Создание сценического образа героя пьесы с помощью выразительных средств грима
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 26.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы искусства грима. Грим, как компонент сценического образа 4
1.1 История возникновения грима, его применение и усовершенствование 4
1.2 Роль грима в создании сценического образа 9
1.3 Выразительные средства грима: живописные, скульптурно-объемные приемы, в гриме, постиж, гуммоз 15
Глава 2. Технологические особенности создания сценического образа при помощи грима 19
2.1 Технологии создания сценического грима 19
2.2 Создание сценического образа актера при помощи старческого грима 24
Заключение 29
Литература 31
Приложение 34
Белый цвет используется для моделирования морщин, окрашивания волос и парика, для всех видов моделирования объема, от мешков под глазами, для выпрямления носа. Красный цвет несет большую цветовую и смысловую нагрузку, и редко используется в гриме. Мастера по гриму подводят нижнее веко, когда нужно показать старый, воспаленный глаз, а смесью темно-красного оттенка рисуют губы.При темных и блестящих бровях следует делать более мягкий тон со светло-русой растительностью. В редких случаях красный цвет используют для окрашивания носа, а также сильного румянца в виде пятен.Гамма темно-красного, коричневого и серовато-синего цветов используется для создания теней, впадин и морщин. Целесообразно выделить характеристики каждого цвета: - Коричневый и серо-голубой цвета используются для всяких смесей, для впадин и морщин на лице без кровопролития, тонкие, болезненные;-Темно-красный цвет знаменует наличие крови, а также служит средством для обозначения впадин, теней и морщин на здоровом лице.Гримировать лицо персонажа лучше кистями, а не тенями, для этих целей мастерами – художниками используется маленькая фарфоровая палитра, представляющая собой тарелочку с углублениями. Итак, подводя итоги технологиям и этапам работы с гримом, следует выделить следующие характеристики: Грим состоит из основания. Материалы для создания основания должны соответствовать цвету лица актера, его возрасту и основным потребностям спектакля. Основная задача тонального крема в качестве использования его в составе сценического грима состоитв поддержании идеальной структуры лица персонажа, несмотря на жару, пот, телесный контакт и смену костюмов. Грим, на протяжении всего спектакля, должен оставаться матовым, однородным и пудровым с хорошей фиксацией. Корректоры позволяют скрыть недостатки внешности актера. Порошоки пудра позволяют избежать бликов на коже. Оттенок пудры должен оставаться идентичным оттенку кожи актера. Для создания скульптурного объема мастера используют гуммоз и постиж, которые после нанесения всех необходимых основ, создают определенную необходимую образность персонажа.2.2 Создание сценического образа актера при помощи старческого гримаДля создания женского старческого грима целесообразно использовать следующие материалы: - Основа для создания ровного тона лица;- Темно-коричневые тени для век;- Светло-коричневые тени для век;- Кисти и спонжи;- Матовая помада розового или телесного цвета;- ХайлайтерПервым этапом необходимо нанести на кожу актера слой моделирующей основы, которая позволит исправить все неровности кожи. Далее необходимо выделить наиболее заметные области лица, а затем нанестихайлайтер, чтобы сделать эти области более четкими. Для выделения определенных участков, необходимо использовать хайлайтер на пару тонов светлее естественного тона кожи. Наносить хайлайтер необходимо при помощи спонжа для макияжа. При помощи правильного моделирования объемов хайлайтером можно выделить лоб, скулы, подбородок, челюсть и внешние уголки нижней губы.Во время создания данного типа грима необходимо постоянно смотреть на актера под разными углами света, для того, чтобы увидеть его правдоподобность и равномерное распределение цветов, тонов, красок. Для того, чтобы приступить к созданию морщин, необходимо обвести естественные линии и складки лица темно-коричневыми тенями для век или подводкой для глаз. Необходимо определить области лица актера, которые являются наиболее утопленными, а затем затемнить их, чтобы они выглядели еще более утопленными. Далее необходимо нарисовать линии, идущие вниз от ноздрей. Складки, идущие вниз от ноздрей к области чуть ниже и снаружи подбородка, с возрастом становятся глубже. Чтобы создать этот эффект, необходимо провести по этим линиям темно-коричневыми тенями для век или подводкой [Илл. 1].Необходимо нарисовать линии, идущие вниз от уголков губ. Область под внешними уголками нижней губы также будет углубляться с возрастом.Необходимо нарисовать линии, идущие вниз к подбородку от внешних уголков губ, углубить складку между подбородком и нижней губой. С возрастом складка между нижней губой и подбородком также будет углубляться. Необходимо подвести данную область темно-коричневыми тенями для век или подводкой, а также убедиться, что растушеванные линии выглядят более тонкими и естественными.Для создания более старых глаз необходимо добавить линии, чтобы имитировать эффекты старения. Это можно сделать, подведя области вокруг глаз небольшим количеством темно-коричневых теней для век. Далее необходимо создать карманы под глазами, при помощи изображения линий, которые проходят над нижней частью глазниц и над скулами,это поможет создать видимость обвисших глаз.Далее необходимо нарисовать линии, идущие от внутренней части верхней глазницы и за край век, а также добавить линии между бровями, чтобы создать видимость морщин на спинке носа. Далее нужно аккуратно растушивать эти линии кистью.После того, как были созданы основные морщины на лице, необходимо начать усиливать морщины вокруг глаз и носа. Можно начать с создания гусиных лапок. Это можно сделать, добавив несколько линий, идущих от внешних краев ваших глаз. Необходимо использовать тени для век или подводку для глаз, чтобы создать данные линии. Прищуривание глаз может помочь определить естественные складки на коже рядом с глазами. Затем можно заполнить найденные линии тенями для век или подводкой, а после аккуратно их растушевать [Илл. 2].Затем необходимо сделать цвет век более глубоким, чтобы создать впечатление запавших глаз, что характерно для пожилых людей. Для этого необходимо использовать немного коричневых теней для век, чтобы заполнить внутреннюю часть века тенями среднего коричневого цвета. Необходимо также сделать внутреннее веко темнее, чем внешнее,это поможет создать впечатление запавших глаз и более резких черт лица.Далее нужно выделить внешний край верхнего века, чтобы подчеркнуть запавшие глаза и придать вид обвисания. Данный эффект создается при помощи хайлайтера, который наносится на темные линии, которые были созданы ранее. Для того, чтобы подчеркнуть черты носа с помощью грима, необходимо нанести линии или тени по бокам носа. Это поможет сделать нос несколько заостренным и узким.Необходимо затемнить боковые стороны носа, чтобы он казался острее и длиннее, а также нарисовать линию, идущую вниз от спинки носа возле внутреннего глаза к ноздре, растушевать данную линию, чтобы она выглядела более естественной [Илл.3].Можно также добавить несколько линий между внутренним глазом и спинкой носа, это поможет создать видимость морщин на носу.Для еще большей четкости необходимо нарисовать линии, идущие от ноздрей к верхней губе, вдоль естественных складок между носом и верхней губой.Далее необходимо нанести слой матовой розовой или телесной помады, чтосделает основу для создания морщинистого вида на губах. Чтобы завершить образ губ, нужно нанести хайлайтер на губы, пока они находятся в поджатом состоянии.После этого необходимо расслабить губы, чтобы морщины стали выглядеть естественно [Илл.4].Создание мужского старческого грима начинается с того, что мастер очерчивает естественные линии, расположенные на лице актёра, как последующую основу нанесения мимических характеристик пожилого человека. Для создания морщин используется как белый, так и тёмно-коричневый цвет. Тёмно - коричневым цветом прорабатываются морщины на лице актёра, позволяя очертить объемные характеристики. Далее на лицо актера равномерно наносится и распределяется белый слой, который затем тщательно растушевывается при помощи кисти, что позволяет созданным темно-коричневым морщинам и естественным складкам лица проступить наружу, на первый план. Далее при помощи клея «Mastix» на лицо приклеиваются формы постижа, декоративных изделий из волос, которые могут состоять из канекалона, искусственного материала, используемого в качестве имитации натуральных волос.На лицо мужчины слоями приклеивают многослойную бороду, которая создана на основе искусственного качественного материала, полностью создающего образ настоящей бороды. Затем приклеиваются усы, также состоящие из искусственного материала. В зависимости от целей, усы могут быть продолжением бороды, соединяясь с ней. Также в зависимости от целей спектакля, мужской старческий грим может предполагать создание определенного типа парика, а также использование гуммоза, объемной скульптурной массы, которая формирует необходимый типаж персонажа. ВыводыВо второй главе настоящего исследования были рассмотрены теоретические и практические аспекты создания сценического образа при помощи грима. В первом параграфе были рассмотрены особенности технологического создания сценического грима, которые формируютсяпри помощи дополнительных объектов, а также инструментов, позволяющих создать определенный художественный образ.В материале параграфа были также рассмотрены технологические этапы создания грима, а также возрастные особенности, определяющие тип грима, и его технические характеристики и особенности.Во втором параграфе были рассмотрены технологические особенности создания сценического образа актера при помощи старческого грима. В материалах были обозначены параметры создания женского и мужского типа старческого грима. ЗаключениеВ настоящем исследовании было проведено изучение теоретических и практических аспектов создания сценического образа героя пьесы с помощью выразительных средств грима.Первая глава была посвящена изучению теоретических вопросов основ искусства грима. Грим был рассмотрен в качестве основного компонента сценического образа. Рассмотрение исторических особенностей возникновения грима, а также этапов его применения и усовершенствования производилось в первом параграфе настоящего исследования. В данном параграфе были также рассмотрены особенности искусства сценического грима древнего мира, средних веков, и периода XVIII–XIXвеков, в которые происходит трансформация искусства сценического грима ввиду изменения технологических и материаловедческих особенностей. Во втором параграфе первой главы были рассмотрены вопросы роли грима в создании сценического образа. В данном параграфе были рассмотрены также функции грима, а также основные средства грима, позволяющие актеру приблизиться к достоверности облика сюжетного персонажа. В данном параграфе также были рассмотрены примеры реализации грима в театральных произведениях. В третьем параграфе были рассмотрены вопросы исследования выразительных средств грима, среди которых основными являются живописные, скульптурно-объемные приемы, а также формы воплощения грима - постиж, гуммоз. Во второй главе настоящего исследования рассматривались теоретические и практические аспекты непосредственного создания грима. В первом параграфе второй главы настоящего исследования изучались вопросы технологии создания сценического грима, среди которых были выделены объекты и инструменты для создания сюжетных образов. В данном параграфе также были рассмотрены этапы создания и нанесения грима, возрастные особенности ролей и актеров, типы грима и его возможности реализации, основные грим-материалы, способные создать полноценный образ. Во втором параграфе второй главы были рассмотрены практические аспекты создания старческого мужского и женского грима, представлено поэтапное рассмотрение двух моделей нанесения сценического грима, которые имеют как ряд отличий, так и ряд схожих черт.Теоретический и практическийматериал, представленный в данном исследовании, может стать основой для дальнейшего изучения вопросов создания сценического грима. ЛитератураБелая Н. С. Подготовка к режиссёрско-педагогической деятельности постановщиков театрализованных представлений в вузах культуры и искусств: компетентностный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 195—202.Бейган Ли. Грим для театра, кино, телевидения / Ли Бейган. - СПб. : Изд-во Искусство, 2001. - 176 с.Васильев Ю. А. Сценическая интонация и вариативность речевого тренинга // Сценическая педагогика: опыт, проблемы, исслед.: сб. ст. - СПб.: РГИСИ, 2016. - 379 с.Когтев Г. Грим и сценический образ. Библиотечка: В помощь художественной самодеятельности №4. М. Советская Россия. 1981г. 112 с.Лебединский П. А. Энциклопедия сценического самообразования. Грим / П. А. Лебединский, В. П. Лачинов. - 2-е изд., [репр.]. - Москва : Либроком, 2012. - 303 с.Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Академический проспект, 2002. - 551 с.Максимова М.Н. Материалы современного театрального грима // Сцена. 2006 №6(44) – С. 48-49Максимова М.Н. Возвращение к истокам. Русская школа театрального грима // Сцена 2006 №4(42) - С 39-40Максимова М. Н. Искусство грима в русской театральной культуре конца XIX - первой трети XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01 / Максимова Мария Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010.- 164 с.Непейвода С. И. Грим : учебное пособие для вузов, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / С.И. Непейвода. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2015. - 122 с. Пронькина А.В. — Косметические практики трансформации тела человека в условиях современной культуры: терминология, типология, сферы функционирования // Человек и культура. – 2017. – № 1. – С. 56Сорокина Т.А. Грим как визуальный и мистериальный аспект сценографии / Т.А. Сорокина. – М.: Экон-Информ, 2012. – 142 с.Сыромятникова И. Взаимосвязь грима, прически и костюма в создании сценического образа. Искусство грима и макияжа.– М.: Рипол Классик, 2005. – С. 139–143Сыромятникова И. С. Искусство грима и макияжа: Учебное пособие для профессиональных учебных заведений / И. С. Сыромятникова. - М. : Рипол классик, 2004. - 272 с.Суминова Т. Н. Текст и контекст художественного произведения: философско-культурологический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 39—43.Сценический грим и парик / П. Б. Лившиц, А. Н. Темкин. - М. : Искусство, 1955. - 107 с.Феномен артистизма в современном искусстве : [сборник] / Рос. акад. художеств, Ин-т теории и истории изобразит. искусств ; отв. ред. О. А. Кривцун. - Москва : Индрик, 2008. - 519 с.Шибаева М. М. Трансформация представлений о творческой личности в отечественной эстетике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4 (72). С. 10—16Элдридж, Л. Краски. История макияжа / Л. Элдридж. – М.: Издательство «Э», 2016. – 240 с.Энциклопедия сценического самообразования. Грим / П. А. Лебединский, В. П. Лачинов. - Стер. изд. - Москва : URSS : Либроком, 2016. - 303, [1] с.Holt Michael Costume and make-up [Text] / M. Holt. - Repr. - London : Phaidon Press, 2001. - 136 p.ПриложениеИллюстрация 1, 2, 3 Этапы создания женского грима Иллюстрация 4. Пример создания старческого женского грима
2. Белая Н. С. Подготовка к режиссёрско-педагогической деятельности постановщиков театрализованных представлений в вузах культуры и искусств: компетентностный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 195—202.
3. Бейган Ли. Грим для театра, кино, телевидения / Ли Бейган. - СПб. : Изд-во Искусство, 2001. - 176 с.
4. Васильев Ю. А. Сценическая интонация и вариативность речевого тренинга // Сценическая педагогика: опыт, проблемы, исслед.: сб. ст. - СПб.: РГИСИ, 2016. - 379 с.
5. Когтев Г. Грим и сценический образ. Библиотечка: В помощь художественной самодеятельности №4. М. Советская Россия. 1981г. 112 с.
6. Лебединский П. А. Энциклопедия сценического самообразования. Грим / П. А. Лебединский, В. П. Лачинов. - 2-е изд., [репр.]. - Москва : Либроком, 2012. - 303 с.
7. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Академический проспект, 2002. - 551 с.
8. Максимова М.Н. Материалы современного театрального грима // Сцена. 2006 №6(44) – С. 48-49
9. Максимова М.Н. Возвращение к истокам. Русская школа театрального грима // Сцена 2006 №4(42) - С 39-40
10. Максимова М. Н. Искусство грима в русской театральной культуре конца XIX - первой трети XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01 / Максимова Мария Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010.- 164 с.
11. Непейвода С. И. Грим : учебное пособие для вузов, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / С.И. Непейвода. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2015. - 122 с.
12. Пронькина А.В. — Косметические практики трансформации тела человека в условиях современной культуры: терминология, типология, сферы функционирования // Человек и культура. – 2017. – № 1. – С. 56
13. Сорокина Т.А. Грим как визуальный и мистериальный аспект сценографии / Т.А. Сорокина. – М.: Экон-Информ, 2012. – 142 с.
14. Сыромятникова И. Взаимосвязь грима, прически и костюма в создании сценического образа. Искусство грима и макияжа. – М.: Рипол Классик, 2005. – С. 139–143
15. Сыромятникова И. С. Искусство грима и макияжа: Учебное пособие для профессиональных учебных заведений / И. С. Сыромятникова. - М. : Рипол классик, 2004. - 272 с.
16. Суминова Т. Н. Текст и контекст художественного произведения: философско-культурологический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 39—43.
17. Сценический грим и парик / П. Б. Лившиц, А. Н. Темкин. - М. : Искусство, 1955. - 107 с.
18. Феномен артистизма в современном искусстве : [сборник] / Рос. акад. художеств, Ин-т теории и истории изобразит. искусств ; отв. ред. О. А. Кривцун. - Москва : Индрик, 2008. - 519 с.
19. Шибаева М. М. Трансформация представлений о творческой личности в отечественной эстетике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4 (72). С. 10—16
20. Элдридж, Л. Краски. История макияжа / Л. Элдридж. – М.: Издательство «Э», 2016. – 240 с.
21. Энциклопедия сценического самообразования. Грим / П. А. Лебединский, В. П. Лачинов. - Стер. изд. - Москва : URSS : Либроком, 2016. - 303, [1] с.
22. Holt Michael Costume and make-up [Text] / M. Holt. - Repr. - London : Phaidon Press, 2001. - 136 p.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические основы лежат в основе искусства грима?
Основные теоретические основы искусства грима включают историю возникновения грима, его применение и усовершенствование, роль грима в создании сценического образа, а также выразительные средства грима, такие как живописные и скульптурно-объемные приемы.
Какова история возникновения грима и как он применяется?
Грим возник в древности и использовался в театре, кино и других сферах искусства для создания сценических образов. Он постепенно усовершенствовался и применяется для изменения внешности актеров, подчеркивания определенных черт персонажа и создания нужного впечатления на зрителей.
Какова роль грима в создании сценического образа?
Грим играет важную роль в создании сценического образа, так как позволяет актерам изменять свою внешность и превращаться в любых героев. Он помогает выразить особенности характера и эмоции персонажа, а также создать нужную атмосферу на сцене.
Какие выразительные средства используются в гриме?
В гриме используются различные выразительные средства, такие как живописные приемы, которые позволяют создавать разные цветовые эффекты на лице актера, а также скульптурно-объемные приемы, с помощью которых можно изменять форму и структуру лица. Эти приемы помогают выразить характер и эмоции героя пьесы.
Какие технологические особенности существуют при создании сценического образа при помощи грима?
При создании сценического образа при помощи грима важно учитывать технологические особенности, такие как выбор и нанесение косметических продуктов, использование специальных инструментов и техник, а также умение работать с освещением. Все эти факторы влияют на итоговый результат и помогают достичь нужного эффекта на сцене.
Какую роль играет грим в создании сценического образа?
Грим является важным компонентом сценического образа, так как помогает актеру преобразиться и стать ближе к герою пьесы. Он позволяет выделить особенности внешности героя, подчеркнуть его характер и настроение.
Какие исторические моменты сопровождали развитие грима?
Искусство грима имеет долгую историю и прошло через множество изменений и усовершенствований. Основные моменты в развитии грима включают его возникновение в Древнем Египте, использование грима в театре древней Греции и Рима, средневековую театральную традицию и развитие в период английской реставрации.
Какие технологические особенности связаны с созданием сценического образа при помощи грима?
Создание сценического образа требует определенных технологических навыков. Это включает выбор и использование различных гримовых средств, умение работать с кистями и спонжами, а также умение комбинировать различные техники для достижения необходимого эффекта.
Какие выразительные средства можно использовать с помощью грима?
Грим предлагает актеру различные выразительные средства для создания сценического образа. Среди них - возможность изменить форму и цвет лица, создать имитацию мозолей, шрамов и других дефектов кожи, использовать тени и подсветки для придания глубины, а также создать различные эффекты старения или молодости.
Какие теоретические основы лежат в основе искусства грима?
Теория грима основывается на знании анатомии человека, особенностей его лица и возможностей грима. Она также связана с цветовой гармонией и теорией цвета, чтобы создать гармоничный сценический образ. Важно также учитывать особенности освещения и сценической композиции.
Какие основные принципы использования грима для создания сценического образа героя пьесы?
Основные принципы использования грима для создания сценического образа героя пьесы включают выбор соответствующего стиля грима, учет особенностей персонажа и его роли в пьесе, а также использование различных выразительных средств, таких как цвет, текстура, форма и т.д. Грим помогает акцентировать черты лица, изменять его пропорции, создавать эффекты старения или молодости, подчеркивать эмоции и характер персонажа.