Диагностика и коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 22.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………..……………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы диагностики и коррекции социально-психологического климата в трудовом коллективе………………………………..9
1.1. Анализ понятий «социально-психологический климат» и «трудовой коллектив» в работах отечественных и зарубежных ученых……………………...9
1.2. Социально-психологические проблемы трудового коллектива…………….17
1.3. Социально-психологический климат как основа эффективности и продуктивности деятельности сотрудников организации……………………….21
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..28
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе……………………………………………………………….30
2.1.Организация и методики исследования……………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования социально-психологического климата трудового коллектива………………………………………………………………34
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..51
Глава 3. Программа формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе………………………………………….53
3.1. Экспериментальная программа по профилактике и коррекции социально-психологического климата в трудовом коллективе………………………………53
3.2. Оценка эффективности проведенной программы……………………………57
Выводы по главе 3…………………………………………………………………..63
Заключение………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы………………………………………………67
Приложения…………………………………………………………………………73
Экспериментальная программа включала два основных блока:Первый блок предполагал разработку рекомендаций для руководителя, связанных с организационными моментами, и предлагающими организацию работы по формированию социально-психологического климата в трудовом коллективе.Второй блок был связан непосредственно с работой с сотрудниками образовательного учреждения и предполагал проведение социально-психологического тренинга «Я и коллектив».Место проведения: актовый зал.Время проведения: в первой половине рабочего дня.I. Цель и задачи тренинга «Я и коллектив».Цель: коррекция и оптимизация уровня социально-психологического климата в коллективе сотрудников МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Задачи:- установить специфику взаимоотношений в трудовом коллективе,- снизить уровень эмоционального выгорания сотрудников,- повысить уровень сплоченности коллектива.II. Содержание работы.1. Диагностика исходного состояния социально-психологического климата в коллективе для коррекции экспериментальной программы.2. Проведение тренинга «Я и коллектив», предполагающего:- обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, обучение способам релаксации;- формирование позитивной установки к своему рабочему коллективу;- формирование позитивной установки к себе.III. Форма работы: групповая.IV. Тренинг «Я и коллектив».Участники: сотрудники МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Время проведения: 1,5 часа.Структура тренинга включает три блока (см. Рисунок 8).Основной блок тренинга направлен на проработку вопросов, посвященных прояснению общих методов работы и эффективному общению в группе, улучшению ее психологической атмосферы, усилению групповой сплоченности и созданию взаимной открытости, а так же самораскрытию своих личностных особенностей перед группой.Методы, которые используются в тренинге: ролевые игры, дискуссия, тестирование и психогимнастика.Ожидаемый результат их использования: повышение сплоченности группы, стимулирование совместной работы, оптимизация морально-психологического климата в учреждении.Рисунок 8. Структура тренинга «Я и коллектив»Тематическое планирование занятий1. Вводная часть.а) Самопрезентация тренера.Цель: выстроить взаимоотношение между участниками и психологом. В этой части занятия психолог сообщает о себе, проводит знакомство, обозначает цель и задачи тренинга.б) Введение в правила работы в группе, определение способов обращения друг к другу.Цель: установить правила для эффективности групповой работы; выявить уровень командной работы в начале тренинга.Участники знакомятся с основными правилами, которым следует придерживаться в ходе тренинга. К этим правилам относятся: контроль времени, активность, чуткость к окружающим и себе, организованная коммуникация, закрытость информации, дисциплина.2. Основная часть. а)Упражнение «Знакомство».Цель:выстраивание доверительных отношений, снижение напряжения и тревожности; активизация ассоциативной памяти; эмоциональное раскрепощение для создания благоприятной психологической атмосферы в группе. б) Упражнение «Комплименты».Цель:развитие уровня эмпатии и новых способов поведения; обучение навыкам делать комплименты и формировать положительные установки.в) Упражнение «Поменяйтесь местами».Цель:оптимизация психологической атмосферы в группе; формирование эффективной дистанции при общении.г) Упражнение «Фотоальбом».Цель:создание единого психологического пространства взаимодействия в группе посредством осознания необходимости совместной работы; самопрезентация личности.д) Упражнение «Ищу друга».Цель:повышение сплоченности в группе и формирование в ней атмосферы открытости; демонстрация новых качеств личности перед группой; определение лидерских и аутсайдерских позиций; выявление наиболее важных личностных качеств, которые нужно развивать у себя.е) Упражнение «Как мне расслабиться…».Цель:мышечное расслабление, понижение эмоциональной напряженности в конфликтной ситуации.ж) Упражнение «Работа с ассоциативным рядом «конфликт»».Цель:определить, каким образом конфликт может отражаться на эмоциональном состоянии индивида; установить какую стратегию поведения в конфликте выбирает участник.з) Упражнение «Единство».Цель: формирование единства группы на перспективном уровне; создание единства эмоционально-волевого фона группы.и) Упражнение «Мост над пропастью».Цель:развитие сплоченности членов группы; развитие чувств взаимоответственности и взаимоподдержки.3. Заключительная часть.Подведение итогов.С целью подведения итогов занятий, ведущий просит высказать участникам свое ощущение о работе.3.2. Оценка эффективности проведенной программыПосле реализации программы формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска Приморского была проведена оценка ее эффективности. Для этого был проведен повторное обследование. Эффективность реализованной программы определялась посредством сравнения результатов контрольного и констатирующего экспериментов. Применялись следующие диагностические методики:1. Методика «Диагностика психологического климата в малой производственной группе», разработанная В.В. Шпалинским, Э.Г. Шелестом, позволяющая определить динамику благоприятности психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.2. Методика определения ценностного единства членов группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева, с помощью которой определялись изменения в сформированность компонентов СПК в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.3. Тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора, который позволил выявить динамику уровня социально-психологической совместимости работников коллектива МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.4. Опросник «Шкала психологического благополучия», разработанный К. Риффом, с помощью которого выявлялась изменение показателей социального оптимизма и делового настроя в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Полученные в ходе сравнения показателей результаты отражены в таблицах 8-11 и на рисунках 9-12. 1. Рассмотрим результаты изменения благоприятности психологического климата в коллективе(Методика «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелеста).Таблица 8. Динамикапоказателей благоприятности психологического климата в коллективеМБУДО ДШИ г. Дальнегорска№Показатели психологического климатаКол-во сотрудников (%)Констатирующий экспериментКонтрольный эксперимент1Высокая благоприятность8 (30%)13 (50%)2Средняя благоприятность13 (50%)12 (45%)3Незначительная благоприятность4 (15%)1 (5%)4Неблагоприятный психологический климат1 (5%)-Рисунок 9. Результаты сравнения динамики показателей благоприятности психологического климата в коллективеМБУДО ДШИ г. Дальнегорска2. Изучим результаты изменения показателей сформированности компонентов СПК в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска (Методика определения ценностного единства членов группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева).Таблица 9. Динамикапоказателей сформированности компонентов СПК в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска№Уровни делового настрояКол-во сотрудников (%)Констатирующий экспериментКонтрольный эксперимент1Высокий8 (30%)15 (58%)2Средний13 (50%)10 (37%)3Низкий5 (20%)1 (5%)Рисунок 10. Результаты сравнения показателей сформированности компонентов СПК в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска3. Определим динамикупоказателей уровня социально-психологической совместимости работников коллектива МБУДО ДШИ г. Дальнегорска (Тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора).Таблица 10. Динамикапоказателей уровня социально-психологической совместимости работников коллектива МБУДО ДШИ г. Дальнегорска№Уровни социально-психологической совместимостиКол-во сотрудников (%)Констатирующий экспериментКонтрольный эксперимент1Высокая4 (15%)7 (26%)2Выше средней11 (41%)13 (50%)3Средняя5 (19%)5 (19%)4Ниже средней4 (15%)1 (5%)5Низкая2 (10%)-Рисунок 11. Результаты сравнения показателей уровня социально-психологической совместимости работников коллектива МБУДО ДШИ г. Дальнегорска4. Выявим результаты изменения показателей социального оптимизма и делового настроя в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска(Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Риффа).Таблица 11. Динамикапоказателей социального оптимизма и делового настрояв коллективеМБУДО ДШИ г. Дальнегорска№Шкалы Сотрудники организации (%)Констатирующий экспериментКонтрольный эксперимент1Позитивные отношения17 (65%)19 (74%)2Автономия16 (61%)19 (74%)3Управление окружением20 (76%)22 (85%)4Личностный рост7 (26%)17 (65%)5Цели в жизни14 (53%)19 (74%)6Самопринятие19 (74%) 22 (85%)Рисунок 12. Результаты сравнения динамики показателей социального оптимизма и делового настрояв коллективеМБУДО ДШИ г. ДальнегорскаВыявление направленности изменений между показателями социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорскав результате реализации формирующего эксперимента (Т-критерий Вилкоксона)С помощью метода оценки достоверности сдвига Т – критерия Вилкоксона мы установили направленность и выраженность изменений между следующими показателями у сотрудников:1. Определена интенсивность положительного сдвига показателей благоприятности психологического климата в коллективе (Методика «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелеста): Тэмп=94 (Ткр=110, при p≤0,05), т.е. участие сотрудников в программе формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска способствует повышению устойчивости и единства межличностных взаимодействий и взаимоотношений. 2. Отмечена интенсивность положительного сдвига показателейделового настрояв коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска (Методика определения ценностного единства членов группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева): Тэмп=61 (Ткр=84, при p≤0,01), т.е. программа формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска способствует повышению у сотрудников редукции личностных достижений, т.е. повышению ценности собственных профессиональных способностей.3. Выявлена интенсивность положительного сдвига показателейуровня социально-психологической совместимостиработников коллектива МБУДО ДШИ г. Дальнегорска (Тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора): Тэмп=73 (Ткр=84, при p≤0,01), т.е. разработанная программа формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска сопутствует повышению взаимной симпатии, стремления идентифицироваться друг с другом, чувствовать себя одной командой.4. Определена интенсивность положительного сдвига показателей социального оптимизма в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска (Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Риффа): Тэмп=94 (Ткр=110, при p≤0,05), т.е. участие сотрудников в программе формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска способствует повышению показателей целеполагания и стремлений к личностному росту.Выводы по главе 3Полученные в ходе исследования результаты, которые отражают динамику показателей констатирующего и контрольного экспериментов, дают возможность увидеть положительные сдвиги в показателях социально-психологического климатав трудовом коллективеМБУДО ДШИ г. Дальнегорска. Видно, что после реализации программы по профилактике и коррекции социально-психологического климата, повторной диагностики и сравнительного анализа, отмечается повышение показателей благоприятности социально-психологического климата в коллективе, сформированности ее основных компонентов, уровня социально-психологической совместимости работников, а также социального оптимизма и делового настроя в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска. Сотрудники коллектива стали проявлять большую устойчивость и единство межличностных взаимодействий и взаимоотношений; повысилась редукция личностных достижений, повысилась ценность собственных профессиональных способностей. Участие в программе сопутствует повышению взаимной симпатии, стремления идентифицироваться друг с другом, чувствовать себя одной командой; повышению показателей целеполагания и стремлений к личностному росту.ЗаключениеВ современных зарубежных и отечественных психологических исследованиях большое внимание уделяется влиянию социально-психологических факторов на процессы, происходящие в социальных структурах, формированию социально-психологического климата в малых группах. В наше сложное время важно понимать, какие условия способствуют изменению самого психологического климата и как грамотно и эффективно управлять им в профессиональной среде, в первую очередь в организациях, которые функционируют в сфере услуг. Современные условия развития образовательных учреждений требуют повышение профессионального уровня личности педагогических работников. Из числа возникающих социальных проблем, особое место занимает проблема формирования психологического климата в среде педагогических работников. Для изучения особенностей формирования социально-психологического климата в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств г. Дальнегорска Приморского края» мы провели следующий ряд работ:1)Осуществили теоретический анализ научной психологической литературы по тематике психологического климата в организациях.2) Выявили степень сформированности социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.3) Установили взаимосвязь различных показателей социально-психологического климата сотрудников МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.4) Определили психологические факторы, средства и методики, которые помогают оптимизировать состояниесоциально-психологического климата в рабочем коллективе.5) Разработали психологическую программупо профилактике и коррекции социально-психологического климата, направленные на улучшение СПК в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.По результатам проведения теоретического исследования было установлено следующее.1. Социально-психологический климат предстает в виде эмоциональной составляющей, которая характеризует содержание психологических связей, возникающих между участниками групповых отношений, и создающихся при совпадении симпатий, склонностей, интересов и черт характера. Он является суммарным эффектом, возникающим при объединении воздействия большого числа факторов, оказывающих влияние на членов группы. Показателями социально-психологического климата являются мотивация трудовой деятельности, характер общения членов группы, наличие групповых и межличностных связей.2. Психологическая диагностика и коррекция - это взаимодополняющие процессы. Сама психологическая коррекция содержит в себе большие диагностические возможности. С другой стороны, психологическая диагностика значительный коррекционный потенциал, в частности в обучающем эксперименте.3. Основными факторами, снижающими уровень социально-психологического климата в организации, являются: несовершенство системы управления персоналом, личностные качества руководителя, наличие «возмутителей спокойствия» и др. Потенциальные или реальные проблемы, создающие помехи в развитии социально-психологического климата, должны всегда быть в центре внимания руководства. 4. Психологическими условиями, позволяющими оптимизировать социально-психологический климат в рабочем коллективе, являются: удовлетворенность профессией, деловой настрой, оптимизм сотрудников, психологическая совместимость, особенности взаимодействия в организации, стиль руководства, деловой настрой и социальный оптимизм. По результатам эмпирического исследования нами была проедена оценка сформированности социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска. В нем приняли участие 26 сотрудников, в возрасте 27-60 лет. Из них 20 сотрудников составили женщины и 6 сотрудников - мужчины.В ходе проведения опытно-экспериментального исследовании психологического климата в обследуемой организации было установлено следующее.1. В коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска присутствует благоприятная психологическая атмосфера. Коллектив этого образовательного учреждения характеризует устойчивость и единство межличностных взаимодействий и взаимоотношений. 2. В организации присутствует высокая степень интеграции. Большинство сотрудников стараются относиться друг к другу позитивно. Коллектив организации характеризует устойчивость и единство межличностных взаимодействий и взаимоотношений. 3. Для большинства сотрудников коллектива учреждения свойственен средний уровень делового настроя и достаточно высокий социальный оптимизм.Все же существует определенный пессимистический настрой некоторых сотрудников, касающийся возможности личностного роста в уреждении, выстраивания позитивных и доброжелательных отношений с коллегами и отсутствием жизненных целей и перспектив, что требует серьезного внимания со стороны руководства.В ходе применения математических методов обработки результатов удалось установить различия и взаимосвязи показателей социально-психологического климата у сотрудников МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Разработанная и реализованная программа по профилактике и коррекции социально-психологического климата подтвердила свою эффективность и способствовала положительным сдвигам в показателях социально-психологического климата в трудовом коллективеМБУДО ДШИ г. Дальнегорска. Список использованной литературыАлексеева, О.А. Социально-психологический климат как основа эффективного управления предприятием / О.А. Алексеева, Н.А. Нашиванова // Актуальные вопросы менеджмента современной организации: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. - 2015. - С. 222-225.Ананикова, В.В. Диагностика и коррекция психического развития в детском возрасте / В.В. Ананикова // Современная наука в теории и практике. – М., 2021. - С. 5-24.Андрейчук, Н.М. Сравнительная характеристика социально-психологической атмосферы гражданских, народных и православных праздников / Н.М. Андрейчук // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - Барнаул: Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2015. - С. 5-12.Ахметова, А.М. Факторы формирования социально-психологического климата в организации / А.М. Ахметова, М.В.Смагина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 11-13.Ачабаева, Л.Х. Психологическая коррекция и реабилитация : учебное пособие / Л.Х. Ачабаева. - Карачаевск : Изд-во КЧГУ, 2021. - 170 с.Барканова, О.В. Теоретические основы психологической диагностики: учебное пособие: в 2 ч. / О. В. Барканова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. – 127 с.Барсукова, А.В. Сущность социально - психологического климата в организации и основы его формирования / А.В. Барсукова, В.В.Задворная // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10 (38). - С. 310-321.Бобб, А.Е. Социально-психологический климат в коллективе / А.Е. Бобб // Экономика и социум. - 2014. - № 3-1 (12). - С. 262-264.Дудина, М.М. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. - 190 с.Дьячкова, Н.М. Эмоциональный климат учебной группы: социально-психологический тренинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Дьячкова, Н. М. Сараева; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2005. – 285 с.Егоров, К.А. Управление социально-психологическим климатом коллективов сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации / К.А. Егоров. – М.: Акад. упр. МВД России, 2015. - 47 с.Золотухина, Ю.В. Социально-психологические установки межличностного взаимодействия в условиях служебной деятельности: монография. - Курск : Курский гос. мед. ун-т, 2015. – 156 с.Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи: монография / О.Я. Емельянова и др. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2015. - 287 с.Касимова, Э.Г. Социальная психология: учебное пособие / Э.Г. Касимова. - 2-е изд., доп. - Уфа: УГУЭС, 2015. - 87 с.Каюмова, М.М. Социально-психологический климат в организации / М.М. Каюмова, А.Р. Кузнецова // Проблемы экономики и управления в аграрном предпринимательстве Республики Башкортостан. Уфа, 2010. - С. 163-165.Кораблев, С.Е. Психологическая совместимость сотрудников органов внутренних дел при выполнении оперативно-служебных и боевых задач: учебное пособие / С.Е. Кораблев, Ю.С. Протасов. - Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2016. - 96 с.Кузнецова, О.В. Влияние гендерного состава на социально-психологический климат служебных коллективов органов внутренних дел / О.В.Кузнецова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 1. - С. 87-88.Кустов, П.В. Психологические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективах курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / П.В. Кустов // Наукосфера. - 2021. - № 6-1. - С. 94-97.Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. /А.Н. Лутошкин. - М.: Академия, 2008. - 368 с.Максимова, С.Г. Основы психологической диагностики: теория и практика: учебное пособие / С.Г. Максимова, Д.А. Омельченко, О.В. Суртаева. - 3-е изд., испр. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2017. – 173 с.Никитин, С.А. Формирование и управление социально-психологическим климатом в организации / С.А. Никитин, М.О.Карпикова // Управление социальными процессами в бизнес-среде. Материалы XV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 101-110.Никишов, С.Н. К вопросу о формировании социально-психологического климата в организации / С.Н. Никишов, С.И.Баляев // Категория "социального" в современной педагогике и психологии. Материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - 2018. - С. 428-431.Ногина, Е.В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре: учебно-методическое пособие / Е.В. Ногина, М.В. Резенова. – М.: Российская таможенная акад., 2013. - 38 с. Ногина, Е.В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре: учебно-методическое пособие / Е.В. Ногина. – М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. - 54 с.Ожегова, С.Г. Формирование социально-психологического климата в организации / С.Г. Ожегова, Н.Ф. Шарипова, Л.Н.Петрова // Экономические и кадровые аспекты развития агропромышленного комплекса. - Екатеринбург, 2021. - С. 206-210.Определение индекса групповой сплоченности К. Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Сфера, 2009. - 480 с.Павельев, А.А. Социальный оптимизм и экономический пессимизм / А.А. Павельев. - М.: Мысль, 2007 – 92 с.Павлова, Л.Г. Деловые коммуникации: учебник (бакалавриат) / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КноРус, 2016. - 299 с.Петров, В.Е. Психологические аспекты совместимости сотрудников полиции в профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Е. Петров. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. - 54 с.Романчук, А.А. Конфликты и социально-психологический климат в трудовом коллективе / А.А. Романчук // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 6. - № 2. - С. 108-110. Ростова, Е..Н. Влияние психологических особенностей личности на совместимость супругов: монография / Е.Н. Ростова. - Таганрог: Филиал РГСУ, 2015. - 93 с.Рябова, Е.В. Положительный социально-психологический климат в коллективе как объект технологии управления персоналом / Е.В. Рябова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 1.1. - С. 227-230.Рябова, М.Г. Психологическая коррекция и реабилитация: учебное пособие / М.Г. Рябова. - Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2018. - 79 с.Рябцева, И.Н. Особенности формирования социально-психологического климата в организации / И.Н. Рябцева, О.Н.Сезонова // Академическая наука - проблемы и достижения. Материалы XI международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 181-183.Ряжских, А. Ю. Оптимизм молодёжи (социологический анализ) / А.Ю. Ряжских. -. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦВШ, 1999. - 48 с.Ряжских, А.Ю. Социальный оптимизм учащейся молодёжи в депрессивных регионах / А.Ю. Ряжских. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 1999. - 31 с.Семенов, А.К. Организационное поведение: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К°, 2016. - 268 с.Серафимович, И.В. Особенности формирования положительного социально-психологического климата в образовательной организации / И.В. Серафимович, С.В. Еремина // Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала. - 2020. - С. 276-280.Синюкова, Е.М. Связь коммуникативных способностей студентов с социально-психологическим климатом в их группах / Е.М. Синюкова, В.П. Зенина //Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции.. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 798 с.Смирнова, С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива / С.С. Смирнова. - Самара: ПГСГА, 2013. - 151 с.Социально-психологический климат в коллективах: учебно-методическое пособие. - Одинцово: Одинцовский гуманитарный ин-т, 2013. - 243 с. Султанова, А.В. Социально-психологические особенности совместимости и благополучия в межличностном взаимодействии: [монография] / А.В. Султанова. - Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского гос. ун-та им. К. Л. Хетагурова, 2015. - 129 с. Сычёв, О.А. Психология оптимизма / О.А. Сычев: учебно-методическое пособие к спец- курсу / О.А. Сычев; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 69 с. Токарева, Ю.А. Межличностные отношения как условие формирования позитивного социально-психологического климата в организации / Ю.А. Токарева, Т.К. Коваленко, Т.Р. Гафурова, А.Г.Токарев // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2016. - № 15. - С. 40-49.Тришина, Е.В. Факторы формирования и роль социально-психологического климата в организации / Е.В.Тришина // Эффективные технологии и практики управления в современных компаниях россии. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 113-122.Улицкая, Н.Ю. Психотип сотрудника как фактор формирования социально-психологического климата организации / Н.Ю. Улицкая, И.С.Сафронова // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 107-109.Хоппе Л. К вопросу об определении понятий, классификаций, подходов к диагностике и коррекции в сурдопедагогике различных научных школ Европы и России / Л. Хоппе, Л.М. Кобрина, О.А. Денисова // Специальное образование. Материалы XII Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова. - 2016. - С. 54-71.Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - 21с.Шуракова, О.Г. Роль кадровой службы в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации / О.Г. Шуракова // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов заочных научно-практических конференций. - 2020. - С. 3117-3122.Якимова, Л.А. Оценка ситуации в социально-трудовой сфере села и социально-психологический климат в деревне / Л.А. Якимова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 12. - С. 47-51.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Методики эмпирического исследования1.Методика «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелеста, с помощью которой выявлялся уровень развития благоприятности психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Цель: выявление уровня развития благоприятности психологического климата в коллективе.Инструкция: «Вам предлагается опросник, содержащий две колонки с суждениями, которые противоположны по значению. Каждое такое утверждение является определенным показателем психологического климата в группе. Обе колонки содержат суждения, которые соответствуют противоположным показателям психологического климата. Выраженность какого-либо признака в коллективе определяется тем, к какому из полярных суждений отмечен ваш ответ на пятибалльной шкале. Если ближе к левому суждению, то выраженнее правое суждение. И наоборот. Средний ответ «3» - промежуточный. Он говорит о том, что выражены оба признака. Ваша задача – указать ту оценку, которая больше соответствует ситуации в вашей группе».Обработка результатов. Изучение психологического климата в трудовой группе по методике В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста осуществляется посредством общей оценки климата в коллективе, выявления негативных факторов, мешающих профессиональной деятельности, и их причин.Интерпретация результатов.Общие показатели психологического климата по данной шкале располагаются в промежутке от 65 до 13 баллов:высокая благоприятность психологического климата - 42–65 баллов;средняя благоприятность психологического климата – 31–41 балл;незначительная благоприятность психологического климата – 20–30 баллов;менее 20 баллов - неблагоприятный психологический климат.2. Методика изучения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриева), с помощью которой выявлялся уровень развития компонентов социально-психологического климата в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска[26].Цель: выявление ценностно-смыслового единства на основе групповой общности в ходе выбора самых ценностно-значимых качеств из списка.Инструкция: «Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые наиболее ценны для успешного совершения совместной деятельности».Тестовый материал: дружелюбие; трудолюбие; сдержанность; веселость; принципиальность; аккуратность; общительность; справедливость; активность; честность; искренность; исполнительность; порядочность; организованность; настойчивость; отзывчивость; обаяние; приветливость; правдивость; скромность; деловитость. Обработка результатов:1) вычисляем число выборов (Н), совершенных респондентом;2) подсчитываем количество выборов, которое приходится на каждое качество;3) подсчитаем число выборов, которые приходятся на 5 популярнейших качеств (Н);4) подсчитываем число выборов, которые приходятся на 5 непопулярнейших качеств (М);Вычисляем коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по следующей формуле: С=((Н-М)*100%)/60.Интерпретация:С >= 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.С<= 30%, ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.3. Тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора, посредством которого определялась степень сформированности социально-психологической совместимости сотрудников коллектива МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Цель: определение степени интеграции коллектива организации, ее сплоченности в единое целое. Инструкция: «Методика включает 5 вопросов, на каждый из них есть несколько вариантов ответов. Нужно внимательно прочесть вопросы и выбрать из предложенных вариантов тот, который в наибольшей степени описывает Ваше поведение. На каждый вопрос дают лишь один вариант ответа. Ответ нужно занести в соответствующую графу регистрационного бланка.Обработка результатов. При обработке результатов суммируют баллы по ключу.Максимальный балл – 19, минимальный – 5.Показателем уровня сплоченности группы выступает среднее арифметическое значение по группе.ИнтерпретацияУровни групповой сплоченности:15,1 баллов и выше – высокая;11,6 – 15 балла – выше средней;7 – 11,5 баллов – средняя;4 – 6,9 баллов – ниже средней;4 балла и ниже – низкая.4. Опросник «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), посредством которого определялся уровень делового настроя и социального оптимизма в коллективе МБУДО ДШИ г. Дальнегорска.Цель: диагностика сформированности субъективного ощущения благополучия сотрудников организации.Обработка результатов. Опросник включает в себя 84 пунктов. Интегральный показатель и 6 шкал, предложенные авторами, подтверждены валидизацией. Каждая шкала содержит 14 пунктов - как обратных, так и прямых. Утверждениям дается значение в баллах, которое равно числовому значению ответа. Некоторые пункты подсчитываются в обратном порядке.5. Методы математико-статистической обработкиМатематико-статистическая обработка данных включала в себя: подсчет параметров распределения в группе респондентов – среднее значение, стандартное отклонение. Результаты первичной статистической обработки наглядно представлены на гистограммах;корреляционный анализ, который проводился с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена;определение различий в показателях социально-психологического климата в организации в зависимости от пола сотрудников и стажа их работы, посредством использования U критерия Манна-Уитни.Коэффициент ранговой корреляции СпирменаНазначение критерия. Метод ранговой корреляции Спирмена дает возможность установить направление и силу корреляционной связи двух признаков. Корреляция говорит о том, что изменение одного из признаков связано с изменением другого. Сила связи соотносится с абсолютным значением коэффициента корреляции. Максимальное абсолютное значение коэффициента корреляции , минимальное .Алгоритм расчета коэффициента ранговой корреляции СпирменаОпределяем, какие два признака будут сопоставляться как переменные и.Ранжируем значения переменной начисляя ранг 1 наименьшему значению.Ранжируем значения переменной , аналогично первому случаю.Подсчитываем разности между рангами и .Возводим разности в квадрат .Подсчитываем сумму квадратов .Посчитываем коэффициент ранговой корреляции по формуле:а) при отсутствии одинаковых рангов где — сумма квадратов разностей между рангами; — количество признаков, которые участвуют в ранжировании.Определяем по таблице XVI Приложения 1 [10] критические значения для данного . Если превышает критическое значение или, по крайней мере, равно ему,корреляция достоверно отличается от 0.U - критерий Манна-УитниНазначение критерия. Критерий позволяет оценить различия двух выборок по показателю какого-то признака, который был количественно измерен. С его помощью выявляют различия между небольшими выборками, когда n1•n2≥3 или n1=2, n2≥5. U - критерий Манна-Уитни более мощный, чем критерий Розенбаума.Описание критерияПосредством данного метода можно узнать насколько мала перекрещивающаяся зона значений двух рядов. Эмпирический показатель U показывает, какова зона совпадений между рядами. В связи с этим чем меньше U эмпирическое, тем более достоверны различия.Ограничения U-критерия 1. Выборка 1 и выборка 2 должно включать не менее 3 наблюдений.2. Выборка 1 и выборка 2 должно включать не более 60 наблюдений.Правила ранжирования1. Меньшее значение получает меньший ранг (1).2. Если есть несколько равных значений, то начисляют ранг, равный среднему значению из этих рангов.3. Общая сумма рангов определяется по формуле:Σ (Ri) N*(N+1) 2Приложение 2. Индивидуальны показатели эмпирического исследованияРеспондентыСводная таблица результатов исследованияМетодика В.В. Шпалинского, Э.Г. ШелестаМетодика ЦОЕ В.С. Ивашкина и В.В. ОнуфриеваТест ИГС Сишора1. О.В.2625112. М.А.455683. Н.Е.1933174. Н.В.3252135. О.О.5421126. И.В.344597. Е.К.245368. Т.П.4049119. У.В.4820410. Ц.О.3656611. Н.Г.10361512. Ж.Э.3649813. Т.Б.33291814. Ю.А.31541415. О.Л.4936317. П.Р.3528518. Э.Д.22581319. У.Ф.3835820. С.Ч.62531421. Р.А.59421222. М.Л.61241523. А.А.36541224. Р.Г.60481225. В.В.3159626. С.Д.633216
1. Алексеева, О.А. Социально-психологический климат как основа эффективного управления предприятием / О.А. Алексеева, Н.А. Нашиванова // Актуальные вопросы менеджмента современной организации: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. - 2015. - С. 222-225.
2. Ананикова, В.В. Диагностика и коррекция психического развития в детском возрасте / В.В. Ананикова // Современная наука в теории и практике. – М., 2021. - С. 5-24.
3. Андрейчук, Н.М. Сравнительная характеристика социально-психологической атмосферы гражданских, народных и православных праздников / Н.М. Андрейчук // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - Барнаул: Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2015. - С. 5-12.
4. Ахметова, А.М. Факторы формирования социально-психологического климата в организации / А.М. Ахметова, М.В.
Смагина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 11-13.
5. Ачабаева, Л.Х. Психологическая коррекция и реабилитация : учебное пособие / Л.Х. Ачабаева. - Карачаевск : Изд-во КЧГУ, 2021. - 170 с.
6. Барканова, О.В. Теоретические основы психологической диагностики: учебное пособие: в 2 ч. / О. В. Барканова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. – 127 с.
7. Барсукова, А.В. Сущность социально - психологического климата в организации и основы его формирования / А.В. Барсукова, В.В.
Задворная // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10 (38). - С. 310-321.
8. Бобб, А.Е. Социально-психологический климат в коллективе / А.Е. Бобб // Экономика и социум. - 2014. - № 3-1 (12). - С. 262-264.
9. Дудина, М.М. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. - 190 с.
10. Дьячкова, Н.М. Эмоциональный климат учебной группы: социально-психологический тренинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Дьячкова, Н. М. Сараева; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2005. – 285 с.
11. Егоров, К.А. Управление социально-психологическим климатом коллективов сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации / К.А. Егоров. – М.: Акад. упр. МВД России, 2015. - 47 с.
12. Золотухина, Ю.В. Социально-психологические установки межличностного взаимодействия в условиях служебной деятельности: монография. - Курск : Курский гос. мед. ун-т, 2015. – 156 с.
13. Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи: монография / О.Я. Емельянова и др. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2015. - 287 с.
14. Касимова, Э.Г. Социальная психология: учебное пособие / Э.Г. Касимова. - 2-е изд., доп. - Уфа: УГУЭС, 2015. - 87 с.
15. Каюмова, М.М. Социально-психологический климат в организации / М.М. Каюмова, А.Р. Кузнецова // Проблемы экономики и управления в аграрном предпринимательстве Республики Башкортостан. Уфа, 2010. - С. 163-165.
16. Кораблев, С.Е. Психологическая совместимость сотрудников органов внутренних дел при выполнении оперативно-служебных и боевых задач: учебное пособие / С.Е. Кораблев, Ю.С. Протасов. - Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2016. - 96 с.
17. Кузнецова, О.В. Влияние гендерного состава на социально-психологический климат служебных коллективов органов внутренних дел / О.В.Кузнецова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 1. - С. 87-88.
18. Кустов, П.В. Психологические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективах курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / П.В. Кустов //
Наукосфера. - 2021. - № 6-1. - С. 94-97.
19. Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. /А.Н. Лутошкин. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
20. Максимова, С.Г. Основы психологической диагностики: теория и практика: учебное пособие / С.Г. Максимова, Д.А. Омельченко, О.В. Суртаева. - 3-е изд., испр. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2017. – 173 с.
21. Никитин, С.А. Формирование и управление социально-психологическим климатом в организации / С.А. Никитин, М.О.
Карпикова // Управление социальными процессами в бизнес-среде. Материалы XV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 101-110.
22. Никишов, С.Н. К вопросу о формировании социально-психологического климата в организации / С.Н. Никишов, С.И.
Баляев // Категория "социального" в современной педагогике и психологии. Материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - 2018. - С. 428-431.
23. Ногина, Е.В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре: учебно-методическое пособие / Е.В. Ногина, М.В. Резенова. – М.: Российская таможенная акад., 2013. - 38 с.
24. Ногина, Е.В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре: учебно-методическое пособие / Е.В. Ногина. – М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. - 54 с.
25. Ожегова, С.Г. Формирование социально-психологического климата в организации / С.Г. Ожегова, Н.Ф. Шарипова, Л.Н.
Петрова // Экономические и кадровые аспекты развития агропромышленного комплекса. - Екатеринбург, 2021. - С. 206-210.
26. Определение индекса групповой сплоченности К. Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Сфера, 2009. - 480 с.
27. Павельев, А.А. Социальный оптимизм и экономический пессимизм / А.А. Павельев. - М.: Мысль, 2007 – 92 с.
28. Павлова, Л.Г. Деловые коммуникации: учебник (бакалавриат) / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КноРус, 2016. - 299 с.
29. Петров, В.Е. Психологические аспекты совместимости сотрудников полиции в профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Е. Петров. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. - 54 с.
30. Романчук, А.А. Конфликты и социально-психологический климат в трудовом коллективе / А.А. Романчук // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 6. - № 2. - С. 108-110.
31. Ростова, Е..Н. Влияние психологических особенностей личности на совместимость супругов: монография / Е.Н. Ростова. - Таганрог: Филиал РГСУ, 2015. - 93 с.
32. Рябова, Е.В. Положительный социально-психологический климат в коллективе как объект технологии управления персоналом / Е.В. Рябова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 1.1. - С. 227-230.
33. Рябова, М.Г. Психологическая коррекция и реабилитация: учебное пособие / М.Г. Рябова. - Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2018. - 79 с.
34. Рябцева, И.Н. Особенности формирования социально-психологического климата в организации / И.Н. Рябцева, О.Н.
Сезонова // Академическая наука - проблемы и достижения. Материалы XI международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 181-183.
35. Ряжских, А. Ю. Оптимизм молодёжи (социологический анализ) / А.Ю. Ряжских. -. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦВШ, 1999. - 48 с.
36. Ряжских, А.Ю. Социальный оптимизм учащейся молодёжи в депрессивных регионах / А.Ю. Ряжских. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 1999. - 31 с.
37. Семенов, А.К. Организационное поведение: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К°, 2016. - 268 с.
38. Серафимович, И.В. Особенности формирования положительного социально-психологического климата в образовательной организации / И.В. Серафимович, С.В. Еремина // Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала. - 2020. - С. 276-280.
39. Синюкова, Е.М. Связь коммуникативных способностей студентов с социально-психологическим климатом в их группах / Е.М. Синюкова, В.П. Зенина // Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции.. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 798 с.
40. Смирнова, С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива / С.С. Смирнова. - Самара: ПГСГА, 2013. - 151 с.
41. Социально-психологический климат в коллективах: учебно-методическое пособие. - Одинцово: Одинцовский гуманитарный ин-т, 2013. - 243 с.
42. Султанова, А.В. Социально-психологические особенности совместимости и благополучия в межличностном взаимодействии: [монография] / А.В. Султанова. - Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского гос. ун-та им. К. Л. Хетагурова, 2015. - 129 с.
43. Сычёв, О.А. Психология оптимизма / О.А. Сычев: учебно-методическое пособие к спец- курсу / О.А. Сычев; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 69 с.
44. Токарева, Ю.А. Межличностные отношения как условие формирования позитивного социально-психологического климата в организации / Ю.А. Токарева, Т.К. Коваленко, Т.Р. Гафурова, А.Г.
Токарев // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2016. - № 15. - С. 40-49.
45. Тришина, Е.В. Факторы формирования и роль социально-психологического климата в организации / Е.В.
Тришина // Эффективные технологии и практики управления в современных компаниях россии. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 113-122.
46. Улицкая, Н.Ю. Психотип сотрудника как фактор формирования социально-психологического климата организации / Н.Ю. Улицкая, И.С.
Сафронова // Актуальные проблемы развития российской экономики и управления. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 107-109.
47. Хоппе Л. К вопросу об определении понятий, классификаций, подходов к диагностике и коррекции в сурдопедагогике различных научных школ Европы и России / Л. Хоппе, Л.М. Кобрина, О.А. Денисова // Специальное образование. Материалы XII Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова. - 2016. - С. 54-71.
48. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - 21с.
49. Шуракова, О.Г. Роль кадровой службы в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации / О.Г. Шуракова // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов заочных научно-практических конференций. - 2020. - С. 3117-3122.
50. Якимова, Л.А. Оценка ситуации в социально-трудовой сфере села и социально-психологический климат в деревне / Л.А. Якимова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 12. - С. 47-51.
Вопрос-ответ:
Что такое социально психологический климат в трудовом коллективе?
Социально психологический климат в трудовом коллективе отражает общую атмосферу, отношения между сотрудниками, их взаимодействие и настроение. Это совокупность норм, ценностей и ожиданий, которая формируется в коллективе и влияет на его эффективность и благополучие.
Какие проблемы возникают в социально психологическом климате трудового коллектива?
В социально психологическом климате трудового коллектива могут возникать различные проблемы, такие как конфликты между сотрудниками, недоверие, низкий уровень коммуникации, отсутствие поддержки и уважения друг к другу, негативное отношение к руководству, повышенный стресс и напряжение в коллективе.
Как диагностировать социально психологический климат в трудовом коллективе?
Диагностика социально психологического климата в трудовом коллективе может проводиться с помощью анкетирования сотрудников, наблюдения за их поведением и взаимодействием, анализа обратной связи и отзывов от сотрудников, а также с помощью проведения фокус-групп и групповых дискуссий.
Какие методы коррекции социально психологического климата в трудовом коллективе существуют?
Для коррекции социально психологического климата в трудовом коллективе можно применять различные методы, такие как проведение тренингов и семинаров по коммуникации и конфликтологии, внедрение системы поощрения и поддержки сотрудников, разработка эффективных механизмов решения конфликтов и улучшения отношений в коллективе, а также создание оптимальной рабочей среды.
Какова роль руководства в диагностике и коррекции социально психологического климата в трудовом коллективе?
Руководство играет важную роль в диагностике и коррекции социально психологического климата в трудовом коллективе. Оно должно быть активно вовлечено в процесс, принимать меры по улучшению климата, создавать условия для открытой коммуникации и конструктивного взаимодействия сотрудников, вести диалог и помогать в решении проблем.
Какая цель статьи "Диагностика и коррекция социально психологического климата в трудовом коллективе"?
Цель статьи заключается в анализе проблемы диагностики и коррекции социально психологического климата в трудовом коллективе.
Какие понятия анализируются в работе отечественных и зарубежных ученых?
В работе отечественных и зарубежных ученых анализируются понятия социально психологический климат и трудовой коллектив.
Какие проблемы могут возникать в трудовом коллективе?
В трудовом коллективе могут возникать социально психологические проблемы.
Что такое социально психологический климат?
Социально психологический климат - это атмосфера взаимодействия, отношений, настроение и эмоциональная составляющая в трудовом коллективе.
Что включает в себя первая глава статьи "Диагностика и коррекция социально психологического климата в трудовом коллективе"?
Первая глава статьи включает в себя теоретический анализ проблемы диагностики и коррекции социально психологического климата в трудовом коллективе.
Какие проблемы возникают в трудовом коллективе?
В трудовом коллективе могут возникать различные проблемы, такие как конфликты между сотрудниками, недовольство условиями работы, недостаток коммуникации, низкая мотивация и проблемы с управлением. Все эти факторы могут негативно влиять на социально-психологический климат в коллективе и снижать его эффективность.