Профессиональная деформация психолога-консультанта и способы ее преодоления
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 68 + 68 источников
- Добавлена 26.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
1.1 Проблема профессиональной деформации в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………… 6
1.2 Характеристика факторов профессиональной деформации……………..10
1.3 Причины профессиональной деформации психолога-консультанта…….23
1.4 Основные методы преодоления профессиональной деформации………..27
Выводы по главе 1……………………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
2.1 Общая характеристика объекта и процедур исследования………………..35
2.2 Результаты исследования профессиональной деформации психолога-консультанта. …………………………………………………………………….38
Выводы по главе 2……………………………………………………………….45
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
3.1 Рекомендации по профилактике профессиональной деформации психолога-консультанта…………………………………………………………49
3.2 Рекомендации по коррекции профессиональной деформации психолога-консультанта……………………………………………………………………...52
Выводы по главе 3……………………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
Использование коэффициента Спирмена позволило выявить следующее:сравнение выраженности эмоционального выгорания у психологов-консультантов и неудовлетворенности позволило выявить, что связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – умеренная, коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен 0.436.При сравнении результатов, полученных по показателю недоверие клиентам и неудовлетворенности психологов-консультантов коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен -0.714. Связь между исследуемыми признаками - обратная, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая. Это позволяет говорить о взаимосвязи неудовлетворенности психологов-консультантов взаимоотношениями с клиентами и их эмоциональном выгорании.Полученные результаты свидетельствуют о том, что есть проблемы межличностных отношений в коллективах психологов-консультантов, что требует активизации работы с коллективом по повышению уровня поддержки, сплоченности, совместимости.Таким образом, причины неудовлетворенностью отношениями отличаются с клиентами и коллегами, а результаты, полученные по всем методикам, позволяют говорить о формировании профессиональных деформаций.. На основе полученных результатов были сформулированы рекомендациипо проведению системы мероприятий, которые бы способствовали личностному и профессиональному развитию психологов-консультантов, были бы направлены на формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции.Профессиональные деформации у психологов-консультантов - показатель проблем и самой организации, поэтому нужна инициатива специалистов и их совместная деятельность с администрацией по профилактике деструктивных тенденций. В работе по профилактике профессиональной деформации упсихологов-консультантов можно использовать методы:-информирование о рисках профессии психологов-консультантов; -просветительская работа, в рамках которой необходимо сделать акценты на формировании значимости деятельности психолога-консультанта, объективной позиции по собственной работе.Система работы по профилактике должна идти в направлениях:- изменений условий труда;-осознания психологами-консультантами событий их профессиональной жизни;- создание для специалиста благоприятной среды для регуляции психического состояния.Успех решения проблемы профессиональной деформации в первую очередь зависит от самого специалиста, для профилактических и коррекционных целей может быть использована проектная деятельность, создание проектов, в которых отражено видение психологами-консультантами перспектив профессионального развития.Для решения задачи коррекции сформировавшихся профессиональных деформаций у психологов-консультантов можно использовать проектную деятельность, фокус-группу, решение кейсов, тренинговые занятия, содержанием которых могут быть различные психотехники: арттерапевтические, фототерапия, театрализация, музыкотерапия, создание дигитальной истории.Таким образом, цель квалификационной работы достигнута – изучены профессиональные деформации у психологов-консультантов и способы ее преодоления, решены поставленные задачи, гипотеза доказана:существует взаимосвязь между особенностями профессиональной деформации психологов-консультантов и их неудовлетворенностью отношениями с клиентом.Безусловно, сложность и социальная значимость проблемы требует дальнейшего исследования феномена профессиональных деформации психологов-консультантов, расширение выборки, создания и апробации программ работы по профилактике и коррекции негативных тенденций в профессиональной деятельности специалистов.Спасибо за внимание!
1. Абдалина, Л. В. Потенциал личности как фактор самореализации //Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: в 2-х ч. / под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 87-89
2. Абульханова Славская, К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 38–47.
3. Алёшина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алёшина. – М., Альфа, 2000.
4. Антоненко, И.В. Доверие: социально психологический феномен./И.В. Антоненко. М.: Социум; ГУУ, 2004. 320 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания./Б.Г.Ананьев. СПб.: Питер, 2001. 282 с.
6. Артамонова, В. Г., Шаталов Н. Н. Профессиональные болезни, изд. 2./В.Г.Артамонова. М.Медицина, 1988.
7. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. – М., 2006.
8. Басова, А. Г. Понятие профессиональной деформации в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2016 №8. С.254-256
9. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении./В.В.Бойко. М.: Альфа, 2006.-133с.
10. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности/С.П. Безносов. М.: 2004. – 219 с.
11. Бозаджиев, В.Л. Профессиональные деформации личности психолога. //Международный журнал экспериментального образования, 2011. - №3. - С.68-70.
12. Болдырева, Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности. //Вестник ОГУ, 2014. - № 2. - С.195-198.
13. Болдырева, Т.А. Диагностика профессиональных деструкций личности: учебно- методическое пособие / Т.А. Болдырева; Оренбургский гос. ун-т. –Оренбург: ОГУ, 2017 – 182 с.
14. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2014 - 264 с.
15. Водопьянова, Н.Е. Синдром психологического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е.Водопьянова. М.: 2008. – 428 с.
16. Воинкова, Н.А. Особые условия профессиональной деятельности как причина возможных личностных деформаций/ Н.А. Воинкова. М.: 2001. – 82 с.
17. Воробьева, Е.Е., Родионова О.А. Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции // https://medconfer.com/node/4488
18. Гальперин, П.Я.Лекции по психологии/П.Я.Гальперин. М.:КДУ, 2011.
19. Грановская,Р.М ,Никольская,М. Защита личности Психологические механизмы./ P.M. Грановская, M. Никольская. М.: ЗНАНИЕ, 1999.
20. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. – 2014 №6. С. 152
21. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности./ М.Т.Громкова. М.: Юнити-Дана, 2013.- 416 с.
22. Дружилов С. А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности / С. А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 2. — С. 56-62.
23. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход / С. А. Дружилов // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2004. — Вып. 6. — С. 170-176.
24. Дружилов, С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы отклонений психического здоровья специалиста/С.А. Дружилов. М.: Академ, 2011. – 170 с.
25. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум./С.В. Духновский. СПб.:Речь, 2009 — 141 с.
26. Ермолаева, Е.П. Мультидисциплинарный подход в модели «Человек-профессия-общество» //Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда 2017 Т. 2 № 1
27. Жукова, А. С., Фильчакова, Ю. В. Изучение факторов, влияющих на выбор профессии // Юный ученый. 2017 №2.2. С. 42
28. Залевский, Г.В. Супервизия: основания классификации, концепции и модели //Сибирский психологический журнал. 2000. № 13. 175
29. Зейналов, Г.Г. Понятие «профессиональное выгорание» в научном измерении // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2018. - №7. – С.16
30. Картузова, А.А. Профессиональная деформация личности: определение понятия.//Педагогика, психология и медико-психологические проблемы физического воспитания и спорта, 2007 № 3, с.48-51.
31. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е.А. Климов. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320 с.
32. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М., 2005.
33. Клюева, Н. В. Экзистенциальная традиция в психологическом консультирования / Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова. –Ярославль: ЯрГУ, 2010
34. Краснощеченко И.П. Ценностные основания профессиональной подготовки психологов // Прикладная юридическая психология, 2016. - №1. – С.29
35. Крыжановская, Н.В., Скоробогатая, А.Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. – № 3. – С. 146–150.
36. Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога // Молодой ученый, 2016. — №18. — С. 184-187.
37. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия.— М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2008. -564 с.
38. Кузьмина, Н.В. Акмеологические технологии профессионального образования [Текст]: монография / Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова ; Российская акад. образования [и др.]. - Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2016. - 387 с.
39. Леонова, А.Б., Кузнецова А.С. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология и эргономика / Под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. М.: Юрайт, 2018. - Т.1. - С. 270-294.
40. Логинова, А.В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности.// Молодой ученый № 11, июнь, 2015. С.1408-1410
41. Маничев, С. А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2008 // https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-standarty-kak-osnova-sertifikatsii-v-oblasti-psihologii
42. Маркова, А.К. Психология профессионализма/А.К.Маркова. Москва, 2008.-91с.
43. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений./Л.М.Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
44. Мишкина, Е.А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015.- № 10.- С. 96-100.
45. Моисеев, А. А. Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. 2015 № 6 С. 4
46. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе./А.М.Новиков. — М.: «Эгвес», 2006 — 488 с.
47. Нугаева, А. Н. Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008 // https://cyberleninka.ru
48. Нуримова, Ф.К. Саморегуляция личности в профессиональной деятельности // Вестник науки и образования, 2020. - №2. – С.81
49. Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии, 2016. - № 4. - С. 70 - 97.
50. Перлз, Ф. Гештальтподход / Ф. Перлз. – М., 2001
51. Полухина, О.П., Полянская, Н.В. Профессионально-личностная позиция студента-психолога как профессионально важное качество будущего профессионала // Территория науки. – 2015. - №3 // https://cyberleninka.ru
52. Полякова, О.Б. Профессиональная среда как детерминанта возникновения профессиональных деформаций/О.Б.Полякова.М. 2012. – 196 с.
53. Полякова, О.Б. Подходы к пониманию и структуре профессиональных деформаций в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. 2013 № 5-6 (53-54). С.
54. Профилактика и преодоление профессиональной деформации
специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013 – 272
55.Психология профессионального здоровья / Г. С. Никифоров, А. Г. Маклаков, В. И. Шостак и др.; под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2016. — 480 с.
56. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Лань, 2000.
57.Реан А. А. Психология адаптации личности/А.А.Реан. — СПб.: Медицинская пресса, 2012. — 352 с.
58.Рекешева Ф. М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности // Вестник новгородского государственного университета. – 2008. - №45.
59.Родина О.Н. Личностные деформации при развитии состояния хронического утомления // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2019. - №1. – С.123.
60.Рябикина З.И. Психология со-бытийности: теоретико-методологические основы. //Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», — Т.3 — Москва, 14–18 февраля 2012 года.
61.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд./Н.В.Самоукина - СПб.: Питер, 2004. С. 172.
62.Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013 №4. С. 188.
63.Сыманюк, Э. Э., Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций/Э Сыманюк, Э.Зеер. — М.: Академический проект; Деловая книга, 2015. — 240 с.
64.Темнова, Л.В. Профессиональные деформации в социономических профессиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2019. – Т.19. - №1. – С.7
65.Толочек, В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005 —479 с.
66.Филиппов, А.В. Работа с кадрами : Психол. аспект / А. В. Филиппов. - М. : Экономика, 1990. - 167 с.
67.Шо, Р.Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. М.: Дело, 2000. -272 с.
68.Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии./ А. Эллис, У. Драйден; пер.Т. Саушкиной. – 2-е изд. – СПб., 2002.
Вопрос-ответ:
Какие исследования проводились по проблеме профессиональной деформации психолога консультанта?
В работах отечественных и зарубежных психологов проводились исследования по проблеме профессиональной деформации психолога консультанта.
Какие факторы способствуют развитию профессиональной деформации у психолога консультанта?
Факторами, способствующими развитию профессиональной деформации психолога консультанта, являются такие характеристики работы, как высокая эмоциональная нагрузка, сложность взаимодействия с клиентом, непредсказуемость и неопределенность результатов работы и другие.
Какие причины приводят к профессиональной деформации психолога консультанта?
Основными причинами профессиональной деформации психолога консультанта являются недостаточный отдых и самоподдержка, сложности в коммуникации с клиентом, проблемы в организации собственной работы и личная реакция на эмоциональную нагрузку.
Какие методы помогают преодолеть профессиональную деформацию психолога консультанта?
Для преодоления профессиональной деформации психолога консультанта используются различные методы, включая психотерапию, супервизию, саморефлексию, поддержку коллег и другие методы самозащиты и саморазвития.
Что изучали отечественные и зарубежные психологи на тему профессиональной деформации психолога консультанта?
Отечественные и зарубежные психологи изучали проблему профессиональной деформации психолога консультанта, проводили исследования факторов, причин и методов преодоления этой деформации, предлагали различные подходы и рекомендации для профессионалов в данной сфере.
Какова тема статьи?
Тема статьи - "Профессиональная деформация психолога консультанта и способы ее преодоления".
Что такое профессиональная деформация психолога консультанта?
Профессиональная деформация психолога консультанта - это изменение личностных характеристик, ценностных ориентаций и психологических особенностей психолога в процессе его профессиональной деятельности.
Какие факторы способствуют профессиональной деформации психолога консультанта?
Факторы, способствующие профессиональной деформации психолога консультанта, включают психологическую нагрузку от работы с клиентами, эмоциональное выгорание, сомнения в профессиональной компетенции, сверхвысокие требования к себе и другие.
Какие причины могут вызвать профессиональную деформацию психолога консультанта?
Причины профессиональной деформации психолога консультанта могут быть связаны с недостаточной поддержкой от коллег и руководства, моральными и этическими дилеммами, неспособностью установить границы в отношениях с клиентами и другими факторами.
Какие методы помогают преодолеть профессиональную деформацию психолога консультанта?
Для преодоления профессиональной деформации психолога консультанта могут применяться методы саморефлексии, супервизии, участие в профессиональных сообществах и организациях, развитие навыков управления стрессом и другие стратегии самозащиты и саморазвития.
Что такое профессиональная деформация психолога консультанта?
Профессиональная деформация психолога консультанта - это явление, при котором специалист, работающий в сфере консультирования, испытывает негативные изменения в своей личности и профессиональной деятельности под влиянием особенностей работы с клиентами.