Патриарх Никон как духовный отец русского зодчества.Историческое исследование

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 39 39 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 05.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Список литературы

Источники
1. Леонид. Акты Иверского Святозерского монастыря. Акт 41, ст.87,апрель 1654.
2. Никольский Кирилло-Белозерский монастырь,т.1, СПб.,1897,стр.36
Литература
3. Алферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона. Сб. «Архитектурное наследство». М., 1969, 18. с. 42—44
4. Бусева-Давыдова И.Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. C. 38-49.
5. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009.
6. Духовное наследие Одинцово. – Одинцово, 2013.
7. Зодчие Москвы XV-XIX вв. (Сост. Ю.С.Яралов) - М.: Московский рабочий, 1981.
8. Зодчие Москвы XX в. (Сост. М.И.Астафьева-Длугач, Ю.П.Волчок, А.М.Журавлев) - М.: Московский рабочий, 1988.
9. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966, с. 16, 49—58.
10. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.
11. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий. - М.: Искусство, 1995.
12. Православие : [в 2 т.] / митрополит Иларион (Алфеев). – 5-е изд. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. / Т. 2: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. – 2016. – 975 с., [8] л. цв. ил. : ил., ноты, портр. ISBN 978–5-7533–1145–0
13. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и авт. А.В.Никольский) - М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом "Российский писатель", 2003.
14. Сперанский А.Н. Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства. М., 1930, стр.128,129
15. Успенский Л. Смысл и язык икон. «ЖМП», 1955, 6.
16. Храмы Одинцовского благочиния. Издание Одинцовского благочиния. 2012
17. Храмы России. Мир православия.- М.: Эксмо, 2008
18. https://magisteria.ru
Фрагмент для ознакомления

Такое деяние мог совершить человек не только великого ума, но и поистине святой, устремленной к Небу души.Никон понимал, что далеко не все даже благочестивые люди ею времени смогут сразу принять и оценить это его деяние. Он старался окружить свой замысел до самого начала осуществления глубокой тайной. Опасения оказались обоснованными. По мере осуществления Нового Иерусалима (а это было время опалы Патриарха) ропот против его строительства нарастал. Более всех слепыми оказались приверженцы старых обрядов, считавшие себя поборниками самых высоких представлений о Русской Церкви... Среди них и начались «хульные слова» на Никона: эти «хулы не мощно написати» 168. Но и враги Патриарха из православных не преминули воспользоваться дерзновенной необычайностью Нового Иерусалима для нападок на его создателя.Первое открытое обвинение Никона по этому поводу содержится в 13-м вопросе Стрешнева Паисию Лигариду и в ответе последнего. Никону достаточно было во всем сослаться на царя, изволившего утвердить замысел. Можно было целиком прикрыться только версией «случайности» всей затеи. Но Патриарх пошел на открытую защиту своего деяния с теоретических, богословских позиций. Он очень убедительно и просто основывает свое возражение по 13-му вопросу сначала на смысле иконографического догмата. Он пишет: «Зриши, неправедный ответотворче, како святи апостоли и святии отцы священными изображении и храмы, и жертвами и священными сосуды в писании умышленних очи зрящих, воздвижет же ся теми ум к Боговидению. Якоже и Великому Василию мнится священными иконами ум на первообразное возводит». Далее Патриарх убедительно показывает, что как не грешно переписывать Евангелия и другие святые книги, писать иконы, изображающие Рождество Христово, Крещение, проповедание, вольные страдания, Воскресение и разрушение ада, так же не грешно, если бы «и самого того Иерусалима кто бы по об разу, но во славу Божию святое ограждение создал на видение приснопамятного того Иерусалима, в нем же спасительные страсти нашего ради спасения содеяшася... да аще града от первообразного создати беззаконно есть?» Далее Никон добавляет, что нет никакой разницы между образом написанным (т. е. собственно иконой) и образом, созданным «воображением (сооружением) святыя вещи»: и то, что является иконами, и то, что является храмами и жертвенниками,— «повсюду от первообразных размножишася».В своих возражениях Никон ни разу не говорит, что создаст храм только по образу Иерусалимского храма, но называет свое строительство «святым ограждением-и даже прямо «градом», создаваемым от «первообразного».Далее Патриарх обращается к догмату кафоличности Церкви. Он говорит о том, что Новый Иерусалим назван так но образу древнего, который продолжает существовать (Никона упрекали, что он как бы «упразднял» палестинский Иерусалим). Но Никон утверждает, что Церковь не привязана к месту и, хотя рассеяна по разным странам, «но есть едина». Иными словами, подобие Иерусалима, создаваемое в какой-либо отдельной части Вселенской Церкви (в данном случае — в России), может обладать тем же благодатным значением и силой, что и палестинский Иерусалим, не упраздняя значения последнего, поскольку плоды спасительного подвига Иисуса Христа, совершенною в Иерусалиме, равно усваиваются верующими в любой части мира, а не только теми, кто живет в святом городе. По сравнению с этой глубиной богословского мышления Никона рассуждения «ученейшего» Паисия Лигарида, что есть только один Иерусалим на земле и второй на небе, а Никоновский - это какой-то «третий», оказываются на редкость плоскими и примитивными.Итак, Никон вполне осознанно создавал не что иное, как «икону» земного, палестинского Иерусалима и «Иерусалима Новою», Небесного, потому она достаточно символична, как любая икона. И целостный комплекс святых мест, и монастырский «святой град», и собор Воскресения Христова не являются буквальной копией исторической Святой Земли, Иерусалима, храма Гроба Господня. Новый Иерусалим берет от своего исторического прототипа лишь немногие, но самые важные черты и детали, добавляет и такое, чего нет в земной реальности этого прототипа. Иными словами, Новый Иерусалим символически восстанавливает в образе земной Палестины тот образ Царства Небесного, который в ней запечатлен. Палестинский прототип «обетованной земли» использован здесь лишь постольку, поскольку в нем находит свое земное преломление (отображение) обетованная новая земля Небесного Царства.Палестинский Иерусалим — общехристианская святыня. Мог ли подмосковный Новый Иерусалим оставаться только русским? Патриарх Никон решает эту проблему так. Уже в первые годы существования обители он населяет ее не только русскими, по и представителями разных национальностей, принявшими православие. По свидетельству Шушерина, жившего тогда в монастыре, «во оно время пребываху у Святейшего Патриарха в Воскресенском монастыре многие иноземцы: греки и поляки, черкасы (украинцы - Прот. Л.) и белорусы и новокрещеные жиды в монашеском чину и в белецком». В «деле» Патриарха Никона упоминаются еще и немцы (крестник Патриарха-Денис Долманов, Михаил да Иван Магнусовы). Были там и литовцы.Одновременно Никон открывает монастырь для посещения гостей, в том числе и неправославных. «Приезжали же мнози изо многих стран и земель иноземцы, хотяще видети лице его и зрети таковаго великаго строения, и он же всех с радостиюприима-ше»,— пишет Шушерин, или, как свидетельствует «Монастырский летописец», «иност-раннии издалеча шествие творят, любезне со удивлением здание зрят». Значит, как центр паломничества Новый Иерусалим открыт был для всех людей любых народов и вер. Жить и трудиться в нем могли тоже люди любых народов, но лишь принявшие Православие!Таким образом, по замыслу Патриарха Никона, подлинное единение человечества во Христе на земле и на Небе, то «соединение всех», о котором молится Церковь, может быть осуществлено только на основе Православия и притом — по изволению Промысла Божия — в его русском выражении.Началом и центром такого единения становится Новый Иерусалим. Тем самым он оказывается как бы центром Вселенской Церкви, ее столицей. В таком случае Новый Иерусалим, согласно законам иконографии и кафоличности, должен был обладать всеми свойствами и благодатью такого единства, как своего «первообраза», быть в определенной мере его реализацией.Руководство данным центром представлялось Никону в некоторых отношениях чем-то даже более важным, чем патриаршество в одной только Русской Церкви. Отчасти этим и объясняется та сравнительная легкость, с которой Никон оставил правление, и те неосторожные, хотя и неслучайные, обмолвки о себе как «Патриархе Нового Иерусалима», и те условия окончательного отречения от власти в Русской Церкви, какие он поставил в 1665 г. Мы помним, что эти условия предусматривали прежде всего полновластное владение Никоном тремя монастырями, в том числе Новым Иерусалимом, независимость от Московского Патриарха, участие в решении церковных дел. Если представить, что эти условия удовлетворены, то окажется, что Никон становится владыкой своего рода монашеского «острова» внутри Церкви, причем такого острова, который был бы духовным центром, главной точкой не только Русской, по и Вселенской Экклезии!Но если мысленно вернуться к началу 1656 г., когда созревший замысел о Новом Иерусалиме решено было осуществить, и представить себе, что после этого не произошло никакого разрыва между Патриархом и царем, но оба они единодушно последовали за развитием великих идей, заложенных в этом замысле, то перспектива всемирно-исторического духовного возвышения России окажется поистине захватывающей.Это живо почувствовали и поняли невидимые и видимые силы зла и направили все свои старания на разрушение великого начинания в самом его зародыше. В этой связи отнюдь не кажется неправдоподобным содержащееся в письме Зюзина указание на особое участие враждебных иностранных государств в интриге против Патриарха Никона, точнее - против единства и согласия между ним и русским царем. К тому же травля Патриарха, шедшая с какой-то зловещей последовательностью и заметной планомерностью в течение почти целого десятилетия вплоть до окончательною осуждения Никона, вряд ли может рассматриваться как роковая цепь сплошных случайностей.В тяжелейших условиях опалы, находясь практически на положении заключенного, Никон в короткий срок превратил Новый Иерусалим в развитый центр духовной жизни, культуры и творчества. В монастыре находилась богатейшая библиотека Патриарха, присланная ему из Москвы; в обители намеревались устроить типографию; была создана школа для монастырских работников, где они обучались грамоте и художественным ремеслам. Некоторые из учеников этой школы после осуждения Никона были взяты в царские мастерские в число учеников знаменитого Симона Ушакова 178. Белорусские мастера под руководством Петра Заборского наладили здесь производство прекрасных поливных изразцов. Старец Сергий Турчанинов отлил в монастыре несколько замечательных колоколов с изображениями святых и надписями, разъясняющими смысл церковной символики. В обители кипел труд строителей, каменотесов, резчиков по дереву, иконописцев, переводчиков, поэтов. Множество мастеров были взяты из Нового Иерусалима в царские мастерские Москвы после ссылки Никона.Число братии (монахов и бельцов) достигло здесь при Никоне 500 человек. Патриарх очень часто служил, и нередко вся служба шла на греческом языке (еще один намек на вселенское значение обители!). Здесь он рукополагал священников, диаконов в свои монастыри, приписные обители и приходы в монастырских вотчинах, постригал в монашество, возводил в сан игуменов и архимандритов.После смерти святителя Никона и восстановления его в патриаршем сане монастырь был достроен и ему оказывались многие благодеяния царей и знатных людей. Но без такого человека, как Никон, он утратил свое первоначальное символическое и кафолическое значение, превратившись просто в одну из видных, но обычных обителей. Дело в том, что в полной мере замысел Никона о Новом Иерусалиме был известен, пожалуй, одному только Алексею Михайловичу. Даже близкий Патриарху Шушерин, судя по всему, не был посвящен в тайну замысла. Современное общество видело в этом строении Патриарха только образ палестинского Иерусалима и исторической Святой Земли. Духовно-таинственная глубина замысла, прообразовать в России Царства Небесного и возможное значение для мира, для Восточной Церкви такого деяния не были тогда поняты. Так что после ссылки Патриарха Новый Иерусалим перестал иметь то великое значение, какое уже начал было приобретать по замыслу своего основателя.Правда, такая утрата значения связана только с общественным, человеческим восприятием вещей. Новый Иерусалим как реальность остался и по сей день остается образом, иконой исторической и Горней, грядущей «обетованной земли»...С XVII по XXI вв. по разному складывалась судьба Ново-Иерусалимского монастыря. Строительные работы то останавливались, то вновь возобновлялись. Монастырь подвергался разорению, несколько раз горели постройки монастыря. В 1749 году Воскресенский монастырь получил разрешение вновь именоваться Новым Иерусалимом. На территории монастыря был создан музейный комплекс патриарха Никона и церковно-приходская школа. В 1919 году Воскресенский монастырь был закрыт, в его зданиях открыт музей. В годы Великой Отечественной Войны был разрушен город Истра, а вместе с ним взорван Ново-Иерусалимский монастырь. В 1959 году музей воссоздан и открыл свои двери для посетителей. Постройки монастыря также восстановили. Лишь ярусная звонница XVII века осталось разрушенной. В 1994 году постепенно в управление Русской Православной Церкви перешли храмы и постройки монастыря. В 2008 году Новый Иерусалим посетил президент Д.А. Медведев и патриарх Алексий II. Ввиду плачевного состояния монастырских сооружений был создан фонд по восстановлению монастыря. Были проведены полномасштабные реставрационные работы. 8 мая 2016 года патриарх Кирилл освятил восстановленный Воскресенский собор.ЗаключениеРассмотрение темы позволило изучить роль Патриарха Никона и его участие в создании монастырей. Охарактеризовать его вклад и историческое значение архитектурной деятельности.В результате проведенного исследования мы выяснили, что, ?????????????безусловно, не стоит умалять важность и значение православных монастырей.В работе подробно изучена тема замысла строительства Нового Иерусалима и его значение для Русской Православной Церкви...?????????В частности, рассмотрены причины… создание каменного Воскресенского собора и прочих святых мест во образ Палестинских..????????По итогам проведенного исследования, можно с уверенностью сказать,что Исторический вклад Патриарха Никона, без сомнения, достоин внимания, а важность храмов в России велика и по сей день.Патриарха Никон можно однозначно считать духовным отцом русского зодчества.Сохранение веры и подкрепление ее добрыми делами было для наших предков делом чести.Автор считает, что в новом тысячелетии храмы также необходимы как и раньше. Можно по-разному относиться к религии, но однозначно нужно помнить и чтить тех, кто создавал мощное духовное наследие, чтобы передать его нам. Тех, кто строил храмы, укреплял православную веру и молился за нас. Ведь именно православная вера была той силой, которая объединяла людей из века в век, из поколения в поколение. Храмы – это наши корни, наша память, наше прошлое. И как доказательством этих слов однозначно можно считать создание Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации, или Патриарший собор во имя Воскресения Христова— храм в честь Воскресения Христова, «посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах.Храм и всё, что связано с ним, пропитано символизмом в память о страшном времени борьбы с фашистами и обо всех павших на поле боя. Монументальное здание выполнено в русско-византийском стиле с использованием современных приемов православного храмового зодчества. Каменные фасады украшены многочисленными резными рельефами и обшиты металлическими листами, искусно декорированными патиной. Скульптурные группы из бронзы органично переплетаются с образом воина-защитника. Главный храм Вооруженных Сил РФ — духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью.Список литературыИсточникиЛеонид. Акты ИверскогоСвятозерского монастыря. Акт №41, ст.87,апрель 1654.Никольский Кирилло-Белозерский монастырь,т.1, СПб.,1897,стр.36ЛитератураАлферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона. Сб. «Архитектурное наследство». М., 1969, № 18. с. 42—44Бусева-Давыдова И.Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. C. 38-49.Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009.Духовное наследие Одинцово. – Одинцово, 2013.Зодчие Москвы XV-XIX вв. (Сост. Ю.С.Яралов) - М.: Московский рабочий, 1981.Зодчие Москвы XX в. (Сост. М.И.Астафьева-Длугач, Ю.П.Волчок, А.М.Журавлев) - М.: Московский рабочий, 1988.Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966, с. 16, 49—58.Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий. - М.: Искусство, 1995.Православие : [в 2 т.] / митрополит Иларион (Алфеев). – 5-е изд. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. / Т. 2: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. – 2016. – 975 с., [8] л. цв. ил. : ил., ноты, портр. ISBN 978–5-7533–1145–0Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и авт. А.В.Никольский) - М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом "Российский писатель", 2003.Сперанский А.Н. Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства. М., 1930, стр.128,129Успенский Л. Смысл и язык икон. «ЖМП», 1955, № 6.Храмы Одинцовского благочиния. Издание Одинцовского благочиния. 2012Храмы России. Мир православия.- М.: Эксмо, 2008https://magisteria.ruПриложениеПатриарх НиконИверский монастырьУспенский собор   Онежский крестный монастырьНовоиерусалимский монастырь

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Раздел I. Причинная обусловленность строительства Никоном 6
монастырских святынь 6
Раздел II. Постройка на острове Валдайского озера строений Иверского монастыря и закладка каменного Успенского собора 11
Раздел III. Создание доверенными лицами Никона Онежского Крестного монастыря 14
Раздел IV.Основание Новоиерусалимского монастыря как Подмосковной резиденции патриархов 16
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35


Вопрос-ответ:

Какую роль играл Патриарх Никон в развитии русского зодчества?

Патриарх Никон сыграл значительную роль в развитии русского зодчества. Он активно способствовал строительству православных храмов и монастырей, осуществлял надзор за архитектурной деятельностью и пропагандировал национальный стиль в русской архитектуре. Патриарх Никон был духовным отцом многих русских зодчих и вдохновил их на создание уникальных архитектурных сооружений.

Какие источники подтверждают активность Патриарха Никона в строительстве?

Один из источников, подтверждающих активность Патриарха Никона в строительстве, это акты Иверского Святозерского монастыря, в которых упоминается его участие в строительстве храмов и монастырских сооружений. Еще одним источником является труд Никольского Кирилло-Белозерского монастыря, где также упоминается Патриарх Никон как заказчик и благотворитель строительных работ.

Какие работы Патриарх Никон проводил по регулированию стиля в русской архитектуре?

Патриарх Никон проводил работы по регулированию стиля в русской архитектуре, пропагандируя национальный стиль и отвергая влияние западных архитектурных течений. Он поддерживал создание уникальных архитектурных форм, основанных на русских народных традициях. Своим примером и авторитетом Патриарх Никон вдохновлял зодчих и строителей на создание прекрасных сооружений, сочетающих духовность и русский характер.

Какие работы Патриарха Никона сейчас считаются наследием русского зодчества?

Работы Патриарха Никона, которые сейчас считаются наследием русского зодчества, включают в себя множество православных храмов и монастырей, построенных под его надзором. Кроме того, его работы в области регулирования стиля русской архитектуры стали важной составляющей русского архитектурного наследия.

Какую роль играл Патриарх Никон в развитии русского зодчества?

Патриарх Никон сыграл значительную роль в развитии русского зодчества. Он был одним из самых влиятельных духовных лидеров своего времени и активно поддерживал строительство храмов и монастырей. Своим влиянием и финансовой поддержкой он способствовал развитию архитектуры и созданию новых архитектурных шедевров.

Какими были основные достижения Патриарха Никона в сфере архитектуры?

Патриарх Никон совершил значительные достижения в сфере архитектуры. Он основал и руководил строительством многих храмов и монастырей, среди которых наиболее известны Иверский Святозерский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь. Он также активно поддерживал и развивал русский стиль в архитектуре, применяя его во многих своих проектах.

Какова роль Патриарха Никона в развитии русского стиля в архитектуре?

Патриарх Никон сыграл важную роль в развитии русского стиля в архитектуре. Он был ярым приверженцем использования русских национальных элементов в архитектуре и активно пропагандировал их использование. Он создал свою собственную школу архитектуры, которая стала учениками его и продолжила развивать русский стиль в архитектуре.

Какие источники подтверждают влияние Патриарха Никона на развитие русского зодчества?

Существует множество источников, подтверждающих влияние Патриарха Никона на развитие русского зодчества. В его актах, хранящихся в Иверском Святозерском монастыре, описаны многие его архитектурные проекты и финансовая поддержка строительства храмов и монастырей. Также в источниках можно найти упоминания о его влиянии на развитие русского стиля и создание новых архитектурных шедевров.

Какую роль играл Патриарх Никон в развитии русского зодчества?

Патриарх Никон играл значительную роль в развитии русского зодчества. Он был духовным отцом русского зодчества и оказывал сильное влияние на архитектуру того времени. Своими указами и приказами, он регулировал строительную деятельность и стимулировал развитие архитектуры в России. Он также активно поддерживал и развивал монастырскую архитектуру и был непосредственно связан с многими архитектурными проектами.

Какие достижения в архитектуре связывают с именем Патриарха Никона?

К достижениям в архитектуре, связываемыми с именем Патриарха Никона, относятся строительство Иверского Святозерского монастыря и Кирилло-Белозерского монастыря. Оба этих монастыря были построены по его непосредственному указанию и под его патронатом. Он также активно поддерживал развитие и расцвет монастырской архитектуры в России.

Какие исторические источники подтверждают роль Патриарха Никона в развитии русского зодчества?

Исторические источники, подтверждающие роль Патриарха Никона в развитии русского зодчества, включают Акты Иверского Святозерского монастыря, где в акте номер 41 на странице 87 от апреля 1654 года есть свидетельства о его роли и влиянии на строительство монастыря. Также, в работе Никольского Кирилло-Белозерского монастыря, том 1, изданной в Санкт-Петербурге в 1897 году, на странице 36, можно найти информацию о его заслугах в архитектуре.

Какая роль играл Патриарх Никон в развитии русского зодчества?

Патриарх Никон сыграл значительную роль в развитии русского зодчества. Он активно поддерживал инициативы по строительству и реконструкции церквей, монастырей и других религиозных сооружений. Благодаря его деятельности было возведено множество знаменитых архитектурных сооружений, которые стали важными символами православной культуры.