«Домашняя работа по русскому языку в начальных классах»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Домашняя работа по русскому языку при организации учебного процесса 5
1.1. Особенности организации домашней работы по русскому языку младшего школьника 5
1.2. Виды домашней работы и их значение для формирования самостоятельности младших школьников 10
1.3. Правила выполнения домашней работы 12
1.4. Проверка домашней работы 13
1.5. Методические рекомендации по выполнению домашних работ младших школьников. Опыт педагогов 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 29
На уроке русского языка во 2-м классе по теме «Синонимы» планируемыми результатами урока являются следующие: Предметные: знать, что такое синонимы; определять и доказывать, что выбранные слова являются синонимами; приводить примеры синонимов. Метапредметные: определять учебную задачу урока под руководством учителя; планировать ее выполнение, оценивать результат; анализировать учебный текст, преобразовывать его в схему, рисунок, в другой текст; пользоваться словарём учебника, находить в нем информацию по теме урока. Личностные: проявлять интерес к теме урока. Что может являться домашним заданием для данного урока? 1. Выучить определение синонимов (для всех!), если была проведена соответствующая работа на уроке. • Прочитайте определение. • О каком понятии идёт речь? Подчеркните. • Подчеркните слова, которые помогают понять, что такое синонимы. • На основе выделенных опорных слов воспроизведите определение. • Как составить схему определения? Какие слова должны быть включены в схему: слова, синонимы, одинаковый смысл, пишутся по-разному, пишутся одинаково. • Составьте схему. • Воспроизведите определение по опорным словам. • Как составить алгоритм? Начните со слов: прочитайте слова, одинаковы ли они по смыслу (да, нет). Продолжите. • Воспроизведите определение по алгоритму. • Выберите наиболее удобный для вас способ запоминания определения. 2. Выполните упражнение № … (Разбор учебного задания к этому упражнению на уроке). Прочитайте задание к упражнению. • Определите опорные слова – действия. • Составьте план выполнения упражнения. • Подчеркните, какие задания вы будете выполнять устно, письменно. • Укажите, в каких заданиях можно сделать ошибку. Какая информация учебника может вам помочь? 3. Выпишите из словаря в учебнике синонимы (3 пары), составьте с ними предложения. (В процессе урока обращались к словарю синонимов учебника). Право выбора 2, 3 задания определяется обучающимися.Практика показывает, что применение необычных заданий на уроках, а также в рамках домашнего задания не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение. При организации необычных заданий необходимо помнить о том, что эффективность организации домашней работы также зависит от контроля материала и постановки домашнего задания, оптимизации размера домашнего задания и учета индивидуальных возможностей выполнения домашней работы детьми. Для того, чтобы повысить интерес к предмету «Русский язык» нужно задавать детям домашнее задание в нетрадиционной форме. Так, в изученном нами педагогическом опыте встречаются различные примеры заданий, которые способны повысить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания по математике последующих приемов и средств. 1. Установление компонента новизны. Для увеличения предприимчивости исполнения, в домашние задания подключался обусловленный элемент новизны в работу обучающихся. Он осуществлялся в различных конфигурациях учебной работы, в том числе: 2. Интересные задачи (кроссворды, головоломки, ребусы и т.п.). В частности, переставляя буквы в некоторых местах отгадать слова: марзер, ядол, тинервал, жарывение, риавация. Результат: размер, доля, промежуток, выражение, вариация. 3. Познавательные вопросы. Одним из путей активации деятельности обучающихся является и указание связи постигаемого материала с окружающей деятельностью. 4. Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его с помощью математических примеров. Такая организация домашнего задания стимулирует интерес к предмету, формирует самостоятельность, а также развивает творческое воображение. Изложенное позволяет сформулировать следующие важные выводы. Домашняя работа младших школьников служит средством развития самостоятельности. Организация домашней работы – важный компонент между образованием и самообразованием. При организации домашнего задания необходимо учитывать контроль материала и постановка домашнего задания, оптимизация размера домашнего задания и учет индивидуальных возможностей детей. Домашнее задание можно организовывать в нетрадиционной форме, чтобы вызвать интерес учеников к предмету. Все вышеперечисленное может свидетельствовать о том, что домашняя работа младших школьников – многообразная организованная учителем усиленная работа обучающихся, направленная на выполнение определенной дидактической цели в специально назначенное для этого время: поиск, осознание, фиксирование, развитие, формирование, обобщение и систематизацию универсальных учебных действий. ЗаключениеВ настоящее время, в связи с внедрением ФГОС, школа нуждается в организации такой деятельности, которая смогла бы обеспечить развитие индивидуальных и творческих способностей каждого учащегося. Задача педагога состоит в том, чтобы найти как можно больше способов, приёмов и педагогических ситуаций, которые будут активизировать познавательную деятельность учащегося. Домашние задания – форма самостоятельной работы учащихся; обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию. Следовательно, домашние задания являются средством организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся во внеурочной время. На уроках русского языка вместо скучного повторения материала игра позволяет в соревновательной, игровой форме закрепить имеющиеся знания. Она способствует лучшему усвоению знаний, их углублению. Таким образом, на основании изученного материала можно сделать следующие выводы. Во-первых, существует множество игровых форм проверки домашнего задания. Во-вторых, они действительно актуальны и отвечают требованиям ФГОС, так как направлены на когнитивное развитие учащихся. Кроме того, игровые приемы позволяют учителю раскрыть творческий потенциал учащихся, способствуют развитию различных компетенций: коммуникативной, лингвистической, организационной и многих других. Домашняя работа – составная часть процесса обучения, способствующая фор- мированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, в процессе выполнения домашней работы у обучающихся формируются следующие учебные умения: • умение организовать свою учебную деятельность (определить алгоритм выполнения заданий); • умение работать с текстами учебного и познавательного характера (находить информацию, преобразовывать ее, создавать текст устного сообщения); • оценивать результат своих действий по критериям (критерии лежат в основе представленного плана работы). Таким образом, домашняя работа обучающихся является основным средством достижения планируемых результатов ФГОС НОО и действительно необходима и обязательна для повышения качества образования. Список использованных источниковФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 7-е изд. - Москва: Просвещение. - 2018. - 53 с.Агеева Л.В., Герус В.Л., Шелякина Н.А., Вахнина И.Ю., Астафьева Е.А. Организация домашней учебной работы младших школьников // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 414-417. Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа. 2019. № 12. С. 1-3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: 2002. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2015. - № 9. с. 34 - 35.Горина Л.В. Теоретические основы обучения младших школьников / Л.В. Горин, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 103. Гребень З.И. Домашние задания - это интересно. // Русский язык и литература, 2016. - № 7. с. 19 - 23.Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 32-42. Ломцова Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знаний // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 20. Михайлова Е.В. Домашняя работа учащихся в условиях введения ФГОС// Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VII Международной научной конференции – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С.105-107. Основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему собранию от 08 апреля 2015 № 1/15: в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2015. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005. 4. Телешов С.В. Домашнее задание: возьмем ли мы в новый век эту старую обузу? // Директор школы. – 2020. – № 9.Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. – М., 1995. 4. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса / М.М. Рассудовская // Русский язык в школе. – 2012. – № 6. – С. 38-40. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. М.: Просвещение, 2009. 96 с.Поспелов, Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий / Н. Н. Поспелов. – М.: Просвещение, 2019. – 211 с. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. - 2013. - № 1. - C. 26.Шамова, Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. - Москва: Академия. - 2015. - 314 с.Шмелев, Д.Н. Современный русский язык: Лексика / Д.Н. Шмелев. - Москва: КД Либроком. - 2018. - 336 с.Яровая, В.В. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах / В.В. Яровая // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 84-86.ПриложенияИгра «Закодированные слова» Ученики выполняют домашнее задание по курсу орфографии: вставь пропущенные буквы. Учитель к уроку готовит карточки, на которых кодирует эти слова цифрами. Учащиеся сначала должны раскодировать данные слова, а затем проверить правильно ли они выполнили домашнее задание. Данный приём вызывает познавательный интерес, вырабатывает самоконтроль и саморегуляцию, что способствует формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Игра «Найди ошибку» Смысл игры заключается в том, кто лучше спрячет ошибки и кто больше и быстрее их найдет. Данная игра имеет несколько вариантов: 1) Учитель готовит текст с ошибками и искаженными фактами по ранее изученному материалу. Ученики, подготовив дома пройденный материал, должны найти ошибки в тексте педагога. 2) Учитель дает домашнее задание по командам подготовить текст с ошибками. На уроке, во время проверки домашнего задания, команды обмениваются текстами и ищут ошибки. 3) Дома ученики готовят текст с ошибками по пройденному материалу. На уроке в парах обмениваются текстами и исправляют ошибки. Данный игровой приём позволяет совершенствовать регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Игра «Найди своих»Если пройдена уже большая часть материала по частям речи, и домашним заданием является закрепление уже пройденного, то учитель может подготовить таблички, на которых написана та или иная часть речи, а далее закрепить их на спину играющим. Необходимо будет найти свою группу, при этом нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?» Данная игра позволяет развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. «Эстафета-рассказ» Проведение соревнования двух команд: кто за определённое количество времени удачнее напишет коллективный рассказ о том, что им было задано на дом, какие трудности возникли. Каждый участник игры имеет право добавить только одно предложение к ранее написанному тексту. Добиться победы команды можно завоевать только языковыми средствами. Игра «Пинг-понг» Данная игра может быть использована в двух вариантах. Первый, когда один ученик стоит у доски с мячом в руках. Дома он подготовил ряд вопросов, которые имеют односложные ответы. Ученик бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает вопрос. Ученик, который отвечает на вопрос, возвращает мяч обратно. Игровой приём «Лингвистическая сказка» Ученики получают в качестве домашнего задания сочинение в форме сказки. Сказка должна состоять из трёх частей: тезис, доказательство, заключение. Учитель заранее раздает слова – части речи. Например, слово «кисточка». Тезис: «Кисточка – это имя существительное».Доказательство: морфологические признаки слова «кисточка». Заключение: таким образом, наблюдая за словом «кисточка» в контексте данной лингвистической сказки, я пришёл к выводу, что это слово действительно является именем существительным, так как оно проявило себя по всем морфологическим признакам, свойственным данной части речи. По такой же схеме они начинают изучение новой темы уже на уроке. Игра «Ванька-встанька»Приседайте столько раз, сколько ошибок вы допустили в домашней работе. Наклонитесь столько раз, сколько частей речи вам известно. Потянитесь столько раз, сколько падежей в русском языке, и тому подобное. Эти игры в полной мере позволяют как переключиться на другой вид деятельности, так и проверить знания учащихся.
2. Агеева Л.В., Герус В.Л., Шелякина Н.А., Вахнина И.Ю., Астафьева Е.А. Организация домашней учебной работы младших школьников // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 414-417.
3. Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа. 2019. № 12. С. 1-3.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: 2002.
6. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2015. - № 9. с. 34 - 35.
7. Горина Л.В. Теоретические основы обучения младших школьников / Л.В. Горин, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 103.
8. Гребень З.И. Домашние задания - это интересно. // Русский язык и литература, 2016. - № 7. с. 19 - 23.
9. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 32-42.
10. Ломцова Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знаний // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 20.
11. Михайлова Е.В. Домашняя работа учащихся в условиях введения ФГОС// Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VII Международной научной конференции – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С.105-107.
12. Основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему собранию от 08 апреля 2015 № 1/15: в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2015.
13. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005. 4. Телешов С.В. Домашнее задание: возьмем ли мы в новый век эту старую обузу? // Директор школы. – 2020. – № 9.
14. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. – М., 1995. 4. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса / М.М. Рассудовская // Русский язык в школе. – 2012. – № 6. – С. 38-40.
15. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. М.: Просвещение, 2009. 96 с.
16. Поспелов, Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий / Н. Н. Поспелов. – М.: Просвещение, 2019. – 211 с.
17. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. - 2013. - № 1. - C. 26.
18. Шамова, Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. - Москва: Академия. - 2015. - 314 с.
19. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык: Лексика / Д.Н. Шмелев. - Москва: КД Либроком. - 2018. - 336 с.
20. Яровая, В.В. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах / В.В. Яровая // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 84-86.
Вопрос-ответ:
Как организовать домашнюю работу по русскому языку в начальных классах?
Домашняя работа по русскому языку в начальных классах организуется путем выдачи заданий ученикам на самостоятельное выполнение вне учебного заведения. Обычно включает в себя выполнение упражнений по чтению, письму, правописанию или заполнение грамматических таблиц.
Какие преимущества имеет домашняя работа по русскому языку для учеников начальных классов?
Домашняя работа по русскому языку позволяет ученикам развивать навыки самостоятельной работы, учиться планировать свое время, повышать уровень грамотности и овладевать навыками работы с учебными материалами. Кроме того, она позволяет закрепить и повторить изученный материал.
Какие виды домашней работы по русскому языку могут быть даны младшим школьникам?
Младшим школьникам могут быть даны различные виды домашней работы по русскому языку, например: чтение и обсуждение текстов, выполнение письменных упражнений, затяжные задания на описательную речь, проверка грамматических правил путем выполнения упражнений и диктантов, а также составление истори и т. д.
Как правильно проверять домашнюю работу по русскому языку?
Домашняя работа по русскому языку должна проверяться внимательно и с учетом основных критериев, таких как правильность выполнения заданий, ясность и логичность изложения, грамматическая и орфографическая правильность. При проверке можно использовать различные методики, например, анализ ошибок, самооценку или парные проверки.
Какие методические рекомендации могут быть полезны при выполнении домашней работы младшими школьниками по русскому языку?
При выполнении домашней работы младшими школьниками по русскому языку рекомендуется следовать нескольким принципам: планировать время, выполнять задания самостоятельно, не откладывать их на последний момент, внимательно читать условия заданий, уточнять непонятные моменты у учителя, проверять свою работу перед сдачей. Также полезно использовать пособия, учебники и другие материалы, предлагаемые педагогами.
Как организовать домашнюю работу по русскому языку в начальных классах?
Домашняя работа по русскому языку организуется путем выдачи заданий ученикам, которые они выполняют самостоятельно вне учебного заведения. Задания могут быть разнообразными: выполнение упражнений, чтение и анализ текстов, написание сочинений и др. Важно учесть уровень подготовки учащихся и давать задания, соответствующие их возможностям.
Какие особенности организации домашней работы по русскому языку у младших школьников?
Особенности организации домашней работы у младших школьников включают в себя учет возрастных особенностей детей, понимание их психологических особенностей и навыков. Задания должны быть доступными и интересными, с учетом развития речи и логического мышления, а также помогать формированию самостоятельности и ответственности.
Какие виды домашней работы существуют и какое значение они имеют для формирования самостоятельности младших школьников?
Виды домашней работы могут быть разнообразными: выполнение упражнений, чтение и анализ текстов, написание сочинений, составление слов и предложений, подготовка выступлений и презентаций и др. Они имеют важное значение для формирования самостоятельности младших школьников, помогая им развивать умение работать самостоятельно, планировать свои действия, организовывать свое время и отвечать за выполнение заданий.
Зачем организовывать домашнюю работу по русскому языку в начальных классах?
Организация домашней работы по русскому языку в начальных классах имеет несколько целей. Во-первых, она помогает закрепить и углубить знания, полученные во время уроков. Таким образом, дети повторяют и закрепляют пройденный материал, что способствует его усвоению. Во-вторых, домашняя работа развивает навыки самостоятельной работы у младших школьников. Они учатся планировать свое время, организовывать учебный процесс и выполнять задания самостоятельно. Кроме того, она помогает формировать навыки ответственности и самодисциплины. Наконец, домашняя работа является инструментом контроля уровня знаний и умений учащихся.
Какие виды домашней работы по русскому языку могут быть для младших школьников?
Домашняя работа по русскому языку для младших школьников может включать различные виды заданий. Например, это может быть чтение и анализ текстов, выполнение упражнений на правописание и пунктуацию, составление и редактирование текстов, подготовка кратких сообщений и докладов, описание картинок или ситуаций. Важно, чтобы задания были разнообразными и соответствовали возрастным и уровневым особенностям учащихся.
Какими правилами следует руководствоваться при выполнении домашней работы по русскому языку?
При выполнении домашней работы по русскому языку важно соблюдать несколько правил. Во-первых, необходимо четко понимать, что от вас требуется и какой результат должен быть достигнут. Во-вторых, следует работать самостоятельно и не спешить. Если возникают трудности или вопросы, можно обратиться за помощью к учительнице или родителям. В-третьих, следует выполнять задания аккуратно и внимательно, проверяя правописание и пунктуацию. И, наконец, необходимо сдавать домашнюю работу вовремя и в полном объеме.