«Тенора в современной оперной и концертно-исполнительской практике»
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 17.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Основная часть
1. Краткая историческая справка. Появление тенора в опере………………..7
2. Знаменитые теноры в истории…………………………………………….....10
3. Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века………………..13
4. Современные тенорные исполнители и их проблемы оперной и концертно- исполнительской деятельности…………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………33
Голосу можно и навредить. К сожалению, это игнорируют многие певцы оперного жанра. И чтобы вернуть былой голос, прибегают к операциям на голосовые связки. Так же Владислав Пьявко отметил, что его беспокоит в оперном искусстве на данный момент. Нарушается технологический цикл подготовки оперного спектакля. Сейчас нередко дирижер впервые видит солиста на последней репетиции, если не на премьере. Молодые коллеги всерьез говорят: «Зачем мне с дирижером встречаться, я эту арию уже пел». А дирижеры и не настаивают. [4.]Повсеместно нарушается техника безопасности певца: выжимают из исполнителя все что можно, ставят спектакли два и больше дней подряд. Результат ― огромное количество потерянных голосов. А отказываться молодые люди не могут, ― выставят из театра, и все. Дескать, у дверей уже очередь стоит.Эти недостатки будут, посерьезней тех видимых проблем, которые активно обсуждаются каждый раз, когда очередной режиссер-«новатор» преподносит очередное перекраивание классического произведения.Кроме основной первопричины «необратимости» процесса изменений, случающихся в деятельности певца-актёра (рождения концептуального театра), имеются и второстепенные,в большей ступени оказавшие воздействие на внешние стороныактёрской деятельности. Имеется в виду бесчисленныесредства и формы мультимедиа, которые разрешают зрителюделать выбор в пользу того либо другого певца-артиста и темсамым увеличивать конкуренцию между ними. Молодой зритель, воспитанный на образах киногероев, будет принимать«оперную условность» во внешнем виде солиста исключительно доопределённых пределов. Возможно, только торжествовать, безусловно обозначившейся направленности к росту уже довольно многочисленной категории солистов, которые и внешне достаточно подходятсвоим оперным персонажам. Стройный, красивый, отлично поющий, прекрасно движущийся (фехтующий, танцующий и прочее), а сегодняуже и безупречно играющий на сцене оперный певец —стал приметой нашего времени. Аня Хартерос, Анжела Георгиу, Джойс Ди Донато, Йонас Кауфманн, Роландо Виллазон, Томас Хэмпсон — вот лишь незначительная частьимён из списка, который может быть во много раз увеличен,благодаря певцам более юного поколения. Следовательно, «оперный бум», замечаемый критиками, — это не миф, а всецелообъяснимая реальность. И новый тип певца-актёра в созданииданной действительности играет большую значимость. [1.]Одна из самых заостренных тем в сфере оперы, о которой еще недавно не было принято разговаривать публично, — тема возраста оперных певцов.За последние два десятилетия возрастные характеристики для певцов модифицировались главным образом, однако вопрос о том, какой возраст исчислять верным для осуществления классического оперного репертуара, остается спорным.В июне в Амстердаме произошла очередная конференция Europa Opera — главной оперной ассоциации мира, в которую входят несколько десятков всемирных оперных театров. На многочисленных круглых столах конференции дискуссируются самые насущные трудности оперной индустрии и производятся варианты их решений; вне этих прений участники, как и положено, приобретают необходимые знакомства, наводят мосты с другими театрами.[2.]На одном из круглых столов, проблема которого была намечена как «Требования оперного рынка к нынешним певцам», и завязалось обсуждение, которое длилось около двух часов и которое вызвало больше вопросов, нежели ответов.В последние десять лет мир оперы встретился со удивительным парадоксом: субсидии на оперу, как государственные, так и частные, во всем мире сокращаются, при этом число певцов неукоснительно растет. Профессия, еще 50 лет назад бывшая, безусловно, эксклюзивной, стала рядовой. Предложение опережает спрос. практически на любую партию, за исключением «крупногабаритных», требующих огромных могучих голосов и необыкновенной выдержки, в театре любого значения выстраивается очередь.Конвейер оперных голосов становится больше и передвигается быстрее. В каждом почитающем себя театре имеется оперная школа или молодежная программа, благодаря которой ежегодно выпускается от пяти до десяти молодых талантов, большая часть которых затем остается без работы.Те, кому счастливится и кто «попадает в ротацию», в течение пяти-семи лет сходят с дистанции: набрав репертуар и опыт и перешагнув через 30–35-летний рубеж, они становятся невостребованными, ибо появляются новые эшелоны певцов. Учитывая перебор кадров совместно с сокращающимися бюджетами театров, вознаграждение труда певцов трагически падает — и специалисты с именем и солидным послужным перечнем в последнее время демпингуют и соглашаются на заработки вдвое меньше обычного: вернее низкооплачиваемая работа, нежели никакой. Характер голоса и его техническая оснащенность, музыкальность и театральная харизма ни в коем случае не отошли в тень, но, скажем осторожно, взошли один в ряд с остальными умениями. Показать великолепный вокал сейчас уже недостаточно.[9, с. 209]Метнувшись усердно имитировать соседственным игровым жанрам — кино, мюзиклу и трагическому театру — опера утрачивает свою идентичность. Превосходных голосов стало много, а выдающихся — очень мало. Ярких имен достаточно, а ярких артистов среди их носителей, которых хочется слышать и видеть снова и снова, — очень мало. На обложки журналов попадают в первую очередь фотогеничные, и лишь позже — отлично поющие. Погоня за новыми именами трансформировалась в самоцель, процесс обессмыслил результат.Факторы сильного омоложения оперы были неоднократно описаны: это появление в оперных театрах драматических и кинорежиссеров, требующих на кастинге по типажному принципу, тенденция управления театров сделать оперу зрительно более привлекательной, для того, чтобы вынести конкуренцию с кино и драматическим театром, желание завлечь более молодую аудиторию, которая обязана энергичнее отзываться на своих сверстников на сцене. Но о второстепенных результатах подобного эксперимента, умалчивали. [3.]Когда настолько элитарное искусство стараются отформатировать в согласовании с общепризнанными глянцевыми стереотипами красоты и продать по сходной цене, то оно перестает интересовать, оборачиваясь из события в повседневную данность.Стоит вспомнить оперного певца России, который успешно отрешился от оперной сцены, и стал эстрадным исполнителем – Николай Басков. Здесь мы видим явную проблему того, как тяжело конкурировать и дотягивать до уровня оперного певца - тенора. В отличие от других нынешних вокалистов Николай Басков все-таки по праву сможет считаться высококлассным певцом.Начнем с того, что образование у Баскова есть, можно сказать, что Николай самый образованный исполнитель на эстраде.Он закончил музыкальную школу при Новосибирской консерватории с золотой медалью.Впоследствии закончил ГИТИС кафедру музыкального театра, затем после этого зачислился в ГНЕСИНку по классу камерного и оперного пения.Во время учебы он уже пел в Новосибирском театре оперы и балета, где он исполнял роль Ленского в опере «Евгений Онегин». И после окончания ГНЕСИНки устроился в Аспирантуру Московской консерватории. Несмотря на свои прирожденные данные, лирический тенор, умение академического вокала давалась не так-то просто.От природы, Николайвесьма яркий, своеобразный человек, это и отражается в его пении.У него известный тенор и тембр, который выделяется лишней манерностью, Вследствие этого он не заслужил репутации как оперный певец.Голос Баскова выделялся некачественной эффектностью и полетностью. Его было очень плохо слышно из зала, он не мог перепеть оркестр. Для любого оперного вокалиста, это может стать громадным препятствием для достижения целей в своей карьере.Безусловно, возможно выработать в себе певческую технику, можно продолжительно упражняться с педагогами, для развития полетность голоса, чтобы убрать недостатки техники, однако Николай решился пойти иным путем.В 2000-х годах его шлягер «Памяти Карузо» стало хитом. Именно тогда он и решил, что со своими певческими данными в жанре кроссовер, который тогда был, не так сформирован у нас в стране, возможно, достигнуть существенно наибольшего успеха, чем в опере. И довольно быстро Николай променял сцену оперы на эстрадную. [1.]Квалифицированные менеджеры по рекламе распространили по стране о том, что Николай Басков – это золотой голос России. Этот метод хорошо сработал, и вскоре Николая знали именно под этим прозвищем. Не смотря на то, что песни Николая невозможно окрестить кроссовером, он все равно выполнял их в более академической манере, которая не всегда подходила к песням.Подходя к выводам, можно сказать, что современные требования к голосам, в частности к тенорам, начинают иметь некоторую завышенную планку. Тенор – это голос оперы. И если он превосходно звучит, есть техника, умения и методы исполнения, то оперному певцу большего и не надо. Однако, тенденции современного мира показывают, что сейчас от певцов требуют не только отличного голоса, но и превосходной внешности, молодости, прыти на сцене. В связи с этим, можно сказать, как изменилась современная опера. На данный момент, тенор в сочетании с прекрасными внешними данными, это скорее редкое явление, чем обыденное. Обществу стала важна внешность, а не глубина, сила и харизма голоса исполнителя. В связи с этим, опера претерпевает не лучшие времена. А молодые теноры, которые идут в оперу, чтобы прославиться, довольно быстро сходят со сцены, не выдержав конкуренции, либо приобретя проблемы с голосом. Концертная практика тенора, так же является явлением хрупким и эфемерным. Даже если исполнитель имеет свою публику и своих преданных поклонников, нет никакой гарантии, что его не затмит другой более одарённый, молодой и харизматичный исполнитель, поющий тенором лучше и качественнее. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на богатую музыкальную культуру, общество неизбежно подводит свои устои и стереотипы. Это не обошло оперу, не смотря на прекрасные теноры в прошлом и в настоящем. ЗАКЛЮЧЕНИЕГолос - исключителъный инструмент, с которым существенно уметъ заниматъся правилъно, учитывая все особенности. В «хороших» руках, голос, способен перевоплотитъся из «гадкого утенка в прекрасного лебедя».Голос – дарование человека издаватъ звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование случается путём выдыхания воздуха из легких посредством рта и носа, при этом голосовые складки вибрируют и создают голосовые колебания в проходящем через них воздухе. Специфический для любого человека тембр голоса приобретается вследствие прохождения звуковых волн сквозъ резонаторы, значимостъ которых осуществляют окружающие глотку сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.Данная работа затронула трудности, которые испытывают оперные тенорные певцы на оперном поприще и концертно-исполнительской практике. И это на самом деле оченъ сложная задача. Современная тенденция затронула оперное искусство, порадило конкуренцию тенорных голосов, но не даёт возможности их реализации. История знает болъшое количество знаменитых мужских голосов, которые блистали и блистают на сценах до сих пор. Однако, стоит сказатъ, что за прекрасным звучанием стоит болъшая работа, как вокалиста, так и учителя педагога. Стоит отметить, что несмотря на то, что сейчас опера перешла в некий режим «визуального» подбора певцов для сцены, многие из молодых исполнителей, равняются именно на теноров прошлых лет, стараются перенимать их технику, и их умения. Существуют различные точки зрения по поводу современного положения оперных певцов в сфере культуры и искусства. Кто-то утверждает, что опера должна привлекать молодое поколение, а для этого необходимо соостветствовать. Некоторые критики утверждают, что таким образом опера теряет свою самобытность и превращается в театр с неочень хорошей постановкой.Конечно, мнений на этот счёт всегда будет предостаточно. Не всё же стоит отметить, что опера переживает не лучшие времена. Как и оперные певцы, которые вынуждены ради своего призвания, терпеть большую конкуренцию, изводить себя певческими тренировками, подвергать свой голос нагрузкам, зачастую, необратимым.Как уже упоминалось выше, тенор- это хрупкий инструмент, который необходимо беречь. Его необходимо правильно взрщивать и направлять. Работать с ним, дополнять, доводить до сути, чтобы потом, этот голос мог раскрыться во всей красе на оперной сцене. Печально, что на данный момент, оперная сцена требует от своих исполнителей не столько прекрасного голоса и техники исполнения, сколько выгодного внешнего вида. Данная тенденция, увы, всё ещё живёт среди музыкального оперного искусства. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Вокалъная педагогика. Сб. статей. Вып. 6 — Л.:Музыка,1982 — 184 с.2.Вопросы вокалъной педагогики. Сб. статей. Вып. 7/Сост. А. Яковлева. — М.:Музыка,1984 — 214 с.3. Дмитриев Л.Б. Основы вокалъной методики.— М.:Музыка,1968 — 676 с.4. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокалъном искусстве.— М., 2002. — 181 с.5. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. — М.,1977. — 88 с.6. Лебедев Н. Исполнителъские традиции русских оперных певцов. М.,19647. Ливанова Т. Музыкалъная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. М.,1980.8. Лушин Б. На уроках маэстро Барра // Вопросы вокалъной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1982. — С. 123–1416. Менабени А.Г. Методика обучения солъному пению. — М., 1987. — 93 с.7. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. — М., 2002. — 496 с.8. Назаренко И.К.Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. 2-е издание переработанное и дополненное. —М.:1963. — 512 с.9. Озеров Н.Н. Оперы и певцы. — М.: Музыка, 1964. — 209 с.10. Панофка Г. Искусство пения. — М.: Музыка, 1968. — 120 с11. Пряников Г. Советы обучающимся пению. — М.: Музыка, 1958. — 98 с.12. Пашинина О.В. Краткое руководство по оформлению дипломного реферата.13. Стулова Г.П. Хоровой класс: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1988. — 126 с.14. Тенор // Музыкалъный энциклопедический словаръ / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 54214. Юдин С.П. Формирование голоса певца. — М.: Музыка, 1962. —167с15.Юссон Р. Певческий голос. М., 1974. — 186 с.16.Ярославцева Л.К Опера. Певцы. Вокалъные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков. — М., 2004. Интернет – источникиhttp://earsfingers.ru/tembry-muzhskix-golosov-klassifikaciya-i-vidy/2_Klassifikaciya_golosa.pdf (mos.ru)nekotorye-aspekty-raboty-so-studentami-s-vysokimi-muzhskimi-golosami-v-klasse-solnogo-peniya.Историяоднойвынужденнойссылки: picturehistory — ЖЖ (livejournal.com)Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века. От жизни в деревне до спектаклей, после которых поклонниц снимали с водосточных труб (culture.ru)Видео – источникиTito Manlio, RV 738, Act I: Bramo stragi, e son trafitto - YouTubeAlessandro - Opera in three Acts: Act I: Pregi son d'un alma grande - YouTubeSopportar non devo in pace- Robert Gambill C.H.Graun - YouTubeJuan Sancho HASSE SIROE "Gelido in ogni vena" - YouTubeПРИЛОЖЕНИЕ Антон Раафф, самый знаменитый тенор XVIII векаЭнрико КарузоСергей ЛемешевИван КозловскийЛучано ПовороттиБорис Рудак
1. Вокалъная педагогика. Сб. статей. Вып. 6 — Л.:Музыка,1982 — 184 с.
2.Вопросы вокалъной педагогики. Сб. статей. Вып. 7/Сост. А. Яковлева. — М.:Музыка,1984 — 214 с.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокалъной методики.— М.:Музыка,1968 — 676 с.
4. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокалъном искусстве.— М., 2002. — 181 с.
5. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. — М.,1977. — 88 с.
6. Лебедев Н. Исполнителъские традиции русских оперных певцов. М.,1964
7. Ливанова Т. Музыкалъная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. М.,1980.
8. Лушин Б. На уроках маэстро Барра // Вопросы вокалъной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1982. — С. 123–141
6. Менабени А.Г. Методика обучения солъному пению. — М., 1987. — 93 с.
7. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. — М., 2002. — 496 с.
8. Назаренко И.К.Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. 2-е издание переработанное и дополненное. —М.:1963. — 512 с.
9. Озеров Н.Н. Оперы и певцы. — М.: Музыка, 1964. — 209 с.
10. Панофка Г. Искусство пения. — М.: Музыка, 1968. — 120 с
11. Пряников Г. Советы обучающимся пению. — М.: Музыка, 1958. — 98 с.
12. Пашинина О.В. Краткое руководство по оформлению дипломного реферата.
13. Стулова Г.П. Хоровой класс: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1988. — 126 с.
14. Тенор // Музыкалъный энциклопедический словаръ / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 542
14. Юдин С.П. Формирование голоса певца. — М.: Музыка, 1962. —167с
15.Юссон Р. Певческий голос. М., 1974. — 186 с.
16.Ярославцева Л.К Опера. Певцы. Вокалъные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков. — М., 2004.
Интернет – источники
1. http://earsfingers.ru/tembry-muzhskix-golosov-klassifikaciya-i-vidy/
2. 2_Klassifikaciya_golosa.pdf (mos.ru)
3. nekotorye-aspekty-raboty-so-studentami-s-vysokimi-muzhskimi-golosami-v-klasse-solnogo-peniya.
4. История одной вынужденной ссылки: picturehistory — ЖЖ (livejournal.com)
5. Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века. От жизни в деревне до спектаклей, после которых поклонниц снимали с водосточных труб (culture.ru)
Видео – источники
1. Tito Manlio, RV 738, Act I: Bramo stragi, e son trafitto - YouTube
2. Alessandro - Opera in three Acts: Act I: Pregi son d'un alma grande - YouTube
3. Sopportar non devo in pace- Robert Gambill C.H.Graun - YouTube
4. Juan Sancho HASSE SIROE "Gelido in ogni vena" - YouTube
Вопрос-ответ:
Какова историческая значимость тенора в опере?
Тенор является одним из главных и наиболее высоко звучащих голосов в опере, играющим ключевую роль в музыкальном выражении и драматургии произведений. Он имеет важную историческую значимость, так как считается, что впервые тенорный голос появился в операх эпохи возрождения и стал одним из главных элементов в оперной музыке.
Кто известен как наиболее знаменитый тенор в истории?
Среди самых известных теноров в истории можно назвать таких исполнителей, как Лучано Паваротти, Энрико Карузо и Ричард Таклер. Их потрясающие вокальные данные, уникальный тембр голоса и выразительность в изображении ролей сделали их легендами оперного искусства.
Кто считается самым известным тенором XX века?
В XX веке самыми известными тенорами были Сергей Лемешев и Иван Козловский. Они были выдающимися артистами и великими представителями русской оперной школы. Их талант, мощь голоса и актерская игра сделали их легендами своего времени.
Какие проблемы сталкиваются современные тенорные исполнители в оперной и концертно-исполнительской деятельности?
Современные тенорные исполнители сталкиваются с различными проблемами в оперной и концертно-исполнительской деятельности. Некоторые из них включают огромную конкуренцию на профессиональной сцене, сложности в поддержании голоса и здоровья, а также необходимость многократных копродукций и трудоемких репетиций.
Какие именно проблемы исполнители сталкиваются в современной оперной и концертно-исполнительской деятельности?
В современной оперной и концертно-исполнительской деятельности теноры сталкиваются с различными проблемами. Некоторые из них включают огромное давление на сцене, высокие требования к вокальным возможностям и актерской мастерству, сложности в общении с режиссерами и организацией турне, а также необходимость постоянного совершенствования своего исполнительского мастерства.
Каково происхождение тенора в опере?
Тенор в опере появился в XVI веке, когда старинные монашеские и богослужебные музыкальные произведения начали исполнять на сцене. Изначально тенорам отводилась роль ангелов или героев старинных легенд и мифов.
Кто является самыми известными тенорами в истории?
В истории оперы можно выделить несколько знаменитых теноров, таких как Luciano Pavarotti, Enrico Caruso, Mario Del Monaco, Plácido Domingo. Они получили мировую известность своими выдающимися вокальными способностями и интерпретацией ролей.
Кто из теноров XX века считается самым известным?
В XX веке два тенора завоевали особую популярность и признание - Иван Козловский и Сергей Лемешев. Они были первыми советскими певцами, которые смогли проявить свои таланты на международной сцене и стали символами оперного искусства.
Какие проблемы возникают у современных теноров в оперной и концертно-исполнительской деятельности?
У современных теноров возникают различные проблемы в оперной и концертно-исполнительской деятельности. Некоторые из них связаны с сохранением здоровья голоса, контролем дыхания и высокой интенсивностью тренировок. Также современным тенорам приходится справляться с конкуренцией на музыкальной сцене и постоянно развиваться в своем искусстве.
Какие современные тенорные исполнители наиболее известны и популярны?
Среди современных тенорных исполнителей можно выделить такие имена, как Jonas Kaufmann, Juan Diego Flórez, Rolando Villazón. Они являются одними из самых востребованных и талантливых певцов в современной оперной и концертно-исполнительской практике.
Каково значение тенора в оперной практике и почему он так важен?
Тенор имеет огромное значение в оперной практике, так как он обладает высоким и мощным голосом, способным проникать сквозь звуковые стены оркестра и передавать эмоциональную глубину различных ролей. Тенор часто исполняет главные партии, в которых его герой обычно олицетворяет любовь, страсть или героизм. Его чистота и силуэт голоса позволяют передавать эти эмоции слушателям, создавая неповторимую атмосферу в опере.
Какие знаменитые теноры в истории классической музыки можно назвать?
В истории классической музыки было множество знаменитых теноров, которые оставили яркий след в оперной и концертной практике. Среди них можно назвать таких легендарных исполнителей, как Лучано Паваротти, Энрико Карузо, Франческо Тамагно, Марио Дель Монако. Эти артисты своими исключительными голосами и интерпретацией ролей смогли привлечь внимание всего музыкального мира и стать истинными звездами своего времени.