Роль демографических процессов в формировании социальной политики государства
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 14.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 5
1.2 Социально-демографическая политика государства 10
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ 15
2.1 Демографическое положение в России 15
2.2 Предвидимое будущее демографической ситуации в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Быстрее всего будут развиваться национальные республики: Чечня, Тыва, Ингушетия, Дагестан и Якутия. Следовательно, по мере стабилизации всего населения этнический баланс будет меняться.Поэтому даже средний, в меру оптимистичный сценарий развития событий России категорически не подходит. Но это не главная опасность. Трудности можно преодолеть, объединившись вокруг них. Проблема в том, что демографическая наука, прогнозирование и целеполагание почти полностью находятся в руках либералов, которые видят Россию глазами своих западных спонсоров.В связи с возможными неблагоприятными обстоятельствами, которые в настоящее время невозможно спрогнозировать (особенно применительно к отдельным годам периода демографического прогноза), в отдельные годы при отрицательном варианте перспективной динамики рождаемости она может опускаться ниже уровня 1,40 (отложенные рождения), но потом будет восстановление рождаемости после реализации отложенных рождений.В оптимистическом сценарии, как и в высоком, предполагается, что суммарный коэффициент рождаемости к 2025 г. увеличится до 1,95. Однако, в отличие от высокого варианта, он предусматривает не временное снижение после 2025 г., а некоторое увеличение этот показатель на уровне 1,97 в 2045-2050 гг.Пессимистический сценарий предполагает снижение суммарного коэффициента рождаемости до 1,2 к 2050 г. Это может быть связано с несколько большей (по сравнению с нижним сценарием) распространенностью отказов от детей и снижением вероятности рождения второго ребенка и последующих .Наиболее вероятная гипотеза относительно ожидаемой продолжительности жизни состоит в том, что она продолжит увеличиваться примерно такими же темпами. Это будет связано со значительным снижением младенческой смертности и смертности молодого трудоспособного населения. Ожидается также постепенное снижение смертности в старшем трудоспособном возрасте. В результате средняя продолжительность жизни новорожденных (обоих полов) в 2050 г. составит 77,4 года (мужчин - 73,3, женщин - 81,6).Оптимистическая гипотеза о перспективной динамике продолжительности жизни предполагает, что к 2050 г. этот показатель достигнет 85,5 лет (82,5 у мужчин и 88,5 у женщин), т. е. на 2 года больше высокого варианта. Это предположение основано на анализе темпов снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения Москвы. Прогноз ожидаемой продолжительности жизни для России выполнялся как «догоняющий» московскую смертность. Увеличение продолжительности жизни в данном случае основывается на предположении о положительном влиянии социально-экономического и культурного развития, прогресса медицинской науки и т.п. Изменения в образе жизни и медицинских технологиях трансформируют структуру причин смерти и переносят смертность в более старшие возрасты. Этот вариант прогноза предсказывает значительное снижение смертности детей, подростков и трудоспособного населения и дожитие растущей части населения до старших возрастов.Пессимистический вариант предполагает сохранение ожидаемой продолжительности жизни на протяжении всего прогнозного периода (обоих полов - 71,4, мужчин - 65,9, женщин - 76,7 лет).В отличие от большинства прогнозных расчетов, гипотезы миграционного прироста учитывали перспективную динамику не его абсолютной величины, а ее относительной величины в расчете на 1000 человек населения. При этом предполагалось, что возрастные коэффициенты миграционного прироста (отдельно для мужчин и женщин), которые непосредственно использовались при прогнозировании движения, изменялись одинаково пропорционально изменению общего коэффициента миграционного прироста.Миграционный прирост на 1000 жителей будет выше по высокому варианту прогноза, чем по наиболее вероятному, и его увеличение в прогнозном периоде будет более заметным: в 2030-х гг. - с 2,9 до 3,1 в 2040-х гг. - с 3,2 до 3,4 в 2050-х гг. - от 3,5 до 3,7 человек на 1000 жителей (Табл. 3).В отличие от наиболее вероятного прогнозного сценария, высокий сценарий приведет к увеличению численности населения. В сочетании со значительным увеличением общего миграционного прироста это приведет к значительному и постоянному увеличению абсолютной величины миграционного прироста, который, начиная с 2036 г., превысит 500 тыс. человек. Этот вариант прогноза может быть реализован только при условии высоких темпов развития российской экономики, модернизации, повышения требований на рынке труда к численности и квалификации мигрантов, развития социальной инфраструктуры, увеличения инвестиций и адекватная эффективная миграционная политика.Перспективная динамика численности населения России на период до 2034 г. при различных прогнозных сценариях (тыс. человек; на начало года):ГодНаиболее вероятныйВысокийНизкийОптимистический Пессимистический2022147370,3148352,3146509,4148537,6146215,62023147315,2148599,3146199,2148830,9145837,22024147217,9148840,7145811,7149117,9145377,22025147079,8149081,6145354,1149400,2144842,62026146914,4149326,7144838,0149687,3144241,42027146712,0149549,6144269,6149965,4143580,02028146479,8149757,2143656,5150240,9142866,32029146222,8149953,7143004,3150517,6142105,82030145947,1150145,5142319,2150802,3141304,52031145665,9150337,4141607,2151103,5140471,92032145383,3150534,8140871,6151422,9139611,02033145103,4150741,5140116,9151764,7138725,62034144828,4150960,3139345,8152131,4137817,9Такие же различия в динамике доли трудоспособного населения сохраняются и в последующие годы. Разница лишь в том, что значение этого показателя увеличивается при низком и пессимистичном вариантах прогноза, а при наиболее вероятном практически стабильно в 2028-2032 гг. Затем доля трудоспособного населения снова начинает падать во всех прогнозных сценариях и опять же в большей степени в высоком и оптимистичном сценарии.Доля трудоспособного населения на начало 2035 г. различается незначительно для разных вариантов прогноза: от 34,0% для низкого варианта до 35,7% для оптимистического. В наиболее вероятном сценарии это 34,4%.Что касается доли населения моложе трудоспособного возраста, то по сравнению с началом 2016 г. при низком и пессимистичном вариантах начала 2050 г. она значительно ниже (2,0 и 3,3 п.п. соответственно), при наиболее вероятной доле и высокой - чуть ниже (0,3 и 0,1 п.п. соответственно) и при оптимизме - выше на 0,4 п.п.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретическое и эмпирическое исследование, проведенное по предмету исследования, свидетельствует о достижении цели и решении поставленных задач.Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мер, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.По приведенным официальным данным можно сделать вывод о крайне неблагоприятной демографической ситуации в России и убедиться в прогнозе о «старении нации». Также по вышеприведенным документам и статистике можно сделать вывод о неэффективности демографической политики в нашем государстве. Есть только один способ остановить быструю смерть России - эффективная государственная демографическая политика. Нет оснований думать, что вымирание остановится само собой без вмешательства общества и государства. При этом политические кризисы краткосрочны, экономические среднесрочны, а демографический кризис долгосрочен и является производным от первых двух.Цели демографической политики обычно ориентированы на формирование желательного режима воспроизводства населения, сохранение или изменение тенденций в динамике численности и структуры населения, скорости его изменения, динамики рождаемости, смертности, состав семьи, расселение, внутренняя и внешняя миграция, качественные характеристики населения. Они могут быть сформулированы в виде цели (словесного описания цели) или целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.Основными направлениями демографической политики являются: государственная помощь семьям с детьми; создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей; снижение заболеваемости и смертности; увеличение продолжительности жизни; улучшение качественных характеристик населения; регулирование миграционных процессов; урбанизация и расселение и др. Эти направления должны быть согласованы с такими важными направлениями социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и охрана здоровья, профессиональное обучение, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальная защита инвалидов, пожилых и инвалидов.Также стоит отметить что значительному росту смертности в России в 2021 году поспособствовал COVID-2019. Смертность увеличилась по сравнению с 2018 г. на 15,1%, а рождаемость в свою очередь снизилась на 2,3%. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые источники"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»Учебная литература, монографииАитова, Ю.С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов / Ю.С. Аитова // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 6. — С. 2.Багирова, Е.М. Приоритеты демографической политики в информационную эпоху / Е.М. Багирова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2019. — № 8. — С. 8-11.Карпов, Д.М. Актуальные демографические проблемы в России и пути их решения / Д.М. Карпов // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — 2020. — № 2 (23). — С. 194-199.Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9. — № 11-1. — С. 150-163.Кочепасова, А.Ю. Социально-демографическая политика в современной России: теоретические ожидания и реальная эффективность / А.Ю. Кочепасова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 2 (70). — С. 61-63.Ловчикова, Е.Д. Направления демографической политики / Е.Д. Ловчикова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. — 2019. — № 2 (17). — С. 146-148.Локосов, В.В. Демографическое развитие России: динамика и социально-экономические риски / В.В. Локосов // Вестник Российской академии наук. — 2020. — Т. 90. — № 3. — С. 251-258. Лян, Х. Демографическая политика в России: исторический аспект / Х. Лян // Мир русскоговорящих стран. — 2019. — № 2 (2). — С. 33-43. Макар, С.В. Демографическая ситуация в России и социальная инфраструктура / С.В. Макар // Народонаселение. — 2020. — Т. 23. — № 1. С. 67-75. Макарычева, И.В. Естественное движение населения: экономический аспект / И.В. Макарычева // Вестник евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 1. — С. 55. Макарычева, И.В. Новая демографическая политика и ее влияние на национальный человеческий капитал / И.В. Макарычева // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 5-1. — С. 122-127.Мардас, Д.М. Рождаемость как критерий и фактор преодоления демографических угроз // Д.М. Мардас // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2020. — № 1 (102). — С. 4-9. Медков, В.М. Демография: учебник / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 575 с. Никулин, А.С. Демографическая политика как ключевой аспект устойчивого развития России / А.С. Никулин // Муниципальная академия. — 2020. — № 3. — С. 111-116. Осколков, А.В. Современная социальная политика в России: демографический сегмент / А.В. Осколков // ModernScience. — 2020. — № 7-2. — С. 291-293. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. — 2019. — Т. 9. — № 11. — С. 32-39. Репникова, К.А. Демографическая политика / К.А. Репникова // Международный студенческий научный вестник. — 2020. — № 3. — С. 97.Синельников, А.Б. Демографическая саморегуляция в условиях роста и убыли населения / А.Б. Синельников // Социологический журнал. — 2019. — Т. 25. — № 4. — С. 84-92.Уланова, О.И. Влияние демографических процессов на рынок труда в России / О.И. Уланова // Сурский вестник. — 2020. — № 2 (10). — С. 83-88.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
Нормативно-правовые источники
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Учебная литература, монографии
5. Аитова, Ю.С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов / Ю.С. Аитова // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 6. — С. 2.
6. Багирова, Е.М. Приоритеты демографической политики в информационную эпоху / Е.М. Багирова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2019. — № 8. — С. 8-11.
7. Карпов, Д.М. Актуальные демографические проблемы в России и пути их решения / Д.М. Карпов // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — 2020. — № 2 (23). — С. 194-199.
8. Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9. — № 11-1. — С. 150-163.
9. Кочепасова, А.Ю. Социально-демографическая политика в современной России: теоретические ожидания и реальная эффективность / А.Ю. Кочепасова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 2 (70). — С. 61-63.
10. Ловчикова, Е.Д. Направления демографической политики / Е.Д. Ловчикова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. — 2019. — № 2 (17). — С. 146-148.
11. Локосов, В.В. Демографическое развитие России: динамика и социально-экономические риски / В.В. Локосов // Вестник Российской академии наук. — 2020. — Т. 90. — № 3. — С. 251-258.
12. Лян, Х. Демографическая политика в России: исторический аспект / Х. Лян // Мир русскоговорящих стран. — 2019. — № 2 (2). — С. 33-43.
13. Макар, С.В. Демографическая ситуация в России и социальная инфраструктура / С.В. Макар // Народонаселение. — 2020. — Т. 23. — № 1. С. 67-75.
14. Макарычева, И.В. Естественное движение населения: экономический аспект / И.В. Макарычева // Вестник евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 1. — С. 55.
15. Макарычева, И.В. Новая демографическая политика и ее влияние на национальный человеческий капитал / И.В. Макарычева // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 5-1. — С. 122-127.
16. Мардас, Д.М. Рождаемость как критерий и фактор преодоления демографических угроз // Д.М. Мардас // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2020. — № 1 (102). — С. 4-9.
17. Медков, В.М. Демография: учебник / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 575 с.
18. Никулин, А.С. Демографическая политика как ключевой аспект устойчивого развития России / А.С. Никулин // Муниципальная академия. — 2020. — № 3. — С. 111-116.
19. Осколков, А.В. Современная социальная политика в России: демографический сегмент / А.В. Осколков // Modern Science. — 2020. — № 7-2. — С. 291-293.
20. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. — 2019. — Т. 9. — № 11. — С. 32-39.
21. Репникова, К.А. Демографическая политика / К.А. Репникова // Международный студенческий научный вестник. — 2020. — № 3. — С. 97.
22. Синельников, А.Б. Демографическая саморегуляция в условиях роста и убыли населения / А.Б. Синельников // Социологический журнал. — 2019. — Т. 25. — № 4. — С. 84-92.
23. Уланова, О.И. Влияние демографических процессов на рынок труда в России / О.И. Уланова // Сурский вестник. — 2020. — № 2 (10). — С. 83-88.
24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
Вопрос-ответ:
Какие задачи решает социальная политика государства?
Социальная политика государства направлена на решение ряда важных задач, таких как обеспечение социальной защиты граждан, повышение качества жизни, борьба с бедностью, поддержка уязвимых групп населения и создание равных возможностей для всех.
Что включает в себя социально-демографическая политика государства?
Социально-демографическая политика государства включает в себя комплекс мер и действий, направленных на регулирование демографических процессов в стране. Это может включать меры по стимулированию рождаемости, поддержке семей, регулированию миграции, обеспечению доступности и качества здравоохранения и образования и другие меры, направленные на поддержку и развитие населения.
Каково демографическое положение в России?
В России сейчас демографическое положение сложное. С одной стороны, наблюдается снижение рождаемости, что приводит к старению населения и сокращению численности населения. С другой стороны, наблюдается высокая смертность и низкая продолжительность жизни. Это создает дополнительные проблемы для социальной политики государства, так как требуется обеспечить поддержку большому количеству пожилых людей и развитие системы здравоохранения.
Какое предвидится будущее демографической ситуации в России?
Предвидится, что в ближайшем будущем демографическая ситуация в России будет оставаться сложной. Прогнозируется сокращение численности населения, старение населения, низкая рождаемость и высокая смертность. Это потребует от государства принятия мер для поддержки семей, стимулирования рождаемости, улучшения доступности и качества медицинской помощи и других социальных мер, чтобы справиться с вызовами, связанными с демографическими изменениями.
Какая роль демографических процессов в формировании социальной политики государства?
Демографические процессы играют важную роль в формировании социальной политики государства. Они помогают определить потребности населения в различных сферах, таких как здравоохранение, образование, социальная защита и др. Также демографические данные позволяют прогнозировать изменения в структуре населения и планировать социальные программы и меры поддержки в зависимости от этих изменений.
Каково происхождение и сущность социальной политики государства?
Социальная политика государства имеет свое происхождение в потребности общества в поддержке и защите своих граждан. Она направлена на улучшение условий жизни населения, обеспечение равных возможностей и социальной справедливости. Суть социальной политики заключается в реализации мер и программ, направленных на социальное обеспечение, защиту прав граждан, а также создание условий для реализации их потенциала.
Какую роль играет социально-демографическая политика государства?
Социально-демографическая политика государства имеет целью регулирование демографических процессов и создание условий для благоприятного развития общества. Она включает в себя меры по стимулированию рождаемости, поддержке семей с детьми, регулированию миграции, а также созданию условий для здорового и комфортного старения населения. Социально-демографическая политика направлена на обеспечение демографической стабильности и роста продолжительности и качества жизни граждан.
Каково демографическое положение в России?
Демографическое положение в России характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью и миграционными процессами. В последние годы в стране наблюдается тенденция к естественному сокращению населения. Это создает проблемы социально-экономического развития и формирования социальной политики государства.
Какова роль демографических процессов в формировании социальной политики государства?
Демографические процессы играют ключевую роль в формировании социальной политики государства. Население является основным ресурсом страны, и его состав и структура определяют потребности и проблемы общества. Демографические данные позволяют определить социально-экономические приоритеты и разработать меры социальной поддержки, такие как программы по улучшению качества жизни, содействие здоровью и образованию, стимулирование рождаемости и поддержка молодежи.
Какие основные черты современной демографической ситуации в России?
Современная демографическая ситуация в России характеризуется несколькими основными чертами. Во-первых, в последние десятилетия отмечается снижение численности населения из-за отрицательного прироста и низкой рождаемости. Во-вторых, происходит старение населения, что влечет за собой социально-экономические проблемы, связанные с пенсионной системой и здравоохранением. В-третьих, наблюдается увеличение миграционного давления и смещение баланса между городским и сельским населением.
Как прогнозируется демографическая ситуация в России в будущем?
Прогнозы демографической ситуации в России предсказывают продолжение отрицательного прироста населения и снижение его численности. Значительное старение населения и миграционное давление останутся актуальными проблемами. Важно разработать и внедрить эффективные меры по стимулированию рождаемости и поддержке молодежи, а также обеспечить социальное обеспечение и здравоохранение стареющего населения.
Какое место занимает социально-демографическая политика в государственной социальной политике?
Социально-демографическая политика занимает важное место в государственной социальной политике. Она направлена на регулирование демографических процессов и решение социальных проблем, связанных с населением. Целью социально-демографической политики является обеспечение устойчивого развития общества, улучшение качества жизни граждан, социальная справедливость и равенство возможностей для всех слоев населения.