Архитектурный ансамбль Московского Кремля: этапы формирования и особенности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 14 14 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 04.03.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
История создания Московского Кремля 4
Черты разных эпох в архитектурном ансамбле Кремля 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
Список используемых терминов и понятий 10
Список использованной литературы 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Фрагмент для ознакомления

В сооружениях Кремля слились воедино концепции классицизма, реалистичность, рациональность, искренность и простота традиционного характера национальной архитектуры. Все это привело к наивысшему расцвету классической русской архитектуры XVIII–XIX вв.На планах начала XX века на территории Кремля можно различить 54 сооружения, при условии, что каждая теремная церковь и каждая самостоятельная часть комплекса Большого Кремлевского дворца учитывается отдельной единицей, к сожалению, более половины зданий до наших дней не дошли. Это своеобразная цена за реконструкцию Москвы в 1930-тых года как «социалистической столицы пролетарского государства», когда архитектура стала орудием классовой борьбы. Причем архитектурный ансамбль Кремля был своеобразной площадкой, на которой испытывались механизмы «социалистической реконструкции», а потому закрытие музейных экспозиций, доступа к монастырям и церквям и снятие двуглавых орлов с кремлевских башен уже было проведено.Помимо многочисленных архитектурных утрат, а также уже упоминаемой замены двуглавых орлов на рубиновые звезды, советский период в ансамбле Кремля отметился появлением элементов современной отечественной архитектуры, а именно мощных вертикальных пилонов с зеркальными стеклянными простенками Дворца съездов. [3]ЗАКЛЮЧЕНИЕНесомненно, Московский Кремль является не просто сердцем Москвы и России, но и неотъемлемой частью культурного наследия, своеобразным воплощением истории в камне и металле. Детальное рассмотрение всех элементов для формирования объективного мнения об архитектурном комплексе Кремля практически невозможно, однако даже в рамках этой работы становится очевидным тот факт, что многие формы и элементы декора могут использоваться как свидетельства той или иной эпохи. На территории Московского Кремля можно отыскать аркатурные системы, свойственные раннемосковскому зодчеству, готические элементы и барочные купола, привнесенные итальянскими мастерами, античные колоннады из классицизма и параллелепипедные формы советской архитектуры.Однако почти все сооружения являются частью единого ансамбля и не имеют прямых аналогов в архитектурных традициях других стран, что свидетельствует о том, что вне зависимости от эпохи и её запросов зодчие, архитекторы и конструкторы всегда пытались подчеркнуть самобытность русской культуры, создать своё собственное прочтение привычных приёмов, что и привело к появлению столь оригинального и поистине уникального архитектурного комплекса.Значимость данной исследования видится в сопоставлении исторических событий с изменениями в архитектуре, что позволяет более полно судить о культурной ценности Московского Кремля, а также даёт толчок исследованиям сразу в нескольких междисциплинарных направлениях, например, в изучении отношения к памятникам архитектуры и формирования понятия «культурного наследия». Московский Кремль предстает огромным полем для изучения как каких-либо конкретных направлений в архитектуре, так и предоставляет примеры гармоничного сочетания нескольких стилей, переработки канонов для создания самобытности и органичности восприятия даже через века.Научная работа может найти применение в качестве материала для подготовки внеклассных мероприятий и уроков по истории и искусствоведению.Список используемых терминов и понятийАркатурно-колончатый пояс – декоративный элемент, состоящий из нескольких небольших арок с опорой в виде колонн.Архитектурный ансамбль – единая пространственная композиция, гармоничный комплекс нескольких зданий и окружающих сооружений.Барабан – цилиндрическая часть в верхней части храма, являющаяся основанием для купола.Барокко – стиль в архитектуре, зарождающийся в Италии в середине XVI в., характеризующийся излишней вычурностью и причудливостью.Гиббелины или гибеллинские зубцы – зубцы крепостных стен, имеющие форму «ласточкиного хвоста», изначально отличительный знак политической принадлежности владельца замка, его приверженности императору Священной Римской империи.Готика – тип архитектуры, свойственный зрелому и позднему Средневековью. Характерными чертами являются высокие своды, массивные колонны и пикообразные конструкции куполов и стелл, призванные подчеркнуть ничтожность человека по сравнению с Богом.Зальный храм – вытянутый христианский храм, с нефами одинаковой высоты, свойственный изначально европейской традиции. Основная альтернатива крестово-купольным храмам.Классицизм – стиль в искусстве в XVII-XIX вв, вдохновленный идеями античности, где творчество воспринималось как подражание природе. Характеризуется строгими и симметричными строениями.Кремль-центральная, наиболее укрепленная часть исторического русского города.Купол – архитектурная конструкция свода, по форме напоминающая полусферу.Неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон колоннами.Ордер – архитектурная композиция, состоящая из вертикальных (колонны) и горизонтальных (фризы и карнизы) элементов.Палата – термин, использующийся на Руси для обозначения каменного или кирпичного сооружения, преимущественного жилого назначения, зачастую дворец.Подпружные арки – вспомогательные арки, поддерживающие свод.Реконструкция – восстановление объекта материальной культуры по его сохранившимся элементам, чертежам, изображениям и описаниям.Реставрация – комплекс мероприятий по предотвращению последующих разрушений памятника материальной культуры, его укреплению и восстановлению.Ротонда – круглая в плане постройка, обычно окруженная колоннами и увенчанная куполом.Фасад – одна из наружных сторон здания, может быть главным, боковым, задним и т.д.Форпост – укрепленный пункт на границе.Экстерьер – внешний вид здания, противоположность интерьеру.Список использованной литературыАфонина Е. М. Строительство Московского Кремля в эпоху Ивана III //Исторический путь России: из прошлого в будущее. – 2021. – С. 83-87.Бабинович Н. У., Ситникова Е. В. Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири //Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2020. – Т. 22. – №. 3.Дроздов Д. П. Потери и обретения //Московский журнал. История государства Российского. – 2020. – №. 6. – С. 26-37.Кувшинова Е. Е. Интерпретация реконструированных памятников в архитектурной среде постсоветской Москвы //Текст, контекст, интертекст. – 2016. – С. 169-176.Мезенцева Ю. И. Древняя архитектура Кремля //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2013. – №. 2. – С. 27-31.Муштанова О. Ю. Аристотель Фьораванти и его роль в формировании ансамбля Московского Кремля в XV-XVI вв. // Манускрипт. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aristotel-foravanti-i-ego-rol-v-formirovanii-ansamblya-moskovskogo-kremlya-v-xv-xvi-vv (дата обращения: 30.01.2022).Салущева А. А. Архитектурный ансамбль Московского Кремля //Редакционная коллегия: ТЭ Мангер, доктор, педагогических наук, профессор. – С. 46.Седов В. В. Церковь Ризоположения в Московском Кремле как памятник камерной архитектуры времени Ивана III //Образ христианского храма. – 2015. – С. 323-342. Bucher, Francois. Review of The Moscow Kremlin: Its History, Architecture, and Art Treasures, by A. Voyce // The Slavic and East European Journal – 1958. – V.2. - №. 3. – pp. 262-264.ПРИЛОЖЕНИЕРисунок 1. Васнецов А.М. «Московский кремль при Иване Калите», 1921.Рисунок 2. Васнецов А.М. «Московский кремль при Иване III», 1921 г.Рисунок 3. Алексеев Ф.Я. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1819 г.Рисунок 4. Китаев А.И. «Москва. Красная площадь», 1964 г.Презентация предоставлена по ссылке:  https://disk.yandex.ru/d/rdEAK-u0EhEzeA

Список использованной литературы
1) Афонина Е. М. Строительство Московского Кремля в эпоху Ивана III //Исторический путь России: из прошлого в будущее. – 2021. – С. 83-87.
2) Бабинович Н. У., Ситникова Е. В. Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири //Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2020. – Т. 22. – №. 3.
3) Дроздов Д. П. Потери и обретения //Московский журнал. История государства Российского. – 2020. – №. 6. – С. 26-37.
4) Кувшинова Е. Е. Интерпретация реконструированных памятников в архитектурной среде постсоветской Москвы //Текст, контекст, интертекст. – 2016. – С. 169-176.
5) Мезенцева Ю. И. Древняя архитектура Кремля //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2013. – №. 2. – С. 27-31.
6) Муштанова О. Ю. Аристотель Фьораванти и его роль в формировании ансамбля Московского Кремля в XV-XVI вв. // Манускрипт. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aristotel-foravanti-i-ego-rol-v-formirovanii-ansamblya-moskovskogo-kremlya-v-xv-xvi-vv (дата обращения: 30.01.2022).
7) Салущева А. А. Архитектурный ансамбль Московского Кремля //Редакционная коллегия: ТЭ Мангер, доктор, педагогических наук, профессор. – С. 46.
8) Седов В. В. Церковь Ризоположения в Московском Кремле как памятник камерной архитектуры времени Ивана III //Образ христианского храма. – 2015. – С. 323-342.
9) Bucher, Francois. Review of The Moscow Kremlin: Its History, Architecture, and Art Treasures, by A. Voyce // The Slavic and East European Journal – 1958. – V.2. - №. 3. – pp. 262-264.

Вопрос-ответ:

Когда был создан архитектурный ансамбль Московского Кремля?

Архитектурный ансамбль Московского Кремля начал формироваться еще в XIV веке, однако его основные работы были выполнены в XV-XVII веках.

Какие черты разных эпох можно увидеть в архитектурном ансамбле Кремля?

В архитектурном ансамбле Кремля можно увидеть черты разных эпох, таких как готика, ренессанс, барокко и классицизм.

Какие концепции соединились в сооружениях Кремля?

В сооружениях Кремля соединились концепции классицизма, реалистичности, рациональности, искренности и простоты, а также традиционного характера национальной архитектуры.

К какому расцвету привела эта комбинация концепций?

Эта комбинация концепций привела к наивысшему расцвету классической русской архитектуры XVIII-XIX веков.

Какие планы были на архитектурный ансамбль Кремля в начале XX века?

В начале XX века планы включали реставрацию и сохранение архитектурного ансамбля Кремля, а также его превращение в музей.

Каковы этапы формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля?

Архитектурный ансамбль Московского Кремля формировался в течение нескольких этапов. Первоначально, в XII веке, были построены каменные кремлевские стены и башни. Затем, в XIV-XV веках, возникли основные храмы Кремля, такие как Успенский собор и Архангельский собор. В XVI веке было возведено несколько новых церквей и дворцов, включая Ивановскую колокольню и Благовещенский собор. В XVII веке Кремль претерпел реконструкцию в стиле барокко, и до XVIII века были построены Оружейная палата и другие здания. В XIX веке Кремль стал символом русского государства, и некоторые его части были отреставрированы. Наконец, в XX веке Кремль стал музеем и открылся для посещения широкой публики.

Какие черты разных эпох можно увидеть в архитектурном ансамбле Московского Кремля?

В архитектурном ансамбле Московского Кремля можно увидеть черты различных эпох. В раннесредневековом Кремле преобладали элементы древнерусской архитектуры, такие как каменные стены и столпы. В XV-XVI веках, во времена великих князей Московских, появились первые церкви и дворцы, выполненные в русском стиле. В XVII веке, при Петре Первом, в Кремле появились элементы западноевропейской барочной архитектуры. В XIX веке произошло восстановление и реставрация Кремля в классическом русском стиле. В XX веке Кремль был объявлен музеем и подвергся реставрационным работам.

Какие термины и понятия используются при описании архитектурного ансамбля Московского Кремля?

При описании архитектурного ансамбля Московского Кремля используются такие термины и понятия, как кремлевские стены и башни, церкви, соборы, дворцы, колокольни, палаты, барокко, реставрация, русский стиль, классицизм, древнерусская архитектура. Эти термины и понятия помогают описать историю и особенности архитектуры Кремля.

Каковы этапы формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля?

Архитектурный ансамбль Московского Кремля формировался на протяжении нескольких этапов. Вначале, в XI веке, были построены деревянные крепостные стены. Затем, в XIV-XV веках, эти стены были заменены каменными. В XVI веке Кремль приобрел свою главную архитектурную современную форму с созданием храмового комплекса и постройкой царских палат. В последующие века были внесены различные изменения и добавлены новые здания.

Какие особенности истории создания Московского Кремля можно выделить?

История создания Московского Кремля связана с разными периодами и событиями. Важной особенностью является то, что Кремль был разрушен и восстановлен несколько раз. Например, в результате пожаров в XVII веке и во время войны с Наполеоном в XIX веке. Также в течение своей истории Кремль подвергался архитектурным изменениям и реконструкциям, что отразилось на его внешнем виде и составе зданий.

Какие черты разных эпох можно наблюдать в архитектурном ансамбле Московского Кремля?

Архитектурный ансамбль Московского Кремля объединяет черты разных эпох. Например, в его строениях можно увидеть элементы русской классической архитектуры XVIII-XIX веков, а также влияние готики, барокко и других стилей. Важными чертами являются также реалистичность, искренность и простота, характерные для национальной архитектуры России.