География населения: теоретические аспекты в школьном курсе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: География
  • 41 41 страница
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 24.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ………6
1.1 Демография и её основные понятия …………………………………….….6
1.2 Темы по демографии в школьном курсе по географии населения………10
1.3 Базовые подходы к изучению демографии и народонаселению в школьном курсе географии……………………………………………………..13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
«НАСЕЛЕНИЕ МИРА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА» ………………………...……………..24
2.1 Изучение темы народонаселения в школьном курсе географии ………...24
2.2 Эффективность способов и методов преподавания народонаселения мира в школьном курсе географии…………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..…………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. …………….…………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……..41

Фрагмент для ознакомления

Аналогичная форма работы инициирует обучающихся к формированию навыков творческой деятельности, увеличению познавательного энтузиазма к учебному процессу. Использование трудных и креативных вопросов на уроке содействует формированию у обучающихся коммуникативных навыков. Нередко на установленный преподавателем трудный вопрос появляется сразу несколько видов решения на поставленный вопрос.Очень разные, временами противолежащие высказывания обучающихся умножают обстановку дискуссии и активизируют варианты поиска правильного ответа. Ситуация содействует организации в классе дискуссии. Образцом служит трудный вопрос в структуре третьего урока: «Что имел в виду популярный географ А. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении народонаселения представляется не столько окружающая человека среда, сколько сам человек? » В ходе заключения на вопрос обучающимся нужно будет базироваться на приобретенных прежде сведениях, и устанавливатьлогические связи.Следовительно, в процессе спора и решения трудных вопросов при изучении народонаселения проистекает формирование индивидуальных достоинств ученика, выработка сферы его мировоззренческих идей.Урок обобщающего повторения по теме «Населения мира» ведётся в форме игры и включает в себя разнообразные вопросы по теме. Воздействие уроков-игр на эффективность исследования темы «Население мира» очевидно. Игровой характер занятия ориентирует организовать подходящие обстоятельства для формирования познавательного внимания школьников, разрешая не только ответить на возникающие у обучающихся вопросы, но кардинально конкретизировать и увеличить их знания. Тем самым обучающих игры на уроках географии содействуют решению проблемы формирования познавательных и иных интересов старших школьников.Применение интерактивного способа содержалось в разработке обучающимися планов и их защите. Для разработки проектов весь класс был разделен на 4 группы по 4-5 человек. Каждой группе нужно было выбрать одну из тем. Темы планов и планируемые продукты представлены в таблице 1.Таблица 1.Темы проектов по разделу «Население мира»Тема проектаОжидаемый результат1. Влияние положения женщины в обществе на демографическую ситуацию в странеАнализ влияния положения женщины в обществе на демографическую ситуацию в стране; презентация2. Глобальные проблемы человечестваРезультаты анкетирования по заинтересованности и желанию повлиять на какую-либо из проблем; презентация3. Мировые религииМентальные карты 3 мировых религий на ватманах; презентация4. Городское и сельское население мираИгра-презентация5. Население нашей школьной страныПерепись обучающихся школы; презентация6. Традиционные виды жилища нашей страны у различных народов.Макет 1-2 жилищ; презентация7. Динамика численности населения РоссииКонцепция демографической политики в стране на ближайшие годы; презентацииОбучающиеся защищали проекты в начале уроков на этапе проверки домашнего задания по соответствующим темам. Технологическая карта урока обобщающего повторения представлена ниже. Остальные уроки показаны в приложениях 1-4Урока обобщающего повторения по теме «География населения мира»Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.Форма проведения: игровая, комплексная, работа в группах.Класс:10-11Цель урока: зафиксировать и классифицировать сведения обучающихся по теме «География населения мира».Задачи урока:1) Повторить, зафиксировать и проверить познания обучающихся по ключевым вопросам темы «География населения мира».2) Проверить сведения по ключевым терминам, умение заниматься с картами.3) совершенствовать энтузиазм к предмету.4) Формировать ответственность, самостоятельность, умение действовать в команде (группе).Ожидаемые результаты:-развитие умения действовать с различными вариантами информации;-развитие умения создавать закономерные рассуждения;-развитие умения постановки и решения проблем.-развитие умения целеполагания;-развитие умения планировать, координировать, проверять иоценивать свою деятельность.-развитие умения правильно создавать речевые конструкции;-развитие умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, говорить свое мнение, свою точку зрения и аргументировать ее.Оборудование урока: мультимедийные оборудования, слайд-презентация, атласы, настенная карта мира, карточки с вопросами (Приложение 5), деревянный бочонок. подготовительная работа: за неделю до мероприятия дать учащимся организовать постановку (видеоролик, презентация, доклад, выступление) произвольной страны мира на 4-5 минут. Обязательные условия: знать, как представить государство на карте, показать половозрастную пирамиду выбранной страны, пояснить закономерности, представить народность страны (песни, легенды, сказания, танцы, народный наряд и так далее). Организовать пространство в классе (расставить столы для четырех команд). Ход урока будет представлен в приложении.Таблица 2.Технологическая карта урока обобщающего повторения по теме «География населения мира»ЭтапДеятельность учителяДеятельность учениковУУД 1.Организационный момент Проверка готовности к проведению урока. Приветствие учеников. Подготавливают рабочие места к уроку. Приветствие учителя2.Самоопределение Вступительное слово учителя. Слушают вступительное слово учителяРегулятивные (самоопределение к деятельности)2.Актуализация, постановка цели и задач Обьяснение цели, задач, правил игры, системы оцениванияСлушают учителя, задают вопросыРегулятивные, коммуникативные3.Основной этап Проведение игры по правилам. Контроль хода работы, оценка правильных ответов по ходу мероприятия.Слушают выступление обучающихся по подготовленным темам, участвуют в конкурсной программе, участвуют в дискуссииЛичностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)5.Подведение итогов Подсчет баллов, обьявление победителей, раздача сладких призов2.2 Эффективность способов и методов преподавания народонаселения мира в школьном курсе географии.Карты народонаселения разнообразных стран, регионов, местностей, которые организовывает преподаватель на уроке, не могут, как правило в полной мере заитересовать учащихся. Именно для этого используются различные методики преподавания, которые призваны помочь как учителю, так и учащимся в полной мере провести урок. Манеры жизни населения, его труда, материального обихода обязаны объединяться на уроке с численными показателями, которые характеризуют народонаселение разных стран. К этим численным признакам причисляются плотность населения, прогресс населения, состав населения, перемещение народонаселения и так далее.В обучении народнохозяйственной географии нельзя забывать о населении и его спецификах при переходе от государства к государству и от района к району. При характеристике государств и регионов следует не злоупотребляя цифрами, пользоваться нужными показателями, При этом нужно учесть, что показатели народонаселения могут быть положены на карту в виде картограмм либо картодиаграмм. В картографическом варианте на базе мультимедийного средства преподавания эти показатели будут значительно эффективнее. коэффициент плотности народонаселения особенно важен для характеристики уровня освоенности территории, равно как элемент муниципального народонаселения и для показа уровня формирования и развития страны.При выполнении практических работ по экономической географии в 9-х и 10-х классах для формирования умений действовать с демографическими признаками возможно пользоваться электронными таблицами и базами данных.Для работы со статистическими данными предполагается пользоваться MS Excel по нескольким причинам: во-первых, простота данной программы большинству соучастников образовательного процесса; во-вторых, сравнительная несложность использования; и в-третьих, её универсальные способности обрабатывать статистическую информацию необходимого значения сложности, использования в обучении географии.С цифровой информацией заметно легче, если они представлена в обработанной форме в варианте графиков, диаграмм и гистограмм. Именно данный ресурс есть в MS Excel.Следует отметить, что компьютер не представляется подменой калькулятора. обучающиеся не ведут расчётов, а обрисовывают данный процесс в сфере электронной таблицы. быстро приобретенные итоги по хорошо известным формулам разрешают сконцентрировать интерес обучающихся не на самом процессе получения информации , а на анализе значения приобретенных данных, причем не только числовых таблиц, но и автоматически выстроенных диаграмм, графиков и гистограмм.Эффективность преподавания на уроках географии по теме "народонаселения" в большинстве случаев зависит именно от наглядности и понятности материла, который преподнёс преподаватель. В данном случае тема предпологает начилие карт, атласов, раздаточного материала, видеоматериала, презентаций. Эффективность преподавания в курсе географии по теме "народонаселения" включает следующие пункты: - наглядность- простота восприятия- интерактивность-коллективная работаНаглядность необходима в современных критериях преподавания. Школьный курс географии по теме "народонаселения" невозможно освоить без наглядных материалов, которые позволят усвоить материал более глубоко или дополнить его новыми знаниями. Зрительное восприятие намного лучше позяволяет проводить урок и контролировать его. Как говорилось выше, наглядность необходима доя построения графиков и диаграмм, при изучении народонаселения планеты. Проста восприятия во многом зависит от материала, который подобрал преподаватель при подготовке к уроку. Необходимо убедиться, что материал понятен, не вызывает затруднения и сомнения у учащихся, прост в понимании. Не вся информаия, даже предствленная в интераткивном виде может быть понятной ученикам. Интерактивность на уроке географии очень важна, так как она на прямую взаимодействует с наглядностью. Карты миры, плотности населения, быта и жизнедеятельности разных народов, необходимо сопровождать интераткивными данными : фото, видео, призентация. Это поможет более глубже понять материал урока и запомнить его. Коллективная работа не только помогает ученикам ориентироваться в теме урока, но и позволяет усваивать его более ёмко. Коллектвиная работа может быть построена как командное взаимодействие. Класс можно поделить на группы и давать им задания. Работа в такой форме помогает учащимся взять инициативу в свои руки, они учаться быть более самостоятельными, работают в команде.Исходя из вышесказанного можно сказать, что методы преподавания темы "народонаселения" в школьном курсе географии во многом зависит от методов и способов преподнесения материала. Необходимо использовать все состовлящие эффетивного урока, которые позволят дать тему более глубоко и понятно.Эффективность урока во многом так же зависит от наличия матодологической и материальной базы урока. Важно наличие необходимых состовлящих (карты, атласы, раздаточный материал) и техническое оснащение( проектор, компьютер, и прочее).ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе предоставленной работы были выявлены теоретические и методическиебазы исследования населения; изучены формы и методы системыучебного процесса на уроках экономической и социальной географиипреимущественно действенными способами при исследовании населения мира, представляются функциональные и интерактивные методы.Во второй главе предоставленной работы былипрезентованы методические рекомендации по прохождению темы «Население мира» в курсе экономической и социальной географии. Разработаны урокиисследования нового материала, комбинированные и урок обобщающегоповторения с применением функциональных и интерактивных способов. Особенно данные способы содействуют увеличению познавательного внимания обучающихся, формированию их творческих способностей, конструктивномувовлечению в образовательный процесс, стимулированиюсамостоятельной деятельности.Проведенный в ходе изучения опыт показал, чтохарактер знаний обучающихся на уроках с использованием функциональных иинтерактивных способов в сравнении с традиционными способами преподаваниязаметно выше.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Антипава, Е.А. География населения мира: Курс лекций / Е.А. Антипава.— БГУ, 2016 год. — http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30539/2. Асеива, И.В. География мира. Примерное тематическое планирование и методические рекомендации (10 класс). Асеива. — СПб: 2017 год. Научная статья. 3. Байбародава, Л.В. Обучение географии в средней школе, Л.В. Байбародава, А.В. Матвеев. — Москва, 2018. — 303с.4. Боанова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся А. В. Боранова, А.В. Кислеков. – Москва.: Просвещение, 2013. – 96 с.5. Валентий, Д.И. (Исправленная редакция) Демографический энциклопедический словарь. Д.И. Валентий. — Москва: 2020. — 606с.6. Внеурочная работа по географии. И.И. Бареновой. - Москва.: Просвещение, 2018 год. – 125 с. (Исправленная редакция).7. Ворабьева Е. Д. Внеклассная работа по географии / Е.Д. Ворабьева. – Москва.: Просвещение, 2020 год. – 73 с.8. Гарбанев, В.А. Географическая наука – решающая компонента реформирования среднего географического образования в современной России. Дополненное издание. В.А. Гарбанев, МГИМО(У). Москва, Универсум, 2020— 163с.9. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. В.А. Горский. – Москва.: Просвещение, 2019 год. – 111 с.10.Даренский А.Б. Методика преподавания географии. А.Б. Даренский. - Москва.: Просвещение, 2019 год. – 189 с.11.Даутава, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей (Дополненное издание) /О.Б. Даутава, О.Н. Крылова. — СПб:2020 год. — 167с.12.Дметрук Н.Г. Методика обучения географии Н. Г. Дметрук, В. А. Низавцев, С.В.Василъев. Академия, 2022. — 320с.13.Евладава Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладава // Воспитание школьников. – 2022. –Издание №3. – С. 15-26.14.Енен, А.В. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1–11 классы / А.В. Енен., 2020 год. – 288 с.15.Ким, Э.В. География. 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие. Э.В. Ким, А.П. Кузнецов. — Москва: Дрофа, 2019 год. — 160с.16.Логенова, Н.Н. Научная статья НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ В ШКОЛЕ/ Н.Н. Логенова, С.В. Сарайкена. 2018 год. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-metodikiprepodavaniya-geografii-naseleniya-v-shkole, 17.Люборский А.Н., Торасова Л.В. Взаимодействие учителей и учеников на уроках географии // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Москва, 20 ноября 2015 года). - М.: Экон-Информ, 2015. - С. 87-90.18.Методика обучения географии в средней школе. Л.М. Поншешнековой. - М.: Просвещение, 2019 год. – 192 с.19.Неколина Н.В. Метод проектов в географическом образовании / Н.В. Неколина / География в школе. – 2022 год. –Издание №6. - С. 37-4320.Петрова, Е.Ю. Теория и методика обучения географии : учебнометодический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов. Томск: Издательство ТГПУ, 2020- https://www.tspu.edu.ru/oldfiles/libserv/files/Petrova_Teoria_metodika21.Паташник, М.М. Программы общеобразовательных учреждений. География/М.М. Паташник. — Москва: Просвещение, 2018. — 304с.22.Паташник, М.М. Требования к современному уроку : методическое пособие /М.М. Паташник. — Москва: Центр пед. образования, 2017. — 271с.23.Прахорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии / А.Ф. Прахорчик, 2020 год. – 105 с.24.Роковский С. Н. Население мира в конце 20 - начале 21 века. Экономикогеографические показатели. География в школе. 2022. Издание № 9. С. 3—13.25.Российский учебник, 2019 год. https://rosuchebnik.ru, 26.Румянцева, С.Е. Внеклассная работа и развитие личности обучающихся / С.Е. Румянцева // География в школе. – 2020 год. –Издание №6. – С. 14-1927.Серотин, В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл /В.И. Серотин. — Москва, 2020 год. 28.Смернова, В.М. Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы [Текст]/В.М. Смернова.Москва: Дрофа, 2020 год. — 177с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипава, Е.А. География населения мира: Курс лекций / Е.А. Антипава.— БГУ, 2016 год. — http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30539/
2. Асеива, И.В. География мира. Примерное тематическое планирование и методические рекомендации (10 класс). Асеива. — СПб: 2017 год. Научная статья.
3. Байбародава, Л.В. Обучение географии в средней школе, Л.В. Байбародава, А.В. Матвеев. — Москва, 2018. — 303с.
4. Боанова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся А. В. Боранова, А.В. Кислеков. – Москва.: Просвещение, 2013. – 96 с.
5. Валентий, Д.И. (Исправленная редакция) Демографический энциклопедический словарь. Д.И. Валентий. — Москва: 2020. — 606с.
6. Внеурочная работа по географии. И.И. Бареновой. - Москва.: Просвещение, 2018 год. – 125 с. (Исправленная редакция).
7. Ворабьева Е. Д. Внеклассная работа по географии / Е.Д. Ворабьева. – Москва.: Просвещение, 2020 год. – 73 с.
8. Гарбанев, В.А. Географическая наука – решающая компонента реформирования среднего географического образования в современной России. Дополненное издание. В.А. Гарбанев, МГИМО(У). Москва, Универсум, 2020— 163с.
9. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. В.А. Горский. – Москва.: Просвещение, 2019 год. – 111 с.
10.Даренский А.Б. Методика преподавания географии. А.Б. Даренский. - Москва.: Просвещение, 2019 год. – 189 с.
11.Даутава, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей (Дополненное издание) /О.Б. Даутава, О.Н. Крылова. — СПб:2020 год. — 167с.
12.Дметрук Н.Г. Методика обучения географии Н. Г. Дметрук, В. А. Низавцев, С.В.Василъев. Академия, 2022. — 320с.
13.Евладава Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладава // Воспитание школьников. – 2022. – Издание №3. – С. 15-26.
14.Енен, А.В. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1–11 классы / А.В. Енен., 2020 год. – 288 с.
15.Ким, Э.В. География. 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие. Э.В. Ким, А.П. Кузнецов. — Москва: Дрофа, 2019 год. — 160с.
16.Логенова, Н.Н. Научная статья НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ В ШКОЛЕ / Н.Н. Логенова, С.В. Сарайкена. 2018 год. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-metodikiprepodavaniya-geografii-naseleniya-v-shkole,
17.Люборский А.Н., Торасова Л.В. Взаимодействие учителей и учеников на уроках географии // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Москва, 20 ноября 2015 года). - М.: Экон-Информ, 2015. - С. 87-90.
18.Методика обучения географии в средней школе. Л.М. Поншешнековой. - М.: Просвещение, 2019 год. – 192 с.
19.Неколина Н.В. Метод проектов в географическом образовании / Н.В. Неколина / География в школе. – 2022 год. –Издание №6. - С. 37-43
20.Петрова, Е.Ю. Теория и методика обучения географии : учебнометодический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов. Томск: Издательство ТГПУ, 2020- https://www.tspu.edu.ru/oldfiles/libserv/files/Petrova_Teoria_metodika
21.Паташник, М.М. Программы общеобразовательных учреждений. География/М.М. Паташник. — Москва: Просвещение, 2018. — 304с.
22.Паташник, М.М. Требования к современному уроку : методическое
пособие /М.М. Паташник. — Москва: Центр пед. образования, 2017. — 271с.
23.Прахорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии / А.Ф. Прахорчик, 2020 год. – 105 с.
24.Роковский С. Н. Население мира в конце 20 - начале 21 века. Экономикогеографические показатели. География в школе. 2022. Издание № 9. С. 3—13.
25.Российский учебник, 2019 год. https://rosuchebnik.ru,
26.Румянцева, С.Е. Внеклассная работа и развитие личности обучающихся / С.Е. Румянцева // География в школе. – 2020 год. –Издание №6. – С. 14-19
27.Серотин, В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл /В.И. Серотин. — Москва, 2020 год.
28.Смернова, В.М. Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы [Текст]/В.М. Смернова. Москва: Дрофа, 2020 год. — 177с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в географии населения?

В географии населения изучаются такие теоретические аспекты, как демография и её основные понятия, темы по демографии в школьном курсе по географии населения, а также базовые подходы к изучению демографии и народонаселению в школьном курсе географии.

Что включает в себя демография и основные понятия этой дисциплины?

Демография включает в себя изучение населения, его структуры, движения, рождаемости, смертности, миграции и других факторов, влияющих на численность и состав населения. Основные понятия демографии включают в себя показатели народонаселения, такие как естественный прирост, коэффициент рождаемости и смертности, уровень миграции и др.

Какие темы по демографии могут быть изучены в школьном курсе географии населения?

В школьном курсе географии населения могут быть изучены такие темы, как изменение численности и структуры населения на различных территориях, причины и последствия демографических процессов, влияние демографических факторов на развитие стран и регионов, а также проблемы и вызовы, связанные с населением.

Какие базовые подходы могут быть использованы при изучении демографии и народонаселения в школьном курсе географии?

При изучении демографии и народонаселения в школьном курсе географии могут быть использованы такие базовые подходы, как изучение статистических данных и показателей народонаселения, анализ демографических процессов и их причин, сравнительный анализ различных регионов и стран, а также изучение взаимосвязи между демографическими факторами и социально-экономическим развитием.

Какие теоретические аспекты изучаются в географии населения?

В географии населения изучаются различные теоретические аспекты, такие как демография, народонаселение, базовые подходы к изучению демографии и народонаселения.

Что такое демография?

Демография - это наука, изучающая население, его состав, структуру, размещение и динамику.

Какие темы по демографии изучаются в школьном курсе по географии населения?

В школьном курсе по географии населения изучаются такие темы, как рождаемость, смертность, миграция, естественный прирост населения и др.

Какие базовые подходы используются при изучении демографии и народонаселения в школьном курсе географии?

В школьном курсе географии используются базовые подходы, включающие анализ статистических данных, изучение демографических процессов и явлений, анализ взаимосвязей между демографическими показателями и географическими условиями.

Как организовано изучение темы "Население мира" в школьном курсе географии?

Изучение темы "Население мира" в школьном курсе географии организовано с помощью анализа и сравнения демографических показателей разных стран и регионов, изучения миграции и международных демографических процессов.

Что такое география населения?

География населения - это научная дисциплина, которая изучает распределение, характеристики и динамику населения на земной поверхности.

Какие основные понятия связаны с демографией?

Основные понятия связанные с демографией включают в себя: рождаемость, смертность, естественный прирост, миграция, население.