Образ Антигоны в трагедии Софокла «Антигона»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 35 35 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 29.03.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Идейная основа трагедии………………………………………………….5
2. «Антигона». Содержание………………………………………………….7
3. Образы трагедии…………………………………………………………12
4. Образ Креонта…………………………………………………………….13
5. Образ Антигоны…………………………………………………………..19
6. Композиция и язык трагедии…………………………………………….23
7. Социально- политическая направленность……………………………..25
8. Гегелевская интерпретация «Антигоны»……………………………….28
9. Анализ «Антигоны»………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34


Фрагмент для ознакомления

Политические взгляды и идеи Софокла нашли отражение появлением Гемона, который порицал отца и осуждал его политику. В композиционном плане как протест, который выводит Креонта из себя. Он повелевает слугам привести Антигону, чтобы убить её на глазах жениха.Высшая степень напряжения-монолог Антигоны перед казнью. [1].Антигона - героическая девушка, не трепетающая от страха перед всесильным Креонтом. Сравнение её судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, превращенной в утес, усиливает драматизм. После этой сцены катастрофа близка. Вспыльчивый повелитель Креонт уже готов отменить приказ обубийстве Антигоны, так как Тиресий предсказал гибель всей его семьи, но поздно... Креонт винит себя в гибели сына и жены. Смирение переходит в отчаяние, отчаяние заканчивается самоуничтожением. Гордый, не так давно уверенный в себе царь уничтожен. "Я - ничто», - восклицает он в неистовом отчаянии.Песни хора играют большой роли в его развитии. Хор, связывая действие, признаёт правильность действий Антигоны и внимательно относится ко всему, относящемуся к безопасности и блага государства. В некоторых случаях хор восторгается храбрости Антигоны, боится за неё, и даже сочувствует ей.В гибели Антигоны хор находит возмездие за грех отца.Социально-политическая направленность трагедииВ софокловском произведении "Антигона" автор воплощает конфликт социума своей современности - противостояние между священными неписаными законами и законами государства. Родовые неписанные законы и религиозные верования, с глубин вековвменяли каждому человеку свято чтить кровнородственные связи, придерживатьсятрадиционных обрядов. С иной стороны, никто не отменял обязанность следовать установленным законам государства, иногда категорично противоречащимвыработанным на протяжении веков родовым традициям.[1].Креонт - приверженец неоспоримогоисполнения законов государственных, писаных. Антигонанапротиввсех писанных государственных законов ставит семейно-родовые уставы, связанные с религиозным авторитетом. Она их чтит и не может нарушить и не похоронить брата Полиника, несмотря на то чтосвоими действиями она идёт против государственного закона, запрещающего хоронить предателей родины. Так как по законам государства изменники родины не могут быть погребены и оплаканы. Ради брата Антигона обязанаисполнить всё, что предписывают божьи законы, то есть похоронить его с соблюдением всех обрядов. На нарушение закона она пошла ради кровного родственника, чего не сделала бы ради мужа- не кровного родственника. Креонту не свойственно считатьсяс традиционными родовыми законами, и он приговаривает Антигонук смертной казни.Софокл изображаетАнтигону с теплотой, сочувствует ей. Своим произведением Софокл говорит и сквозь века, что для счастья всех людей требуется объединение государственныхзаконов и семейно-родовыхустоев. Но поскольку государство, разделённое на классы, времён Софокла было далеко не идеальным, то Софокл, сочувствуя Антигоне обрисовываетКреонта в виде образа тирана сосвойствами юридического формализма, прикрывающего своюсуровостьразговорами о благе государства. Осуждение государственного деятеля подобного рода находит своё отражение в раскаянии Креонта и в его самобичевании.Фиванское войско одержало блестящую победу над войском аргивян. Сыновья царя Эдипа и братья Антигоны и Исмены – Этеокл и Полиник – погибли в сражениях. Полиник предал родные Фивы, принял участие в Походе семерых против них и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защитником родины.Фиванский царь Креонт, демонстрирует абсолютный приоритет интересов государства, провозглашает принципы, которыми он будет руководствоваться. Главный из таких принципов провозглашён в таких словах:И кто отчизны благо ценит меньше,Чем близкого, – тот для меня ничто.А из этого вытекает и его указ о сыновьях Эдипа:Гласит он так:героя ЭтеоклаЗа то, что пал он, за страну сражаясь,Покрытый славой многих бранных дел,Почтить могилой и достойной тризнойС славнейшими мужами наравне.О Полинике, его брате, издаёт другой указ:Кто, изгнанный, вернулся в край родной,Чтоб отчий град и отчие святыниОгнем пожечь дотла, чтоб кровью гражданНасытить месть, а тех, кто уцелел,В ярмо неволи горькой впрячь,о немНароду мой приказ: не хоронить,Ни плачем почитать; непогребенный,Оставлен на позор и на съеденьеОн алчным псам и хищникам небес.Вот мысль моя, и никогда злодеяНе предпочту я доброму средь нас.Кто же верен родине, тому и в жизни,И в смерти я всегда воздам почет.Нарушителяприказа ждёт мучительная казнь.Антигона в тайнепридала земле своего брата и позже её разоблачили и, по приказу неуступного повелителя Креонта, заживо замуровали в каменном склепе. Обречённая Антигона не стала ждать смерти, она убила себя, повесившись на верёвке в этом же склепе. Софокл симпатизирует Антигоне – он всецело на её стороне. Во время расцвета афинской цивилизации существовали прочные, сформированные на протяжении тысячелетий традиции. [1].Софокл отразил в трагедии поступок Антигоны как совершенно естественный, заложенный предками как само собой разумеющийся. Креонт же выступает в роли бунтаря и разрушителя неписанных многовековых законов.По мифологии Древней Греции боги были верховными существами, от которых зависит судьба человека. не являются хранителями человеческой морали; они – просто верховные существа, от которых зависят судьбы людей. Втворчестве Софоклделает богов и хранителяминравственностилюдей.За поставленную трагедию «Антигона» в далёком 442 г. до н.э. жители Афин присвоили Софоклу первую награду и дали высшую военную власть, выбрав стратегом. Гегелевская интерпретация «Антигоны».Во времена популярного немецкого философа Гегеля было распространено учение о несовместимости интересов семьи и государства. Таким образом, он перенёс это учение и на интерпретацию античной трагедии. Так как Гегель бы влиятельной личностью своего времени, толкование трагедии Софокла было основано на его оценке достаточно долго.Он определял трагиконфликт «Антигоны» как конфликт принципов семьи и государства. Гегель видел в Антигонеярую защитницу семейных устоев, а в её противнике Креонте интересы государства. И оба они по отдельности были правы. Но, как известно,интересы семьи не всегда могут совпадать с политикой государства. В результате столкновения противоположных сил мученической смертью погибает Антигона, подрывая своей гибелью незыблемые устои государства. [3].Несмотря на то, что философские иэстетические критерии первой половины XIX в., категорически неприемлемы для греческой драмы V в. до н. э., авторитет великого немецкого мыслителя был непреклонен и определил его чрезвычайную популярность гегелевской интерпретации «Антигоны».  Анализ «Антигоны»В Афинах люди говорили, что выше всего в жизни людскойзакон. Или неписаный закон — выше писаного.Вечный неписанный закон дан природой. На нём основано человеческое общество. Неписанный закон требует чтить своих богов, защищать слабых и обездоленных, любить и оберегать родных. Писаный закон в каждом государстве свой устанавливается людьми. Он изменчив.Немного ранее развернувшегося действия в «Антигоне», в Фивах был царь Эдип- страдалец и мудрец. Ему выпала страшная доля- не ведая он убил своего отца и женился на своей матери. Осознав свои злодеяния, он выколол себе глаза дабы не видеть белого света. Но боги даровали ему прощение и благую смерть. От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Эдип отрекается от власти. Этеокл и Полиник заняли трон под надзором старого Креонта, советника Эдипа. Вскоре между братьями случилась вражда. Этеокл изгоняет Полиника и Полиник, собрав нат чужбине войско пошёл на Фивы войной. В бою брат сошёлся с братом, и оба погибли. Далее в трагедии появляются сестры, оплакивающие братьев. А что было дальше описывает «Антигона». После гибели братьев власть переходит Креонту. Первым делом он издал указ: Этеокла, защищавшего страну, похоронить с почестями, а его брата предателя лишить погребения бросив его тело на растерзание стервятникам. Это противоречило обычаю и потому вызвало бурный протест в Антигоне, горячо любившей брата. Считалось, что душа непогребённого не найдёт успокоения в загробном царстве. Мстить мёртвым неугодно богам. Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти. О людях, о богах, о чести и благочестии пришлось думать Антигоне. Приказ Креонта ещё не оглашен, но она уже готова его преступить. Креонту было непросто обречь на смертную казнь Антигону, дочь его сестры, невесту своего сына. В нём словно боролись две идеи. Он считал, что порядок в повиновении, что без повиновения погибнет в беспорядке государство. Спустя время всё же царь отменяет приказ, но уже слишком поздно- Антигона покончила жизнь самоубийством в замурованном склепе. [2].Одинокий Креонт на сцене оплакивает себя, своих родных и свою судьбу.Хор вторит ему, как вторил Антигоне: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит».«Антигона» - как конфликт личностей. Антигона и Креонт - как плюс и минус.Софоклне воплощался в каком-то одном привилегированном персонаже. Поэт присутствует в каждом из его созданий и роднит нас с ними.Антигона и Креонт в борьбе идей. Потому что они одновременно столь похожи и столь же различны. Одинаковые темпераменты, противоположные души. Оба они непреклонные.«Непреклонный характер, -- говорит хор об Антигоне, -- то истинная дочь непреклонного отца».Оба они, и дочь, и отец, неуступчивы и суровы к себе, настолько, что Эдип выколол себе глаза, а Антигона повесилась.Но дочь Эдипа и племянница Креонта. И каждый из них претендует достичь абсолютной высоте величия, одинаково суровыевся их сущность очерчена острыми гранями.«Негибкий ум, крутой характер», -говорит Креонт про Антигону, не зная, что, определяя её таким образом, он определил и самого себя. Он уверен, что несгибаемый характер Антигоны сломается словно закалённое в огне железо. Её риском он определяет и свою участь. Именно его воля, натянутая до предела, будет сломлена одним ударом под действием угроз пророка Тиресия.У Антигоны, как и у Креонта, резкий протест в отношении посторонних, желающих им добра, тех, кто хочет их спасти. Антигона перед Исменой, Креонт перед Гемоном: симметричные образы одного и того же фронтона, где под знаком жестокой силы возвышают себя демоны одинокого величия, попирающие тех, кто хочет их сломать, заставить хотя бы на мгновение задуматься... Совсем не важно правы ли они в глазах окружающих. Главное они остаются верными сами себе. Если они пойдут на уступки, они изменят обязательствам, взятым на себя. Обязательству идти до финиша своего предназначения. Равновесие мира достигается только этой ценой. Малейшие сомнения и этот мир рухнет. От других они ждут такого же твёрдого выбора, какой сделали сами. Натура Антигоны такая же «деспотическая», как и у Креонта.Им обоими завладела навязчивая мысль.И всё уже стало не таким важным в этой борьбе: и оставшийся непогребённым труп Полиника, и угроза престолуКреонта. Всё положено на эту борьбу и самое главное- жизнь. Фанатизм Антигоны и Креонта раскрывает многие неявные области в их психологии. Антигона отбрасывает всё, что может отвлечь её от чистой любви к Полинику.Креонт умный человек, ясно видящий цель: в его царстве должен быть порядок. Любовь егоэгоистична. Он любит жену, сына и городпросто потому, что они ему принадлежат.Концовка драмы обнажает силу привязанности Креонта к людям, которые зависели от него.Креонт по своей природецеликом верен тому делу, которое он выбрал. Решив бороться с мятежом и анархией, он проведёт эту борьбу без отступлений, даже со смертельным исходом. Он обманулся своей навязчивой идеей, он видел мятеж там, где его нет. Везде он видит заговор: в воине, в хоре, в сыне, молчание или шепот города, советы Тиресия. Креонт существовал уже в своём вымышленном мире. Он сам обрёк себя на одиночество. Как и Антигона.Темперамент имеет большое значение в жизни людей. Он определяет их поступки, а поступки — это качество душ. В них не только одинаковость темпераментов, но и отличные качества души. Разница лишь в содержании душ. В двух главных персонажах-Креонте и Антигоне- показаны две равносильные воли, обращённые к противоположным полюсам. ЗаключениеСофокл считал, что ошибки и заблуждения свойственны людям. В его трагедии Антигона напрасно считала себя одинокой, а афинские старейшины поддерживали её в этом заблуждении. Появление Тиресия побудило старейшин просить царя спасти Антигону и похоронить Полиника. Креонт оказывается тираном. Он поздно понял, что:  Чтить до самой смерти должноОт века установленный закон...Трагический поэт Софокл настолько неоспоримо изобразил в «Антигоне» моральное уничтожение Креонта, что оно представляетсянам страшнее телесной смерти.Все сюжеты своих трагедий Софокл заимствовал из мифов. [3]. Имея готовый сюжет, он воссоздавал персонажей, определял их поведение, и интерпретировал действия на основе нравственных норм его времени. В трагедии сделан упор на то, что какой бы властью ни обладал человек, он бессиленперед судьбой, роком и судом богов. Трагедия учит чтить традиции,призывает быть более милосердными и справедливыми по отношению к близким.Список использованных источниковВ. Н. Ярхо. Трагедия Софокла «Антигона». Учебное пособие для филологических вузов. М.-Высшая школа. 1986 год. -111 с.Чистякова Н. А. Вулих Н. В. История античной литературы. Е издание. М. -Высшая школа.1971 год. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. — М.: «Олимп». «Издательство ACT», 1997. — 848 с. Софокл. Драмы. В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспароваи В. Н. Ярхо. Серия "Литературные памятники". М., "Наука", 1990.Статья Орлин Стефанов. Антигона Софокла. Увиденная непосредственно. Болгария.Книга автора В. Ярхо. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии.Издательство «художественная литература», 1978 год. -301 с.

Список использованных источников
1. В. Н. Ярхо. Трагедия Софокла «Антигона». Учебное пособие для филологических вузов. М.-Высшая школа. 1986 год. -111 с.
2. Чистякова Н. А. Вулих Н. В. История античной литературы. Е издание. М. -Высшая школа.1971 год.
3. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. — М.: «Олимп». «Издательство ACT», 1997. — 848 с.
4. Софокл. Драмы. В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. Серия "Литературные памятники". М., "Наука", 1990.
5. Статья Орлин Стефанов. Антигона Софокла. Увиденная непосредственно. Болгария.
6. Книга автора В. Ярхо. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Издательство «художественная литература», 1978 год. -301 с.

Вопрос-ответ:

Кто является главным героем трагедии "Антигона"?

Главной героиней трагедии "Антигона" является Антигона.

Какая идея лежит в основе трагедии "Антигона"?

Основная идея трагедии "Антигона" заключается в противопоставлении морального долга человека перед законами богов и обязательств перед государством.

Какие образы встречаются в трагедии "Антигона"?

В трагедии "Антигона" встречаются образы Антигоны, Креонта, Исмены, Иокасты, Гаймона.

Какой образ имеет Креонт в трагедии "Антигона"?

Креонт в трагедии "Антигона" изображается как гордый и настойчивый правитель, который придерживается своей воли и игнорирует божественные законы.

Какое значение имеет образ Антигоны в трагедии "Антигона"?

Образ Антигоны в трагедии "Антигона" символизирует непреклонность и верность основным моральным принципам, а также борьбу за справедливость и человеческое достоинство.

Какова идейная основа трагедии "Антигона"?

Идейная основа трагедии "Антигона" заключается в противопоставлении законов государства и законов совести, а также в вопросе выбора между ними.

Каким образом изображен образ Антигоны в трагедии Софокла?

Образ Антигоны в трагедии Софокла предстает величественным, стойким, жертвенным. Она является символом непреклонности и противостояния государственной власти ради справедливости.

Какова композиция и язык трагедии "Антигона"?

Композиция трагедии "Антигона" строится на противопоставлении действующих лиц и конфликте между ними. Язык трагедии является выразительным и эмоциональным, сочетая элементы поэзии, прозы и хора.