Оказание психологического консультирования по вопросам создания Семьи
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 06.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1 Теоретические основы организации психологического консультирования по вопросам создания семьи……………………………………………………………………………..7
1.1 Психологическая готовность к браку и семье……………………………………………7
1.2 Ценностные ориентации и их роль в создании семьи………………….........................12
1.3 Мотивы и мотивация создания семьи…………………………………………………...18
1.4 Специфика и роль ожиданий связанных с брачными отношениями….........................21
1.5 Психологическое консультирование по вопросам создания семьи………………...…31
Глава 2 Эмпирическое исследование организации психологического консультирования по вопросам создания семьи…………………………………………………………………………39
2.1 Организация и методы эмпирического исследования………………………………….39
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………………………..47
2.3 Программа работы по подготовке молодых людей к созданию семьи……………….50
Глава 3 Рекомендации по улучшению отношений между партнерами и формированию готовности к созданию семьи………………………………………………………………………..53
Заключение…………………………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………………………………60
Приложение …………………………………………………………………………………...63
Достоверные различия обнаружены по альтернативе между чувством долга и удовольствием. Умужчин ориентация на долг свойственная больше чем на удовольствие (U = 465,500; p = 0,044). Женщины более ориентированы на удовольствие, чем на долг.Различия по отношению на совместную или раздельную деятельность, автономность супругов или их зависимость друг от друга показывает, что мужчины больше ориентированы на совместную деятельность во всех сферах жизни, чем женщины (U =428,500; p = 0,015). С другой стороны, женщинам свойственно сохранять в отношениях определенную автономность и независимость от партнера.По такому показателю, как отношение к разводу, можно сказать, что мужчины лояльнее женщин относятся к разводу (U=470,000;p= 0,050). Это объясняется тем, что в России сохраняется дисбаланс в количестве мужчин и женщин. По отношению к патриархальному устройству семьи женщины более ориентированы на эгалитарное устройство семьи, чем мужчины (U = 330,500; p = 0,000).По показателям ролевых ожиданий и притязаний в браке, в большей мере характерны мужчинам, чем женщинам (U =413,000;p=0,009).Мужчины предсказывают в браке, что они будут более активны в ведении домашнего хозяйства, чем женщины. Стереотипные представления о мужчинах не оправдываются, что можно объяснить перераспределением традиционных семейных обязанностей в современных семьях, когда мужчины прогнозируют совместное участие в решении бытовых задач.Отношение к родительским обязанностям у мужчин выше, чем у женщин (U = 230,000; p = 0,000). Иными словами, мужчины придают большее значение роли отца и видят в воспитании детей главную ценность по сравнению с женщинами, у которых эта сфера менее значима.В сфере эмоционально-психотерапевтическойфункциибрака женщины больше ориентированы на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье по тому, что касается моральной и эмоциональной поддержки, выше, чем у мужчин (U=397,500;p =0,005).По результатам исследований мы получили результаты, подтверждающие нашу гипотезу о дисбалансе между психическим и эмоциональным компонентами стремления к созданию семьи у женщин и мужчин, выявлены тревога и эмоциональная напряженность в отношении будущих семей.У мужчин намного выше нравственная готовность к браку, чем у женщин.Врезультатесравнительногоанализапополу,между мужчинами иженщинами можно сказать, что мужчины относятся менее лояльно к ориентации по разводу, но боле ориентированы на воспитание детей.Женщины же ориентированы на равноправие в семье.Полученные результаты говорят о том, что необходима работа психологов-консультантов по вопросам создания семьи.ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ И ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИКонфликтные ситуации возникают в каждой семье на разных этапах ее развития, этозакономернодля нее как социальной системы. Но не все супружеские пары могут справиться с проблемами и не пытаются изменить свои отношения для оптимизации семейного климата, а вместо этого стремятся изменить своего брачного партнера, подделать его под себя.Сформулированные нами рекомендации могут быть даны психологами-консультантами тем супружескими парами, они направлены на помощь супругам профилактировать ошибки в семейной жизни. Безусловно, эти рекомендации не являются универсальными, это не панацея от всех семейных проблем и разводов, но они могут быть полезны и молодым людям, планирующим создать новую семью, а также тем парам, которые уже имеют стаж совместной жизни, и психологам-консультантам, работающим по этой проблеме. Прежде всего, потенциальным супругам необходимо оценить противоречия, которые возникаютуже на добрачной стадии. Это тот период отношений, когда возможно изучение личностных особенностей будущего супруга, его привычек, ценностей, жизненных планов, особенностей характера, наличия или отсутствия, что позволит обдумать, насколько вступление в брак разумно, и насколько семейная жизнь может сложиться. Именно в это время необходимо обсудить те черты характера, которые настораживают. Безусловно, невозможно изменить потенциального брачного партнера, его характер, привычки, установки относительно своей семьи, невозможно изменить мировоззрение человека. Но то, что неприемлемо для другого потенциального партнера по браку, например, вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.) можно обговорить, отметить, что является неприятным. Если будущий супруг действительно дорожит любовью, отношениями, то он может поставить перед собой цель от них избавиться. Если это не происходитв тот период, когда молодые влюбленные люди готовы поменяться ради другого, то в браке проблемы непринятия партнера, восприятия супруга только усугубятся. Но психологи-консультанты могут в беседе говорить о том, что в то же время будущие супруги должны уважать личностное пространство друг друга, понять, насколько могут заходить в притязаниях на жизнь другого человека. Будущим молодым супругам необходимо как можно лучше узнать друг друга, объективно оценить особенности друг друга. Успешно решенной задачей добрачного воспитания можно считать, если будущие супруги понимают важность таких качеств, как ответственное отношение к семье, работе, способность адекватно вести себя в конфликтных ситуациях, целеустремленность и уверенность в себе, сдержанность, уравновешенность, самодисциплина и саморегуляция, самопожертвование. Такие качества более важны, чем, смелость, преданность и верность в любви. Если есть предпочтение именно этого избранника или избранницы в добрачный период, нежелание строить отношение с другим или другой – это позитивные признаки. А проявления грубости, капризности, неуважения, деспотизма, агрессии, невоспитанности должны насторожить потенциального брачного партнера. Будущие супруги, планируя вступить в брак, должны проговорить свои представления о нормахотношений в семье, откровенно обсудить, что является приемлемым и чего не должно быть в их совместной жизни. В противном случае, когда молодая семья начнет совместную жизнь, будет вдруг обнаруживаться, что между ними возникает непонимание, разные точки зрения на, какой должна быть жена и каким муж. Те или иные привычки, правила, установки, требования партнера могут раздражать, провоцировать семейные конфликты, вести к нарастанию тенденции к распаду семьи и расторжению брака. Психологи-консультанты в процессе превентивной меры могут информировать будущих супругов или супругов, которые уже начали совместную жизнь, о том, что, если будет меньше недоговоренностей, скрытых фантазий о семейной жизни, тем более успешным будет брак. Особо следует предупредить о том, что нет идеальных супругов, и стать хорошим партнером по браку можно, если каждый из них будет работать над собой и меняться, чтобы совместная жизнь была бы долгой и бесконфликтной.В процессе консультативной беседы нужно подчеркнуть важное условие благополучие семейной жизни – не убегать от бытовых, финансовых и других проблем жизни, их совместное преодоление сделает семью крепкой, здоровой, полноценной. Кроме того, консультанты акцентируют внимание на том, что чем быстрее молодая семьявстретится с трудностями жизни, научится решать самые разные проблемы быта, тем меньше ошибок будет допущено, тем меньше обид и непонимания возникнет. Совместное преодоление жизненных барьеров – это проверка прочности чувств, крепости брака,возможности компромисса во имя любви.Необходимо сориентировать будущих или молодых супругов на постоянное изучение партнера по браку. Супруги, обращающиеся к консультанту, называют целый ряд негативных явлений, негативно влияющих на брак:-супружеская измена, -алкоголизм, -грубость, -неряшливость и др.Определенные черты характера в какой-то семье не замечаются, другие ведут к конфликтам и разводу. Поэтому любящие партнеры должны знать приоритеты, ценности, предпочтения своего возлюбленного, чтобы избежать разочарования.Супруги, чтобы семья жила в гармонии и любви, должны постараться понять и принять личностные особенности, адаптироваться к режиму дня, бытовым мелочам, которые для партнера по браку являются важными.В то же время немотивированное упрямство, нежелание преодолеть себя, неспособность воспринимать рутинубыта как некое испытание, приверженность сложившимся в родительской семье стереотипамсоздаютусловия для возникновения острыхконфликтов и сводят на нет стабильность брака.Психологам в процессе консультацииследует обратить внимание на то, чтомелочи, те или иные бытовые ситуации могут эскалировать конфликт, так как в семье все важно и нет мелочей. Для супругов важнызнаки внимания, будь то ласковое слово, нежный взгляд, легкое поглаживание руки, что может быть более значимо, чемдорогостоящие подарки, которыми иногда пытаются «купить»любовь. Толерантность к недостаткам партнера, умение забывать обиды очень важны для членов семьи. Человек в аффекте может сказать то, о чем буде жалеть, вот почему нужно учиться спокойно и правильно оценивать ситуацию, не реагировать на мелочи и забывать обиды. В счастливом браке большую роль играет мудрость и зрелость супругов, позволяющие им любой семейный конфликт разрешить конструктивно, без взаимных обвинений и обид. Зрелая личность осознает, что в семейном конфликтенужно научиться не просто слушать, но и слышать, декодировать язык другого партнера по браку, найти то общее, что объединяет позиции, избавиться от амбициозности и желания победить в споре, переспорить, подавить мнение другого во что бы то ни стало.Важно научиться предвидеть желания супруга или супруги, принимать конструктивные и оптимальные решения, уметь проявлятьлюбовь и поддержку, стремиться прийти к общности мыслей, потребностей, устремлений, полному доверию, крепкой привязанности.Супругам необходимо напомнить, что навязывание своей позиции, точки зрения, абсолютизация своих требований унижаютдостоинства партнера по браку. Деспотизм, черствость, цинизм, потребительское отношение к партнеру по браку разрушают его, препятствуют сближению и единству супругов. В ходе консультации психологи могут рекомендовать использовать достоинства и недостатки различных жизненных ситуаций, например, временную разлуку, которая актуализирует эмоциональное восприятие супруга или супруги, обновляет ощущение любви и счастья. Если супруги не хотят ни на минуту расставаться, постоянная потребностьбыть вместе в свободное время свидетельствует о благополучии этой пары. В то же времяследует сказать супругам, пришедшим на консультацию, что бывают ситуации, когда требуется изменениепривычной домашней обстановки или если кому-то из супругов нужно остаться одному на какое-то время, что-то осмыслить, обдумать. Вот почему расставание на короткоевремя заставит скучать друг о друге,придает новый импульс супружеским отношениям.Только в начале совместной жизни супружеские отношенияполны грез и романтики, но через некоторое время они «приземляются»бытом, домашними делами и обязанностями. Кроме того, во время добрачныхвстречмолодые люди не показывают свои недостатки, хотят быть привлекательными, не афишируют слабости. А в браке вдруг это все обнаруживается, и разочарование неминуемо. Следует помнить, что внимание к внешнему виду, которое было в период знакомства и добрачных отношений, вероятно, может ослабевать, а на первый план приходит умение создавать уют, благополучие, теплую семейную атмосферу. Но и в обыденной семейной жизни супругам нельзя забыватьо внешней привлекательности, так как любимому человеку приятно видеть красивого, ухоженного партнера по браку, что важно для мужчин, которым требуется ощущение новизны в отношениях с женщиной.Супругам нужно научиться управлять эмоциями, уметь спокойно принимать критику, так как это обеспечит продолжениесемейной жизни. Консультант должен напомнить, что, критикуя, сначала надо подчеркнуть достоинства человека, а потом в доброжелательной и конструктивной форме указать на то, чем недовольны. Важно не отступать от правила: нельзя всегда и во всем обвинять, критиковать, унижать, нужно владеть эмоциями, принимать партнера таким, какой он есть. Если вы столкнулись с изменой, постарайтесь сначала разобраться в ее причинах, а потом устранить негативные последствия. Некоторые пары терпимо относятся к изменам друг друга. Как правило, в таких семьях под видом благополучия скрываются большие проблемы. Не говоря уже о том, что в воспитании детей всегда есть изъяны. В процессе работы психологи-консультанты вместе с молодыми людьми размышляют относительно того, как возникает неверность, выдвигая при этом гипотезы:-брак без настоящей любви?-неумение противостоять быту и рутине семейных отношений?-неустойчивость жизненных позиций?- супружеские разногласия?- разница характеров, интересов, ценностей?-нежелание идти партнеру по браку навстречу?-внешняя непривлекательность, отсутствие желания следить за собой?- случайное стечение обстоятельств. Чаще супружеская неверность говорит об эмоциональной дисфункциональности семьи, ее не запретишь, не призовешь к совести и выполнению нравственного долга. Измена часто связана с чувством ревности, в основе которой страх потери объекта любви, ощущение незащищенности от предательства. Ревность провоцируетсяповедением партнера по браку, если он или она постоянно и нарочито демонстрирует чрезмерную симпатию к людям противоположного пола. В разумных пределах ревность как чувство может положительно влиять на брак, возбуждает чувства, повышает эмоциональный модус отношений. Но патологическая, безумно сильная, беспочвенная ревность свидетельствует о проблемахсупружеских отношений, приводящих к ярости, подозрительности, агрессии,нарастанию конфликтности.Психолог-консультант в беседе с молодыми супругами должен обратить их внимание на то, что конфликты и противоречия в семейной жизни – это явление нормальное, поэтому не нужно пугаться, отчаиваться. Следует знать, что в жизни любая семьяпереживает кризисы, которые связаны с привыканием, стагнацией чувств в браке, переоценкой семейных ценностей и т. д. Чтобы преодолеть это,необходимо приложить душевные силы, личностные ресурсы, осознать причины возникшего разочарования, определить, что важнее сохранить семью или разрушить то, что создавалось в процессе совместной жизни. Консультанты часто используют такой прием, как снятие оригинальноси проблемы, когда своим клиентам они предлагают примеры семейных ситуаций, где проблемы супругов еще значительнее и тяжелее (неизлечимая болезнь, необходимость расставания по объективным причинам и т.д.). Осознание, что другим может быть намного хуже, заставляет человека посмотреть на свою проблему другими глазами, успокоиться и мобилизовать на решение проблемы. Важно, чтобы психолог-консультант вместе с клиентом или клиентами (супружеской парой) нашли варианты решения, выбрали из них оптимальный, который бы устроил всех.Консультанты могут напомнить и о том, что при разрешении семейного кризиса может быть использована помощь родственников обоих супругов, друзей, а также необходима активизация всех потенциалов, которые направлены на устранение дисфункциональности семьи.Если в семье возникает глубокий конфликт и оба супруга или один из них тяжело переживает это, то можно рекомендовать им находиться среди друзей, коллег, продолжать интенсивную деятельность, следить за собой, постараться реально оценить происходящее.Следует напомнить супругам, что зрелый человек предвидит вероятность жизненных сложностей, семейных кризисов, стрессовых ситуаций в семейной жизни, и решение о разводе, отказа от борьбы за семью,не является лучшим выходом. Но не лучше и продолжать жить вместе, если потеряно взаимное уважение, угасла любовь, а иллюзорное благополучие и равновесие удерживается за счет унижениядруг друга и угроз, что ведет к полной потере надежды сохранить семью. Таким образом, в процессе профессиональной деятельности психологи-консультанты могут оказывать помощь молодым людям, готовящимся вступить в брак, осознать важность создания семьи, молодым супружеским парам сберечь семью, в которой возникают конфликты и недоразумения, семьям со стажем семейной жизни оптимизировать семейные отношения через осознание ролевых притязаний, ожиданий и их реализации.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема оказания помощи молодежи по вопросам создания семьи - это социально и педагогически важная проблема, которая стала предметом изучения в таких отраслях научного знания, как психология семьи, педагогическая, социальная психология, педагогика, медицина, социология и др. Решение этой проблемы поможет избежать ошибок в построении семейных отношений, уменьшить количество разводов. При создании семьи юноши и девушки ориентируются на модель родительской семьи, где есть свои представления, стереотипы, установки, ролевые ожидания, и не всегда они совпадают в молодой семье.Актуальность данной проблемы в основном обусловлена ростом разводов, как в нашей стране, так и за рубежом. Российская статистика свидетельствует о том, что в стране распадается каждый второй брак, вот почему изучение социально-психологических факторов, которые дестабилизируют жизнь молодых семей, разработка методов для их минимизации и устранения чрезвычайно важны. О семье, как социальной системе, писали А.Я.Варга, А.Н.Волкова, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, О.В. Кучмаева, И.Г Малкина – Пых, О. В. Подберезина, Т.К. Ростовская, Е.Ф.Рыбалко, В.Сатир, Л. Б. Шнейдер, Э. Фромм, З.Фрейд, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий и др.Анализ научной разработанности проблемы позволяет говорить о том, что она достаточно разработана, но необходимо дальнейшее изучение такого важного условия семейного благополучия, как готовность молодых людей к браку, нужна и разработка рекомендаций по оптимизации консультирования супругов. Это и определило содержание и структуру дипломной работы, ее методологию.В первой главе представлен теоретический анализ проблемы, рассматриваются вопросы готовности молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи, понятия «ценности», «ценностные ориентации», показана их роль в семейной жизни, рассматриваются мотивы и мотивация создания семьи как института социализации человека, специфика и роль ожиданий молодежи,связанных с браком, организация и проведение психологического консультирования по вопросам создания семьи.Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования организации психологического консультирования по вопросам создания семьи, описаны его этапы, обосновано использование диагностических методик, проанализированы результаты, представлена программа тренинга.В ходе исследованиябыло выявлено, что мужчины и женщины имеют ролевые ожидания относительно общности интересов с партнером, общности потребностей, ценностных ориентаций, а также способов время препровождения (50% и 60% соответственно) Значение медианы по ролевым притязаниям у женщин – 70, и у мужчин – 70. Это говорит о том, что установки мужчин на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства проявлены в такой же степени, как у женщин. По эмоционально психотерапевтической шкале значение медианы по ролевым ожиданиям у женщин – 80, и у мужчин – 80. Значение медианы по ролевым притязаниям у всех испытуемых – 60. Это говорит о том, что испытуемые больше предпочитают, чтобы партнер брал на себя роль эмоционального лидера, чем они сами. По результатам методики было выявлено, что у 100%высокий уровеньготовностиксемейнойжизни,представлениямеждупарамивпредложенныхситуацияхпрактическиидентичны, в ситуациях были приведены различные стили общения междусупругами.По результатам исследований мы получили результаты, подтверждающие нашу гипотезу о дисбалансе между психическим и эмоциональным компонентами стремления к созданию семьи у женщин и мужчин, выявлены тревога и эмоциональная напряженность в отношении будущих семей.В третьей главе сформулированы рекомендации по улучшению отношений между партнерами и формированию готовности к созданию семьи, обозначены рекомендации для психологов-консультантов.Для подготовки молодежи к созданию семьи и вступлению в брак необходимо создание системы работы, включающей в себя и проведение лекций специалистами – психологами, сексопатологами, педагогами, социальными работниками, юристами - в школах, колледжах и вузах, реклама центров помощи и поддержки молодой семьи.Таким образом, цель квалификационной работы достигнута, решены поставленные задачи, подтвердилась гипотеза о том, существуют различия между показателями удовлетворенности браком, нравственной готовности к нему, ролевые ожидания и притязания, семейные ценности у женщин и мужчин, что может привести к трудностям семейных отношений, поэтому необходимо психологическое консультирование по созданию семьи в добрачный и в брачный период.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИсточники на русском языкеАбрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 672 с.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 298 с.Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. – М.: МГУ, 1987. – 271 с.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии [Текст]. 1991. — N 4. — С.74-82.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Наука, 1994. — 324 с.Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. СПб.: Речь, 2005Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье // Психология семьи. Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». — 2010. – 420 с. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008.Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Диссертация кандидата психологических наук. — Л., 1979. — 159 с.Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. - №5. - С. 110-116.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2009. – 512 с.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений/Л.Я.Гозман. М.: МГУ, 1987. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал [Текст]. 1995,- № 6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ./С.И.Голод. - СПб.: Питер, 2009. - 325 сГребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.Додонов Б.И. Эмоция как ценность./Б.И.Додонов - М.:Политиздат, 1978. - 272 с.Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - 3 изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 135 сЗалесский Г. Е. Психологические вопросы формирования личности/Г.Е.Залесский. – СПб.: Питер, 2010. – 275 с.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы./Е.П. Ильин. Спб.: Питер, 2011.Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. /В.Зацепин, В.Цымбалюк. М.: Молодая гвардия", 1983 г .Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2006. - 319 с.Ковалев С.В. Психология семейных отношений [Текст]. М.: Педагогика, 1987. -160 с. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1988. – 208 с.Кутсар Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье. Самара: «Бахрах-Х». — 2009. — С.505-513. Левкович В.П. Этнопсихология. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. — т. 11. — № 2. — С. 25-36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 1981. – 584 с.Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998.Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство/Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 1999. – 36 с.Леонтьев Д.А., От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996, N 4, с. 35-44.Малкина – Пых, И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина - Пых // Справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2006.– 224 сМацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики/М.С.Мацковский. М.: Наука, 1989. — 114 с. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. – Спб.: Питер, 2003. – 512 сМэй Р. Экзистенциальная психология. /Р.Мэй. М.:Инициатива, 2005. - 160 с.Мясищев В.Н. Психология отношений/В.Н.Мясищев. Воронеж, 1995. — 316 с. 36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. Зав.: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1.: Общие основы психологии. – 688 с.37. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1965. – 912 с. 38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Academia, 2002. - 190 с.39. Райгородский Д.Я. Психология зрелости/Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.40. Ростовская, Т.К., Кучмаева, О.В. Представление молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс [Текст] / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева // Вопросы управления. – М., 2015. - 85 с.41.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2008. — 720 с. 42.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008. – 256 с.43.Сатир В. Вы и ваша семья /Вирджиния Сатир. М.: Апрель-Пресс 2014.44.Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М., 1989. С. 8—16.45.Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.46.Фромм Э. Бегство от свободы./Э.Фромм. - М.: АСТ, 2009. - 288 с.47.Харли У. Ф. Законы семейной жизни./У.Хартли. М.: Протестант, 1992. — 208 с. 48.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979. - 367 с.49.Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 286 с.50.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник / И.В. Шаповаленко. - М.: Гарадарики, 2009.51.Шихи Г.Возрастные кризисы/Г.Шихи. – М.: Каскад, 2007. – 448 с.52.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций/л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.53.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология психотерапия семьи./Э.Г.Эйдемиллер, В.Юцкистис. М.: София, 2012. – 657 с.54.Эриксон Э. Детство и общество. /Эрик Хомбургер Эриксон . Спб.: Питер, 2018. 55.Юнг К. Динамика бессознательного./ Карл Юнг М.: АСТ. 2022.Приложение 1Вступительная беседа на тему «Семья и брак»Вначале участникам программы предлагается записать ассоциации, образы, которые возникают, при этом нужно продолжить предложения:- Если семья - это постройка, то она...- Если семья - это определенный цвет, то она...- Если семья - это звучащая музыка, то она...- Если семья - это одна из геометрических фигур, то она...- Если семья - это название просмотренного вами фильма, то она...- Если семья - это настроение, то она...Рефлексия.Содержание беседы.Семья – это важнейшее событие и явление в жизни человека. Роль ее на формирование личности огромна, что определяет большое количество научных подходов к изучению семьи, а также определений, которые встречаются в литературе.Людвиг ван Берталанфи пишет о семье, отмечая, что это не просто сумма членов ее, а система отношений между всеми в семье. Для того, чтобы понять, насколько семья благополучна, насколько ее состояние позволяет быть функциональной, необходим не просто анализ благополучия каждого человека в семье. Нужно проанализировать семейную систему, ее равновесие и развитие.А. И. Захаров по-другому определяет семью, он рассматривает ее через понятие «первичная малая группа», где отношения строятся на межличностных контактах, эмоциональной вовлеченности в жизнь, совместную семейную деятельность, что создает высокую степень семейной идентификации и сплоченности.Семья - уникальная группа, увеличивающаяся за счет появления детей как плода супружеской любви.Системообразующим элементом семьи является супружеская пара, объединяющая вокруг себя детей, родителей супругов, других родственников.А. Г. Харчевым дает определение семьи, подчеркивая историческую составляющую: это «исторически сложившаяся система отношений между супругами, родителями и детьми в малой группе, члены ее связаны узами брака или родства, совместной жизни и взаимной ответственности за воспитание детей.Семья как социальная система уже давно стала объектом внимания и предметом изученияотраслей психологии - социальной, возрастной, клинической, педагогической - педагогики, медицины, социологии, философии и др.В семейных отношениях выделяются разные стороны жизни: от простейших и до сложных семейных признаков.А. И. Антонов считает, что детско-родительские отношения создают семью, а брак -правомерное признание отношений между мужчиной и женщиной, форм сожительства или полового партнерства, сопровождающиеся появлением детей. Автор акцентирует внимание на пространственной локализации семьи — месте жительства — и на экономической базесемьи.Он описывает семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — отцовства — родства и решающую задачу воспроизводство населения, социализации детей. Ядером в этом случае является нуклеарная семья, представляющаяотношения брака — отцовства — родства. Утрата одного из этих элементов, ведет к разъединению семейных групп, когда ужу нельзя говорить о семье в полном значении этого слова: бездетные супруги, разведенные супруги, пожилые и живущие без взрослых детей, овдовевшие супруги и т.д.Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная связь. Однако в сущности этих понятий есть и много особенного, специфического. Итак, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчев определяет брак «как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество регулирует и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».Приложение 2План проведения занятий в режиме тренинга1 блок. Цель: повышение компетентности в вопросах семейной жизни, осмысление понятий «ожидания и потребности молодежи в семейной жизни», «добрачные отношения», рефлексия образа идеального мужчины и идеальной женщины.Занятие 1. Содержание занятия.1. Знакомство с группой, представление ее участников. Информация о цели и ожидаемых результатах.2. Проведение диагностики («Тест - карта для оценки готовности к семейной жизни» для получения информации о степениготовности будущих супругов к выполнению семейной роли, Опросник «Представление о брачно-семейных отношениях»).3. Беседа «Семья – это…?».4. Индивидуальное создание коллажа «Моя будущая семья».5. Мини-сообщение « Конфетно-букетный период - его особенности и риски».6. Задание по составлению перечня качеств «настоящих» мужчины и женщины. Рефлексия. 7. Упражнение «На перепутье – проблема выбора спутника жизни».8. Подведение итогов.Занятие 2. «Ловушки» влюбленности1.Шеринг – обсуждение мыслей по поводу прошлого занятия. Информация о целях сегодняшнего занятия. 2. Беседа на тему «Влюбленность или Любовь. Культура проявления».3. Составление списка качеств будущего партнера по браку.4.Определение основных мотивов вступления в брак.5.Информация о ролевых ожиданиях и притязаниях вступающих в брак.6.Арттерапевтическое упражнение «Моя будущая семья в оттенках моего любимого цвета».7.Чтение и обсуждение сказки Андерсена «Талисман».8.Подведение итогов.Занятие 3. Семья моими глазами. 1. Шеринг по итогам предыдущего занятия. Сообщение о целях занятия.2. Эссе «Семья в моем понимании». Рефлексия.3. Психодраматическое упражнение «Столкновение семейных правил»4. Техника направленной визуализации «Встреча с будущим супругом (ой).5. Составление перечня семейных правил.6. Работа с семейными фотографиями, принесенными участниками тренинга.7.Подведение итогов.Занятие 4. Готовность молодых к вступлению в брак и семейной жизни1.Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщений целей этого занятия.2. Беседа «Что такое готовность к браку?»3. Оценить свою готовность по шкале, где есть такие точки «совсем не готов», «пока не готов», «почти готов», «готов», отобразить в графике.4. Беседа « Моя семья и ее похожесть на семью моих родителей». 5.Составление перечня факторов, которые необходимы для создания здоровой семьи.6.Дискуссия «Женские и мужские семейные обязанности».7.Арттерапевтическое упражнение «Экспонат для музея мужчины и женщины».8. Подведение итогов.Занятие 5. Гендер: мужская и женская психология1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщений целей этого занятия2. Информационный блок. Мини-лекция «Маскулинность и феминность».3.Арт-терапевтическое упражнение «Женское и мужское -два мира».4. Составление коллажа«Мужчины и женщины».5. Дискуссия «Кто в семье глава и лидер?».6. Просмотр и обсуждение видеороликов.7. Подведение итогов, рефлексия.Занятие 6. Психосексуальное развитие.1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщений целей этого занятия.2. Мини – лекция «Профилактика рисков в сексуальной жизни»3. Составление правил грамотного психоексуального поведения.4. Беседа о последствиях сексуального раскрепощения.5. Просмотр видеороликов и комментарии медицинских специалистов.6. Подведение итогов. Рефлексия.Занятие 7. Проблемы репродуктивного здоровья.1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщение о цели занятия.2.Мини-лекция «Культура репродуктивности».3. Дискуссия по теме «Кто отвечает - мужчина или женщина?»4. Беседа медицинского специалиста.5. Подведение итогов. Занятие 8. Ответственное материнство и отцовство. 1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщение о цели занятия.2. Информационный блок. Мини – лекция «Как стать хорошим родителем?»3. Беседа о планировании семьи.4. Составление перечня родительских обязанностей. Обсуждение.5. Направленная визуализация «Мой будущий ребенок».6. Арт-терапевтическая техника «Я как родитель»7. Подведение итогов. Рефлексия.Занятие 9. Правовые основы современного брака.1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщение о цели занятия.2. Беседа с презентацией «Алгоритм заключения брака».3. Мини-лекция «Проблемы молодых семей»4. Составление модели брачного договора.5. Рисунок «Образ счастливого брака»6. Подведение итогов.Занятие 10. Институт гражданского брака – плюсы и минусы.1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщение о цели занятия.2.Информационное сообщениео статистике гражданских браков.3. Дискуссия о плюсах и минусах гражданских браков.4. Составление дигитальных историй.5. Просмотр и обсуждение отрывков из художественных фильмов.6. Подведение итогов.2 раздел.Цель: повышение компетентности в вопросах семейной жизни, распределения семейных ролей, совместимости, семейного благополучия.Занятие 11. Мужчины и женщины и их роли в семье. 1. Шеринг по итогам прошлого занятия, сообщение о цели занятия.2. Мини-лекция «Семейные роли».3.Арттерапевтическое упражнение «Портрет семьи».4. Дискуссия «Кто и как распределяет роли в семье».5. Работа по заполнению бланка «Кто и кому что должен?»6. Рефлексия и подведение итогов.Занятие 12. Феномен супружеской совместимости.1. Шеринг. Сообщение темы и цели занятия.2. Упражнение в парах на определение темпо-ритмической совместимости.3. Мини-лекция «Виды супружеской совместимости».4. Дискуссия «Что нужно для семейного благополучия?».5. Арт-терапевтическое упражнение «Они сошлись-вода и пламень…»6. Подведение итогов.Рефлексия.Занятие 13. Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.1. Шеринг. Сообщение цели занятия.2. Мини-лекция«Цикл развития семьи».3. Дискуссия «Кто виноват. Кризисы семейной жизни».4.Просмотр и обсуждение фрагментов из художественных фильмов.5. Арттерапевтическое упражнение «Семейный кризис».6. Подведение итогов. Рефлексия.Занятие 14. Конфликты в семье. 1. Шеринг. Сообщение темы и целей занятия.2. Мини-лекция «Конфликты в семье»3. Дискуссия «Эгоизм. Ревность. Супружеская неверность как причины конфликтов»4.Драматизация предложенных конфликтных семейных ситуаций и моделированиеоптимального поведения в них.5. Выступление юриста «Различные виды насилия в семье»6.Разработка алгоритма поведения в ситуациях насилия.7.Дискуссия « Война и мир в семье»8. Подведение итогов и рефлексия.Занятие 15. Развод как итог семейной дисфункции.1. Шеринг. Сообщение о цели занятия.2. Мини-лекция «Развод и его психологические последствия».3. Составление перечня причин разводов.4.Дискуссия « Кто виноват - она или он?».5. Арт-терапевтическая техника «Ущерб и его компенсация».6.Подведение итогов. Рефлексия.Занятие 16. Роль семьи в развитии ребёнка.1. Шеринг. Сообщение темы и цели занятия.2. Мини-лекция «Семья и ее влияние на формирование личности»3. Арт-терапевтическое упражнение «Какими мы видим наших будущих детей»4. Беседа «Факторы семейного воспитания»5. Упражнение «Мы и наши дети»6. Подведение итогов. Рефлексия.Занятие 17. Значение детско-родительских отношений. 1. Шеринг. Сообщение темы и цели занятия.2. Мини-лекция «Проблемы ответственности в семье». 3. Упражнение «Заботливый родитель»4. Упражнение «Когда отпустить руку ребенка и сколько ему дать самостоятельности?»5.Упражнение «Как мы общаемся с ребенком?»6.Подведение итогов.Занятие 18. Хозяйство и семья.1. Шеринг. Сообщение темы и цели занятия.2. Мини-лекция «Чтобы семья не разбилась о «лодку быта?»3.Дискуссия «Министр финансов в семье?»4. Беседа на тему «Бюджет семьи».5. Кейс «Экономика должна быть экономной».6. Выполнение творческих работ «Уютныйинтерьер».7. Подведение итогов.Занятие 19. Роль семейных традиций.1. Шеринг. Сообщение темы и целей занятия.2.Мини-лекцияо семейных традициях.3. Групповое составление перечня семейных традиций, которые могут быть общими в молодой семье.4. Дискуссия «Плохие и хорошие семейные традиции».5. Беседа «Прародители и их роль в создании семейных традиций, ритуалов, привычек».6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.Занятие 20. Итоговое занятие.1. Слово об итогах совместной работы.2. Арт-терапевтическое упражнение «Семейная диаграмма».3. Проведение повторной диагностики с использованием тест-карты оценки готовности к семейной жизни и анкеты о представлении о брачно-семейных отношениях.4. Упражнение «Желаю тебе…»5. Подведение итогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники на русском языке
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 298 с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. – М.: МГУ, 1987. – 271 с.
4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии [Текст]. 1991. — N 4. — С.74-82.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Наука, 1994. — 324 с.
7. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. СПб.: Речь, 2005
8. Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье // Психология семьи. Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». — 2010. – 420 с.
9. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008.
10. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Диссертация кандидата психологических наук. — Л., 1979. — 159 с.
11. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. - №5. - С. 110-116.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2009. – 512 с.
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений/Л.Я.Гозман. М.: МГУ, 1987.
14. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал [Текст]. 1995,- № 6.
15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ./С.И.Голод. - СПб.: Питер, 2009. - 325 с
16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.
17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность./Б.И.Додонов - М.:Политиздат, 1978. - 272 с.
18. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - 3 изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 135 с
19. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования личности/Г.Е.Залесский. – СПб.: Питер, 2010. – 275 с.
20. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы./Е.П. Ильин. Спб.: Питер, 2011.
21. Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. /В.Зацепин, В.Цымбалюк. М.: Молодая гвардия", 1983 г .
22. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2006. - 319 с.
23. Ковалев С.В. Психология семейных отношений [Текст]. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
24. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1988. – 208 с.
25. Кутсар Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье. Самара: «Бахрах-Х». — 2009. — С.505-513.
26. Левкович В.П. Этнопсихология. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. — т. 11. — № 2. — С. 25-36.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 1981. – 584 с.
28. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998.
29. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство/Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 1999. – 36 с.
30. Леонтьев Д.А., От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996, N 4, с. 35-44.
31. Малкина – Пых, И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина - Пых // Справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2006.– 224 с
32. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики/М.С.Мацковский. М.: Наука, 1989. — 114 с.
33. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. – Спб.: Питер, 2003. – 512 с
34. Мэй Р. Экзистенциальная психология. /Р.Мэй. М.:Инициатива, 2005. - 160 с.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений/В.Н.Мясищев. Воронеж, 1995. — 316 с.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. Зав.: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1.: Общие основы психологии. – 688 с.
37. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1965. – 912 с.
38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Academia, 2002. - 190 с.
39. Райгородский Д.Я. Психология зрелости/Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.
40. Ростовская, Т.К., Кучмаева, О.В. Представление молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс [Текст] / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева // Вопросы управления. – М., 2015. - 85 с.
41.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2008. — 720 с.
42.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008. – 256 с.
43.Сатир В. Вы и ваша семья /Вирджиния Сатир. М.: Апрель-Пресс 2014.
44.Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М., 1989. С. 8—16.
45.Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.
46.Фромм Э. Бегство от свободы./Э.Фромм. - М.: АСТ, 2009. - 288 с.
47.Харли У. Ф. Законы семейной жизни./У.Хартли. М.: Протестант, 1992. — 208 с.
48.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979. - 367 с.
49.Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 286 с.
50.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник / И.В. Шаповаленко. - М.: Гарадарики, 2009.
51.Шихи Г.Возрастные кризисы/Г.Шихи. – М.: Каскад, 2007. – 448 с.
52.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций/л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
53.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология психотерапия семьи./Э.Г.Эйдемиллер, В.Юцкистис. М.: София, 2012. – 657 с.
54.Эриксон Э. Детство и общество. /Эрик Хомбургер Эриксон . Спб.: Питер, 2018.
55.Юнг К. Динамика бессознательного./ Карл Юнг М.: АСТ. 2022.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе организации психологического консультирования по вопросам создания семьи?
Теоретическими основами организации психологического консультирования по вопросам создания семьи являются психологическая готовность к браку и семье, ценностные ориентации и их роль в создании семьи, мотивы и мотивация создания семьи, а также специфика и роль ожиданий связанных со сбором о семейной жизни.
Что такое психологическая готовность к браку и семье?
Психологическая готовность к браку и семье - это готовность человека эмоционально, психологически и психосоциально принять на себя ответственность за создание и поддержание семейных отношений. Включает в себя осознание и понимание значимости брака и семьи, умение строить здоровые взаимоотношения, умение решать конфликты и преодолевать трудности, а также готовность к совместному родительству.
Какую роль играют ценностные ориентации в создании семьи?
Ценностные ориентации играют важную роль в создании семьи, так как они определяют образ жизни, цели и приоритеты супругов. Если у супругов существуют совпадающие ценности, то это способствует гармоничному взаимодействию и пониманию, а также созданию единой семейной культуры. В случае расхождения ценностей, могут возникать конфликты и непонимание.
Какие мотивы и мотивации могут быть связаны с созданием семьи?
Мотивы и мотивации создания семьи могут быть разнообразными. Некоторые мотивы могут быть связаны с желанием удовлетворения биологических потребностей и влечением друг к другу, другие мотивы - с ценностями и установками, привнесенными в семью извне, например, социальными, экономическими или религиозными. Мотивацией может быть стремление к стабильности и безопасности, желание создать счастливую и полноценную семейную жизнь.
Какие теоретические основы используются при организации психологического консультирования по вопросам создания семьи?
Теоретические основы, используемые при организации психологического консультирования по вопросам создания семьи, включают психологическую готовность к браку и семье, ценностные ориентации, мотивы и мотивацию создания семьи, а также специфику и роль ожиданий в создании семьи.
Что такое психологическая готовность к браку и семье?
Психологическая готовность к браку и семье - это готовность индивида к вступлению в брак и созданию семьи, осознанное понимание значимости брака и семьи в жизни человека, а также обладание необходимыми психологическими и эмоциональными ресурсами для успешного функционирования в роли супруга и родителя.
Какие роли играют ценностные ориентации в создании семьи?
Ценностные ориентации играют важную роль в создании семьи, так как они определяют предпочтения и приоритеты в отношении семейной жизни. Ценности могут включать такие аспекты, как религия, культура, образование, карьера, финансы и т.д. Различия в ценностных ориентациях между партнерами могут повлечь конфликты и проблемы в семейных отношениях.
Какие мотивы могут быть у людей при создании семьи?
Мотивы создания семьи могут быть разнообразными и включать такие аспекты, как желание построить счастливые и стабильные отношения, осуществить потребность в близости и поддержке, хотеть иметь детей и продолжить свой род, обеспечить себе и будущим детям материальное благополучие, общественное признание и т.д.
Какую роль играют ожидания в создании семьи?
Ожидания играют важную роль в создании семьи, так как они предопределяют наши ожидания от будущего партнера, семейной жизни и роли родителя. Несоответствие между реальностью и ожиданиями может привести к конфликтам и разочарованию. Поэтому важно осознанно обсуждать и согласовывать ожидания с партнером перед созданием семьи.
Какие основные аспекты психологической готовности к браку и семье рассматривает статья?
Статья рассматривает такие аспекты психологической готовности к браку и семье, как понимание собственных ценностей и жизненных приоритетов, осознание мотивов и мотивации создания семьи, а также роль ожиданий и их влияние на формирование отношений.