Сохранение художественных ценностей в период блокады Ленинграда

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История культуры
  • 51 51 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 11.04.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1.1. Понятие о художественных ценностях и необходимости их сохранения 5
1.2. Отношение к художественным ценностям в периоды вооруженных конфликтов 11
1.3. Международная практика сохранения художественных ценностей в вооруженных конфликтах первой половины XX века 15
2.1 Доблокадные объемы и состояние художественных ценностей Ленинграда 22
2.2. Сохранение и эвакуация коллекций и фондов 34
3. Результаты сохранения художественных ценностей Ленинграда 40
3.2 Объемы, характер и структура потерь художественных ценностей за период блокады 42
3.2. Влияние деятельности по сохранению художественных ценностей в блокадном Ленинграде на послевоенную культурную среду города и страны 46
Заключение 49
Список использованных источников 51
Фрагмент для ознакомления

Каждодневный самоотверженный труд музейных работников стал основой впечатляющих результатов по сохранению коллекций и фондов ведущих музеев города. Несмотря на потери, которые понесли практически все музеи, цельность и системность коллекций удалось сохранить. Это и стало основой их весьма быстрого послевоенного восстановления.
В городе использование оставшихся в нем художественных ценностей в рамках агитационной работы началось уже в первую блокадную весну в 1942 году. Сотрудники музеев организовывали передвижные выставки, с которыми выезжали на фронт и в госпитали, ими же проводились экскурсии для защитников города. Сами примеры людей мирных профессий, с риском для жизни спасающих художественные ценности, являлись весьма вдохновляющими. Кроме того, информация о том, как фашисты разрушают культурные ценности мирового уровня, которая передавались нашей страной мировому сообществу, способствовала дальнейшему ухудшению имиджа фашизма и пониманию справедливости войны, которую ведет с ним Советский Союз.
Большое значение имела работа эвакуированных музеев и в тылу. Встреча с эвакуированными коллекциями памятников искусства позволили жителям Молотова (Перми), Горького (Нижнего Новгорода), Соликамска и других региональных центров в 1941-1945 гг. благотворно повлияла на весь культурный климат провинциального общества. В дальнейшем на основе созданных временных музеев в местах эвакуации музеев Ленинграда развернулись местные культурные центры.
За время блокады Ленинграда было полностью уничтожено или в значительной мере повреждено сто восемьдесят семь исторических зданий города. Серьёзно пострадали помещения Гостиного Двора, Кунсткамера, церковь Святой Екатерины, Юсуповский и Шуваловский дворцы, Русский музей, Никольский Морской собор, Инженерный замок и многие другие.
Из крупных музеев города наиболее серьезные потери понес Российский Этнографический музей. Он потерял около пятнадцати тысяч экспонатов. Русский музей понес наименьшие потери во время войны по сравнению с другими. Его коллекцию не только удалось полностью сохранить, но даже пополнить. Множество произведений, находившихся в покинутых или разрушенных домах, были укрыты в его стенах.
В значительной степени во время войны пострадали объекты ландшафтной архитектуры города. Очень серьезный урон был нанесен коллекции древесных растений открытого грунта Ботанического сада. Но благодаря самоотверженной работе сотрудников все основные ценности и здания Института, несмотря на исключительно трудные условия, сохранились. Бомбардировками была повреждена древесная и кустарниковая растительность в других городских садах и парках, в том числе в Летнем и Михайловском садах.
Гораздо больше пострадали культурно-художественные объекты пригородов Ленинграда, занятых немцами: Пушкина, Павловска, Петергофа, Стрельны, Гатчины. Во всех дворцово-парковых комплексах расхищенными и уничтоженными оказались именно те культурные ценности, которые остались на виду. Замурованные в подвалах или закопанные в парках объекты культурного достояния оказались нетронуты. Это говорит о том, что приведение дворцово-парковых комплексов ленинградских пригородов во время оккупации в такое состояние явилось результатом деятельности, направленной не на разграбление культурных ценностей. Дополнительным подтверждением этому может служить и послевоенное состояние Ораниенбаумского дворца в городе Ломоносов, который остался на территории, занятой Красной Армией (на Ораниенбаумском плацдарме). Несмотря на то, что он в течение практически двух с половиной лет находился в зоне непрерывных боев, степень его сохранности оказалась заметно выше, чем у вышеперечисленных дворцово-парковых комплексов.
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. Город, сопротивляясь нацистскому нашествию, выстоял, сохранился, причем, сохранил свое лицо, свою уникальность. И этому в немалой степени способствовала деятельность по сохранению его художественных ценностей, которая стала еще и важным символом мужества, стойкости, верности научному и нравственному долгу, как работников учреждений культуры, так и рядовых горожан. Стремление спасти, пусть даже ценой собственной жизни, культурное достояние человечества в условиях грандиозной и жесточайшей войны противостояло ненависти, стремлению разрушать и уничтожать, которые олицетворял собой фашизм.
Однако, помимо своей морально-этической составляющей, сохранение культурных ценностей Ленинграда имело и большое практическое значение. Во-первых, оно позволило сберечь его уникальную городскую среду. Подвиг ленинградцев, сохранивших художественные ценности, позволил говорить о бережном и заботливом отношении к культуре в СССР, что связывалось с повышением общего культурного уровня страны за годы Советской власти, а также преподносилось в качестве дополнительного доказательства приоритета общечеловеческих ценностей в условиях социализма. С научно-технической и военной точки зрения опыт сохранения художественных ценностей такого крупного города, как Ленинград в условиях длительной и ожесточенной блокады, а также последующего восстановления утраченного стал основой многих новых технологий и подходов в соответствующих отраслях знания и практической деятельности, например, в вопросах подготовки объектов к консервации в земле, оценке устойчивости зданий к взрывным воздействиям и пожарам и даже к особенностям восстановления растений после морозов и термомеханических повреждений. Были разработаны материалы по перевозке, учету и длительному хранению различных видов музейных экспонатов в неблагоприятных условиях, воссозданию объектов, подвергшихся военным разрушениям и пр. Это имело большое значение в практике сохранения и восстановления культурных ценностей, поврежденных и уничтоженных во время военных конфликтов. Свежим примером такого восстановления является реставрация памятников сирийской Пальмиры, проводимая, в том числе сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Эрмитажа.
Во время блокады удалось сохранить (по крайней мере в виде, пригодном для реставрации и дальнейшего воссоздания) основную часть художественных ценностей, находившихся в городской черте Ленинграда и на пригородных территориях, не занятых фашистами. Территории, подвергшиеся оккупации, пережили масштабное уничтожение культурного наследия, восстанавливать которое пришлось долгие десятилетия. Это наглядно показывает цели войны фашистской Германии против СССР, на что немаловажно заострять внимание и в настоящее время в условиях попыток пересмотра итогов войны.









2

1. Васинская М. В. ГУЛЯНИЯ В ПРИГОРОДАХ ЛЕНИНГРАДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В 1950-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО АНСАМБЛЯ Г. ПАВЛОВСКА) // Учёные записки (АГАКИ). 2021. №1 (27). – с. 5-13
2. Воронко А. Н. Музеи в формировании культурного пространства Ленинграда в 1920 – 1930-е гг. // Вестник СПбГИК. 2021. №4 (49). – с. 19-26
3. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность наличного населения по районам и городам // Сайт Демоскоп weekly [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_pop_39_2.php
4. Как жил Русский музей во время войны и как возрождался после // Сайт «Петербургский формат» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbformat.ru/news/kak-zhil-russkiy-muzey-vo-vremya-voynyi-i-kak-vozrozhdalsya-posle/
5. Кантор Ю. З. ЭВАКУАЦИЯ ЛЕНИНГРАДСКИХ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ ЛЕТОМ 1941 Г // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2021. №2. – с. 20-30
6. Кантор Ю.З. Невидимый фронт: музеи в России 1941–1945 гг. ‒ М.: РОССПЭН, 2017. ‒ 326 с.: ил.
7. Культурные ценности – жертвы войны. Том 6. Государственный музей-заповедник Петергоф // Сайт спецпроекта Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lostart.ru/catalog/ru/tom6
8. Кунсткамера в годы Великой Отечественной Войны. К 75-летию победы // Официальный сайт Кунсткамеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny_k_75letiyu_pobedy
9. Лапина Т. С. Понятия культуры, культурологии и оснований культуры // Аналитика культурологии. 2007. №9. - с. 48-54
10. Леденцов Д. С. Генезис ценности // Вестник ИрГТУ. 2007. №2 (30). - с. 133 - 134
11. Ленинград – охране памятников // Сайт «Ленинград – победе – Архивы Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbarchives.ru/leningrad-victory_5
12. Ленинград, 19 января 1944: В городских музеях подсчитывают безвозвратные потери // Проект ИТАР ТАСС "Ленинградская победа-70" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/spb-news/895940
13. Малинова-Тзиафета О. Хранители и власти: охрана и реставрация имперской столицы в сталинский период // НИР. 2019. №2. – с. 526 – 535
14. Мастеница Е. Н. Литературные музеи России: генезис и эволюция // Вестник СПбГИК. 2017. №2 (31). – с. 108 - 111
15. Музей в годы войны // Сайт Российского этнографического музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ethnomuseum.ru/kollekcii/onlajn-vystavka-k-75-letiyu-pobedy/kollekcii-onlajn/
16. Пакт Рериха. Мир через культуру // Сайт Международного центра Рерихов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://пакт-рериха.рф/
17. Соколов В.С., Фёдоров Ан. А. Ботанический институт имени В.Л. Комарова Академии наук СССР. Л., 1947. 72 с.
18. Спиридонова Ю. В. Пакт Рериха в международной системе координат США-Европа в 30-х гг. XX века // ТРУДЫ СПБГИК. 2010. №. 190
19. Туминская О. А. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА РУССКОГО МУЗЕЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ (БЛОКАДА И ЭВАКУАЦИЯ) // Вестник СПбГИК. 2020. №4 (45). – с. 111 – 118
20. Фирсов Г.А., Ярмишко В.Т. КОЛЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ БОТАНИЧЕСКОГО САДА ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА // Биологическое разнообразие и интродукция растений. 2021. №1. – с. 192 - 198
21. Фролов М.И. «Ленинград стереть с лица земли»: планы военно-политического руководства Германии (1941, 1942 гг.) // Сайт «Наука. Общество. Оборона» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.noo-journal.ru/2014-1-2/article-0008/
22. Хассо Г. Стахов. Трагедия на Неве. – М., 2008.
23. Шишкин Б.К. Ботанический институт им. акад. В.Л. Комарова Академии наук СССР (к 220-летию Академии наук СССР) // Советская Ботаника. 1945. Т. 13, № 2. С. 5-12.
24. Энциклопедический словарь по культурологии / под общей ред. А.А. Радугина. М., 1997. С. 223.
25. Юшманова, М. И. Петергофский парк культуры // Адреса Петербурга : интрнет-журнал : [сайт]. - 2018. - № 67/81. – режим доступа: https://adresaspb.ru/category/geography/mesto-otdykha/petergofskiy-park-kultury/

Вопрос-ответ:

Какие художественные ценности были сохранены во время блокады Ленинграда?

В период блокады Ленинграда были сохранены множество художественных ценностей, включая картины, скульптуры, гравюры, антиквариат и другие произведения искусства. Эти ценности были частично эвакуированы из города, а также остались находиться в городских музеях и художественных институциях.

Каково отношение к художественным ценностям во время вооруженных конфликтов?

Во время вооруженных конфликтов художественные ценности играют важную роль как символы нации и культуры. Они являются неотъемлемой частью национального наследия и представляют большую историческую и эстетическую ценность. В связи с этим, сохранение и защита художественных ценностей становятся приоритетными задачами во время конфликтов.

Какая была международная практика сохранения художественных ценностей во время вооруженных конфликтов первой половины XX века?

Во время вооруженных конфликтов первой половины XX века был разработан ряд международных практик и стандартов по сохранению художественных ценностей. Одним из таких стандартов стала эвакуация ценностей из зон боевых действий в специальные хранилища и музеи. Также были разработаны методы упаковки и защиты ценностей для их сохранности во время перевозки и хранения.

Какие объемы и состояние художественных ценностей были до начала блокады Ленинграда?

Перед началом блокады Ленинграда город обладал огромным количеством художественных ценностей. В Ленинграде находились множество музеев, галерей и коллекций, которые вмещали тысячи картин, скульптур, гравюр и других художественных произведений. Состояние ценностей было различным, некоторые требовали реставрации, но в целом они были в хорошем состоянии.

Какие художественные ценности были в Ленинграде в период блокады?

В Ленинграде в период блокады находилось большое количество художественных ценностей, включая картины, скульптуры, архитектурные сооружения и другие произведения искусства.

Каким образом проводилось сохранение художественных ценностей в период блокады Ленинграда?

Для сохранения художественных ценностей в период блокады Ленинграда были предприняты различные меры, такие как эвакуация коллекций, укрытие произведений искусства и их реставрация после завершения войны.

Какие международные практики сохранения художественных ценностей были применены в вооруженных конфликтах первой половины ХХ века?

Во время вооруженных конфликтов первой половины ХХ века были использованы различные международные практики сохранения художественных ценностей, включая их эвакуацию, укрытие и специальную охрану.

Как были сохранены и эвакуированы коллекции и фонды художественных ценностей в Ленинграде?

Коллекции и фонды художественных ценностей в Ленинграде были сохранены и эвакуированы при помощи специальных комиссий, которые занимались организацией и проведением эвакуации, а также упаковкой и перевозкой произведений искусства.

Какие результаты были достигнуты в сохранении художественных ценностей в период блокады Ленинграда?

В результате усилий по сохранению художественных ценностей в период блокады Ленинграда было спасено и сохранено значительное количество произведений искусства, которые до сих пор представляют историческую и культурную ценность.

Какие художественные ценности сохранялись в Ленинграде во время блокады?

Во время блокады Ленинграда сохранялись различные художественные ценности, включая произведения живописи, скульптуры, графики, книги, архивные документы и другие объекты искусства.

Какие меры были приняты для сохранения художественных ценностей во время блокады Ленинграда?

Для сохранения художественных ценностей во время блокады Ленинграда были предприняты различные меры. Одна из основных мер - это эвакуация коллекций и фондов художественных музеев и библиотек в безопасные места. Также были созданы особые комиссии для охраны и контроля за художественными ценностями, проводились работы по реставрации и консервации произведений искусства.

Какие результаты были достигнуты в сохранении художественных ценностей во время блокады Ленинграда?

В результате мер по сохранению художественных ценностей во время блокады Ленинграда удалось спасти значительную часть коллекций музеев и библиотек. Была осуществлена эвакуация более 1 миллиона объектов искусства. Благодаря усилиям сотрудников, многие произведения выжили и послужили основой для восстановления культурной жизни города после блокады.