Психологические особенности детей шестилетнего возраста, проблемы их обучения в начальной школе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 05.03.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Особенности развития детей шестилетнего возраста 5
2. Проблемы школьного обучения детей шести лет 9
Заключение 14
Список использованных источников 16

Фрагмент для ознакомления

Достаточная работоспособность позволяет ребенку использовать необходимое количество умственной и физической энергии для достижения цели при качественном выполнении умственной или физической работы.Как свидетельствуют психофизиологические исследования, уровень работоспособности отражает степень функциональной зрелости и интеграции корковых и подкорковых структур. Установлено, что продолжительность различных фаз работоспособности определяется возрастом: чем младше ребенок, тем продолжительнее обучение и короче период оптимальной работоспособности. При этом более отчетливо выражен компенсационный период и более выражено утомление[3].Динамика врабатывания у относительно здоровых и зрелых в физиологическом отношении детей соответствует - от трех до пяти, период оптимальной работоспособности - 10-15 минут, еще 5-7 минут приходится на период неустойчивой работоспособности и далее наступает утомление[2].Утомление – особое состояние организма, возникающее при длительной работе и со значительными затратами на организм, возникающее при длительной работе и характеризующееся нарушением интеграции в деятельность систем организма, снижением регуляторных влияний коры головного мозга и усиление подкорковых влияний. В этом отношении важнейшей задачей воспитания является управление этим процессом, целью которого является удержание утомления в рамках возраста ребенка[4].Анализ психофизиологических особенностей детей, еще не достигших 7-летнего возраста, когда они начинают осваивать учебную деятельность, свидетельствует о достаточно высокой вероятности развития школьной дезадаптации вследствие недостаточной зрелости мозговых систем. Проблемным является уровень развития сенсорных, моторных навыков, не сформированы умения произвольного контроля над поведением и интеллектуальной деятельностью. Эти особенности не позволяют рассматривать в качестве возможного переход к началу систематического школьно-урочного обучения детей с шести лет.ЗаключениеМладший школьный возраст — это период, когда необходимо сформировать полноценные черты личности, это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими мыслительными процессами, учится управлять вниманием, памятью и мышлением.Шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основным занятием были игры, очень сложно сразу переключиться, так как основной работой становится учение. Оно требует от детей гораздо большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстрое и безболезненное преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, возможно за счет использования игры как методического приема. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилетних детей должны быть направлены: на формирование мотивов обучения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов; развитие продуктивных методов и навыков воспитательной работы; на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей; развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; на формирование соответствующего чувства собственного достоинства, развитие умения критиковать себя и других; на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности, в ходе которой новые достижения закрепляются.Наш теоретический анализ литературы показал, что в каждом возрасте школа ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка вовремя не будут выработаны навыки, которые позволят находить правильные решения этих проблем, они станут непреодолимыми трудностями, которые по мере накопления становятся проблемами не только для самого ребенка, но и для его родителей и учителей.Список использованных источниковАфонькина, Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа "Успех". Старшая группа / Ю.А. Афонькина. - М.: Учитель, 2021. - 963 c.Бахарева, К.С. Психологическая реабилитация в детском возрасте / К.С. Бахарева. - М.: Феникс, 2019. - 833 c.Белькович, В.Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Старшая группа / В.Ю. Белькович. - М.: Русское слово, 2018. - 249 c.Била, И.Ю. Детская творческая конструктология / И.Ю. Била. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 420 c.Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 144 c.Диксон, У. 20 великих открытий в детской психологии: моногр. / У. Диксон. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 448 c.Земцова, О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет / О.Н. Земцова. - М.: Machaon, 2016. - 128 c.Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Унiверсiтэцкае, 2018. - 316 c.Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2016. - 304 c.Шалина, О.Н. Проблемы психологической адаптации / О.Н.Шалина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 108 c.


Список использованных источников

1. Афонькина, Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа "Успех". Старшая группа / Ю.А. Афонькина. - М.: Учитель, 2021. - 963 c.
2. Бахарева, К.С. Психологическая реабилитация в детском возрасте / К.С. Бахарева. - М.: Феникс, 2019. - 833 c.
3. Белькович, В.Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Старшая группа / В.Ю. Белькович. - М.: Русское слово, 2018. - 249 c.
4. Била, И.Ю. Детская творческая конструктология / И.Ю. Била. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 420 c.
5. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 144 c.
6. Диксон, У. 20 великих открытий в детской психологии: моногр. / У. Диксон. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 448 c.
7. Земцова, О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет / О.Н. Земцова. - М.: Machaon, 2016. - 128 c.
8. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Унiверсiтэцкае, 2018. - 316 c.
9. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2016. - 304 c.
10. Шалина, О.Н. Проблемы психологической адаптации / О.Н.Шалина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 108 c.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития характерны для детей шестилетнего возраста?

В шестилетнем возрасте дети активно развивают свои интеллектуальные способности, осваивают навыки чтения и письма, начинают формировать свое мировоззрение и личностные особенности. Ребенок становится все более самостоятельным и начинает проявлять интерес к социальной среде и культуре в целом.

Какие проблемы могут возникать при обучении детей шести лет в начальной школе?

Одной из главных проблем является недостаточная концентрация внимания у детей данного возраста. Это может затруднять усвоение нового материала и выполнение заданий. Также дети шести лет могут испытывать трудности с организацией своего времени и управлением своими эмоциями.

Как психофизиологические исследования свидетельствуют о работоспособности детей шестилетнего возраста?

Психофизиологические исследования показывают, что дети шести лет обладают достаточной работоспособностью, что позволяет им использовать необходимое количество умственной и физической энергии для достижения своих целей. Однако, чтобы эта работоспособность была наиболее эффективной, необходимо, чтобы дети занимались качественной умственной или физической работой.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные психологические и педагогические источники, включая научные статьи, книги и исследования в области развития детей шестилетнего возраста и проблем их обучения в начальной школе.

Какие личностные особенности формируются у детей в шестилетнем возрасте?

В шестилетнем возрасте дети начинают формировать свое мировоззрение и личностные особенности. Они становятся все более самостоятельными, проявляют интерес к социальной среде и культуре в целом. Также они начинают развивать свою индивидуальность и активно изучают возможности своего тела и ума.

Какие психологические особенности характерны для детей шестилетнего возраста?

Дети шестилетнего возраста активно развиваются, как физически, так и умственно. Они начинают проявлять интерес к обучению, усваивают новые знания и навыки.

Какие проблемы могут возникать при обучении детей шести лет в начальной школе?

У детей шести лет могут возникать проблемы с концентрацией внимания, самоконтролем, организацией времени. Они могут испытывать трудности в освоении некоторых школьных предметов и социализации с другими детьми.

Какие преимущества имеют дети шестилетнего возраста при обучении в начальной школе?

Дети шести лет уже обладают некоторыми навыками письма, чтения и математического мышления. Они могут быстрее адаптироваться к школьной среде и воспринимать новую информацию. Также у них начинает формироваться интерес к получению знаний.

Как ребенок шестилетнего возраста использует свою работоспособность при обучении?

Ребенок шестилетнего возраста использует достаточное количество умственной и физической энергии для достижения своей цели в учебе. Он может сосредотачиваться на задании, активно мыслить и применять свои знания и умения в практической деятельности.

Какие исследования свидетельствуют о психофизиологических особенностях детей шестилетнего возраста?

Психофизиологические исследования показывают, что дети шестилетнего возраста обладают развитым мышлением, которое способствует активному усвоению новой информации. Они также обладают достаточной физической энергией для выполнения умственной и физической работы.