Формы осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 26.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ 5
1.1 Общие положения касательно государственного контроля в отношении субъектов предпринимательства 5
1.2 Классификация форм государственного контроля за субъектами предпринимательства 8
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ 15
2.1 Государственный контроль за предпринимательскими субъектами в зарубежных странах 15
2.2 Проблемы государственного контроля, осуществляемого прокурором Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Защита этого права является обязанностью правоохранительных органов.ФЗ о государственном контроле содержит два вида проверок, которые могут проводиться в отношении предприятий – это плановые и внеплановые проверки, график проведения которых публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Этот закон предусматривает предоставление прокуратурой гарантий при осуществлении государственного контроля за предпринимателями. Следует отметить, что на основании решения Минпромторга проводятся внеплановые проверки. Такое же положение установлено ФЗ от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ в ст. 57, в которой указано, что требование прокурора о проведении контрольного мероприятия (надзорного органа) может быть основанием для принятия надзорных мер. А если причиной проведения внеплановой выездной проверки явилось причинение вреда жизни, здоровью граждан и так далее, контролирующие органы вправе провести внеплановую проверку только с уведомлением прокуратуры. Согласно п. 1.5 ч. 1 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31 марта 2008 г. № 53 приведен исчерпывающий перечень направлений деятельности прокуратуры, обеспечивающих неукоснительное соблюдение прав предпринимателей, вот некоторые из них: соблюдение прав предпринимателей под контролем государства; пресечение действий государственных органов; противодействие рейдерским захватам и так далее. И это далеко не все меры, принимаемые прокуратурой при осуществлении защиты прав предпринимателей.Представляется, что такой исчерпывающий перечень мер должен искоренить нарушения прав субъектов предпринимательства, однако статистика, отраженная на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, свидетельствует об увеличении количества нарушений прав предпринимателей. Так, в 2021 году по сравнению с 2020 годом наблюдается увеличение количества выявленных нарушений в сфере защиты прав предпринимателей, рост составил 0,8%, также прокуратура внесла на 2,9% больше представлений в 2021 году по сравнению с 2020 годом.Изучив показатели статистики, представленной Генеральной прокуратурой РФ, можно сделать неоднозначный вывод. Увеличение показателей по количеству нарушенных прав субъектов предпринимательства свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых прокурором мер, а количество представленных актов, напротив, свидетельствует о значительной надзорной работе прокурора в сфере защиты прав предпринимателей.Считаю, что исправление сложившейся ситуации возможно только с созданием в прокуратуре специальных подразделений по обеспечению соблюдения прав предпринимателей.Такая мера повысит эффективность надзора за предпринимателями, однако, не приведет к снижению количества нарушений прав субъектов. Вместе с такой мерой возможно усиление ответственности органов государственного регулирования за принятие неправомерных решений в отношении юридических лиц, что коренным образом изменит ситуацию с количеством нарушенных прав предпринимателей и увеличит штат профильных подразделений прокуратуры.Предложенные пути решения могут стать действенным инструментом в преодолении еще одной проблемы, возникающей при осуществлении прокурорского надзора в анализируемой сфере. Считаю, что одной из проблем роста количества нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного надзора является несвоевременное выявление нарушений прав и свобод субъектов. Учитывая изложенное, данная мера станет эффективным средством своевременного выявления нарушений прав предпринимателей.В сферу защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), согласно п. 1.6 ч. 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. № 53, входит выявление коррупционных факторов со стороны должностных лиц. Однако при реализации данных полномочий прокуратура сталкивается с проблемой коррупции в экономических отношениях, препятствующей реализации прав предпринимателей. Все это увеличивает объем надзорной работы прокуратуры.Прокурор осуществляет предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей путем принятия мер прокурорского реагирования. При выявлении правовых актов, нарушающих права предпринимателей, прокурор в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 2202-1, вправе обжаловать неправомерный правовой акт или обратиться в суд. Однако протест остается одной из самых распространенных мер, принимаемых прокуратурой в отношении действий, нарушающих права юридических лиц и ИП. Но, у протеста есть недостатки. Таким образом, протест прокурора отменяет неправомерный правовой акт, однако на законодательном уровне отсутствуют положения о принятии мер по восстановлению прав и законных интересов граждан, чьи права были нарушены таким актом.Таким образом, реальными проблемами контроля органов прокуратуры в анализируемой сфере являются: увеличение количества нарушений прав предпринимателей; высокий уровень коррумпированности должностных лиц; несвоевременное реагирование на нарушения прав предпринимателей;отсутствие в ФЗ «О прокуратуре РФ» положений об устранении негативных последствий, вызванных незаконным правовым актом (протестом).ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы определили, что объективная необходимость государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью обусловлена необходимостью обеспечения защиты физических и юридических лиц, обеспечения надлежащего уровня осуществления всех процессов, происходящих в ходе предпринимательской деятельности, а также необходимостью обеспечить рациональное функционирование экономического цикла РФ.Действующее законодательство и теория права на сегодняшний день не имеют единого подхода к определению видов государственного контроля за предпринимательской деятельностью. Для выхода из этой ситуации необходимо определить, что государственный контроль за предпринимательской деятельностью имеет несколько уровней:общий;общий за предпринимательской деятельностью;специальный за предпринимательской деятельностью.В большинстве стран мира нет специального закона, защищающего права юридических лиц при государственном контроле, лишь в некоторых странах есть закон о государственном контроле предприятий, поэтому в большей степени регулирование в этой сфере осуществляется отраслевым законодательством, регулирующим контроль за сторонами различных правоотношений в различных видах предпринимательской деятельности.Реальными проблемами контроля органов прокуратуры в анализируемой сфере являются: увеличение количества нарушений прав предпринимателей; высокий уровень коррумпированности должностных лиц; несвоевременное реагирование на нарушения прав предпринимателей;отсутствие в ФЗ «О прокуратуре РФ» положений об устранении негативных последствий, вызванных незаконным правовым актом (протестом).Мы решили все поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно: Выделили общую характеристику государственного контроля в отношении предпринимательских субъектов;Выделили вариации классификации форм и методов государственного контроля в отношении предпринимательских субъектов;Рассмотрели примеры из зарубежного опыта регулирования отношений в сфере государственного контроля за юридическими лицами;Выделили проблемные вопросы, возникающие при государственном контроле в лице прокурора.Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты:Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008 г. – N 52 (часть I). – Ст. 6249.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992 г. – N 8. – Ст. 366.Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 373 «Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. –№47.Приказ Генпрокуратуры России от 06.06.2017 N 383 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» // Текст приказа официально опубликован не был.Научные материалы и публикации: Байдельда А.Б., Смаилова И.Е. Контроль как способ обеспечения законности в предпринимательской деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 22-27.Васильева С.А. Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 172-174.Государственное регулирование предпринимательской деятельности: стимулы, ограничения и перспективы в сфере реформы контроля и надзора // Вопросы государственного и муниципального управления, 2009. – №1. – С. 170-171.Ершова И.В., Отнюкова Г.Д., Аганина Р.Н. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль // Приложение к журналу Предпринимательское право. – 2015. – № 3. –С. 12-13.Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // СПС «Консультант плюс».Маслов К.В. О соотношении понятий контроля и надзора // Правоприменение, 2018. – № 2(1) – С. 85-90. Морозов, Д. И. Особенности государственного контроля предпринимательской деятельности за рубежом [Текст] / Д. И. Морозов // Конкурентное право. – 2019. – № 8. – С.71-82.Нирова З.Х. Правовое регулирование государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности // В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Институт мировой экономики и информатизации». – 2015. – С. 26-32.Олейник, В. И. Правовое регулирование государственного контроля предпринимательской деятельности [Текст] / В. И. Олейник // Административное право и процесс. – 2018. – № 5. – С. 37-39.Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 23.02.2022).Предпринимательское право [Текст]: учебник / под ред. проф. А. П. Корнева. – М.: Норма, 2019. – 442 с.Сидорова, Г. Г. К вопросу о совершенствовании государственного контроля предпринимательской деятельности [Текст] / Г. Г. Сидорова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2018. – № 3. – С.61-64.Степанов, Е. С. Государственный контроль бизнеса в Европейском союзе [Текст] / Е. С. Степанов // Деловой юридический журнал. – 2019. – № 5. – С.94-105.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008 г. – N 52 (часть I). – Ст. 6249.
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992 г. – N 8. – Ст. 366.
3. Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 373 «Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 47.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 06.06.2017 N 383 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» // Текст приказа официально опубликован не был.
Научные материалы и публикации:
5. Байдельда А.Б., Смаилова И.Е. Контроль как способ обеспечения законности в предпринимательской деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 22-27.
6. Васильева С.А. Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 172-174.
7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: стимулы, ограничения и перспективы в сфере реформы контроля и надзора // Вопросы государственного и муниципального управления, 2009. – №1. – С. 170-171.
8. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д., Аганина Р.Н. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль // Приложение к журналу Предпринимательское право. – 2015. – № 3. – С. 12-13.
9. Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // СПС «Консультант плюс».
10. Маслов К.В. О соотношении понятий контроля и надзора // Правоприменение, 2018. – № 2(1) – С. 85-90.
11. Морозов, Д. И. Особенности государственного контроля предпринимательской деятельности за рубежом [Текст] / Д. И. Морозов // Конкурентное право. – 2019. – № 8. – С.71-82.
12. Нирова З.Х. Правовое регулирование государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности // В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Институт мировой экономики и информатизации». – 2015. – С. 26-32.
13. Олейник, В. И. Правовое регулирование государственного контроля предпринимательской деятельности [Текст] / В. И. Олейник // Административное право и процесс. – 2018. – № 5. – С. 37-39.
14. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 23.02.2022).
15. Предпринимательское право [Текст]: учебник / под ред. проф. А. П. Корнева. – М.: Норма, 2019. – 442 с.
16. Сидорова, Г. Г. К вопросу о совершенствовании государственного контроля предпринимательской деятельности [Текст] / Г. Г. Сидорова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2018. – № 3. – С.61-64.
17. Степанов, Е. С. Государственный контроль бизнеса в Европейском союзе [Текст] / Е. С. Степанов // Деловой юридический журнал. – 2019. – № 5. – С.94-105.
Вопрос-ответ:
Какие формы осуществления государственного контроля надзора существуют?
Формы осуществления государственного контроля надзора включают проверки, инспекции, аудиты, мониторинг, административные санкции, а также уголовное преследование в случае выявления преступлений.
Какие положения касательно государственного контроля существуют в отношении субъектов предпринимательства?
Положения касательно государственного контроля в отношении субъектов предпринимательства устанавливают правила и требования, соблюдение которых обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это могут быть требования по соблюдению законодательства, лицензированию, оплате налогов, охране окружающей среды и т. д.
Какие классификации форм государственного контроля существуют?
Существует несколько классификаций форм государственного контроля. Одна из них включает административный, финансовый, судебный и уголовный контроль. Вторая классификация основывается на цели контроля и включает плановый контроль, текущий контроль и планово-текущий контроль.
Какие меры принимаются при осуществлении государственного контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями?
При осуществлении государственного контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут применяться различные меры, такие как предоставление предписаний по устранению выявленных нарушений, наложение административных штрафов, лишение лицензий, привлечение к уголовной ответственности в случае совершения преступлений и т. д.
Какие последствия могут быть для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выявлении нарушений в ходе государственного контроля?
При выявлении нарушений в ходе государственного контроля могут быть применены различные меры воздействия, включая штрафные санкции, административные наказания, лишение лицензий, приостановление деятельности, возбуждение уголовного дела и т. д. Все это может привести к серьезным финансовым и репутационным последствиям для юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Какие формы осуществления государственного контроля существуют?
Формы осуществления государственного контроля могут включать проведение плановых проверок, выездные проверки, проведение проверочных заключений, а также административные, дисциплинарные и уголовные меры в случае выявления нарушений.
Какие общие положения касаются государственного контроля в отношении субъектов предпринимательства?
Общие положения государственного контроля включают в себя необходимость соблюдения законодательства, правил и норм, а также прозрачности и отчетности в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Какие формы государственного контроля существуют для субъектов предпринимательства?
Формы государственного контроля для субъектов предпринимательства могут включать плановые проверки, в ходе которых оценивается соответствие деятельности предприятия законодательству, а также выездные проверки, которые проводятся на месте деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Какова классификация форм государственного контроля за субъектами предпринимательства?
Классификация форм государственного контроля за субъектами предпринимательства включает плановые проверки, в ходе которых без предварительного уведомления проводятся проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также существуют выездные проверки, которые проводятся на месте деятельности предприятия и включают выезд инспекторов для проверки соответствия деятельности законодательству.
Какие меры предусмотрены при выявлении нарушений в ходе государственного контроля?
В случае выявления нарушений в ходе государственного контроля могут быть применены административные, дисциплинарные и уголовные меры. Административные меры могут включать штрафы или аннулирование лицензии. Дисциплинарные меры могут предусматривать отстранение от работы или применение дисциплинарного взыскания. Уголовные меры могут включать возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности.
Какие органы осуществляют государственный контроль за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями?
Государственный контроль за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется различными органами в зависимости от сферы деятельности. Например, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за исполнением налогового законодательства, Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав потребителей и безопасности товаров, а Роскомнадзор осуществляет контроль в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.