Анатомо физиологические особенности лиц пожилого возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Анатомия
  • 37 37 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРЕНИЯ 6
1.1. Понятие пожилого и старческого возраста. Проблема старения в мире 6
1.2. Понятие старения. Отличия биологического и календарного старения 9
1.3. Анатомо-физиологические различия людей зрелого и пожилого возраста 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Цель, база и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования. Практические рекомендации родственникам лиц пожилого пациента по проведению профилактических мероприятий 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА 37

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, патологии опорно-двигательного аппарата широко распространены у пациентов пожилого и старческого возраста, оцениваются как значимые.Распространенность патологий опорно-двигательного аппарата представлено на рисунке 4.Рисунок 4 – Наличие патологий опорно-двигательного аппарата у пациентов пожилого и старческого возраста в связи со здоровьемКак следует из рисунка 4, патологии опорно-двигательного аппарата есть у всех пациентов, состояние здоровья которых анализируется.Структура патологи опорно-двигательного аппарата представлена на рисунке 5.Как следует из рисунка, чаще всего встречаются артриты (54,5%, 12 человек), остеопороз (36,4%, 8 человек), артрозы (31,8%, 7 человек), остеоартрозы (22,7%, 5 человек). Редким заболеванием была подагра (4,5%, 1 человек). Как видно из подсчетов, на 22 пациента пожилого и старческого возраста приходит 33 случая патологий опорно-двигательного аппарата, что говорит о наличии у некоторых пациентов нескольких заболеваний одновременно.Рисунок 5 – Структура патологи опорно-двигательного аппарата у пациентов пожилого и старческого возрастаВлияние патологий опорно-двигательного аппарата на социальную активность пациентов пожилого и старческого возраста представлено на рисунке 6.Как следует из рисунка, в 54,5% случаев патологии опорно-двигательного аппарата оказывают существенное влияние на социальную активность пациентов пожилого и старческого возраста (12 человек), в 40,9% случаев влияние умеренное (9 человек). Лишь в 4,5% случаев заболевание не оказывает никакого влияния на социальную активность пациентов. Иными словами, наличие большого числа патологий опорно-двигательного аппарата у пациентов пожилого и старческого возраста ограничивает их социальную активность.Рисунок 6 – Влияние патологий опорно-двигательного аппарата на социальную активность пациентов пожилого и старческого возрастаВлияние патологий опорно-двигательного аппарата на физическую активность пациентов пожилого и старческого возраста представлено на рисунке 7.Как следует из рисунка 7, влияние патологий опорно-двигательного аппарата на физическую активность пациентов пожилого и старческого возраста крайне высоко. В частности о существенном ограничивающем влиянии говорится в 90,9% случаев (20 человек), об умеренном – в 9,1% случаев (2 человека). Случаев, когда патологии опорно-двигательного аппарата не оказывали влияния на физическую активность пациентов, не отмечается.Подводя итоги, отметим, что пациенты пожилого и старческого возраста испытывают большой объем проблем со здоровьем. Одними из наиболее значимых проблем являются болью, скованность движений, ограничения, которые связаны с патологиями опорно-двигательного аппарата.Рисунок 7 – Влияние патологий опорно-двигательного аппарата на физическую активность пациентов пожилого и старческого возрастаКак следствие, следует принимать меры по снижению риска дегенеративных заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые преобладают в пожилом и старческом возрасте.Для этого предлагается:Выявлять пациентов пожилого и старческого возраста с высоким риском развития дегенеративных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Выявление должно происходит при диспансеризации, обращении пациентов за медицинской помощью по поводу других заболеваний.Проведение диагностики уровня знаний и навыков пациентов пожилого и старческого возраста о мерах по снижению риска развития дегенеративных заболеваний опорно-двигательного аппарата, либо о мерах снижения риска обострения уже имеющих заболеваний данной группы.Проведение обучения пациентов в соответствии с имеющимися результатами диагностики уровня знаний и навыков. Обучение может быть проведено в форме Школы здоровья, выпуска и распространения печатной продукции. Рекомендации для близких пациентов по профилактике патологий опорно-двигательного аппарата следующие:Обеспечить пациенту рациональное питание. В рационе питания должны быть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы в необходимом количестве.Обогатить рацион пациента продуктами, содержащими кальций и витамин D. Кальцием богаты сыр, творог, молоко и молочные продукты. Витамином Dбогаты рыба, рыбная икра, печень говяжья, яйцо куриное. Принимать недостающие витамины и минералы в форме витаминно-минеральных комплексов. Примером могут быть Кальций-Д3 Никомед, Компливит Кальций Д3.Принять меры по отказу пациента от вредных привычек, в частности от курения, употребления алкоголя.Своевременно обращайтесь к врачу при признаках заболеваний у пациента. Это могут быть плохое самочувствие, необычные ощущения (например, онемение кожи, слабость в конечностях и т.д.), боль, слезотечение, насморк, повышенная или пониженная температура тела, уровень артериального давления, одышка, долго не заживающие раны и т.д.Принимайте меры по снижению риска травм. В частности, оказывать пациенту помощь при передвижении, обеспечить его удобной обувью с противоскользящими накладками, ходунками.Поддерживать необходимый уровень физической активности.Предлагается ряд упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях:Упражнение №1. Исходное положение – лежа на животе. Поднять на 10–15 см одну ногу, задержать в таком положении на 1 – 3 сек., спокойно опустить, расслабиться. Повторить 10–12 раз, выполнить другой ногой.Упражнение №2. Исходное положение – лежа на животе, нога согнута в колене. Согнутая в колене нога поднимается на 10–15 см с задержкой на 1-3 сек., и плавно опускается. Повторить 10-12 раз, после – перейти к выполнению другой ногой.Упражнение №3. Исходно положение – лежа на спине, одна нога согнута в колене, вторая прямая. Прямая нога медленно и плавно поднимается вверх, положение фиксируется на 40-50 секунды, нога плавно опускает вниз до расслабления. Второй вариант упражнения предполагает фиксацию положения на 1-3 секунды, но упражнение повторяется 10-12 раз.Упражнение №4. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом в 900. Ноги медленно поднимаются к животу, поза фиксируется на 1-3 секунды, ноги медленно возвращаются в исходное положение до расслабления. Повтор 10-12 раз. Упражнение №5. Исходное положение – лежа на боку, одна нога согнута в колене (нижняя), вторая – прямая. Медленно прямая нога поднимается вверх, задерживается на 1-3 секунды и опускается вниз до расслабления. Повтор 10-12 раз. Далее бок меняется и упражнение повторяется второй ногой.Упражнение №6. Исходное положение – сидя, ноги вытянуты перед собой. Наклон вперед, обхват кистями рук стоп, расслабление. Поза держится 20-40 секунд.Упражнение №7. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч. Медленно приподнять таз на максимально возможную высоту, задержаться в положении на 1–3 сек. и медленно вернуться в исходную позицию. Выполнить 10-12 раз.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:Проанализированы данные о численности населения пожилого и старческого возраста в мире.Даны понятие старения, биологического и календарного возраста.Изученыанатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста по литературным источникам.На основе результатов анкетирования студентов изучены основные проблемы их близких, имеющих пожилой и старческий возраст.Разработаны рекомендации для лиц пожилого и старческого возраста по снижению интенсивности выявленных проблем.Полученные сведения позволили сделать следующие выводы:На сегодняшний день старение населения планеты – это одна из наиболее значимых медицинских, демографических социальных проблем. Наблюдается интенсивное увеличение доли населения пожилого и старческого возраста. Это приводит к увеличению нагрузки на экономику, медицину.Старение – это естественный биологический процесс, который связан с инволюционными изменения всех органов и тканей. Различают календарное и биологические старение.Не только естественные процессы влияют на уровень здоровья населения, но и образ жизни. Именно поэтому сегодня биологическое старение имеет большее значение, чем календарный возраст.У человека в пожилом и старческом возрасте происходит инволюция всех органов и их систем. Как следствие, геронтологические пациенты – это особая группа, характеризующаяся большим числом естественных изменений. Последние, в свою очередь, определяют те заболевания, которые возникают у пациента.Анализ результатов анкетирования показал многочисленные проблемы лиц пожилого и старческого возраста.На основании полученных данных были разработаны рекомендации по профилактике развития заболеваний опорно-двигательного аппарата.В результате выполнения курсовой работы цель и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУчебная, научная литератураГериатрия: для студентов вузов, колледжей и техникумов: учебное пособие 8 С.Н. Пузин и др. – М.: Профессионал, 2011. – 129 с.Гериатрия: национальное руководство / под ред. О.Н. Ткачевой, Е.В. Фроловой, Н.Н. Яхно. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 608 с.Гериатрия: руководство для врачей / К.М. Абдулкадыров, Л.И. Аниконова, В.Н. Анисомов и др.; под ред. проф. Л.П. Хорошининой. – М..: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 698 с.Кауров Б.А. Синтетическая гипотеза старения человека / А.Б. Кауров // Доклады МОИП, 2010. – С. 9-17.Макрушин А.В. Гипотеза о возникновении механизма старения / А.В. Макрушин // Успехи геронтологии, 2010. – Т, 23. – № 3. – С. 346-348.Маркушин А.В. Как и почему возникли механизмы старения и онкогенеза: гипотеза / А.В. Макрушин // Журнал общей биологии, 2009. – Т. 69. – № 1. – С. 19-24.Медков В.М. Демография: учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.Основы биологии старения: учебно-методическое пособие / Е.П. Дрождина, О.В. Столбовская, Н.А. Курносова, Н.А. Михеева. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 46 с.Основы гериатрии / О.Н. Ткачева, Д.А. Каштанова, Ю.В. Котовская; под ред. О.Н. Ткачевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 206 с.Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 1. Основы геронтологии. Общая гериатрия / под ред. акад. РАМН, проф. В.Н. Ярыгина, профи. А.С. Мелентьева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 720 с.СапинМ.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.Седова Е.В. Основы гериатрии для врачей первичного звена: учебно-методическое пособие / Е.В. Седова, Ф.Н. Палеев, О.Н. Старцева. – М.: МОНИКИ им. М.Ф. Владимировского, 2019. – 44 с.Сестринское дело в гериатрии: учебное пособие для студентов / А.В. Никитин и др. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 213 с.СтацкевичО.Н. Сестринское дело в гериатрии: практикум: учебное пособие для учащихся / О.Н. Стацуевич, Н.Ф. Багдасарова. Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 223 с.Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии: учебник для студентов образовательных учреждений среднего медицинского образования. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 494 сФилатова С.А. Сестринский уход в гериатрии: учебное пособие / С.А. Филатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 494 с.Электронные источникиКоэффициент пенсионной нагрузки (количество человек в возрасте 65+ на 100 человек в возрасте 15-64) [Электронный ресурс]: Knoema – мировой атлас данных. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Демография/Коэффициенты-демографической-нагрузки/Коэффициент-пенсионной-нагрузки-человек-65-на-100-человек-15-64?type=maps (дата обращения: 23.12.2021).ФенюкБ.П. Геронология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teach-in.ru/file/synopsis/pdf/gerontology-M.pdf (дата обращения: 23.12.2021).Численность постоянного населения – женщин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]: Емисс. Государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33459 (дата обращения – 23.12.2021).Численность постоянного населения – мужчин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]: Емисс. Государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31548 (дата обращения – 23.12.2021)ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТААнкета№ ____ Дата «____» ______________ 2022 г.Есть ли у Вас пожилые родственники?ДаНетКакого он/она пола?МужскойЖенскийСколько ему/ей лет?____ летКакие проблемы со здоровьем он испытывает в настоящий момент? Оцените эти проблемы по пятибалльной шкале (1 – не серьезная проблема, 5 – очень серьезная проблема)?ПроблемаОценка1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов Есть ли у Вашего пожилого родственника патологии опорно-двигательного аппарата?ДаНетЕсли да, то какие (укажите)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как эти изменения влияют на социальную активность Вашего родственника (общение с друзьями, родственниками и т.д.)?Не влияетОграничиваетСущественно ограничиваетКак эти изменения влияют на физическую активность Вашего родственника (способность к передвижению, выполнению ежедневных обязанностей по дому, самоуход)?Не влияетОграничиваетСущественно ограничиваетСпасибо за участие в опросе!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебная, научная литература
1. Гериатрия: для студентов вузов, колледжей и техникумов: учебное пособие 8 С.Н. Пузин и др. – М.: Профессионал, 2011. – 129 с.
2. Гериатрия: национальное руководство / под ред. О.Н. Ткачевой, Е.В. Фроловой, Н.Н. Яхно. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 608 с.
3. Гериатрия: руководство для врачей / К.М. Абдулкадыров, Л.И. Аниконова, В.Н. Анисомов и др.; под ред. проф. Л.П. Хорошининой. – М..: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 698 с.
4. Кауров Б.А. Синтетическая гипотеза старения человека / А.Б. Кауров // Доклады МОИП, 2010. – С. 9-17.
5. Макрушин А.В. Гипотеза о возникновении механизма старения / А.В. Макрушин // Успехи геронтологии, 2010. – Т, 23. – № 3. – С. 346-348.
6. Маркушин А.В. Как и почему возникли механизмы старения и онкогенеза: гипотеза / А.В. Макрушин // Журнал общей биологии, 2009. – Т. 69. – № 1. – С. 19-24.
7. Медков В.М. Демография: учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
8. Основы биологии старения: учебно-методическое пособие / Е.П. Дрождина, О.В. Столбовская, Н.А. Курносова, Н.А. Михеева. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 46 с.
9. Основы гериатрии / О.Н. Ткачева, Д.А. Каштанова, Ю.В. Котовская; под ред. О.Н. Ткачевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 206 с.
10. Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 1. Основы геронтологии. Общая гериатрия / под ред. акад. РАМН, проф. В.Н. Ярыгина, профи. А.С. Мелентьева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 720 с.
11. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
12. Седова Е.В. Основы гериатрии для врачей первичного звена: учебно-методическое пособие / Е.В. Седова, Ф.Н. Палеев, О.Н. Старцева. – М.: МОНИКИ им. М.Ф. Владимировского, 2019. – 44 с.
13. Сестринское дело в гериатрии: учебное пособие для студентов / А.В. Никитин и др. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 213 с.
14. Стацкевич О.Н. Сестринское дело в гериатрии: практикум: учебное пособие для учащихся / О.Н. Стацуевич, Н.Ф. Багдасарова. Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 223 с.
15. Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии: учебник для студентов образовательных учреждений среднего медицинского образования. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 494 с
16. Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии: учебное пособие / С.А. Филатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 494 с.
Электронные источники
17. Коэффициент пенсионной нагрузки (количество человек в возрасте 65+ на 100 человек в возрасте 15-64) [Электронный ресурс]: Knoema – мировой атлас данных. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Демография/Коэффициенты-демографической-нагрузки/Коэффициент-пенсионной-нагрузки-человек-65-на-100-человек-15-64?type=maps (дата обращения: 23.12.2021).
18. Фенюк Б.П. Геронология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teach-in.ru/file/synopsis/pdf/gerontology-M.pdf (дата обращения: 23.12.2021).
19. Численность постоянного населения – женщин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]: Емисс. Государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33459 (дата обращения – 23.12.2021).
20. Численность постоянного населения – мужчин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]: Емисс. Государственная статистика. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31548 (дата

Вопрос-ответ:

Какие особенности анатомии и физиологии лиц пожилого возраста?

Анатомические и физиологические особенности лиц пожилого возраста включают изменения в коже (снижение эластичности, появление морщин, пятен и опухолей), мышцах (утрата массы и силы), костях (повышенный риск переломов), суставах (артрит и ограниченная подвижность), нервной системе (снижение памяти и когнитивных способностей) и других органах и системах.

В чем заключается проблема старения в мире?

Проблема старения в мире состоит в том, что с увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости происходит значительное увеличение численности пожилого населения. Это ставит перед обществом и государствами новые задачи в области здравоохранения, социального обеспечения и экономики.

Чем отличается биологическое и календарное старение?

Биологическое старение - это процесс естественного возрастного изменения организма, который включает в себя постепенную деградацию клеток и тканей. Календарное старение - это понятие, связанное с физиологическими и социальными ожиданиями общества относительно определенного возраста, с которого считается человек "пожилым" или "старым".

Какие изменения происходят в организме людей зрелого и пожилого возраста?

В организме людей зрелого и пожилого возраста происходят следующие изменения: снижение общей физической выносливости, ухудшение зрения и слуха, снижение функции иммунной системы, изменение работоспособности сердца и сосудов, увеличение риска развития хронических заболеваний (например, артериальной гипертонии, диабета, остеопороза).

Какие основные проблемы возникают у лиц пожилого и старческого возраста?

У лиц пожилого и старческого возраста могут возникать следующие проблемы: социальная изоляция, утрата самостоятельности, снижение качества жизни, депрессия, проблемы со здоровьем (например, хронические заболевания, функциональные нарушения органов и систем).

Какие основные анатомо-физиологические особенности у лиц пожилого возраста?

Основные анатомо-физиологические особенности у лиц пожилого возраста включают изменения во всех системах организма. Кожа становится тоньше, менее эластичной и подвержена сухости и возникновению морщин. Мышцы теряют объем и силу, что ведет к ослаблению моторики и снижению скорости движений. Суставы становятся менее гибкими, что приводит к ограничению подвижности. Органы чувств, такие как зрение и слух, тоже подвержены возрастным изменениям, что влияет на качество жизни пожилых людей.

Какие анатомо-физиологические различия между людьми зрелого и пожилого возраста?

Между людьми зрелого и пожилого возраста существуют несколько анатомо-физиологических различий. Например, у пожилых людей часто наблюдается снижение общей мышечной массы и силы, что связано с естественным процессом старения. У них также может возникать остеопороз - уменьшение плотности костей, что делает их более хрупкими и подверженными переломам. Кроме того, пожилые люди часто страдают от снижения общего объема крови и ухудшения работы сердечно-сосудистой системы.

Какие анатомо-физиологические изменения происходят с кожей лиц пожилого возраста?

С возрастом кожа лиц пожилого человека становится более тонкой и менее эластичной из-за снижения коллагеновых и эластиновых волокон. Это приводит к образованию морщин и складок на коже. Кроме того, кожа ослабевает и становится более сухой. Пожилые люди также могут страдать от пигментных изменений, таких как появление пятен или угревых рубцов. Важно отметить, что в данном случае речь идет о нормальных физиологических изменениях, а не о патологических состояниях кожи.

Какие анатомо-физиологические особенности характерны для лиц пожилого возраста?

Лица пожилого возраста обладают рядом изменений в анатомии и физиологии. Например, у них может наблюдаться уменьшение массы и объема мышц, снижение общего обмена веществ, ухудшение работы сердца и сосудов, изменения в структуре и функции органов дыхания и пищеварения. Также возрастные изменения могут приводить к уменьшению костной массы, ухудшению зрения и слуха, снижению иммунной функции и ухудшению памяти.