Монетарная политика государства:содержание , цели,инструменты и роль в экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы монетарной политики 8
1.1. Понятие монетарной политики, цели и задачи 8
1.2. Макроэкономическая политика, проводимая в Российской Федерации.. 12
2. Анализ воздействия инструментов монетарной политики на экономический рост 22
2.1. Преимущества монетарного регулирования экономических процессов. 22
2.2. Тенденции в антикризисном регулировании со стороны монетарных властей 32
Заключение 35
Список использованных источников 36
В структуре второго уровня банковской системы функционирует группа банков развития, которые играют ведущую роль в инновационном финансировании немецкой экономики. Немецкая банковская группа развития (KfW Bankengruppe) является ведущим стратегическим партнером немецкого правительства. Среди основных функций KfW можно выделить содействие развитию экономики, социальной обеспеченности и экологии в Германии, Европе и остальном мире. Для решения этих задач банковская группа разделена на несколько профильных банков: Банк развития малого и среднего предпринимательства; Банк содействия в сфере жилищного хозяйства, инфраструктуры, образования, социальных вопросов; Банк международного экспортного и проектного финансирования; Банк содействия развивающимся странам, Сельскохозяйственный рентный банк [6]. В Китае первый уровень банковской системы формируют Народный банк Китая и политические банки развития. Народный банк отвечает за разработку и проведение монетарной политики, а контроль и надзор за банковской системой осуществляет Всекитайская комиссия банковского регулирования. Три политических банка развития –Государственный банк развития Китая, Банк развития сельского хозяйства Китая, Экспортно-импортный банк Китая – отвечают за реализацию государственных программ в промышленной, аграрной и внешнеторговой областях соответственно. Основу банковской системы составляют государственные коммерческие банки второго уровня, среди которых лидирует «большая четверка», а именно: Банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая [7]. На долю государственных акционерных банков КНР приходится более половины совокупного собственного капитала финансовых организаций. В России к 2021 году более 50 процентов всех активов банковской системы составили активы трех крупнейших государственных банков страны.Представленные примеры свидетельствуют о высокой степени государственного регулирования в банковских системах на современном этапе, независимо от уровня развития страны. Четвертым преимуществом монетарного регулирования является то, что по объему банковские инвестиционные ресурсы значительно превышают бюджетное финансирование экономики. Это обусловлено тем, что размер бюджетного финансирования ограничен объемом расходной части бюджета и имеет строго целевое направление. Данный вывод подтверждают показатели по России, представленные на рисунке 1. Как видно из представленных данных, объемы банковского кредитования в России устойчиво превышают объемы бюджетного финансирования в среднем в 8-10 раз ежегодно. Отмеченные преимущества определяют достаточно широкую практическую реализацию монетарной политики, что имеет под собой теоретический и эмпирический фундамент. За последние 100 лет представление о целях, инструментах и каналах воздействия монетарной политики заметно эволюционировало. Обоснование целей монетарной политики имеет принципиальное значение, поскольку именно ее целевая ориентация определяет условия, в которых реализуется инвестиционный тип экономического развития. По мнению Дж. Синглтона [10], в глобальном контексте эволюция целей и соответственно стратегий центральных банков прошла три этапа, границами которых служат Великая депрессия 1930-х гг. и период Великой инфляции 1970-х гг.: – на первом этапе задачи центральных банков определялись требованиями золотого стандарта, в соответствии с которыми основные функции центральных банков заключались в обеспечении конвертируемости национальной валюты в золото, обеспечении стабильности платежной системы и предоставлении кредитов органам государственного управления; – последствия Великой депрессии акцентировали внимание центральных банков на необходимости поддержания занятости и ценовой стабильности, обеспечении устойчивости платежного баланса и обменного курса национальных валют; – после Великой инфляции 1970-х гг. основной целью центральных банков становится достижение ценовой стабильности.Рис. 1. Динамика банковских и бюджетных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики Считаем, что в настоящее время правомерно выделить четвертый этап в эволюции стратегии (часто используется термин – режим – прим авт.) монетарной политики, началом которого стал мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. Его последствия поставили центральные банки перед необходимостью решения двух ключевых задач, связанных с, во-первых, совершенствованием механизмов банковского регулирования и финансового надзора в соответствии с требованиями современной структуры мировых финансовых рынков и, во-вторых, достижением не только ценовой, но и финансовой стабильности [11]. К настоящему времени наиболее эффективной монетарной стратегией считается таргетирование инфляции. Теоретическим базисом данной стратегии служит неокейнсианская концепция денежной политики, согласно которой инфляционные ожидания – это главный фактор инфляции, а трансмиссия сигналов монетарной политики и воздействие последней на выпуск и ожидания участников рынка осуществляются преимущественно через канал процентной ставки. Целевая стратегия инфляции (инфляционное таргетирование – ИТ) в качестве основы для проведения монетарной политики появилась в 1990-х годах в ответ на ограниченные успехи стратегий монетарной политики, последовавшие за крахом Бреттон-Вудской системы, а именно стратегии контроля за обменным курсом и денежной массой. На основе опыта стран, реализующих стратегию по инфляции, был разработан набор методов ее применения, который включает: признание стабильности цен в качестве общей цели монетарной политики; публичное объявление целевого показателя инфляции; учет системы экономических показателей в процессе принятия решений, включая прогнозы инфляции, валютного курса, процентных ставок; прозрачность проводимой политики и ее результатов; демократический контроль (подотчетность) центральных банков [12,13]. Основным условием стратегии-ИТ является привязка инфляционных ожиданийнепосредственно к публично объявленному целевому уровню инфляции и отсутствию других номинальных якорей. Этому, прежде всего, должно способствовать публичное объявление целевого показателя инфляции. Его эффективность подкрепляется тем фактом, что он относится к показателю, общеизвестному и понятному экономическим субъектам. Следовательно, представление конкретного значения желаемого уровня инфляции напрямую способно повлиять на инфляционные ожидания и, соответственно, на инфляцию в долгосрочной перспективе. На основе различий в способах достижения цели монетарной политики, в теории различается два подхода к целевой стратегии инфляции: строгий и гибкий. Стратегия ограничительной инфляции в строгой версии предполагает, что центральный банк сосредоточен исключительно на стабилизации инфляции на целевом уровне, независимо от затрат для реальной экономики. В свою очередь, целевая стратегия по инфляции в гибкой версии предполагает, что цель центрального банка состоит в том, чтобы стабилизировать инфляцию на уровне производства и занятости, соответствующих потенциалу. На практике большинство центральных банков используют гибкий подход, который позволяет не только стабилизировать цены, но и ограничивать циклические колебания производства. В случае шока, дестабилизирующего экономику, гибкий подход к стратегии-ИТ сводится к тому, чтобы решить, через сколько времени инфляция должна вернуться к целевому уровню. Уровень гибкости и, следовательно, возможность расширения горизонта инфляции, возвращающегося к цели, зависит от уровня доверия субъектов рынка к центральному банку. Надлежащая открытость помогает центральному банку укрепить фактор доверия в отношениях между субъектами на денежном рынке. По этой причине центральные банки, внедряющие стратегию-ИТ, придают большое значение прозрачности своей деятельности и демократическому контролю в банковской системе. Доверие к банку, поддерживаемое им, заключается в снижении затрат на обеспечение стабильности цен за счет более сильной привязки инфляционных ожиданий экономических субъектов к объявленному целевому уровню инфляции. При практической оценке целевой стратегии по инфляции важно подчеркнуть ее эффективность. Страны, которые не используют стратегию-ИТ, характеризуются в среднем более высоким уровнем инфляции. Режим таргетирования инфляции на протяжении более чем 25 лет доказывает свою эффективность в обеспечении низкой и предсказуемой инфляции не только в развитых (например, Норвегия, Швеция, Канада), но и в развивающихся странах (Польша, Чехия). По данным Международного валютного фонда, в настоящее время к этой стратегии перешли более 40 стран. На них приходится более трети мирового ВВП. Помимо этого, США, и еврозона, которые официально не декларируют стратегию-ИТ, тем не менее также стремятся к достижению стабильной низкой инфляции с публично объявленной количественной целью. Вместе с ними доля стран, таргетирующих инфляцию, в мировом ВВП достигает почти 75%. Стратегия-ИТ также успешно внедрена в странах Евразийского экономического союза – в Российской Федерации, Казахстане, Армении (по состоянию на 2021 г.). За последние десятилетия уровень инфляции во всем мире существенно снизился: если в середине 80-х гг. прошлого столетия глобальная инфляция измерялась двузначной цифрой, то сейчас она находится на уровне 2,5%, в том числе в странах с развивающейся рыночной экономикой – в среднем 3,5%. Как показывает практика, инфляция снижалась быстрее в странах с независимым и прозрачным в своих действиях центральным банком. Таким образом, преимущества монетарной политики и использование стратегии инфляционного таргетирования способствуют повышению ее результативности в достижении долгосрочных целей экономического развития для развивающихся экономик.Тенденции в антикризисном регулировании со стороны монетарных властейЕсли рассмотреть литературу по теме действий монетарных властей в период кризиса 2008 года, то можно выделить несколько аспектов. Во-первых, исследователи отмечают, что мягкая монетарная политика и пробелы в регулировании послужили причиной развития «пузыря» на рынке недвижимости США, который стал одной из причин глобального финансового кризиса [1, 9]. Во-вторых, поддержание достаточного уровня ликвидности в глобальной финансовой системе, например, через предоставление своп-линий, было эффективным шагом [1, 11]. Однако, ультрамягкая денежно-кредитная политика в большинстве развитых стран является предметом споров [5]. При этом, координированное снижение ставки монетарными властями США, стран Еврозоны, Канады, Великобритании, Швеции, Швейцарии и Китая некоторые исследователи называют поворотной точкой в острой фазе кризиса [2].Важно отметить, что большое количество споров и широкое общественное обсуждение вызвала политика по спасению банков (Bank bailout bill) [3], однако следует признать, что именно она предотвратила крах всей глобальной финансовой системы.Если обобщить антикризисные действия монетарных властей в период глобального финансового кризиса 2008 года, то можно прийти к следующим результатам:•после краха Lehman Brothers 36 центральных банков, преимущественно в развитых станах, прибегли к снижению ставок;•развитые страны осуществили не только вливания ликвидности в банковскую систему, но и спасали крупнейшие банки путем национализации, повышения государственных гарантий по банковским вкладам для предотвращения бегства вкладчиков и др.;•монетарные власти развивающихся стран столкнулись, в первую очередь, с дефицитом ликвидности банковских систем, а потому им потребовалось осуществить дополнительные инъекции ликвидности в банковскую систему, использовались гарантированные долларовые своп-линии, а также повышались ставки для привлечения зарубежного капитала.В 2020 году ситуация развивается несколько иначе. Во-первых, в период с начала по июнь 2020 года 81 центральный банк понизил ставку, в том числе и в развивающихся странах. Стоит отметить, что номинальные ставки в некоторых развитых странах стали отрицательными. Статистика по ряду развитых и развивающихся стран представлена в таблице.Таблица 1. Процентные ставки мировых ЦБ в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19 [4]07.02.202018.06.202030.09.202028.12.202019.03.2021Швейцария-0,75%-0,75%-0,75%-0,75%-0,75%ЕЦБ-0,50%-0,50%-0,50%-0,50%-0,50%Япония-0,10%-0,10%-0,10%-0,10%-0,10%Великобритания0,75%0,10%0,10%0,10%0,10%США1,63%0,13%0,13%0,13%0,13%Бразилия4,25%2,25%2,00%2,00%2,75%ЮАР6,25%3,75%3,50%3,50%3,50%Китай4,15%3,85%3,85%3,85%3,85%Индия5,45%4,00%4,00%4,00%4,00%Россия6,00%5,50%4,25%4,25%4,50%Турция11,25%8,25%10,25%17,00%19,00%Во-вторых, несмотря на профицит ликвидности в глобальной финансовой и банковской системах, власти предпринимают дополнительные стимулирующие меры, что вызывает опасения относительно усиления инфляционных рисков. При этом, монетарные власти развивающихся стран, в которых инфляция значительно более волатильна, уже в начале 2021 года начали повышать ставки. По этому пути пошел и Банк России, повысив ставку в марте до 4,5%.ЗаключениеЕсли обобщить антикризисные действия монетарных властей в период глобального финансового кризиса 2008 года, то можно прийти к следующим результатам:•после краха Lehman Brothers 36 центральных банков, преимущественно в развитых станах, прибегли к снижению ставок;•развитые страны осуществили не только вливания ликвидности в банковскую систему, но и спасали крупнейшие банки путем национализации, повышения государственных гарантий по банковским вкладам для предотвращения бегства вкладчиков и др.;•монетарные власти развивающихся стран столкнулись, в первую очередь, с дефицитом ликвидности банковских систем, а потому им потребовалось осуществить дополнительные инъекции ликвидности в банковскую систему, использовались гарантированные долларовые своп-линии, а также повышались ставки для привлечения зарубежного капитала.В 2020 году ситуация развивается несколько иначе. Во-первых, в период с начала по июнь 2020 года 81 центральный банк понизил ставку, в том числе и в развивающихся странах. Стоит отметить, что номинальные ставки в некоторых развитых странах стали отрицательными.Подытожив, можно увидеть, что антикризисное регулирование со стороны монетарных властей в периоды кризисов 2008 и 2020 годов претерпело значительные изменения, в первую очередь, в развивающихся странах. Если развитые страны проводят ультрамягкую денежно-кредитную политику в части инструментария, то есть низких, вплоть до отрицательных, процентных ставок и крупных программ скупки активов, то монетарные власти развивающихся стран радикально изменили вектор предпринимаемых мер. Так, антикризисная денежно-кредитная политика стала значительно более мобильной, в том числе благодаря децентрализации и деглобализации мировой экономики.Список использованных источниковМинистерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт / М-во экон. развития Рос. Федерации. — Москва, 2010—2020 . — URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.02.2022). Божечкова, А.В. Денежно-кредитная политика и инфляция в июне 2020 г. / А. В. Божечкова, П. В. Трунин // Экономическое развитие России. — 2020. — № 8. — С. 9-11. Солодовник, А. И. Макроэкономика : учебное пособие / А. И. Солодовник. — Орел : ОрелГАУ, 2018. — 133 с. Гусева, И. А. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Гусева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 347 с. Эскиндаров, М. А. Международный финансовый рынок: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Эскиндаров [и др.]; под общей редакцией М. А. Эскиндарова, Е. А. Звоновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 453 с. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 283 с.Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 249 с. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 294 с.Дробышевский, С., Киюцевская, А., Трунин, П. (2016). Мандат и цели центральных банков: эволюция и уроки кризиса // Вопросы экономик. № 5. С. 5-24. Дробышевский, С., Киюцевская, А., Трунин, П. (2018). Возможности процентной политики центральных банков // Экономическая политика. № 13 (4). С. 42-61. Замараев, Б.А., Киюцевская, А.М. (2019). Инфляционное таргетирование в мире и России // Вопросы экономики. № 6. С. 5-29. Пестова, А. (2017). Режимы денежно-кредитной политики Банка России: рекомендации для количественных исследований // Вопросы экономики. № 4. С. 38-60.
1. Министерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт / М-во экон. развития Рос. Федерации. — Москва, 2010—2020 . — URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.02.2022).
2. Божечкова, А.В. Денежно-кредитная политика и инфляция в июне 2020 г. / А. В. Божечкова, П. В. Трунин // Экономическое развитие России. — 2020. — № 8. — С. 9-11.
3. Солодовник, А. И. Макроэкономика : учебное пособие / А. И. Солодовник. — Орел : ОрелГАУ, 2018. — 133 с.
4. Гусева, И. А. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Гусева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 347 с.
5. Эскиндаров, М. А. Международный финансовый рынок: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Эскиндаров [и др.]; под общей редакцией М. А. Эскиндарова, Е. А. Звоновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 453 с.
6. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 283 с.
7. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 249 с.
8. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 294 с.
9. Дробышевский, С., Киюцевская, А., Трунин, П. (2016). Мандат и цели центральных банков: эволюция и уроки кризиса // Вопросы экономик. № 5. С. 5-24.
10. Дробышевский, С., Киюцевская, А., Трунин, П. (2018). Возможности процентной политики центральных банков // Экономическая политика. № 13 (4). С. 42-61.
11. Замараев, Б.А., Киюцевская, А.М. (2019). Инфляционное таргетирование в мире и России // Вопросы экономики. № 6. С. 5-29.
12. Пестова, А. (2017). Режимы денежно-кредитной политики Банка России: рекомендации для количественных исследований // Вопросы экономики. № 4. С. 38-60.
Вопрос-ответ:
Какие цели преследует монетарная политика государства?
Целями монетарной политики государства являются обеспечение стабильности денежного обращения, поддержание умеренного уровня инфляции и обеспечение макроэкономической стабильности.
Каковы задачи монетарной политики?
Основными задачами монетарной политики являются контроль над денежной массой, управление процентными ставками, регулирование курса валюты, а также обеспечение финансовой стабильности и роста экономики.
Что такое монетарное регулирование экономических процессов?
Монетарное регулирование экономических процессов представляет собой использование денежно-кредитных инструментов государственных органов для влияния на объем и структуру денежной массы, процентные ставки и другие финансово-кредитные параметры с целью регулирования экономического роста и стимулирования инвестиций.
Какие преимущества имеет монетарное регулирование экономических процессов?
Монетарное регулирование экономических процессов позволяет гибко реагировать на изменения в экономике и поддерживать стабильность денежного обращения, а также контролировать инфляцию и обеспечивать макроэкономическую стабильность.
Какие тенденции можно выделить в антикризисном регулировании со стороны монетарных властей?
В антикризисном регулировании со стороны монетарных властей можно выделить такие тенденции, как активное использование инструментов денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста, предоставление льготных условий для кредитования, а также содействие увеличению капиталовложений и поддержание стабильности финансовой системы.
Что такое монетарная политика?
Монетарная политика - это совокупность мер государства, направленных на регулирование денежной системы и контроль над денежной массой в целях достижения макроэкономической стабильности.
Какие цели преследует монетарная политика?
Основные цели монетарной политики включают обеспечение стабильности цен, поддержание низкого уровня инфляции, поддержание уровня экономического роста, стимулирование занятости и снижение рисков финансовых кризисов.
Какие инструменты используются в монетарной политике?
В монетарной политике используются различные инструменты, включая изменение процентных ставок, резервных требований банков, операции на открытом рынке и валютный интервенционизм.