формирование навыков эмоциональной саморегуляции у подростков -спортсменов
Заказать уникальную дипломную работу- 67 67 страниц
- 97 + 97 источников
- Добавлена 28.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ 7
1.1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной саморегуляции в отечественной и зарубежной психологической науке 7
1.2. Психологические особенности эмоциональной саморегуляции у подростков 15
1.3. Теоретический анализ психологических исследований эмоционально-волевой сферы подростков-спортсменов 26
Выводы по главе 1 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Сформированность эмоциональной саморегуляции у подростков-спортсменов 36
2.3. Разработка и апробация тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом 44
Выводы по главе 2 50
Заключение 53
Литература 57
Приложения ……………………………………………………………………….. 66
Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ результатов исследования потребности в достижении цели
до проведения тренинговой программы после проведения тренинговой программы U-Манна-Уитни p-уровень значимости Потребность в достижении цели 27,33 36,74 169,500 0,0001
Как видно из таблицы 1 выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в достижении цели у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы. Можно предположить, что проведение тренинговой программы для повышения уровня саморегуляции у подростков-спортсменов способствует повышению потребности в достижении цели.
Результаты исследования по «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой до и после проведения тренинговой программы представлены в таблице 2 и на рисунке 3.
Рисунок 3. Показатели исследования испытуемых после проведения тренинговой программы и до проведения тренинговой программы
Как видно на рисунке 3 иерархия потребностей у испытуемых до проведения тренинговой программы и испытуемых после проведения тренинговой программы данной выборки складывается и пиков на шкалах потребность в самореализации и потребность в безопасности. Потребность в межличностных связях и уважении со с стороны находятся на среднем уровне. Самые низкие показатели получены по шкале потребность в материальном обеспечении.
Сравнительный анализ результатов исследования иерархии потребностей проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ результатов исследования иерархии потребностей
до проведения тренинговой программы после проведения тренинговой программы U-Манна-Уитни p-уровень значимости материальное положение 3,94 4,41 355,000 0,179 потребность в безопасности 12,97 19,33 66,500 0,001 потребность в межличностных связях 11,45 11,70 433,000 0,853 потребность в уважении со с стороны 8,70 12,67 240,000 0,002 потребность в самореализации 33,12 43,70 95,000 0,001
Как видно из таблицы 2 выявлены статистически достоверные различия в показателях иерархии потребностей у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки по переменным: потребность в безопасности, потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации.. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью после проведения тренинговой программы является следующая иерархия потребностей: потребность в самореализации, потребность в безопасности и потребность в уважении со стороны других людей. То есть тренинговая программа для повышения уровня саморегуляции у подростков-спортсменов является эффективной.
Результаты исследования по Тесту Лири (методика разработана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 году) до и после проведения тренинговой программы представлены в таблице 3 и на рисунке 4.
Рисунок 4. Показатели исследования испытуемых после проведения тренинговой программы и до проведения тренинговой программы
Как видно на рисунке 4 выявлена следующая структура межличностного взаимодействия у испытуемых до проведения тренинговой программы и испытуемых после проведения тренинговой программы данной выборки: авторитарный, агрессивный и эгоистический тип межличностного взаимодействия, по данным переменным получены самые высокие показатели. Остальные типы межличностного взаимодействия выражены недостаточно.
Сравнительный анализ результатов исследования особенностей межличностного взаимодействия проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 3.
Таблица 3.
Сравнительный анализ результатов исследования межличностного взаимодействия
до проведения тренинговой программы после проведения тренинговой программы U-Манна-Уитни p-уровень значимости авторитарный 8,30 12,30 233,500 0,002 эгоистический 7,76 9,33 258,500 0,005 агрессивный 10,15 12,07 328,000 0,081 подозрительный 6,30 6,70 402,500 0,523 подчиняемый 4,24 6,81 125,500 0,0001 зависимый 5,70 7,30 158,000 0,0001 дружелюбный 4,25 5,37 158,000 0,0001 альтруистический 4,87 4,34 300,500 0,031
Как видно из таблицы 3 выявлены статистически достоверные различия в показателях исследования межличностного взаимодействия у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки по переменным: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический типы межличностного взаимодействия. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью после проведения тренинговой программы данной выборки является авторитарный, эгоистический, агрессивный тип межличностного взаимодействия. То есть проведение тренинговой программы для повышения уровня саморегуляции является эффективным.
Результаты исследования Диагностики уровня саморегуляции поведения до и после проведения тренинговой программы представлены в таблице 4 и на рисунке 5, 6.
Рисунок 5. Показатели исследования испытуемых до проведения тренинговой программы
Как видно на рисунке 5 низкий уровень саморегуляции у испытуемых до проведения тренинговой программы выявлен у 7% опрошенных, пониженный уровень саморегуляции – 53% опрошенных, средний – 27% случаев, повышенный – 10% случаев, высокий – 3% - 1 опрошенный.
Рисунок 6. Показатели исследования испытуемых после проведения тренинговой программы
Как видно на рисунке 6 низкий уровень саморегуляции окружающих у испытуемых после проведения тренинговой программы не выявлен, пониженный уровень саморегуляции наблюдается у 7% опрошенных, средняй – 53% случаев, повышенный – 33% случаев, высокий – 7% - 1 опрошенный.
Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью критерия Манну-Уитни. Данные расчетов таблице 4.
Таблица 4.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня саморегуляции
до проведения тренинговой программы после проведения тренинговой программы U-Манна-Уитни p-уровень значимости Потребность в одобрении окружающих 4,67 6,37 211,500 0,001
Как видно из таблицы 4 выявлены статистически достоверные различия в показателях уровня саморегуляции у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы. Можно предположить, что тренинговая программа, разработанная для подростков-спортсменов является эффективной и способствует повышению уровня саморегуляции.
2.3. Разработка и апробация тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом
Следующим этапом нашей работы были разработка и апробация тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом. Исходя из полученных результатов статистической и качественной обработки данных исследования мишенями являются:
Низкий уровень потребности в достижении цели.
Низкий уровень потребности в самореализации.
Низкий уровень потребности в уважении окружающих.
Общий низкий уровень эмоциональной саморегуляции
При разработке программы тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом мы опирались на понимание саморегуляции, как сложной структуры, состоящей из трех функциональных блоков: сенсорно-эмоциональный (включающий непосредственные впечатления и переживания, вызванные стрессовой ситуацией), логический (представляет систему оценок и суждений для объяснения необходимости эмоциональной саморегуляции) и поведенческий (сформирован мотивами, действиями и поступками по реализации спортивных целей и задач) блоки.
Исходя из этого, мы использовали техники, направленные на когнитивную, эмоциональную и поведенческие сферы.
Нами были выбраны следующие методы терапии: игры, мини-лекции с элементами беседы, упражнения с метафорическими ассоциативными картами, опрос.
Параметры группы: группу составили 30 подростков-спортсменов.
Целью тренинговой программы являлось формирование эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом.
Задачи:
Выявить уровень потребности в достижении цели, потребности в самореализации, эмоциональной саморегуляции.
Повысить уровень потребности в достижении цели, потребности в самореализации, эмоциональной саморегуляции.
Сформировать поведение, направленное на повышение потребности в достижении цели, потребности в самореализации, эмоциональной саморегуляции.
Периодичность и тематический план проведения занятий.
Продолжительность 1,5 месяца. Тренинговая программа: 7 встреч (1 раз в неделю). Первая встреча – 60 минут, вторая встреча – 60 минут; третья встреча – 100 минут; четвертая встреча – 120 минут; пятая встреча – 60 минут; шестая встреча – 60 минут.
Самостоятельная работа: 4 дня в течение часа.
Психокоррекционная группа: 30 человек.
Тридцать обследуемых нами респондентов экспериментальной группы приняли участие в семи коррекционных занятиях.
Формы проведения: игры, мини-лекции с элементами беседы, беседа-дискуссия, опрос (отзывы участников тренинга).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение уровня потребности в достижении цели.
Повышение уровня потребности в самореализации.
Повышение уровня потребности в одобрении окружающих.
Повышение общего уровня эмоциональной саморегуляции.
В таблице 2.3.1 представлен тематический план тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом. В данной таблице указаны темы каждого занятия, основные задачи, техники и упражнения, а также самостоятельная работа участников коррекции.
Таблица 2.3.1.
Тематический план тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом
№ занятия Содержание темы Техники, упражнения Самостоятельная работа 1 Знакомство. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. Игра – знакомство «Имена и качества». Принятие правил группы. Разминка «Предмет о хозяине». Упражнение «Я надеюсь, я опасаюсь». 2 Проблема эмоциональной саморегуляции.
Изменение в когнитивной сфере. Мифы и правда о эмоциональной саморегуляции. Способы заражения эмоциональной саморегуляцией. Необходимость правильного формированияэмоциональной саморегуляции. Игра «Живая диаграмма»,
мини-лекция с элементами беседы «Мифы и правда о эмоциональной саморегуляции»,
задание на рефлексию «Шкала времени». Саморефлексия. Задание на дом - подготовить устное выступление по теме: «Что изменила спортивная составляющая в моей жизни». 3 Жизнь с эмоциональной саморегуляцией. Изменения в эмоциональной сфере на фоне спортивной деятельности. Выявление и использование ресурсов для преодоления актуальных проблем. Представление результатов задания «Что изменила спортивная составляющая в моей жизни». Выполнение упражнения «Я в мире грез или Я в реальном мире»
Выполнение упражнения «Словарь чувств». Саморефлексия. 4 В наших силах. Выявление и использование ресурсов для преодоления актуальных проблем. Упражнение «Что и кому я должен». Упражнение «Была бы проблема». Ролевая игра «Бункер». Саморефлексия. 5 О хорошем. Акцентирование внимания на позитивных моментах. Упражнение «Благодарность себе». Упражнение «Благодарность близким». Упражнение «Благодарность жизни». Упражнение «Журнал успехов». 6 Твоя цель. Развитие способности к позитивному целеполаганию. Беседа на тему «Что такое цели и мечты». Упражнение «Постановка цели». Упражнение «Лестница достижений». Саморефлексия. 7 Возьми с собой. Подведение итогов встреч, обмен чувствами, впечатлениями, настрой на самостоятельное преодоление сложностей. Упражнение «Письмо самому себе». Саморефлексия Итого 1 занятие – 60 минут; 2 занятие – 60 минут; 3 занятие – 100 минут; 4 занятие – 120 минут; 5 занятие – 60 минут; 6 занятие – 60 минут. Всего 7,40 часов.
После проведения тренинговой программы по формированию эмоциональной саморегуляции у подростков, занимающихся спортом, была проведена повторная диагностика и выявлена эффективность программы.
Выводы по главе 2
Сравнительный анализ результатов исследования выявил следующие особенности испытуемых данной выборки:
Низкая потребность в достижении цели у испытуемых до проведения тренинговой программы выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в достижении цели – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.
Низкая потребность в достижении цели у испытуемых после проведения тренинговой программы не выявлена, пониженная потребность в достижении цели наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в достижении цели у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы. Можно предположить, что проведение тренинговой программы для повышения уровня саморегуляции у подростков-спортсменов способствует повышению потребности в достижении цели.
Иерархия потребностей у испытуемых до проведения тренинговой программы и испытуемых после проведения тренинговой программы данной выборки складывается и пиков на шкалах потребность в самореализации и потребность в безопасности. Потребность в межличностных связях и уважении со стороны находятся на среднем уровне. Самые низкие показатели получены по шкале потребность в материальном обеспечении.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях иерархии потребностей у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки по переменным: потребность в безопасности, потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации.. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью после проведения тренинговой программы является следующая иерархия потребностей: потребность в самореализации, потребность в безопасности и потребность в уважении со стороны других людей.
Выявлена следующая структура межличностного взаимодействия у испытуемых до проведения тренинговой программы и испытуемых после проведения тренинговой программы данной выборки: авторитарный, агрессивный и эгоистический тип межличностного взаимодействия, по данным переменным получены самые высокие показатели. Остальные типы межличностного взаимодействия выражены недостаточно.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях исследования межличностного взаимодействия у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки по переменным: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический типы межличностного взаимодействия. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью после проведения тренинговой программы данной выборки является авторитарный, эгоистический, агрессивный тип межличностного взаимодействия.
Низкий уровень саморегуляции у испытуемых до проведения тренинговой программы выявлен у 7% опрошенных, пониженный уровень саморегуляции – 53% опрошенных, средний – 27% случаев, повышенный – 10% случаев, высокий – 3% - 1 опрошенный.
Низкий уровень саморегуляции окружающих у испытуемых после проведения тренинговой программы не выявлен, пониженный уровень саморегуляции наблюдается у 7% опрошенных, средний – 53% случаев, повышенный – 33% случаев, высокий – 7% - 1 опрошенный.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях уровня саморегуляции у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы. Можно предположить, что тренинговая программа, разработанная для подростков-спортсменов является эффективной и способствует повышению уровня саморегуляции.
Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что формирование эмоциональной саморегуляции у подростков-спортсменов возможно при условии применения тренинговой программы, построенной на основе деятельностного подхода, учитывающей принцип единства деятельности и сознания, принцип развития, опирающейся на психологические механизмы идентификации, рефлексии и осознания, можно считать доказанной.
Заключение
В настоящее время под стрессом принято понимать вид аффекта, который представляет собой сильное психологическое напряжение. Стресс связан, прежде всего, с активацией гуморальной системы. Происходит выброс гормонов. Под воздействием гормонов стресса изменяется кровяное давление, частота пульса, снижается скорость протекания когнитивных процессов. Если не купировать состояние, связанное со стрессом, то нарушаются процессы социально-психологической адаптации, снижается работоспособность, происходят срывы функциональных систем организма, нарастает риск психосоматических расстройств.
Мотивационное поле личности расширяется по мере ее роста и развития. При этом больше уделяется внимания прогнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственных, этических позиций. Усложнение и расширение мотивационного поля с возрастом создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению.
В психологии спорта существует множество исследований касательно мотивации, поскольку ее влияние на успешность спортсменов сложно переоценить. Исследуя факторы активности и успешности спортсменов, важно учитывать как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию. Как правило, в рамках психологии спорта речь идет о мотивации достижения, поскольку спортивная деятельность тесно связана с различными достижениями.
Надо сказать, что становление эмоциональной и волевой саморегуляции в онтогенезе к подростковому возрасту определяется рядом особенностей и проходит стадии. Прежде всего, по мнению Л.И. Божович, становление и дальнейшее развитие личностной эмоциональной и волевой саморегуляции обусловлено спецификой процесса воспитания личности.
Ведущую роль здесь играет развитие морально-нравственных характеристик, установок и привычек, позитивных свойств и качеств личности. На этапе подросткового возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Генеральными целями воспитания здесь является создание условий для преодоления трудностей, связанных с неразвитой волевой регуляцией. Отметим, что описываемые исследования касаются прежде всего периода онтогенеза до подросткового возраста, для поздних возрастов интерес исследовательский не фокусировал своё внимание на проблеме личностной эмоциональной и волевой саморегуляции.
Сравнительный анализ результатов исследования выявил следующие особенности испытуемых данной выборки:
Низкая потребность в достижении цели у испытуемых до проведения тренинговой программы выявлена у 7% опрошенных, пониженная потребность в достижении цели – 53% опрошенных, средняя – 27% случаев, повышенная – 10% случаев, высокая – 3% - 1 опрошенный.
Низкая потребность в достижении цели у испытуемых после проведения тренинговой программы не выявлена, пониженная потребность в достижении цели наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях потребности в достижении цели у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы. Можно предположить, что проведение тренинговой программы для повышения уровня саморегуляции у подростков-спортсменов способствует повышению потребности в достижении цели.
Иерархия потребностей у испытуемых до проведения тренинговой программы и испытуемых после проведения тренинговой программы данной выборки складывается и пиков на шкалах потребность в самореализации и потребность в безопасности. Потребность в межличностных связях и уважении со стороны находятся на среднем уровне. Самые низкие показатели получены по шкале потребность в материальном обеспечении.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях иерархии потребностей у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки по переменным: потребность в безопасности, потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации.. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью после проведения тренинговой программы является следующая иерархия потребностей: потребность в самореализации, потребность в безопасности и потребность в уважении со стороны других людей.
Выявлена следующая структура межличностного взаимодействия у испытуемых до проведения тренинговой программы и испытуемых после проведения тренинговой программы данной выборки: авторитарный, агрессивный и эгоистический тип межличностного взаимодействия, по данным переменным получены самые высокие показатели. Остальные типы межличностного взаимодействия выражены недостаточно.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях исследования межличностного взаимодействия у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки по переменным: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический типы межличностного взаимодействия. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы по всем переменным. Можно предположить, что психологической особенностью после проведения тренинговой программы данной выборки является авторитарный, эгоистический, агрессивный тип межличностного взаимодействия.
Низкий уровень саморегуляции у испытуемых до проведения тренинговой программы выявлен у 7% опрошенных, пониженный уровень саморегуляции – 53% опрошенных, средний – 27% случаев, повышенный – 10% случаев, высокий – 3% - 1 опрошенный.
Низкий уровень саморегуляции окружающих у испытуемых после проведения тренинговой программы не выявлен, пониженный уровень саморегуляции наблюдается у 7% опрошенных, средний – 53% случаев, повышенный – 33% случаев, высокий – 7% - 1 опрошенный.
Выявлены статистически достоверные различия в показателях уровня саморегуляции у испытуемых после проведения тренинговой программы и испытуемых до проведения тренинговой программы данной выборки. Показатели после проведения тренинговой программы выше показателей испытуемых до проведения тренинговой программы. Можно предположить, что тренинговая программа, разработанная для подростков-спортсменов является эффективной и способствует повышению уровня саморегуляции.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что формирование эмоциональной саморегуляции у подростков-спортсменов возможно при условии применения тренинговой программы, построенной на основе деятельностного подхода, учитывающей принцип единства деятельности и сознания, принцип развития, опирающейся на психологические механизмы идентификации, рефлексии и осознания, подтвердилась.
Литература
Приложения
58
1. Акопов Г.В., Макеева Л.В., Тихонов О.Н. Эмоциональная саморегуляция. - Самара, 2009. - 72 с.
2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. – 23 с.
4. Бочавер, К.А., Довжик, Л.М., Кукшина, А.А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена Acsi-28» [Текст] / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик, А.А. Кукшина // Спортивный психолог. – 2014. –Том 33. –№ 2.– С. 80–85.
5. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.
6. Вереникина И. М.,1984. Цит. по: Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995
7. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000 - 2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 186 c
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 54-82 с
9. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. - М.: Прогресс, 1984. - 390 с.
10. Журнал «Спортивный психолог», 2012, №1. Статья К вопросу о диагностике спортивной мотивации: Адаптация опросника «Sport Motivation Scale», авторы Квитчастый А.В., Бочавер К.А., Касаткин В. Н.
11. Загоровский П. Л. О так называемой негативной фазе в подростничестве // Педология. – 1928 . — Т. 1, вып. 1.
12. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.
13. Иванов П.А., Гаранян Н.Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. N 1. С. 82–93.
14. Квитчастый А.Н., Бочавер, К.А., Касаткин В.Н. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: Адаптация опросника «Sport Motivation Scale» [Электронный ресурс] – режим доступа:
15. Краткий психологический словарь. – М.: Изд-во политической литературы, 1985. – 432с.
16. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. … д-ра психол. наук. Кострома, 2006.
17. Кулагина И. Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. — М., 1979.
18. Левин К. Намерение, воля и потребность. — М., 1970.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 1971. 54-72 с.
21. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18
22. Либина А.В. Дифференциально-психологический анализ стратегий совладания человека со сложными жизненными ситуациями. М.: Психологический институт РАО, 2001 (в рукописи).
23. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. –Воронеж: – МОДЭК, 1997.
24. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. — М., 1986.
25. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М., 1980.
26. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и мотив // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебно-трудовой деятельности. -Тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1985. С.33-35.
27. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ.- ООО "Питер Пресс"; научн.ред. проф. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3
28. Максименко, С.Д., Номенко, Е.Л. Экспериментальная психология. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 360 с.
29. Маслоу А. Мотивация и Личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
30. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, № 4. С. 23.
31. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2014. – С.12.
32. Морозова, Т.Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет [Текст] / Т.Ю. Морозова // Вестник Тамбовского Университет. Серия Гуманитарные науки. Тамбов: ТГУ им. Державина. - 2014. - №5. - С.207-214.
33. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, N 5. С. 20–30.
34. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Прометей, 2005.
35. Особенности эмоционального развития детей 2 – 3 лет [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psiholog-ds.ucoz.ru/load/vozrastnye_osobennosti/ehmocionalnye_osobennosti_rebenka_2_3_let/3-1-0-46
36. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. Принцип развития в психологии. М., 1978.
37. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – с. 9
38. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2015. – 496с.
39. Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 297 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 252-287 с
41. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972
42. Симоненкова, И. Проблема диагностики психологических навыков спортсменов (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://sportfiction.ru/articles/problema-diagnostiki-psikhologicheskikh-navykov-sportsmenov-po-materialam-zarubezhnykh-issledovaniy
43. Славина Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
44. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5. / ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М., 1975. — С.124.
45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. / пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. - М.: 2001
46. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. с. 320.
47. Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Моск. гос. ун-т. М., 2008.
48. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.
49. Anshel, M. H. Toward validation of a model for coping with acute stress in sport // International Journal of Sport Psychology. — 1990. — №21. — P.58-83.
50. Anshel, M.Н. , Raviv S., Jamieson J. Cognitive appraisal and coping strategies fol lo wing acute stress among skilled competitive male and female athletes // Journal of Sport Behavior. — 2001.
51. Anxiety–performance relationships in climbing: a process-oriented approach J.R. (Rob) Pijpers, Raoul R.D. Oudejans, Floris Holsheimer, Frank C. Bakker Institute for Fundamental and Clinical Human Movement Sciences, Faculty of Human Movement Sciences, Vrije Universiteit, Van der Boechorststraat 9, 1081 BT Amsterdam, The Netherlands, 2001.
52. Bar-Eli M. On the Use of Paradoxical Interventions in Counseling and Co aching in Sport // Th e Sport Psychologist. — 1991. — №5. — Р.65.
53. Becker L.J. Joint eff ect of feedback and goal setting on performance: A field study of residential energy conservation // Journal of Applied Psychology. — 1978. — №63. — Р. 428-433.
54. Carter J., Kelly A. Using Traditional and Paradoxical Imagery Interventions With Reactant Intramural Athletes // Th e Sport Psychologist. — 1997. — №11.
55. Cerin E., Szabo A., hunt N., Williams C. Temporal Patterning of Competitive Emotions: A Critical Review // Journal of Sport Sciences. — 2000. — №8.
56. Crocker, P. R. E. Managing stress by competitive athletes: ways of coping // International Journal of Sport Psychology. — 1992. — №23. — P.161-175.
57. Cumming S.P., Smoll F.L., Smith R.E., Grossbard J.R. Is Winning Everything? Th e Relative Contributions of Motivational Climate and Won-Lost Percentage in Youth Sports // Journal of Applied Sport Psychology. — 2007. — №19.
58. Flint F.A., Weiss. M.R. Returning injured athletes to competition: A role and ethical dilemma // Canadian Journal of Sport Sciences. — 1992. — 17. — P. 34-40.
59. Gordon W. Allport. The functional autonomy of motives. // American Journal of Psychology. 1937. Vol.50. P.141—156.
60. Gould D. Goal setting for peak performance (2nd ad.). — Mountain View, CA: Mayfi eld Publishing Company, 1993.
61. Gould, D., Finch, L. M., Jackson, S. Coping strategies used by national champion fi gure skaters // Research Quarterly for Exercise and Sport. — 1993. — №64. — P.453-468
62. Hall С., Hardy J., Gammage K. About Hitting Golf Balls in the Water: Comments on Janelle’s (1999) Article on Ironic Processes // Th e Sport Psychologist. — 1999. — №13.
63. Hanin Y.L., Syrja P. Performance aff ect in soccer players: An application of the IZOF model // Int. Journal of Sports Medicine. — 1995. — №16. —Р.264-269.
64. Hardy L. Testing the Predictions of the Cusp Catastrophe Model of Anxiety and Performance // The Sport Psychologist. — 1996. — №10. — Р.143.
65. Hardy L., Parfi tt C. G. A catastrophe model of anxiety and performance // British Journal of Psychology. — 1991. — №82.
66. Hodge K., Allen J., Smellie L. Motivation in Masters sport: Achie vement and social goals // Psychology of Sport and Exercise. — 2008. — №9.
67. http://sportfiction.ru/articles/k-voprosu-o-diagnostike-sportivnoy-motivatsii-adaptatsiya-oprosnika-sport-motivation-scale/
68. Janelle C. Ironic Mental Processes in Sport: Implications for Sport Psychologists // The Sport Psychologist. — 1999. — №13.
69. Jones G., Hanton S., Swain A.B.J. Intensity and Interpretation of Anxiety
70. Jones G., Swain A., Hardy L. Intensity and Direction Dimensions of Competitive State Anxiety and relationships with Performance // Journal of Sport Sciences. — 1993. — №11.
71. Kohlberg L. The development of children orientations toward a moral order. Univer. of Chicago, 1963.
72. Krohne, H. W. Coping research: current theoretical and methodological developments // The German Journal of Psychology. — 1988. — №12. — P. 1-30.
73. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. — New York: Springer, 1984.
74. Mahoney M. J.. Avener M. Psychology of the elite athlete: An exploratory study // Cognitive Th erapy and Research. — 1977 — №1.
75. Milanese C., Facci G., Cesari P., Zancanaro C. “Amplifi cation of Error”: A Rapidly Eff ective Method for Motor Performance Improvement // Th e Sport Psychologist. — 2008. — №22.
76. Morgan W.P., Johnson R. Personality characteristics of successful and unsuccessful оarsmen // International Journal of Sport Psychology. — 1978. — №9; Morgan W.P. The trait psychology controversy // Research Quarterly for Exercise and Sport. — 1980. — №51.
77. Morrey. M.A. A longitudinal examination of emotional response. Сognitive coping, and physical recovery among athletes undergoing anterior cruciate ligament reconstructive surgery: Unpublished doctoral dissertation. —Minneapolis: University of Minnesota, 1997.
78. Nicholls J.G. Achievement Motivation: Conceptions of Ability, Subjective Expe rience, Task Choice, and Performance // Psychological Review. — 1984. — №3. — Р.329.
79. Nieuwenhuysa A., Hanin Y.I., Bakker F.C., Performance-related experiences and coping during races: A case of an elite sailor // Psychology of Sport and Exercise. —2000. — №9. — Р.61-76.
80. Pelletier L.G., Vallerand R.J. Supervisors’ Beliefs and Subordinates’ Intrinsic Motivation: A Behavioral Confi rmation Analysis // Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — №71.
81. Pensgaard A. M., Roberts G.S. Achievement goal orientations and the use of coping strategies among Winter Olympians // Psychology of Sport and Exercise. — 2003. — №4. — Р.101-116.
82. Psychology of Sport and Exercise [Электронный ресурс] – режим доступа: www.elsevier.com/locate/psychsport
83. Richard H. Cox, Matthew P. Martens, and William D. Russell. Measuring Anxiety in Athletics: The Revised Competitive State Anxiety Inventory–2. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2003, №25. – p. 519-533
84. Salminen S., Liukkonen J., Hanin Y., Hyvonen A. Anxiety and Athletic Performance of Finnish Athletes: Applicatino of the Zone of Optimal Functioning Model // Personality and Individual Diff erences. — 1995. — №5.
85. Sym ptoms in Elite and Nin-Elite Sports Performers // Personality and Individual Differences. — 1994. — №17.
86. Tood D., Hodge K. Moral Reasoning and Achievement moti vation in Sport: A Qualitative Inquiry // Journal of Sport Psychology. — 2001. — №1.
87. Vallerand R.J. Effect of Diff erential Amounts of Positive Feed back on the Intrinsic Motivation of Male Hockey Players // Journal of Sport Psychologist. — 1983. — №6.
88. Wegner D.M., Broome A., Blumberg S.J. Ironic eff ects of trying to relax under stress // Behavior Research and Therapy. — 1997. — №35;
89. Wegner D.M., Erber R., Zanakos S. Ironic processes in the mental control of mood and mood-related thought // Journal of Personality and Social Psychology. — 1993. — №65.
90. Wiese D.M., Smith A.M., Shaff er S.M., Morrey M.A., An integrated model of response to sport injury: Psychological and sociological dynamics // Journal of applied sport psychology. — 1998. — №10. — P.46-69.
91. Wiggins M.S. Anxiety Intensity and Direction: Preperformance Temporal Pat terns and Expectations in Athletes // Journal of Applied Sport Psychology. — 1998. — №10.
92. Wolfson S., Neave N., Maitaining confi dence among soccer referees // Journal of Sport Behavior. — 2007. — Vol. 30.
93.