Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 03.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1. Невротическая форма заикания, структура дефекта………………. 4
1.1 Заикание, его формы и особенности проявления дефекта……… 4
1.2 Возможные причины возникновения невротического заикания... 7
2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания……………. 11
Заключение……………………………………………………………… 19
Список использованных источников………………………………….. 21

Фрагмент для ознакомления

У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности. Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза - склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям[1].Естественно, что логопед, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствует переходу заикающихся детей из групп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда их поведение нормализуется успешно уже в начале -середине коррекционного курса, особенно у детей Iи IIклинических групп. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью игровой активности и распределяются в группы А, Б , В. Именно на них ориентируются логопед и воспитатель при создании устойчивых игровых коллективов. Дети из III, IVклинических групп имеют низкий уровень игровой активности и относятся к группам Г, Д. Они требуют длительного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их игровой активности, однако не всегда успешно осуществляется их продвижение , и не все дети из IIIи IVгрупп достигаютвысокой степени игровой активности.Развитие игровой активности заикающихся детей исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитания речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.В исследованиях Н.А. Власовой, К.П. Беккер, Г.А. Волковой и др. указывается, что нарушения речевой функции в дошкольном возрасте, в частности заикание, не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Заикание в дошкольном возрасте снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности.Проблема несформированности коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием выходит из потребностей государства, требующего их коммуникативную готовность к школьному обучению[3].Исследованием и изучением коммуникативных навыков в различные годы занимались Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.А. Лабунская, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие[5].Проанализировав литературу вышеперечисленных авторов, можно сделатьвывод, что коммуникативные навыки включают в себя следующие параметры:умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника;способность поддержать разговор на определенную тему;умения использовать языковые средства, оптимальные для конкретной речевой ситуации;использование неязыковых средств выразительности (мимика, жесты, движения);интонационная выразительность речи; наличие визуального контактаИсследование Карбовской Т.А., проведенное в 2018 году в Тюмени отражает уровень сформированности речи и уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет с заиканием. Данные диаграмм на рисунках 2 и 3 (Рис. 2,3) очень точно отражают особенности развития речи детей при проблеме заикания[3].Рисунок 2 Уровень развития речи дошкольников г. ТюменьРисунок 3 Уровень развития коммуникативных навыков дошкольников г. ТюменьИсходя из результатов, полученных в ходе данного исследования можно резюмировать, что у большинства обследованных дошкольников уровень развития и речи и уровень коммуникативных навыков находится на среднем уровне, в то время как высокого уровня развития коммуникативных навыков не показал ни один респондент. Так же стоит уделить внимание факту, что среди обследованных детей не был выявлен низкий уровень развития речи.ЗаключениеЗаикание -это один из наиболее тяжёлых дефектов речи, заикание трудно устранимо, и требует достаточно долгого времени, терпения и желания. Заикание травмирует психику ребёнка, не даёт возможности полноценно развиваться и входить в общение с окружающими, особенно в детском коллективе. Многие нормально говорящие дети трудно вступают в контакт с заикающимися детьми, по этой причине заикающиеся дети могут впасть в депрессию, отказываться заниматься, и будут проводить, врем наедине с собой. Будет достаточно сложно включить заикающихся детей в игру с нормально говорящими. Только совместный труд родителей, воспитателей, логопедов, психологов поможет таким детям расти и развиваться в полной мере. Дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.Вопросами изучения проблематики заикания занимались многие специалисты разных областей науки. Изучение данного нарушения было мультикомплексным,основывалось на трудах неврологов, таких как А. Куссмауля, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Впсихологии и нейропсихологии: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. В нейрофизиологии занимались: Н.И. Жинкин, Е.Н. Соколов, Е.Д. Хомская. В психиатрии занимались такие специалисты, какВ.А. Гиляровский, Н.Н. Трауготт, А.Е. Личко,Б.Д. Сухарева, Г.Е. Карвасарский.Данная работа систематизировала данные научной литературы по проблеме невротического заикания у дошкольников. Мной были рассмотрены ключевые определения, данные авторами учебных и научно популярных изданий. Были обобщены статистические данные, касающиеся частоты проявления и распространенности дефекта.В заключение хочется процитироватьН. Г. Неткачева:«Заикание —болезнь личности, неспособной подчинить своей воле собственную, судорожно расстроенную функцию речи и лишенной правильной ориентировки в понимании как своего недуга, так и условий своего существования в окружающей социальной среде. Наэтом основании задача...лечения и будет состоять в том, чтобы вполне перевоспитать личность пациента и восстановить в ней утраченное спокойствие, смелость, уверенность, устранить угнетающие эмоции страха...»[6].Логопед, который помогает заикающимся детям, подросткам, взрослым преодолевать речевые трудности, должен быть одновременно и психотерапевтом. Способность к сопереживающему пониманию, гибкость, пластичность эмоций, чуткость, отзывчивость, чувство такта, разумная требовательность, широкая эрудиция, доброта, человеческая глубина, увлеченность, «захваченность» творческим процессом преодоления, —вот та личностная палитра, которая необходима любому специалисту, приближающемуся к проблеме заикания.Cписок использованных источниковБелякова,Л.И.,Дьякова,Е.А.Заикание/Л.И.Белякова,Е.А.Дьякова.:[Текст]–М.,1998.–304с.Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова.–М.:ВЛАДОС,2007.–703с.Карбовская Т.А., Плотникова М. В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием :[Текст]/–TheNewmanInForeignPolicy № 43 (87)/ июль-август 2018 –87 с.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах.:[Текст]/Т.В.Пятница —— Минск : Аверсэв, 2006.–28 с.Селиверстов,В.И.Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия /В.И.Селиверстов:[Текст]/–М.:ВЛАДОС,2000.–208с.Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания:[Текст]/–М.: В.Секачев, 2005 –128 с.


Cписок использованных источников
1. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.:[Текст]–М.,1998. –304с.
2. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова.–М.:ВЛАДОС,2007.–703с.
3. Карбовская Т.А., Плотникова М. В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием :[Текст]/– The Newman In Foreign Policy № 43 (87)/ июль-август 2018 –87 с.
4. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. :[Текст]/ Т.В. Пятница —— Минск : Аверсэв, 2006. –28 с.
5. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В.И. Селиверстов:[Текст]/ –М.:ВЛАДОС,2000. –208с.
6. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания:[Текст]/– М.: В.Секачев, 2005 –128 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности проявляются у детей дошкольного возраста с невротической формой заикания?

У детей дошкольного возраста с невротической формой заикания могут проявляться особенности в речевом развитии, артикуляции звуков, накоплении словарного запаса. Они часто испытывают страх и тревогу перед говорением, склонны к избеганию коммуникации и общению с другими детьми. Им может быть трудно справляться с задачами, требующими участия в общении и высказывание своих мыслей.

Какие возможные причины возникновения невротического заикания у детей дошкольного возраста?

Возможные причины возникновения невротического заикания у детей дошкольного возраста могут быть связаны с наследственностью (если в семье есть родственники, страдающие заиканием), стрессовыми ситуациями (развод родителей, переезд, потеря близкого человека), излишними требованиями к ребенку, психоэмоциональным дисбалансом, низкой самооценкой.

Какие психолого-педагогические особенности имеют дети дошкольного возраста с невротической формой заикания?

Дети дошкольного возраста с невротической формой заикания часто нуждаются в особом психолого-педагогическом подходе. Они могут требовать дополнительной поддержки и стимуляции для развития речи и коммуникативных навыков. Важно создать доверительную атмосферу и поддерживающую среду, где ребенок чувствует себя уверенно и безопасно. Работа по развитию самооценки и психоэмоциональной сферы также является важной задачей в работе с такими детьми.

Какие особенности проявляются в структуре дефекта невротического заикания у детей?

В структуре дефекта невротического заикания у детей можно выделить несколько особенностей. Во-первых, это повторение звуков или слогов, которые дети не могут выговорить нормально. Во-вторых, это блокировка звука или слога в главном дыхании. И, наконец, это сопровождающие двигательные действия, которые сопровождают попытки преодолеть заикание, например, кивки головой или дерганье плечами.

Каковы особенности невротической формы заикания у детей дошкольного возраста?

Невротическая форма заикания у детей дошкольного возраста характеризуется особыми признаками. Дети испытывают беспокойство и тревогу, особенно при попытке говорить. Заикание может проявляться в повторении звуков, слов или фраз, а также в затруднении начала или окончания слов. Однако, в отличие от органического заикания, невротическая форма не имеет физиологических причин и может пройти со временем.

Какая структура дефекта при невротической форме заикания?

Структура дефекта при невротической форме заикания включает психологический компонент. Ребенок испытывает внутреннюю тревогу и страх перед говорением. Это приводит к нарушению речевого процесса, который проявляется повторением звуков, слов или фраз. Важно заметить, что невротическое заикание не связано с какими-либо физическими проблемами или недостатками в речевом аппарате.

Какие могут быть причины возникновения невротического заикания у детей дошкольного возраста?

Причины возникновения невротического заикания у детей дошкольного возраста могут быть различными. Одной из возможных причин является наследственность - если у родителей или близких родственников были проблемы с речью, то у ребенка может возникнуть невротическое заикание. Также, стрессовые ситуации, переживания и негативный опыт могут способствовать появлению этого дефекта. Недостаточное внимание и поддержка со стороны взрослых также могут влиять на развитие невротического заикания.

Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания?

Дети дошкольного возраста, страдающие невротической формой заикания, имеют определенные психолого-педагогические особенности. Они могут испытывать беспокойство и тревогу, ощущать страх перед говорением. Кроме того, эти дети могут начать избегать общения или проявлять заторможенность в развитии речи. Важно создавать для них доверительную атмосферу, где они могут свободно выражать свои мысли и чувства, и обеспечивать им поддержку со стороны взрослых.

Чем отличается невротическая форма заикания от других форм заикания?

Невротическая форма заикания отличается от других форм тем, что является результатом психических нагрузок и стрессов. В отличие от органического заикания, невротическое заикание не связано с физиологическими нарушениями, а является проявлением внутренних эмоциональных и психологических проблем.

Какими возможными причинами может быть вызвано невротическое заикание у детей дошкольного возраста?

Невротическое заикание у детей дошкольного возраста может быть вызвано различными причинами. Одной из возможных причин является нарушение эмоциональной сферы ребенка, вызванное конфликтами в семье, переездом, сменой дошкольного учреждения и другими стрессовыми ситуациями. Также невротическое заикание может быть связано с недостаточной развитием речи, низкой самооценкой, повышенной тревожностью и другими психологическими факторами.