"Экзистенциальная тема в кинематографии Чжана Имоу".
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 17.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Человек и бытие в философии экзистенциалистов 5
Глава 2. Ведущие экзистенциальные темы в фильмах Чжана Имоу 15
Глава 3. Проблема творческой личности в социальном измерении в фильмах Имоу 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Погружение во внутренний мир, переосмысление человеческих ценностейделает фильм непохожим на другие картины аналогичного жанра и раскрывает личную творческую позицию режиссера[, с. 13-14]. Таким образом, важнейшейчертой «нового кино» Чжана Имоу стало обращение к психологическому сознанию личности, его нравственным исканиям, попыткам найти и осмыслить свое положение в мире, в сообществе других людей. Экзистенция бытия, как наивысшая, универсальная категория зачастую раскрывается в фильмах режиссера на основе конкретно-исторических событий Китая. Синтез всеобщего и конкретного, универсального и повседневного является отличительной чертой философии творчества режиссера.Глава 3. Проблема творческой личности в социальном измерениив фильмах ИмоуТема свободы творческого самовыражения и необходимости следовать установлениям социума также является важной частью творчества Чжана Имоу.Тематика эта развивается в фильмах Чжана Имоу последовательно и терпит в своей эволюции значительные трансформации. Так, в фильме «Красный гаолян» персонаж («дед») не имеет ничего против ни этого общества, ни любой другой социальной общности, пока она не навязывает ему собственные нормы, и тогда он начинает бунтовать, ибо живет по своим законам. Персонаж не лишен корней, однако они не являются основой его существования.В «Красном гаоляне» персонаж еще не порывал с группой. «Дед» не связан ни с каким сообществом, находящимися за кадром, он отвергает отношения с криминальным «братством», но объединяет вокруг себя некую не имеющую четких правил и границ патриархальную семью свободных виноделов.Изначально в раннем периоде творчества Чжан Имоу создавал свои сюжеты, как «изолированные острова…, существующие сами по себе» [9]. Это была символика асоциальности личности в рамках существующей и отвергаемой им системы.В картинах «Цзюйдоу» и «Высоко висят красные фонари» персонажи изначально находятся вне какой-либо группы. Хотя социальные общности вокруг них и демонстрируются на экране, но героини внутренне обособлены от них. В картине «Живи» главный персонаж духовно, внутренне остается вне общества, но, в силу вынуждающих его обстоятельств времени, вынужден мимикрировать, имитируя такую связь с группой, какая данной группе требуется. Предположительно, что в этой рискованной метафоре заключалась одна из определяющих причин запрета демонстрации фильма в КНР.В основе сюжета фильма «Цю Цзюй обращается в суд» (1992 г.) лежит социальный конфликт между жительницей деревни Цю Цзюй и представителем местной власти – старостой. Цю Цзюй выступает в защиту своего супруга, которого избил староста, тем самым временно лишив его трудоспособности. Суд обязывает виновника выплатить денежную компенсацию женщине, но ей, в первую очередь, нужны публичные извинения от старосты. В данном фильме продолжается линия противопоставления личности и системы, начатая режиссером еще в картинах «Красный гаолян», «Цзюйдоу» (1990). В фильме «Раскачивайся, люлька, – до Бабкина моста» персонажи, представленные как совершенно или частично «правильные», пытаются вырваться из мафиозной группы, в которую их занесли обстоятельства.Существующий сам по себе беспокойный персонаж картины «Хочешь что-то сказать – выкладывай» демонстративно нарушает групповые правила, но в завершении фильма неожиданно пытается вписаться в искусственное образование из посетителей бара «караоке».Пространство фильма у Чжана Имоу может быть пустынно, как в «Красном гаоляне», или, напротив, наполнено персонажами, как в «Цзюйдоу», однако это пространство словно лежит в ином, по отношению к главным героям фильма, измерении.Его героев общество не просто не принимает, но и отвергает, и стремится не только вытеснить за свои границы, но и просто уничтожить, поскольку любой независимый элемент несет угрозу системе.В «Красном гаоляне» смерть несут японские солдаты, представленные обобщенно-условно, почти карикатурно. В «Цзюйдоу» патриархальная нормативность получает свое воплощение в образе ребенка вольных любовников, явно или скрыто уничтожающего их. В фильме «Высоко висят красные фонари» героиня картины лишилась рассудка, потерявшись между погубившим ее согласием быть «как все» и изначальной потребность в «запредельном»[].В работах позднего периода Чжана Имоу идея смертоносности социальной системы для вышедшей из нее личности появляется вновь. Особенно яркое воплощениеэта тематика получила в фильме «Круговая засада» (2004), в котором героиня большую часть картины благополучно существует как член военизированного тайного общества «Братство Летающих кинжалов» и находится под его защитой. Однако стоило ей преступить границы консервативной системы и позволить себе совершить личный выбор, как немедленно последовало наказание. Фильм «Путь в 1000 миль» затрагивает проблему единства восточной культуры, необходимости налаживания равного диалога между народами Китая и Японии. Чжан Имоу скрыто противопоставляет радушных и уравновешенных китайцев японцам, замкнутость которых зачастую оборачивается насилием. Однако для Имоу несовпадение менталитетов не является главным конфликтом, для него гораздо важнее проблема примирения поколений, трагического разрыва между отцами и детьми, стремление обеих сторон к преодолению обид и самопожертвованию[, с. 243].Имоу избегает простого пути демонстрации остроты конфликта через эмоциональность, пытаясь взглянуть на межпоколенческий конфликт с точки зрения вечной смены природных циклов: как весна приходит на смену зиме, так и дети прощают своих родителей.Способом преодоления личных обид, роста над самим собой для немолодого японца становится долгий путь к своему сыну через знакомство с китайскими традициями. Узнав в трагической судьбе артиста оперы масок самого себя, персонаж видит собственные ошибки и учится дорожить семейными связями. То, что в финале персонаж не успевает к сыну, однако все же растет внутренне, становится очевидно только в финале, когда все окружающие помогают ему пережить горе. «Путь в 1000 миль» – это история о преодолении экзистенциального отчуждения, о том, что каждый человек испытывает потребность в Другом. «Возвращение домой» демонстрирует бездуховные последствия «культурной революции», ставшей для народа Китая общенациональной травмой. Режиссер выбирает для этого метафору личностной амнезии, которая становится общечеловеческим забвением наиболее трагического в жизни: завязка повествует зрителю о неудачном возвращении домой репрессированного профессора, и основная часть фильма рассказывает о его отчаянных попытках напомнить своей жене о себе, которая забыла его, утратив память о наиболее болезненных для нее событиях. Главная героиня олицетворяет душу китайского народа, надорванную социалистическими экспериментами. ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена экзистенциальная тема в кинематографе Чжан Имоу.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Проблема человека раскрывается в экзистенциализме через понятие Другого, чем, с одной стороны, изначально обозначается сложность взаимодействия человека с человека, а с другой стороны, происходит обоснование Другого, как онтологического условия существования Я. Иными словами, только Другой заставляет обозначить присутствие Я. Другой становится границей, отделяющей Я от «не-Я». Это обуславливает значимость Другого, однако трагизм ситуации заключается в том, что в рамках экзистенциализма человек мыслится тотально одиноким. Эта отчужденность проявляется в неспособности одного человека полноценно понять Другого, не смотря на то, что только в присутствии Другого человек способен реализовать собственные экзистенции.Экзистенциальные проблемы человеческого бытия в фильмах Чжана Имоу раскрывается на нескольких уровнях. Это отношение человека с самим собой, его попытки обрести духовную независимость, но не утратить связь с корнями, противостояние личности и системы, права свободного самовыражения и необходимость следовать установлениям общества. Данная проблематика в фильмах режиссера, как правило, облекается в метафорическую, символическую форму. Также для авторской манеры мастера характерны аллюзии или открытые ссылки на компоненты традиционной китайской культуры.Режиссер чрезвычайно внимательно относится к выстраиванию системы персонажей в картине: как правило, в фильме легко выделяется центр притяжения – главный герой или героиня, экзистенциальные поиски которых вызывается острыми противоречиями в отношении с обществом и другими людьми.Список использованной литературыГультяева Г. С. Социально-культурная проблематика в китайском кино 1990-х гг. / Г.С. Гультяева // В мире науки и искусства: вопросы философии, искусствоведения и культурологи. – 2016. - № 5 (60). – С. 11-15.Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме / И.И. Евлампиев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. - № 10. – С. 122-134.Емельянов А. С. Совесть как зов бытия в философии М. Хайдеггера / А.С. Емельянов // Вестник Волгоградского университета. – 2016. - № 1. – С. 14-20.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – Москва : Политиздат, 1990. – С. 23-93.Камю А. Посторонний / А. Камю // Собрание сочинений в 5 т., т. 1 – Харьков : Фолио, 1998. – С. 317-397.Корнющенко-Ермолаева Н. С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночества / Н.С. Корнющенко-Ермолаева // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 8. – С. 244-249.Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор – Москва : Республика, 1993. – С. 115-250.Медведева И. А. Камю / И. Медведева // История философии: энциклопедия / под ред. А. А. Грицанова – Минск : Книжный дом, Интерпрессервис, 2002. – С. 436-437.Попов А. Киновселенная Чжана Имоу / А. Попов // Кинопресса. – 2018. URL: http://kinopressa.ru/5144 (дата обращения: 15.02.2022).Саенко А. В. О концептуальных персонажах Ж.-П. Сартра / А.В. Саенко // Философская мысль. – 2018. - № 2. – С. 16-23.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр – Москва : АСТ; Астрель, 2012. – 925 с. Сартр Ж.-П. Дьявол и Господь Бог / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Г. Брейтбурда // Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – Москва : Политиздат, 1992. – С. 255-364. Сартр Ж.-П. Комната / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе // Сартр Ж. П. Герострат: Пер. с фр. – Москва : Республика, 1992. – С. 31-64.Торопцев С. А. Чжан Имоу / С.А. Торопцев // Энциклопедия китайской культуры. – Москва : Институт Дальнего Востока. – 311 с.Цинь Мэн. Драматический конфликт в контексте современного переводного кинодискурса России и Китая: лингвопрагматический аспект / Цинь Мэн // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice. – 2021. - № 11. – С. 3536-3540.
1. Гультяева Г. С. Социально-культурная проблематика в китайском кино 1990-х гг. / Г.С. Гультяева // В мире науки и искусства: вопросы философии, искусствоведения и культурологи. – 2016. - № 5 (60). – С. 11-15.
2. Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме / И.И. Евлампиев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. - № 10. – С. 122-134.
3. Емельянов А. С. Совесть как зов бытия в философии М. Хайдеггера / А.С. Емельянов // Вестник Волгоградского университета. – 2016. - № 1. – С. 14-20.
4. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – Москва : Политиздат, 1990. – С. 23-93.
5. Камю А. Посторонний / А. Камю // Собрание сочинений в 5 т., т. 1 – Харьков : Фолио, 1998. – С. 317-397.
6. Корнющенко-Ермолаева Н. С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночества / Н.С. Корнющенко-Ермолаева // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 8. – С. 244-249.
7. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор – Москва : Республика, 1993. – С. 115-250.
8. Медведева И. А. Камю / И. Медведева // История философии: энциклопедия / под ред. А. А. Грицанова – Минск : Книжный дом, Интерпрессервис, 2002. – С. 436-437.
9. Попов А. Киновселенная Чжана Имоу / А. Попов // Кинопресса. – 2018. URL: http://kinopressa.ru/5144 (дата обращения: 15.02.2022).
10. Саенко А. В. О концептуальных персонажах Ж.-П. Сартра / А.В. Саенко // Философская мысль. – 2018. - № 2. – С. 16-23.
11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр – Москва : АСТ; Астрель, 2012. – 925 с.
12. Сартр Ж.-П. Дьявол и Господь Бог / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Г. Брейтбурда // Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – Москва : Политиздат, 1992. – С. 255-364.
13. Сартр Ж.-П. Комната / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе // Сартр Ж. П. Герострат: Пер. с фр. – Москва : Республика, 1992. – С. 31-64.
14. Торопцев С. А. Чжан Имоу / С.А. Торопцев // Энциклопедия китайской культуры. – Москва : Институт Дальнего Востока. – 311 с.
15. Цинь Мэн. Драматический конфликт в контексте современного переводного кинодискурса России и Китая: лингвопрагматический аспект / Цинь Мэн // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice. – 2021. - № 11. – С. 3536-3540.
Вопрос-ответ:
Какие экзистенциальные темы присутствуют в фильмах Чжана Имоу?
Фильмы Чжана Имоу затрагивают такие экзистенциальные темы, как смысл жизни, свобода, одиночество, поиск истинного я и наличие свободы выбора.
Какой подход к рассмотрению темы человека и бытия применяет Чжан Имоу в своих фильмах?
Чжан Имоу в своих фильмах подходит к рассмотрению темы человека и бытия с экзистенциалистической точки зрения, обращая внимание на внутренний мир героев и их поиск своего места в мире.
Какие экзистенциальные темы являются ведущими в фильмах Чжана Имоу?
В фильмах Чжана Имоу ведущими экзистенциальными темами являются одиночество, потеря смысла жизни, поиск счастья и свободы, а также противоречивый характер человеческой природы.
Как проблема творческой личности в социальном измерении отображается в фильмах Имоу?
В фильмах Имоу проблема творческой личности в социальном измерении отображается через противоречия и конфликты между героями, борющимися за свое видение мира и социальные ограничения, которые накладываются на них.
Какое впечатление создает фильмы Чжана Имоу на зрителей?
Фильмы Чжана Имоу благодаря погружению во внутренний мир героев и переосмыслению человеческих ценностей создают впечатление оригинальности и непохожести на другие картины аналогичного жанра. Они также раскрывают личную творческую позицию режиссера.
Какую тему рассматривает Чжан Имоу в своих фильмах?
Чжан Имоу в своих фильмах рассматривает экзистенциальную тему.
Что такое экзистенциальная тема?
Экзистенциальная тема - это тема, связанная с сущностью и бытием человека, его местом в мире и смыслом жизни.
Какие экзистенциальные темы присутствуют в фильмах Чжана Имоу?
В фильмах Чжана Имоу присутствуют такие экзистенциальные темы, как человек и его бытие, проблема творческой личности и переосмысление человеческих ценностей.
Что делает фильмы Чжана Имоу непохожими на другие картины аналогичного жанра?
Погружение во внутренний мир персонажей и переосмысление человеческих ценностей делают фильмы Чжана Имоу непохожими на другие картины аналогичного жанра. Это раскрывает личную творческую позицию режиссера.
Какая характеристика является важнейшей для нового кино Чжана Имоу?
Важнейшей характеристикой для нового кино Чжана Имоу является переосмысление человеческих ценностей в социальном измерении.