Опека и попечительство-гражданско правовая норма

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 32 32 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 27.03.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика института опеки и попечительства 5
1.1.История развития института опеки и попечительства в России 5
1.2.Понятие, цели и значение опеки и попечительства 10
Глава 2.Особенности отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 15
2.1.Опека и попечительство: особенности установления и прекращения 15
2.2.Приемная семья 22
2.3.Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Лица, имеющие право быть приемными родителями:Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, супруги или отдельные граждане, за исключением:— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;— лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;— лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;— лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;— лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127СК РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);— лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.При назначении ребенку приемного родителя учитываются:— нравственные и иные личные качества приемного родителя;— способность приемного родителя к выполнению обязанностей законного представителя ребенка;— отношения между приемным родителем и ребенком;— отношение к ребенку членов семьи приемного родителя;— если это возможно, желание самого ребенка.Таким образом, приемная семья является видом семьи как малой социальной группы, основанной на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанных общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями. При этом в зависимости от последствий принятия детей на воспитание можно выделять опекунские семьи, семьи усыновителей и непосредственно приемные семьиПредставляется, что на законодательном уровне следует конкретизировать действия органов опеки и попечительства по созданию полноценной системы подготовки и профессиональному сопровождению приемных семей. В настоящее время только в отдельных регионах действуют службы сопровождения приемных семей.Оказание наряду с материальной помощью помощи психологической и юридической поможет избежать многих проблем, возникающих в приемных семьях.2.3.Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейПод устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.Права и обязанности организаций в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.Новый этап реформирования системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начался в начале 2000-х годов, в подготовке концепции и нормативного правового регулирования которого приняли участие нетолько уполномоченные государственные органы, но и широкий круг специалистов в сфере детской медицины, нейропсихологии, защиты прав детей и т.д. Такое сотрудничество позволило максимально учесть современные знания о развитии ребенка в различных условиях, а также влияние таких важных аспектов, как формирование привязанности ребенка, риски его социальной депривации, ресоциализация и другие, при разработке новой нормативно-правовой базы, устанавливающей новые правила для организаций для детей-сирот. Краеугольным камнем стало Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481, утвердившее Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.Положение полностью пересматривает принципы и подходы к условиям проживания детей в организациях, а также к тем видамдеятельности, которые сотрудники организаций осуществляют в отношении детей и их родных семей. К ним относятся следующие:1) разукрупнение организаций для детей-сирот;2) временное размещение детей в организации для детей-сирот;3) создание в организациях условий, приближенных к семейным;4) приоритет работы по возвращению ребенка в кровную семью;5) участие в семейном устройстве;6) социализация воспитанников организаций для детей-сирот.Разукрупнение организаций для детей-сирот. Еще сравнительно недавно организации детей-сирот (интернаты) количеством 300-500 воспитанников и больше были весьма распространенным явлением. Плюсы небольших организаций для детей-сирот в сравнении с большими интернатами не требуют особенного обоснования. Несомненно, только в подобном случае возможно формирование для воспитанников условий, которые близки к условиям в семье, что, в свою очередь, будет способствовать развитию ребенка и возможности его социализации в обществе и подготовки к независимой (самостоятельной) жизни вне стен организации при достижении ребенком совершеннолетнего возраста.Формирование условий, которые приближены к семейным. Это главное требование к условиям содержания детей в организации для детей-сирот. Само по себе оно системное, включает в себя большое количество условий по отношению к помещениям жилого и нежилого типа, участия воспитателей, возможностей доступа к инфраструктуре за пределами самой организации и т.д.Перечень задач, которые стоят перед организацией для детей-сирот, значительно был расширен. Если по традиции она занималась воспитанием, содержанием и образованием собственных воспитанников, то в рамках Положения одной из наиболее важных задач является деятельность работников, которая направлена на скорое устройство ребенка в замещающую либо кровную семью. Вместе с тем, как уже говорилось раньше, в свете развития системы профилактики социального сиротства акцент все больше переносится на первостепенную задачу восстановления родительско-детских отношений и только при исчерпании всех возможностей возврата ребенка в кровную семью.Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что, несмотря на то, что ведется колоссальная работа сотрудниками и специалистами детского дома в части организации устройств детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в семьи, степень устройства этой категории детей в семьи, в особенности кровные, остается весьма низким. А труды исследователей отчетливо показывают, что лишение материнской заботы приводит к задержке развития ребенка и может выражаться симптомами физических и психических болезней.Следовательно, работники детского дома при осуществлении профессиональной деятельности признаются, с одной стороны, источником социальной защиты детей, а с другой, организаторами деятельности, связанной с созданием социальной адаптации воспитанников, что влечет за собой более эффективное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в семьи.ЗаключениеВ РФ по традиции считается, что ребенок должен быть воспитан и развиваться в условиях, которые приближены к естественным, то есть в семье. По этой причине законодатель ставит приоритет семейным формам воспитания детей. Имеются как традиционные формы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: опека, попечительство, усыновление, приемная семья, так и новые, пока широко не распространенные: семейные детские дома, устройство подростков мужского пола в воинские части, замещающая семья, детские деревни и др.В настоящее время главные усилия государства направлены на семейное устройство детей, оставшихся без родительского попечения.Опека – это форма устройства граждан, которые не достигли 14 лет и были признаны судом недееспособными, когда назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) считаются законными представителями подопечных и совершают в их интересах и от их имени все юридически значимые действия. Попечительство –это форма устройства несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) и граждан, ограниченных в дееспособности, когда назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) должны оказывать помощь и содействие несовершеннолетним в осуществлении их прав и выполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также предоставлять согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими соответствующих действий.Приемная семья – это опека либо попечительство над ребенком либо детьми, осуществляемые на основании договора о приемной семье, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства, на срок, предусмотренный в данном договоре.Под устройством детей, которые остались без родительского попечения, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, следует понимать помещение данных детей под надзор в медицинские организации, образовательные организации, а также организации, которые оказывают социальные услуги.К основаниям для установления опеки и попечительства следует отнести: лишение родительских прав и иные случаи оставления детей без заботы родителей, смерть родителей либо их отсутствие. В качестве опекуна (попечительства) может выступать любой, кто изъявит желание об этом, достигший совершеннолетия и имеющий дееспособность. Исключением считаются лица, которые были лишены или ограничены в родительских правах, отстранены от обязанностей опекуна (попечителя), а также бывших усыновителей, если отмена усыновления случилась по их вине. Законодательство также вводит ограничения для опекунов по состоянию их здоровья (наличие онкологических болезней, туберкулез, алкоголизм, наркомания).Во время выбора опекунов (попечителей) преимущество имеют родственники. Опекуны должны получить отличную характеристику и иметь навыки общения с детьми. Им предоставляют удостоверения установленного образца о том, что они выступают в качестве опекунов (попечителей). Гражданин может быть назначен опекуном лишь с его согласия. В том случае, если ребенку, которого принимает под опеку, исполнилось десять дет, то следует принимать во внимание его внимание по поводу установления опекунства. Среди имеющихся проблем использования норм об институте опеки и попечительства над детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста, следует выделить следующие:- проблема, связанная с обеспечением последовательности и системности норм права, используемых в области регулирования института опеки и попечительства;- проблема, касающаяся юридического статуса несовершеннолетнего родителя в возрасте от 16 до 18 лет, не подвергнутого процедуре эмансипации и не состоящего в браке;- проблема в отношении реализации полномочий органов опеки и попечительства в нематериальной сфере жизни подопечного. Считаем, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность опекунов (попечителей) требовать от собственных совершеннолетних, трудоспособных подопечных предоставления содержания при возникновении своей нетрудоспособности, невозможности получения материальной помощи из иных источников, нуждаемости, т.е. расширить за счет опекунов (попечителей) круг субъектов алиментных обязательств второй очереди. Это возможно в случае, если они без заключения договора надлежащим образом содержали и воспитывали собственных подопечных и опекаемых до достижения 18 лет, к примеру, не меньше 5 лет, в свое время по объективным причинам не обладали возможностью получать алименты от родителей несовершеннолетних на содержание последних и т.д. А свои средства, которые были потрачены на подопечных (опекаемых), были значительно больше выплат, предусмотренных государством, что может подтверждаться соответствующим актом проверки органа опеки и попечительства. Если же при подобных условиях попечителями (опекунами) были бабушки и дедушки, братья и сестры, то они сумеют выступить в качестве субъектов субсидиарных алиментных обязательств уже согласно существующей в СК РФ норме.


1.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета, N 17, 27.01.1996
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
6. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) Об опеке и попечительстве // Российская газета, N 94, 30.04.2008
7. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.05.2021) О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 22 ст. 2887

Научная и учебная литература:

1. Азаревич В.Н. О различии между опекой и попечительству по римскому праву. СПб., 1872. – С. 141
2.Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2017. С. 311-313.
3. Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в. — начало XX в.): учеб. пособие. М., 1996.- С. 13
4. Береговая Е.Б., Нетесова М.С., Ганиева Й.Н. Основные аспекты реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Казанский педагогический журнал. – 2018. – С. 38-41
5. Бернаккиа, К. Г. Развитие института приемной семьи в России / К. Г. Бернаккиа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 105-107.
6. Волочкова О.Ю. Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал «Science Time». - 2017. - № 1 (37). - С. 110-113.
7. Гаркуша Е. Г. Некоторые аспекты возникновения и прекращения опеки и попечительства // Журнал «Вестник современных исследований». -№ 2. – 2018. – С. 112-114
8. Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. Под ред. И.М. Тютрюмова. А.Я. Саатчиан, сост. Т. 1-2. СПб., 1910. – С. 131
9. Дорошенко Т.Н. Актуальные проблемы, связанные с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по российскому законодательству // Журнал «Актуальные проблемы сравнительного правоведения: теория и практика». - 2017. - С. 68-74.
10. Ермоченкова Е.Е. Сущность и содержание опеки и попечительства как технология социальной работы // Журнал «Смоленский медицинский альманах». – 2018. – С.101-103
11. Закон СССР от 27.06.1968 N 2834-VII (ред. от 05.03.1991) Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье // Свод законов СССР, т. 2, с. 138, 1990 г. (утратил силу).
12. Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. — 17-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 410 с.
13. Калина Е.А. Генезис развития института опеки и попечительства // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2015. – С. 84
14. Кнороз А. И. Вопросы классификации оснований прекращения опеки и попечительства [Текст] / А. И. Кнороз // Право: история, теория, практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017г.). — СПб.: Реноме, 2017 — С. 76-77
15. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве(принят ВЦИК 16.09.1918) // СУ РСФСР, 1918, N 76 - 77, ст. 818 (утратил силу)
16. Кодекс законов о браке, семье и опеке (утв. постановлением ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 г.) (с изменениями и дополнениями) // СУ РСФСР", 1926, N 82, ст. 612. (утратил силу)
17. Крупейников К. В. История развития института опеки и попечительства в отечественном гражданском праве // Журнал «Вестник Московского государственного областного гуманитарного института». – 2015. – С. 184
18. Кулаков В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ. - Саратов, 2017. -С.90-93
19. Ленковская Р. Р., Шиловская А. Л. Опека как форма защиты прав ребенка // Журнал «Социально-политические науки». – 2017. – С.83-84
20. Менкеева Е. П. Опека и попечительство как формы устройства людей, оставшихся без попечения родителей: дискуссионные вопросы // Журнал «Бизнес. Образование. Право». - № 4. – 2017. – С.332
21. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. - 2017. - № 4. - С.53.
22. Семейное право: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Чефранова [и др.] ; под редакцией Е. А. Чефрановой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 331 с.
23. Семейное право: учебник и практикум для вузов / Л. М. Пчелинцева [и др.]; под редакцией Л. М. Пчелинцевой; под общей редакцией Л. В. Цитович. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с.
24. Шамолина Т. А. Опека и попечительство // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 126-128.
25. Шимановский М. В. О значении свода законов Российской империи для науки и жизни. Одесса, 1889.- С. 209
26. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995.- С. 241

Материалы правоприменительной практики:

1. Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с воспитанием детей за 2017 год // Документ официально опубликован не был, официальный сайт Вологодского городского суда Вологодской области - http://vologodskygor.vld.sudrf.ru

Вопрос-ответ:

Какие нормы гражданско-правового характера регулируют опеку и попечительство?

Опека и попечительство регулируются нормами гражданского права, а именно статьями Гражданского кодекса Российской Федерации: статьями 55-73, 1152-1163 и 1170-1174.

Какова история развития института опеки и попечительства в России?

История развития института опеки и попечительства в России насчитывает несколько веков. Впервые законодательство России упоминает об опеке в Соборном Уложении 1649 года. В дальнейшем, данная сфера правового регулирования претерпела множество изменений и развитие в соответствии с меняющимися общественно-политическими условиями и нормами права.

Какова цель и значение опеки и попечительства?

Целью опеки и попечительства является защита и обеспечение прав и интересов граждан, которыми из-за своего состояния или обстоятельств не могут защититься самостоятельно. Этот институт предназначен для обеспечения достойного существования, развития и воспитания детей, оказания помощи и поддержки лицам, нуждающимся в особой защите и помощи.

Какие особенности установления и прекращения опеки и попечительства?

Установление опеки и попечительства происходит по решению суда на основании заявления заинтересованного лица или по инициативе органов опеки и попечительства. Прекращение опеки и попечительства может происходить по различным основаниям, таким как достижение ребенком совершеннолетия, восстановление родительских прав, усыновление или утрата статуса ребенка, нуждающегося в особой защите и помощи.

Что такое приемная семья?

Приемная семья - это семья, принимающая в свой состав ребенка, оставшегося без попечения родителей. В приемной семье ребенок получает заботу, воспитание и условия для полноценного развития. Приемная семья создается с соблюдением определенных законодательных требований и проходит соответствующую подготовку и проверку.

Какова история развития института опеки и попечительства в России?

История развития института опеки и попечительства в России начинается еще в древние времена. Сначала опека и попечительство были основаны на религиозных принципах и обычаях. Впоследствии, с развитием гражданского законодательства, были установлены формы и процедуры опеки и попечительства. В современной России эти институты регулируются Гражданским кодексом и законами о защите прав детей.

Каково понятие, цели и значение опеки и попечительства?

Опека и попечительство - это гражданско-правовые нормы, которые устанавливаются для защиты и обеспечения прав и интересов детей и лиц, неспособных самостоятельно осуществлять права и обязанности. Цель опеки и попечительства заключается в обеспечении благополучия и развития детей, а также поддержке взрослых лиц в трудной жизненной ситуации. Они имеют важное значение для защиты и обеспечения прав и интересов наиболее уязвимых членов общества.

Какие особенности установления и прекращения опеки и попечительства?

Установление опеки и попечительства производится судом на основании заявления заинтересованного лица или органа опеки и попечительства. В основе решения суда лежит интерес ребенка или лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. Прекращение опеки и попечительства может произойти по различным основаниям, таким как достижение ребенком совершеннолетия, установление опеки другим лицом, восстановление прав родителя и другие.