Понятие о ценностно смысловых ориентациях в отечественной и зарубежной психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ПЛАН 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 3
ПОНЯТИЕ О ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 3
1.1 Понимание ценности отечественными учеными-психологами. 3
1.2 Классификация ценностно-смысловых ориентаций согласно отечественной психологии. 3
ГЛАВА 2 3
ПОНЯТИЕ О ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 3
2.1 Взгляды древнегреческих ученых и первых исследователей 3
2.2 Современная интерпретация ценностных ориентаций в зарубежной психологии 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 3
Э. Шпрангер, продолжая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в «раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций», полагал, что "психология является описательной и понимающей наукой, а не нормативной". Шпрангерсчитал, что фундаментом личности является ценностно-смысловая ориентация, через призму которой личность познает мир. Включение субъекта вэтот процесс познания действительности как раз означает ценностную и смысловую ориентацию. По Шпрангеру, ценностно-смысловая ориентация личности –это продукт общей ориентации человечества в окружающем мире, егодуховное начало, которое является производной частью общей человеческой духовности.Шпрангер выделяет шесть типов личности относительно их отношению к ценностям:теоретический человек (ценность - поиск истины);экономический человек (акцент делается на практических ценностях);эстетический человек (стиль и гармония являются высшей ценностью);социальный человек (любовь, стремление к любви ко всему человечеству как ценности);политический человек (направленность на личную власть, влияние, известность);религиозный человек (ценность для него состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы).Выделенные типы показывают различияпо их ценностным ориентациям. Типы трактуются Шпрангером как «универсалии человеческой природы».Интересны взгляды относительно исследуемых в работе моментов у А.Маслоу. Центральным звеном личности А. Маслоу является самоактуализация. «Самоактуализация – это стремление человека к выявлению и развитию своих личностных возможностей». По иерархии потребностей самоактуализация является высшей ступенью в пирамиде человеческих потребностей по Маслоу. МаслоуА. полагает, что есть некоторые ценности, которые позиционируются каждым человеком. "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены". Маслоу выделяет две группы ценностей:а) ценности бытия или высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям;б) дефициентные ценности или низшие ценности, ориентированые на удовлетворение какой-то потребности.Ценности поМаслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако рассматриваются они без какого-либо учета определяющей роли совокупности социальных и исторических факторов развития личности. Существует при этом и иная концепция. Это концепция личности В. Франкла. Эта концепция сложилась в рамках экзистенциальной психологии. Она по своим положениям близка гуманистической психологии. Теория логотерапии и экзистенциального анализа, созданная Франклом,представляет собой совокупность философских, психологических и медицинских воззрений на эволюцию человека и его сущность, механизмы этой эволюции личности. Центральным смыслом и ценностью этой системы выступает понятие "смысл жизни". Причем не сам смысл жизни как определение или панацея, в поисках которого человек должен тратить время и умственные усилия, а конкретно смысл жизни и существования конкретной личности в конкретный момент. Франкл считает, что смысл жизни можно обнаружить тремя путями:1) совершая дело (подвиг);2) переживая ценности;3) путем страдания.Исходя из вышеуказанного, Франкломвыделяются три группы ценностей или смысловых универсалий.«Смысловые универсалии» проявляются в результате обобщения в общественном сознании типичных ситуаций, с которыми социуму пришлось сталкиваться в истории.Первую группу объединяют ценности творчества. Франкл считает их наиболее важными, но тем не менее не являющимися необходимыми. Основным путем повсеместной реализации этих ценностей является труд. Человек должен воспринимать свою работу как полноценную личность. Вторая группа ценностно-смысловых ориентаций – это ценности переживания. По Франклу, самым богатым ценностным потенциалом обладает любовь. При этом любовь тоже не есть необходимое условие для осмысленности жизни, не панацея и не смысл существования человека.Самыми значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. "Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным". Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения всегда делятся на категории: осмысленное отношение к боли, отношение к вине отношение к смерти. При этом, в отличие от экзистенциализма, позиция Франкла оптимистична в рамках ценностно-смысловых ориентаций. Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи приведем и повторим точку зрения М. Рокича. Ценности – это "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования".ЗаключениеИсходя из общего количества существующих исследований, ценностные ориентации – это сложный социально-психологический феномен. Он характеризует социум, определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление позициям личности, личностному поведению, поступкам индивида. Система ценностных ориентаций предопределяет внутреннийфундамент отношений личности с действительностью.Ценностные ориентации и смысловые понимания представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека.Исследования по данной тематике проводились как в Античные времена, так и учеными ХХ века. Основным понятием ценности будет то, что ценность – это нормы, требования, определяющие правила и цели человеческих отношений и деятельности. Они влияют на позицию и ориентацию человека в социуме. Каждый исследователь трактует ценностно-смысловые ориентации по-своему.В будущем современниками планируется наиболее глубокое изучение ценностных ориентаций человеческих индивидов. Возможно с детальнойпроработкой личностных особенностей людей.Список литературыПриложение1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Институт: Гуманитарно-педагогическийКафедра «Психология»№Дата поступления на кафедруПодпись отв. за регистрациюПодпись преподавателя1.ОТЧЁТо научно-исследовательской работе(вид практики)(тип практики)в Гуманитарно-педагогическом институтеФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»(наименование организации)Выполнил (Фамилия И.О. обучающегося)(шифр группы)Направление / специальность37.03.01 Психология(код, наименование)Научный руководитель, к. психол. наук, доцент, доцент(должность)(Фамилия И.О. руководителя)Севастополь2021 гПриложение 2Индивидуальное задание№ п/пВопросы, подлежащие изучениюИсточник информации1Ознакомление с актуальной тематикой исследовательских работ в психологииСписок тем предлагается науч. руководителем курсовой работы2Определение темы НИР.Обсуждение с науч. руководителем курсовой работы3Формулировка целей и задач НИР. Обсуждение с науч. руководителем курсовой работы4Составление плана НИР по выбранной теме. Самостоятельно. Обсуждение с науч. руководителем5Выбор методов и методик исследования.Обсуждение с науч. руководителем 6Написание обоснования исследования (Введение и Аннотация)Самостоятельно. Обсуждение с науч. руководителем 7Обзор научной литературы по теме НИР.В сети интернет: https://scholar.google.ru/cамостоятельно. 8Составление тезисов по материалу 1 главы. Самостоятельно. Обсуждение с науч. руководителем9Составление библиографического списка теоретических источников по теме курсовой работы.Самостоятельно. Обсуждение с науч. руководителем10Составление отчета по НИР.Самостоятельно. Отзыв науч. руководителя11Защита НИР.Обсуждение с руководителем практики НИРРуководитель практики от Университета _________ (подпись) (инициалы и фамилия)Приложение 3«_____» _____ 2021 г.АННОТАЦИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫВыполнил студент:Тема: Понятие о ценностно смысловых ориентациях в отечественной и зарубежной психологии Научный руководитель: Объект: пониманиеценностно-смысловых ориентаций в рамках взглядов специалистов разных странПредмет: ценностно-смысловые ориентации, история их исследования.Цель: исследовать ценностно-смысловые ориентацииЗадачи: 1) Изучить литературу по данной теме.2) Провестиисследование по обобщению полученной информации о ценностных ориентаций.3) Анализ предоставленных данных.Методы исследования: найти информацию в книгах, и в интернетеСтруктура работы: ВведениеГлава 1 Понятие о ценностно-смысловых ориентациях отечественной психологииПонимание ценности отечественными учеными-психологамиКлассификация ценностно-смысловых ориентаций согласно отечественной психологии Глава 2 Понятие о ценностно-смысловых ориентациях зарубежной психологии2.1 Взгляды древнегреческих ученых и первых исследователей2.2 Современная интерпретация ценностных ориентаций в зарубежной психологии Заключение Список использованной литературыВыводы: Ценностные ориентации и смысловые понимания представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека.Исследования по данной тематике проводились как в Античные времена, так и учеными ХХ века. Основным понятием ценности будет то, что ценность – это нормы, требования, определяющие правила и цели человеческих отношений и деятельности. Они влияют на позицию и ориентацию человека в социуме. Каждый исследователь трактует ценностно-смысловые ориентации по-своему.Количество использованных источников– 21Приложение 4Автореферат курсовой работыПо учебной дисциплине «Общая психология»Направление подготовки: Профиль / специализация: Выполнил(а) студент(ка): Курс Группа Семестр Тема:Понятие о ценностно смысловых ориентациях в отечественной и зарубежной психологииНаучный руководитель: Объект: понимание ценностно-смысловых ориентаций в рамках взглядов специалистов разных странПредмет:ценностно-смысловые ориентации, история их исследованияЦель: исследовать ценностно-смысловые ориентацииЗадачи: 1) Изучить литературу по данной теме.2) Провестиисследование по обобщению полученной информации о ценностных ориентаций.3) Анализ предоставленных данных.Гипотеза исследования: Существуют различные подходы к пониманию направленности личности. Предполагается, что различие в подходах связано с психологической школой, интересами и мировоззрением исследователя.Краткие выводы по работе: Ценностные ориентации и смысловые понимания представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека.Исследования по данной тематике проводились как в Античные времена, так и учеными ХХ века. Основным понятием ценности будет то, что ценность – это нормы, требования, определяющие правила и цели человеческих отношений и деятельности. Они влияют на позицию и ориентацию человека в социуме. Каждый исследователь трактует ценностно-смысловые ориентации по-своему.Количество использованных источников – 21
Вопрос-ответ:
Что представляют собой ценностно-смысловые ориентации в психологии?
Ценностно-смысловые ориентации в психологии являются системой ценностей, убеждений, представлений и целей, которые определяют мотивы и поведение человека. Они отражаются в личностной сфере, определяют личностные приоритеты и ориентиры в жизни.
Как относятся отечественные психологи к понятию ценности?
Ответ отечественных психологов на понятие ценности разнообразен. Некоторые подходы связывают ценность с индивидуальным опытом и субъективными суждениями, другие выделяют объективное содержание ценности, которое зависит от социокультурного контекста. Однако все отечественные психологи признают важность и влияние ценностей на построение личности и его проявление в поведении.
Какие существуют классификации ценностно-смысловых ориентаций согласно отечественной психологии?
Согласно отечественной психологии, существует несколько классификаций ценностно-смысловых ориентаций. Например, одна из них выделяет личностно-познавательные, личностно-активные и личностно-оценочные ориентации. Другая классификация основывается на различении между человечными ценностями и системными ценностями.
Какие взгляды на ценностные ориентации были у древнегреческих ученых?
Древнегреческие ученые исследовали и размышляли о ценностных ориентациях еще в античность. Например, Сократ, Платон и Аристотель обращали внимание на вопросы ценностей и морали. Сократ выделял понятие нравственной добродетели и личностного блага, Платон и Аристотель формулировали свои концепции счастья и справедливости.
Как современная психология интерпретирует ценностно-смысловые ориентации?
Современная психология интерпретирует ценностно-смысловые ориентации как конструкты, которые отражают важность и значимость определенных ценностей и целей в жизни человека. Они рассматриваются как основа мотивации и влияют на различные аспекты личности, включая личностные приоритеты, выборы, цели и поведение.
Какие понятия относятся к ценностным смысловым ориентациям в отечественной психологии?
В отечественной психологии к ценностным смысловым ориентациям относятся понятия понимания ценности отечественными учеными психологами и классификации ценностно-смысловых ориентаций.
Как понимают ценность отечественные ученые психологи?
Отечественные ученые психологи понимают ценность как предметное качество, которое имеет значение для человека и влияет на его поведение и оценку окружающего мира.
Какие классификации ценностно-смысловых ориентаций используются в отечественной психологии?
В отечественной психологии используются различные классификации ценностно-смысловых ориентаций, такие как классификация на основе генетического подхода, классификация по уровням ценностно-смысловой ориентации и другие.
Как формировались взгляды на ценностно-смысловые ориентации древнегреческих ученых и первых исследователей в зарубежной психологии?
Древнегреческие ученые и первые исследователи в зарубежной психологии формировали свои взгляды на ценностно-смысловые ориентации на основе философских и религиозных представлений, а также на основе наблюдения за поведением и мотивацией людей.
Какие современные интерпретации ценностно-смысловых ориентаций существуют в зарубежной психологии?
Существуют различные современные интерпретации ценностно-смысловых ориентаций в зарубежной психологии, например, теория ценностей Шварца, теория экзистенциальной психологии, теория позитивной психологии и другие.