Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 31.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду 3
1.1 Общие положения 3
1.2 Механизмы реализации 7
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Именно она направлена на возмещение вреда непосредственно пострадавшему, а также решает вопрос распределения финансовой и технической нагрузки по устранению негативных последствий экологического правонарушения [3, c. 27]. Так, в соответствии со статьей 79 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения причиненного вреда осуществляется в соответствии с главой 59 ГК РФ. Возмещения причиненного вреда в следствии экологического правонарушения стало наиболее часто использоваться гражданами в Российской Федерации с момента принятия Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. В предшествующий период существования СССР, а также в дореволюционный период подобное право не было закреплено на законодательном уровне, а правовое регулирование договорных институтов и института гражданской ответственности осуществлялось отличным образом [1, c. 200]. Анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что благоприятная окружающая среда – это не реальность, а сложнодостижимая цель, поскольку практически каждый городской житель в той или иной степени ощущает на своем здоровье последствия атмосферного, водного и даже шумового загрязнения. Вместе с тем, комплекс основных экологических прав, закрепленных в Конституции РФ, должен обеспечивать каждому гражданину достойный уровень жизни с учетом его экологических потребностей. Все рассмотренные в данной статье права неразрывно связаны с понятием благоприятной окружающей среды, однако, все еще не закреплены критерии, кроме количественных показателей уровня загрязнения, позволяющие определить соответствие окружающей среды норме. В связи с этим возникают проблемы и в области информирования граждан об отклонениях от данной нормы, и в поддержании качества окружающей среды, и трудности в защите гражданами своих экологических прав. Итак, право на благоприятную окружающую среду является по сути уникальным — оно проходит сквозь всю нашу жизнь, проявляясь в том, каким воздухом мы дышим, какие воду и пищу потребляем, что видим вокруг себя, а самое главное — в том, какой мы оставим нашу планету будущим поколениям. Как стало очевидно в ходе проведенного анализа, необходим комплексный подход к наметившейся проблематике: пересмотр положений нормативных актов, повышение общего уровня правовой и экологической культуры населения, расширение сотрудничества. Конечно, задача весьма сложная, и с первых попыток выработать меры и пути решения практически нереально. Лишь метод проб и ошибок, всестороннее рассмотрение, планирование и прогнозирование помогут способствовать тому, что механизм, обеспечивающий право на благоприятную окружающую среду, выйдет на принципиально новый уровень. ЗаключениеЗащита прав на благоприятную окружающую среду стало рассматриваться в качестве общечеловеческой и правовой ценности относительно недавно. Пристальное внимание к данному праву человека стало приковано со второй половины ХХ в., когда человечество осознало тот факт, что стремительное техническое, социально-экономическое развитие, нерациональное использование большого количества природных ресурсов приводит к крупным экологическим катастрофам, которые нарушают нормальную жизнедеятельность людей. Следует отметить, что для комплексного реализации права на благоприятную окружающую среду недостаточно усилий одной страны, так как экосистемы функционируют без привязки к государственным границам и необходимо комплексное принятие законопроектов всех стран мира для успешного преодоления глобальных экологических проблем. Таким образом, экологические права носят наднациональный характер и зависят от состояния международно-правового регулирования сферы охраны окружающей среды. На современном этапе развития в высокоразвитых странах право на безопасную окружающую среду стало синонимичным к праву на жизнь из-за развития промышленности, роста потребностей общества в природных ресурсах. Следовательно, право на благоприятную окружающую среду – компонент права на жизнь. Законодательное определение термина «благоприятная окружающая среда» закреплено в Федеральном законе «Об охране окружающей среде»: «Благоприятная окружающая среда – качество окружающей среды, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов т.е. состояние окружающей среды, характеризующееся биологическими, химическими, физическими и иными показателями». Список используемой литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru 2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание Законодательства Российской Федерации, 14.01.2002, №2, ст. 133. 3. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2018. №9 (141). С. 37-52. 4. Светличная М. В. К вопросу об определении понятия «благоприятная окружающая среда» // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право». 2019. № 1. 5. Хворостов А. Ю. Экологические права человека и гражданина: преодоление трудностей реализации // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сб. науч. тр. / сост. В. Ю. Панченко, А. А. Петров. Красноярск: Центр информации, 2015. С. 245–255. 6. Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года (Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48 в редакции постановлений от 15.05.2014 № 349, от 12.08.2015 № 515, от 05.12.2016 № 816, от 24.01.2019 № 26) // Официальный портал Правительства Ростовской области. 7. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год) / Интернет-портал ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 9.02.2021).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание Законодательства Российской Федерации, 14.01.2002, №2, ст. 133.
3. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2018. №9 (141). С. 37-52.
4. Светличная М. В. К вопросу об определении понятия «благоприятная окружающая среда» // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право». 2019. № 1.
5. Хворостов А. Ю. Экологические права человека и гражданина: преодоление трудностей реализации // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сб. науч. тр. / сост. В. Ю. Панченко, А. А. Петров. Красноярск: Центр информации, 2015. С. 245–255.
6. Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года (Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48 в редакции постановлений от 15.05.2014 № 349, от 12.08.2015 № 515, от 05.12.2016 № 816, от 24.01.2019 № 26) // Официальный портал Правительства Ростовской области.
7. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год) / Интернет-портал ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 9.02.2021).
Вопрос-ответ:
Какая цель системы государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду?
Целью системы государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду является обеспечение безопасной и здоровой среды обитания для населения, сохранение природных ресурсов и биологического разнообразия, а также предотвращение и устранение негативного экологического воздействия.
Какие механизмы реализации используются в системе государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду?
В системе государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду используются следующие механизмы реализации: законодательные акты, нормативные и технические документы, контроль и надзор со стороны государственных органов, ответственность за нарушение экологических прав и обязанностей, государственная поддержка экологических проектов и программ, экономические инструменты, общественное участие и информационное обеспечение.
Какие принципы лежат в основе системы государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду?
Основными принципами системы государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду являются принцип правового государства, принцип разумного использования природных ресурсов, принцип предотвращения и устранения вреда окружающей среде, принцип общественного участия, принцип экономической эффективности, принцип комплексного подхода и принцип ответственности.
Какие меры предусмотрены для возмещения вреда от экологического правонарушения?
Для возмещения вреда от экологического правонарушения предусмотрены следующие меры: компенсационные выплаты пострадавшему лицу, устранение негативных последствий экологического правонарушения, распределение финансовой и технической нагрузки по устранению вреда, привлечение виновных лиц к административной или уголовной ответственности.
Какая цель системы государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду?
Целью системы государственных мер является обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и защита от экологического правонарушения.
Какие механизмы используются для реализации системы государственных мер?
Для реализации системы государственных мер используются механизмы правового, финансового и технического характера. Они включают в себя нормативно-правовые акты, финансовую поддержку и техническую инфраструктуру.
Как возмещается вред, причиненный экологическим правонарушением?
Вред, причиненный экологическим правонарушением, возмещается непосредственно пострадавшему. При этом решается вопрос о распределении финансовой и технической нагрузки по устранению негативных последствий экологического правонарушения.
Какие права граждан обеспечивает система государственных мер?
Система государственных мер обеспечивает право граждан на благоприятную окружающую среду, право на информацию об экологической ситуации, право на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды и другие права, связанные с экологической безопасностью.
Какие источники информации использовались при написании статьи?
Для написания статьи были использованы различные источники информации, включая законодательные акты, научные и академические публикации, аналитические отчеты и справочные материалы по экологическому праву и охране окружающей среды. Список используемой литературы может быть найден в конце статьи.
Что такое система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду?
Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду представляет собой комплекс правовых, экономических и организационных мер, принимаемых государством для защиты и обеспечения прав на благоприятную окружающую среду граждан и общества в целом.