Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания на основе проектных подходов в преемственности

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Методика преподавания
  • 16 16 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 09.03.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
.
Фрагмент для ознакомления

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:написание сочинения-рассуждения на заданную тему; выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям; сочинение своего стихотворения, басни, сказки. К примеру на уроке обществознания можно дать обучающимся задание, сутью которого является разработка на тему «Умеем ли мы покупать или правила рационального потребителя». В процессе работы над данным проектом, исполнитель получает множество полезных советов, необходимых в жизни, знакомится с правилами составления претензий.При изучении экономики ученики составляют рекламные проекты, плакаты собственных предприятий, бизнес - проекты с расчетами экономической прибыли, рентабельности с защитой. Приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) позволяют не только читать, но и перерабатывать информацию.Во время того, когда обучающиеся находятся на уроках ситори, перед ними постоянно ставится вопрос и они попадают в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом обучающийся проводит как фактический анализ, ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и развития страны. Для того, чтобы отвечать на поставленные вопросы, ему приходится изучить огромное количество информации и провести ее анализ. Во время ищучения новой темы учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», Применяю задания на систематизацию событийного материала в логические цепочки: причины - ход событий -- итоги; сравнение сопоставимых фактов.Довольно часто на уроках истории используется такой проективный метод, как приём «Алфавит на доске» поистория Древней Греции в 5 классе даётся: 1 задание: Составить перечень слов, начинающихсяс буквы А: Аттика, Афины, ареопаг, архонты, агора, амфоры, Арес, акрополь2 задание: Работа в парах: составить текст с данными словами.Обучающиеся готовят презентации с использованием материала из разных источников, составляют тесты, проблемные вопросы, даже составляют сценарии телепередач( «Вести из прошлого», «Знаете ли вы?» «Исторические новости» «По страницам старых газет». При изучении темы «Быт и нравы» составляют тесты ли вопросы для будущей викторины, а также и тексты с ошибками.Также стоит отметить, что может использоваться приём составления образов , то есть реконструкций исторических фактов, который воспроизводится от лица участника события, от лица потомка, диалог участников событий. К примеру, во время изучения на уроке истории темы «внутренняя политика Екатерины Великой», учитель может дать следующее задание: используя свои знания, дети должны рассказать от первого лица о жизни:от имени крестьянинаот имени дворянинаот имени участника крестьянского восстания Е. ПугачёваДалее учителем организуется групповая работа, которая длится в течении пяти минут. В 5 классе на уроках детям можно давать задание на составление рассказа от имени путешественника в Грецию-Афины, в Спарту, очевидца олимпийских игр или путешественника в средневековый город или рассказ от имени самого жителя (на основе нового материала, который ученики должны прочитать заранее).Для закрепления изученных тем дети составляют кластеры, а также и синквейны.На различных уроках и этапах урока систематически используются различные задания:«Дерево вопросов»Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»Бортовой журнал«Узелок на память»«Кубик Блума» и другие.При обсуждении на педсовете этой проблемы предложили следующиепрограммы:«Год читателя на всю жизнь»«Узнай новые миры – Читай!»«Книги изменяют жизнь»«Построй свое будущее – Читай!»«Создадим нацию читателей»Мы надеемся на то, что все выше перечисленные приемы и методы помогут ученикам научиться правильно работать с книгами и полюбить их, а также в полной степени разовьют у них навыки читательской грамотности.ЗаключениеВ современном компьютеризированном обществе остро стоит проблема «кризиса чтения». Дети смотрят фильмы, но не читают произведения. В следствие этого появляется проблема отсутствия читательской грамотности у обучающихся . Данные исследования очень неутешительны: на вопрос о том, какую роль в твоей жизни играет книга, некоторые ответили, что читать некогда.Одним из способов решения данной проблемы может служить выполнения различная проектная деятельность, в процессе которой ученики читают и анализируют огромное количество источников. В процессе изучения огромного количества литературы мы смогли выявить, что проектный метод переемственности является перспективным для формирования читательской грамотности обучающихся. Список источников и литературыГостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34-57.Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А.К.Григорьева, И.И.Московкина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176.https://infourok.ru/prezentaciya-i-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3662441.htmlhttps://infourok.ru/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-na-temu-metody-i-priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obshes-5237031.html

Список источников и литературы
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34-57.
2. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А.К.Григорьева, И.И.Московкина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176.
3. https://infourok.ru/prezentaciya-i-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3662441.html
4. https://infourok.ru/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-na-temu-metody-i-priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obshes-5237031.html

Вопрос-ответ:

Какие приемы формирования читательской грамотности используются на уроках истории и обществознания?

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются написание сочинения, рассуждения на заданную тему, выполнение творческой работы, иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям, сочинение своего стихотворения, басни или сказки.

Какие проектные подходы используются для формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания?

В формировании читательской грамотности в рамках проектных подходов на уроках истории и обществознания используются различные методы и задания. Например, учащимся могут быть даны задания на написание сочинений или рассуждений на заданную тему, выполнение творческих работ, создание иллюстраций к произведениям, проведение викторин или кроссвордов по прочитанным произведениям, а также написание собственных стихотворений, басен или сказок.

Как проектные подходы способствуют формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания?

Проектные подходы на уроках истории и обществознания способствуют формированию читательской грамотности, так как они позволяют учащимся активно взаимодействовать с текстами и произведениями, осуществлять анализ и обработку информации, а также проявлять свою творческую активность. Разнообразные задания и проекты мотивируют учащихся к чтению и пониманию текстов, развивают их критическое мышление, а также способности к самостоятельной творческой деятельности.

Какие задания можно дать учащимся на уроке обществознания для формирования читательской грамотности?

На уроке обществознания можно дать учащимся задание написать сочинение или рассуждение на заданную тему, выполнить творческую работу, создать иллюстрацию к прочитанным произведениям, провести викторину или кроссворд по прочитанным произведениям, а также написать свое собственное стихотворение, басню или сказку.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность — это способность читать, понимать и анализировать тексты разного стиля и жанра, активно использовать полученную информацию, а также критически мыслить и судить о прочитанных произведениях.

Какие приемы используются для формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания?

При формировании читательской грамотности на уроках истории и обществознания используются различные проектные подходы, такие как написание сочинения, рассуждения на заданную тему, выполнение творческих работ, создание иллюстраций к произведениям, проведение викторин и кроссвордов по прочитанным произведениям, а также написание своих стихотворений, басен и сказок.

Какие задания можно дать обучающимся на уроке обществознания для формирования читательской грамотности?

На уроке обществознания можно дать задание обучающимся написать сочинение или рассуждение на заданную тему, выполнить творческую работу, создать иллюстрацию к прочитанным произведениям, провести викторину или кроссворд по прочитанным произведениям, а также написать своё стихотворение, басню или сказку.

Какие проектные подходы используются для формирования читательской грамотности?

Для формирования читательской грамотности используются проектные подходы, включающие написание сочинения, рассуждения на заданную тему, выполнение творческих работ, создание иллюстраций к прочитанным произведениям, проведение викторин и кроссвордов по прочитанным произведениям, а также написание своих стихотворений, басен и сказок.

Какие навыки развиваются при работе с проектными подходами на уроках истории и обществознания?

Работа с проектными подходами на уроках истории и обществознания позволяет развивать у учащихся навыки чтения, понимания и анализа текстов разного стиля и жанра, умение использовать полученную информацию, проводить критическую оценку прочитанных произведений, а также развивать креативное мышление и умение самостоятельно выражать свои мысли.

Какие приемы формирования читательской грамотности используются в рамках проектной технологии на уроках истории и обществознания?

В рамках проектной технологии на уроках истории и обществознания для формирования читательской грамотности используются различные приемы, такие как написание сочинений и рассуждений на заданную тему, выполнение творческих работ, создание иллюстраций к прочитанным произведениям, проведение викторин и кроссвордов по прочитанным произведениям, написание своих стихотворений, басен и сказок.