Школа и образование в Древнем Египте и Древней Месопотамии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 26 26 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 28.03.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Образование в Древнем Египте по Древнеегипетским свиткам
1.1. Эпоха Древнего царства: архаический период (с 2686 по 2181 г. до н.э.) .....................................................................................................................4
1.2. Эпоха Среднего царства (с 2055 по 1786 г. до н.э.) ...................................................................................................................11
1.3. Эпоха Нового Царства: Империя (с 1567 по 1085 до н.э.)....................................................................................................................13
ГЛАВА 2. Образование в Месопотамии по Месопотамским записям


2.1. Изготовление глиняных книг и “тетрадей”. Происхождение клинописи........................................................................................................14
2.2. Школы писцов .........................................................................................15
2.3. Старовавилонский период. Эпоха правления III династии Ура, царства Ларсы .................................................................................................16
2.4. Средневавилонский период ...................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….26

Фрагмент для ознакомления

Школьное преподаваниеосновывалось на зазубривании: зазубривались, многократно переписывались перечни знаков, указывалось, как они произносятся на шумерском и аккадском. Знаки классифицировались по группам понятий (профессии, животные, растения и т.д.) и зачастую составляли словари, подобие энциклопедии. В них содержались термины, важные для отраслей — например, скотоводство, столярное дело, земледелие, медицинские рецепты, математические таблицы). Если э-дуба была хорошо организована, то достигала уровня серьезного учебного заведения — университет или академию, где развивалась и создавалась наука, где мудрецы в изучении какой-либо отрасли заходили дальше, чем нужды обычной школы. В э-дубе не не обучали логическому мышлению — те логические умозаключения, в результате которых были составлены списки, рецепты, таблицы составлялись, скорее всего, намного раньше. Основу курса математики составляла вычислительная техника. Существовавшая в то время шестидесятиричная система изучалась учениками, применялась писцами-практиками — юристами или администраторами с помощью объемной таблицы умножения. Удобных приемов деления в то время не существовало, поэтому вместо него умножали “на обратную величину”. Кроме таблиц обратных величин существовали также таблицы для перевода из различных метрологических систем в абстрактную позиционную, таблицы квадратов и квадратных корней, списки обратных постоянных величин — как математических (диагональ квадрата, диаметр, радиус, площадь круга, площадь правильного треугольника), так и эмпирических (нормы урожайности, нормы труда, нормы укладки кирпича, нормы материала, нормы переноски тяжестей и т. д.). Постоянные существовали и для вычисления рационов, которые были одинаковыми для всех работавших, независимо от социального положения; разница определялась только полом и возрастом.Задачи не формулировались абстрактно, они всегда оперировали конкретными предметами, площадями, объемами. Ход их решения приводился без какого-либо логического обоснования и, видимо, должен был просто зазубриваться (допускалась даже подгонка под ответ, лишь бы решение соответствовало инструкции). Столь же конкретными были названия действий и геометрических фигур. Так, операция сложения у шумеров называлась двояко — «накопление» и «прибавление». В первом случае производилось сложение равноправных величин, во втором — двух величин, одна из которых основная, а другая дополнительная. Для двух величин, сложение которых называлось накоплением, при вычитании применялся термин «недоставать»; для величин, образованных прибавлением, при вычитании употреблялся глагол «вырывать». Термин же для умножения вообще означал «скушать». Треугольник в шумерской геометрии назывался «клин», трапеция — «лоб быка», круг — «обруч». Емкость обозначалась термином «вода», объем — «земля, песок», площадь именовалась «поле». Эта терминология показывает конкретно-практический характер арифметических и геометрических операций шумерской математики.Следует отметить, что вычислительная техника у древних египтян была намного менее совершенной, чем у вавилонян. Также в э-дубах изучались такие науки, как педагогика, филология, право. В заключение стоит сказать о языке преподавания. К III династии Ура (2111–2004 гг. до н. э.) шумерский язык преподавания почти во всех школах стал мертвым, был перестроенметод преподавания и набор используемых для обучения пособий. К концу правления династий из Иссины и Ларсы, наоборот, наблюдается расцвет шумероязычной школы э-дубы. XVII–XVI века до н. э. характеризуются застоем в развитии клинообразной письменности; лишь в XV–XII вв. до н. э. она вновь расцветает — в виде аккадской письменности, но с обязательным изучением шумерского языка, т.к. он был необходим для понимания словесных знаков клинописи. В старовавилонский период шумерский язык использовался как язык высокого стиля - для культурных произведений, мемориальных надписей и т.п. Его роль в текстах, в том числе, юридических, зависела от региона: на юге применялся широко, на севере он применялся только для стандартных формул, а любые нестандартные записи делались на аккадском.Центрами образования стали города Вавилон, Борсиппа, Иссин, Ниппур; ведущее место в образовании занимает «ниппурский письменный канон», имеющий значение для окончательного формирования важнейших филологических пособий.2.4. Средневавилонский периодСтаровавилонский период окончивается около 1600г. до н.э. Организация обучения в средневавилонский период характеризуется тем, что ему уделялось намного меньше времени, поэтому оно выделяется как “темное время”. Так же необходимо отметить жизнестойкость старовавилонских образовательных традиций и то, что описаний вавилонских школ в этот период не сохранилось. Раскопки в Уруке 1969-1971 годов обнаружили множество “литературных” и “школьных” табличек” эллинистический эпохи. Содержащиеся в них данные мало чем отличаются от сведений из города Ура и Ниппура II тыс. до н.э. Особеннностью является только то, что к ним прилагаются множество комментариев, которые свидетельствуют о возросшей роли устного преподавания наставника — иттапи. Для средневавилонского периода характерно двухуровневое начальное образование. Различались и таблички. Тип I — квадратной формы и больших размеров, поверхность разделена на несколько узких столбцов. Они использовались для простых упражнений — проб стила, силлабариев и выдержек из текстов. Писцы, которые прошли этот курс, могли началь административную службу. Тип II табличек — уже первого, а число столбцов не превышает двух. Такие таблички содержат выдержски из литературных произведений, при этом произведения разделены горизонтальной чертой. Для текстов на этих табличках характерно религиозное содержание. Нельзя не отметить появление в средневавилонский период высшего уровня образования — писцы, закончившие два предыдущих уровня, могли обучались по специализациям “искусство гадателя”, “заклинателя”, “плакальщика”. По каждой дисциплине существовала своя образовательная программа. Гадатель толковал божественные знамения — лунные и солнечные затмения, погодные явления, животных и людей с необычными внешними особенностями. Также гадатели задавали божеству вопросы от имени клиента. Задача плакальщика состояла в том, чтобы примерить человека с божеством, гнев которого его преследовал. Для ремесла писца того времени характерен династический признак — оно передавалось зачастую от отца к сыну.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение к данной работе можно сделать следующие выводы. Образование в Древнем Египте и Месопотамии имеет как сходства, так и различия. Сходства заключаются в следующем. В обоих изученных регионах высоко ценилось ремесло писца. В Древнем Египте оно обещало достаток и уважение, обученный писец был освобожден от участи стать слугой, от тяжелого физического труда землевладельца и военной обязанности. Писцы и в Древнем Египте, и в Месопотамии становились жрецами и административными служащими. Именно эта профессия повлияла на развитие многочисленных учебных заведений, а так же библиотек. Говоря о различиях, необходимо отметить, прежде всего, разные материалы, которые использовались древними народами в процессе обучения. У египтян это свитки из легкого материала папируса, изготавливаемого из тростника, который рос на берегах Нила в достатке. Народы Месопотамии использовали в качестве письменных принадлежностей глиняные таблички и тростниковые палочки. Глиняные таблички составляли “тетради” и целые книги, и, в отличие от папируса, были тяжелыми и громоздкими. Кроме этого, обучение таким точным наукам, как математике, геометрии в Древнем Египте было на более развитом уровне, что позволяло, например, архитекторам строить сложнейшие сооружения, такие как знаменитые пирамиды. Однако для древней Месопотамии характерно двух и даже трехуровневое образование, включающее в себя начальный уровень, пройдя который писцы могли преступить к административной работе; следующий уровень характерен для углубленного изучения наук, которыми занимались мудрецы, двигая их вперед; а также высший уровень по специальностям “искусство гадателя”, “заклинателя” и “плакальщика”.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. И 90 «История»/А.А.Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина.— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2003.— 462 с2. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I/Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. — М.: Высш. школа, 1980. — 328 с.3. Хрестоматия по истории древнего мира под ред. академика В.В. Струве. Том I. Древний Восток. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1950. — 339с. 4. Глиняные книги. Л. Липин. А.Белов. Под ред. академика В.В. Струве. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1952. — 300 с. 5. Чтение и письмо в Вавилонии. Доминик Шарпен / Пер. с фр. И.С. Архипов; отв. ред. Л.Е. Коган. М.: РГГУ, 2009. — 324с6. Люди города Ура. И.М. Дьяконов. Серия “Культура народов Востока” Главная редакция востояной литературы издательства “Наука” Лининград, 1990г. — 429с.7. Древний Шумер. Очерки культуры. В.В. Емельянов. Серия “Мир Востока”. Издательство Азбук, 2003г. — 320с8. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. И 90 “История”/ А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. 462 с. 9. История Древнего Египта. Брестед Д., Тураев Б.А. Издательство АСТ; Харвест, 2006г. — 576 с.10. История начинается в Шумере. Сэмюэл Н. Крамер. Серия “По следам исчезнувших культур Востока”. Издательство Наука. Москва, 1995г. — 61 с.11. Культура Древней Вавилонии. Н.М. Никольский. Издательство академии наук БССР. Минск, 1959г. — 184 с.

. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. И 90 «История»/А.А.Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина.— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2003.— 462 с
2. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I/Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. — М.: Высш. школа, 1980. — 328 с.
3. Хрестоматия по истории древнего мира под ред. академика В.В. Струве. Том I. Древний Восток. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1950. — 339с.
4. Глиняные книги. Л. Липин. А.Белов. Под ред. академика В.В. Струве. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1952. — 300 с.
5. Чтение и письмо в Вавилонии. Доминик Шарпен / Пер. с фр. И.С. Архипов; отв. ред. Л.Е. Коган. М.: РГГУ, 2009. — 324с
6. Люди города Ура. И.М. Дьяконов. Серия “Культура народов Востока” Главная редакция востояной литературы издательства “Наука” Лининград, 1990г. — 429с.
7. Древний Шумер. Очерки культуры. В.В. Емельянов. Серия “Мир Востока”. Издательство Азбук, 2003г. — 320с
8. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. И 90 “История”/ А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. 462 с.
9. История Древнего Египта. Брестед Д., Тураев Б.А. Издательство АСТ; Харвест, 2006г. — 576 с.
10. История начинается в Шумере. Сэмюэл Н. Крамер. Серия “По следам исчезнувших культур Востока”. Издательство Наука. Москва, 1995г. — 61 с.
11. Культура Древней Вавилонии. Н.М. Никольский. Издательство академии наук БССР. Минск, 1959г. — 184 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом осуществлялось образование в Древнем Египте?

Образование в Древнем Египте осуществлялось через специальные школы, которые были доступны только детям некоторых слоев общества. Учебный процесс включал изучение чтения, письма, арифметики, истории и религии. Материалы для обучения использовались в виде папирусных свитков.

Какой период охватывает эпоха Древнего Египта, называемая Древним царством?

Эпоха Древнего царства в Древнем Египте длилась с примерно 2686 года до 2181 года до нашей эры. Она считается архаическим периодом развития этой древней цивилизации.

Что изучали дети в школах Древнего Египта по свидетельствам Древнеегипетских свитков?

Дети в школах Древнего Египта по свидетельствам Древнеегипетских свитков изучали такие предметы, как чтение, письмо, арифметика, история и религия. Они также обучались принципам морали и дисциплине.

Какой период охватывает эпоха Среднего царства в Древнем Египте?

Эпоха Среднего царства в Древнем Египте длилась примерно с 2055 года до 1786 года до нашей эры. Это был период стабильности и процветания в истории Древнего Египта.

Какие источники информации использовались для изучения истории образования в Древнем Египте?

Для изучения истории образования в Древнем Египте используются различные источники, включая Древнеегипетские свитки, которые содержат информацию о школах и образовательной системе того времени.

Какие свитки сохранялись про образование в Древнем Египте?

Из Древнеегипетских свитков сохранилась информация о преподавании и образовании, которое было доступно в Древнем Египте.

Какие периоды были в образовании Древнего Египта?

В образовании Древнего Египта были различные периоды, включая Древнее царство и Среднее царство.

Какой период в истории Древнего Египта был архаическим?

Архаический период в истории Древнего Египта был с 2686 по 2181 год до нашей эры.

Какое образование было доступно в Древнем Египте?

В Древнем Египте образование было доступно только элите, таким как дворяне и сыновья высокопоставленных чиновников.

Что известно о школах в Древнем Египте?

В Древнем Египте существовали школы, в которых дети учились писать, читать и математике. Преподавателями обычно были монахи или священники.

Какой период в истории Древнего Египта относится к эпохе Древнего царства?

Эпоха Древнего царства в истории Древнего Египта относится к архаическому периоду с 2686 по 2181 год до н.э.

Какой период в истории Древнего Египта относится к эпохе Среднего царства?

Эпоха Среднего царства в истории Древнего Египта продолжалась с 2055 по 1786 год до н.э.