и главные языческие. Многие христианские представления изменились под влиянием язычества. Например, прежняя народная любовь к богине Ладе перенеслась на Богородицу.Принятие христианства способствовало укреплению княжеской власти, также значительно улучшились международные отношения, усилился авторитет Киевской Руси. И самое главное, постепенно различные славянские племена объединились в единый русский народ. Исследователи считают, что именно крещение Руси заложило основу для развития национального зодчества. Событие, которое произошло в 988 году (Крещение Руси) является чрезвычайно важным. В первую очередь, важно сказать о начале общего культурного подъема. Формирование русской культуры и искусства осуществлялось под сильным византийским влиянием. В частности, князем Владимиром приглашались византийские мастера для руководства строительством церквей, им нужно было следить за исполнением всей церковной утвари, обстановки, стиля и живописи, орнаменталистики строго в византийском стиле.К сожалению, многим киевским церквям первичной эпохи, времён княгини Ольги и князя Владимира, не суждено было сохраниться современной эпохи, так как этому помешали многочисленные пожары, монгольское нашествие. Впоследствии данные церкви не были восстановлены. Тем не менее, известно, что первые монументальные церкви на Руси возводились именно по византийскому образцу. Как гласят летописи, князь Владимир после принятия крещения выстроил церковь Святого Василия, также одновременно им было осуществлено заложение фундамента Десятинной церкви. Для обустройства церкви «всю утварь привезли из Греции и Корсуни (Херсонеса); внутри она, скорее всего, была отделана такими материалами, как мрамор, яшма, кафель, мозаика и фресками. При разграблении Батыем Киева ее разрушили». В середине XIII века Десятинная церковь являлась убежищем для жителей Киева, которым приходилось искать спасения от войска татаро-монголов. В XVII веке церковь была восстановлена, но XIX веке на ее месте была выстроена новая церковь в ложновизантийском стиле.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, данная тема является достаточно хорошо изученной в научной исторической литературе. Процесс проникновения христианства начался на Руси за полвека до того, как произошло официальное крещение русского народа. Многие представители княжеской дружины, чтобы выстраивать торговые отношения, меняли веру. Крещение Руси произошло во время княжения Владимира I (960-1015 гг.). Захватив власть и установив контроль над Русью, князь Владимир был вынужден позаботиться о том, чтобы укрепить собственную власть. В частности, им была проведена религиозная реформа, которая, однако не увенчалась успехом. Дата официального крещения Руси - 988 г., тем не менее, христианизации был достаточно длительным. Утверждение христианства как государственной религии способствовало тому, что Киевская Русь установила прочные культурные связи с Византией и Западной Европой, стали изживаться местные, племенные различия, начинается процесс этнической консолидации. Христианство способствовало объединению славян под властью Киева и киевского князя, укреплению централизованной власти. Чтобы укрепить международный авторитет и расширить внешние связи, Русь должна была отказаться от язычества. Благодаря православным институтам раннефеодальное государство и власть князя стали обладать богоустановленным характером. Христианские ценности стали основой формирования новых отношений, развития новой культурной жизни. Церковь и церковная иерархия (митрополит, епископы, черные монахи) заняли важное место в древнерусском обществе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. М., 1997. Климов Е.В. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира I и христианизация Древней Руси. Тверь, 2010Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004http://www.e-reading.club/book.php?book=1020164Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы/А.Г. Кузьмин//Вопросы религии и религиоведения. М., 2009. Вып. 1 Часть 2. С. 11-48.Любчанская Т.В. Средневековые кочевники Восточной Европы и Древняя Русь (Кочевые элементы в генезисе древнерусской государственности): автореф. дис. канд. ист. наук/Любчанская Т.В., ЧГУ. Ижевск, 2004. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: древнейшие письменные источники. СПб., 2008https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/svjatoj-ravnoapostolnyj-knjaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi-drevnejshie-pismennye-istochniki/Минин И.В. Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09. Режим доступа: https://www.dissforall.com/profile/files Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. М., 1970. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev/istorija-rossii-s-drevnejshih-vremen/ Татищев В.Н. История Российская. Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3073/Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007http://www.e-reading.club/book.php?book=1006995Ярошенко М. Языческая реформа князя Владимира.// https://cyrillitsa.ru/history/51868-zachem-knyaz-vladimir-reformiroval-yaz.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. М., 1997.
2. Климов Е.В. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира I и христианизация Древней Руси. Тверь, 2010
3. Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004 http://www.e-reading.club/book.php?book=1020164
4. Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы/А.Г. Кузьмин//Вопросы религии и религиоведения. М., 2009. Вып. 1 Часть 2. С. 11-48.
5. Любчанская Т.В. Средневековые кочевники Восточной Европы и Древняя Русь (Кочевые элементы в генезисе древнерусской государственности): автореф. дис. канд. ист. наук/Любчанская Т.В., ЧГУ. Ижевск, 2004.
6. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: древнейшие письменные источники. СПб., 2008 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/svjatoj-ravnoapostolnyj-knjaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi-drevnejshie-pismennye-istochniki/
7. Минин И.В. Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09. Режим доступа: https://www.dissforall.com/profile/files
8. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. М., 1970.
9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev/istorija-rossii-s-drevnejshih-vremen/
10. Татищев В.Н. История Российская. Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3073/
11. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007 http://www.e-reading.club/book.php?book=1006995
12. Ярошенко М. Языческая реформа князя Владимира.// https://cyrillitsa.ru/history/51868-zachem-knyaz-vladimir-reformiroval-yaz.html

Вопрос-ответ:

Какое значение имело крещение Руси для правящего класса?

Крещение Руси имело огромное значение для правящего класса, так как оно стало цивилизационным выбором, который определил будущее государства. Крещение Руси позволило укрепить власть князей, создать новые политические и культурные связи с Византией и Европой, а также стабилизировать общество и установить христианские ценности. Благодаря крещению Руси, правящий класс получил возможность вести внешнюю политику сильной и узнаваемой державы, а также стал одной из важнейших церковных и мировых держав.

Какие причины привели к принятию христианства на Руси?

Принятие христианства на Руси было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, князь Владимир, вступая в брак со сестрой византийского императора, был вынужден приобрести христианство, чтобы уладить семейные отношения. Во-вторых, христианство предоставляло Руси возможность укрепить свои политические и экономические связи с Византией и другими христианскими государствами. Кроме того, христианство предлагало новую систему ценностей и норм поведения, которые могли способствовать общественной стабильности и развитию государства.

Какие последствия принятия христианства на Руси?

Принятие христианства на Руси имело множество последствий. Во-первых, это способствовало формированию единого религиозного и культурного пространства, которое единообразно простиралось на всю страну. Во-вторых, это привело к укреплению власти князей и централизации государственной власти. Крещение Руси также открыло новые возможности для международных контактов и торговли с Европой и Востоком. Кроме того, принятие христианства стало мощным фактором, обусловливающим дальнейшее развитие культуры, науки и образования на Руси.

Какие последствия были для Руси после крещения?

Крещение Руси имело огромное значение для дальнейшей истории страны. Оно привело к развитию христианской культуры, сформировало основы права и образования, способствовало укреплению государственности и развитию культурного и экономического обмена с Западной Европой.

Кто инициировал крещение Руси?

Князь Владимир Святославич был инициатором крещения Руси. Он решил принять христианство в 988 году после тщательного изучения религий разных народов и после нескольких походов для оценки могущества разных верований.

Что было причиной принятия христианства?

Принятие христианства было связано с несколькими причинами. Во-первых, княжеский класс имел стратегический интерес в укреплении государственности и создании единой религиозной основы. Во-вторых, христианство предлагало ценности и нормы поведения, которые способствовали укреплению морали и социальной структуры общества.

Что такое двоеверие и какое значение оно имело после крещения Руси?

Двоеверие - это смешение языческого и христианского верований. После крещения Руси, многие люди сохраняли языческие обычаи и поверья, соперничая с христианскими ритуалами. Это создавало трудности для единства верующих и требовало от правителей усилий для укрепления христианства как государственной религии.

Какое значение имело крещение Руси для формирования русской цивилизации?

Крещение Руси было не только религиозным событием, но и значимым цивилизационным выбором. Оно привнесло в Русь новые ценности, знания, традиции и обычаи, которые повлияли на развитие русской культуры, литературы, искусства и государственности. Оно способствовало укреплению связей с Европой и развитию Руси как части европейской цивилизации.

Какое значение имело крещение Руси для правящего класса Руси?

Крещение Руси имело огромное значение для правящего класса Руси. Они понимали, что принятие христианства позволит им наладить связи с Западом, расширить свои политические и экономические возможности, укрепить свою власть и престиж. Крещение Руси стало символом цивилизационного выбора правящего класса и открыло путь к включению России в мировой христианский контекст.

Какие причины привели к принятию христианства Русью?

Принятие христианства Русью было обусловлено рядом причин. Во-первых, христианство предоставляло правящему классу Руси возможность укрепления своей власти и престижа на международной арене. Во-вторых, принятие христианства открывало Руси путь к культурному и технологическому развитию, так как христианская церковь имела значительный опыт и знания в этих областях. В-третьих, принятие христианства позволяло правящему классу Руси наладить связи с европейскими государствами и расширить свои политические и экономические возможности.