Исследование представлений детей 3–4 лет о себе и своей семье
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 01.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния представлений о семье на развитие личностных особенностей детей 5
1.1. Обзор представлений о личностных особенностях детей в различных психологических теориях 5
1.2. Психологический климат семьи, представления о нём и его влияние на развитие детей 17
Глава 2. Диагностика влияния представлений о семье на личностное развитие дошкольников 20
2.1. Выбор диагностических методик по определению уровня развития личности ребёнка 20
2.2. Диагностика психологического климата в семье 22
2.3. Педагогические условия для развития личности ребёнка с учётом психологического климата семьи 29
Заключение 31
Список используемых источников 32
Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.2.2. Диагностика психологического климата в семьеПроведение теста «Рисунок семьи»В результате проведённого теста рисунки детей заметно отличались. Большинство детей изобразили на рисунке всех членов семьи. На лицах изображённых людей были улыбки. Дети преимущественно использовали яркие цвета (красный, жёлтый, оранжевый, голубой, зелёный). Между людьми на рисунках были примерно одинаковые расстояния (рис.2.1). Количество таких рисунков составило 45% (9 человек).Рисунок 2.1. Позитивное изображение членов семьиОднако некоторые рисунки отличались от данного примера. Так, некоторые дети выбирали мрачные оттенки для изображения своей семьи (чёрный, серый, тёмно-коричневый) – рис.2.2.Рисунок 2.2. Изображение членов семьи мрачными цветамиТакже некоторых членов семьи дети изображали в изоляции от остальных. Помимо этого, были отмечены грустные или агрессивные выражения на лицах. От общего числа количество рисунков в мрачных тонах составило 25%. Количество рисунков, на которых присутствовали признаки агрессии, было 10%. Число рисунков, на которых отсутствовал кто-либо из членов семьи, составило также 10%. На 5% рисунков кто-либо из членов семьи находился в изоляции.Следует отметить, что один из учащихся отказался выполнять данный тест.В целом данное тестирование показало следующие результаты (рис.2.3.):Рисунок 2.3. Результаты теста «Рисунок семьи»Проведение теста «Семья в виде животных»На следующем этапе экспериментальной работы детям было предложено пройти тестирование «Семья в виде животных». В результате данного теста 40% (8 детей) испытуемых изобразили добрых животных, у которых были улыбки на лицах. Помимо этого, они выбирали позитивные цвета. Размеры изображений были сопоставимыми. Все животные находились друг от друга на примерно равных расстояниях (рис.2.4).Рисунок 2.4. Изображение семьи в виде животныхНекоторые рисунки содержали в себе негативные элементы. Так, на 15% (3 чел.) изображений присутствовали элементы агрессии (клыки, зубы, когти и др). 25% (5 чел.) испытуемых выбрали для рисунков мрачные цвета (рис.2.5).Рисунок 2.5. Негативные элементы при изображении семьи в виде животныхНа 10% изображений отсутствовал кто-либо из членов семьи. Также на 10% изображений кто-либо из членов семьи находились в изоляции.В целом тестирование «Семья в виде животных» показало следующие результаты (рис.2.6):Рисунок 2.6. Результаты тестирования «Рисунок семьи»Проведение методики «Самооценка»Для исследования самооценки была использована методика «Лесенка». При этом получены следующие результаты (рис.2.7)Рисунок 2.7. Исследование самооценки дошкольниковТаким образом, среднее значение самооценки показали 8 человек. Низкой оказалась самооценка у 6 детей. Высокой самооценкой обладали 4 ребёнка. У 2 детей самооценка оказалась неадекватно завышенной. Нами проведён анализ результатов экспериментальной работы. Согласно проведённому исследованию, большинство детей показали рисунки в ярких цветах, на которых присутствовали все члены их семей, лица которых были радостными. Это свидетельствует о том, что представления о семье оказывают на развитие их личности благоприятное значение. Все эти дети обладали высокой или средней самооценкой. Как правило, они воспитывались в полных (редко – неполных) семьях, не испытывающих финансовых проблем. У большинства данных детей родители имели высшее образование. Скандалов и агрессии в семье не наблюдалось.Наблюдение за детьми, которые продемонстрировали позитивные изображения своей семьи, показало, что они обладали хорошими коммуникативными и интеллектуальными качествами, выглядели аккуратно, были радостными и не испытывали волнения.Среди детей, в рисунках которых отмечались элементы агрессии или кто-либо из членов семьи отсутствовал, большинство воспитывались в семьях, где родители не имели хорошего дохода. В некоторых из этих семей регулярно случались скандалы. Как правило, самооценка таких детей была неадекватно завышенной или низкой. Они часто испытывали трудности в речевом развитии. Многие имели высокую тревожность. Познавательная активность этих детей обычно была низкой.Некоторые дети рисовали не всех членов семьи. Как правило, это были дети из неполных семей или дети, чьи родители редко проводили с ними время из-за работы в другом городе. Эти дети имели трудности в коммуникативном развитии: общение со сверстниками и педагогом было для них затруднительным. Для того чтобы провести математическую обработку результатов исследования, мы, оценили в 2 балла каждый позитивный элемент рисунков:- выбор ярких светлых цветов- отсутствие элементов агрессии (клыков, когтей и др.)- присутствие всех членов семьи- отсутствие изоляции кого-либо в рисунках- адекватное соотношение размеров- Доброжелательные выражения лиц.Для оценки влияния восприятия семьи на самооценку личности дошкольника нами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Он составил 0, 817236, что говорит о высокой зависимости (таблица 2.1).Таблица 2.1.Исследование зависимости самооценки школьников от восприятия ими своей семьиТаким образом, развитие личности младших школьников зависит от восприятия ими психологического климата своей семьи: чем позитивнее это восприятие, тем выше и адекватнее самооценка.2.3. Педагогические условия для развития личности ребёнка с учётом психологического климата семьиДля развития личности ребёнка, который воспитывается в полной семье, где имеется благоприятный психологический климат, важно поддерживать убеждение младшего школьника в том, что семья представляет для него основную ценность. Действия педагога, направленные на развитие личности дошкольника, должны находиться в соответствии с системой родительского воспитания. Родителей также следует поощрять за их благоприятное воздействие на личность ребёнка.Если ребёнок воспитывается в неполной семье, но при этом климат в ней благоприятный, следует уделить особое внимание развитию его коммуникативной и эмоциональной сферы, поскольку можно предположить, что в ситуации, когда ребёнок проживает с одним из родителей, у матери или отца много сил и времени уходит на профессиональную деятельность и не всегда родитель физически успевает уделить необходимое время на общение с ребёнком, даже если в семье очень позитивные отношения. Важно вовлекать ребёнка из неполной семьи в развивающую деятельность, предполагающую общение не только со сверстниками, но и с педагогом.Для ребёнка, который воспитывается в семье, где климат неблагоприятный, развивающая деятельность классного руководителя должна осуществляться в соответствии с работой психолога и социального педагога. Социальный педагог наблюдает за особенностями семейного воспитания, выявляет возможные нарушения прав ребёнка в семье, при необходимости обращается в органы опеки. Психолог осуществляет наблюдение за ребёнком, его эмоциями и поведением. Также проводит анкетирование, выявляющее различные аспекты развития ребёнка из семьи, для которой характерен неблагоприятный психологический климат. На основе собранных данных психолог даёт рекомендации педагогу о проведении с ребёнком специальной развивающей работы. В целом можно выделить следующие направления по созданию благоприятных педагогических условий для развития личности ребёнка из семьи с неблагоприятным психологическим климатом:а) проведение работы, направленной на осознание ребёнком норм и правил поведения. Существует опасность, что в семье он получает неверные установки на поведение среди других людей, и это станет препятствием для адекватного восприятия себя в обществе и соответственно негативно скажется на развитии его личности;б) проведение работы, направленной на формирование адекватной самооценки. При этом большое значение имеет проведение игр, конкурсов и других заданий, в которых раскрываются способности и сильные стороны ребёнка;в) вовлечение ребёнка в различные виды творческой деятельности. Это даст возможность ребёнку больше узнать о своих способностях, развивать его интеллектуальную и эмоциональную сферу, формировать познавательный интерес к обучению в школе и соответственно позволит повысить эффективность развивающей деятельности. ЗаключениеИсследование личностных особенностей детей с давних пор интересуют исследователей. В различных теориях личности изучаются важнейшие факторы становления личности на начальных возрастных этапах. Так, с точки зрения теории классического психоанализа сексуальный инстинкт является ведущим при определении важнейших особенностей различных периодов детства. В теории Ж. Пиаже каждый период развития характеризуется соответствующими изменениями в интеллектуальных возможностях. С позиции теории «Большой пятёрки» при формировании личностных особенностей детей большую роль играет формирование основных мета-черт личности.В данной работе нами проведено исследование личностных особенностей дошкольников в зависимости от их представлений о семье. Согласно проведённому эксперименту, большинство детей позитивно воспринимают свою семью. Эти дети, как правило, имеют хорошие интеллектуальные и коммуникативные навыки, их самооценка адекватно высокая.Некоторые рисунки содержали в себе негативные элементы: мрачные тона, признаки агрессии, грустные или злые выражения лиц, отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи, изоляция людей в изображениях. Часто эти дети имели низкую или неадекватно высокую самооценку, не отличались высоким познавательным интересом, творческой активностью и хорошими коммуникативными качествами.Для оценки влияния восприятия семьи на самооценку личности школьника нами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Он составил 0, 817236, что говорит о высокой зависимости. Таким образом, чем позитивнее образ семьи в сознании ребёнка, тем выше и адекватнее его самооценка, поэтому гипотеза данного исследования полностью подтвердилась.Список используемых источниковАсеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки) Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. TheAmericanPsycologist, 57(9), 705–717. 2002. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. LearningandIndividualDifferencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
9. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
11. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
13. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
14. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
15. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
16. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
17. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
18. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
19. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
20. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
21. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
22. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
23. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
24. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.
Вопрос-ответ:
Какие представления о себе и своей семье имеют дети 3-4 лет?
Дети 3-4 лет обычно имеют простые представления о себе и своей семье. Они могут описывать себя по внешним признакам, таким как цвет волос или глаз. Они также могут указывать, кто является их мамой, папой или братьями и сестрами. Однако их представления о себе и своей семье часто ограничены и не всегда отражают полную картину.
Какие теории объясняют представления детей о себе и своей семье?
В различных психологических теориях представления детей о себе и своей семье объясняются разными способами. Например, теория связанного присутствия отмечает, что представления детей о себе и своей семье формируются через взаимодействие с близкими взрослыми. Теория социального сравнения утверждает, что дети сравнивают себя с другими детьми и членами семьи, чтобы определить свою уникальность и самооценку.
Как психологический климат семьи влияет на развитие представлений детей о себе?
Психологический климат семьи играет важную роль в формировании представлений детей о себе. Если дети чувствуют себя любимыми, услышанными и принятыми в своей семье, они будут иметь более положительные представления о себе. Если же в семье присутствуют конфликты или отсутствует поддержка, это может негативно сказаться на представлениях детей о себе и их самооценке.
Как можно диагностировать влияние представлений о семье на развитие личности детей?
Для диагностики влияния представлений о семье на развитие личности детей можно использовать различные методы. Например, можно провести интервью с родителями, чтобы узнать, какие представления о себе и своей семье передаются детям. Также можно использовать психологические тесты и анкеты, чтобы оценить самооценку и представления детей о себе и своей семье.
Какие теории описывают личностные особенности детей 3-4 лет?
В психологии существует несколько теорий, описывающих личностные особенности детей 3-4 лет. Одна из таких теорий - теория С.Л. Рубинштейна, которая говорит о формировании у детей в этом возрасте таких особенностей, как самостоятельность, инициативность и умение выполнять задания. Еще одна теория, разработанная Жаном Пиаже, уделяет внимание развитию мышления и формированию основных категорий у детей этого возраста.
Как влияет представление о семье на развитие личностных особенностей детей 3-4 лет?
Представления о семье имеют огромное влияние на развитие личностных особенностей детей 3-4 лет. Как показывают исследования, дети, которые выросли в благополучной и поддерживающей семье, имеют больше уверенности в себе, лучшую адаптивность и умение устанавливать отношения. В то же время, дети, которые выросли в дисфункциональной семье, могут испытывать проблемы в формировании личности и социальной адаптации.
Как проводится диагностика влияния представлений о семье на личностное развитие дошкольников?
Для диагностики влияния представлений о семье на личностное развитие дошкольников используются различные методы. Один из них - интервью с родителями, в ходе которого исследователь задает вопросы о семейном климате и взаимоотношениях. Также применяются тесты и опросники, позволяющие выявить представления и ожидания детей относительно семьи. Кроме того, проводятся наблюдения за поведением и реакциями детей в семейной среде.
Какой психологический климат в семье влияет на развитие детей 3-4 лет?
Психологический климат в семье имеет огромное влияние на развитие детей 3-4 лет. Если в семье царит атмосфера любви, поддержки и уважения, то дети развиваются более успешно, чувствуют себя в безопасности и имеют лучшие отношения со сверстниками. В то же время, в семьях с негативным психологическим климатом, где преобладают конфликты, насилие или отсутствие внимания, дети могут испытывать эмоциональные и поведенческие проблемы.