Научно-познавательная литература в круге чтения младшего школьника
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 05.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Научно-познавательная литература в круге чтения младшего школьника 4
1. Круг детского чтения младшего школьника и место в нем научно-познавательной литературы 4
2. Понятие «научно-познавательная литература и специфика познавательной литературы для детей 5
3. Разделы научно-познавательной литературы для младших школьников 8
3.1. Научно-художественная литература 8
3.2. Научно-популярная литература 10
3.3. Справочно-энциклопедическая литература 12
4. Необходимость включения научно-популярной литературы в круг чтения младшего школьника 13
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Таким образом, развитие современного младшего школьника невозможно сегодня без обращения к научно-познавательной литературе, так как чтение ее расширяет кругозор ребенка по различным областям общественного и научного знания, способствует развитию самостоятельного, исследовательского и критического и мышления.
Заключение
Детская научно-познавательная литература во всех своих проявлениях занимает сегодня прочное место в круге чтения младшего школьника. Это подтверждает, как все возрастающий интерес детей раннего школьного возраста к научно-познавательной книге, так и все увеличивающееся количество научно-познавательных книг, выпускаемых для детей, способных удовлетворить самые разнообразные интересы своих читателей.
Прочное место, которое занимает научно-познавательная литература в круге детского чтения, объясняется той ролью, которая она играет в становлении личности ребенка, в формировании его кругозора и развитии творческого мышления.
К этому выводу мы пришли, изучив специфику и особенности научно-популярной литературы для детей в контексте необходимости ее включения в круг детского чтения младшего школьника.
В ходе работы нам удалось решить следующие задачи:
- мы рассмотрели понятие «круг детского чтения» и место в нем научно-познавательной литературы;
- сформулировали понятие «научно-познавательная литература» и попытались увидеть специфику данной литературы;
- выявили основные типы научно-познавательной литературы для детей и рассмотрели каждый из этих типов в отдельности, в частности литературу научно-художественную, научно-популярную и справочно-энциклопедическую;
- показали необходимость включения научно-популярной литературы в круг чтения младшего школьника.
В заключении хочется сказать, что, несмотря на всевозрастающее в нашем мире господство интернета, компьютерных технологий, телевидения, нужно сделать все возможное, чтобы дети не потеряли интереса к чтению книг, обогащающих внутренний мир человека, дающих знания об окружающем мире и о жизни, развивающих мышление и в то же время доставляющих читателю огромное удовольствие.
Список использованной литературы
Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л.,– М.: Педагогика, 1983. – 384 с.
Детская литература ХХ века: учеб.пособие / Т.А. Бахор, Н.А. Мазурова, О.Н. Зырянова, В.С. Лобарева, Л.С. Шмульская. – Сибирский федеральный ун-т. – Красноярск –Лесосибирск, 2017. – 90 с.
Клопова М.А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках чтения. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-soderzhanie-raboty-s-nauchno-poznavatelnoy-literaturoy-na-urokah-chteniya. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Литературный энциклопедический словарь. - [Электронный ресурс]. Доступно на http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/fc/slovar-205-1.htm#zag-4193. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Макееева С.Г. Бекиш О.С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Первова Г.М. Законы формирования круга детского чтения. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://n-shkola.ru/storage/archive/1421230090-1216887266.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Светловская Н.Н. Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – М.: МГПУ, 2011. - 232 с.
Скрипова Ю. Ю. Общая характеристика научно-познавательной литературы для младших школьников //Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативности начального общего образования: сборник статей по материалам III Межд. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 2–3 марта 2010 г.) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – Ч. I. – С. 94–99. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://pspu.ru/upload/pages/8191/Skripova_Iu._Iu._Nauchno-pozn._dejatenost.PDF. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Первова Г.М. Законы формирования круга детского чтения. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://n-shkola.ru/storage/archive/1421230090-1216887266.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Там же.
Светловская Н.Н. Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Н.Н. Светловская, ТИ.С. Пиче-оол. – М.: МГПУ, 2011. - С.121
Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л.,– М.: Педагогика, 1983. – С.126
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02
Литературный энциклопедический словарь. - [Электронный ресурс]. Доступно на http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/fc/slovar-205-1.htm#zag-4193. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Клопова М.А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках чтения. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-soderzhanie-raboty-s-nauchno-poznavatelnoy-literaturoy-na-urokah-chteniya. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Скрипова Ю. Ю. Общая характеристика научно-познавательной литературы для младших школьников //Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативности начального общего образования: сборник статей по материалам III Межд. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 2–3 марта 2010 г.) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. Электронный ресурс]. Доступно на: https://pspu.ru/upload/pages/8191/Skripova_Iu._Iu._Nauchno-pozn._dejatenost.PDF. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Макееева С.Г. Бекиш О.С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
14
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за¬ведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
2. Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л.,– М.: Педагогика, 1983. – 384 с.
3. Детская литература ХХ века: учеб.пособие / Т.А. Бахор, Н.А. Мазурова, О.Н. Зырянова, В.С. Лобарева, Л.С. Шмульская. – Сибирский федеральный ун-т. – Красноярск –Лесосибирск, 2017. – 90 с.
4. Клопова М.А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках чтения. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-soderzhanie-raboty-s-nauchno-poznavatelnoy-literaturoy-na-urokah-chteniya. Дата обращения: 01.02 2022 г.
5. Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://rgdb.ru/images/soc/documents/6_kolosova_kniga_.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
6. Литературный энциклопедический словарь. - [Электронный ресурс]. Доступно на http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/fc/slovar-205-1.htm#zag-4193. Дата обращения: 01.02 2022 г.
7. Макееева С.Г. Бекиш О.С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole. Дата обращения: 01.02 2022 г.
8. Первова Г.М. Законы формирования круга детского чтения. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://n-shkola.ru/storage/archive/1421230090-1216887266.pdf. Дата обращения: 01.02 2022 г.
9. Светловская Н.Н. Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – М.: МГПУ, 2011. - 232 с.
10. Скрипова Ю. Ю. Общая характеристика научно-познавательной литературы для младших школьников //Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативности начального общего образования: сборник статей по материалам III Межд. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 2–3 марта 2010 г.) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – Ч. I. – С. 94–99. - [Электронный ресурс]. Доступно на: https://pspu.ru/upload/pages/8191/Skripova_Iu._Iu._Nauchno-pozn._dejatenost.PDF. Дата обращения: 01.02 2022 г.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет научно-познавательная литература в чтении младшего школьника?
Научно-познавательная литература играет важную роль в чтении младшего школьника, так как она даёт ребенку возможность расширить свои знания о мире и узнать больше о разных областях науки. Кроме того, она развивает у детей любознательность, мышление, логическое мышление и умение анализировать. Они могут узнать о животных, растениях, истории, географии и многом другом. Также эта литература позволяет детям узнать о том, как работает мир вокруг них, а это поможет им лучше понимать и адаптироваться к окружающей среде.
Какие разделы научно-познавательной литературы существуют для младших школьников?
Для младших школьников существуют различные разделы научно-познавательной литературы. Например, научно-художественная литература, которая сочетает в себе элементы научной информации и художественной литературы, и научно-популярная литература, которая представляет информацию научного характера в доступной и увлекательной форме. Также есть справочно-энциклопедическая литература, которая содержит сборник знаний по разным темам, и позволяет детям узнать больше о конкретной области. Кроме того, существует научная литература, которая предназначена для более глубокого погружения в определенную область знаний.
Какую пользу приносит научно-познавательная литература младшим школьникам?
Научно-познавательная литература приносит младшим школьникам множество пользы. Во-первых, она помогает расширить и углубить их знания о мире, окружающей природе, технологиях и науке. Во-вторых, она развивает у детей любознательность, умение анализировать информацию и логическое мышление. В-третьих, она помогает укрепить словарный запас ребенка, развить его речь и письмо. В-четвертых, она способствует формированию позитивного отношения к чтению и самообразованию. Она также может вдохновить ребенка на дальнейшую изучение научных дисциплин и выбор профессии в будущем.
Какую литературу читать младшим школьникам?
Для младших школьников рекомендуется читать научно-познавательную литературу, которая помогает расширить их кругозор, развивает логическое мышление и интерес к науке и окружающему миру.
Что такое научно-познавательная литература?
Научно-познавательная литература - это книги, статьи и другие публикации, которые предназначены для расширения знаний о научных фактах, явлениях и законах, а также для развития познавательных навыков и интереса к науке.
Какие разделы научно-познавательной литературы существуют для младших школьников?
Для младших школьников существуют такие разделы научно-познавательной литературы, как научно-художественная литература, научно-популярная литература и справочно-энциклопедическая литература.
Как отличается научно-художественная литература от научно-популярной?
Научно-художественная литература сочетает научные факты и явления с элементами вымысла и фантазии, в то время как научно-популярная литература описывает научные факты и явления доступным и интересным для детей понятным языком, без использования вымышленных элементов.
Какую пользу может принести чтение научно-познавательной литературы младшим школьникам?
Чтение научно-познавательной литературы помогает младшим школьникам расширить кругозор, развить интерес к науке и окружающему миру, улучшить логическое мышление, развить навыки информационного поиска и узнать много нового о различных явлениях и законах природы и общества.
Какую роль играет научно-познавательная литература в круге чтения младшего школьника?
Научно-познавательная литература имеет важное значение в круге чтения младшего школьника. Она позволяет детям расширять свои знания о мире, развивать логическое мышление и познавательную активность. Такая литература помогает формировать интерес к науке и научному методу, а также развивает навыки работы с информацией и исследовательскую деятельность.