- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Теории эмоций
Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.
Фрагмент для ознакомления
Этагруппатеорийобъясняетвозникновениеотрицательныхэмоцийкакследствиенеудовлетворенияпотребностей, влечений, как следствие неудачи. В данном случае речь идет орассудочныхэмоциях,т.е.эмоциях,возникающихнекакоценкараздражителя,чтонаблюдаетсяприбезусловно-рефлекторныхэмоциональныхреакциях,акакоценкастепениуспешности(аточнее-неуспешности) достижения цели, удовлетворения потребности. Это эмоциидосады,злости,гнева,ярости,страха.Начало разработке этих теорий положил Дж. Дьюи. Он полагал, чтоэмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действийили произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В этомслучае,стремясьадаптироватьсякновымусловиямжизни,человекиспытываетэмоцию.Дьюиписал,чтопсихологическиэмоция-этоадаптация или напряжение привычек и идеала, а органические измененияявляютсяпроявлениемэтой борьбызаадаптацию.Впоследующиегодывозниклаибылаосновательноразработанатеория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, когдамежду ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеетсярасхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, вто время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс)приводиткпоявлениюположительныхэмоций.Возникающиепридиссонансеиконсонансеэмоциирассматриваютсявэтойтеориикакосновныемотивы соответствующего поведениячеловека.Несмотрянамногиеисследования,подтверждающиеправотуэтойтеории, существуют и другие данные, показывающие, что в ряде случаев идиссонансможет вызвать положительныеэмоции.По мнению Дж.Ханта,длявозникновенияположительныхэмоцийнеобходимаопределеннаястепень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимумрасхождения» (новизны, необычности,несоответствия и т. п.). Если сигналне отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный;если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным,раздражающимит.п.ИнформационнаятеорияэмоцийП.В.Симонова.СогласноП.В.Симонову,эмоцияестьотражениемозгомвысшихживотныхичеловекавеличины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании междужизненнойпотребностьюивозможностьюееудовлетворения,т.е.принедостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достиженияцели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью идефицитоминформации,необходимойдляудовлетворенияэтойпотребности. В ряде случаев знания, информированность личности снимаютэмоции,изменяютэмоциональный настройи поведение личности.Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так,эмоциястрахаразвиваетсяпринедостаткесведений,необходимыхдлязащиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия,котороедолжнобытьвыполненовданныхусловиях.Оченьчастострах,возникающийвситуацияхнеожиданныхинеизвестных,достигаеттакойсилы,чточеловекпогибает.Пониманиетого,чтострахможетбытьследствиемнедостаткаинформации,позволяетегопреодолеть.Реакциюудивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, котораяпропорциональнаразницемеждупредвидимойифактическиполученнойдозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинахнеобычного,апристрахе—напредвосхищенииугрозы.Пониманиеродстваудивления и страха позволяет преодолеть страх,если перенести акцент срезультатовсобытиянаанализего причин.Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Объектом изучения вэтой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматриваетсяотдельноотдругихкаксамостоятельныйпереживательно-мотивационныйпроцесс. Чем выше организация животного, тем более разнообразные эмоциионоспособноиспытывать.Дифференциацияэмоциональныхсостоянийвыполняетфункциюадаптации.Эмоцияпомогаеторганизмуприспосабливатьсяксредеивыживать,ичемвбольшейстепенионидифференцированы,темболеегибкимоказываетсяповедениеорганизма.К. Изард считал, что основную мотивационную систему человеческогосуществованияобразуют10базовыхэмоций:радость,печаль,гнев,отвращение,презрение,страх,стыд/смущение,вина,удивление,интерес;каждая базовая эмоция обладаетуникальными мотивационными функциямииподразумеваетспецифическуюформупереживания;фундаментальныеэмоциипереживаютсяпо-разномуипо-разномувлияютнакогнитивнуюсферуинаповедениечеловека.Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные кбазовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеетотчетливогомимическогоипантомимическоговыражения.Сдругойстороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другиехарактеристики.Внастоящеевремяединойточкизрениянаприродуэмоцийнесуществует.Всовременныхтеориях,идеи,взятыеизразныхобластейнаучныхисследований,сосуществуют,т.к.эмоциюкакпсихологическоеявление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередкопсихологическиеифизиологическиехарактеристикиэмоциональныхсостояний не просто сопровождают друг друга, но и служат друг для другаобъяснением.Список использованных источников1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.2. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.4. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академическогобакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480 c.5. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
2. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
4. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480 c.
5. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
Вопрос-ответ:
Какие функции выполняют эмоции у человека?
Эмоции выполняют несколько функций. Они помогают нам адаптироваться к окружающей среде, они помогают нам распознавать и оценивать ситуации, а также воздействовать на поведение других людей. Они также помогают нам регулировать наши собственные действия и принимать решения.
Какова основная причина возникновения отрицательных эмоций?
Отрицательные эмоции могут возникать как следствие неудовлетворенных потребностей и влечений, а также как результат неудач в достижении определенных целей. Они могут возникать при переживании разочарования или потери чего-то значимого для нас.
Какие эмоции относятся к рассудочным эмоциям?
Рассудочные эмоции - это эмоции, которые возникают в результате нашей оценки различных событий или объектов. Они связаны с нашими представлениями о том, что является хорошим или плохим. Некоторые из таких эмоций включают гнев, страх, радость, печаль и удивление.
Каким образом эмоции связаны с познанием?
Эмоции связаны с познанием, поскольку они проявляются в нашем отношении к содержанию познания. Эмоции могут влиять на наше восприятие, мышление и представления о мире. Они могут помочь нам сфокусироваться на определенных аспектах окружающей среды и оценивать их значение для нас.
Какие основные теории объясняют возникновение эмоций?
Существует несколько основных теорий, которые объясняют возникновение эмоций. Некоторые из них включают теорию Джеймса-Лэнга, которая утверждает, что эмоции возникают в результате физической реакции на события; теорию Кэннона-Барда, которая предполагает, что эмоциональная реакция происходит параллельно с физической реакцией; и теорию Шахтера-Сингера, которая говорит о роли когнитивной оценки в возникновении эмоций.
Какие свойства и качества отражает человек благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям?
Человек благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, а также всевозможные связи и отношения между ними.
Какое отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах?
Отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах человека. Содержание познания может вызывать положительные или отрицательные эмоции в зависимости от оценки раздражителя.
Какие теории объясняют возникновение отрицательных эмоций?
Возникновение отрицательных эмоций может объясняться различными теориями. Например, группа теорий объясняет это как следствие неудовлетворения потребностей и влечений, а также как следствие неудачи в достижении желаемого.
Что такое рассудочные эмоции?
Рассудочные эмоции - это эмоции, которые возникают без прямого контакта с раздражителем и связаны с оценкой ситуации или объекта. Они связаны с мышлением и представлениями, а не только с ощущениями и восприятием.
Какие факторы могут влиять на возникновение отрицательных эмоций?
Факторы, влияющие на возникновение отрицательных эмоций, могут быть различными. К ним относятся неудовлетворение потребностей, неудачи в достижении целей, конфликты, стресс, негативные оценки ситуаций и другие подобные факторы.
Какие эмоции могут возникать в результате неудовлетворения потребностей?
В результате неудовлетворения потребностей могут возникать отрицательные эмоции, такие как гнев, раздражение, страх или грусть.
Какие явления отражает человек благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям?
Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям, человек может отражать качества и свойства многообразных предметов и явлений, а также все возможные связи и отношения между ними.