Церковная реформа Петра I. Причины реформы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 11 11 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 04.03.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Основные причины проведения церковной реформы и ее суть 4
2. Косвенные причины проведения реформы 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Фрагмент для ознакомления

В 1718 году, по предложению Петра, игумен Феофан получает звание епископа, а спустя два года становится архиепископом. В лице Феофана Петр I приобретает блестяще образованного и талантливого сподвижника, эрудированного помощника в разрешении церковных и государственных проблем, который не только поддерживал теорию естественного права, с которой его ознакомил Петр, но и стремился соединить ее с апостольским учением, что впоследствии также способствовало росту его влияния и возвышения. На основании этого можно заключить, что по большей своей части, Петр руководствовался трудами зарубежных мыслителей и деятелей духовенства, а также ряда различных монархов, которые способствовали укреплении его веры в собственное величие и необходимость принятие церковной реформы, поскольку царь, анализируя особенности зарубежных монархов, видел неполноту своей власти. Несмотря на проведения реформы и значительное число противников, ему удалось заручиться поддержкой некоторых церковных деятелей, таких как игумен Феофан, которые, впрочем, видели в преобразованиях и собственную выгоду. ЗаключениеПодводя итоги особенностей проведения Церковной реформы и ее причин можно заключить, что царь Петр, являлся человеком религиозном, руководствовавшимся здравым смыслом и логичностью своих действий. Церковь, представлялась ему отличным инструментом и рычагом власти, который надлежит использовать в своих целях для укрепления абсолютизма и снижения вероятности восстания, поскольку, царь не желал повторять ошибок своего отца и входи в конфликт с патриархом. С этой целью он произвел упразднение данного сана и создал Духовную Коллегию, подчинив ее своему влиянию. Говоря о причинах следует выделить ряд первостепенных и косвенных причин, послуживших проведению реформы: К первостепенным относятся: укрепления власти государя и ослабление власти церкви; нехватка финансов в казне государства для укрепления его военной и экономической мощи; устранения возможной оппозиции. К косвенным причинам относится разумеется влияние зарубежных авторов и наиболее значимых политических и церковных фигур. Понимая отставания своей страны, Петр решил использовать все возможные средства, что не только соответствовать особенностям политики тех лет и монархическому укладу жизни, но и перегнать его тем самым сделав Российскую империю величайшей державой, во главе которой стоял бы он сам. Здесь мы наблюдаем типичную политику крайности, достаточно характерную для политики Российского государства на протяжении многих лет, стремление возвыситься и показать свою непревзойденную идентичность и силу любыми средствами, даже если для этого придется погубить тысячи и миллионы ни в чем не повинных жизней. Список использованной литературыБуевский А.С. Церковная реформа Петра Первого. Историко-канонический аспект. - М.: 1988 г.Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913, с. 69.Панченко А.М. Начало петровской реформы: Идейная подоплека // XVIII век. Сб. 16. Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII в. - Л.: 1989 г. - С. 5-16.Молчановский А. Два проекта восстановления патриаршества в России в XVIII веке. — ЖМП, 1944 г., № 12,с.52—58.Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. - СПб.:1910 г.Бакланова Н. А. Великое посольство за границей в 1697—1698 гг. (Его жизнь и быт по приходо-расходным книгам посольства) // Пётр Великий. М.-Л., 1947. С. 3-62.Полиевктов С. П.,священник. Цезарепапизм и Православная Церковь. М., 1912, вып. 1, с. 13. Соловьев В. С. Несколько слов в защиту Петра Великого. Собрание сочинений. 2-е изд. - СПб.: 1912 г.Ключевский В. О. Курс русской истории. Пг., 1918, ч. IV, лекция LXVIII, с. 276— 281.

Список использованной литературы
1. Буевский А.С. Церковная реформа Петра Первого. Историко-канонический аспект. - М.: 1988 г.
2. Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913, с. 69.
3. Панченко А.М. Начало петровской реформы: Идейная подоплека // XVIII век. Сб. 16. Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII в. - Л.: 1989 г. - С. 5-16.
4. Молчановский А. Два проекта восстановления патриаршества в России в XVIII веке. — ЖМП, 1944 г., № 12,с.52—58.
5. Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. - СПб.: 1910 г.
6. Бакланова Н. А. Великое посольство за границей в 1697—1698 гг. (Его жизнь и быт по приходо-расходным книгам посольства) // Пётр Великий. М.-Л., 1947. С. 3-62.
7. Полиевктов С. П.,священник. Цезарепапизм и Православная Церковь. М., 1912, вып. 1, с. 13.
8. Соловьев В. С. Несколько слов в защиту Петра Великого. Собрание сочинений. 2-е изд. - СПб.: 1912 г.
9. Ключевский В. О. Курс русской истории. Пг., 1918, ч. IV, лекция LXVIII, с. 276— 281.

Вопрос-ответ:

Какие были основные причины проведения церковной реформы Петра I?

Церковная реформа Петра I была проведена с несколькими основными целями. Во-первых, Петр хотел создать единую и централизованную церковную власть, которая была бы подчинена государственной власти. Во-вторых, он стремился сократить влияние церкви на политическую сферу и ограничить ее права. Он также хотел утвердить свою власть и контроль над церковью. Таким образом, реформа была направлена на установление контроля государства над церковью и ослабление ее влияния в государственных делах.

В чем заключалась суть церковной реформы Петра I?

Суть церковной реформы Петра I заключалась в создании новой системы управления церковью, которая была бы подчинена государству. Петр I провел перестройку церковной иерархии, введя должности губернаторов епархий и архиереев. Он также установил новые правила назначения и переизбрания владык, а также организовал Священный синод - центральный орган управления епархиальными делами. Все эти меры позволили Петру I установить контроль государства над церковью и ослабить ее влияние в политической сфере.

Какие были косвенные причины проведения церковной реформы Петра I?

Помимо основных причин, у Петра I были и косвенные мотивы для проведения церковной реформы. Во-первых, он стремился к секуляризации государства и разделению власти между государством и церковью. Также, Петр намеревался укрепить свою авторитетную позицию и подчинить церковь своей власти. Кроме того, церковная реформа была одной из мер, направленных на модернизацию государства и приведение его в соответствие с западными стандартами.

Какую роль в церковной реформе сыграл игумен Феофан?

Игумен Феофан сыграл важную роль в церковной реформе Петра I. По предложению самого Петра, Феофан был назначен епископом, а спустя два года стал архиепископом. Он был образованным и талантливым сподвижником Петра, который помогал ему решать церковные и государственные проблемы. Феофан поддерживал теорию естественного права, что также влияло на проведение реформ в церкви.

Почему Петр I провел церковную реформу?

Петр I провел церковную реформу по нескольким причинам. Во-первых, он стремился сократить влияние церкви на государственные дела и установить абсолютную государственную власть. Во-вторых, Петр хотел осуществить секуляризацию церковных земель и перевести их в свою собственность. Также, реформа была направлена на приведение церковной жизни в соответствие с западными европейскими стандартами и на сокращение средств, выделяемых на содержание церкви.

Что было основной сутью церковной реформы Петра I?

Основная суть церковной реформы Петра I заключалась в сокращении автономии православной церкви и установлении ее под контролем государства. Петр ввел новую церковную иерархию, создал Синод – высшее церковное учреждение, исполняющее функции централизованного правления церковью. Кроме того, Петр ввел преобладающее над духовенством государственное назначение на должности в церкви.

Какие были косвенные причины проведения церковной реформы Петра I?

Косвенными причинами проведения церковной реформы Петра I были его стремление к централизации и модернизации государства. Петр видел в церкви одну из структур, которая мешала его намерениям. Кроме того, косвенной причиной было разочарование Петра в некоторых действиях и позиции церкви, в том числе в ее отношении к иностранному культурному влиянию.

Почему Петр I взял в помощники игумена Феофана при проведении церковной реформы?

Петр I взял в помощники игумена Феофана при проведении церковной реформы, потому что видел в нем образованного и талантливого сподвижника. Феофан был эрудированным и имел глубокие знания как в церковных, так и в государственных вопросах. Он также поддерживал теорию естественного права, которая была близка к взглядам Петра. Поэтому Петр видел в Феофане надежного помощника в разрешении церковных и государственных проблем.