Функции органов исполнительной власти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 29.03.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность исполнительной власти в РФ 5
1.1 Исполнительная власть в РФ: характеристика, классификация органов исполнительной власти 5
1.2 Механизм реализации исполнительной власти в РФ 7
Глава 2. Отличительные особенности Федеральных и Региональных органов исполнительной власти в РФ 11
2.1 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 11
2.2 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 22
2.3 Совершенствование системы органов исполнительной власти 24
Заключение 27
Библиографический список 29

Фрагмент для ознакомления

В данном примере мы видим проявление связи между контрольно-надзорными административными процедурами (их результатом) и дальнейшим развитием административного юрисдикционного производства. Таким образом, контрольно-надзорные административные процедуры отражают черты, присущие деятельности исполнительных органов государственной власти при реализации ими функций по контролю (надзору). Подводя итоги, кратко сформулируем следующие выделенные нами специфические черты контрольно-надзорных административных процедур, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти: 1) осуществляются не только федеральными службами, но также и федеральными министерствами и федеральными агентствами, в компетенцию которых входят полномочия по осуществлению контроля (надзора); 2) используются только в рамках осуществления контроля (надзора) за соблюдением уже вступивших в законную силу правовых норм; 3) реализуются в форме проверок; 4) тесная связь контрольно-надзорных процедур с юрисдикционным производством вследствие возникновения административно-правового спора. 2.2 Органы исполнительной власти субъектов Российской ФедерацииФедеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации представлены рядом федеральных министерств, федеральных служб и агентств. Для анализа особенностей организации системы организационных коммуникаций федерального органа исполнительной власти в субъектах Российской Федерации рассмотрим некоторые характеристики всей системы власти в России. Для начала необходимо узнать численность государственных служащих в России в динамике, чтобы понять масштабы и объем коммуникаций в государственном сообществе. По последним данным Росстата государственные и муниципальные служащие в общей численности составили 2,4 миллиона человек, что является 3% от общей численности занятых в России. Или другими словами, из 1000 человек 163 находятся на государственной службе. Такой огромный слой населения находится на должностях государственной службы и нуждается в качественно выстроенных коммуникациях. В век информационных технологий, когда приходиться быстро адаптироваться к новым веяньям информационного общества, возникает потребность в новых навыках и умениях. Пользование персональным компьютером, умение работать в офисах Microsoft, Excel, пользование облачными технологиями и интегрированными профильными программами. Всё это формирует острую проблему в обучении персонала информационным технологиям. На наш взгляд трудности с изучением электронных технологий и адаптацией к трансформации информационного общества могут возникнуть у государственных служащих в третьей и четвертой категории. То есть от 50 и более лет. В целом это составляет 35%, то есть больше трети всех государственных служащих. Таким образом, особенности организации коммуникаций между федеральными органами власти и их территориальными подразделениями в субъектах Российской Федерации, заключаются в том, что в России находится огромное количество органов государственной власти, в которых зантято почти 3 миллиона государственных служащих. Поэтому организация коммуникаций такой огромной сети представляется нам сложнейшим механизмом, в котором должны быть учетны многие факторы. Такие, как специфика региона, возрастной состав кадров государственной службы, использование новых технологий в коммуникациях. 2.3 Совершенствование системы органов исполнительной властиПравительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти (ч. 3 ст. 110 Конституции РФ), а именно федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти ( ст. 12 закона о Правительстве РФ ). Но сам по себе орган власти «руководить» не может, реальный процесс руководства всегда связан с правами и обязанностями должностных лиц, входящих в его состав. Понятие «руководство», исходя из словарных его толкований, заключается в направлении деятельности, управлении чем-либо, ведении по какому-нибудь пути и т. д., по смыслу тождественно понятию «управление». По мнению автора, конституционно-правовые нормы, содержащие понятия «руководство», «управление» по отношению к органам власти не отражают правовой реальности и заключают в себе неопределенное значение, поэтому требуют юридической корректировки. По отношению к Правительству РФ наиболее успешно выглядит конструкция «принятие управленческих решений», чем понятие «управление». Предположим, что конституционное полномочие Правительства РФ по руководству деятельностью органами власти связано с принципом его коллегиальности, основанном на непосредственном участии его членов в принятии управленческих решений. Коллегиальное принятие управленческих решений производится, как правило, на заседаниях Правительства РФ, при участии не менее половины его членов, общим согласием или путем голосования большинством голосов. В первом случае принятие управленческих решений общим согласием, т. е. единогласным решением, негативно отражается на плюрализме мнений и исключает открытые несогласия членов правительства с мнением большинства. В другом случае при использовании процедуры голосования минимальное число голосов для принятия решения может быть несколько выше 25 процентов, что будет иметь отрицательное влияние на качество принимаемого решения. Решить указанные проблемы предлагается путем значительного увеличения количественного порога заседания Правительства РФ до 2/3 его членов, а также при голосовании решение считать принятым при поддержке его более 2/3 голосов. Считаем необходимым согласиться с мнением А. В. Нечкина об использовании тайного голосования на заседаниях правительства. Как известно, Правительство РФ и его члены наделены различными конституционными полномочиями, многие из которых неразрывно связаны с организацией управления. В связи с этим видится необходимость инкорпорирования правовой нормы ч. 3 ст. 110 Конституции РФ о руководстве деятельностью федеральными органами исполнительной власти в отношении Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров в ст. 27–29 закона о Правительстве РФ, исходя из компетенции должностного лица. Например, дополнением полномочий Председателя Правительства РФ могла бы стать правовая норма об обязанности руководства (или управления) деятельностью федеральными органами исполнительной власти, заместителями Председателя Правительства РФ и федеральными министрами. Институт заместителей председателей глав центральных правительств – нечастое явление в конституционном праве зарубежных государств. В России конституционно-правовое регулирование организации руководства заместителями Председателя Правительства РФ основано на координации работы федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с распределением обязанностей) и даче им поручений. Общее понятие «координация» заключается во взаимосвязи, согласовании, приведении в соответствие. Одним из вариантов узкого значения понятия «координация» является его представление как части функции управления, « осуществляемой по отношению к организационно подчиненным объектам управления, не затрагивающей их оперативной самостоятельности». Законодателем не определены конкретные формы координации, что при принятии важных управленческих решений может привести к нарушению конституционно-правового принципа коллегиальности Правительства РФ и неравенству положений федеральных министерств. На практике заместитель Председателя Правительства РФ в пределах своей компетенции не только координирует деятельность федеральных министров и органов власти посредством методического руководства, участия в нормативном регулировании, применения мер разрешительного характера, законодательной инициативы и т. д., но и выполняет часть полномочий, делегированных ему президентом и главой правительства. Реализация указанных полномочий значительно шире деятельности по координации работы федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, в связи с этим существует необходимость закрепления в законе о Правительстве РФ нормы права о порядке реализации и разграничения полномочий, делегированных заместителю Председателя Правительства РФ президентом и главой правительства. ЗаключениеОсуществление государственного управления в субъекте РФ невозможно представить без массового использования подзаконных правовых актов, важнейшую роль среди которых играют акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Основы правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако, наделяя высший исполнительный орган широким набором полномочий, в том числе правом на принятие правовых актов, федеральный законодатель не установил их видов и форм, оставляя данное право за регионами. Тем не менее в законе есть требование о том, что эти акты не должны противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, а также правовым актам высшего должностного лица субъекта РФ. Как известно, наименование высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций. В настоящее время большинство из них носят названия правительств или администраций, хотя в ряде республик встречаются и кабинеты министров и советы министров. Несмотря на такое разнообразие в названиях, виды и формы правовых актов высшего исполнительного органа удивительно однородны. Во всех субъектах РФ правовыми актами высшего исполнительного органа являются постановления и распоряжения – по прямой аналогии с правовыми актами Правительства РФ. По той же аналогии постановления высшего исполнительного органа носят нормативно-правовой характер, а распоряжения – индивидуально-правовой характер. Несмотря на то, что в федеральном законодательстве отсутствует легальное определение нормативного правового акта, в законах субъектов РФ их хватает с избыткомБиблиографический списокНормативно-правовые актыКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)//Консультант ПлюсКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант ПлюсУказ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант ПлюсУказ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант ПлюсУказ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант ПлюсУказ Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 (ред. от 27.06.2012) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"//Консультант ПлюсФедеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Консультант ПлюсНаучная литератураАгапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. — М.: Юрайт, 2019. 424 с.Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016. 624 с.Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. 352 с.Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. 356 с.Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)//Консультант Плюс
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант Плюс
4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант Плюс
5. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант Плюс
6. Указ Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 (ред. от 27.06.2012) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"//Консультант Плюс
7. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
8. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
9. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
10. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Консультант Плюс

Научная литература

11. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.
12. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. — М.: Юрайт, 2019. 424 с.
13. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.
14. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016. 624 с.
15. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. 352 с.
16. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. 356 с.
17. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.
18. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.

Вопрос-ответ:

Какое определение и сущность исполнительной власти в РФ?

Исполнительная власть в РФ является одной из трех основных ветвей власти, вместе с законодательной и судебной. Она осуществляет исполнение решений, принятых в законодательном порядке, обеспечивает исполнение законов и защиту прав и свобод граждан. Функцией исполнительной власти является также регулирование социально-экономической и политической сферы жизни общества.

Как можно классифицировать органы исполнительной власти в РФ?

Органы исполнительной власти в РФ могут быть классифицированы по различным признакам. Одной из основных классификаций является классификация по уровню государственной власти. В соответствии с этой классификацией различают федеральные и региональные органы исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти подчиняются президенту, правительству и другим федеральным органам, а региональные органы исполнительной власти подчиняются губернаторам и органам местного самоуправления.

Как осуществляется реализация исполнительной власти в РФ?

Механизм реализации исполнительной власти в РФ может быть представлен следующим образом. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты, осуществляют контроль за их исполнением, взаимодействуют с региональными органами исполнительной власти и осуществляют общее руководство деятельностью региональных органов. Региональные органы исполнительной власти, в свою очередь, осуществляют исполнение федеральных и региональных законов, решений местных органов власти, обеспечивают защиту прав и свобод граждан на своей территории.

Что такое исполнительная власть и каковы ее функции в Российской Федерации?

Исполнительная власть в Российской Федерации - это совокупность органов государственной власти, которые осуществляют исполнение законодательства и принятых решений. Ее основные функции включают обеспечение выполнения законов, управление государственным аппаратом, разработку и реализацию государственных программ, обеспечение безопасности, поддержание порядка и защиту прав и свобод граждан.

Каковы характеристики и классификация органов исполнительной власти в Российской Федерации?

Органы исполнительной власти в Российской Федерации характеризуются иерархичностью, единоначалием и коллегиальностью. Классификация органов исполнительной власти включает федеральные министерства и иные федеральные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Каков механизм реализации исполнительной власти в Российской Федерации?

Механизм реализации исполнительной власти в Российской Федерации основывается на принципах единоначалия и коллегиальности. В его основе лежит вертикальная структура органов исполнительной власти, начиная от федерального до муниципального уровня, которые осуществляют свои полномочия на основе конституции и законодательства. Органы исполнительной власти взаимодействуют между собой, координируя свои действия, а также с гражданами и общественными организациями.

Какие особенности имеют федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации?

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти являются высшими исполнительными органами в Российской Федерации. Они осуществляют контроль за исполнением законов и решений Президента Российской Федерации, разрабатывают и реализуют государственные программы, управляют государственным аппаратом, обеспечивают выполнение принятых международных обязательств.

Какие функции выполняют органы исполнительной власти в Российской Федерации?

Органы исполнительной власти в РФ выполняют следующие функции: разработка и реализация правовых актов, осуществление контроля за соблюдением законов, регулирование социально-экономических процессов, обеспечение безопасности государства и защиту прав и свобод граждан, выполнение задач в области образования, здравоохранения, культуры и других сфер.

Что такое исполнительная власть в России?

Исполнительная власть в России - это одна из трех ветвей власти, которая осуществляет реализацию принятых законов и решений. Она включает в себя органы государственного управления, административные органы и иные исполнительные органы, ответственные за осуществление задач, порученных государством.

Каковы отличительные особенности федеральных органов исполнительной власти в России?

Федеральные органы исполнительной власти в России, такие как федеральные министерства и иные федеральные органы, имеют свои особенности. Они непосредственно подчиняются федеральному правительству и выполняют функции в установленных законом пределах. Они занимаются разработкой и реализацией федеральных программ, контролем за исполнением законодательства и улучшением сферы обслуживания граждан.

Какие функции осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации?

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ряд функций, включая разработку и реализацию региональных программ, обеспечение социально-экономического развития региона, поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, контроль за исполнением федерального законодательства на территории субъекта и многое другое.