Социальная политика Государства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 06.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект государственной социальной политики 4
1.1Сущность и особенности социальной политики 4
1.2Характеристика задач социальной политики 8
Глава 2. Практический аспект социальной политики 14
2.1 Основные направления социальной политики РФ 14
2.2 Реализация государственной социальной политики на примере Санкт-Петербурга 20
2.3 Проблемы реализации государственной социальной политики и пути их решения 23
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Начнем с сферы здравоохранения, в которой существуют такие проблемы, как недостаточное финансирование здравоохранения, внедрение инноваций без предварительной апробации на практике, недостаточная доступность лекарственных средств.Чаще всего средства, которые государство выделяет из городского бюджета, просто не доходят до государственных медицинских учреждений, оборудование в них зачастую неисправно или его не хватает. Технологии достаточно сложно внедрить в старых клиниках, а на покупку действительно качественных материалов не всегда хватает средств.В жилищной сфере мы сталкиваемся с такой трудностью, как привлечение подрядчиков, которые работают через большое количество фирм и занимаются жилищным строительством. По мнению экспертов, уровень предложения как первичного, так и вторичного жилья в Петербурге достиг докризисного уровня. Застройщики часто не соблюдают условия договора, возникают противоречия между подрядчиками, покупателями и теми органами, которые вообще несут ответственность за такие убытки. Кроме того, существует проблема стоимости жилья.Сегодня средняя цена квартиры на вторичном рынке выросла почти на 0,10%. Процент продолжает расти, поэтому покупателям предлагается жилье на крайне выгодных условиях. Но людям приходится соглашаться, ведь цены постоянно растут, и нет никаких гарантий, что через некоторое время покупка будет такой же выгодной, как и раньше.Для получения адресной социальной помощи на решение вышеуказанных проблем людям необходимо предоставить доказательства принадлежности к малообеспеченным категориям населения, такие как:Малоимущие граждане, ежемесячный доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге; Многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей; Ветераны Великой Отечественной войны, а также ветераны боевых действий; Инвалиды и семьи, в которых проживает ребенок-инвалид, нуждающийся в специальном лечении, уходе и реабилитации; Герои СССР, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы и члены их семей, ведущие с ними совместное хозяйство; Реабилитированы граждане, лишившиеся первоначального жилья в Санкт-Петербурге. Утрата может быть связана с репрессиями, тюремным заключением и выселением.2.3 Проблемы реализации государственной социальной политики и пути их решенияПроблемное поле социальной политики Социальная политика выступает частью общей государственной политики, которая непосредственно затрагивает отношения между социальными группами, обществом и отдельными его членами.Эти отношения строятся на основе стремления к совершенствованию социальной структуры, а также к повышению благосостояния населения и повышению качества жизни граждан государства. Эти показатели являются ключевыми, поскольку определяют уровень благосостояния государства и степень его процветания. По сути, удовлетворение потребностей и интересов граждан связано с развитием всего государства в целом.[2]Тем не менее исследователи подчеркивают, что политика сегодня сталкивается с некоторыми противоречиями и трудностями, которые необходимо разрешить для лучшей работы институтов гражданского общества и всего государства в целом. Несмотря на то, что социальная политика направлена на многие сферы жизни человека, ее все же трудно назвать совершенной, а ее состояние удовлетворительным. Исследователи также акцентируют внимание на своей неуверенности в том, что в ближайшее время произойдут изменения, которые могут привести к положительному результату в этой области.Это связано с нестабильным состоянием социально-экономической и политической сферы, а что касается России, то наша страна находится в некоем кризисе, который необходимо разрешить как можно скорее.Актуальной проблемой в условиях современного развития социальной политики является низкий уровень реальных доходов граждан, а также сильнейший разрыв между обеспеченными и малообеспеченными категориями населения. Из-за низких доходов граждане не могут в полной мере удовлетворять свои потребности, что приводит к росту неудовлетворенности социальной политикой в целом.Остаются острые и крайне неотложные вопросы в сфере образования и здравоохранения. Сегодня ощущается нехватка качественных социальных услуг, а также нехватка квалифицированных кадров в сфере образования и здравоохранения. Это также связано с тем, что профессии становятся менее востребованными из-за низкой заработной платы, а также с тем, что сегодня эти профессии теряют свою престижность, устаревают. [1]Сегодня в России существует множество актуальных проблем, связанных с государственной социальной политикой и ее реализацией:Низкий уровень пенсионных выплат; Низкий уровень реальных доходов граждан; Наличие малозащищенных категорий населения, находящихся в зоне постоянного риска и нуждающихся в особом внимании со стороны государства; Острая нехватка квалифицированных социальных работников; Асимметрия в сфере государственной политики страны.В связи с наличием широкого круга проблем исследователи отмечают, что из всех направлений государству необходимо выбрать наиболее приоритетные, требующие большего внимания и развития в рамках государственной социальной политики: Во-первых, необходимо повысить уровень оплаты труда отдельных категорий работников, которые относятся к бюджетной сфере.Это возможно благодаря указам Президента Российской Федерации, а также при проведении разработки и реформы пенсионного и социального обеспечения. Важно учитывать необходимость адресности социальных льгот: они должны предоставляться тем категориям граждан, которые в обязательном порядке подтвердили свое положение и потребность в социальных льготах и поддержке; Во-вторых, попытаться реализовать меры по стимулированию трудовой мобильности занятого населения. Сюда же относится трудовая подготовка или переподготовка трудовых кадров, создание новых рабочих мест, которые будут отвечать всем требованиям, выдвигаемым инновационной экономикой в связи с процессами глобализации и информатизации.Следует отметить важность реализации мер, направленных на упрощение процедуры привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных кадров, а также либерализацию условий их пребывания в нашей стране и осуществления трудовой и профессиональной деятельности в каждом субъекте Федерации. .Что касается системы здравоохранения, то ее развитие возможно путем реформирования системы обязательного медицинского страхования граждан, модернизации уже применяемого оборудования и технологий в связи с их активным развитием и изменением. Формируется сеть современных медицинских центров и перинатальных центров, проводится реструктуризация учреждений здравоохранения, развиваются стационарная и реабилитационная сферы.[15]Сегодня в медицине активно используются механизмы государственно-частного партнерства, в связи с чем растет количество медицинских учреждений нового типа и, соответственно, с новыми организационно-правовыми формами организации деятельности и оказания медицинских услуг.Система образования требует особого внимания. Значит, надо развивать его открытость к внешним запросам, применять проектные методы. С помощью конкурсов необходимо выявить и поддержать лидеров, готовых успешно реализовывать новые образовательные подходы к организации и реализации педагогических практик.Важна адресность инструментов ресурсной поддержки, а также комплексный характер решений, принимаемых в образовательной сфере. Жилищно-коммунальное хозяйство становится одним из объектов социальной политики государства.Дальнейшее стимулирование жилищного строительства должно быть обновлено с новой силой. В первую очередь важно строить комфортное и доступное жилье эконом-класса, а также малоэтажное строительство. При этом нельзя забывать о восстановлении сниженных в условиях кризисных ситуаций темпов роста покупки жилых помещений на условиях ипотеки (смягчение требований, предоставление льгот и скидок отдельным категориям граждан).Рассмотренные выше модели социальной политики позволяют отнести российскую модель в большей степени к бисмарковской. Россию отличает нежесткое государственное регулирование, где социальная ответственность за человека возлагается в большей степени на рынок труда, между тем государство в настоящее время разрабатывает механизмы государственной социальной ответственности за человека.[10]В России на данный момент можно отметить рост объема и качества социальных услуг, несмотря на это, он недостаточен для эффективности социальной политики, но имеет тенденцию к дальнейшему увеличению.На данный момент наблюдается тенденция к снижению реальной заработной платы, решить которую государство пытается за счет увеличения категорий лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки. Также можно отметить существенную разницу регионов по уровню ресурсной обеспеченности, что, в свою очередь, приводит к расслоению населения и социальной нестабильности.Сохранение текущего уровня заработной платы трудоспособного населения может негативно сказаться на социальной политике государства. Так, уже сейчас есть категории граждан, которые не имеют возможности на уровне своей зарплаты оплачивать коммунальные, образовательные и медицинские услуги.В целях развития социальной политики необходимо провести ряд мероприятий по развитию пенсионной системы за счет услуг страховых компаний, увеличению размеров пенсий и их индексации, развитию социальных служб по выявлению нуждающихся в социальной поддержке, разработать индивидуальный подход к оказанию социальной помощи, активизировать демографическую политику и профсоюзную деятельность, уравнять доходы регионов и их финансовое обеспечение.Таким образом, социальная политика Российской Федерации развивается в рамках бисмарковской модели государства всеобщего благоденствия, между тем на данный момент она недостаточно разработана и эффективна, так как не способна удовлетворить социальные потребности населения и снизить социальной нагрузки на трудоспособное население, а также для выравнивания финансового благополучия регионов.ЗаключениеСоциальная политика является одной из наиболее важных элементов деятельности общества. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами. Улучшение системы социальных отношений в этом направлении, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, минимизация социального неравенства, а также повышение экономического состояния как материально-финансовой базы.К основным функциям национальной социальной политики можно отнести следующие: стабилизация – приведение социального положения и социальных отношений к устойчивости всех групп населения; стимулирование и поддержание всех социальной и экономической активности граждан; функция гарантирования, которая создает основу для обеспечения нижнего предела материальных возможностей для нормального жизнеобеспечения; защитная функция, которая осуществляет помощь гражданам в случае наступления социального кризиса и риска. Взаимодействие вышеперечисленных функций нуждается в постоянном поддержании его баланса. В случае снижения действия стимулирующей функции снижается ресурсное обеспечение социальной политики, а также снижение финансирования социальных программ. Дисбаланс стабилизирующей функции приводит к нарастанию социальной дифференциации и социальному напряжению в социуме.Список используемой литературыНаучная литература1. А.В. Сурин. Государственное управление. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2020. – 312 с.2. В.И. Кнорринг. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2018. – 416 с.3. В.Н. Башкин. Государственное управление. – М.: Высшая школа, 2020. – 360 с.4. Е.М. Бабосов. Социальное управление. – М.: ТетраСистемс, 2019. – 432 с.5. Классики теории государственного управления. Управленческие идеи в России. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. – 800 с.6. Модернизация российской экономики и государственное управление. – М.: КомКнига, 2019. – 376 с.7. Н.В. Лопатина. Социология управления. – М.: Академический проект, 2019. – 208 с.Статьи и монографии8. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2021. — №9. — С. 511-514.9. Егорова М.С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 5-2. – С. 302-304;10. Кагерманов А. С. Исторические предпосылки реализации социальной политики России // Молодой ученый. — 2021. — №16. — С. 337-339.11. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные задачи социальной политики в России на современном этапе становления рыночной экономики // Молодой ученый. — 2021. — №11.4. — С. 211-212.12. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные проблемы социальной политики Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020. — №11.4. — С. 212-21413. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2020. — №11.4. — С. 208-211.14. Смирнова А. А., Егорова М. С. Теоретические основы социальной политики // Молодой ученый. — 2018. — №11.4. — С. 207-208.15. Степанов А. Б. Особенности формирования региональной социальной политики в отношении семей // Молодой ученый. — 2021. — №1. — С. 94-96.16. Степанян Т. М. Справедливость распределения доходов как приоритет и основа социальной политики государства [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань: Бук, 2020. — С. 17-20.17. Узунян А. А., Сланченко Л. И. Социальная политика и экономическая безопасность // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 494-49618. Шаяхметова А. И. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт // Молодой ученый. — 2020. — №34. — С. 53-56.19. Яковлев А. С., Агаркова В. Ю., Чубакова А. С. Социальная политика как многоуровневая дилемма формирования социального государства // Молодой ученый. — 2020. — №15.1. — С. 27-29.
1. А.В. Сурин. Государственное управление. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2020. – 312 с.
2. В.И. Кнорринг. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2018. – 416 с.
3. В.Н. Башкин. Государственное управление. – М.: Высшая школа, 2020. – 360 с.
4. Е.М. Бабосов. Социальное управление. – М.: ТетраСистемс, 2019. – 432 с.
5. Классики теории государственного управления. Управленческие идеи в России. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. – 800 с.
6. Модернизация российской экономики и государственное управление. – М.: КомКнига, 2019. – 376 с.
7. Н.В. Лопатина. Социология управления. – М.: Академический проект, 2019. – 208 с.
Статьи и монографии
8. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2021. — №9. — С. 511-514.
9. Егорова М.С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 5-2. – С. 302-304;
10. Кагерманов А. С. Исторические предпосылки реализации социальной политики России // Молодой ученый. — 2021. — №16. — С. 337-339.
11. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные задачи социальной политики в России на современном этапе становления рыночной экономики // Молодой ученый. — 2021. — №11.4. — С. 211-212.
12. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные проблемы социальной политики Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020. — №11.4. — С. 212-214
13. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2020. — №11.4. — С. 208-211.
14. Смирнова А. А., Егорова М. С. Теоретические основы социальной политики // Молодой ученый. — 2018. — №11.4. — С. 207-208.
15. Степанов А. Б. Особенности формирования региональной социальной политики в отношении семей // Молодой ученый. — 2021. — №1. — С. 94-96.
16. Степанян Т. М. Справедливость распределения доходов как приоритет и основа социальной политики государства [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань: Бук, 2020. — С. 17-20.
17. Узунян А. А., Сланченко Л. И. Социальная политика и экономическая безопасность // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 494-496
18. Шаяхметова А. И. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт // Молодой ученый. — 2020. — №34. — С. 53-56.
19. Яковлев А. С., Агаркова В. Ю., Чубакова А. С. Социальная политика как многоуровневая дилемма формирования социального государства // Молодой ученый. — 2020. — №15.1. — С. 27-29.
Вопрос-ответ:
Что такое социальная политика?
Социальная политика - это система мер и программ, направленных на обеспечение социальной защиты и благополучия граждан, решение социальных проблем и неравенств в обществе.
Какие задачи ставит перед собой социальная политика?
Социальная политика стремится снизить уровень бедности и безработицы, обеспечить доступность медицинской помощи и образования, улучшить условия жизни и защитить права граждан.
Какие основные направления социальной политики в РФ?
Основные направления социальной политики в РФ включают обеспечение доступности здравоохранения и образования, поддержку малообеспеченных семей, пенсионную и социальную защиту граждан.
Как реализуется государственная социальная политика в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге государственная социальная политика реализуется через программы поддержки и помощи малообеспеченным семьям, строительство и реконструкцию социальных объектов, создание рабочих мест и развитие социальной инфраструктуры.
Какие проблемы возникают при реализации государственной социальной политики и как их решить?
Проблемами при реализации государственной социальной политики могут быть недостаточное финансирование, неэффективное использование ресурсов, коррупция и бюрократические преграды. Для их решения необходимо улучшить контроль за расходованием средств, повысить прозрачность процессов и активизировать общественное участие в принятии решений.
Какова сущность и особенности социальной политики?
Социальная политика - это система мер и действий государства, направленных на достижение социальной справедливости, обеспечение благосостояния граждан и улучшение качества их жизни. Особенности социальной политики заключаются в том, что она учитывает социальные потребности и интересы различных групп населения, работает на урегулирование социальных конфликтов, содействует социальной интеграции и снижению неравенства.
Какие задачи решает социальная политика?
Социальная политика ставит перед собой задачу обеспечения социальной защиты и безопасности граждан, повышения уровня занятости и доходов населения, обеспечения доступа к качественным услугам социального обслуживания и медицинского обеспечения, развития системы образования и поддержки семьи. Важным аспектом социальной политики является также борьба с бедностью и социальным исключением, а также поддержка уязвимых групп населения.
Как реализуется государственная социальная политика в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге государственная социальная политика реализуется через различные программы и проекты, направленные на улучшение жизни горожан. Например, в последние годы в городе активно развивается система социального обслуживания населения, реализуются программы поддержки малообеспеченных семей, разработаны меры по интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Также важным аспектом социальной политики в Санкт-Петербурге является развитие системы медицинского обслуживания и развитие образования.