Ментальная карта как средство развития биологических понятий по теме

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 77 77 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 03.03.2022
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ 8
1.1. Содержание понятия «ментальная карта» и виды ментальных карт 8
1.2. Развитие биологических понятий учащихся при обучении биологии с использованием ментальных карт 15
1.3. Психолого-педагогическое обоснование применения ментальных карт при обучении биологии 19
1.4. Функционально-дидактическая роль ментальных карт при обучении биологии 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ 27
2.1. Структурные компоненты методической системы развития биологических понятий учащихся при обучении биологии с использованием ментальных карт и этапы ее реализации 27
2.2. Методика составления и применения ментальных карт, направленная на развитие биологических понятий учащихся при обучении биологии 33
2.3. Примерное поурочное планирование занятия по разделу «Опорно-двигательный аппарат» с применением ментальных карт 38
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ 47
3.1. Результативность констатирующего этапа педагогического эксперимента 47
3.2. Результативность обучающего этапа педагогического эксперимента 52
3.3 Выявление эффективности использования методики применения ментальных карт 57
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77

Фрагмент для ознакомления

Скорее да, чем нет. Многие из них с интересом слушают новые темы, задают вопросы на уроках. Однако их знания редко выходят за рамки учебника. Иногда я вижу, что они скучают на уроках.Вы пользуетесь дидактическими пособиями., если да, то какими?Да пользуемся. Как правило это муляжи, плакаты, раздаточный материал в виде карточек.С какой целью Вы используете дидактический материал?С целью развития у учащихся интереса к предмету, при изучении новых тем, для проверки изученного материалаВы знаете, про ментальные карты? Если да, используете ли вы их в работе?Да приходилось слышать про такую технологию запоминания информации, но в работе не использую так как, во-первых, не встречал методических разработок в которых по составлению и применению ментальных карт на уроках биологии, и как следствие не считал, что их применение возможно при изучении данного предмета.Как Вы оценивает уровень развития биологических понятий у учащихся?Оцениваю его как средний. Дети часто словно «забывают» прошедшую тему.Таким образом, по результатам беседы с преподавателем, сделаем вывод, что возможно средний уровень развития биологических понятий, возможно вызванный отсутствием мотивации к учебе вследствие устаревшего подхода к подаче информации.Резюмируя констатирующий этап эксперимента отметим, что школьников отличает низкая степень мотивации к занятиям биологией, что в том числе проявляется в отсутствии мотивации к самообразованию, сложности в выполнении проверочных работ.3.2. Результативность обучающего этапа педагогического экспериментаВ ходе эксперимента было проведено 7 занятий по теме «Опорно-двигательный аппарат», в ходе которых использовались ментальные карты разных уровней:«Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей» – вводное занятие, объяснение принципов составления ментальных карт, использование в занятии ментальной карты первого уровня;«Скелет человека (осевой скелет). Особенности строения, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью» – использование в занятии ментальной карты первого уровня;«Скелет поясов и свободных конечностей. Типы соединений костей» – использование в занятии ментальной карты второго уровня;«Строение мышц. Обзорная характеристика мышц человеческого тела» – использование в занятии ментальной карты первого уровня;«Работа скелетных мышц и их регуляция» -– использование в занятии ментальной карты второго уровня;«Осанка. Предупреждение плоскостопия» – ментальная карта третьего уровня в качестве домашнего задания;«Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов» – ментальная карта третьего уровня в качестве домашнего задания.На обучающем этапе эксперимента проводили сравнительный анализ динамики развития биологических понятий учащихся. Для этого после освоения темы на этапе оценки раздавали тестовые задания, и сравнивали результаты по группам испытуемых. Так, например в конце темы «Скелет человека. Осевой скелет», проведенной с использованием ментальных карт первого уровня учащимися был выполнен тест следующего содержания (табл. 13).Таблица 13Итоговый тест по теме «Скелет человека. Осевой скелет»№ п/пВопросВарианты ответа1В состав мозгового отдела черепа входят костиА) затылочнаяГ) носоваяБ) скуловыеД) лобнаяВ) височныеЕ) теменные2Размеры и масса позвонков возрастают отА) поясничного отдела к копчиковомуВ) шейного отдела к поясничномБ) не меняютсяГ) от поясничного отдела к копчиковому3В состав лицевого отдела черепа входят костиА) верхнечелюстнаяГ) носоваяБ) скуловыеД) лобнаяВ) височныеЕ) нижнечелюстная4Позвоночник состоит из (скольки) позвонков?А) 33-34В)43-44Б) 20Г) 25-305Грудная клетка состоит изА) 12 пар реберВ) поясничных позвонковБ) киляГ) грудных позвонков6Осевой скелетобъединяетА) конечности и черепВ) череп и скелет туловищаБ) свободные конечностиГ) позвоночник и тазПо результатам решения данного теста, контрольные группы показали разные результаты. Та группа, в которой использовались ментальные карты, показала лучший результат в среднем число верных ответов составило 92% против 38%, что наглядно видно из результатов теста,представленных графически (рис. 8).Рисунок 8. Распределение верных ответов по вариантам итогового теста в контрольных группахОтметим, что подобное распределение, с небольшими вариациями отмечалось во всех случаях,когда ментальная карта выдавалась одной группе.Для проверки эффективности методики, нами были проведены тестовые исследования в темах, где использовались ментальные карты второго уровня. Причем тему «Скелет поясов и свободных конечностей. Типы соединений костей» в одной группе изучали без карт. Результат теста представлен на рисунке 9. А при изучении темы «Работа скелетных мышц и их регуляция» ментальные карты получили обе группы, результат теста на рисунке 10. Контрольные тесты в приложении Е (табл. 1 и табл. 2 соответственно).Рисунок 9. Распределение верных ответов по вариантам итогового теста по теме «Скелет поясов и свободных конечностей. Типы соединений костей» в контрольных группахКак видно из результатов (рис. 9), при использовании ментальных карт количество верных ответов выше – 94% против 19%, что считаем очень показательно. Согласно опросу учащихся, было отмечено, что при использовании интеллект-карты проще воспроизводить информацию, легче запоминать и структурировать тему.Результаты значительно улучшились, когда обе группы получили ментальные карты, в первой группе процент верных ответов составил – 88%, во второй, которая в силу опыта читает карты уже гораздо быстрее, так как дольше ими пользуются – 94% (рис. 9). Рисунок 10. Распределение верных ответов по вариантам итогового теста по теме «Работа скелетных мышц и их регуляция» в контрольных группах, обе из которых получали ментальные карты второго уровняПо результатам выполнения ментальной карты в качестве домашнего задания по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия», оценочный тест (прил. Ж, табл. 1) был написан на следующем занятии. И вновь контрольная группа, в которой использовались ментальные карты показала лучший результат. Отметим, что, оценив удобство данного метода структурирования информации, учащиеся первой группы также стали использовать его элементы при записи в тетрадях, в отличии от группы с ментальными картами им был задан конспект параграфа 15. Вероятно поэтому результаты более близкие (рис. 11), группе без ментальных карт 69% в группе с картами 100%. Что указывает на то, что ментальные карты позволили лучше запомнить и воспроизвести биологические понятия. Рисунок 11. Распределение верных ответов по вариантам итогового теста по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия» в контрольных группахБолее того, двое из троих испытуемых сказали, что использовали дополнительные источники для составления карты, так как хотели углубиться в тему, а на ряд интересующих вопросов в учебнике информации не нашли. Оценочный тест по теме «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов» (прил. Ж, табл. 2) при написании которого учащиеся обоих групп пользовались ментальными картами подготовленными в качестве домашнего задания, показал очень хорошие результаты (рис. 12).Рисунок 12. Распределение верных ответов по вариантам итогового теста по теме «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов» в контрольных группахИз диаграммы на рисунке 11 видно, что обе группы показали очень высокие результаты 94 и 100% соответственно, что на наш взгляд свидетельствует о высоком уровне развития биологических понятий и положительном влиянии на этот процесс ментальных карт.Таким образом можем говорить о том, что введение ментальных карт в процесс обучения биологии, повысило уровень развития биологических понятий, позволяя учащимся лучше запоминать и воспроизводить понятия, что демонстрируют оценочные работы.3.3 Выявление эффективности использования методики применения ментальных картПосле проведения занятия посвященного основным положениям темы, и ознакомления с основными понятиями и положениями конструирования ментальных карт, обучающимся было предложено сначала дополнить выданную им ментальную карту, а затем и выполнить такую с ноля в качестве домашнего задания. Школьники активно включились в работу, тем более что было указано, что составленные ментальные карты можно будет использовать на итоговом занятии по теме, при написании итогового теста, а также они пригодятся в дальнейшем при подготовке к экзаменам, и т.д.Отметим, что школьники активно включились в работу, взаимодействовали друг с другом, выстраивали эффективные диалоги, совместно добывали и обменивались знаниями и опытом. В итоге были получены уникальные ментальные карты, которыми школьники активно обменивались между собой, что позволило как, мы считаем, выявить недостающие понятия и ключевые слова, либо полностью согласится с картой одногруппника, что позволяет лучше закрепить пройденный материал.Кроме того, впроцессе такого обмена активно идет процесс взаимообучения, также хорошо прослеживается индивидуальная и групповая рефлексия вследствие того, что происходит активный обмен полученными знаниями. Отметим, что рефлексия вырабатывает умение учиться, как стадии рефлексии результатов познания.Конечным этапом эксперимента, стало повторное анкетирование (Прил. Д). Результаты анкетирования представлены в таблице 14. Как показывают результаты анкетирования у обучающихся изменилось отношение к предмету, 67% респондентов заинтересовались предметом, остальным скорее интересно (33%). На уроке биологии иногда бывает скучно 33% опрошенных, всем остальным интересно. Хорошие результаты показывают 50% обучающихся, отличные также 50%. При этом легко запоминают новые понятия – 83% учащихся, а 17% чаще всего легко запоминают. Отметим, что это ответ Мэхээлэ  Б., который по результатам констатирующего эксперимента один из самых слабых и незаинтересованных в предмете учеников.Писать тесты и контрольные легко 50% учащихся, еще 50% в основном легче, отметим, что до введения ментальных карт в практику легко давалось написание лишь 17% учеников.Все ученики стали обращаться к дополнительной литературе при подготовке к занятиям, причем 50% делают это на постоянной основе. К сожалению, привить любовь к биологическим задачам и кроссвордам не так легко, хотя и здесь появились улучшения, по-видимому, связанные с тем, что уровень развития биологических понятий стал выше. Не нравиться решать 17% учеников, 50% учеников иногда любят порешать подобные задания, и 33% любят. Справедливости ради отметим, что до эксперимента число тех, кому не нравятся такие задания равнялось 50%. Рисовать схемы стали все ученики, но 33% рисуют иногда, а 67% регулярно.Таблица 14Распределение результатов опроса, выявляющего отношение к предмету,личностные качества учащихся и мотивации их к обучению и саморазвитиювопрос1. Ваше отношение к предмету биология?2. Вам бывает скучно на уроке биологии3. Ваши результаты всегда хорошие?4. Вам легко удается запоминать новые понятия, термины5. Вам легко дается написание контрольных, тестов по предмету?6. Пользуетесь ли вы дополнительной литературой при подготовке к занятиям по биологии?7. Любите ли Вы решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?8) Иногда для запоминания информации вы рисуете себе схемы?Сумма балловученикАБВАБВАБВАБВАБВАБВАБВАБВАлександр К.02000302000302002002000319Анна Ж.00300300300300300300300324Саина П.00302002000302002002002018Мэхээлэ  Б.02000302002002002010002016Дархан Д.00302000300300300302000322Эрсан К.00300300300300300300300324Таким образом можем сделать вывод, что использование ментальных карт несомненно положительно повлияло на отношение к предмету, мотивацию учащихся к обучению и саморазвитию, и личностные качества учащихся. Из урока в урок отмечался рост заинтересованности, более глубокое усвоение материала, увеличение скорости работы класса, что хорошо прослеживается по результатам оценочного этапа урока.Ментальные карты в нашем случае показали свою эффективность, что является подтверждением нашего предположения о том, что развитие биологических понятий учащихся при обучении биологии с использованием ментальных карт будет более успешным, в том случае если создать и проверить модель методической системы развития биологических понятий учащихся при обучении биологии с использованием ментальных карт.По результатам проведенного педагогического эксперимента можем сделать следующие выводы:систематическое и целенаправленное использование на уроках биологии ментальных карт для развития биологических понятий дает возможность сформировать целостное представление учащихся об определенной части учебного материала, индивидуализировать ассоциативные рассуждения, делая их понятными и близкими каждому ученику;использование ментальных карт оптимально увеличивает объем запоминаемого материала в силу особенностей алгоритма построения ментальной карты; использование ментальной карты формирует оценочное и логичное мышление ученика, основанное на достоверных фактах и личном опыте;процесс развития биологических понятий учеников при использовании ментальной карты сопровождается развитием УУД, в частности коммуникативных, личностных, регулятивных.Таким образом, можем говорить том, что внедрение ментальных карт в учебный процесс эффективно отражается на уровне развития биологических понятий в частности, и качестве обучения в целом.Резюмируя все вышеизложенное, сделаем общий вывод по третьей главе работы. Нами отмечено, что по окончании обучающего этапа эксперимента у школьников повысилась мотивация к учебе, улучшились оценки, за счет лучшего запоминания и воспроизведения биологических понятий по сравнению с констатирующим этапом. Таким образом считаем, что использование ментальных карт на уроке биологии в целях развития биологических понятий оправдано, и приносит хорошие результаты. ВЫВОДЫДанная работа посвящена развитию биологических понятий на уроках биологии с использованием ментальных карт. Как показал анализ литературы ментальные карты являются универсальным инструментом запоминания, структурирования и воспроизведения информации, который можно использовать в образовательных целях.Как показал анализ литературы, использование ментальных карт в образовательном процессе в школах пока не распространено широко, хотя уже имеются экспериментально подтвержденные данные о высокой эффективности данного приема, особенности создания которого отвечают психолого-педагогическим особенностям детей школьного возраста. А широкий функционал, несомненная творческая составляющая делают их универсальными дидактическими пособиями, позволяющими не только запоминать и структурировать информацию, но и проверять и оценивать знания учащихся. В том числе, дают возможности для самопроверки и рефлексии. Специалистами отмечено положительное влияние ментальных арт на развитие УУД и научных понятий, являющихся основой знаний.Проведенный нами педагогический эксперимент, выстроенный на основе разработанной методики составления и применения ментальных карт разных уровней, показал высокую эффективность в процессе изучения достаточно сложной темы «Опорно-двигательный аппарат» (8 класс). По итогам эксперимента отмечено у школьников повысилась мотивация к учебе, улучшились оценки, за счет лучшего запоминания и воспроизведения биологических понятий по сравнению с констатирующим этапом.Считаем, что необходимо продолжить работу по внедрению ментальных карт в процесс обучения биологии, так предоставляемые ими возможности, позволяют использовать их при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫУчебники Жемчугова М.Б. Биология: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2016 – 360 с. – Инновационная школа.Колесов Д.В. Биология: Человек. 8 кл. : учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 410 с.Семенов А.А. Вопросы теории и методики обучения биологии: Учебное пособие для студентов-заочников / А.А. Семенов, Н.Г. Боброва, Л.М. Глазкова . Самара: Издательство СГПУ, 2003. 175 с.Методические разработки Глубшева Т.Н. Лабораторные работы по методике преподавания биологии: методические рекомендации / Т.Н. Глубшева, С.Д. Чернявских. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016 − 168 с.Демичева, И. А. Методическое пособие к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / И. А. Демичева, И. Н. Беляев. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2018. — 272 с. — (Российский учебник).Фоминская Е.А. Методические рекомендации «Использование ментальных карт в образовательной деятельности» / Е.А. Фоминская. – 2018. – URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-ispolzovanie-mentalnyk.html (дата обращения: 01.02.2022). Фуфаева Н.В. Методическая разработка «Технология интеллект – карты на уроках биологии как средство формирования УУД в условиях ФГОС» /Н.В. Фуфаева. -2015. URL: https://komiedu.ru/upload/iblock/6ae/fufaeva-n.v..pdf (дата обращения: 27.01.2021).ЖурналыГаврилова А.С.Интеллектуальные карты (ментальные карты). применение интеллект-карт в учебной деятельности / А.С. Гаврилова, В.Н. Таран // Наука и перспективы. – 2019. – №4. – С. 3-8.Гречухина К.О. Использование ментальных карт на уроках английского языка / К.О. Гречухина // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : Материалы IX международной научно-практической конференции, Междуреченск, 15 апреля 2020 года. – Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2020. – 207 с. – URL: https://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/9INPK_Sbornic-2020/pages/Секция%204/402.pdf (дата обращения: 29.01.2022).Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки / Е.Н. Дронова // Проблемы современного образования. – 2017. – №2. – С.118-124.Калинова Г.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016. Г.С.Калинова, Р.А. Петросова, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2016. – №3. – С. 33-51.Карманова Е.В. Использование ментальных карт в учебном процессе / Е.В. Карманова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : Материалы XI международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 февраля – 02 2018 года. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. – С. 223-229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32863842 (дата обращения: 01.02.2022).Крыткина Л.А. Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология» / Л.А. Крыткина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – №4 (38). – С. 252-254.Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения / В.В. Куликова // КНЖ. – 2021. – №1 (34). – С. 29-32.Майер Е.И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся / Е. И. Майер // Молодой ученый. – 2017а. – № 43 (177). – С. 106-108. – URL: https://moluch.ru/archive/177/46134/(дата обращения: 26.01.2022).Майер Е.И. Некоторые методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе / Е. И. Майер. // Молодой ученый. — 2017б. — № 44 (178). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46135/ (дата обращения: 23.01.2022).Матюшенко Е.Е. Методические основы формирования генетических понятий в профильном курсе биологии / Е.Е. Матюшенко // Ярославский педагогический вестник. –2009. – № 2. – С. 31–34.Наливайко И.В. Содержание и развитие биохимических понятий в школьном курсе биологии / И.В. Наливайко, Н.Г. Боброва// СНВ. – 2016. – №1 (14). – С. 180-185.Небратенко Е.М. Использование приложений майндмэппингадля создания интеллект-карт по развитию логических приемов мышления у студентов колледжа по биологии / Е.М. Небратенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – №75. – С. 69-74.Петрова И.А. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения / И.А. Петрова, П.А. Егармин // Решетневские чтения. – 2014. – №18. – С. 310-313.Сазанова Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе/ Л.А. Сазанова// Перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 28. – С. 118–122.Самофалова М.В. Использование ментальных карт в процессе обучения / М.В. Самофалова, Н.В. Суркова // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – №3. – С. 308-315. Суматохин С.В. Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии / С.В. Суматохин // Наука. Инновации. Технологии. – 2004. – №37. – С. 141-149.Тушакова З.Р. Креативные карты в умственном развитии обучающихся / З.Р. Тушакова // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2017. – №2. – С. 115-120.Хакимов Д.Р. Применение в учебном процессе ментальных карт / Д.Р. Хакимов// Образовательные ресурсы и технологии. – 2016.– №1 (13). – С. 3-8.Хасанова А.Р. Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии / А.Р. Хасанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-4. С. 252-256.Яковлева С.С. Использование ментальных карт в обучении студентов вуза / С.С. Яковлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4 (часть 1) – С. 134-137. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2083 (дата обращения: 29.01.2021). Книги, монографииБьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск : ООО «Попурри», 2003. – 304 с.Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская . – М.: Просвещение, 1976, 384 с.Дейнес К. «Открой тайны человека» [52 секретные створки : для чтения родителями детям / авт. текста: К. Дейниз, К. Кинг ; пер. с англ. А. В. Тихонова ; худож.-фот. Джон Рассел ; отв. ред. Марина Гагарина]. - Москва :Робинс, 2016. - 15 с. :цв. ил. - (Книга с секретами). - 0+.Мягкова А.Н. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя / А.Н. Мягкова, Б.Д. Комисаров . – М.: Просвещение, 1985, 287 с.АвторефератыСоболев А.Ю. методика формирования системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера средствами ментальных карт в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс): автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.пед.н. (13.00.02) / Андрей Юрьевич Соболев. Санкт-Петербург: 2019., с. 22. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-sistemy-ponyatii-o-chrezvychainykh-situatsiyakh-tekhnogennogo-kharakt (дата обращения: 27.01.2022)/.Тушакова З.Р. Педагогическая поддержка умственного развития учащихся по химии с использованием креативных карт: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.пед.н. (13.00.02) / ЗиляРафаитовнаТушакова. Москва: 2013., с. 20. URL: file:///D:/Downloads/Педагогическая_поддержка_умственного_развития_учащихся_по_химии_с_использованием_креативных_карт_автореф_на_соиск_уч_степ_к_п_н_специальность_130002_Теория_и_методика_обучения_и_воспитания_по_областям_и_уровням_образования.pdf (дата обращения: 29.01.2022). Тушакова З.Р. Развитие умственных умений учащихся при обучении химии с использованием креативных карт: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.пед.н. (13.00.02) / ЗиляРафаитовнаТушакова. Тобольск: 2015., с. 23. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-umstvennykh-umenii-uchashchikhsya-pri-obuchenii-khimii-s-ispolzovaniem-kreativnykh- (дата обращения: 28.01.2022).Ресурсы телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТПреподавание биологии в школе. URL: https://studwood.ru/1065044/pedagogika/prepodavanie_biologii_v_shkole (дата обращения: 30.01.2022).Савельева Е.Ф. Метод интеллект - карт на уроках биологии / Е.Ф Савельева. URL: http://нефтеюганск-школа2.рф/storage/app/media/admin/attestaciya/Savelieva/intellekt-kart-na-urokakh-biologii.pdf (дата обращения: 26.01.2022).Сидоров С.В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях / С.В. Сидоров. URL: https://si-sv.com/_ld/0/52_-_.pdf (дата обращения: 25.10.2021).Химический состав костей. URL: https://yandex.ru/video/preview/3907195215928110283 (дата обращения: 20.01.2021). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). — URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.01.2022). ПРИЛОЖЕНИЕ АПамятка по созданию ментальной карты для раздаточного материала обучающимся на первом занятии (разработка автора)ПРИЛОЖЕНИЕ БРисунок ментальная карта первого уровня для раздаточного материала обучающимся на занятии «Скелет человека (осевой скелет)» (разработка автора)ПРИЛОЖЕНИЕ ВРисунок ментальная картавторого уровня для раздаточного материала обучающимся на занятии «Работа скелетных мышц и их регуляция» (разработка автора)ПРИЛОЖЕНИЕ ГПлан-конспект урока на тему «Работа скелетных мышц и их регуляция»Цели урока: формирование знания о двигательной единице, тренировочном эффекте и энергетике мышечного сокращения, формирование знания об особенностях работы скелетных мышц; выявление причин развития утомления;установление основных различий между статической и динамической работой. Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, с опорой на знания предыдущих уроков). Методы обучения: информационно-рецептивный, поисковый, исследовательский. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, цифровые образовательные ресурсы, наглядные пособия, ментальные карты второго уровня.Результаты обученияПредметныезнание биологических понятий «двигательная единица», «тренировочный эффект», «утомление»; описание особенностей работы скелетных мышц; установление причины развития утомления; установление различий между статической и динамической работойМетапредметныепознавательныеанализировать, обрабатыватьи интерпретировать информацию с целью выявления ее особенностейрегулятивныеразвивать способность к целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что ещенеизвестнокоммуникативныеуметь полно и точно выражать в устной и письменной форме результаты учебнойдеятельности; эффективно работать в паре при решенииучебной задачиЛичностныеосознание практической ценности знаний по анатомии и физиологии;познавательный интерес, направленный на изучение особенностей работы мышечной системы человека;интерес к сбору и анализу информации для расширения своих знаний;самореализация творческих возможностейХод урокаIОрганизационный этап Приветствие класса. Мотивация учащихся на работу.II Проверка знанийФронтальный опрос, с элементами работы с наглядными пособиями:В каких движениях учувствуют жевательные мышцы?Покажите на пособи мышцы: большие грудные, двуглавый сгибатель,жевательные, икроножную,четырехглавый разгибатель.Укажите мышцы, особенно развитые у человекав связи с его вертикальным положением и ходьбой.Ученики отвечают на вопросы, показывают на наглядном пособии требуемые мышцы. Пытаются найти их на своем теле.III Изучение нового материалаПри работе наши мышцы потребляют энергию, ведь они производят работу, даже при незначительных сгибаниях и разгибаниях. Вопрос классу: За счет какой же энергии работают мышцы? (класс высказывает предположения).В нашем организме существует свой энергетический завод. Когда человек поглощает пищу, в его пищеварительную систему поступают различные органические вещества, которые постепенно распадаются, затем окисляются, а в результате окисления выделяется энергия, которая и используется на работу, выполняемую мышцами. В случае если работа мышц идет в усиленном режиме, организм усиливает приток кислорода итратит ресурсы на удаление избытка углекислого газа.Вопрос классу: Как вы думаете каким образомсердце «понимает», что необходимо повысить приток кислорода к мышцам?(класс строит предположения)В мышцах есть рецепторы они подают сигнал в ЦНС (о работе мышц), побуждая усилить работу дыхательных мышц и сердца. Кроме того, в мышцах в процессе работы появляются и накапливаются специфические химические вещества– молочная кислота.Перед вами лежат ментальные карты, на которых отмечена часть информации, эти карты пока достаточно простые. Но я предлагаю добавить на карту полученные вами знания, и в последующем использовать их при решении тестовых заданий и написании контрольных работ. (Класс работает по ходу урока с ментальными картами)Если мышцы работают они утомляются. Вопрос классу: Как вы думаете что устает раньше всего, нервная система, мышцы или что-то еще?(класс строит предположения)Самое интересное что раньше всего утомляется ЦНС, затем получается, что устают нервы, а уже после этого мышца.Утомление развивается в результате временного изменения обмена веществ в нервной системе и мышцах. Ведь во время длительной мышечной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Организму необходимо времяотдохнуть, чтобы восстановилась работоспособность участков нервной и мышечной системы.Мышцы, сокращаясь или напрягаясь выполняют работу: динамическую и статическую. При этом отметим, что статистическая нагрузка утомляет гораздо быстрее, чем динамическая. Можете объяснить почему? (класс высказывает предположения). Конечно, статическая нагрузка утомляет быстрее, ведь при динамической, например при подъеме гантели, мышцы сгибатели и разгибатели успевают отдохнуть. А если вы, например держите гантели на весу, мышцы находятся в постоянной работе.IVЗакрепление знаний, оценкаДля закрепления знаний, напишем небольшой тест по пройменной теме (раздаются карточки с заданиями), подпишите свою карточку, ответьте на вопросы, а затем отдайте соседу на проверку. Правильные ответы через 5 минут появятся на экране. VРефлексияСогласитесь, наш организм удивителен в своей простоте и в тоже время сложности. Сегодняшний урок еще раз доказал нам это? Как думаете? Что из сегодняшнего материала вас удило? Что вы уже знали? Можете задавать ваши вопросы!VI Домашнее задание Прочитать § 14 учебника; закончить оформление ментальной карты.До скорой встречи! (класс прощается с учителем)ПРИЛОЖЕНИЕ ДБланк анкетирования для 1 и 2 этапов эксперимента1. Ваше отношение к предмету биология?А) не интересует Б) скорее интересноВ) интересно2. Вам бывает скучно на уроке биологии?А) да в основном Б) иногдаВ) не бывает3. Ваши результаты всегда хорошие? А) по большей части нет Б) в основномВ) по большей части да4. Вам легко удается запоминать новые понятия, терминыА) по большей части нет Б) в основномВ) по большей части да5. Вам легко дается написание контрольных, тестов по предмету?А) по большей части нет Б) в основномВ) по большей части да6. Пользуетесь ли вы дополнительной литературой при подготовке к занятиям по биологии?А) нет Б) иногдаВ) достаточно часто7. Любите ли Вы решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?А) не нравитсяБ) иногдаВ) нравится8) Иногда для запоминания информации вы рисуете себе схемы?А) нет Б) иногдаВ) достаточно частоПРИЛОЖЕНИЕЕТаблица 1Итоговый тест по теме «Скелет поясов и свободных конечностей. Типы соединений костей»№ п/пВопросВарианты ответа1Длинные трубчатые кости — этоА) плечеваяГ) локтеваяБ) бедреннаяД) кости стопыВ) лучеваяЕ) ребро2Пояс верхних конечностей человека состоит изА) локтевой и лучевой костиВ) двух ключицБ) лопатокГ) грудного отдела позвоночника3Скелет нижних конечностей состоит изА) фаланг пальцевГ) малоберцовой и большеберцовой костиБ) бедренной костиД) трех пар сросшихся тазовых костейВ) костей плюсны и предплюсныЕ) нижнечелюстной4Позвоночник состоит из (скольки) позвонков?А) 33-34В)43-44Б) 20Г) 25-30Таблица 2Итоговый тест по теме «Работа скелетных мышц и их регуляция»№ п/пВопросВарианты ответаКакая мышца отвечает за сгибание руки в локтевом суставе?А) четырехглаваяВ) трехглаваяБ) двуглаваяГ) локтеваяМасса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет ____% от массы телаА) 45–50 % В) 80–85 % Б) 30–35 % Г) 70–75 % С помощью каких мышц приводится в движение нижняя челюсть А) косыхВ) мимическихБ) круговыхГ) жевательныхМышцы крепятся к костям при помощиА) хрящейВ) надкостницыБ) сухожилийГ) нервных волоконПРИЛОЖЕНИЕ ЖТаблица 1Итоговый тест по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия»№ п/пВопросВарианты ответа1Для предупреждения плоскостопия нужно носить обувь с каблуком не более ___ смА) без каблукаГ) 9-10Б) 1-3Д) 7-9В) 3-5Е) 5-82Болезненное изменение стопы при котором уплощаются ее сводыА) плоскосводиеВ) косолапиеБ) плоскостопиеГ) остеохондроз3Болезнь при которой человеку сложно ходить, его мучают боли, из-за истончения и защемления межпозвоночных дисков – это А) остеохондрозГ) артрозБ) сколиозД) кифоз4Привычная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении– этоА) посадкаВ) выправкаБ) осанкаГ) поддержка спиныТаблица 1Итоговый тест по теме «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»№ п/пВопросВарианты ответа1Шину накладывают в случаеА) кровотеченияВ) ушиба, вывихаБ) переломаГ) растяжения2Что необходимо сделать при переломе костей черепа?А) наложить гипсовую повязкуВ) наложить шинуБ) немного приподнять голову и положить ледГ) наложить жгут3В каком положении следует транспортировать пострадавшего при подозрении на перелом позвоночника?А) в вертикальномГ) в горизонтальномБ) в сидячемД) на боку4Как называют повреждение связок, соединяющих кости в суставе?А) растяжениеВ) ушибБ) переломГ) вывих

Учебники

1. Жемчугова М.Б. Биология: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2016 – 360 с. – Инновационная школа.
2. Колесов Д.В. Биология: Человек. 8 кл. : учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 410 с.
3. Семенов А.А. Вопросы теории и методики обучения биологии: Учебное пособие для студентов-заочников / А.А. Семенов, Н.Г. Боброва, Л.М. Глазкова . Самара: Издательство СГПУ, 2003. 175 с.

Методические разработки

4. Глубшева Т.Н. Лабораторные работы по методике преподавания биологии: методические рекомендации / Т.Н. Глубшева, С.Д. Чернявских. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016 − 168 с.
5. Демичева, И. А. Методическое пособие к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / И. А. Демичева, И. Н. Беляев. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2018. — 272 с. — (Российский учебник).
6. Фоминская Е.А. Методические рекомендации «Использование ментальных карт в образовательной деятельности» / Е.А. Фоминская. – 2018. – URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-ispolzovanie-mentalnyk.html (дата обращения: 01.02.2022).
7. Фуфаева Н.В. Методическая разработка «Технология интеллект – карты на уроках биологии как средство формирования УУД в условиях ФГОС» /Н.В. Фуфаева. -2015. URL: https://komiedu.ru/upload/iblock/6ae/fufaeva-n.v..pdf (дата обращения: 27.01.2021).

Журналы

8. Гаврилова А.С. Интеллектуальные карты (ментальные карты). применение интеллект-карт в учебной деятельности / А.С. Гаврилова, В.Н. Таран // Наука и перспективы. – 2019. – №4. – С. 3-8.
9. Гречухина К.О. Использование ментальных карт на уроках английского языка / К.О. Гречухина // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : Материалы IX международной научно-практической конференции, Междуреченск, 15 апреля 2020 года. – Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2020. – 207 с. – URL: https://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/9INPK_Sbornic-2020/pages/Секция%204/402.pdf (дата обращения: 29.01.2022).
10. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки / Е.Н. Дронова // Проблемы современного образования. – 2017. – №2. – С.118-124.
11. Калинова Г.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016. Г.С. Калинова, Р.А. Петросова, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2016. – №3. – С. 33-51.
12. Карманова Е.В. Использование ментальных карт в учебном процессе / Е.В. Карманова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : Материалы XI международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 февраля – 02 2018 года. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. – С. 223-229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32863842 (дата обращения: 01.02.2022).
13. Крыткина Л.А. Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология» / Л.А. Крыткина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – №4 (38). – С. 252-254.
14. Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения / В.В. Куликова // КНЖ. – 2021. – №1 (34). – С. 29-32.
15. Майер Е.И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся / Е. И. Майер // Молодой ученый. – 2017а. – № 43 (177). – С. 106-108. – URL: https://moluch.ru/archive/177/46134/ (дата обращения: 26.01.2022).
16. Майер Е.И. Некоторые методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе / Е. И. Майер. // Молодой ученый. — 2017б. — № 44 (178). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46135/ (дата обращения: 23.01.2022).
17. Матюшенко Е.Е. Методические основы формирования генетических понятий в профильном курсе биологии / Е.Е. Матюшенко // Ярославский педагогический вестник. –2009. – № 2. – С. 31–34.
18. Наливайко И.В. Содержание и развитие биохимических понятий в школьном курсе биологии / И.В. Наливайко, Н.Г. Боброва// СНВ. – 2016. – №1 (14). – С. 180-185.
19. Небратенко Е.М. Использование приложений майндмэппингадля создания интеллект-карт по развитию логических приемов мышления у студентов колледжа по биологии / Е.М. Небратенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – №75. – С. 69-74.
20. Петрова И.А. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения / И.А. Петрова, П.А. Егармин // Решетневские чтения. – 2014. – №18. – С. 310-313.
21. Сазанова Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе/ Л.А. Сазанова // Перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 28. – С. 118–122.
22. Самофалова М.В. Использование ментальных карт в процессе обучения / М.В. Самофалова, Н.В. Суркова // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – №3. – С. 308-315.
23. Суматохин С.В. Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии / С.В. Суматохин // Наука. Инновации. Технологии. – 2004. – №37. – С. 141-149.
24. Тушакова З.Р. Креативные карты в умственном развитии обучающихся / З.Р. Тушакова // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2017. – №2. – С. 115-120.
25. Хакимов Д.Р. Применение в учебном процессе ментальных карт / Д.Р. Хакимов// Образовательные ресурсы и технологии. – 2016.– №1 (13). – С. 3-8.
26. Хасанова А.Р. Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии / А.Р. Хасанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-4. С. 252-256.
27. Яковлева С.С. Использование ментальных карт в обучении студентов вуза / С.С. Яковлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4 (часть 1) – С. 134-137. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2083 (дата обращения: 29.01.2021).

Книги, монографии

28. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск : ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
29. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская . – М.: Просвещение, 1976, 384 с.
30. Дейнес К. «Открой тайны человека» [52 секретные створки : для чтения родителями детям / авт. текста: К. Дейниз, К. Кинг ; пер. с англ. А. В. Тихонова ; худож.-фот. Джон Рассел ; отв. ред. Марина Гагарина]. - Москва : Робинс, 2016. - 15 с. : цв. ил. - (Книга с секретами). - 0+.
31. Мягкова А.Н. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя / А.Н. Мягкова, Б.Д. Комисаров . – М.: Просвещение, 1985, 287 с.

Авторефераты

32. Соболев А.Ю. методика формирования системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера средствами ментальных карт в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс): автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.пед.н. (13.00.02) / Андрей Юрьевич Соболев. Санкт-Петербург: 2019., с. 22. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-sistemy-ponyatii-o-chrezvychainykh-situatsiyakh-tekhnogennogo-kharakt (дата обращения: 27.01.2022)/.
33. Тушакова З.Р. Педагогическая поддержка умственного развития учащихся по химии с использованием креативных карт: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.пед.н. (13.00.02) / Зиля Рафаитовна Тушакова. Москва: 2013., с. 20. URL: file:///D:/Downloads/Педагогическая_поддержка_умственного_развития_учащихся_по_химии_с_использованием_креативных_карт_автореф_на_соиск_уч_степ_к_п_н_специальность_130002_Теория_и_методика_обучения_и_воспитания_по_областям_и_уровням_образования.pdf (дата обращения: 29.01.2022).
34. Тушакова З.Р. Развитие умственных умений учащихся при обучении химии с использованием креативных карт: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.пед.н. (13.00.02) / Зиля Рафаитовна Тушакова. Тобольск: 2015., с. 23. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-umstvennykh-umenii-uchashchikhsya-pri-obuchenii-khimii-s-ispolzovaniem-kreativnykh- (дата обращения: 28.01.2022).

Ресурсы телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ

35. Преподавание биологии в школе. URL: https://studwood.ru/1065044/pedagogika/prepodavanie_biologii_v_shkole (дата обращения: 30.01.2022).
36. Савельева Е.Ф. Метод интеллект - карт на уроках биологии / Е.Ф Савельева. URL: http://нефтеюганск-школа2.рф/storage/app/media/admin/attestaciya/Savelieva/intellekt-kart-na-urokakh-biologii.pdf (дата обращения: 26.01.2022).
37. Сидоров С.В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях / С.В. Сидоров. URL: https://si-sv.com/_ld/0/52_-_.pdf (дата обращения: 25.10.2021).
38. Химический состав костей. URL: https://yandex.ru/video/preview/3907195215928110283 (дата обращения: 20.01.2021).
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). — URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.01.2022).

Вопрос-ответ:

Что такое ментальная карта?

Ментальная карта - это графическое представление информации, которая помогает организовать и структурировать знания об определенной теме или концепции.

Какие виды ментальных карт существуют?

Существуют разные виды ментальных карт, включая дерево-структурированные карты, паутинные карты, организационные карты и временные карты.

Как ментальные карты помогают в развитии биологических понятий учащихся?

Ментальные карты помогают учащимся в организации информации, анализе концепций и взаимосвязей между ними, а также в запоминании и восприятии биологических понятий.

Какое психолого-педагогическое обоснование применения ментальных карт при обучении биологии?

Применение ментальных карт при обучении биологии обосновывается исследованиями, которые показывают, что использование графических организаторов, таких как ментальные карты, способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации учащимися.

Какая функционально-дидактическая роль ментальных карт при обучении биологии?

Функционально-дидактическая роль ментальных карт при обучении биологии заключается в том, что они помогают учащимся организовать и структурировать информацию, развивают их критическое мышление и умение анализировать связи между концепциями.

Что такое ментальная карта?

Ментальная карта - это графическое представление информации, которое помогает структурировать и организовывать знания в уме человека.

Какие виды ментальных карт существуют?

Существует несколько видов ментальных карт, таких как дерево понятий, облачная карта, логическая карта и множество других, каждая из которых подходит для определенных целей и задач.

Как развиваются биологические понятия учащихся при обучении с использованием ментальных карт?

При использовании ментальных карт в обучении биологии учащиеся могут лучше запоминать и связывать информацию, выделять основные понятия, анализировать их взаимосвязи и строить логические цепочки, что способствует развитию биологических понятий.

Каково психолого-педагогическое обоснование применения ментальных карт в обучении биологии?

Использование ментальных карт в обучении биологии позволяет учащимся лучше организовывать и структурировать знания, развивает их креативное мышление, способность к анализу и синтезу информации, а также улучшает понимание и запоминание учебного материала.

Какие функционально-дидактические задачи могут решаться с помощью ментальных карт при обучении биологии?

С помощью ментальных карт при обучении биологии можно достичь таких задач, как структурирование знаний, выделение ключевых понятий, анализ взаимосвязей и зависимостей, развитие креативного мышления и способности к системному мышлению.

Что такое ментальная карта?

Ментальная карта - это графическое представление информации, которое помогает организовать и структурировать знания в уме. Она представляет собой диаграмму, где основная идея располагается в центре, а связанные с ней понятия располагаются вокруг нее.

Какие виды ментальных карт существуют?

Существует несколько видов ментальных карт, включая иерархические карты, пауковые карты, линейные карты и круговые карты. Иерархические карты отображают иерархическую структуру понятий, пауковые карты отражают связи между различными понятиями, линейные карты показывают последовательность событий или идей, а круговые карты представляют информацию в виде круга или овала.