Становление высшего церковного управления в Киевской Руси в X-XII вв.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 0 + 0 источников
- Добавлена 25.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПЕРВЫЕ ШАГИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ 5
1.1 Русь накануне Крещения 5
1.2 Крещение Руси 8
1.3 Первоначальные формы церковной организации 12
ГЛАВА 2 ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД ЯРОСЛАВИЧЕЙ 17
2.1 Церковь в годы «единства» Ярославичей 17
2.2 Церковь при Святославе и Всеволоде 20
2.3 Церковь в период княжеских междоусобиц 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Однако, отношения между Святославом и митрополитом по вопросам внешней политики осложнялись, хоть и не сводились к конфликту. В рамках церкви наоборот, канонические права митрополита только укрепились. В 1072 г. Повесть временных лет официально известила об отсутствии в Киеве митрополита Георгия. Он по-прежнему был в Константинополе. Подобная церковная политика Святослава заложила фундамент для развития митрополичьего управления на Руси. Теперь митрополиты для утверждения своих прав должны были заручиться поддержкой русских князей, а неКонстантинополя.Взаимоотношения высшей церковной иерархии с Всеволодом Ярославичем тоже носят уникальный характер.Еще до принятия великокняжеского престола князю Всеволоду Ярославовичу удалось установить патримониальные отношения над русской церковной иерархией. Младший Ярославич нашёл опору не столько в монашестве, сколько в епископате. Сам период правления Всеволода характеризуется установлением союзнических и дружественных отношений между княжеской властью и митрополитами ведущих городов.Епископат и верхушка церкви стали регулярными участниками княжеских процессий, похорон и освящений храмов. Все мероприятия проходили в духе церемоний и этикетных формальностей, возникших под влиянием Византии. Близость монашества и митрополита также становилась все более тесной, что находило свое отражение в совместных богослужениях. Изменились и титулы:«благоверный князь» «блаженный митрополит». Это не просто эпитеты, порождённые стараниями летописца перед властями. Власти действительно переживали этап активного сближения. Всеволоду даже удалось повлиять на выбор одного из митрополитовв Византии, митрополита Иоанна-Скопца. Время Всеволода Яровлавича характеризуется появлением таких ярких личностей как: Иоанна IИоанна IIи т.д.Свидетельством ровного течения церковно-княжеских отношений стали похороны Всеволода, на которых впервые отмечено присутствие епископата. Возникшие перемены были следствием политической стабильности на Руси и установления доминирующего положения потомства Всеволода.§ 2.3 Церковь в период княжеских междоусобицК началу правления Святополка отношение государства и высшей церковной иерархии находились в стабильности, которую обеспечил и поддержал своими действиями для потомков Всеволод. Первые годы правления старшего сына Святослава Изяслава ознаменовались осложнением взаимоотношений князей с Печерской обителью вплоть до некоторого равнодушия. Примером этого может служить суд князя над Васильком Теребовльским. Попытки привлечения церкви в лице митрополита к решению княжеских споров предпринял также князь Владимир Мономах. Он попытался в 1096 г. осудить Черниговского князя Олега за союз с половцами и грабежи. Владимир назначил среди судей в том числе митрополита, епископата и игуменов, однако суд так и не состоялся.Вторая попытка привлечь церковь к решению подобного конфликта между князьями, вызванного ослеплением Василька Теребовльского, была предпринята в 1097 г. Жители города отправили служителей церкви в составе посольства с указанием примирить киевлян и Святополка с Владимиром. Это создало прецедент посредничества. В 1101 г., киевский митрополит опятьучаствовал в примирении князей Святополка и Ярослава Ярополчича. Это приводит к новому сближению института митрополитов с городской верхушкой и монастырями.Во вторую половину правления Святополка на Русь прибыл новый предстоятель Никифор. Это вновь сблизило князя и Печерскую обитель. Никифор греком, рукоположенным в сан митрополита в Константинополе. Его деятельность ознаменовалась активизацией интеллектуальной жизни и культурной сферы деятельности. На Владимирскую, Переяславскую, Полоцкую, Черниговскую кафедры были назначены целый ряд епископов.При правлении Святополка существуют все условия для расширения церковного влияния на Руси, для упорядочивания внутрицерковных отношений. Договорённости Любечского съезда закрепляли «отчины». Князья активно вели деятельность по установлению ясных границ между уделам, что означало в том числе и обозначение пределов церковных округов. Так появились епархиальные административно-территориальные округа.После киевского восстания 1113 г. на престол взошел Владимир Мономах, сын Всеволода. Княжения Владимира Мономаха и Мстислава Великого объединяет многое:прямая преемственность, личная глубокая религиозность, расположенность к укреплению связей с церковью, сохранение за князьями особых патримониальных прав. Эти годы можно охарактеризовать как стабильные отношения между митрополитами и великими князьями.Анализ древнерусских источников говорит о том, что одним из инициаторов возведения в 1113 г. Владимира Мономаха был митрополит Никифор. Никифор предоставил заговорщикам храм для проведения веча, заручился согласием Владимира Мономаха принять престол и лично возглавил встречу князя.В период его правления была полностью преодолена монашеская оппозиция столичным первосвятителям. Преподбный Феодосий ослабил свое влияние на княжеское окружение, осуществилась передача летописания в Выдубицкий монастырь.Усилилось влияние митрополита на епископат. Впервые митрополиты получили право отстаивать перед князем церковные права, ходатайствовать и научать князя основам христианской жизни. Это окончательно сблизило статус митрополита и епископата со знатью.После Никиформа митрополитом стал Никита. Он прибыл на Русь в 1122 г., незадолго до окончания правления Владимира Мономаха.В годы правления следующего князя – Мстислава произошло закрепление политических возможностей митрополитов. Однако, в 1126 году умирает митрополит Никита, кафедра остается без главы на срок около четырёх лет.Новый митрополит Михаил I прибывает в 1130/31 г. Мстислав предоставил Михаилу свободу канонических действия. Действия нового митрополита привели к расширению греческого господства над русскими епископскими кафедрами. В 30-е – 60-е годы XII в.наблюдаются принципиальные изменения в объёме канонической власти митрополитов и их политической роли.Ко времени распада Руси, второй половине 30-ых годов XII в., церковь в лице митрополита была силой, способной выступать с самостоятельной политической позицией. При этом на церковь сильно влияла раздробленность:в 1136 г. учреждение смоленской епископии произошло без участия киевского митрополита, в 1186 г. новгородцы самостоятельно избрали архиепископа.Возрастала необходимость в единой церкви.К середине XII в. произошло преобразование епископий в округи епархий. Это случилось в следующих областях:Киевской, Ростовской, Новгородской, Смоленской. Киевским митрополитам удалось добиться полного контроля над значимыми епископскими центрами. Чтобы укрепить власть, митрополиты пошли по пути расширения судебных прав. Такие действия встретили поддержку в княжеской среде. По итогу, практически все епархиальные архиереи были вынуждены считаться с требованиями киевского митрополита. Возросли экономические возможности кафедры. Киевский архиерей открыл финансовые и материальные возможности при рукоположении и награждении епископов. Монашество более не выступало в оппозиции к митрополитам.Церковная власть стала силой, способной влиять на расстановку военно-политических сил на территории Руси. При исполнении своих обязанностей митрополиты были союзниками великокняжеской власти, но этот союз теперь сталравноправным.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ Заключенииобобщены результаты и выводы работы. На основе изучения комплекса источников, в том числе летописей, а такженаучной литературы теоретически осмыслена указанная во введении научная проблема. Таким образом, по результатам работы:Исторически реконструированобраз возникновения и развития института митрополитов в Киевской Руси, их участие, роль и место в истории церковно-государственных и межкняжеских отношений.Проведён анализ деятельности киевских митрополитов. Выявлены факты, свидетельствующие о возрастающей активности митрополитов по мере обрусения духовенства, Описаны и изучены моменты взаимопонимания между митрополитами и князьями.Прояснена роль церкви в регламентации межкняжеских отношений,изучено распространение религиозного просвещения изучены процессы церковно-княжеских отношений, охарактеризован вклад иерархов и князей в развитие церковного института.Установлено, что:институт митрополитов возник в результате деятельности князейслужение столичных первоиерархов обусловлены интересами Византии,на церковь сильно повлияли социально-политическиме и экономическиме реалии общества, объём полномочий киевских митрополитов не был постоянным. Регламентация и постепенное усиление прав митрополитов – это естественный ответ на процесс «обрусения» местного духовенства. Доход митрополичьей кафедры помимо княжеской казныявлялись судебные сборы. Это усилило роль суда неминуемо в христианской жизни Руси.Определено, что с середины XI в. укрепился авторитет митрополитов. Особый авторитет имели Иларион, Ефрем, Иоанн I, Никифор.Со второй половины XII в. и в последующие столетия шло значительное расширение прав митрополитов. Это объяснялось важностью сохранения политического единства Руси, так как политическое единство обеспечило бы целостность народа игосударства. А расширение этих прав уже означало признание института митрополитов в качестве важнейшего элемента жизни Руси. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878. С. 299; Филарет, митр. Установление христианства на Руси // Богословские труды. М., 2017. Т. 28. С. 39.Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Минск, 2018. Т. 1-2. Владимир Святой: У истоков церковного прославления // Факты и знаки: исследования по семиотике истории. Вып. 1. М., 2018. С. 40-107Гайденко П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси: Становление высшего церковного управления (1037-1093 гг.) / Под ред. И. П. Ермолаева, рец. И. Н. Данилевский, Я. В. Бухараев. – Казань: Тоис, 2016. – 186 с. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: Университетская типография, 2011. – 614с.Грицков В.В. Крещение Руси. – М.: Киммерийский центр, 2019. – 518с.Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Крутицкое подворье, 2019. – 940с.Древняя Русь в свете зарубежных источников / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др.; под ред. Е. А. Мельниковой. М., 2013. С. 303-304.Завитневич В.З. Владимир святой, как политический деятель: исследование. Киев, 2013.Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2013. Т. 54.Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. – М.: Харвест, 2017. – 720с.Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т.: Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. М., 2018. С. 137-138.Магаричев Ю.М. Крым в «византийский» период (VI – нач. XIII вв.) // Сборник Русского исторического общества. Т. 10 (158). Россия и Крым. М., 2016. С. 46-50; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1. М., 2016. С. 205Мусин А.Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения XI-XIII вв. Церковь Преображения на Нередице холме в литургическом контексте эпохи // Новгородский исторический сборник: 8 (18). СПб., 2016. С. 216.Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. – М.: Политиздат, 2017. – 448с.О причинах похода Владимира Святославича на Крсунь 988-989 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8: «История». 2018. Окружное послание Фотия, патриарха константинопольского, в восточным архиерейским престолам, а именно – к александрийскому и прочая // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия: Т. 2: Византийские источники / сост. М. В. Бибиков. М., 2017. С. 132Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. – М.: Знание, 2019. – 716с.Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира // Журнал Министерства Культуры, 2017. сентябрь. С. 44-58.Поппэ А.В. Русско-Византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История России. 2018. №3Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х–ХII вв. – СПб.: БХВ, 2013. – 313с.Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. М.; Л., 2019. С. 36.Рапов О.Н. Русская Церковь в IХ – 1-й трети ХII в. Принятие христианства. – М.: Высшая школа, 2018. – 416с.Татищев В.Н. История Российская: В 3 т. Т. 2. М., 2013. С. 608Франклин С., Шепард. Д. Начало Руси. СПб., 2010Фонт М. Наследование княжеской / королевской власти в Восточной и центрально-Восточной Европе X – XII вв. // Rossicaantique: исследования и материалы. СПб., 2016. С. 196-203 Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси XI-XIII вв. – М.: Наука, 2019. – 211с.Щапов Я.Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. – М.: Наука, 2012. – 114с.
1. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878. С. 299; Филарет, митр. Установление христианства на Руси // Богословские труды. М., 2017. Т. 28. С. 39.
2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Минск, 2018. Т. 1-2.
3. Владимир Святой: У истоков церковного прославления // Факты и знаки: исследования по семиотике истории. Вып. 1. М., 2018. С. 40-107
4. Гайденко П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси: Становление высшего церковного управления (1037-1093 гг.) / Под ред. И. П. Ермолаева, рец. И. Н. Данилевский, Я. В. Бухараев. – Казань: Тоис, 2016. – 186 с.
5. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: Университетская типография, 2011. – 614с.
6. Грицков В.В. Крещение Руси. – М.: Киммерийский центр, 2019. – 518с.
7. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Крутицкое подворье, 2019. – 940с.
8. Древняя Русь в свете зарубежных источников / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др.; под ред. Е. А. Мельниковой. М., 2013. С. 303-304.
9. Завитневич В.З. Владимир святой, как политический деятель: исследование. Киев, 2013.
10. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2013. Т. 54.
11. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. – М.: Харвест, 2017. – 720с.
12. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т.: Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. М., 2018. С. 137-138.
13. Магаричев Ю.М. Крым в «византийский» период (VI – нач. XIII вв.) // Сборник Русского исторического общества. Т. 10 (158). Россия и Крым. М., 2016. С. 46-50;
14. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1. М., 2016. С. 205
15. Мусин А.Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения XI-XIII вв. Церковь Преображения на Нередице холме в литургическом контексте эпохи // Новгородский исторический сборник: 8 (18). СПб., 2016. С. 216.
16. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. – М.: Политиздат, 2017. – 448с.
17. О причинах похода Владимира Святославича на Крсунь 988-989 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8: «История». 2018.
18. Окружное послание Фотия, патриарха константинопольского, в восточным архиерейским престолам, а именно – к александрийскому и прочая // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия: Т. 2: Византийские источники / сост. М. В. Бибиков. М., 2017. С. 132
19. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. – М.: Знание, 2019. – 716с.
20. Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира // Журнал Министерства Культуры, 2017. сентябрь. С. 44-58.
21. Поппэ А.В. Русско-Византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История России. 2018. №3
22. Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х–ХII вв. – СПб.: БХВ, 2013. – 313с.
23. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. М.; Л., 2019. С. 36.
24. Рапов О.Н. Русская Церковь в IХ – 1-й трети ХII в. Принятие христианства. – М.: Высшая школа, 2018. – 416с.
25. Татищев В.Н. История Российская: В 3 т. Т. 2. М., 2013. С. 608
26. Франклин С., Шепард. Д. Начало Руси. СПб., 2010
27. Фонт М. Наследование княжеской / королевской власти в Восточной и центрально-Восточной Европе X – XII вв. // Rossica antique: исследования и материалы. СПб., 2016. С. 196-203
28. Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси XI-XIII вв. – М.: Наука, 2019. – 211с.
29. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. – М.: Наука, 2012. – 114с.
Вопрос-ответ:
Какие были первые шаги Русской Церкви перед крещением Киевской Руси?
Перед крещением Киевской Руси принимаются первоначальные формы церковной организации. Это происходит с помощью посольств из Византии, проповедников и монахов, а также благотворительной деятельности.
Как прошло крещение Руси?
Крещение Руси происходило в 988 году. Князь Владимир I принял христианство и приказал всему народу креститься в Днепре. Церковь Святого Иоанна Крестителя была построена на берегу реки для этой цели. По легенде, после крещения воды Днепра стали исцелять, и народ распространился по церквям для массового крещения.
Какой была первоначальная форма церковной организации на Руси?
Первоначальная форма церковной организации на Руси была епископально-пресвитериальной. Епископы возглавляли церковные области, а пресвитеры руководили приходами и селами. Они также позволяли преподавать священникам и диаконам. Эта система была взята из Византии.
Как развивалась Церковь в период ярославичей?
В период ярославичей Церковь на Руси развивалась вместе с царской властью. Она получала значительные привилегии и процветала. Так, Владимир Святославич основал митрополию в Чернигове, а Ярослав Мудрый строил и восстанавливал много церквей в Киеве и других городах. Значительно увеличилось количество приходов и монастырей.
Как развивалась Церковь в период княжеских междоусобиц?
В период княжеских междоусобиц Церковь на Руси ослабла и стала подвержена вмешательству политических сил. Церковные должности были захвачены княжескими родами и использованы в их интересах. Однако несмотря на это, в этот период строились новые церкви и монастыри, и происходил перевод и создание переводных книг.
Какое значение имело Крещение Руси в X-XII веках?
Крещение Руси в X-XII веках имело огромное значение, поскольку оно стало отправной точкой для становления высшего церковного управления. Оно привнесло в Русь Христианство, которое стало господствующей религией и обеспечило расширение влияния Западных государств на Русь.
Какими первоначальными формами церковной организации обладала Киевская Русь?
Первоначальные формы церковной организации в Киевской Руси включали в себя создание епархий, которые являлись церковными административно-территориальными единицами с митрополитом или епископом во главе. Также существовали монастыри и церкви, которые являлись местами богослужения и духовной жизни населения.
Какова роль церкви в период ярославичей?
Церковь в период ярославичей играла значительную роль. Она была одной из основных институтов государственного управления и вмешивалась во многие сферы жизни общества. Церковь также выполняла роль воспитателя и пропагандиста глинских традиций, укрепляя связи между Русью и другими странами.
Какие проблемы возникли в церкви в период княжеских междоусобиц?
В период княжеских междоусобиц возникли проблемы в церкви. Было создано несколько митрополичьих тронов, что привело к расколу и конфликтам между церковными иерархами. Борьба за власть и влияние стала приоритетной задачей для многих церковных деятелей, что негативно сказалось на единстве и стабильности церкви.
Какие отношения сложились между Святославом и митрополитом по вопросам внешней политики?
Святослав и митрополит вели активное взаимодействие по вопросам внешней политики. Митрополит сопровождал Святослава в его заграничные походы и оказывал духовное сопровождение во время военных операций. Они объединяли свои усилия для установления международных дипломатических связей и укрепления власти Киевской Руси на международной арене.